Политическое развитие в 1920 е гг конспект 10 класс торкунова
Обновлено: 20.05.2024
Левизна - труд В.И.Ленина, содержащий резкую критику противников большевизма из революционно-социалистического лагеря.
Ленинский призыв - массовый приём в РКП(б) передовых рабочих в 1924 году, происходивший в связи с кончиной В.И.Ленина.
Правый уклон - оппозиционное к экономической политике И.В.Сталина направление в ВКП(б), проводившееся Н.И.Бухариным, А.И.Рыковым, М.П.Томским и их сторонниками в 1928–1929 годах.
Троцкизм - теория, представляющая собой развитие марксизма на основе взглядов, изложенных Львом Троцким и другими лидерами Левой оппозиции в 1920—1930-е годы.
Центризм - идеологическая позиция политического движения или группы, промежуточная между правыми и левыми движениями или группами, неприятие левого и правого радикализма.
Партноменклатура - высокопоставленные партийные работники, обличённые большими полномочиями и имеющие большие привилегии.
Основная и дополнительная литература
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вопреки ожиданиям, вместо всеобщего равенства социализма, новая экономическая политика привела к возвращению имущественного неравенства. Это стало причиной распространения антинэповских настроений в партийном и государственном аппарате. Высшие руководители понимали, что без использования рыночных отношений экономика потерпит крах, но при этом боялись расширения свобод, которое могло привести к утрате власти. Вторая половина 1920-х годов стала периодом постоянных колебаний между демократизацией и усилением репрессий.
В начале 1920-х годов было создано Государственное политическое управление (ГПУ), а затем Объединенное государственное управление (ОГПУ). Были приняты основные кодексы законодательные акты - гражданский, уголовный, законов о труде и т.д. Вместе с тем жестоким репрессиям подвергались политические противники большевиков. Последние небольшевистские партии ликвидировались, укреплялась однопартийная диктатура. Все больше расширялись права органов ОГПУ. После 1925 года, острая политическая борьба внутри большевистской партии привела к ужесточению общего политического курса государства.
"Сталин слишком груб‚ и этот недостаток. становится нетерпимым в должности генсека". (Письмо к съезду, В.И.Ленин).
Каменевым и Зиновьевым. На ХIV съезде партии в декабре того же года (на
нём партия была переименована во Всесоюзную коммунистическую партию - ВКП(б), оппозиция потерпела поражение, место Зиновьева занял Сергей Миронович Киров.
Последней попыткой оппозиции повлиять на власть, стала организация альтернативной демонстрации в ноябре 1927 года в честь 10-летия Великого Октября. Демонстрацию разогнали, более 2 тысяч участников оппозиции были исключены из партии, многие отправлены в ссылку. Троцкий, как самый непримиримый оппозиционер, в начале 1928 года был выслан в Казахстан, затем выдворен из СССР.
Разбор типового тренировочного задания
14. Филворд - английский кроссворд
Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде фамилии членов Политбюро ЦК ВКП(б)в конце 1920-х годов.
Цель: выяснить влияние политических процессов в СССР на проведение нэпа; определить итоги данных политических процессов.
Личностные: осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как гражданина своей страны, способность к определению своей позиции и ответственному поведению.
Метапредметные: организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знаний;
осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;
владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и исследовательские задачи;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
оценивать собственные действия, учебные достижения.
Предметные: применять различные методы исторического анализа;
самостоятельно определять причины и отслеживать последствия исторических событий, явлений;
определять и обосновывать своё отношение к различным версиям и оценкам событий и личностям прошлого.
Тип урока: комбинированный
Виды деятельности: анализ источников (документов), самостоятельный поиск информации, работа в группах, участие в учебной дискуссии.
Вложение | Размер |
---|---|
politicheskoe_razvitie_v_1920-e_gg.docx | 27.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: выяснить влияние политических процессов в СССР на проведение нэпа; определить итоги данных политических процессов.
Личностные: осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как гражданина своей страны, способность к определению своей позиции и ответственному поведению.
Метапредметные: организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знаний;
осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;
владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и исследовательские задачи;
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
оценивать собственные действия, учебные достижения.
Предметные: применять различные методы исторического анализа;
самостоятельно определять причины и отслеживать последствия исторических событий, явлений;
определять и обосновывать своё отношение к различным версиям и оценкам событий и личностям прошлого.
Тип урока : комбинированный
Виды деятельности : анализ источников (документов), самостоятельный поиск информации, работа в группах, участие в учебной дискуссии.
- Организационный этап.
- Мотивационно - организационный этап и актуализация знаний
Анализ плакатов времен нэпа.
- Что изображено на плакате?
- Перечислите мероприятия НЭПа.
- Какие были лозунги большевиков в годы Гражданской войны?
Вспомните, н овая экономическая политика соответствовала революционным лозунгам большевиков?
- Затронули эти противоречия НЭПа политические взгляды большевиков на дальнейшее развитие государства?
Давайте теперь сформулируем тему урока и цели и задачи.
III. Изучение нового материала.
1. Трудности поворота.
2. Болезнь В. И. Ленина и борьба за власть.
3. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б).
4. Ужесточение политического курса.
- Трудности поворота. Нэп противоречил лозунгам, под которыми большевики одержали победу в Гражданской войне. В стране появлялись мелкие предприниматели и торговцы, крестьяне могли свободно продавать свою продукцию.
К чему вел нэп? (к усилению имущественного неравенства).
В связи с этим, в партийном и гос. аппарате стали распространяться антинэповские настроения.
Самостоятельная работа с документом.
К чему приводило распространение антинэповских настроений?
Какие меры были предприняты руководством для поощрения экономической инициативы?
Вывод: Колебания наблюдались во всех сферах жизни общества. В значительной степени это было связано с острой политической борьбой, которая велась внутри большевистской партии.
- Болезнь В. И. Ленина и борьба за власть. После завершения Гражданской войны в партии начались споры и столкновения из-за поисков путей развития страны в новых условиях, и борьбы за власть между различными партийными лидерами.
Работа в парах. Составление таблицы: назовите и кратко охарактеризуйте основные этапы внутрипартийной борьбы. Каковы её итоги? Назовите лидеров противоборствующих сторон.
Работа в группах с документами:
IV. Закрепление изученного материала.
Задание 1. Найдите по вертикали и горизонтали в филворде фамилии членов Политбюро ЦК ВКП(б)в конце 1920-х годов.
Правильные варианты : Зиновьев; Каменев; Троцкий.
Задание 2. Вставьте пропущенные слова/годы:
1. "________ слишком груб‚ и этот недостаток. становится нетерпимым в должности генсека".
3. Советский посол в Польше был убит в ___________ году.
Правильные варианты : 1. Сталин 2. Каменев 3. 1927
В 1920-е гг. происходило ужесточение политического режима, сложилась однопартийная система. После смерти В. И. Ленина разгорелась острая борьба за власть в партийном руководстве. Победителем в этой борьбе стал генеральный секретарь ВКП(б) И. В. Сталин.
Домашнее задание: §12
Оппозиционеры в своей борьбе могли опереться в основном на Ленинградскую партийную организацию, которой фактически руководил Зиновьев. Этого было недостаточно. На XIV съезде партии в декабре 1925 г. (на нём она была переименована во Всесоюзную коммунистическую партию — ВКП(б) оппозиция потерпела полное поражение. Вскоре руководителем Ленинградской области вместо Зиновьева был назначен сторонник Сталина С. М. Киров. Потеряли руководящие должности и другие оппозиционеры.
Контролируя партийный аппарат и государственные органы, большинство в Политбюро подавило выступления оппозиционеров. В 1926 г. сначала Зиновьев, а затем Троцкий и Каменев были исключены из Политбюро. Для борьбы с оппозицией использовались не только методы внутрипартийной дискуссии, но и сила органов государственной безопасности. В ноябре 1927 г. в связи с празднованием 10-й годовщины Октябрьской революции оппозиционеры попытались провести свои митинги и демонстрации. Однако они были разогнаны. Вскоре после этого лидеров и более 2 тыс. активных участников оппозиции исключили из партии. Многих из них отправили в ссылку. Значительная часть оппозиционеров добилась прощения, объявив о подчинении воле большинства. Наиболее непримиримыми оставались Троцкий и его ближайшие соратники. Троцкого в начале 1928 г. выслали в Казахстан, а некоторое время спустя выдворили за пределы СССР.
Внутрипартийная борьба оказала существенное воздействие на политическое развитие страны. Большевистская партия понесла значительные кадровые потери. Была подорвана система коллективного руководства и относительной внутрипартийной демократии. Широкое распространение получило выдвижение кадров по принципу личной преданности лидерам партии. Для подавления оппозиции всё активнее использовались органы государственной безопасности. В совокупности это создавало предпосылки для утверждения единовластия.
Ожесточённые внутрипартийные столкновения отвлекали руководство страны от рассмотрения реальных проблем, лишали его необходимой гибкости и инициативы. Всё чаще принимались идеологически мотивированные решения. Усилилось давление государства на зажиточных крестьян и предпринимателей в городах. Их ограничивали в правах, обкладывали дополнительными налогами, арестовывали. Это вело к усилению кризисных явлений в экономике.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ИСТОРИЯ РОССИИ. 10 КЛАСС.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 1920-Е ГГ.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1920-Е ГГ
Дать представление о противоречивости развития страны в 1920-ые гг;
Объяснить причины и сущность внутрипартийной борьбы 1920-х гг;
Выяснить, какие причины определили характер советской внешней политики в первые послевоенные годы;
Определить, какое место занимала во внешней политике деятельность по созданию и укреплению Коммунистического Интернационала;
Проследить этапы в истории внешней политики РСФСР и СССР с капиталистическими странами;
Обсудить, какую роль во внутрипартийной борьбе играл выдвинутый И.В.Сталиным тезис о существовании единого империалистического заговора против СССР;
Соотносить даты и события отечественной истории и всеобщей истории, показывать на исторической карте границы государств, места значительных событий;
Выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
Участвовать в эвристической беседе, дискуссии, работать с документами, решать проблемные задания, делать выводы;
Работать в группе, выступать публично;
Объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории России.
ТИП УРОКА : комбинированный урок.
Организационный момент.
Мотивационно-целевой этап.
До сих пор не смолкают споры: почему в 1920-ые гг. победу в борьбе за власть одержал И.В.Сталин? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо исследовать политическое развитие страны в указанный период.
Коммунистическая партия в 1920-е гг.
Внутрипартийная борьба за власть.
Принципы, определяющие характер советской внешней политики.
Этапы в истории внешней политики РСФСР и СССР в 1921 г.-1928 г.
Роль деятельность Коминтерна.
Введение в новый материал.
Работа по теме урока.
Смерть В.И.Ленина.
Другие не находят ничего принципиально нового;
Третьи считают, что у Ленина были лишь наброски новых подходов.
- Что предлагал лидер партии?
Задание 1 . Изучите предложенный материал и прокомментируйте его.
В своих последних письмах и статьях В.И.Ленин:
Возлагает надежды на административные методы борьбы с бюрократизмом, коррупцией (улучшение работы рабоче-крестьянской инспекции, увеличение числа рабочих в ЦК);
Указывает на главные направления развития страны, выражающиеся в росте цивилизованности , культуры; увеличении различных форм кооперации на добровольной основе;
Пишет об опасности раскола партии. Ее единство и сохранение монополии на власть – основное условие движения к социализму.
Задание 2 . Познакомьтесь с документом и определите, кто и почему мог стать лидером в стране, по мнению В.И.Ленина.
Мы видим, что конкретного лидера Ленин не предлагает.
- Может быть надо осуществлять коллегиальное управление?
- Как в таком случае относиться к резолюции X съезда партии?
- Какой остается выход?
Коммунистическая партия в 1920-е гг.
Международная обстановка в 1922 г. изменилась после поражения коммунистического восстания в Германии и прихода к власти фашистов в Италии. Стало понятно, что СССР остается в одиночестве, в окружении враждебных стран. Перед партией встал вопрос: возможно ли построение социализма в одной стране и каким он будет? Дальнейшая стратегия и выбор пути развития во многом зависели от обстановки в партии.
Задание 3. Прочитайте приведенный материал и дайте характеристику коммунистической партии в 1930-е гг..
Коммунистическая партия в 1920-е гг:
Рост партийного аппарата;
В партию прошли и те, кто рассчитывал получить хорошую работу, сделать карьеру;
Привилегии для партийцев становятся системой;
Ужесточение партийной дисциплины, борьба с инакомыслием;
Решения принимаются узким кругом политической элиты;
Назначение на должность утверждается партийными органами.
- Предположите, какие последствия для страны могли иметь подобные явления в партии.
Внутрипартийная борьба за власть.
Вы убедились, что изменения в партии предполагали поиск единственного лидера, который мог бы сосредоточить власть в своих руках. После смерти Ленина начинается внутрипартийная война .
Задание 4. Работая с п. 3 § 12 и выясните:
Причины внутрипартийной борьбы.
Ход и итоги внутрипартийной борьбы.
Причины внутрипартийной борьбы:
Личное соперничество политических лидеров за власть в партии с стране;
Различие взглядов на пути развития СССР;
Отсутствие легальной оппозиции
Фазы внутрипартийной борьбы:
Сталин, Каменев и Зиновьев против Троцкого (1923-1925 гг);
Сталин, Бухарин и Рыков против Каменева и Зиновьева (1925-1927 гг). Исключение Каменева и Зиновьева из партии;
Сталин против Бухарина и Рыкова (1927-1930 гг). удаление Бухарина и Рыкова с руководящих постов;
Организация против Каменева, Зиновьева, Бухарина, Рыкова в 1935-1938 гг публичных политических процессов. Осуждены и расстреляны.
Итог внутрипартийной борьбы- Сталин одержал решительную победу.
Принципы, определяющие характер советской внешней политики.
Задание 5 . Попробуйте составить схему, отражающую суть принципов, которыми руководствовались большевики.
Модель поведения соцгосударства в капиталистическом окружении:
- прагматическая концепция мирного сосуществования государств с различным общественным строем, подразумевала нормализацию межгосударственных отношений с капиталистическими странами.
Этапы в истории внешней политики РСФСР и СССР в 1921 г.-1928 г.
Задание 6. Учащиеся работают с п. 6 § 13 и характеризуют международные отношения с западными странами.
Внешнюю политика РСФСР и ССССР в 1921-1928 гг можно разделить на пять этапов:
У большевиков возобладает идея мировой революции. Создан Коминтерн по руководству мировой революцией.
Неудачные итоги советско-польской войны, спад революционной волны в Европе заставила большевиков пойти на смену ориентиров:
А) Европа еще не готова к мировой пролетарской революции;
Б) у мирового капитала нет сил удушить пролетарскую революцию.
Таким образом, идея мировой революции отодвинулась на далекую перспективу.
Следовательно, на первом плане- нормализация отношений с мировыми державами и широкое привлечение иностранных капиталов в страну .
1920 г - мирные договоры с Эстонией, Литвой, Латвией, Финляндией.
1921 г - торговое отношение с Великобританией, советско-германское торговое соглашение, торговые соглашения с Норвегией, Италией.
Таким образом, к лету 1921 г. существовало 11 торговых договоров с ведущими странами Европы.
Весна 1922 г – Генуэзская конференция, Раппальский договор.
1926 г.- отказ от политики активного разжигания мировой революции Коминтерном.
Задача- формирование положительного образа СССР в общественном мнении своих стран
1924-1925 гг - период дипломатического признания Советского государства.
Февраль 1924 г - дипломатические отношения с Италией, Норвегией, Австрией, Грецией, Швецией, Францией.
Май 1924 г - советско-китайское соглашение.
Лето 1924 г - дипломатические отношения между ССР и Мексикой.
Январь 1925 г - японско-советская конвенция.
Всего за 1921 -1925 гг. СССР заключил более 40 договоров и соглашений.
Подозрительность и недоверие между внешнеполитической установкой Сталина и руководителей капиталистических держав привели к крайне напряженной ситуации в Европе.
8 мая 1923 г .- нота Керзона СССР. В ответ СССР развернул антианглийскую программу.
Весна 1927 г - волна антисоветских выступлений в Великобритании.
Май 1927 г .- налет на советское торгпредство в Лондоне.
1927 г .- Франция потребовала отзыва советского посла Раковского, в Польше убит полпред в Польше П.Л.Войков.
Роль деятельность Коминтерна.
Задание 7 . Учащиеся самостоятельно работают с п. 5 § 13.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Выучить п.12, 13, ответить на вопросы
ИСТОРИЯ РОССИИ. 10 КЛАСС.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 1920-Е ГГ.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1920-Е ГГ
Задание 1 . Изучите предложенный материал и прокомментируйте его.
В своих последних письмах и статьях В.И.Ленин:
Возлагает надежды на административные методы борьбы с бюрократизмом, коррупцией (улучшение работы рабоче-крестьянской инспекции, увеличение числа рабочих в ЦК);
Указывает на главные направления развития страны, выражающиеся в росте цивилизованности , культуры; увеличении различных форм кооперации на добровольной основе;
Пишет об опасности раскола партии. Ее единство и сохранение монополии на власть – основное условие движения к социализму.
Задание 2 . Познакомьтесь с документом и определите, кто и почему мог стать лидером в стране, по мнению В.И.Ленина.
Задание 3. Прочитайте приведенный материал и дайте характеристику коммунистической партии в 1930-е гг..
Коммунистическая партия в 1920-е гг:
Рост партийного аппарата;
В партию прошли и те, кто рассчитывал получить хорошую работу, сделать карьеру;
Привилегии для партийцев становятся системой;
Ужесточение партийной дисциплины, борьба с инакомыслием;
Решения принимаются узким кругом политической элиты;
Назначение на должность утверждается партийными органами.
Задание 4. Работая с п. 3 § 12 и выясните:
Причины внутрипартийной борьбы.
Ход и итоги внутрипартийной борьбы
Задание 5 . Попробуйте составить схему, отражающую суть принципов, которыми руководствовались большевики.
Задание 6. Учащиеся работают с п. 6 § 13 и характеризуют международные отношения с западными странами.
Методическая разработка урока содержит большое количество дополнительного материала.
ИСТОРИЯ РОССИИ. 10 КЛАСС.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 1920-Е ГГ.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1920-Е ГГ
Дать представление о противоречивости развития страны в 1920-ые гг;
Объяснить причины и сущность внутрипартийной борьбы 1920-х гг;
Выяснить, какие причины определили характер советской внешней политики в первые послевоенные годы;
Определить, какое место занимала во внешней политике деятельность по созданию и укреплению Коммунистического Интернационала;
Проследить этапы в истории внешней политики РСФСР и СССР с капиталистическими странами;
Обсудить, какую роль во внутрипартийной борьбе играл выдвинутый И.В.Сталиным тезис о существовании единого империалистического заговора против СССР;
Соотносить даты и события отечественной истории и всеобщей истории, показывать на исторической карте границы государств, места значительных событий;
Выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
Участвовать в эвристической беседе, дискуссии, работать с документами, решать проблемные задания, делать выводы;
Работать в группе, выступать публично;
Объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории России.
ТИП УРОКА: комбинированный урок.
Организационный момент.
Мотивационно-целевой этап.
До сих пор не смолкают споры: почему в 1920-ые гг. победу в борьбе за власть одержал И.В.Сталин? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо исследовать политическое развитие страны в указанный период.
Коммунистическая партия в 1920-е гг.
Внутрипартийная борьба за власть.
Принципы, определяющие характер советской внешней политики.
Этапы в истории внешней политики РСФСР и СССР в 1921 г.-1928 г.
Роль деятельность Коминтерна.
Введение в новый материал.
Работа по теме урока.
Смерть В.И.Ленина.
Другие не находят ничего принципиально нового;
Третьи считают, что у Ленина были лишь наброски новых подходов.
- Что предлагал лидер партии?
Задание 1. Изучите предложенный материал и прокомментируйте его.
В своих последних письмах и статьях В.И.Ленин:
Возлагает надежды на административные методы борьбы с бюрократизмом, коррупцией (улучшение работы рабоче-крестьянской инспекции, увеличение числа рабочих в ЦК);
Указывает на главные направления развития страны, выражающиеся в росте цивилизованности , культуры; увеличении различных форм кооперации на добровольной основе;
Пишет об опасности раскола партии. Ее единство и сохранение монополии на власть – основное условие движения к социализму.
Задание 2. Познакомьтесь с документом и определите, кто и почему мог стать лидером в стране, по мнению В.И.Ленина.
Мы видим, что конкретного лидера Ленин не предлагает.
- Может быть надо осуществлять коллегиальное управление?
- Как в таком случае относиться к резолюции X съезда партии?
- Какой остается выход?
Коммунистическая партия в 1920-е гг.
Международная обстановка в 1922 г. изменилась после поражения коммунистического восстания в Германии и прихода к власти фашистов в Италии. Стало понятно, что СССР остается в одиночестве, в окружении враждебных стран. Перед партией встал вопрос: возможно ли построение социализма в одной стране и каким он будет? Дальнейшая стратегия и выбор пути развития во многом зависели от обстановки в партии.
Задание 3. Прочитайте приведенный материал и дайте характеристику коммунистической партии в 1930-е гг..
Коммунистическая партия в 1920-е гг:
Рост партийного аппарата;
В партию прошли и те, кто рассчитывал получить хорошую работу, сделать карьеру;
Привилегии для партийцев становятся системой;
Ужесточение партийной дисциплины, борьба с инакомыслием;
Решения принимаются узким кругом политической элиты;
Назначение на должность утверждается партийными органами.
- Предположите, какие последствия для страны могли иметь подобные явления в партии.
Внутрипартийная борьба за власть.
Вы убедились, что изменения в партии предполагали поиск единственного лидера, который мог бы сосредоточить власть в своих руках. После смерти Ленина начинается внутрипартийная война.
Задание 4. Работая с п. 3 § 12 и выясните:
Причины внутрипартийной борьбы.
Ход и итоги внутрипартийной борьбы.
Причины внутрипартийной борьбы:
Личное соперничество политических лидеров за власть в партии с стране;
Различие взглядов на пути развития СССР;
Отсутствие легальной оппозиции
Фазы внутрипартийной борьбы:
Сталин, Каменев и Зиновьев против Троцкого (1923-1925 гг);
Сталин, Бухарин и Рыков против Каменева и Зиновьева (1925-1927 гг). Исключение Каменева и Зиновьева из партии;
Сталин против Бухарина и Рыкова (1927-1930 гг). удаление Бухарина и Рыкова с руководящих постов;
Организация против Каменева, Зиновьева, Бухарина, Рыкова в 1935-1938 гг публичных политических процессов. Осуждены и расстреляны.
Итог внутрипартийной борьбы- Сталин одержал решительную победу.
Принципы, определяющие характер советской внешней политики.
Задание 5 . Попробуйте составить схему, отражающую суть принципов, которыми руководствовались большевики.
Модель поведения соцгосударства в капиталистическом окружении:
- прагматическая концепция мирного сосуществования государств с различным общественным строем, подразумевала нормализацию межгосударственных отношений с капиталистическими странами.
Этапы в истории внешней политики РСФСР и СССР в 1921 г.-1928 г.
Задание 6. Учащиеся работают с п. 6 § 13 и характеризуют международные отношения с западными странами.
Внешнюю политика РСФСР и ССССР в 1921-1928 гг можно разделить на пять этапов:
У большевиков возобладает идея мировой революции. Создан Коминтерн по руководству мировой революцией.
Неудачные итоги советско-польской войны, спад революционной волны в Европе заставила большевиков пойти на смену ориентиров:
А) Европа еще не готова к мировой пролетарской революции;
Б) у мирового капитала нет сил удушить пролетарскую революцию.
Таким образом, идея мировой революции отодвинулась на далекую перспективу.
Следовательно, на первом плане- нормализация отношений с мировыми державами и широкое привлечение иностранных капиталов в страну .
1920 г- мирные договоры с Эстонией, Литвой, Латвией, Финляндией.
1921 г- торговое отношение с Великобританией, советско-германское торговое соглашение, торговые соглашения с Норвегией, Италией.
Таким образом, к лету 1921 г. существовало 11 торговых договоров с ведущими странами Европы.
Весна 1922 г – Генуэзская конференция, Раппальский договор.
1926 г.- отказ от политики активного разжигания мировой революции Коминтерном.
Задача- формирование положительного образа СССР в общественном мнении своих стран
1924-1925 гг- период дипломатического признания Советского государства.
Февраль 1924 г- дипломатические отношения с Италией, Норвегией, Австрией, Грецией, Швецией, Францией.
Май 1924 г- советско-китайское соглашение.
Лето 1924 г- дипломатические отношения между ССР и Мексикой.
Январь 1925 г- японско-советская конвенция.
Всего за 1921-1925 гг. СССР заключил более 40 договоров и соглашений.
Подозрительность и недоверие между внешнеполитической установкой Сталина и руководителей капиталистических держав привели к крайне напряженной ситуации в Европе.
8 мая 1923 г.- нота Керзона СССР. В ответ СССР развернул антианглийскую программу.
Весна 1927 г- волна антисоветских выступлений в Великобритании.
Май 1927 г.- налет на советское торгпредство в Лондоне.
1927 г.- Франция потребовала отзыва советского посла Раковского, в Польше убит полпред в Польше П.Л.Войков.
Роль деятельность Коминтерна.
Задание 7. Учащиеся самостоятельно работают с п. 5 § 13.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Выучить п.12, 13, ответить на вопросы
ИСТОРИЯ РОССИИ. 10 КЛАСС.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 1920-Е ГГ.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1920-Е ГГ
Задание 1. Изучите предложенный материал и прокомментируйте его.
В своих последних письмах и статьях В.И.Ленин:
Возлагает надежды на административные методы борьбы с бюрократизмом, коррупцией (улучшение работы рабоче-крестьянской инспекции, увеличение числа рабочих в ЦК);
Указывает на главные направления развития страны, выражающиеся в росте цивилизованности , культуры; увеличении различных форм кооперации на добровольной основе;
Пишет об опасности раскола партии. Ее единство и сохранение монополии на власть – основное условие движения к социализму.
Задание 2. Познакомьтесь с документом и определите, кто и почему мог стать лидером в стране, по мнению В.И.Ленина.
Задание 3. Прочитайте приведенный материал и дайте характеристику коммунистической партии в 1930-е гг..
Коммунистическая партия в 1920-е гг:
Рост партийного аппарата;
В партию прошли и те, кто рассчитывал получить хорошую работу, сделать карьеру;
Привилегии для партийцев становятся системой;
Ужесточение партийной дисциплины, борьба с инакомыслием;
Решения принимаются узким кругом политической элиты;
Назначение на должность утверждается партийными органами.
Задание 4. Работая с п. 3 § 12 и выясните:
Причины внутрипартийной борьбы.
Ход и итоги внутрипартийной борьбы
Задание 5 . Попробуйте составить схему, отражающую суть принципов, которыми руководствовались большевики.
Задание 6. Учащиеся работают с п. 6 § 13 и характеризуют международные отношения с западными странами.
Читайте также: