Политическое развитие российской федерации в 1990 е гг конспект урока 10 класс торкунов

Обновлено: 06.07.2024

Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.

Дистанционный урок истории в 11 классе

Учитель: Томилова Надежда Анатольевна

Село Карагай, Пермский край

Правила работы с презентацией

Разработка новой Конституции России

Расставьте события в хронологической последовательности
Принятие Конституции РФ
Распад СССР
Августовский путч
Дефолт в России
Авария на Чернобыльской АЭС

Разработка новой Конституции

Прочтите § 46 пункт 1 и 2. Определите в чём заключался кризис власти в РСФСР 1992 – 1993 гг. Выберите из предложенных суждений верные:
Президент РСФСР Б. Н. Ельцин отказался от принятия новой Конституции
Ельцин выступал за создание в России президентской республики
Верховный Совет планировал создать в России парламентскую республику
Принятие новой Конституции планировалось без согласований и комиссии по данному вопросу
Руководство Верховного Совета во главе с Р. И. Хазбулатовым не подчинилось Указу Президента и приняло постановление о прекращении полномочий Президента
Переговоры между Президентом и депутатами Верховного Совета привели к массовым акциям протеста, введением в Москве чрезвычайного положения и введением в столицу войск и бронетехники

Конституция России 1993 и её значение

Конституция 1993 г. закрепила в России смешанную республику. Прочитайте § 46 пункт 3. Выпишите в тетрадь признаки смешанной республики, которые прослеживаются в государственном устройстве Российской Федерации (не менее 2-х признаков)
Принцип разделения властей предполагает наличие системы сдержек и противовесов в структуре органов власти. Как вы считаете, реализуется ли данный принцип в полной мере в структуре власти РФ согласно действующей Конституции? Свой ответ обоснуйте.

Президентские выборы 1996 г.

Прочтите § 46 пункт 6. Определите в чём заключался кризис власти в РСФСР 1992 – 1993 гг. Выберите из предложенных суждений верные:
Выборы Президента 1996 г. были многоступенчатыми
Выборы проходили по мажоритарной избирательной системе
Президент Б. Н. Ельцин одержал победу в первом туре выборов
Конкуренцию действующему Президенту России составил лидер Коммунистической партии России
Выборы Президента РФ в 1996 г. проходили на альтернативной основе

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ. Задание 1

Установи соответствие между государственными деятелями и деятельностью: к каждой позиции из первого столбца подбери соответствующую позицию из второго.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А. Б. Н. Ельцин

1) Вице-президент России 1992 – 1993 гг.

Б. Р. И. Хазбулатов

2) Президент России 1992 - 1999 гг.

В. А. В. Руцкой

3) Патриарх РПЦ, по эгидой которого проводились переговоры между Президентом и Верховным Советом в октябре 1993 г.

Г. Алексий II

4) Председатель Верховного Совета РСФСР

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ. Задание 2

Установите соответствие между органами власти их полномочиями. К каждой позиции из первого столбца подбери соответствующую позицию из второго.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ. Задание 3

1) диссидент; 2) ваучер; 3) прямые выборы; 4) приватизация;

5) национализация; 6) дефолт

Каковы были особенности формирования политической системы Российской Федерации?

1. Разработка новой Конституции России. Решение о разработке новой российской Конституции было принято уже на I Съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 г. Съезд создал Конституционную комиссию во главе с Б. Н. Ельциным. Однако до подписания Беловежских соглашений и распада СССР оппозиционные силы блокировали все попытки пересмотреть Конституцию 1977 г.

В 1992 г. работа над Основным законом России вступила в новый этап. Дискуссии развернулись вокруг вопроса об основах политического строя.

Б. Н. Ельцин выступал за создание президентской республики. Центральной фигурой президентской республики является глава государства. Он обладает большими полномочиями и является гарантом соблюдения Конституции. Президент обеспечивает реализацию принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Другую точку зрения выражали рабочие комиссии Верховного Совета. Они предлагали сохранить положение Конституции РСФСР о полновластии Советов как источника всей власти — законодательной, исполнительной и судебной. В центре новой политической системы должен был находиться Верховный Совет.

Напряжённая борьба между Президентом и Верховным Советом продолжалась весь 1992 год и первые девять месяцев 1993 г. Противостояние зашло в тупик: ни Президент, ни Верховный Совет не соглашались на компромисс. Попытка разрешить его в ходе референдума в апреле 1991 г. оказалась неудачной.

Летом 1993 г. Ельцин созвал Конституционное совещание. Он предложил, чтобы в его работе приняли участие представители всех ветвей власти, регионов, политических партий, религиозных и общественных организаций. Но руководство Верховного Совета от участия в совещании отказалось. Парламент развернул кампанию по отстранению Президента от власти.

2. Политико-конституционный кризис 1993 г. К осени ситуация стала неразрешимой. Преодолеть кризис, не меняя действующую Конституцию, было невозможно.

21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин издал указ № 1400 о поэтапной конституционной реформе. Он приостановил полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР и назначил на 12 декабря 1993 г. выборы в новый орган законодательной власти — Государственную думу, нижнюю палату Федерального собрания России. Президент поручил Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить на всенародное голосование согласованный проект Основного закона. Конституционный суд признал указ не соответствующим Конституции РСФСР.

Руководство Верховного Совета во главе с председателем Р. И. Хасбулатовым этому указу не подчинилось и приняло постановление о прекращении полномочий Президента Ельцина. Верховный Совет приступил к формированию подконтрольных ему органов исполнительной власти. Исполняющим обязанности главы государства был объявлен вице-президент А. В. Руцкой.


Белый дом. 4 октября 1993 г.

Определите цели, методы и итоги действий участников событий сентября—октября 1993 г. в Москве.

За предложенный проект Конституции высказались 58,4 % участников всенародного голосования. Новый Основной закон ликвидировал советскую систему власти.

Конституция 1993 г. закрепила принцип разделения властей. Глава Российского государства — Президент. Он наделён широкими полномочиями: определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает гарантом Конституции и целостности России.

Высшим органом исполнительной власти является правительство, которое разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, управляет федеральной собственностью, обеспечивает оборону страны, государственную безопасность и общественный порядок, проводит единую политику в области науки, культуры, образования, здравоохранения.

Законодательные функции закреплены Конституцией за Федеральным собранием (парламентом), состоящим из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы. Порядок принятия законов таков: проекты законов обсуждаются и принимаются в Думе, затем их утверждает Совет Федерации. Одобренный законопроект поступает Президенту. Президент подписывает закон и публикует его. В случае если глава государства отказывается подписать закон, Дума двумя третями голосов может преодолеть президентское вето и ввести закон в действие.

Третья ветвь власти — судебная система. Её высшими органами являются Конституционный суд, следящий за соответствием принимаемых законов и указов Конституции, Верховный суд, высшая инстанция по уголовным, гражданским и административным делам, и Высший арбитражный суд, разбирающий хозяйственные споры между предприятиями и организациями.

Конституция Российской Федерации 1993 г. имеет историческое значение. Она провозгласила права человека высшей ценностью. В соответствии с Конституцией все граждане могут свободно выражать свои мысли, свободно выбирать власть в стране, реализовывать свои творческие и предпринимательские планы. Эта Конституция позволила начать строительство эффективной Федерации в интересах многонационального народа страны.

Что такое принцип разделения властей. Как он реализуется в Конституции 1993 г.?

4. Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Итоги и последствия августовского кризиса 1991 г. имели важное значение для развития российской многопартийности в 1990-е гг.

Указом Президента Б. Н. Ельцина в сентябре 1991 г. деятельность КПСС была запрещена. В 1993 г. была создана Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), которая в тот период стала самой массовой политической партией страны. Её численность стабильно удерживалась на отметке 500 тыс. человек. Фракция КПРФ в Государственной думе в 1990-е гг. была одной из самых многочисленных. После октябрьских событий 1993 г. оформились небольшие социалистические и социал-демократические партии.

ЛДПР во главе с В. В. Жириновским сумела найти свой устойчивый электорат — избирателей, поддерживающих её на всех выборах.

5. Российский парламентаризм. В 1990-е гг. Государственная дума стала одним из важнейших элементов новой политической системы. Выборы в Государственную думу проходили в 1993, 1995 и 1999 гг.

С 1995 г. Дума избиралась на 4 года. В соответствии с Конституцией Дума утверждает председателя правительства, решает вопрос о доверии правительству, назначает председателя Центрального банка, объявляет амнистию, утверждает федеральный бюджет. Однако главным в её деятельности является законотворческая деятельность: внесение и рассмотрение законопроектов. Были приняты законы по вопросам государственного строительства и экономической жизни, социального развития и обороны, экологии и бюджетной политики, национальной безопасности и финансов. Среди этих законов такие важные для общества, как Гражданский, Уголовный, Семейный, Налоговый кодексы и др.


На заседании Государственной думы Российской Федерации. 1994 г.

В Думе работали 450 депутатов. Первоначально 225 депутатов избирались по территориальным округам, 225 — по партийным спискам. Большую роль в деятельности Думы играли политические партии. Определённым противовесом им стали объединения и группы, в которые входили депутаты различной партийной принадлежности.

Верхней палатой парламента являлся Совет Федерации. В него входили по два представителя от каждого субъекта Федерации. С середины 1990-х гг. ими стали главы местных администраций и руководители законодательных органов регионов. Такой порядок нарушал принцип разделения властей: в высшем законодательном органе работали представители исполнительной власти — главы местных администраций.

Противостояние Президента Ельцина и оппозиционных политических партий отражалось в законотворческой деятельности Государственной думы. Многие законопроекты правительства отклонялись, годами политические дебаты мешали принятию необходимых законов.

В 1990-е гг. завершилось формирование системы законодательной власти в России. Это было результатом развития российского парламентаризма.

6. Президентские выборы 1996 г. Большое значение в политической жизни страны имели президентские выборы 1996 г. Впервые в истории России вопрос о смене высшей власти решался путём всенародного волеизъявления. В выборах участвовали 11 кандидатов — лидеры политических партий и движений, предприниматели и общественные деятели. Во второй тур вышли Б. Н. Ельцин и Г. А. Зюганов. 3 июля 1996 г. победу во втором туре одержал Б. Н. Ельцин.

7. Результаты политического развития в 1990-е гг. Главным событием политической жизни страны стало формирование новой политической системы, основанной на разделении властей. Оформился и стал важным фактором политической жизни страны российский парламентаризм. Началось формирование независимой от высших органов власти системы местного самоуправления. Государственные и местные органы власти впервые стали избираться путём всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Важным элементом новой политической системы России стала многопартийность.

В тяжёлом положении оказалась армия. Перестал существовать единый военно-промышленный комплекс. Поставки новой техники и вооружения в армию были единичны. Денежное довольствие офицерам выплачивалось несвоевременно.

Создалась угроза территориальной целостности страны. Самопровозглашённый Конгресс народов Ичкерии и Дагестана объявил своей целью создание исламского халифата от Чёрного до Каспийского моря.

Необходимы были срочные шаги по укреплению государственной власти и обеспечению государственного единства Российской Федерации.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

В условиях ослабления федеральной власти проблема территориальной целостности Российской Федерации стала одной из важнейших.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Что определяло политическую борьбу в 1992—1993 гг.? Каким образом решался вопрос о власти? 2. Охарактеризуйте результаты событий сентября—октября 1993 г. 3. Познакомьтесь с текстом Конституции РФ. Выявите отличия Конституции 1993 г. от предыдущего Основного закона нашей страны. 4. Расскажите о становлении многопартийности в России. Определите положительные и негативные тенденции этого процесса. 5. Назовите результаты политического развития страны в 1990-е гг.

Думаем, сравниваем, размышляем

Презентация на тему: " Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг." — Транскрипт:

1 Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.

2 План урока: 1. Разработка новой Конституции России 2.Политико-конституционный кризис Конституция России 1993 г. и её значение. 4. Российская многопартийность и строительство гражданского общества 5. Российский парламентаризм 6. Президентские выборы 1996 г. 7. Результаты политического развития в 1990-е гг.

3 1. Разработка новой Конституции России Июнь 1990 г. – на I Съезде народных депутатов РСФСР было принято решение о разработке новой российской Конституции – новый этап работы над Конституцией Б.Н. Ельцин Выступал за создание президентской республики Рабочие Верховного Совета (вице-президент А. В. Руцкой и председатель Верховного Совета Р. И. Хасбулатов ) Выступали за создание парламентской республики: сохранить полновластие Советов как источника всей власти - законодательной, исполнит. и судебной В центре новой политической системы должен был находиться Верховный Совет

Цель: выяснить влияние политических процессов в СССР на проведение нэпа; определить итоги данных политических процессов.

Личностные: осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как гражданина своей страны, способность к определению своей позиции и ответственному поведению.

Метапредметные: организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знаний;

осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;

владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и исследовательские задачи;

определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

оценивать собственные действия, учебные достижения.

Предметные: применять различные методы исторического анализа;

самостоятельно определять причины и отслеживать последствия исторических событий, явлений;

определять и обосновывать своё отношение к различным версиям и оценкам событий и личностям прошлого.

Тип урока: комбинированный

Виды деятельности: анализ источников (документов), самостоятельный поиск информации, работа в группах, участие в учебной дискуссии.

ВложениеРазмер
politicheskoe_razvitie_v_1920-e_gg.docx 27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: выяснить влияние политических процессов в СССР на проведение нэпа; определить итоги данных политических процессов.

Личностные: осознание и готовность к практической реализации своей идентичности как гражданина своей страны, способность к определению своей позиции и ответственному поведению.

Метапредметные: организовывать и регулировать свою деятельность с использованием понятийного и познавательного инструментария изучаемых областей знаний;

осуществлять самостоятельный поиск информационных источников, давать им оценку;

владеть начальными исследовательскими умениями, решать поисковые и исследовательские задачи;

определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

оценивать собственные действия, учебные достижения.

Предметные: применять различные методы исторического анализа;

самостоятельно определять причины и отслеживать последствия исторических событий, явлений;

определять и обосновывать своё отношение к различным версиям и оценкам событий и личностям прошлого.

Тип урока : комбинированный

Виды деятельности : анализ источников (документов), самостоятельный поиск информации, работа в группах, участие в учебной дискуссии.

  1. Организационный этап.
  2. Мотивационно - организационный этап и актуализация знаний

Анализ плакатов времен нэпа.

- Что изображено на плакате?

- Перечислите мероприятия НЭПа.

- Какие были лозунги большевиков в годы Гражданской войны?

Вспомните, н овая экономическая политика соответствовала революционным лозунгам большевиков?

- Затронули эти противоречия НЭПа политические взгляды большевиков на дальнейшее развитие государства?

Давайте теперь сформулируем тему урока и цели и задачи.

III. Изучение нового материала.

1. Трудности поворота.

2. Болезнь В. И. Ленина и борьба за власть.

3. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б).

4. Ужесточение политического курса.

  1. Трудности поворота. Нэп противоречил лозунгам, под которыми большевики одержали победу в Гражданской войне. В стране появлялись мелкие предприниматели и торговцы, крестьяне могли свободно продавать свою продукцию.

К чему вел нэп? (к усилению имущественного неравенства).

В связи с этим, в партийном и гос. аппарате стали распространяться антинэповские настроения.

Самостоятельная работа с документом.

К чему приводило распространение антинэповских настроений?

Какие меры были предприняты руководством для поощрения экономической инициативы?

Вывод: Колебания наблюдались во всех сферах жизни общества. В значительной степени это было связано с острой политической борьбой, которая велась внутри большевистской партии.

  1. Болезнь В. И. Ленина и борьба за власть. После завершения Гражданской войны в партии начались споры и столкновения из-за поисков путей развития страны в новых условиях, и борьбы за власть между различными партийными лидерами.

Работа в парах. Составление таблицы: назовите и кратко охарактеризуйте основные этапы внутрипартийной борьбы. Каковы её итоги? Назовите лидеров противоборствующих сторон.

Работа в группах с документами:

IV. Закрепление изученного материала.

Задание 1. Найдите по вертикали и горизонтали в филворде фамилии членов Политбюро ЦК ВКП(б)в конце 1920-х годов.

Правильные варианты : Зиновьев; Каменев; Троцкий.

Задание 2. Вставьте пропущенные слова/годы:

1. "________ слишком груб‚ и этот недостаток. становится нетерпимым в должности генсека".

3. Советский посол в Польше был убит в ___________ году.

Правильные варианты : 1. Сталин 2. Каменев 3. 1927

В 1920-е гг. происходило ужесточение политического режима, сложилась однопартийная система. После смерти В. И. Ленина разгорелась острая борьба за власть в партийном руководстве. Победителем в этой борьбе стал генеральный секретарь ВКП(б) И. В. Сталин.

Домашнее задание: §12

Оппозиционеры в своей борьбе могли опереться в основном на Ленинградскую партийную организацию, которой фактически руководил Зиновьев. Этого было недостаточно. На XIV съезде партии в декабре 1925 г. (на нём она была переименована во Всесоюзную коммунистическую партию — ВКП(б) оппозиция потерпела полное поражение. Вскоре руководителем Ленинградской области вместо Зиновьева был назначен сторонник Сталина С. М. Киров. Потеряли руководящие должности и другие оппозиционеры.

Контролируя партийный аппарат и государственные органы, большинство в Политбюро подавило выступления оппозиционеров. В 1926 г. сначала Зиновьев, а затем Троцкий и Каменев были исключены из Политбюро. Для борьбы с оппозицией использовались не только методы внутрипартийной дискуссии, но и сила органов государственной безопасности. В ноябре 1927 г. в связи с празднованием 10-й годовщины Октябрьской революции оппозиционеры попытались провести свои митинги и демонстрации. Однако они были разогнаны. Вскоре после этого лидеров и более 2 тыс. активных участников оппозиции исключили из партии. Многих из них отправили в ссылку. Значительная часть оппозиционеров добилась прощения, объявив о подчинении воле большинства. Наиболее непримиримыми оставались Троцкий и его ближайшие соратники. Троцкого в начале 1928 г. выслали в Казахстан, а некоторое время спустя выдворили за пределы СССР.

Внутрипартийная борьба оказала существенное воздействие на политическое развитие страны. Большевистская партия понесла значительные кадровые потери. Была подорвана система коллективного руководства и относительной внутрипартийной демократии. Широкое распространение получило выдвижение кадров по принципу личной преданности лидерам партии. Для подавления оппозиции всё активнее использовались органы государственной безопасности. В совокупности это создавало предпосылки для утверждения единовластия.

Ожесточённые внутрипартийные столкновения отвлекали руководство страны от рассмотрения реальных проблем, лишали его необходимой гибкости и инициативы. Всё чаще принимались идеологически мотивированные решения. Усилилось давление государства на зажиточных крестьян и предпринимателей в городах. Их ограничивали в правах, обкладывали дополнительными налогами, арестовывали. Это вело к усилению кризисных явлений в экономике.

Читайте также: