Поговорим о самом главном 3 класс литературное чтение презентация и конспект

Обновлено: 05.07.2024

Форма урока: урок-игра с элементами соревнования.

  • закрепить понятия об устном народном творчестве;
  • поговорить о жанрах: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”;
  • развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;
  • развитие грамотной устной речи;
  • формирование навыков выразительного чтения
  • воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;
  • воспитание нравственных качеств.

Оборудование: выставка детских рисунков, цветок, магниты, иллюстрации к сказкам, репродукция картины В. Васнецова “Богатыри”, рисунки детей о семье, учебник Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой “Литературное чтение” 3 класс, 1 часть, рабочая тетрадь № 1, толковый словарь Ожегова.

Пособия: тексты потешки, небылицы.

1. Вводное слово учителя.

2. Выполнение учащимися различных заданий и упражнений (в форме игры).

4. Домашнее задание.

Сегодня у нас необычный урок
На нём подведём мы работы итог.
О жанрах устного народного
Творчества поговорим,
То, что читали, повторим.
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Во саду ли, в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.

Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.

Помните, мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное творчество русского народа”?

(Дети рассказывают своими словами). А теперь найдите определение устного народного творчества в учебнике и прочитайте. (стр. 4)

Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

Учитель. Замечательно! Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах. Давайте разделимся на команды: 1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд – 3 команда. В конце урока подведём итог: кто самый эрудированный по этой теме? (1 мин. )

Итак, 1 задание.

Кто сможет сказать, что такое пословица? А теперь найдите и прочитайте определение пословицы в учебнике (стр. 25)

Назовите и объясните пословицы о семье, родителях и детях. Дома вы должны были нарисовать свою семью и подобрать пословицы о семье. Дети зачитывают приготовленные пословицы и объясняют их значение.

“Детки – радость, детки же и горе”. Родители любят своих детей, но не всегда мы их слушаемся, и они из-за нас расстраиваются, огорчаются.

“Сердце матери греет лучше солнышка”. Мама всегда поддержит, поможет, подскажет. Она всегда самый лучший друг.

“Вся семья вместе – так и душа на месте”.

“Не тот отец – мать, кто родил, а тот, кто вспоил да добру научил”.

Каждая команда называет свои пословицы и объясняет их.

Прочитайте теперь пословицу, записанную на доске, и объясните её.

“Кто грамоте горазд, тому и не пропасть”.

Вы выполнили задание и открывается один лепесток. (1 мин. )

Давайте прохлопаем и проговорим нашу любимую скороговорку “ Бык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа”. А теперь попробуем проговорить её быстрее. А для чего нам нужны скороговорки? Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.

Задание каждому ряду: приведите свой пример скороговорки.

Молодцы! Вот и второй лепесток нашего волшебного цветка открывается.

Один, два, три, четыре, пять –
Кто умеет здесь считать?
Рассчитайте-ка ребят,
Что в кружочке здесь стоят.

Как называется этот жанр народного творчества? Ответы детей.

Каждая команда должна привести пример своей считалки.

Молодцы, ребята! Вот открывается и следующий лепесток.

У вас на листках напечатан текст. Вы должны его прочитать вполголоса, затем определить жанр.

Три-та-та, три-та-та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке.
А кошечка – по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
- Ох ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!

Это потешки. Как вы думаете, а для чего нужны потешки? Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.

Каждый ряд должен привести пример своей потешки.

Пока открывается следующий лепесток, мы с вами проведём физкультминутку при помощи потешки.

Лётал, лётал воробей.
Лётал, лётал молодой.
По-за синю морю.
Видал, видал воробей.
Видал, видал молодой
Как девицы ходят.
А девицы ходят так,
И вот эдак и вот так,
Так девицы ходят.
Лётал, лётал воробей.
Лётал, лётал молодой
По-за синю морю.
Видал, видал, воробей,
Видал, видал, молодой,
Как парнячи ходят.
А парнячи ходят так,
И вот эдак, и вот так,
Так парнячи ходят.

Ребята, а кто может сказать, что такое небылицы?

Быль – это то, что было, правда. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.

Прочитайте вполголоса небылицу, которая у вас напечатана на листочках, а потом мы прочитаем её хором.

Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку
И упала в яму – бух!
Раздавила сорок мух.

Попробуйте придумать свою небылицу. Я вам даю рифму: галка – палка.

Молодцы, ребята, у вас неплохо получается. Вы выполнили и это задание, и поэтому у нас открывается ещё один лепесток.

(Комментарий. На уроке была продолжена творческая работа учащихся, которую начали на уроках изучения русского народного творчества. Небылицы сочиняли в классе, в группах и индивидуально, а книжки-самоделки оформляли на уроках изобразительного искусства. Данная форма работы позволяет каждому ребёнку показать свой уровень начитанности и литературного развития).

Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.

Тогда для вас, ребятки,
По одной загадке.

Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (петух)

- А как вы догадались?

У петуха на лапах наросты, как будто шпоры, и он всех будит по утрам.

Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит. (ёж)

А как вы догадались?

У него много иголок.

Два брюшка, четыре ушка (подушка)

- Объясните, как вы определили, что это подушка.

Загадка, пословица, скороговорка, потешка, небылицы, считалка, песенка – это формы фольклора.

Вот и следующий лепесток открылся.

- Ребята, а кто может сказать, что такое былина? Ответы детей.

А вот какое определение былины даёт толковый словарь Ожегова. (зачитать)

Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.

- Каких былинных героев-богатырей вы знаете? Прочитайте отрывок на стр. 20 и назовите былину.

У вас на листочках напечатаны имена различных героев. Вы прочитайте внимательно и выберите имена только сказочных богатырей и подчеркните их.

Илья Муромец, Мороз Иванович, Кристофер Робин, Алёша Попович, Карабас Барабас, Добрыня Никитич.

Демонстрация репродукции картины В. М. Васнецова “Богатыри”.

Очень любил сказания о богатырях и великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов, которые слушал из уст отца, от стариков в деревне, где жил. Два десятилетия посвятил художник картине “Богатыри”. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В центре картины мы видим Илью Муромца. Слева от него – Добрыня Никитич, справа самый младший из богатырей – Алёша Попович. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее в васнецовском зале.

Вот открылся ёщё один лепесток.

(Комментарий. Учились работать с образами героев, текстом произведения, отработка умения читать “вслух” и “молча”. Постановка учебной задачи является целью работы в учебнике, умение ориентироваться в учебнике и в тетради, самостоятельно выбирать операцию работы с учебником, отработка поискового чтения, выразительного чтения. Работа на листочках – фронтальная проверка полученных знаний. )

- Что такое сказка? Ответы детей.

- Найдите в учебнике определение сказки и прочитайте. Стр. 28.

Это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что автор народных сказок – народ. Но есть сказки, которые созданы писателями. Такие сказки называются литературными или авторскими. Это сказки А. С. Пушкина, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и других писателей. (стр. 28)

- Вы нарисовали рисунки к сказкам, с которыми мы с вами уже познакомились. Скажите, пожалуйста, к каким сказкам вы нарисовали иллюстрации?

- А сможете ли вы назвать сказки, главные герои которых изображены на вот этих иллюстрациях.

Продемонстрировать иллюстрации, ответы детей.

Молодцы, ребята! А кто из вас может сказать, что такое присказка? Присказка – это шутливое вступление или концовка сказки.

Найдите и прочитайте присказки к сказке “Царевич Нехитёр – Немудёр”. Ответы детей.

Найдите диалог старика и старухи из сказки “Самое дорогое” и прочитайте, что предлагал старик, как ему возражала старуха.

В рабочей тетради на стр. 23 отгадайте кроссворд “По страницам сказок”. Проверить выполненную работу.

(Комментарий. Учились работать с образами героев, текстом произведения, отработка умения читать “вслух” и “молча”. Постановка учебной задачи является целью работы в тетради и учебнике, умение ориентироваться в учебнике и в тетради, самостоятельно выбирать операцию работы с учебником, отработка поискового чтения, выразительного чтения. Все ответы детей подтверждаются тестом. Здесь выявляется умение работать с текстом произведения. Дети учатся самопроверке и самооценке. Ведётся одновременно работа над языком произведения и над речью детей. Ребёнок может показать свой уровень начитанности и проверить себя. )

Вот и раскрылся наш волшебный живой цветок устного творчества русского народа.

Давайте повторим? О каких жанрах устного народного творчества мы беседовали сегодня. Ответы детей. По ходу урока выставляются оценки.

Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа? (добру, правде, совести, трудолюбию)

А что из перечисленного, по вашему мнению, является наиболее важным?

Вы все хорошо справились с заданиями, и каждая команда имеет право получить звание эрудированной команды.

Я вам предлагаю дома найти книги с русскими народными сказками, прочитать одну из них, а на следующем уроке вы перескажите сказку, которая вам понравилась или выразительно прочитаете отрывок этой сказки.

(Комментарий. Домашнее задание даётся в нескольких вариантах, чтобы каждый ребёнок мог выбрать работу по силам. )

К какому жанру устного народного творчества относится произведение, которое начинается словами:

1. “Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба”.

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
- Ха-ха-ха!

Катилось яблоко мимо сада,
Мимо сада, мимо града.
Кто поднимет, тот и выйдет!

4. В тетради выполнить задание № 2 на стр. 20.

Самоанализ. Мне очень нравится, что на уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. На уроке закрепили понятия об устном народном творчестве. Дети могут отличать жанры фольклора, владеют навыками выразительного чтения более 60 % учащихся.

1. При подготовке к данному уроку были учтены следующие особенности этого класса: дети два года обучаются в школе, уже сформировались навыки внимания. В большинстве своём в классе сангвиники, но 3 человека – холерики и 4 – меланхолики. Дети уже умеют оформлять свои мысли и выражать их в устной речи.

2. Образовательные цели были реализованы, а над развивающими и воспитательными целями следует продолжить работу. На уроке был использован в основном проблемный метод обучения через игровой приём. Перед каждым заданием я предлагала детям выполнить задачу. На уроке можно было увидеть и исследовательский приём – дети должны были нарисовать свою семью и подобрать пословицы к этому рисунку.

И хотя, многие родители находятся в разводе, дети изображают свою семью полной. Им хочется иметь и маму, и папу, и бабушку, дедушку, а в некоторых семьях членами семьи считают кошку, собаку, попугая. Это воспитывает любовь к животным, бережному отношению к членам своей семьи.

3. Выработанные на этом уроке знания будут использованы для дальнейшего изучения произведений устного народного творчества. На уроке были использованы словесные (рассказ, беседа, чтение), наглядные, практические методы.

4. Основная часть урока была посвящена игре с элементами соревнования. В ходе игры, благодаря проблемным заданиям ребята показали основные знания русского фольклора.

5. Вопросы, которые я задавала, были понятны детям, большое количество рук показало, что работа была интересна для детей.

6. Я считаю, что цветок во время игры стимулировал познавательную активность учащихся, побуждал к трудовой деятельности. Использованная репродукция развивала зрительную память, в рисунках детей проявилось и их творчество. Считаю, что игра как основная технология выбрана наиболее верной, т. к. в начальных классах является одной из главных.

7. На протяжении урока проведено 14 видов деятельности. Частая их смена позволила избежать переутомления. На уроке была использована физкультминутка для урока чтения.

8. Весь ход урока показал, что дети работают с удовольствием. Обстановка на уроке рабочая. Ни одна минута не пропала впустую. Правильные ответы я поощряла словом, а более полные – отметкой. Я хотела создать на уроке комфортную обстановку.

9. При переходе от одного задания к другому в игровой форме был сделан акцент на формирование аналитической деятельности: дети должны были угадать жанр устного народного творчества. Я старалась включить в работу всех детей.

10. Более углубленного изучения требуют пословицы и поговорки. Им я стараюсь уделять больше внимания, применяя их и на уроках русского языка, природоведения, изобразительного искусства. Почему так важно изучение произведений русского фольклора? Потому, что это основа всей русской классической литературы. На протяжении всех уроков, посвящённых русскому народному творчеству, я старалась обратить внимание детей на четыре важных жизненных человеческих императива: добро, правда, совесть и трудолюбие. Ведь на этом основана вся русская классическая литература. Здесь можно говорить о преемственности со средним звеном школы, где уделяется огромное значение этим заповедям мудрого фольклора. Конечно, мне стоит продолжать работу над развитием грамотной устной речи, умением выражать свои мысли, над выразительным чтением.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Поговорим о самом главном Дригина Наталья Алексеевна учитель начальных классо.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Поговорим о самом главном Дригина Наталья Алексеевна учитель начальных классо.

Притча - короткий рассказ, передающий главную идею в иносказательной форме.

Притча - короткий рассказ, передающий главную идею в иносказательной форме, посвященный, как правило, нравственному поучению, но не содержащий прямого вывода или наставления.


- Кто главные герои притчи? - Что представляет собой каждый волк? Прочитайте.

- Выберите пословицу, которая больше всего подходит к прочитанной притче, об.

- Выберите пословицу, которая больше всего подходит к прочитанной притче, обоснуйте свой выбор. Добро не лихо — ходит тихо. Добро поощряй, а зло порицай. За доброе жди добра, за худо худа. К добру гребись, а от худа шестом суйся. Тьма света не любит, злой доброго не терпит. Умный от зла бежит, а глупый его догоняет. Учись доброму — худое на ум не пойдет. Худо тому, кто добра не делает никому.

Спор ветра с солнцем Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о.

Спор ветра с солнцем Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике. Ветер сказал: - Я сейчас вмиг сорву с него плащ! - и начал дуть. Он дул очень сильно и долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ. Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке. Солнце сказало Ветру: - Видишь: добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием.

- О чем говорится в этом рассказе? - Какой смысл он несет? - Как думаете, к.

- О чем говорится в этом рассказе? - Какой смысл он несет? - Как думаете, к какому жанру можно отнести этот маленький рассказ?

Рефлексия Вставь пропущенные слова в предложения, используя слова для справо.

Рефлексия Вставь пропущенные слова в предложения, используя слова для справок. Всё зависит от __________________ . Каким он ______________ стать, таким и станет. Будет делать зло – станет _________. Будет нести добро – станет ___________ . Слова для справок: человека, захочет, добрым, злым. человека захочет злым добрым

Вежливость Не груби, не задавайся Чаще людям улыбайся, Помогай, когда сумееш.

Вежливость Не груби, не задавайся Чаще людям улыбайся, Помогай, когда сумеешь, Быть внимательным старайся! Помни: добрые поступки Обязательно вернутся, И к тебе другие люди С добротою отнесутся!

Презентация на тему Презентация Поговорим о главном, 3 класс, предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 10 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Поговорим о самом главномДригина Наталья Алексеевна учитель начальных классовМБОУ СОШ №30, г.Южно-СахалинскЛитературное чтение 3 класс УМК «Школа

Поговорим о самом главном

Дригина Наталья Алексеевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №30, г.Южно-Сахалинск

Притча - короткий рассказ, передающий главную идею в иносказательной форме, посвященный, как правило, нравственному поучению, но не

Притча - короткий рассказ, передающий главную идею в иносказательной форме, посвященный, как правило, нравственному поучению, но не содержащий прямого вывода или наставления.


- Кто главные герои притчи?- Что представляет собой каждый волк? Прочитайте.- С чем сравнивает Старик внутренний мир

- Выберите пословицу, которая больше всего подходит к прочитанной притче, обоснуйте свой выбор. Добро не лихо — ходит

- Выберите пословицу, которая больше всего подходит к прочитанной притче, обоснуйте свой выбор.

Добро не лихо — ходит тихо.
Добро поощряй, а зло порицай.
За доброе жди добра, за худо худа.
К добру гребись, а от худа шестом суйся.
Тьма света не любит, злой доброго не терпит.
Умный от зла бежит, а глупый его догоняет.
Учись доброму — худое на ум не пойдет.
Худо тому, кто добра не делает никому.

Спор ветра с солнцем

Спор ветра с солнцем


Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике. Ветер сказал:
- Я сейчас вмиг сорву с него плащ! - и начал дуть.
Он дул очень сильно и долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ. Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке. Солнце сказало Ветру:
- Видишь: добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием.

- О чем говорится в этом рассказе? - Какой смысл он несет? - Как думаете, к какому

- О чем говорится в этом рассказе?
- Какой смысл он несет?
- Как думаете, к какому жанру можно отнести этот маленький рассказ?


Вставь пропущенные слова в предложения, используя слова для справок.
Всё зависит от __________________ .
Каким он ______________ стать, таким и станет.
Будет делать зло – станет _________.
Будет нести добро – станет ___________ .

Слова для справок: человека, захочет, добрым, злым.

Вежливость Не груби, не задавайся Чаще людям улыбайся, Помогай, когда сумеешь,

Вежливость Не груби, не задавайся Чаще людям улыбайся, Помогай, когда сумеешь, Быть внимательным старайся! Помни: добрые поступки Обязательно вернутся, И к тебе другие люди С добротою отнесутся!

Нажмите, чтобы узнать подробности

С. 58. Прочитать название. Подумать о том кому или чему будет посвящено произведение. К какому жанру литературного произведения относится?

Басня – это небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором в основном действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.

Как вы думаете, на какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют как люди? (ответ: на сказку) Ещё в басне есть поучение или мораль, совет. В морали обсуждаются глупые или плохие поступки людей, такие как: хвастовство, хитрость, беспечность, эгоизм, черствость, глупость, гордыня, высокомерие и т.д. Мы сегодня должны найти в басне К.Д.Ушинского мораль и понять, что же хотел он нам сказать своей басней.

А)Первичное чтение басни.

Сколько действующих лиц в басне?

Б) Повторное чтение с выполнением заданий.

Беседа по содержанию:

Что думал и каким тоном говорил о себе гусь? (важно, высокомерно)

А что думает о нем автор?

Где и как он выразил своё мнение?

Как вы считаете, какие слова автора стоит запомнить? (последнее предложение)

Какие пороки высмеиваются в этой басне? (гордость, высокомерие)

Как вы думаете, какова мораль басни? Чем она выражена в произведении? (пословицей). Прочитайте.

Как вы понимаете эту пословицу?

Имеет ли эта пословица отношение к людям? Объясните.

В) Выразительное чтение басни по ролям.

Г)выбирать те пословицы, которые раскрывают содержание данной басни:

У каждого свои слабости.

Глупый сам себя хвалит

Мерило ума – слово

У кого нет ума – у того нет друга

Самолюбие да самомнение – с высокой горы падение

Первичное чтение. О чем автор рассказал в своей сказке? (Рассказать о жизни зайцев). Докажи, что это произведение- сказка.

Вторичное чтение с выполнение заданий. Найти подробное описание

2. Места обитания

4. Как спасается

Чтение произведения с подготовкой к пересказу по плану:

Где живет зайцы.


-75%

Читайте также: