Поэзия военных лет конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: активизировать знания учащихся о Великой Отечественной войне, дать понятие о роли искусства (поэзии) в годы тяжелых испытаний для страны; закреплять умение анализировать стихотворные произведения; воспитывать чувство патриотизма, желание знать историю своей страны.

  • Образовательная: обеспечить усвоение знаний о роли искусства (поэзии) в годы Великой Отечественной войны;
  • Развивающая: обучать умению анализировать стихотворные произведения; формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия;
  • Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию патриотизма, гуманизма.

Оборудование урока: записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы, чтение и анализ стихотворений, постановка вопросов.

Война ж совсем не фейерверк,
А просто – трудная работа,
Когда – черна от пота – вверх
Скользит по пахоте пехота.

Наша память – это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой.

I. Оргмомент

II. Основная часть

Ученики читают стихотворение.

Мирное небо над крепостью Бреста,
В тесной квартире счастливые лица.
Вальс… Политрук приглашает невесту,
Новенький кубик блестит на петлице.

А за окном красота новолунья,
Шепчутся с Бугом плакучие ивы.
Год сорок первый, начало июня…
Все ещё живы, все ещё живы,
Все ещё живы, все, все, все.

Прослушивание отрывка из песни.

– Почему поэзия оказалась необходима людям – и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу? (Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой).

Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия сразу же выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу, надежду, горе. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом

Ученик. В стихотворении Владислава Занадворова, поэта, погибшего под Сталинградом в 1942 г., – неприкрашенная война:

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое выраженье.
Это – изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это – боль головная, что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;
Это – грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звёзды окопных ночёвок;
Это – кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это – в жизни короткой последний рассвет
Над разрытой землёй. И лишь как завершенье –
Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –
Беззаветная гибель на поле сраженья.

Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать!

Ученик. При выполнении боевого задания в 1942 г. погиб 20-летний Всеволод Багрицкий. В его кармане была найдена тоненькая коричневая тетрадь фронтовых стихов, пробитая осколком, который убил юношу.
В боях под Сталинградом в январе 1943 г. погиб Михаил Кульчицкий, автор известных строк:

Война совсем не фейерверк:
А просто – трудная работа,
Когда – черна от пота – вверх
Скользит по пахоте пехота.

Ученик. Командир стрелкового взвода Владимир Чугунов погиб на Курской дуге 5 июля 1943 г., поднимая бойцов в атаку. Он умер так, как предрёк в своём стихотворении:

Если я на поле ратном,
Испустив предсмертный стон,
Упаду в огне закатном,
Вражьей пулею сражён,
Если ворон, словно в песне,
Надо мною круг замкнёт, –
Я хочу, чтоб мой ровесник
Через труп шагнул вперёд.

Ученик читает стихотворение.

Когда на смерть идут – поют,
А перед этим можно плакать,–
Ведь самый страшный час в бою –
Час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг.
И почернел от пыли минной.
Разрыв –
И умирает друг
И значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черёд,
За мной одним идёт пехота.
Будь проклят
Сорок первый год,
Ты, вмёрзшая в снега пехота!
Мне кажется, что я магнит,
Что я притягиваю мины.
Разрыв –
И лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать,
И нас ведет через траншеи
Окоченевшая вражда,
Штыком дырявящая шеи.
Бой был коротким.
А потом
Глушили водку ледяную,
И выковыривал ножом
Из-под ногтей я кровь чужую.

Это чувство объединяло разных людей, разных поэтов, независимо от их отношений с властями. Главным было стремление сохранить и охранить Родину.

Ученик читает отрывок из стихотворения:

Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
Не плача, рассказала, что вчера
Единственного схоронила друга,
И мы молчали с нею до утра.
Какие я могла найти слова,
Я тоже ленинградская вдова.

– Как чувства выражены в этих строках? (О. Берггольц пишет скупо, короткими предложениями, внешне не выражая бурных эмоций. Именно потому, что так просто написано о страшном, становятся понятными чувства, как будто замёрзшие, замершие в душе)

Ученик читает стихотворение:

Но тот, кто не жил с нами, – не поверит,
Что в сотни раз почётней и трудней
В блокаде, в окруженье палачей
Не превратиться в оборотня, в зверя…
Я никогда героем не была.
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
Я не геройствовала, а жила.

В строчках поэтессы звучит уверенность в том, что даже в это ужасное время человек остается человеком, гуманность побеждает фашизм, а любовь к своей Родине заставляет людей жертвовать собственными жизнями.

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

Ученик. С третьей строфы возникает воспоминание поэта о себе самом – тогдашнем. От эпичных строк Самойлов переходит к лирическим. В трёх четверостишиях воссоздан автопортрет лирического героя – солдата на той войне:

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Ученик. Шестая строфа несет обобщенный характер: в ней переплетаются судьбы Отчизны и героя:

Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось.

Ученик. В завершающей строфе воедино сливаются лирическая и эпическая картины: лирический герой ощущает себя частицей России, своего поколения:

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

– Чем отличаются эпитеты в начальной и заключительной строфах? (В заключительной строфе они выразительные, метафорические. Употребленные в переносном значении, они дают не логическую, а эмоционально-образную характеристику военных лет).
– Почему поэт избирает кольцевую композицию, прибегая при этом к ритмическим параллелизмам? (Это объясняется тем, что по мере развертывания размышлений лирического героя о войне они приобретают всё более многозначный философский смысл).

III. Итог

Учитель. Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте.
Поэзия военных лет уловила самую суть развернувшейся войны:

IV. Домашнее задание

Конспект занятия по русской литературе, посвященного поэзии Великой Отечественной войны.

ВложениеРазмер
konkurs_deklamatorov.doc 92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина: Русская литература

Тема: Обзор поэзии 40-ых – середины 50-ых г.г.

Тип занятия : Комбинированный урок

Вид занятия : Теоретическое занятие

Цели обучения, развития и воспитания:

  • актуализировать знание литературных терминов: баллада, поэма, ода, песня, сказ, рассказ, роман, диалог, монолог, композиция, очерк, эссе, публицистика
  • познакомить с терминами и понятиями: геноцид, сегрегация, исповедь, судьба, патриотизм
  • познакомить учащихся с творчеством поэтов военных и послевоенных лет
  • раскрыть значение поэзии в годы Великой Отечественной войны
  • познакомить с поэтами и их произведениями военного периода
  • показать патриотическую направленность поэтических произведений военного времени
  • пробудить осознание гордости за свой народ и его стойкость и мужество
  • приобщить учащихся к русской и советской литературе
  • способствовать развитию и обогащению речи
  • совершенствовать умения и навыки выступления на публике, работать над развитием речи
  • совершенствовать умения и навыки выразительного чтения произведений
  • вызвать позитивный эмоциональный отклик

В результате усвоение учебного материала обучающиеся должны:

  • объяснять значение терминов и понятий: баллада, поэма, ода, песня, сказ, рассказ, роман, диалог, монолог, композиция, очерк, эссе, публицистика, геноцид, сегрегация, исповедь, судьба, патриотизм
  • называть литературные жанры, поэтические жанры, объяснять, в чем заключается их различия и особенности
  • называть наиболее значимых представителей жанров и этапов
  • выразительно читать поэтическое произведение
  • анализировать стихотворения различных авторов и самостоятельно определять их жанровую и стилистическую принадлежность
  • высказывать собственное суждение о стихотворениях.

Материально-техническое обеспечение: учебная доска, поэтические тексты.

Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи: актуализация понятий: поэзия военных лет, ведущие темы и мотивы поэзии периода войны, умение различать поэтические и публицистические литературные жанры; история (историческая ситуация ВОВ: неожиданное нападение фашистской Германии, отступления советских войск, боевые действия, оккупированные территории, концентрационные лагеря, наступления советских войск, жизнь в тылу); социально-гуманитарные дисциплины (геноцид, холокост, исповедь, судьба).

1. Организационный момент.

(На предварительном занятии было выдано домашнее задание, предусматривающее прочтение учебных статей по литературе периода Великой Отечественной войны и составление конспекта.

Для участия в конкурсе декламаторов был сформирован список поэтических текстов.

Между этапами работы – конкурс декламаторов. В конце урока по результатам анонимного голосования подводится итог и выставляется оценка).

2. Слово преподавателя.

- Эпиграф к уроку:

- На сегодняшнем уроке мы поговорим о поэзии Великой Отечественной войны. Тема эта неслучайна. В этом более 60 лет прошло со Дня Победы русского народа над фашистскими захватчиками. Человеческие память и сердце, опалённые огнём войны, продолжают вести отчёт, даже когда прошло 60 лет. Своим огненным крылом война, так или иначе, коснулась каждой семьи. Люди долго будут вспоминать и оплакивать эту трагедию.

Но вначале мы вспомним все, что пригодится нам сегодня для разговора по этой теме.

3. Кроссвордный диктант

(Обучающиеся были проинформированы о проведении кроссвордного диктанта по теме. Список вопросов к диктанту находится в глоссарии. Преподаватель зачитывает определение, а обучающиеся пишут в тетради термин. При необходимости учитель может что-либо пояснять или уточнять, приводить примеры).

- Обратимся к поэзии 1941 – 1945гг. Лирика военных лет – это правдивая летопись времени. И именно здесь прослеживается развитие событий не только в историческом аспекте. Лирика открывает перед нами границы времени, показывает настроение, духовное состояние людей, чем, как, ради чего они жили, боролись и победили в этой войне.

В первые же дни войны писатели откликнулись на трагические события. Вначале война отражалась в оперативных малых жанрах – очерке и рассказе, запечетлевались отдельные факты, случаи, отдельные участники боев.

- Годы Великой Отечественной войны вызывали небывалый всплеск поэзии гражданского, патриотического характера. Чувство Родины обострилось. Особое значение приобретает чувство национального самосознания. Два чувства владели писателями и поэтами – любовь и ненависть. Первые произведения строились на контрасте: советская Родина – фашистская Германия, справедливый, гуманные советский человек – убийца, захватчик, фашист.

В начале войны поэзия развивалась в рамках публицистических и одических жанров, носивших призывной, агитационный характер. Особое значение в поэзии военного периода имела песня.

Поэзия призывала встать на защиту Родины.

- В начале войны в поэзии существовали две контрастные краски – черная и белая – ненависть и любовь. Постепенно плакатная поэзия обогащалась оттенками чувств, приобретала более сложный характер. Усиливалась ее реалистичность и личная интонация. Война выступала не только в своей общей сути, но и в конкретных подробностях военного быта.

- А ведь были среди защитников Родины и мальчики, и девочки, которые, еще толком не простившись с детством, вступили в эту странную войну. Бросить оружие, отдать этот клочок земли, где берёзка метёт тонким прутиком песок, где луга утопают в росе, отдать дорогу, по которой ходили отец и дед, по которой ты бегал босоногим мальчишкой – значит отдать честь, совесть, мечту, любовь. И ради этого уходили на фронт восемнадцатилетние мальчишки и девчонки.

- Война коснулась судьбы каждого советского человека, от мала до велика. Кто-то как солдат принимал участие в боях с оружием в руках, сначала с болью отступал, вырывался из окружения, затем наступал до самого Берлина; кто-то оставался в тылу и героически работал на износ во имя победы, стараясь принести как можно больше пользы; кто-то оставался на оккупированными немцами территории и становился участником подпольного сопротивления или был партизаном; кто-то был угнан на работы в Германию или попал в плен и был отправлен в лагеря смерти. Детей и стариков, мужчин и женщин, людей разных профессий – всех коснулась война. В каждую жизнь она внесла тревоги и волнения, заботы и горести. В таких условиях от литературы – и поэзии, как ёе наиболее мобильного отряда, - время потребовало строгости и точности в передаче дум и чаяний народа, в раскрытии характера человека. И стихи, созданные в те годы о войне, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний.

Баллады, как правило, посвящались конкретным эпизодам или конкретным людям.

Большое развитие в годы войны получила поэма , которая могла вместить и эпическое, эпохальное, и личное, лирическое.

5. Заключительное слово учителя .

- В период ВОВ вся поэзия была объединена единым чувством – любви к Родине. Характерной особенностью поэзии было сочетание драматизма и лиризма, простота и народность языка. Поэтическая летопись вбирает в себя боевые ритмы Твардовского, Исаковского, Друниной, Гудзенко, Бергольц, Ахматовой, Пастернака, Луконина, Агатова, Акуджавы, Рождественского, Суркова и многих других поэтов. Их поэзия выражает извечное стремление к миру, к ясному человеческому счастью.

В озарённое ярким солнцем будущее вглядывались поэты фронтовой поры, радуясь и скорбя. Так и шли они в рядах сражающегося народа, поэты нашей многонациональной Родины, от горького утра 22 июня 1941 года до радостного вечера 9 мая 1945 года, когда все просторы нашей освобождённой страны слушали громовые раскаты салютов в честь Дня Победы.

Их поэзия не знает старости. Их поэзия – бессмертная песнь, воспетая Дню Победы. Так хочется, чтобы звучала она в сердцах наших и наших потомков, никогда не забываясь: Этот праздник порохом пропах. Эта радость со слезами на глазах.

6. Подведение итогов конкурса (голосование учащихся, учитель комментирует голосование и выставляет оценки).

7. Домашнее задание : Выучить стихотворение военных лет (по выбору).

Беседа с группой:

Баллада - лирическое или лиро-эпическое стихотворение особой формы на историческую, обычно легендарную, тему.

Геноцид – истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам.

Диалог – разговор между двумя лицами, обмен репликами.

Интимный – сокровенный, задушевный, глубоко личный.

Исповедь – откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах.

Композиция – построение художественного произведения.

Монолог – речь одного лица, обращенная к себе или к слушателям.

Ода – торжественное стихотворение, посвященное какому-нибудь историческому событию или герою.

Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых); общее изложение какого-нибудь вопроса.

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Песня – стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом, голосами.

Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

Публицистика – литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества.

Рассказ – малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера.

Роман – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы.

Сказ – народное эпическое повествование; в литературоведении: повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица.

Сегрегация – один из видов расовой дискриминации, ограничение в правах на основании цвета кожи или национальной принадлежности.

Судьба – 1) стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий; 2) доля, участь; 3) история существования кого-нибудь или чего-нибудь; 4) будущее, то, что случится, произойдет.

Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно.

Стихи, отобранные для конкурса декламаторов

Когда на смерть идут – поют,

а перед этим можно плакать, -

ведь самый страшный час в бою –

час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

и почернел от пыли минной.

Разрыв – и умирает друг.

И значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед.

За мной одним идет охота.

Будь проклят сорок первый год,

ты, вмерзшая в снег пехота!

Мне кажется, что я магнит,

что я притягиваю мины.

Разрыв – и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже не в силах ждать.

И нас ведет через траншеи

штыком дырявящая шеи.

Бой был коротким.

А потом глушили водку ледяную,

и выковыривал ножом

Нет, не до седин, не до славы

Я век свой хотел бы продлить.

Мне б только до той вон канавы

Полмига, полшага прожить.

Прижаться к земле

И в лазури июльского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

Мне б только вот эту гранату,

Мгновенно поставив на взвод,

Всадить её, врезать, как надо

В четырежды проклятый дзот.

Чтоб стало внем пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траву.

Прожить мне эти полмига,

А там я сто лет проживу.

В семнадцать лет я не гулял по паркам,

В семнадцать лет на танцах не кружил,

В семнадцать лет цигарочным огарком

Я больше, чем любовью, дорожил.

В семнадцать лет с измызганным обмотком

Я шел, и бил мне в спину котелок.

И песня измерялась не в куплетах,

А в километрах пройденных дорог.

… А я бы мог быть нежен, смел и кроток,

Чтоб губы в губы, чтоб хрустел плетень.

В семнадцать лет с измызганных обмоток

Мой начинался и кончался день.

Назови меня именем светлым,

Чистым именем назови –

Донесется, как песня с ветром

До окопов голос любви.

Я сквозь грохот тебя услышу,

Сновиденья за явь приму.

Хлынь дождем на шумную крышу,

Ночью ставни открой в дому.

Пуля свалит в степи багровой –

Хоть на миг сдержи суховей,

Помяни меня добрым словом,

Стынуть буду – теплом повей.

Появись, отведи туманы,

Опустись ко мне на траву,

Подыши на свежие раны –

Я почувствую, оживу.

Чтоб стать мужчиной, мало им родиться,

Чтоб стать железом - мало быть рудой.

Ты должен переплавиться. Разбиться.

И, как руда, пожертвовать собой.

Какие бури душу захлестнули!

Но ты солдат и все сумей принять:

От поцелуя женского до пули,

И научись в бою не отступать.

Готовность к смерти – тоже ведь оружье.

И ты его однажды примени…

Мужчины умирают, если нужно,

И потому живут в веках они.

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привычный сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

Не могла сыскать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления.

План-конспект урока по русской литературе (8 класс) на тему: Н.В.Гоголь "Тарас Бульба".

Данная разработка урока включает в себя интерактивные методы обучения.



Конспект урока по русской литературе "Жизнь и творчество И.С.Тургенева"

Урок-лекция. Творчество писателя И.С.Тургенева.


План-конспект урока по русской литературе ХIХ века 11 класс

Данный конспект поможет расширить литературный кругозор детей, дифференцировать в их сознании понятия "идейное содержание" и "идейное звучание" произведения, освоить технологию лит.


План-конспект урока по русской литературе ХХ века 11 класс

Данный конспект поможет расширить литературный кругозор детей, освоить приёмы сравнительного, контекстуального и ассоциативного анализа художественных произведений. На примере таких произведений.


Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Поэзия военных лет" посвящен литературному творчеству поэтов времен Великой Отчественной войны.

Российская Федерация Министерство образования Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение


д.Покровское, СП Обушковское, ул.Майская , д.7. ОГРН1025001822988, ИНН/КПП5017048296/501701001

План-конспект

урока литературы

в 11 классе

Учитель русского языка и литературы

Панова Елена Ивановна

д. Покровское, 2019 г.

Поэзия военных лет

Цель урока: обобщить знания учащихся о Великой Отечественной войне, дать понятие о роли поэтического творчества в годы тяжелых испытаний для страны; закреплять умение анализировать стихотворные произведения; воспитывать чувство патриотизма, желание знать историю своей страны, гордиться своей Родиной.

Задачи урока:

Образовательная: обеспечить усвоение знаний о роли искусства (поэзии) в годы Великой Отечественной войны;

Развивающая: обучать умению анализировать стихотворные произведения; формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия;

Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию патриотизма, гуманизма.

Оборудование урока: видео и аудиозаписи песен военных лет, поэтические сборники авторов военной поры (книжная выставка), презентация.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы, чтение и анализ стихотворений, постановка проблемных вопросов.

I. Организационный момент

II. Основная часть

Эта песня была написана Булатом Окуджавой уже после войны в 1958 году. Песня автобиографична, хотя в ней нет конкретных имён. Окуджава писал её о своих друзьях. И эта тема настолько остро врезалась в его душу, что он не смог написать её сразу после войны, хотя и хотел. Ему понадобилось целых тринадцать лет.

Почему эта песня стала символом времени?

- С помощью каких средств художественной выразительности песня призывала каждого к ответственности за судьбу страны.


Что гибель нам?
Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в
отряд,
И ждем приказа нового.
И пусть
Не думают, что мертвые
не слышат,
Когда о них потомки говорят.
(Николай Майоров)

1. Организационный этап
Добрый день, ребята. Сегодня нас ждет непростой урок. Великая Отечественная война. Эти три слова значат для каждого человека так много! Скажите мне, пожалуйста, в каком году началась Великая Отечественная война? А в каком году она закончилась? Правильно!

1941-1945. Восемь цифр, тире между ними. А за этими цифрами – судьбы. Города, превращенные врагом в руины. Жизни миллионов людей, которые война перечеркнула раз и навсегда.

2. Работа с эпиграфом
Взгляните на строки эпиграфа. Кто мне их прочтет?
(Ответ ученика)
Спасибо. Это строки из стихотворения Николая Майорова, поэта, который в октябре 1941 года ушел добровольцем на фронт и погиб в 1942 году у деревни Баранцево Смоленской области.

3. Постановка темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности
В годы Великой Отечественной войны воевали все. В том числе – поэты и писатели. Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш сегодняшний урок?
(Ответы учащихся)

4.2. Первичное усвоение новых знаний
Учитель: Вот видите, как много ассоциаций у нас возникло. Действительно, мужество – это то общее, что характеризовало всех людей в годы Великой Отечественной войны.

В годы войны сражалось около 1215 писателей. 400 из них погибло, около 500 были награждены. Очень многие ушли на фронт и стали там фронтовыми корреспондентами. Военные корреспонденты создавали свои произведения, писали очерки, публицистические статьи по впечатлениям от увиденного. Очень часто им вместе с солдатами приходилось быть на передовой. Среди военных корреспондентов оказались поэты Константин Симонов, Александр Твардовский, Илья Эренбург.

С первых дней войны создавались замечательные стихотворения, настоящие произведения искусства. Многие из них стали песнями.

Существует песня, которая с самых первых дней войны провожала солдат в бой. Песня-гимн, песня-призыв, песня-крик души и сердца. Как вы думаете, о какой именно песне я говорю? (Ответы учеников)

Учитель: А теперь послушайте ваше задание, ребята.
Перед вами – словарь настроений. Посмотрите на него, пожалуйста, и выберите те, которые соответствуют настроению прослушанного произведения.
(Ответы учащихся)

А теперь те, которые соответствуют вашему собственному настроению после прослушивания.
(Ответы учащихся).

Работа в тетради
Запишите, пожалуйста: Лирика о Великой Отечественной войне. Поставьте две стрелочки. Она делится на военную (1941-1945) и послевоенную (1945 до наших дней).

Военная (1941-1945)
Стихи, написанные во время войны (на передовой, в передышке между боями, в дороге, бессонной ночью под впечатлением от увиденного на войне).
Основной мотив – душевный настрой на борьбу с на победу, на веру в любовь и поддержку близких, за которых можно и жизнь отдать

Послевоенная (1945 год – наши дни)
Стихи, написанные после войны под впечатлением анализа военных событий, раздумий о войне, рассказов фронтовиков, посещений мест боевой славы.
Основной мотив – обращение к потомкам, чтобы помнили ту войну, вина перед теми, кто не вернулся, не дожил до Победы, ушёл, унеся с собою целый уникальный мир; вина перед матерями и вдовами.

Учитель: Для начала прослушаем это стихотворение в исполнении Сергея Безрукова.
(Ученики слушают аудиозапись)

Константин Симонов родился в 1915 году. С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет "Красная Звезда", "Правда", "Комсомольская правда", "Боевое знамя" и др. В 1942 Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.

- Как вам представляется лирический герой этого стихотворения? Какой он человек? Какие чувства у него в душе?
Это послание любимой, написанное сдержанным языком. Нет здесь нежных слов, признаний в любви. Но мы ощущаем силу чувств поэта.

(Чтение стихотворения учащимися)

- Теперь, когда мы с вами познакомились с пронзительными и героическими строками поэтов-фронтовиков, скажите, почему так важна была на войне сила великого русского слова?
(ответы учеников)

7. Творческое применение знаний в новой ситуации
Работа в группах
Учитель: А теперь я попрошу тех, кто сидит на первом ряду, представить себя художниками. Ваша задача – описать, какую картину вы бы нарисовали, чтобы проиллюстрировать стихотворения, которые мы сегодня услышали. Представьте, какие используете цвета, кого нарисуете или что, какое время суток. Второй ряд, вы – композиторы. Какую музыку вы бы написали? Какой был бы темп музыки? Грустная или радостная она была бы? Третий ряд, вы – режиссеры, о чем был бы фильм по мотивам этих стихотворений? Кто бы стал главным героем этого фильма? Возможно, вы придумаете для него ключевые события?

7.2. Минутка психологии
Взгляните на наше дерево знаний. Достигли ли вы целей, которые разместили на нем? Помните, в начале урока я обещала раскрыть вам маленький секрет? Так вот: то, какой цвет вы выбрали для деревца, много может сказать о вас, как о человеке.

Те, кто выбрали красный цвет, любят успех и стремятся к нему. Эти люди активны и эмоциональны.
Те, кто выбрал цветок желтого цвета, оптимистичны, общительны, смелы и любопытны. Вам нравится узнавать что-то новое.

Те, кто выбрал цветок голубого цвета, впечатлительны и верны. Также вы очень творческий человек.
Оранжевый цвет означает, что вы мечтательны и оригинальны.
Зеленый цвет выбирают люди уравновешенные и уверенные в себе. Также вы разборчивые, щедрые и добрые.

8. Рефлексия
Учитель: А теперь я попрошу вас обвести на листе бумаги левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
- Большой – для меня было важным и интересным…
- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию, информацию.
- Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
- Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
- Мизинец – мне особенно удалось (понравилось)
Какие выводы вы для себя сделали из сегодняшнего урока?

9. Оценивание работы на уроке
Выставление баллов за работу на уроке

10. Оглашение домашнего задания и инструктаж по его выполнению
Представьте, что вы – журналист. Подготовьте пять вопросов для одного из поэтов-фронтовиков, которые вы бы хотели задать во время интервью.

Список использованной литературы:
1. Биография Константина Симонова
2. Лирика военных лет

Читайте также: