Подробный конспект урока обучения письму новой буквы в основной период обучения грамоте

Обновлено: 05.07.2024

Ход занятия

1. Организационный момент.

Начинаем мы урок,

Кто же ступит на порог,

Гадаем в ожиданье. (С. Чижова)

Появляется кукла Незнайки.

-Что же за гость пожаловал к нам на урок? (Незнайка).

Обидно Незнайке за имя своё.

Не хочет Незнайка не знать ничего.

Поможем бедняге мы грамотным стать

И буквы начнём вместе с ним повторять. (С. Чижова)

2. Повторение ранее пройденного материала

Чтение букв, буквосочетаний.

3. Определение темы урока.

- Назовите гостя, пришедшего к нам на урок.

- Незнайка – назовите первый звук.

- Назовите фамилию автора, придумавшего этого героя.

- Носов – назовите первый звук.

- С какими же звуками мы будем работать на уроке? А ещё мы познакомимся с новыми буквами, научимся их писать.

- Вы посмотрите, куда забрался Незнайка!

4. Книжная пятиминутка.

Кукла Незнайка: Как появился я, Незнайка?

И почему всё знает Знайка?

А кто придумал Пульку с Булькой?

А кто такой болтливый Гунька?

Как много слышу я вопросов!

Всех нас придумал автор Носов! (С. Чижова)

Показ портрета Н. Н. Носова (1908 – 1976).

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября в Киеве в актёрской семье. В юности увлекался театром, музыкой, занимался самообразованием.

Н. Н. Носов – детский писатель-юморист, кинорежиссёр.

5. Изучение нового материала.

Слого-звуковой анализ слов.

Учитель пользуется демонстрационными предметными картинками и демонстрационными фишками для составления слого-звуковых схем на наборном полотне, расположенном на доске. Ученики работают с фишками, выкладывая схемы слов на своих рабочих местах.

звук [ н ] – согласный (при произношении есть преграда, воздух задерживается, звонкий (при произношении участвует голос – при прикладывании ладошки к горлу чувствуется дрожание, твёрдый;

звук [ н].– согласный, звонкий, мягкий;

Работа с учебником.

Составление предложений по картинке (по заданным схемам).

- Кто изображён на картинке?

богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги; человек очень большой силы, стойкости, отваги;

былина – русская народная песня, сказание о богатырях.

- Какие русские богатыри вам известны?

- Почему русский богатырь сражается со Змеем Горынычем?

Работа в прописи.

Две весёлые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят. (О. Узорова)

Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту, поджимая пальцы. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.

Буратино быстро мчался,

На пригорок он взобрался.

А затем он вниз стремился –

Чуть, бедняга не разбился.

Влево, вправо он петлял –

Всё же в школу опоздал.

Но не зря в класс торопился –

Быть культурным научился. (С. Чижова)

Работа в прописи.

Разминка для глаз.

7. Закрепление изученного на уроке материала.

Мы уже немало знаем,

А теперь мы поиграем –

Вспомним травы и цветы

(Незабудка, нарцисс, настурция, нимфея – озёрная кувшинка, нелюмбиум - один из видов лотоса и др.)

8. Подведение итогов.

- С какими новыми звуками познакомились?

- Что узнали об этих звуках?

- Что особенно запомнилось на уроке?

- Урок окончен. (Домашнее задание в первом классе не задаётся)

Развитие фонематического и зрительного гнозиса для профилактики нарушений чтения и письма Ведущей тенденцией современного образования является интеграция детей с отклонениями в развитии в систему массовой школы. Практика показывает,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока письма в основной период обучения грамоте.

Педагогическая цель : обучение написанию строчной буквы п отдельно и в соединении; формирование каллиграфического навыка.

Развитие произвольного внимания, логического мышления, речи.

Воспитание сознательной дисциплины, аккуратности.

Планируемые результаты (предметные):

различать печатную и письменную букву п;

писать слоги и слова со строчной буквой п ;

соблюдать правила оформления предложения при письме.

Личностные результаты: сохранить мотивацию и интерес к изучению нового материала на протяжении всего урока;

создать комфортный психологический настрой на успешную работу,

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Универсальные учебные действия (метапредметные ):

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке и учебные задачи; работать по предложенному плану, инструкции; высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль и самооценку; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке .

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт .

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

I Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок –

Пришла пора начать урок.

Садитесь, ребята, за парты вы стройно.

Ведите себя на уроке достойно.

- Проверьте свою готовность к уроку.

На столе у каждого должна быть пропись, ручка и цветные карандаши.

II . Актуализация опорных знаний и выявление проблемы.

Разгадывание загадок.

Отгадайте, о какой профессии идёт речь в загадке:

Он варит щи капустные, полезные и вкусные. (Повар)

Как можно назвать одним словом, всё, что приготовил повар? (Пища)

Слого-звуковой анализ.

Составьте схемы к этим словам самостоятельно.

Какой первый звук в каждом из этих слов?

Какой буквой обозначают эти звуки?

Выявление темы и задач урока.

Предположите, чему будем учиться на уроке?

III . Изучение нового материала.

Сопоставление печатной и письменной букв.

Рассмотрите две буквы на образце.

Чем письменная буква отличается от строчной? (пишется с наклоном, имеются закругления)

Анализ образца написания буквы.

Посмотрите, из каких элементов состоит письменная строчная буква п ?

(Короткая наклонная линия и короткая наклонная линия с закруглением вверху и внизу)

Откуда следует начинать писать каждый элемент? (Первый – сверху вниз, второй – снизу вверх)

Написание элементов буквы учителем с объяснением.

1 элемент. Начинаю писать от верхней линии рабочей строки, веду наклонную линию влево-вниз до нижней линии рабочей строки.

2 элемент. Начинаю писать от нижней линии рабочей строки, веду линию вправо-вверх, у верхней линии рабочей строки выполняю плавное закругление, веду вниз, у нижней линии закругляю вправо.

Прежде, чем приступить к написанию элементов буквы, подготовим руку к письму.

Пальчиковая гимнастика.

Представьте, что вы музыканты оркестра: скрипачи и пианисты. Я буду говорить слова, а вы изображать.

Разбежались наши зайки по кустам, по кустам.

Письмо элементов буквы учащимися.

Правильно возьмите ручку. Обведите элементы по контуру, так как указано стрелками.

Теперь поупражняемся в написании плавных закруглений. Обведите пар на рисунке, проведите короткие плавные линии.

Теперь представьте, что вы водители и вам нужно проехать по извилистой дороге. Обведите длинную плавную линию. Старайтесь не сойти с дистанции.

Письмо буквы учителем с объяснением.

Начинаю писать от верхней линии рабочей строки, веду наклонную линию влево-вниз до нижней линии рабочей строки. Возвращаюсь по написанному до середины рабочей строки, веду линию вправо-вверх, у верхней линии рабочей строки выполняю плавное закругление, веду вниз, у нижней линии закругляю вправо.

Письмо буквы учащимися.

Напишите букву в воздухе под счёт: раз-и-два-и.

Обведите букву по контуру на рабочей строке в прописи. Продолжите писать самостоятельно, соблюдая наклон и интервал.

Выберите самую красивую букву, которую вы написали. Поставьте точку под этой буквой.

Письмо буквы в соединении.

Прочитайте слоги, записанные на следующей рабочей строке.( пи, пы, пу )

Какой тип соединения использовали при их написании? (верхнее)

Напишите слоги по образцу, не отрывая руки.

Придумайте слова с этими слогами.

IV . Физминутка.

V . Закрепление изученного.

1. Работа по развитию речи.

Какие слова написаны на следующей строке? Прочитайте, соблюдая ударение. ( пила, пела )

Какой буквой различаются слова? (гласными И и Е)

Докажите, что одна буква может изменить значение слова.

Какой тип соединения этих букв с буквой Л? (нижнее)

Спишите слова по образцу, диктуя себе по слогам.

Что записано на следующих двух строчках?

Почему вы решили, что это предложения? Какие слова в них пропущены?

Лена ____________ сок.

Вера ____________ песни.

Впишите подходящие слова на месте пропусков.

Списывание слов с печатного текста.

Прочитайте предложения, расположенные ниже.

Что вам кажется неправильным в их записи? (Некоторые слова записаны печатным шрифтом)

Какие слова вам требуется списать с печатного образца? (папа, пилот).

Кто запишет слово пилот на доске?

Какие типы соединения в этом слове?

Спишите это слово в тетрадь, справа от печатного образца.

Составление схемы предложения.

Прочитайте последнее предложение на странице. (У Лены папа пилот.)

Сколько в нём слов? (4)

Какие слова написаны с большой буквы? Почему?

Как обозначите заглавную букву на схеме?

Составьте схему предложения.

VI . Рефлексия.

Чему учились на уроке?

Поднимите руку те ребята, у которых буквы получились красивыми, а работа чистой и аккуратной.

Представление о результатах:

Широкая мотивационная основа учебной деятельности;

Учебно-познавательный интерес к изучению нового;

Развитие словарного запаса

Познавательные: использовать знаково-символические средства (прописная буква)

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

научится: писать букву ф , слоги и слова с этой буквой .

возможно, научится: закреплять умение писать на слух основные элементы письма, расширять боковое зрение, навыки правильного каллиграфического письма и графическую зоркость,

1)Самоопределение к учебной деятельности;

2) Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности ;

3)Постановка учебной задачи;

4) Построение проекта выхода из затруднения;

6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

7) Рефлексии учебной деятельности на уроке.

1.Самоопределение к учебной деятельности

Вижу: класс наш хоть куда,

Мы начнём урок письма.

Подготовка класса к работе

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс (коммуникативные, личностные).

2. Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности

Работа в прописи с 30 на последней строке Слайд 4

Одного ученика вызываю и предлагаю написать эти буквы на доске. Остальные работают в тетрадях.

- Расскажите: какие буквы не получились, что в них не получилось ?

-Что вы можете сказать об этих буквах?

2.К нам пришёл казачок и принёс с собой птицу :

-Что нужно сделать , чтобы прочитать это слово?

-Напишите его в тетради

Дети рассматривают написание букв и рассказывают о том, что в них не получилось, адекватно воспринимают оценку учителя. Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение

Они обозначают согласные звуки. их можно разделить на 2 группы: 1 – буквы, которые обозначают твёрдые звуки; 2 – буквы, которые обозначают мягкие звуки. Звуки - ж,ш – всегда твёрдые, остальные-разные

- Вставить пропущенную букву

Проба => Затруднение: мы не умеем писать –Ф ф-

Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление; организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках: письмо букв, организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания ( регулятивные, познавательные коммуникативные)

3. Постановка учебной задачи

1.Что мы будем сегодня на уроке делать ?

-учиться писать – ф-

Цель: сформулировать тему урока. Познавательные: самостоятельное фор-е цели, Регулятивные- целеполагание ).

4.Построение проекта выхода из затруднения

1.Работа с моделью буквы ф

Прочитайте стихотворение Слайд 6

Всем известно без подсказки
Буква Ф – как ключ от сказки,
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас. (В. Степанов).

На что похожа буква Ф в стихотворении В. Степанова?

2.Встаньте из-за парт и изобразите сами букву Ф

3.Из каких элементов состоит буква ф (стр 30 прописи),от каких букв элементы, обведи их.

4.Показ учителем правильного написания буквы –ф-, которое сопровождается словами: начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведём вверх влево округлую линию до верхней линии , округляем вниз до нижней линии , затем ведём наклонную линию через точку начала письма до верхней линии , без отрыва ведём вниз второй элемент наклонную прямую на себя. По написанному возвращаемся назад.

После этого объясняется начертание буквы под счёт (раз-и-два-и-три-и-)

Дети высказывают различные мнения

Состоит из элементов: палочка с двумя овалами .

Письмо буквы учениками на ладони, в воздухе, под счёт, по точкам.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Регулятивные: на основе выбранного метода выдвижение и обоснование гипотезы; применение нового способа действий для решения задачи, вызвавшей затруднение и фиксирование его в обобщенном виде в речи и знаково;

Л ичностные : фиксирование преодоления возникшего ранее затруднения.

Познавательные : использование предметных действий с моделями, схемами и т.д.

1.Упражнение в написании буквы.

- Обведите самую красивую букву.

-Помогите соседу по парте- найди самую красивую букву и подчеркни её.

2.Упражнение в написании соединений букв.

Учитель объясняет соединение букв, учащиеся прописывают в тетрадях .

Письмо букв самостоятельно 5 раз

Работа в парах - дети рассматривают написание букв, оценивают работу соседа .

Назови слоги , где звук ф мягкий . твёрдый. Пишем по одному с комментированием.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия.

Познавательные : проговаривание вслух выполненных шагов и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.

Л ичностные, регулятивные: решение (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия.

Выполнение двигательных упражнений

Цель: снятие физического и умственного напряжения

Познавательные : планирование своих действий,

Регулятивные : устанавливание аналогии.

3. Запись слова филин Слайд 5

4.Запись слова флаг

А в этом стихотворении какое слово с изучаемой буквой?

Вот какой флажок у Мити

Кто флажок подарил

Митя сам смастерил.

( флажок , а большой -флаг)

Соединение фл объясняет учитель.

-Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте, правильно ли выполнены записи?

1. Методика обучения письму в 1 классе. Конспект урока обучения грамоте (письмо) в основной период обучения грамоте.

2. Письмо – это средство выражения мыслей человека с помощью специально созданных условных знаков. Основное назначение письма

заключается в передаче речи на расстояние и
закрепление ее во времени.
Обучение первоначальному письму – один из сложных
процессов в начальной школе.
Этапы формирования графического навыка:
На первом этапе задача учащегося состоит в том, чтобы
научиться правильно сидеть, держать ручку и тетрадь.
На втором – писать важнейшие элементов буквы, точнее
усвоить алгоритм письма.
На третьем – писать буквы.
На четвертом – писать целые слова.
Формирование графического навыка у первоклассника –
процесс сознательный. В котором существенная роль
принадлежит осознанию целей и задач действия,: что
должно быть получено в результате действия и на
отдельных его этапах.

При обучении детей письму очень важны методические знания учителя. В
последнее время в методике русского языка описаны разнообразные
приемы и
упражнения, помогающие формировать графические навыки.
Основными из них
являются следующие:
1. Показ учителем процесса письма и объяснение способов
написания
букв, слогов, слов, предложений на доске или индивидуально в тетради
учащегося.
2. Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца
учителя
на доске или в тетради.
3. Обведение образца буквы (копировальный прием).
4. Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в
воздухе.
5. Анализ формы буквы с выделением зрительных элементов.
6. Письмо под счет.
7. Прием показа ошибочного написания.
Наиболее эффективным является реализация педагогом не одного, а всех
вышеназванных приемов, что позволит ему разнообразить деятельность
учащегося и достичь наибольшего успеха в обучении детей письму.

4. Дети усваивают написание каждой буквы на отдельном уроке. Огромная роль в обучении письму принадлежит анализу буквы, ее

5. Конспект урока обучения грамоте (письмо), в 1 классе.

6. Ход урока

Подведение итога урока.
– Вам понравился урок?
– Чему мы научились на сегодняшнем уроке письма?
– Что особенно запомнилось на уроке?
– А мне, ребята, очень понравилось, как вы работали: отвечали на вопросы,
придумывали слова, читали и объясняли значения слов.
– Молодцы!

Читайте также: