Подробное изложение березки 547 упр 5 класс конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Урок 112. Подготовка к контрольному изложению от 3-го лица по тексту В. Астафьева (упр. 547)
Цель деятельности учителя: Актуализировать и восстановить знания об алгоритме изложения по заданному тексту, обучать редактированию текста, устранять повторы.
Тип урока: Урок развития речи.
Планируемые результаты:
Предметные: знать о возможности использования существительных синонимов для устранения неоправданных повторов одних и тех же слов, более точного выражения мыслей; уметь излагать содержание исходного текста с изменением лица.
Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая.
Оборудование: Экран, компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока
Основные понятия: Художественный стиль речи, противопоставление.
Технологическая карта урока
Вступительное слово учителя:
- Ребята, какое дерево является символом России (Берёза)
Индивидуальное задание учащихся
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся, - но не ломится!
- Как вы думаете, почему мы сегодня говорим о берёзе? (Ответы учащихся)
2. Актуализация знаний:
- Я предлагаю вам познакомиться с текстом В.Астафьева из учебника (упр. 547)
(Чтение текста учителем)
Беседа по прочитанному:
3. Выявление места и причины затруднения.
Эвристическая беседа
- Где находится санаторий? (На юге страны)
- Куда пошёл гулять главный герой? (В парк)
- Почему парк называется приморским? (Действие происходит на море)
- Чем поразил автора парк? ( Тем, что там росли деревья и кустарники со всего мира)
- Что увидел автор среди заморских кущ? (Берёзы)
- Как появились берёзки в парке? (Учащиеся находят в тексте и зачитывают эпизод)
- Что наполнили берёзки автору? (Ответ учащихся)
Словарная работа. Учитель сообщает учащимся, что такой приём в литературе носит название
- Подберите синоним к слову куща. (Заросли).
Ответы учащиеся записывают в тетрадь.
- Почему главный герой не поверил своим глазам? Что означает это выражение? (Потому что удивился)
- Какие глаголы использует автор, характеризуя действия берёз? Запишите эти глаголы в тетрадь.
- Как сравнивает автор свои ощущения от созерцания берез и чужеземных растений? (Покойно взгляду после ошеломляющего блеска… бьющей в глаза растительности)
Учитель сообщает, что такой приём в художественном тексте называется противопоставлением.
Понятие записывается в тетрадь.
- Как появились берёзки в парке? (Привезли на пароходе, отпоили, выходили, и они прижились)
- В чём была особенность их роста? Запишите свой ответ (… листья берёз лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже…)
- Найдите в тексте описание берёзовых листьев автором. (… на нежной зелени зазубренных листьев)
- как вы думаете, почему? (Они будто стремились на Родину)
- О чём вспомнил автор, глядя на берёзки? Ответ запишите. (Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене берёзового листа).
- Что представляют собой козырьки ворот? Наличники окон?
4. Физминутка.
Мы на плечи руки ставим, (Дети приставляют руки к плечам.)
Начинаем их вращать. ( Вращают плечи вперед и назад.)
Так осанку мы исправим, раз-два-три-четыре-пять! (Выпрямляются.)
Руки ставим перед грудью, (Сгибают руки в локтях перед грудью.)
В стороны разводим. (Рывки руками в стороны.)
Мы разминку делать будем при любой погоде. (Поворачиваются вправо и влево.)
Руку правую поднимем, (Правая рука поднимается вверх.)
А другую вниз опустим. (Левая рука опускается вниз.)
Мы меняем их местами, плавно двигаем руками. (Меняют положение рук.)
А теперь давайте вместе пошагаем все на месте. (Дети шагают на месте.)
А) понять его тему, идею, композицию, характер главного героя;
Б) определить систему лексических, синтаксических средств, использованных в тексте;
В) учить соотносить выбор данных средств автором.
- Развивать умения продуцировать в собственной речи средства выразительности, представленные автором.
- Отработать знания учащихся о типах речи, стилях языка.
- Показать ученикам особенности функционирования в речи глаголов, имен прилагательных.
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
I. Постановка учителем целей и задач урока.
II. Знакомство с содержанием текста.
III. Анализ содержания текста.
IV. Определение типа речи.
V. Определение стиля.
VI. Анализ лексических, синтаксических языковых средств.
VII. Подведение итогов.
VIII. Домашнее задание.
I. Постановка учителем целей и задач урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы должны подготовиться к выборочному изложению по тексту В.П. Астафьева (упр. 527): определить его тему, идею, структуру; провести языковой анализ текста (лексические, синтаксические особенности).
II. Знакомство с содержанием текста.
- Краткая информация учителя о В.П. Астафьеве на экране. (Слайд № 1).Приложение
- Выразительное чтение текста.
III. Анализ содержания текста.
– От чьего лица идет рассказ? (От лица автора)
– Почему главному герою дали путевку? (Он заболел)
– Что такое путевка? Сколько лексических значений имеет это слово? Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? (Ученики дают толкование слова путевка, выясняют, что это многозначное слово)
– В каком словаре мы можем узнать значение слов? (“Словарь русского языка” С.И. Ожегова)
Учитель открывает слайд № 2 со словарной статьей из “Словаря русского языка” и предлагает сравнить значение слова путевка, данное учениками и С.И. Ожеговым. (Ученики определяют, что в тексте слово употреблено в первом значении)
Путевка, -и, ж. 1. Удостоверение, выдаваемое лицу, направляемому куда-нибудь. 2. Листок у водителей транспорта с указанием маршрута и выполняемого задания (спец.). |
– Каково лексическое значение слова санаторий? (Пока ученики отвечают на вопрос, учитель открывает слайд № 3 со словарной статьей из “Словаря русского языка” С.И. Ожегова).
Санаторий, -я, м. Лечебное учреждение, оборудованное для лечения и отдыха. |
– Где находится санаторий? (На юге страны) Бывал ли там раньше автор? (Нет, он там впервые)
– Куда пошел гулять главный герой? (В парк) Почему парк называется приморским?
– Чем поразил автора этот парк? (Тем, что там росли деревья и кустарники со всего мира)
– Какие деревья там росли? (Фикусы, платаны, чинары, кипарисы, пальмы)
Учитель открывает слайды № 8–12 с изображением названных растений. Учащиеся рассматривают фотографии и отвечают на вопросы.
– Как характеризует автор все эти растения? (Деревья с африканским отливом в широких листьях) Как вы понимаете это выражение?
– Что поразило главного героя при виде фикусов? (Они росли не в кадках, а на улице)
– Автор пишет, что платаны и чинары “ воспеты в восточных одах”. Давайте посмотрим значение слова ода.
Учитель открывает слайд № 4 со словарной статьей из “Словаря русского языка” С.И. Ожегова.
Ода, -ы, ж. Торжественное стихотворение, посвященное какому-нибудь событию, герою, реже предмету. |
– На что похожи семена чинар? (На мохнатые шарики с ниточками)
– Какие пальмы увидел главный герой? (Низкие, высокие, разлапистые)
– С чем сравнивает В.П. Астафьев листья пальм? (С шевелюрами современных молодых людей)
Учитель делает вывод о содержании 1 части текста.
– Таким образом, в 1 части В.П. Астафьев описывает приморский парк с экзотическими растениями.
– Почему, на ваш взгляд, текст разделен на две части? (В 1 части говорится об экзотических растениях, а во 2 части о русских березках)
Учитель объясняет, что такой прием называется противопоставлением. Учащиеся записывают его определение в “Словарик ученика”.
– Что увидел автор среди заморских кущ? (Березы)
– Как вы понимаете значение слова куща? (Ученики дают свое толкование)
Учитель сообщает, что в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова отсутствует это слово, но есть однокоренное кущение, которое значит “то, что кустится”.
Запись в тетрадях.
1. Бродил, глазел, дивился и увидел среди заморских кущ три березки.
– Какие из использованных автором глаголов являются синонимами? (Глазел, дивился, увидел) Какое из названных слов является стилистически нейтральным? (Увидел) А какие употребляются в просторечии? (Глазел, дивился)
– Почему главный герой “глазам своим …не поверил”? (Березы здесь не растут)
– Что обозначает этот фразеологизм? В каком словаре можно найти ответ на этот вопрос? (Во фразеологическом словаре) Посмотрим значение оборота в “Новом фразеологическом словаре русского языка” А.Д. Куриловой.
Учитель открывает слайд №5, содержащий словарную статью с толкованием фразеологизма.
Не верить (своим) глазам – страшно удивляться, поражаться и т.п. чему-либо увиденному |
– Почему автор называет березы сиротами? (Так как они одиноки среди заморских растений)
– Какие глаголы использует автор, характеризуя действия берез? Запишите эти глаголы в тетрадь.
Запись в тетрадях.
2. Стояли, опустили долу ветви, затерялись, не шуршали корой, не лопотали листвой…
– Каково лексическое значение слова лопотали? Каким стилистически нейтральным словом можно его заменить? (Говорили неясно) Случайно ли автор употребляет именно этот глагол?
– Знакомо ли вам значение слова долу? Если нет, посмотрим его толкование в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова.
Учитель открывает слайд № 6 с толкованием слова долу.
Долу, наречие (стар.). Книзу, вниз. |
– То есть, березы опустили вниз ветви.
– Каково значение устойчивого сочетания нельзя было оторвать глаз? Посмотрим, как определяется оно в “Новом фразеологическом словаре русского языка” А.Д. Куриловой.
Учитель открывает слайд № 7. Приложение
Глаз не (нельзя) отвести (оторвать) – о ком-либо или о чем-либо очень красивом, которым нельзя не восхищаться. |
– Как характеризует автор стволы, листья берез? Запишите в пункт 2 (см. выше) свой ответ.
Запись в тетрадях.
…Стволы пестрели, как веселые сороки…Нежная зелень зазубренных листьев…
– Как сравнивает автор свои ощущения от созерцания берез и чужеземных растений? Сравним: покойно взгляду после ошеломляющего блеска… бьющей в глаза растительности.
Учитель открывает слайд №13 с изображением березы.
– Как появились березки в парке?
Запись в тетрадях.
3. Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились…
– В чем была особенность их роста? Запишите в пункт 3 (см. выше) свой ответ.
Запись в тетрадях.
…листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже…
– Как вы думаете: почему? (Они будто стремились на Родину)
– О чем вспомнил автор, глядя на березки? Ответ запишите в пункт 4.
Запись в тетрадях.
4. Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа.
– Что представляют собой козырьки ворот? Наличники окон?
Учитель поясняет, что козырьком ворот является небольшой навес над ними, а наличником – накладная планка на оконном проеме.
– Как вы понимаете выражение “ зеленая пена березового листа”?
IV. Определение типа речи 2 части текста.
– Сколько “фотографий” вы сделали, читая 2 часть текста?
Запись в тетрадях.
- Прогулка по парку.
- Березки на полянке.
- История деревьев.
- Воспоминания автора.
– Какой вы сделали вывод о типе речи? Докажите. (Проверка способом “фотографирования” показала, что в тексте последовательно излагаются события).
– А можно ли по полученным “фотографиям” дать характеристику березкам и полянке, на которой они растут (какие они: стволы, листики березки)?
– Какой еще тип речи представлен в тексте? (Описание) Какой является ведущим? (Повествование)
Учитель предлагает сделать вывод о типе речи текста. (2-я часть текста представляет собой повествование с элементами описания)
– А теперь сопоставьте наши записи в тетради и на доске. Получилось два варианта плана: в первом даны опорные фразы, на которые мы будем нанизывать слова и предложения, а во втором отражена последовательность событий.
- Бродил, глазел, дивился и увидел среди заморских кущ три березки.
- Стояли, опустили долу ветви, затерялись, не шуршали корой, не лопотали листвой. Стволы пестрели, как веселые сороки. Нежная зелень зазубренных листьев.
- Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились. Листья лицевой стороной повернуты к северу, и вершины тоже.
- Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа.
- Прогулка по парку.
- Березки на полянке.
- История деревьев.
- Воспоминания автора.
V. Определение стиля.
– Вспомним автора текста. (В.П. Астафьев)
– Кто он? (Писатель)
– Какую задачу ставит перед собой В.П. Астафьев? (Автор написал текст для читателей. В нем он передает свое отношение к березкам, которые увидел в приморском саду, а также свои чувства, испытанные им при этом. Текст образен и эмоционален. Это художественное произведение)
– Продумал ли автор тему и идею произведения? Обдумана ли речь? (Тема и идея продуманы в художественной форме. В.П. Астафьев тщательно отбирал лексические, синтаксические средства)
VI. Анализ выразительных средств.
– При написании изложения важно сохранить все выразительные средства, употребленные автором, ведь именно они придают тексту экспрессивность, эмоциональность. Выпишем из второй части лексические и синтаксические средства и заполним таблицу.
Лексические
синонимы | глазел, дивился, увидел |
фразеологизмы | глазам своим не поверил; нельзя было оторвать глаз |
эпитеты | заморских кущ; растут поодиночке; нежной зелени; ошеломляющего блеска; чужеземной растительности |
метафоры | пена березового листа; блеск растительности; дола ветви; бьющей в глаза растительности |
олицетворения | березы стояли, опустили долу; затерялись; не лопотали; прижились |
сравнения | кажутся сиротами; как веселые сороки; толщиной с детскую руку |
устаревшие слова | долу |
просторечные слова | глазел, дивился |
Синтаксические
однородные члены | бродил и бродил, глазел, дивился и увидел; кажутся, затерялись, не шуршали, не лопотали; хорошо, покойно; привезли, отпоили и выходили; глядел и видел; козырьки, наличники |
инверсия | глазам своим я не поверил; не растут березы в этих местах |
парцелляция | Я …видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон… |
VII. Подведение итогов.
– Давайте подведем итог сделанному на уроке по плану, записанному на доске.
– Ваша задача – написать изложение второй части текста от 3-го лица. Помимо местоимения он, можете употреблять контекстные синонимы главный герой, В.П. Астафьев.
VIII. Домашнее задание.
Написать первый вариант изложения второй части текста от 3-го лица (для обсуждения достоинств и недостатков перед окончательным вариантом изложения).
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Урок развития речи.
Связан с предыдущими уроками возможностью применения полученных знаний на практике.
Цели урока. Формирование умения писать изложение на заданную тему. Совершенствование умения находить и раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.
Задачи урока.
Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция.
Коммуникативные: развивать связную устную речь учащихся в процессе составления устного рассказа по тексту изложения.
Познавательные: исследование лингвистического материала, работа с информацией; развивать логическое мышление учащихся путем отработки причинно-следственных связей в тексте изложения.
Формировать у учащихся чувство прекрасного, умения любоваться красотами родных мест.
Необходимое оборудование. ИКТ: ПК, проектор, экран.
Ход урока
I. Приветствие.
II. Постановка целей и задач урока.
- А сейчас мы переходим к теме урока. На следующем уроке нам предстоит написание изложения. Значит, как вы думаете, чем мы займёмся сегодня? Правильно, подготовкой к написанию изложения.
- Для начала вспомним, что же такое изложение? (Это пересказ текста (устный или письменный), представленный в виде учебной работы для развития речи учащихся) Нам предстоит прочитать текст и пересказать его письменно, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.
- Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста)
- Сегодня на уроке мы должны подготовиться к изложению по тексту В.П. Астафьева: определить его тему, идею, структуру; провести языковой анализ текста (лексические, синтаксические особенности).
III. Работа над темой.
1. Знакомство с автором и содержанием текста.
Краткая информация учителя о В.П. Астафьеве на экране. (Приложение № 1)
Выразительное чтение текста. (Приложение 2)
2. Анализ содержания текста.
- От чьего лица идет рассказ? (От лица автора)
- Что увидел автор среди заморских кущ? (Березы)
- Почему главный герой “глазам своим …не поверил”? (Березы здесь не растут)
- Что обозначает этот фразеологизм? В каком словаре можно найти ответ на этот вопрос? (Во фразеологическом словаре) Вот значение этого оборота из “Нового фразеологического словаря русского языка” А.Д. Куриловой.
Не верить (своим) глазам – страшно удивляться, поражаться и т.п. чему-либо увиденному.
- Почему автор называет березы сиротами? (Так как они одиноки среди заморских растений)
- Какие глаголы использует автор, характеризуя действия берез? Запишите эти глаголы в тетрадь. (Стояли, сиротами кажутся, затерялись, не шуршали, не лопотали, пестрели, не сомлели и не умерли, прижились)
- Знакомо ли вам значение слова долу? Если нет, посмотрим его толкование в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова.
Долу, наречие (стар.). Книзу, вниз.
- Каково значение устойчивого сочетания нельзя было оторвать глаз? Посмотрим, как определяется оно в “Новом фразеологическом словаре русского языка” А.Д. Куриловой.
Глаз не (нельзя) отвести (оторвать) – о ком-либо или о чем-либо очень красивом, которым нельзя не восхищаться.
- Как характеризует автор стволы, листья берез? Запишите свой ответ. (Белые стволы пестрели, как веселые сороки. Нежная зелень зазубренных листьев…)
- Как сравнивает автор свои ощущения от созерцания берез и чужеземных растений? (Покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности)
- Как появились березки в парке? (Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились …)
- В чем была особенность их роста? (Листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже…)
- Как вы думаете: почему? (Они будто стремились на Родину)
3. Определение типа речи.
- Давайте определим тип речи данного текста. Какие мы знаем типы речи? (Описание, повествование, рассуждение) А в этом тексте автор рассуждает, повествует или описывает? (Повествует и описывает)
- Давайте докажем. О чём автор повествует (т.е. рассказывает)? (О том, как увидел берёзы среди чужеземных растений, как эти берёзы привезли и как они прижились) А что автор описывает? (Берёзы: стволы, листики)
- Какой тип речи является ведущим? (Повествование)
Учитель предлагает сделать вывод о типе речи текста. (Текст представляет собой повествование с элементами описания)
4. Составление плана.
- А теперь составим план текста.
- Для начала предлагаю его озаглавить. Что должно отражаться в заголовке? (Тема, основная мысль) Определим тему. (Берёзы в парке) Основная мысль? (Родные берёзы в чужом краю) А теперь попробуйте предложить заголовок к тексту. (Родные берёзы)
- А сейчас ещё раз взгляните на текст: он разбит на три абзаца. Случайно ли это? О чём говорится в первом абзаце?
1. Прогулка по парку.
- При каких обстоятельствах он их увидел?
а) Бродил, глазел, дивился и увидел три берёзки…
- Что ещё происходит в первом абзаце?
б) Описание берёз.
- О чём говорится во втором абзаце?
2. Место берёзам в тесном парке.
- О чём повествуется в третьем абзаце? (Как деревья попали в чужой парк)
3. История деревьев.
5. Анализ выразительных средств.
- При написании изложения важно сохранить все выразительные средства, употребленные автором, ведь именно они придают тексту эмоциональность. Посмотрите на сделанные вами записи. Какие образные средства нам встретились?
1. Фразеологизмы: глазам своим не поверил; нельзя было оторвать глаз.
2. Устаревшие слова: заморские кущи, долу.
3. Просторечные слова: глазел, дивился.
4. Эпитеты (определение при слове, влияющее на его выразительность): густой мягкой травке, белые стволы, весёлые сороки, нежная зелень зазубренных листьев, непосильное южное солнце. (Эпитеты записывают в тетрадь)
5. Олицетворения (перенос свойств живого существа на неживое): березы стояли, опустили долу; затерялись; не лопотали; прижились. (Олицетворения записывают в тетрадь)
IV. Подведение итогов, рефлексия.
- Что такое изложение? (Письменный пересказ текста)
- Чем мы будем заниматься на следующем уроке? (Писать изложение по тексту В.П. Астафьева) Ваша задача? (Подготовиться к написанию изложения)
Все этапы работы даны с использованием приема инфографики. Подготовка к написанию изложения начинается с краткого представления писателя, затем знакомимся с текстом, анализируем его содержание, проводим лексическую и орфографическую работу, определяем тип речи и выразительные средства языка, использованные автором. Составляем план и приступаем к работе.
Читайте также: