Подробное изложение березки 547 упр 5 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок 112. Подготовка к контрольному изложению от 3-го лица по тексту В. Астафьева (упр. 547)

Цель деятельности учителя: Актуализировать и восстановить знания об алгоритме изложения по заданному тексту, обучать редактированию текста, устранять повторы.

Тип урока: Урок развития речи.

Планируемые результаты:

Предметные: знать о возможности использования существительных синонимов для устранения неоправданных повторов одних и тех же слов, более точного выражения мыслей; уметь излагать содержание исходного текста с изменением лица.

Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая.

Оборудование: Экран, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока

Основные понятия: Художественный стиль речи, противопоставление.

Технологическая карта урока

Вступительное слово учителя:

- Ребята, какое дерево является символом России (Берёза)

Индивидуальное задание учащихся

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся, - но не ломится!

- Как вы думаете, почему мы сегодня говорим о берёзе? (Ответы учащихся)

2. Актуализация знаний:

- Я предлагаю вам познакомиться с текстом В.Астафьева из учебника (упр. 547)

(Чтение текста учителем)

Беседа по прочитанному:

3. Выявление места и причины затруднения.

Эвристическая беседа

- Где находится санаторий? (На юге страны)

- Куда пошёл гулять главный герой? (В парк)

- Почему парк называется приморским? (Действие происходит на море)

- Чем поразил автора парк? ( Тем, что там росли деревья и кустарники со всего мира)

- Что увидел автор среди заморских кущ? (Берёзы)

- Как появились берёзки в парке? (Учащиеся находят в тексте и зачитывают эпизод)

- Что наполнили берёзки автору? (Ответ учащихся)

Словарная работа. Учитель сообщает учащимся, что такой приём в литературе носит название

- Подберите синоним к слову куща. (Заросли).

Ответы учащиеся записывают в тетрадь.

- Почему главный герой не поверил своим глазам? Что означает это выражение? (Потому что удивился)

- Какие глаголы использует автор, характеризуя действия берёз? Запишите эти глаголы в тетрадь.

- Как сравнивает автор свои ощущения от созерцания берез и чужеземных растений? (Покойно взгляду после ошеломляющего блеска… бьющей в глаза растительности)

Учитель сообщает, что такой приём в художественном тексте называется противопоставлением.

Понятие записывается в тетрадь.

- Как появились берёзки в парке? (Привезли на пароходе, отпоили, выходили, и они прижились)

- В чём была особенность их роста? Запишите свой ответ (… листья берёз лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже…)

- Найдите в тексте описание берёзовых листьев автором. (… на нежной зелени зазубренных листьев)

- как вы думаете, почему? (Они будто стремились на Родину)

- О чём вспомнил автор, глядя на берёзки? Ответ запишите. (Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене берёзового листа).

- Что представляют собой козырьки ворот? Наличники окон?

4. Физминутка.

Мы на плечи руки ставим, (Дети приставляют руки к плечам.)
Начинаем их вращать. ( Вращают плечи вперед и назад.)
Так осанку мы исправим, раз-два-три-четыре-пять! (Выпрямляются.)
Руки ставим перед грудью, (Сгибают руки в локтях перед грудью.)
В стороны разводим. (Рывки руками в стороны.)
Мы разминку делать будем при любой погоде. (Поворачиваются вправо и влево.)
Руку правую поднимем, (Правая рука поднимается вверх.)
А другую вниз опустим. (Левая рука опускается вниз.)
Мы меняем их местами, плавно двигаем руками. (Меняют положение рук.)
А теперь давайте вместе пошагаем все на месте. (Дети шагают на месте.)

А) понять его тему, идею, композицию, характер главного героя;
Б) определить систему лексических, синтаксических средств, использованных в тексте;
В) учить соотносить выбор данных средств автором.

  1. Развивать умения продуцировать в собственной речи средства выразительности, представленные автором.
  1. Отработать знания учащихся о типах речи, стилях языка.
  2. Показать ученикам особенности функционирования в речи глаголов, имен прилагательных.

Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

I. Постановка учителем целей и задач урока.
II. Знакомство с содержанием текста.
III. Анализ содержания текста.
IV. Определение типа речи.
V. Определение стиля.
VI. Анализ лексических, синтаксических языковых средств.
VII. Подведение итогов.
VIII. Домашнее задание.

I. Постановка учителем целей и задач урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы должны подготовиться к выборочному изложению по тексту В.П. Астафьева (упр. 527): определить его тему, идею, структуру; провести языковой анализ текста (лексические, синтаксические особенности).

II. Знакомство с содержанием текста.

  1. Краткая информация учителя о В.П. Астафьеве на экране. (Слайд № 1).Приложение
  2. Выразительное чтение текста.

III. Анализ содержания текста.

– От чьего лица идет рассказ? (От лица автора)

– Почему главному герою дали путевку? (Он заболел)

– Что такое путевка? Сколько лексических значений имеет это слово? Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? (Ученики дают толкование слова путевка, выясняют, что это многозначное слово)

– В каком словаре мы можем узнать значение слов? (“Словарь русского языка” С.И. Ожегова)

Учитель открывает слайд № 2 со словарной статьей из “Словаря русского языка” и предлагает сравнить значение слова путевка, данное учениками и С.И. Ожеговым. (Ученики определяют, что в тексте слово употреблено в первом значении)

Путевка, -и, ж.
1. Удостоверение, выдаваемое лицу, направляемому куда-нибудь.
2. Листок у водителей транспорта с указанием маршрута и выполняемого задания (спец.).

– Каково лексическое значение слова санаторий? (Пока ученики отвечают на вопрос, учитель открывает слайд № 3 со словарной статьей из “Словаря русского языка” С.И. Ожегова).

Санаторий, -я, м. Лечебное учреждение, оборудованное для лечения и отдыха.

– Где находится санаторий? (На юге страны) Бывал ли там раньше автор? (Нет, он там впервые)

– Куда пошел гулять главный герой? (В парк) Почему парк называется приморским?

– Чем поразил автора этот парк? (Тем, что там росли деревья и кустарники со всего мира)

– Какие деревья там росли? (Фикусы, платаны, чинары, кипарисы, пальмы)

Учитель открывает слайды № 8–12 с изображением названных растений. Учащиеся рассматривают фотографии и отвечают на вопросы.

– Как характеризует автор все эти растения? (Деревья с африканским отливом в широких листьях) Как вы понимаете это выражение?

– Что поразило главного героя при виде фикусов? (Они росли не в кадках, а на улице)

– Автор пишет, что платаны и чинары “ воспеты в восточных одах”. Давайте посмотрим значение слова ода.

Учитель открывает слайд № 4 со словарной статьей из “Словаря русского языка” С.И. Ожегова.

Ода, -ы, ж. Торжественное стихотворение, посвященное какому-нибудь событию, герою, реже предмету.

– На что похожи семена чинар? (На мохнатые шарики с ниточками)

– Какие пальмы увидел главный герой? (Низкие, высокие, разлапистые)

– С чем сравнивает В.П. Астафьев листья пальм? (С шевелюрами современных молодых людей)

Учитель делает вывод о содержании 1 части текста.

– Таким образом, в 1 части В.П. Астафьев описывает приморский парк с экзотическими растениями.

– Почему, на ваш взгляд, текст разделен на две части? (В 1 части говорится об экзотических растениях, а во 2 части о русских березках)

Учитель объясняет, что такой прием называется противопоставлением. Учащиеся записывают его определение в “Словарик ученика”.

– Что увидел автор среди заморских кущ? (Березы)

– Как вы понимаете значение слова куща? (Ученики дают свое толкование)

Учитель сообщает, что в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова отсутствует это слово, но есть однокоренное кущение, которое значит “то, что кустится”.

Запись в тетрадях.

1. Бродил, глазел, дивился и увидел среди заморских кущ три березки.

– Какие из использованных автором глаголов являются синонимами? (Глазел, дивился, увидел) Какое из названных слов является стилистически нейтральным? (Увидел) А какие употребляются в просторечии? (Глазел, дивился)

– Почему главный герой “глазам своим …не поверил”? (Березы здесь не растут)

– Что обозначает этот фразеологизм? В каком словаре можно найти ответ на этот вопрос? (Во фразеологическом словаре) Посмотрим значение оборота в “Новом фразеологическом словаре русского языка” А.Д. Куриловой.

Учитель открывает слайд №5, содержащий словарную статью с толкованием фразеологизма.

Не верить (своим) глазам – страшно удивляться, поражаться и т.п. чему-либо увиденному

– Почему автор называет березы сиротами? (Так как они одиноки среди заморских растений)

– Какие глаголы использует автор, характеризуя действия берез? Запишите эти глаголы в тетрадь.

Запись в тетрадях.

2. Стояли, опустили долу ветви, затерялись, не шуршали корой, не лопотали листвой…

– Каково лексическое значение слова лопотали? Каким стилистически нейтральным словом можно его заменить? (Говорили неясно) Случайно ли автор употребляет именно этот глагол?

– Знакомо ли вам значение слова долу? Если нет, посмотрим его толкование в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова.

Учитель открывает слайд № 6 с толкованием слова долу.

Долу, наречие (стар.). Книзу, вниз.

– То есть, березы опустили вниз ветви.

– Каково значение устойчивого сочетания нельзя было оторвать глаз? Посмотрим, как определяется оно в “Новом фразеологическом словаре русского языка” А.Д. Куриловой.

Учитель открывает слайд № 7. Приложение

Глаз не (нельзя) отвести (оторвать) – о ком-либо или о чем-либо очень красивом, которым нельзя не восхищаться.

– Как характеризует автор стволы, листья берез? Запишите в пункт 2 (см. выше) свой ответ.

Запись в тетрадях.

…Стволы пестрели, как веселые сороки…Нежная зелень зазубренных листьев…

– Как сравнивает автор свои ощущения от созерцания берез и чужеземных растений? Сравним: покойно взгляду после ошеломляющего блеска… бьющей в глаза растительности.

Учитель открывает слайд №13 с изображением березы.

– Как появились березки в парке?

Запись в тетрадях.

3. Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились…

– В чем была особенность их роста? Запишите в пункт 3 (см. выше) свой ответ.

Запись в тетрадях.

…листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже…

– Как вы думаете: почему? (Они будто стремились на Родину)

– О чем вспомнил автор, глядя на березки? Ответ запишите в пункт 4.

Запись в тетрадях.

4. Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа.

– Что представляют собой козырьки ворот? Наличники окон?

Учитель поясняет, что козырьком ворот является небольшой навес над ними, а наличником – накладная планка на оконном проеме.

– Как вы понимаете выражение “ зеленая пена березового листа”?

IV. Определение типа речи 2 части текста.

– Сколько “фотографий” вы сделали, читая 2 часть текста?

Запись в тетрадях.

  1. Прогулка по парку.
  2. Березки на полянке.
  3. История деревьев.
  4. Воспоминания автора.

– Какой вы сделали вывод о типе речи? Докажите. (Проверка способом “фотографирования” показала, что в тексте последовательно излагаются события).

– А можно ли по полученным “фотографиям” дать характеристику березкам и полянке, на которой они растут (какие они: стволы, листики березки)?

– Какой еще тип речи представлен в тексте? (Описание) Какой является ведущим? (Повествование)

Учитель предлагает сделать вывод о типе речи текста. (2-я часть текста представляет собой повествование с элементами описания)

– А теперь сопоставьте наши записи в тетради и на доске. Получилось два варианта плана: в первом даны опорные фразы, на которые мы будем нанизывать слова и предложения, а во втором отражена последовательность событий.

  1. Бродил, глазел, дивился и увидел среди заморских кущ три березки.
  2. Стояли, опустили долу ветви, затерялись, не шуршали корой, не лопотали листвой. Стволы пестрели, как веселые сороки. Нежная зелень зазубренных листьев.
  3. Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились. Листья лицевой стороной повернуты к северу, и вершины тоже.
  4. Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зеленой пене березового листа.
  1. Прогулка по парку.
  2. Березки на полянке.
  3. История деревьев.
  4. Воспоминания автора.

V. Определение стиля.

– Вспомним автора текста. (В.П. Астафьев)

– Кто он? (Писатель)

– Какую задачу ставит перед собой В.П. Астафьев? (Автор написал текст для читателей. В нем он передает свое отношение к березкам, которые увидел в приморском саду, а также свои чувства, испытанные им при этом. Текст образен и эмоционален. Это художественное произведение)

– Продумал ли автор тему и идею произведения? Обдумана ли речь? (Тема и идея продуманы в художественной форме. В.П. Астафьев тщательно отбирал лексические, синтаксические средства)

VI. Анализ выразительных средств.

– При написании изложения важно сохранить все выразительные средства, употребленные автором, ведь именно они придают тексту экспрессивность, эмоциональность. Выпишем из второй части лексические и синтаксические средства и заполним таблицу.

Лексические

синонимы глазел, дивился, увидел
фразеологизмы глазам своим не поверил; нельзя было оторвать глаз
эпитеты заморских кущ; растут поодиночке; нежной зелени; ошеломляющего блеска; чужеземной растительности
метафоры пена березового листа; блеск растительности; дола ветви; бьющей в глаза растительности
олицетворения березы стояли, опустили долу; затерялись; не лопотали; прижились
сравнения кажутся сиротами; как веселые сороки; толщиной с детскую руку
устаревшие слова долу
просторечные слова глазел, дивился

Синтаксические

однородные члены бродил и бродил, глазел, дивился и увидел; кажутся, затерялись, не шуршали, не лопотали; хорошо, покойно; привезли, отпоили и выходили; глядел и видел; козырьки, наличники
инверсия глазам своим я не поверил; не растут березы в этих местах
парцелляция Я …видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон…

VII. Подведение итогов.

– Давайте подведем итог сделанному на уроке по плану, записанному на доске.

– Ваша задача – написать изложение второй части текста от 3-го лица. Помимо местоимения он, можете употреблять контекстные синонимы главный герой, В.П. Астафьев.

VIII. Домашнее задание.

Написать первый вариант изложения второй части текста от 3-го лица (для обсуждения достоинств и недостатков перед окончательным вариантом изложения).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Урок развития речи.

Связан с предыдущими уроками возможностью применения полученных знаний на практике.

Цели урока. Формирование умения писать изложение на заданную тему. Совершенствование умения находить и раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.

Задачи урока.

Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция.

Коммуникативные: развивать связную устную речь учащихся в процессе составления устного рассказа по тексту изложения.

Познавательные: исследование лингвистического материала, работа с информацией; развивать логическое мышление учащихся путем отработки причинно-следственных связей в тексте изложения.

Формировать у учащихся чувство прекрасного, умения любоваться красотами родных мест.

Необходимое оборудование. ИКТ: ПК, проектор, экран.


Ход урока

I. Приветствие.

II. Постановка целей и задач урока.

- А сейчас мы переходим к теме урока. На следующем уроке нам предстоит написание изложения. Значит, как вы думаете, чем мы займёмся сегодня? Правильно, подготовкой к написанию изложения.

- Для начала вспомним, что же такое изложение? (Это пересказ текста (устный или письменный), представленный в виде учебной работы для развития речи учащихся) Нам предстоит прочитать текст и пересказать его письменно, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.

- Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста)

- Сегодня на уроке мы должны подготовиться к изложению по тексту В.П. Астафьева: определить его тему, идею, структуру; провести языковой анализ текста (лексические, синтаксические особенности).

III. Работа над темой.

1. Знакомство с автором и содержанием текста.

Краткая информация учителя о В.П. Астафьеве на экране. (Приложение № 1)

Выразительное чтение текста. (Приложение 2)

2. Анализ содержания текста.

- От чьего лица идет рассказ? (От лица автора)

- Что увидел автор среди заморских кущ? (Березы)

- Почему главный герой “глазам своим …не поверил”? (Березы здесь не растут)

- Что обозначает этот фразеологизм? В каком словаре можно найти ответ на этот вопрос? (Во фразеологическом словаре) Вот значение этого оборота из “Нового фразеологического словаря русского языка” А.Д. Куриловой.

Не верить (своим) глазам – страшно удивляться, поражаться и т.п. чему-либо увиденному.

- Почему автор называет березы сиротами? (Так как они одиноки среди заморских растений)

- Какие глаголы использует автор, характеризуя действия берез? Запишите эти глаголы в тетрадь. (Стояли, сиротами кажутся, затерялись, не шуршали, не лопотали, пестрели, не сомлели и не умерли, прижились)

- Знакомо ли вам значение слова долу? Если нет, посмотрим его толкование в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова.

Долу, наречие (стар.). Книзу, вниз.

- Каково значение устойчивого сочетания нельзя было оторвать глаз? Посмотрим, как определяется оно в “Новом фразеологическом словаре русского языка” А.Д. Куриловой.

Глаз не (нельзя) отвести (оторвать) – о ком-либо или о чем-либо очень красивом, которым нельзя не восхищаться.

- Как характеризует автор стволы, листья берез? Запишите свой ответ. (Белые стволы пестрели, как веселые сороки. Нежная зелень зазубренных листьев…)

- Как сравнивает автор свои ощущения от созерцания берез и чужеземных растений? (Покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности)

- Как появились березки в парке? (Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились …)

- В чем была особенность их роста? (Листья берез лицевой стороной были повернуты к северу, и вершины тоже…)

- Как вы думаете: почему? (Они будто стремились на Родину)

3. Определение типа речи.

- Давайте определим тип речи данного текста. Какие мы знаем типы речи? (Описание, повествование, рассуждение) А в этом тексте автор рассуждает, повествует или описывает? (Повествует и описывает)

- Давайте докажем. О чём автор повествует (т.е. рассказывает)? (О том, как увидел берёзы среди чужеземных растений, как эти берёзы привезли и как они прижились) А что автор описывает? (Берёзы: стволы, листики)

- Какой тип речи является ведущим? (Повествование)

Учитель предлагает сделать вывод о типе речи текста. (Текст представляет собой повествование с элементами описания)

4. Составление плана.

- А теперь составим план текста.

- Для начала предлагаю его озаглавить. Что должно отражаться в заголовке? (Тема, основная мысль) Определим тему. (Берёзы в парке) Основная мысль? (Родные берёзы в чужом краю) А теперь попробуйте предложить заголовок к тексту. (Родные берёзы)

- А сейчас ещё раз взгляните на текст: он разбит на три абзаца. Случайно ли это? О чём говорится в первом абзаце?

1. Прогулка по парку.

- При каких обстоятельствах он их увидел?

а) Бродил, глазел, дивился и увидел три берёзки…

- Что ещё происходит в первом абзаце?

б) Описание берёз.

- О чём говорится во втором абзаце?

2. Место берёзам в тесном парке.

- О чём повествуется в третьем абзаце? (Как деревья попали в чужой парк)

3. История деревьев.

5. Анализ выразительных средств.

- При написании изложения важно сохранить все выразительные средства, употребленные автором, ведь именно они придают тексту эмоциональность. Посмотрите на сделанные вами записи. Какие образные средства нам встретились?

1. Фразеологизмы: глазам своим не поверил; нельзя было оторвать глаз.

2. Устаревшие слова: заморские кущи, долу.

3. Просторечные слова: глазел, дивился.

4. Эпитеты (определение при слове, влияющее на его выразительность): густой мягкой травке, белые стволы, весёлые сороки, нежная зелень зазубренных листьев, непосильное южное солнце. (Эпитеты записывают в тетрадь)

5. Олицетворения (перенос свойств живого существа на неживое): березы стояли, опустили долу; затерялись; не лопотали; прижились. (Олицетворения записывают в тетрадь)

IV. Подведение итогов, рефлексия.

- Что такое изложение? (Письменный пересказ текста)

- Чем мы будем заниматься на следующем уроке? (Писать изложение по тексту В.П. Астафьева) Ваша задача? (Подготовиться к написанию изложения)

Все этапы работы даны с использованием приема инфографики. Подготовка к написанию изложения начинается с краткого представления писателя, затем знакомимся с текстом, анализируем его содержание, проводим лексическую и орфографическую работу, определяем тип речи и выразительные средства языка, использованные автором. Составляем план и приступаем к работе.



Читайте также: