По равнинам и горам 4 класс перспектива презентация и конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Физическая карта России;
  • Презентация: “Равнины и горы России”.

Ход урока

I. Организационный момент

Над Россией Солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней!

– Почему в целом свете нет родней страны?

Слайд 2. “Равнины и горы России”

– Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей стране. Мы пройдем по стране, изучая е с востока на запад и с севера на юг. И всегда с нами будет незаменимая помощница – карта. Сегодня она расскажет и покажет, как выглядит земная поверхность.

III. Работа над новой темой.

– У нас есть спутник, вместе с которым мы будем путешествовать.

Доброе, хорошее,
На всех людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит. (Солнце)

– Конечно, это солнышко. Оно будет с нами путешествовать по нашей стране, а точнее сказать, это мы будем его спутниками.

– Где встает солнышко?

– С востока нашей страны мы и начнём наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения физической карты.

– Посмотрите на физическую карту России и скажите, что вы видите. (на карте несколько цветов)

– Давайте разберемся в этой цветовой схеме. Посмотрите на стр.65 учетника. Что интересного увидели на этой диаграмме?

– Что находится ближе всего к уровню моря?

– Что находится выше?

– С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы к путешествию?

– Мы с вами на востоке России, на полуострове Камчатка.

– Что вы скажите о поверхности полуострова?

“Горы полуострова Камчатка”
“Ключевская Сопка”

– Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка.

– Какую он имеет высоту?

Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6–7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев. Высота вулкана – 4750м. А всего на полуострове 28 вулканов.

Продолжаем наше путешествие. Где остановилось наше солшышко?

– А что значит слово “плоскогорье”? Как вы думайте?

Плоскогорье – место с равниной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.

– В целом cредне-cибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства.

– Но это тоже равнина, хотя и не совсем обычная.

– А теперь отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири в горы Алтая и Саян.

– Какая здесь земная поверхность?

– Что вы можете сказать о высоте гор?

– На Алтае есть гора Белуха, ее высота 4506 м. А еще Алтай входит в список Всемирного наследия.

– Продолжим наше путешествие.

– Где мы оказались?

– Что нам об этой равнине расскажет карта?

– Это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют “плоская равнина”. Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Мы уже уточнили, что поверхность плоская. Найдите в нашем кабинете плоские поверхности. (Подоконник, стол, и т.д.)

– проведем опыт. Я выливаю на поверхность стола воду. Что произошло? ( Вода растеклась по столу)

– Представьте себе, что вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины.

– Продолжим двигаться дальше за солнышком на запад.

– Это Уральские горы. Они протянулись с севера на юг, через всю территорию России. Самая высокая гора – НАРОДНАЯ (гора Народа), наиболее высокая горная вершина Приполярного и всего Урала. Высотой 1895 м.

– Что вы можете сказать об этих горах?

– Сравните две горы: гора Народная на Урале и гора Белуха на Алтае (Гора Белуха на 2611 м выше, чем гора Народная).

– Что это доказывает? ( Горы Алтая высокие, а Уральские горы – невысокие)

– Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то, тысячу лет назад, его называли Каменный пояс. Реки стекают с Уральского хребта и на запад – в Европу, и на восток – в Азию, потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию.

– Уральские горы называют “старые горы”, потому что форма их стала плосковершинной.

– На рисунке изображены старые горы.

– Что вы можете сказать о вершинах гор? (Вершины невысокие и неострые, склоны пологие)

– А теперь пора сделать небольшой привал и отдохнуть.

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале…
В право, влево повернись!
Руки вверх и руки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки.

– И опять нас дорога зовёт.

– Где остановились мы сейчас?

– Здесь поверхность неровная, встречаются возвышенности. Эту равнину называют “холмистая равнина”, и ещё называют Русской равниной.

– А сейчас держим путь на юго-запад в горы.

– Их называют Кавказскими горами.

– Самая высокая гора – Эльбрус, её высота 5642 м. Эльбрус даже выше Белухи на Алтае.

– Что вы можете сказать об этих горах?

– Рассмотрите рисунок, на нем изображены молодые горы. Как выглядят вершины гор?

– Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России? (На территории страны встречаются горы и равнины, среди равнин есть низменности, возвышенности, плоскогорья.)

– Наше солнце закатилось за горизонт, мы с вами прошли огромный путь от восточных границ до западных.

IV. Закрепление.

Работа в рабочей тетради с.21 № 1, 2

V. Подведение итогов урока

– Какие названия гор и равнин вам запомнилось? Назовите их.

– На какой равнине расположен наш город?

Домашнее задание

Стр. 64-71. Прочитать текст учебника, найти на карте равнины и горы России.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Урок окружающего мира в 4 классе

По равнинам и горам

Подготовила

учитель начальных классов

Альмеева Г.Т.

Урок: Окружающий мир.

Цели: Слайд 2.

сформировать у учащихся представление о равнинах и горах;

ознакомить с равнинами и горами на территории России;

развивать познавательную активность детей, умение работать по карте,

развивать наблюдать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: физическая карта России; слайды с изображением изучаемых объектов; схемы.

Организационный момент (слайд 1)

- Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте друг друга добрым взглядом и улыбкой. Можете садиться.

2. Актуализация знаний.

-Ребята, прежде чем нам перейти к новой теме, давайте вспомним с вами условные обозначения и названия полезных ископаемых и выполним задание.

У вас на столах лежат карточки, на них изображены условные обозначения и название полезных ископаемых. Вам необходимо верно соединить их.

Задание выполняем ручкой.

На это задание я вам даю 1 минуту.

- Проверили? Теперь поставьте смайлики на обратной стороне: если все верно-)

Просигнальте мне с помощью светофора свои результаты.

- Вижу большинство справились с заданием .(слайд 1,щелчок)

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней!

Почему в целом свете нет родней страны? Как вы понимаете слова поэта? (Россия- это наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить)

Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. - Как вы думаете, что будет нашим экскурсоводом? (карта)

- Кто мне скажет, что это за карта? (физическая карта)

- Какой страны? (России)

- Что такое физическая карта России?

Сегодня она расскажет и покажет вам, как выглядит поверхность нашей Родины.

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься, какую цель поставим себе? (Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся и научимся показывать на карте равнины и горы России)

. III . Работа над темой .

Вступительная беседа.

- В нашем путешествии нам укажет дорогу природный объект, узнать который вы сможете разгадав загадку.

(Слайд 3)

На всех людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит. (Солнце.)

Слайд 4

- Где встает солнышко? (Солнце встает на востоке.)

- С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие.

2. Работа по карте.

- Посмотрите на физическую карту России и скажите, что вы видите. (На карте России несколько цветов: зеленый, желтый и коричневый, а еще синий цвет в виде ниточек и пятен.)

- Давайте разберемся в этой цветовой гамме.

- Откройте учебник на стр. 50 и посмотрите на диаграмму на вашей карте. Прослушаем информацию на диске. (диск 2)

- Что находится ближе всего к уровню моря? (Ближе всего находятся низменности, на карте они имеют зеленую окраску.)

- Что находится выше? (Возвышенности и горы, у них желтая окраска и коричневая.)

- С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы в путь?

Теперь можно начать путешествие. Нашим путеводителем будет солнышко.

Полуостров Камчатка.

- Посмотрите на карту. Где остановилось наше солнышко?

- Мы с вами на востоке России, на полуострове Камчатка. Слайд 5

- Найдите полуостров на ваших картах. (с.50-51)

- Что вы скажите о поверхности полуострова?

- По всему полуострову проходят горы.

- Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Слайд 6 . Его высота 4750 м. Он извергается каждые 6-7 лет, извержение продолжается по несколько месяцев.

Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Всего на полуострове 28 вулканов.

5. Среднесибирское плоскогорье.

Слайд 7

Продолжим наше путешествие . Где остановилось наше солнышко? (над Среднесибирским плоскогорьем).

- Найдите Среднесибирское плоскогорье на ваших картах.

- Что вы видите на карте? (На этом участке есть все три цвета).

Слайд 8 . Плоскогорье - место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря.

- Что можно сказать о поверхности? (много возвышенностей). Среднесибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства, и выглядит так: Слайд 9

6. Юг Сибири.

Теперь отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири. Слайд 10

- Наше солнышко остановилось над Алтаем, Саянами.

- Какая здесь земная поверхность? (горы).

- Найдите горы Алтая и Саяны на ваших картах.

- Что вы можете сказать о высоте гор? (Горы высокие, т.к. изображены темно-коричневым цветом.)

Слайд 11

- На Алтае есть гора Белуха.

- Белуха, самая высокая вершина Алтая, её высота 4506 м.

- Алтай входит в список Всемирного наследия.

7. Западно-Сибирская равнина.

- Куда дальше привело нас солнышко? Слайд 12 (Западно - Сибирская равнина).

- Что нам о ней расскажет карта? (Ровная поверхность окрашена в зеленый цвет. Значит это низменность.

ОПЫТ. Слайд 13 Большая часть территории - это болота. По равнине течёт много рек. Давайте выясним, почему на этой равнине так много болот.

- Мы уже уточнили, что поверхность равнины плоская. Найдите в нашем кабинете плоские поверхности. (Подоконник, стол и т.д.)

Проведём опыт. Вы сказали, что поверхность моего стола плоская. Я выливаю на поверхность воду. Что произошло? (Вода растеклась по столу.) Представьте себе, что вода, выпавшая в виде осадков и появившаяся в результате таяния снегов, никуда не стекает, а остаётся на поверхности, только часть её проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины.

8. Уральские горы.

- Следующая наша остановка. Слайд 14. (Уральские горы).

- Что вы видите на карте? (Горы, т.к. окраска коричневая и желтая)

- Что можно сказать об этих горах? (Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Но это невысокие горы, потому что нет тёмно-коричневого цвета, как на Алтае.)

- Найдите Уральские горы на ваших картах.

- Как называется самая высокая гора? Самая высокая гора – Народная, ее высота1895 м. Слайд 15.

- Сравните две горы – Народную на Урале и Белуху на Алтае. (Гора Белуха намного выше, чем гора Народная.)

-Что это доказывает? (Это доказывает, что гора Алтая высокие, а Уральские горы невысокие.)

Слайд 33.

- Уральские горы называли в старину Каменным поясом земли Русской. Как вы думаете, почему? (Они опоясывают страну с севера на юг, разделяют территорию России на европейскую и азиатскую части.)

Что можно сказать о вершинах гор? (Невысокие, неострые, склоны пологие).

9. Физминутка.

- А теперь пора сделать небольшой привал и отдохнуть.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнём мы на привале…

Вправо, влево повернись!

Руки вверх и руки в бок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

10. Восточно-Европейская равнина.

- Движемся дальше. Восточно-Европейская равнина. . слайд 18

- Найдите Восточно – Европейскую равнину на ваших картах.

- Это равнина, на карте изображена светло-зеленым цветом, но на ней присутствуют пятна желтого цвета.

-Что это значит? (поверхность неровная, встречаются возвышенности).

11. Кавказские горы.

- А сейчас держим путь на юго-запад. Что там расположено? Кавказские горы. слайд 19

- Найдите Кавказские горы на ваших картах.

- Что рассказывает нам карта ? (Это горы, высокие, обозначены коричневым цветом.)

- Самая высокая гора Эльбрус, ее высота 5642 м. слайд 20

Рассмотрите рисунок, на нем изображены молодые горы. слайд 21

- Что можно сказать об этих горах? (Высокие, вершины покрыты снегом).

- Как выглядят вершины? (острые).

-Наше солнце закатилось за горизонт, мы прошли с ним огромный путь от восточных границ до западных. Что вы можете сказать о земной поверхности России? (На территории страны встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди равнин есть низменности, возвышенности, плоскогорья.)

IV. Закрепление изученного.

1. Самостоятельная работа. слайд 22, диск 5.

Откройте учебники на странице 56. Прочтите данный текст внимательно, для того что бы ответить на мои вопросы.

-Из каких общих частей состоят холм и гора? (Вершина, склон, подошва)

- Чем они отличаются? (Холм имеет высоту до 200м, а у горы высота более 200 м.)

-- Какие существуют виды углублений на земной поверхности? (овраги и балки)

- Чем отличается овраг от балки? (У балки склоны поросли растительностью, склоны пологие, а у оврага крутые осыпающиеся склоны.)

2 . Работа в группах. выкл. проектор

- Молодцы, а теперь поработаем в группах. Группы сформируем по рядам. Задание будет следующее. Каждой группе я дам листок с названием горы. Ваша задача выбрать из предложенных терминов те, что ей соответствуют. В конце кто-то один из группы зачитает нам ваши ответы. ( Алтай: Юг Сибири, Белуха, 4506м, входит в список Всемирного наследия; Уральские горы: тянутся с севера на юг через всю Россию, Народная, 1895м, старые горы; Кавказские горы: Юго-запад страны, Эльбрус, 5642м., молодые горы)

- Молодцы, ребята. С заданием справились все команды.

VI . Рефлексия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используемые технологии (методы): технология использования в обучении игровых методов, частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации), информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

1. Организационный момент.(слайд)

Интересный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из вас,

Чтобы что-то создать ,надо многое знать,

Уметь думать и рассуждать.

Цель урока: формирование у учащихся представление о равнинах и горах России.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с равнинами и горами на территории России, формировать умения работать с физической картой России.

Познавательные: развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками, развивать познавательную активность , умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса.

Регулятивные: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя, планировать и контролировать , вносить коррективы и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные: способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся, сотрудничества друг с другом и учителем.

Личностные: способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю; воспитывать патриотов своего Отечества.

1. Организационный момент.
Интересный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из вас,

Чтобы что-то создать ,надо многое знать,

Уметь думать и рассуждать.

2. Проверка домашнего задания.

если не согласны, то «-«.

Астрономия – это наука изучающая поверхность Земли. (-)

Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков - это карта. ( +)

В Солнечной системе 8 планет. (+)

Глобус - планета Солнечной системы. ( -)

Самая яркая звезда Сириус в созвездии Большого Пса. ( +)

Археология – это наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. (+)

История – это наука изучающая , жизнь людей в далеком, и не далеком прошлом, их занятия, обычаи , верования. (+)

Постановка проблемы - находим объект изучения.

Прослушайте небольшой текст и догадайтесь о чем он.

То, что нам предстоит сегодня исследовать, является одной из форм поверхности земли. В отличие от равнин, они очень высокие. Ещё древние люди, наблюдая за строением и красотой этого, стали использовать вид этой земной поверхности для строительства пирамид.(слайд)

Вопрос: Что будет являться объектом изучения? (ответы детей).

Каждый член вашей экспедиции будет вести свой отчёт о проделанной работе. (заполнение первых строк отчёта (приложение 2))

II. Работа по теме.

Итак, объект изучения – горы.

Что такое горы? Составление ассоциаций

1 задание: из предложенных слов ассоциаций группам составить определение.

Примечание: опираясь на ответы детей составить научное определение.

Горы – обширные участки земной поверхности, высоко приподнятые над прилегающими равнинами.

(записываем определение в отчёт)

2. Определение цели исследования.

Горы, в зависимости от высоты, делятся на 2 вида: высокие и низкие (заполнение отчета).

Цель: найти основные различия между высокими и низкими горами.(слайд)

3. Приступаем к важному моменту – исследованию.(слайд)

2 задание: работа с текстом, основные понятия заносятся в сводную таблицу.

Наличие вечных льдов и снегов

Цвет на физической карте

Вершины выстраиваются в виде горных гребней. Гребни образуют горные хребты.

Густые леса (хвойные), альпийские луга

Кустарники и травы, лиственные леса

Горные козлы, архары, снежные барсы, улары, грифы, беркуты

Олени, косули, сайгаки, волки, лисы, совы, филины, тетерева, дятлы

Роль гор для человека и человека для гор

Туризм, альпинизм, экстремизм, спорт, отдых, лечение, полезные ископаемые, охота, создание заповедников и национальных парков, выпас скота

Задания карты для групп.

Итог исследования: различие между высокими и низкими горами заключается в:

1 группа даёт различие гор по следующим принципам:

2. Форма склонов

3. Наличие вечных льдов и снегов

5. Цвет на физической карте

Общее: это роль гор для человека и человека для гор.

Проведение физминутки (на различие между высокими и низкими горами)

III. Закрепление материала.

Ваша экспедиция успешно провела исследования. Теперь нам необходимо получить результат. Как вы думаете, что является результатом вашей работы? (ответы детей)

Примечание: подвести детей к тому, что результатом любой работы являются знания, которые в дальнейшем можно применять на практике.

3 задание. Расположить элементы живой и неживой природы на макете горы и сделать вывод, к какому из видов гор относится предложенный вариант.

Группам необходимо определить форму поверхности и выбрать те элементы, которые соответствуют данной форме.

Защита мини проектов.

4 задание. Заполнение карточек выхода

Физминутка. ( Музыкальная)

5. Закрепление.Рефлексия.

1) — Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе ) России ?

- Что такое равнина?

- Что вы можете сказать о горах?

2) Работа у интерактивной доски. (Соединение стрелками типа равнин с названием, соединение контура горы с ее названием)

3) Групповая работа.

1) Саяны  2) Уральские 3) Кавказские  4) Алтай

А2.Укажи полуостров, на котором 28 действующих вулканов.

1) Ямал  2) Кольский 3) Камчатка  4) Чукотский

А3. Отметь самую высокую гору России.

1) Казбек  2) Белуха 3) Эльбрус  4) Народная

А 4. Сосчитай, сколько в России крупнейших равнин?

1) 2  2) 3 3) 4 4) 5

В 1. Обозначь горы, которые отделяют европейскую часть страны от азиатской

2 Рассмотрите карту на с учебника и ответьте на вопросы: Как называется эта карта? Какое значение имеет цвет на карте? Рассмотрите карту на с учебника и ответьте на вопросы: Как называется эта карта? Какое значение имеет цвет на карте?

3 Для определения высот и глубин на физических картах помещают шкалу высот и глубин. С помощью шкалы и соответствующей окраски на картах можно узнать, где находятся высокие участки суши, где – низкие, где глубокие участки моря (океана), а где – мелкие. Глубины океанов и морей Уровень моря Горы Возвышенности Низменности

4 Рельеф – это все неровности Земной поверхности. Различные формы рельефа на карте изображают с помощью условных цветов. Рельеф – это все неровности Земной поверхности. Различные формы рельефа на карте изображают с помощью условных цветов. Равнины на физической карте изображены зеленым цветом. Возвышенности – желтым цветом. Горы – коричневым цветом. Равнины на физической карте изображены зеленым цветом. Возвышенности – желтым цветом. Горы – коричневым цветом.

6 Плоские Холмистые Равнины - обширные участки с ровной или холмистой поверхностью. Гораздо чаще встречают- ся холмистые равнины, где повышения чередуются с понижениями и рельеф более разнообразен. В природе обычно участки плоских и холмистых равнин сочетаются. Гораздо чаще встречают- ся холмистые равнины, где повышения чередуются с понижениями и рельеф более разнообразен. В природе обычно участки плоских и холмистых равнин сочетаются. Если на равнине нет возвышений и понижений, то ее называют плоской. Можно ехать часами и не встретить на плоской равнине заметных спусков и подъемов. Далеко вид- на линия горизонта. Если на равнине нет возвышений и понижений, то ее называют плоской. Можно ехать часами и не встретить на плоской равнине заметных спусков и подъемов. Далеко вид- на линия горизонта.

7 1. Найдите на карте (с учебника) Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины. 2. Чем отличается их изображение? 3.Определите, какая равнина холмистая, а какая плоская. 1. Найдите на карте (с учебника) Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины. 2. Чем отличается их изображение? 3.Определите, какая равнина холмистая, а какая плоская.

8 Это холмистая равнина. На карте она изображена светло-зелёным цветом. И на ней, как заплатки, пятна жёлтого цвета. Это возвышенности. Эту равнину ещё называют Русской равниной.

9 Это плоская равнина. На карте она окрашена в зелёный цвет. Значит, это низменность. Большая часть территории – это болота. По равнине течёт много рек.

11 Плоскогорье – это место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря. На карте на этом участке есть все 3 цвета: зелёный, жёлтый, коричневый Равнина Крутые склоны Плоская вершина В целом Среднесибирское плоскогорье похоже на горную страну. Здесь много возвышенностей с плоской поверхностью и довольно крутыми склонами. Но это равнина, хотя и не совсем обычная.

12 Равнины составляют большую часть территории России. Однако наша страна славится и своими величественными горами. Горы расположены в основном на юге и востоке России.

13 Вершины гор невысокие и неострые, склоны пологие. Это высокие и острые горы, склоны крутые, вершины покрыты снегом. Старые Молодые Не все горы сформировались в один и тот же период, некоторые много миллионов лет назад, а другие значительно позднее. Форма горы указывается на ее возраст.

19 1. Покажите на карте известные вам равнины России. 2. Какие горы нашей страны вы запомнили? Покажите их на карте. 1. Покажите на карте известные вам равнины России. 2. Какие горы нашей страны вы запомнили? Покажите их на карте.

Читайте также: