Плоды распространение плодов и семян 6 класс презентация и конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Распространение

плодов и семян

I. Организационный момент.

Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас? Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия. Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу. Можно покатать на ладони грецкий орех. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Вижу, что вы готовы к работе.

У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Биологии. Удачи вам и новых открытий! Активное участие поможет достичь хороших результатов. Мы будем работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра.

II. Проверка домашнего задания.

Одному из ваших одноклассников было предложено принести плоды овощей и фруктов. Накануне он принес:

плоды: апельсина, огурца, томата.

Подумайте и ответьте, на сколько процентов выполнена просьба?

На столах находятся картинки различных плодов и шаблон корзины.

Класс объединяется в группы.

Каждая группа получает задание, по правильности и быстроте которого учитель определяет победившего.

Группа 1. В корзину собрать сочные плоды

Группа 2. В корзину собрать сухие плоды

Группа 3. В корзину собрать односемянные плоды

Группа 4. В корзину собрать многосемянные плоды

Какой плод в списке лишний и почему?

1 группа: Костянка, зерновка, семянка .

2 группа: Тыквина, яблоко, стручок .

3 группа: Орех, семянка, коробочка .

4 группа: Ягода, тыквина, костянка .

При подготовке к уроку у меня возникла проблема.

На одном из документов ВИРУС частично

Помогите восстановить его .

После опыления и оплодотворения из завязи цветка

образуется…. Плоды бывают … и … . Односемянной сочный плод называется …, он встречается у … . Сочный многосемянной плод называется . он образуется у … . Односемянной сухой плод называется …, он встречается у … .Сухой многосемянной плод называется …, он образуется у … . Плоды – это приспособления для … семян.

О ком позаботилась природа, создав вкусные и яркие плоды?

Для чего же появились плоды?

Вывод: Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.

2. Формирование новых понятий и способов действий.

На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый, жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка – норушка и говорит: – Разреши взять у тебя два жёлудя. Один я съем, другой посажу на дальней поляне, чтобы и там рос дубочек.

А дуб как на неё набросится:

– Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!

Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись жёлуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы всё его многочисленное потомство было при нём. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из желудей, не хватало места. Они мешали друг другу расти, глушили один другого и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявил и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены…….

Известно, что редька полевая ежегодно образует 160 семян, незабудка – 700 семян фиалка трехцветная – 2500 семян, одуванчик лекарственный – 5 000 семян. Представьте ситуацию. Все созревающие семена падают прямо под материнское растение. Что будет происходить дальше? (их прорастанию и развитию будет препятствовать острая конкуренция, не будет достаточного количества воды, света, микроэлементов). Как решают эту проблему растения ?

Формулирование учащимися цели урока: изучить приспособления растений к распространению плодов и семян в природе, познакомиться с различными способами распространения плодов и семян.

Попробуйте предположить, что или кто в природе помогает плодам растений распространяться.

  • Лопух
  • Череда
  • Подорожник
  • Рябина
  • Вишня
  • Черёмуха….
  • Приспособления:
  • Крючки
  • Зубчики
  • Липучки
  • Вкусная мякоть плода

На наружных покровах

В системе пищеварения

Заготовка запасов

Распространению плодов и семян способствуют животные (белки, бурундуки) заготавливающие их про запас. Несъеденные или потерянные семена при благоприятных условиях нередко прорастают.

Семена многих растений разносятся насекомыми. Например, муравьёв привлекают семена с сочными придатками, как у чистотела, фиалки.

Семена, заключенные в сочных плодах, распространяются животными, поедающими эти плоды. Яркие, вкусные плоды рябины, черемухи, малины, калины привлекают многих птиц . Поедая плод вместе с мякотью они проглатывают и семена. Мякоть в желудке и кишечнике переваривается, а защищенные плотной кожурой семена проходят непереваренными и выбрасываются где-нибудь вместе с пометом. Так семена оказываются высеянными и притом вместе с удобрениями.

Сухие плоды некоторых растений снабжены различными прицепками. Стоит осенью пройти по пустырю или берегу речушки, заросшим бурьяном, то обязательно вынесешь на одежде целую коллекцию цепких плодов лопуха, череды. Также как к одежде плоды этих растений прицепляются к шерсти животных, перьям птиц переносятся на новые места.

Распространение семян с помощью воды

- воздушные камеры (плавучесть)

- плотная кожура (защита от намокания)

  • Кувшинка
  • Ольха
  • Осока
  • Частуха
  • Стрелолист

  • Тополь
  • Осина
  • Одуванчик
  • Клен
  • Берёза
  • Ясень
  • Имеют приспособления: -Пушистые волоски -Парашютики -Крыловидные выросты

В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян у фиалки, недотроги, акации.

  • за счет внутренних сил натяжения, давления в живых или мертвых клетках.2) семена разлетаются, когда с силой скручиваются створки созревшей коробочки.

В шкатулке находится предмет. По подсказкам, угадайте, о чем идет речь?

1. У растений эти приспособления появились давно, а людям лишь в1948 удалось его изготовить.

2. Конструкция разрабатывалась почти 8 лет.

3. Его используют на космических станциях, чтобы не терять вещи.

Загадки: (нужно отгадать не только растение, но и назвать способ распространения его плодов и семян, приспособления к распространению)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


урок Распространение плодов и семян

Урок расчитан для сельской школы.После повторения домашнего задания доступно излагаются способы распространения плодов и семян.Предлагаются биологические задачи с учетом регионального компонента.

Конспект урока "Распространение плодов и семян"

Конспект урока в 6 классе "Распространение плодов и семян" к учебнику В.В. Пасечника. Урок содержит биологическую игру, задание по заполнению таблицы.


разработка урока "Распространение плодов и семян"


Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС.


Разработка урока "Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян".

Урок формирования представлений о плоде как о важном генеративном органе цветковых растений.Учащиеся знакомятся с многообразием плодов и способами их распространения.


Повторительно-обобщающий урок "Плоды. Разнообразие и распространение плодов и семян"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта презентация является приложением к конспекту урока биологии УМК В.В. Пасечника в 6 классе. В ней расказывается о том, что такое плод, какие существуют виды плодов, а также - о способах распространения плодов и семян в природе. Дополнением к презентации является физкультминутка, состоящая из слайд-шоу о плодах. Данный материал использовался мной на открытом уроке для родителей.

Цели урока: 1. Узнать, что такое плод. 2.Изучить строение плода. 3. Рассмотреть разнообразие плодов в природе. 4. Узнать о способах распространения плодов и семян. 5. Определить значение плодов в природе и для человека.

1. Узнать, что такое плод.

2.Изучить строение плода.

3. Рассмотреть разнообразие плодов в природе.

4. Узнать о способах распространения плодов и семян.

5. Определить значение плодов в природе и для человека.


ПЛОД СЕМЕНА ОКОЛОПЛОДНИК Семя Околоплодник плод – орган, состоящий из семени и околоплодника. Title in here

ОКОЛОПЛОДНИК

Околоплодник

плод – орган, состоящий из семени и околоплодника.

Title in here

Сочные плоды Ягода — многосемянной плод с: Тонкой (виноград, смородина, томат) Кожистой (лимон, банан) Деревянистой (дыня, арбуз) КОЖИЦЕЙ

Ягода — многосемянной плод с:

  • Тонкой (виноград, смородина, томат)
  • Кожистой (лимон, банан)
  • Деревянистой (дыня, арбуз)

Сочные плоды Яблоко — многосемянной нераскрывающийся плод Пример: яблоня, груша, боярышник, рябина

  • Яблоко — многосемянной нераскрывающийся плод

Пример: яблоня, груша, боярышник, рябина

Сочные плоды Костянка — плод растений с твёрдой деревянистой косточкой и мясистым или кожистым наружным слоем Пример: вишня, слива, персик, кокос

  • Костянка — плод растений с твёрдой деревянистой косточкой и мясистым или кожистым наружным слоем

Пример: вишня, слива, персик, кокос

Сочные плоды Костянка — плод растений с твёрдой деревянистой косточкой и мясистым или кожистым наружным слоем Пример: вишня, слива, персик, кокос

  • Костянка — плод растений с твёрдой деревянистой косточкой и мясистым или кожистым наружным слоем

Пример: вишня, слива, персик, кокос

Сочные плоды Сложная костянка – большое число плодиков, построенных по типу костянки Пример: малина, ежевика, морошка

  • Сложная костянка – большое число плодиков, построенных по типу костянки

Пример: малина, ежевика, морошка

Сухие плоды Боб – удлиненный плод, вскрывающийся двумя створками Пример: желтая акация, фасоль, горох

  • Боб – удлиненный плод, вскрывающийся двумя створками

Пример: желтая акация, фасоль, горох

Сухие плоды Стручок – тоже самое что и боб, но семена располагаются на перегородке. Пример: редька, капуста, редис

  • Стручок – тоже самое что и боб, но семена располагаются на перегородке.

Пример: редька, капуста, редис

Сухие плоды Коробочка — тип простого, сухого плода, производимого многими видами цветковых растений. Она представляет собой лопающийся или растрескивающийся плод, состоящий из двух и более плодолистиков, которые при созревании разделяются, чтобы освободить скопившиеся в них семена.

  • Коробочка — тип простого, сухого плода, производимого многими видами цветковых растений. Она представляет собой лопающийся или растрескивающийся плод, состоящий из двух и более плодолистиков, которые при созревании разделяются, чтобы освободить скопившиеся в них семена.

Сухие плоды Орех — сухой односемянный невскрывающийся плод с деревянистым околоплодником, внутри которого помещено одно свободно лежащее семя. Пример: лесной орех.

  • Орех — сухой односемянный невскрывающийся плод с деревянистым околоплодником, внутри которого помещено одно свободно лежащее семя.

Пример: лесной орех.

Сухие плоды Семянка — простой сухой односемянный невскрывающийся плод с кожистым околоплодником. Пример: подсолнечник, одуванчик

  • Семянка — простой сухой односемянный невскрывающийся плод с кожистым околоплодником.

Пример: подсолнечник, одуванчик

Сухие плоды Крылатка — разновидность плода, семянка с кожистым сухим околоплодником , имеющим плоский крыловидный вырост. Пример: вяз, ясень, клен

  • Крылатка — разновидность плода, семянка с кожистым сухим околоплодником , имеющим плоский крыловидный вырост.

Пример: вяз, ясень, клен

Сухие плоды Желудь – сухой односемянной плод с жестким кожистым околоплодником Пример: дуб, каштан

  • Желудь – сухой односемянной плод с жестким кожистым околоплодником

Пример: дуб, каштан

физкультминутка


Распространяются ветром одуванчик

Распространяются

Распространяются с помощью воды лотос

Распространяются

с помощью воды

Распространяют свои плоды сами В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян у фиалки, недотроги, акации. акация

Распространяют

свои плоды сами

В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян у фиалки, недотроги, акации.

Распространяются животными и человеком

Распространяются

животными и человеком

Для чего плод………….? плоды.wmv … растению … человеку

Для чего плод………….? плоды.wmv

Функции плодов Плод – это орган, состоящий из семени и околоплодника. Способствует распространению семян Защищает семена Обеспечивает созревание семян 25

Функции плодов

Плод – это орган, состоящий из семени и околоплодника.

Способствует распространению семян

Защищает семена

Обеспечивает созревание семян

Плод- это репродуктивный орган, состоящий из семени и околоплодника. 25 25

  • это репродуктивный орган, состоящий из семени и околоплодника.

РЕФЛЕКСИЯ я узнал . у меня получилось . было непросто …, я попробую …, урок дал мне для жизни…, я себя чувствую …. 1 25 25

у меня получилось .

урок дал мне для жизни…,

я себя чувствую ….

Домашнее задание Д/З: ответить на вопросы с.78, таблица в тетради на с.27 зад.53. Творческое задание: сочинить сказку о любимом плоде

  • Д/З: ответить на вопросы с.78, таблица в тетради на с.27 зад.53.
  • Творческое задание: сочинить сказку о любимом плоде


-75%

Методика преподавания информатики, инструменты оценки учебных достижений учащихся и мониторинг эффективности обучения по ФГОС ООО и ФГОС СОО

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сегодня на уроке мы должны узнать Цель: Зачем растениям распространять плоды.

Сегодня на уроке мы должны узнать Цель: Зачем растениям распространять плоды и семена Какими способами распространяются плодов и семена

Годовое количество семян у некоторых растений Растение Количество семян за г.

Годовое количество семян у некоторых растений Растение Количество семян за год Кокосовая пальма 70 Рябина 900 Одуванчик 5000 Клен 19 000 Рогоз 64 000 Ива 210 000 Топольчерный 28 000 000

Почему необходимо, чтобы большинство семян оказались как можно дальше от мате.

Почему необходимо, чтобы большинство семян оказались как можно дальше от материнского растения? Растения осваивают новые территории Облегчается перекрестное опыление Не возникает внутривидовая конкуренция Обогащается видовое разнообразие растительных сообществ - фитоценозов


Распространение семян с помощью ветра Ива Тополь Осина Одуванчик Клен Берёза.

Распространение семян с помощью ветра Ива Тополь Осина Одуванчик Клен Берёза Ясень Имеют приспособления: -Пушистые волоски -Парашютики -Крыловидные выросты

Недотрога Разбрасывание (самораспространение) Горох Бешеный огурец Имеют прис.

Недотрога Разбрасывание (самораспространение) Горох Бешеный огурец Имеют приспособления: за счет внутренних сил натяжения, давления в живых или мертвых клетках. семена разлетаются, когда с силой скручиваются створки созревшей коробочки.

Распространение семян и плодов с помощью животных На наружных покровах череда.

Распространение семян и плодов с помощью животных На наружных покровах череда В системе пищеварения Заготовка запасов репейник Бурундук Белка

Распространение семян и плодов с помощью человека и животных Лопух Череда Под.

Распространение семян и плодов с помощью человека и животных Лопух Череда Подорожник Амброзия Рябина Вишня Черёмуха…. Приспособления: Крючки Зубчики Липучки Вкусная мякоть плода

Распространение семян с помощью воды Имеют приспособления: - воздушные камеры.

Распространение семян с помощью воды Имеют приспособления: - воздушные камеры (плавучесть) - плотная кожура (защита от намокания) Лотос Кувшинка Кокосовая пальма Осока Частуха Стрелолист

Вывод: Семенные растения господствуют и потому, что имеют разнообразные спос.

Вывод: Семенные растения господствуют и потому, что имеют разнообразные способы распространения семян и плодов: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и человеком. Почему семенные растения господствуют на Земле?

 Игра - разминка

Проверь Название растения Способраспространения семян приспособления Крыжовни.

Проверь Название растения Способраспространения семян приспособления Крыжовник, смородина, виноград животными Сочный околоплодник Одуванчик ветром Плод спарашютиком Клен ветром Плодс крылышками Желудь животными Много питательных веществ Репейник животными Крючочки на плодах Недотрога саморазбрасывание Скручиваются створкиплода Бешеный огурец саморазбрасывание Высокое давление внутри плода Кокосовый орех водой Плод легкий, не тонет

Выбранный для просмотра документ

П ознакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению.

Обеспечить процесс узнавания типов плодов по характерным признакам, способы распространения плодов и семян.

Развивать мыслительные операции анализа, сравнения, умения делать выводы, проводить самоанализ.

Способствовать воспитанию бережного отношения к растениям, эстетическому воспитанию школьников; наблюдательности.

Воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда.

Средства обучения : Компьютер, мультимедийный проектор, дополнительная информация в виде схем, рисунков.

Вид урока: получение новых знаний в проблемно – игровой форме.

Формы организации познавательной деятельности:

Структура урока:
Организационный этап …………………………………………. 2 мин
Мотивация учебной деятельности …………………… .…..….. . 2мин
Изучение нового материала ………………………………..8 мин
Закрепление – игра – физминутка…………….. …. ….10 мин

Самостоятельная работа …………………………………………..3 мин
Подведение итогов урока ……………………………………..…2 мин
Домашнее задание………………..…………………………. ….1мин.

Заключительный этап урока ………………………………………2 мин

Подготовка к уроку:

подготовка доски (дата, тема, д/з (§ 31 стр. 137–140)

разложить листы для сам. работы.

Этап урока

Деятельность учителя

Презентация

(№ слайда)

Деятельность учащихся

Записывают в тетрадь дату и тему.

Мотивация учебной деятельности

Дает установку: запомнить растения и способы их распространения для последующей игры.

Обращает внимание на розданные роли (на листочках)

Показывает разноцветные плоды (будут раздаваться в ходе урока вместо оценок)

Рассматривают и должны понять свою роль в распространении семян.

Слушают и смотрят.

Изучение нового материала

Вопрос: Почему так много семян образуют растения?

И почему растения стараются как можно дальше отбросить семена?

Рассказывает о способах распространения семян и плодов.

Объясняет каждый пункт, привлекая детей.

Подводит к выводу:

Вопрос: Почему с еменные растения господствуют на Земле.

Рассматривают таблицу, анализируют ее.

Сравнивают свои ответы с текстом презентации.

Смотрят и слушают

Переписывают в тетрадь

Слушают, помогают, делают пометки в тетрадях (по необходимости).

Сравнивают ответ с текстом презентации.

Объясняет правила игры

Определяет группы играющих

Согласно картинкам –карточкам обдумывают свою роль

Сам. работа по карточкам

Объясняет критерии оценки

Взаимопроверяют и сравнивают с правильными ответами

Оценивают работу (по критериям)

Подведение итогов урока

Записывает на доске

Прощается с классом

Притча о Сеятеле

Вот вышел сеятель сеять. Когда он сеял, то иное семя упало при дороге и было потоптано, и птицы поклевали его.

Иное же семя упало на каменистое место, где было мало земли; оно взошло, но скоро засохло, потому что не имело корня и влаги.

Иное упало в терние (дикая, сорная трава), и терние заглушило его.

Иное же упало в хорошую добрую землю, оно выросло и принесло обильный плод: одно во стократ, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

Краткое описание документа:

"Выдержка из материала:

"Способствовать "воспитанию "растениям , "эстетическому "воспитанию "школьников ; "наблюдательности .

  • "индивидуальная .
  • "поверка "аппаратуры
  • "подготовка "доски ( "дата , "тема , "д / "з (§ "31 "стр . "137 – "140 )
  • "распределить "роли
  • "разложить "листы "для "сам . "работы .

"Ход "урока :
"Этап "урока "Деятельность "учителя "Презентация

"Организационный "этап

"Приветствие
"Озвучивание "темы

№ "1 "Слушают , "смотрят .

"Озвучивание "целей
"Дает "установку : "запомнить "растения "распространения "для "последующей "игры .
"Обращает "розданные "роли ( "на "листочках )
"Показывает "разноцветные "плоды
"Рассматривают "и "должны "понять "свою "роль "в "распространении "семян .

"Слушают "и "смотрят .

"Вопрос : "Почему "так "много "семян "образуют "растения ?
"И "почему "растения "стараются "как "можно "дальше "отбросить "семена ?

"Рассказывает "о "способах "распространения "семян "и "плодов .
"Объясняет "каждый "пункт , "привлекая "детей .

"Подводит "к "выводу :
"Вопрос : "Почему "семенные "растения "господствуют "на "Земле . № "3

"Рассматривают "таблицу , "анализируют "ее .

"Сравнивают "свои "ответы "с "текстом "презентации .

"Смотрят "и "слушают
( "помогают )
"Переписывают "в "тетрадь

"Слушают , "помогают , "делают "пометки "в "тетрадях ( "по "необходимости ).

"Отвечают
"Сравнивают "ответ "с "текстом "презентации .

"Закрепление

"Игра
"Физминутка

"Объясняет "правила "игры
"Определяет "группы "играющих

"Показывает "Согласно "картинкам – "карточкам "обдумывают "свою "роль
"Играют
"Сам . "работа "по "карточкам

"Объясняет "критерии "оценки

"Меняются "карточками
"Взаимопроверяют "и "сравнивают "с "правильными "ответами

"Оценивают "работу ( "по "критериям )

1.Организационный момент: порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой.

- Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок.

2. Проверка знаний.

а) - В начале урока проведём небольшую проверочную работу: восстановить текст, частично поврежденный Мелоежкой. (Слайд №2) И пусть слова Конфуция “Достаточно, чтобы слова выражали смысл” стимулируют работу ваших мыслей.

После опыления и оплодотворения из завязи цветка образуется…. Плоды бывают … и … . Односемянной сочный плод называется …, он встречается у … . Сочный многосемянной плод называется . он образуется у … . Односемянной сухой плод называется …, он встречается у … .Сухой многосемянной плод называется …, он образуется у … . Плоды – это приспособления для … .

б) Самоконтроль ( Слайд № 3)

- Полученные результаты сверим с ответами на слайде.

в) Заполнение листа самооценки.

По результатам проверки начинаем заполнять лист самооценки ( Слайд №4)

Оценка: без ошибок-“5”, 1-2 ошибки-“4”, 3-5 ошибок-“3”

Лист самооценки группы

3.Изучение нового материала.

а) Вступительное слово учителя:

-Плоды являются конечным этапом развития цветка, как генеративного органа.По образному выражению американского ботаника А.Имса, плод-это “зрелый цветок”.На нашей планете огромное разнообразие плодов и они являются результатом длительной эволюции. Тема нашего урока “ Плоды. Распространение плодов и семян”. Запишите её в тетрадь.

б) Мультимедийная презентация учащихся: “А знаете ли вы что…”. Информационная подборка интересных фактов о растениях, у которых созревают удивительные плоды. (Слайды № 5-9)

в) Мотивация и целеполагание.

Известно, что (Слайд №10)

редька полевая ежегодно образует 160 семян.

незабудка средняя – 700 семян

фиалка трехцветная – 2500 семян

одуванчик лекарственный – 5 000 семян

мак самосейка – 20000 семян

тополь черный – 28000000 семян

- Если бы все созревающие семена падали прямо под материнское растение, то их прорастанию и развитию препятствовала бы острая конкуренция.Как решает эту проблему одно из самых известных растений, описал в своем стихотворении “Одуванчик” Всеволод Рождественский. Внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте сформулировать цель нашего урока, о чём мы сегодня будем говорить. (Слайд №11)

Когда идешь тропинкою
Куда ни глянь, в поля
Белеют чудо - шарики
На стройных стебельках.

Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и не качаются
От ветерка с реки

Но лишь пройдется осенью
Других ветров волна, -
Срываются, взвиваются
На воздух семена.

Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.

Формулирование учащимися цели урока: изучить приспособление растений к распространению плодов и семян в природе.

в) Работа в группах.

- Эти знания вы получите самостоятельно, выполняя задания по инструктивной карточке.

Высказывание Цицерона “Практика – лучший учитель” будет вам напутствием перед выполнением этой работы.

Учащиеся внимательно читают инструктивную карточку и приступают к исследованию. Группам предоставляются плоды и семена (натуральные и изображённые на карточках - рисунках). Учитель в роли консультанта следит за выполнением задания, корректирует работу групп.

  1. Рассмотрите предложенные вам плоды и семена.
  2. Определите тип плода у нескольких растений по вашему выбору.
  3. Впишите названия этих растений в таблицу и составьте характеристику этих плодов.
  4. Определите, какие приспособления к распространению имеются у плодов и семян этих растений.
  5. Установите, какими способами распространяются плоды и семена предложенных группе растений, и впишите эти способы в таблицу.
  6. Определите, какие приспособления имеются у этих семян к данному способу распространения. Сведения занесите в таблицу.
  7. Подготовьте выступление одного участника от группы по плану: а)способ распространения плодов и семян изученных растений; б) примеры растений и приспособлений их плодов и семян к распространению.

г) Заслушиваются и рецензируются ответы учащихся по плану, уточняются и дополняются, если это необходимо.

Одновременно на доске и в тетрадях заполняется обобщающая таблица. (Слайд №13)

д) По результатам данной работы заполняется лист самооценки группы.

е) Вопросы учителя к классу и формулирование учащимися первого вывода:

-Какими способами распространяются плоды и семена?

-Какие приспособления возникли у плодов и семян в связи с различными способами распространения?

- Какое значение имеет распространение семян?

Формулирование первого вывода: плоды и семена имеют приспособления для распространения в природе различными способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и человеком (активно и пассивно).

Учащиеся записывают вывод в тетрадь. (Слайд №14)

4. Закрепление и применение ЗУН.

а) Задание: проанализируйте таблицу и найдите примеры растений, которые приспособлены к распространению плодов и семян несколькими способами.

Учащиеся называют растения, которые распространяются несколькими способами.

Но большинство растений приспособлено к распространению плодов и семян только одним способом.

б) Беседа по вопросам и формулирование второго вывода: в процессе эволюции под действием естественного отбора у растений выработались приспособления для распространения плодов и семян определённым способом в конкретных условиях среды, такая приспособленность называется относительной.

Учащиеся записывают вывод в тетрадь. (Слайд №15)

5. Подведение итогов урока.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

-Достигнута ли цель урока?

- Что мы для этого делали?

- Что у нас получилось хорошо?

-Что нам пока не удаётся?

-Как оценивают свою работу группы?

Домашнее задание (Слайд №16): выпишите, как называются плоды граната, апельсина, шиповника, земляники, ананаса, инжира, финика, грецкого ореха, арахиса и других растений, которые вас заинтересовали.

Читайте также: