Плауновидные хвощевидные 7 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: Изучить отдел Хвощевидные и отдел Плауновидные. Охарактеризовать особенности строения и жизнедеятельности плаунов и хвощей, роль в биоценозах. Выявить усложнения организации в ходе эволюции

Образовательная: пополнение знаний учащихся о многообразии растений;

Развивающая: развитие умения выделять частное, проводить сравнение;

Воспитательная: привитие навыков поведения при выполнении заданий с использованием учебника, работы у доски.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты обучения:

Предметные: освоение знаний о строении, размножении, многообразии плаунов и хвощей. Значение представителей Плауновидных и Хвощевидных в природе и жизни человека.

Метапредметные: умение определять цель предстоящей работы, обсуждение информации в группе.

Познавательные: закрепление навыков работы с разными источниками информации, осуществление анализа и оценки полученной информации.

Коммуникативные: привитие навыков общения в рабочей обстановке.

Личностные: осознание необходимости саморазвития, позитивный настрой на работу на уроке. Соблюдение учебной дисциплины.

Методы обучения: индивидуальные задания, фронтальный опрос, постановка проблемы на отдельном этапе урока, выполнение лабораторной работы.

Познавательные: продолжить формирование навыков работы с источниками информации, умения выделять частное, проводить сравнение.

Коммуникативные: продолжение работы по выработке умения организовывать взаимодействие в группе.

Регулятивные: участвовать в работе группы, класса, выявлять и, если нужно, исправлять свои ошибки.

Оборудование для выполнения лабораторной работы: растения- спорофиты и гаметофиты плауна и хвоща, сравнительная таблица.

Основные термины и понятия: спорофит, гаметофит, псилофиты, сперматозоиды, яйцеклетки, гаметы, зигота, зародыш.

I. Организационный момент (2 мин). Проверка посещаемости, готовности к уроку, положительный настрой на урок.

- Я рада вас приветствовать на уроке биологии. Нам предстоит интересная работа, в которой вы будете выполнять ведущую роль. Результат этой работы будет зависеть от вашего настроения и активности. Желаю вам успеха!

Выполнение гимнастики для глаз с целью предупреждения утомляемости.

2. Растения, от которых произошли мхи - …

3. Мхи прикрепляются к почве органами, которые называются - …

4. Название мха, содержащего вещества, которые препятствуют развитию гнилостных бактерий - …

5. Отмирая, мхи образуют полезное ископаемое - …

6. Растение, на котором развиваются споры - …

7. Растение, на котором развиваются гаметы - …

8. Фотосинтезирующая ткань или …

9. Орган, в котором созревают споры - …

10. Тип питания растений, сине-зеленых водорослей при котором организмы способны самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических - …

Слова для справок: автотрофный, спорофит, гаметофит, спорангий, ассимиляционная, торф, сфагнум, ризоиды, псилофиты, бриология

Задумывались ли вы когда-нибудь, что много миллионов лет назад наша планета выглядела совершенно иначе. Когда-то жизнь была только в океане, затем она вышла на сушу, и не в том виде, в котором мы ее наблюдаем сейчас. 360 миллионов лет назад там, где сейчас находится ваш дом, улица, произрастали огромные деревья, но это были не тополя, клены или ели. Это были папоротники, хвощи и плауны. Представьте себе, что мы перенеслись с вами в то далёкое время. Климат на планете был очень влажный, а леса состояли из огромных Плауновидных и Хвощевидных растений. Трудно узнать сейчас, гуляя в хвойном или смешанном лесу, потомков тех растений. На этом уроке мы познакомимся с некоторыми их потомками, а именно - с современными хвощами и плаунами. Поговорим об их строении, разнообразии и значении в природе и жизни человека.

Какой способ питания характерен для плаунов? (автотрофный)

Размножение. Вегетативный или бесполый способ происходит за счёт отмирания участков старых побегов и укоренения жизнеспособных частей или спорами, которые созревают в спорангиях. Споры прорастают и дают начало гаметофитам, которые несут мужские и женские половые органы. После оплодотворения образуется зигота, из которой формируется зародыш, вырастающий во взрослое растение (спорофит).

Работа с учебником стр.58 2-ой абзац.

Выполнение работы (10 мин).

Взаимопроверка качества выполненной работы, оценка и самооценка результатов (5 мин).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Отдел плауновидные и хвощевидные, особенности жизнедеятельности.

Цель урока: продолжить изучать споровые растения на примере строения и

жизнедеятельности растений Отделов Плауновидные, Хвощевидные.

Задачи: рассмотреть особенности строение и жизнедеятельности плаунов, хвощей, проследить усложнение организации этих растений по сравнению

со мхами; оценить использование плаунов, хвощей человеком;

формировать умения различать на таблицах плауны, хвощи;

сравнивать строение мхов с плаунами, плауны с хвощами; продолжить

формировать умения работать с текстом учебника, гербариями и живыми

объектами для выполнения различных заданий и умение наблюдать, делать

Структура урока

Актуализация знаний

Учитель: Ребята, какое царство живой природы мы изучаем?( Растения) . Вспомним систематическое положение организмов, которые в этом царстве мы уже изучили? Подчеркнуть систематические категории организмов, которые в этом царстве мы уже изучили лежат на партах. Просит вписать фамилию, имя, класс и выполнить 1 задание по отделам

Водоросли и Мхи. Ребята выполняют задание самостоятельно в рабочих листах. Затем задание проверяется в результате беседы.

Учитель беседует с обучающимися: Обратимся к таблице со мхами. В чем особенность внешнего строения мхов? (тело расчленено на органы, нет корней). В чем заключается особенность размножения ? (происходит смена полового и бесполого поколений). Вернемся к 1 заданию и впишем в определение гаметофита и спорофита недостающие слова ( половое, бесполое ).

Основная часть

Учитель: Посмотрим на доску со схемой Царство Растения: споровым кроме Моховидные относят Плауновидные, Хвощевидные. Обведем эти Отделы. Все они близкие родственники в эволюционном плане. Произошли от псилофитов, представляют собой древнюю группу организмов, более 300 миллионов лет назад плауны, хвощи были широко распространены в растительном мире Земли и достигали большого разнообразия форм. Процветает эта группа и сейчас. Ископаемые древовидные формы плаунов и хвощей формировали леса каменноугольного периода. В настоящее время плауны чаще всего встречаются в хвойных и смешанных лесах, современные хвощи - многолетние травы.

Итак, начнем с Плауновидных.

Учитель: Обратите внимание на задание 2 в рабочих листах: Отдел Плауновидные. В медицине в качестве детской присыпки (натурального талька) используют части плауна. Также его используют в ветеринарии. А в промышленности из плаунов получают желтую и зеленую краски. Внимательно прослушайте рассказ ( рассказывает ученик) и ответьте на вопросы:

- из каких частей состоят плауны;

- какие его части используют в медицине и промышленности;

Ответ запишите в рабочих листах.

( прямостоячие и ползучие побеги, придаточные корни, листья

мелкие, расположенные супротивно или мутовчато, споры – в спороносных колосках;

- из спор- присыпку и желтую краску, из листьев (возможно)- зеленую

-каковы органы хвоща;

Ответ запишите в рабочих листах.

( хвощ имеет стебель, листья, спороносный колосок, корневище;

Учитель использует технологию развития критического мышления: Давайте подведем итог в этой части урока - что мы рассмотрели (внешнее строение плаунов, хвощей); что выявили по характеру усложнения в строении этих организмов по сравнению со мхами ( плауны, хвощи имеют корневище, хорошо развитые вегетативные органы, у них появляется хорошо развитая проводящая система ); почему плауны, хвощи относят к споровым?; все задачи, поставленные вами, мы решили? (нет, мы не рассмотрели особенности жизнедеятельности плаунов, хвощей). Предлагается рассмотреть особенности дыхания, питания и размножения этих растений.

Далее в результате беседы выясняются особенности процессов жизнедеятельности плаунов, хвощей: какой газ организмы поглощают и выделяют при дыхании?; вспомним основные признаки растений, в частности характер питания; будут ли сходства в размножении плаунов, хвощей и папоротников со мхами?

IV .Закрепление. Может ли гаметофит существовать без спорофита?; может ли спорофит существовать без гаметофита, почему? Итак, подведем итог по особенностям жизнедеятельности изучаемых растений ( дышат всей поверхностью тела, поглощая О2,выделяя СО2; имеют единый механизм размножения со мхами; спорофит длиннее гаметофита; для размножения необходима вода; питание автотрофное).

Оборудование: рисунки, таблицы, фотографии, натуральные и гербарные образцы плаунов, хвощей, папоротников.

Этапы проведения урока

I. Введение

II. Проверка знаний.

Задание 1
Вставьте пропущенные слова:

“Жизненный цикл мха сложный: в нем происходит чередование двух поколений – … и …. На женских гаметофитах в особых органах – … -образуются яйцеклетки, в мужских – … – сперматозоиды. Оплодотворение возможно только при наличии …”.

Ответ: спорофит, гаметофит, архегонии, антеридии, вода.

Задание 2
Ответьте на вопросы.

1. Перечислите выраженные ткани мхов. Ответ: Основная, проводящая, механическая, запасающая, покровная.

2.Чем необычен рост мха сфагнума? Ответ: Бесконечный рост и образование торфа из отмершей части растений.

3. Каково строение ризоидов мхов? Ответ: Нитевидные одноклеточные или многоклеточные выросты в нижней части стебля. Они образованы одинаковыми клетками и лишены проводящей ткани.

4. Как устроены коробочки мхов? Ответ: На женских растениях на верхушке образуются коробочки на длинных ножках, покрытые колпачками. В коробочках образуются споры. На верхушке женских растений находятся половые органы с женской половой клеткой.

5. Чем представлено бесполое поколение моховидных? Ответ: Спорофит, растение на котором образуется споры.

6. Чем представлено половое поколение моховидных? Ответ: Гаметофит, стебель с листьями и половыми клетками.

Задание 3
Карточка-задание для индивидуальной работы:

– в природе: накопители влаги и регуляторы водного баланса лесов;
– в жизни человека: торфообразующая роль, антибиотические свойства мхов.

III. Проблемная ситуация и совместное открытие знаний

Учитель: О каких растениях идет речь в моих загадках:

А) Змея лежит колючая,
Змея лежит ползучая.
Брюхом в землю упирается,
Головками к небу устремляется.
В чешуе-то, в чешуе!
А головки ровно две!
Б) Есть колос, но не пшеница,
Стройна и высока, но не свеча,
Без воды и кремнезема не проживет и дня.
Осенью и зимой прокормит и оленя, и кабана!
В) Он и в пищу пригож, и в медицине хорош!
Листья красивые, перистые.
Стебли маленькие, крепенькие,
А цветет только в легендах и поверьях!

(Обычно учащиеся затрудняются ответить.)

Учитель: Найти ответы на данные загадки вы сможете после изучения новой темы!

Опасно через меру пристраститься
К давно налаженному обиходу:
Лишь тот, кто в путь готов пуститься,
Выигрывает бодрость и свободу.
Г.Гессе “Игра в бисер”

– Предлагаю работу в группах – совместное открытие знаний! Каждая группа учащихся получает 3 карточки:

карточка №1 содержит информацию о плаунах;
карточка №2 содержит информацию о хвощах;
карточка №3 содержит информацию о папоротниках.

Также учащиеся используют текст и иллюстрации учебника, таблицы, схемы размножения плаунов, хвощей и папоротников. В случае возникновения каких-либо вопросов, контакт учителя с группой осуществляется через организатора группы.

Карточка 1
Отдел Плауновидные

Эти растения, как и моховидные, произошли, возможно, от псилофитов. Ныне сохранилось около 1000 видов плауновидных, относимых к четырем родам, трем порядкам, двум классам. В настоящее время плауновидные чаще встречаются в хвойных и смешанных лесах.

Строение Размножение Значение
Это травянистые, многолетние, обычно вечнозеленые растения, живущие на земле или стволах деревьев. Плауны имеют прямостоячие, полегающие, свисающие или стелющиеся побеги. Длина прямостоячих побегов у наземных растений – до 1-1,5м., у стелющихся – до 10м.

У стелющихся видов от главного стебля отходят боковые, а также придаточные корни.

Карточка 2
Отдел Хвощевидные

В настоящее время сохранилось около 30 видов; распространены они, преимущественно, во влажных местах. Хвощевидные также произошли от псилофитов.

Характерно особое строение побегов, состоящих из члеников (междоузлий) и узлов с мутовчато расположенными листьями. Листья – сильно измененные боковые веточки.

Другая особенность хвощей – накопление кремнезема в стенках клеток всего растения, играющего механическую и защитную роль. Подземный стебель (корневище) располагается на разной глубине. Бывают горизонтальные и вертикальные корневища. Горизонтальные корневища толще, с более длинными междоузлиями, чем у вертикальных. На корневищах образуются клубни – утолщенное и видоизмененное междоузлие ветви. Клетки клубней очень крупные и заполнены крахмальными зернами.

Карточка 3
Отдел папоротниковидные или папоротники.

Папоротники широко распространены по всему зеленому шару и встречаются в самых разных местообитаниях.

Как и у большинства высших растений, спорофит в жизненном цикле развития папоротников занимает господствующее положение по сравнению с половым поколением и является, как правило, многолетним растением.

Папоротники умеренного пояса в большинстве – многолетние наземные травянистые растения. Жизненные формы тропических папоротников более разнообразны: древовидные формы, лиановидные папоротники, эпифитные папоротники и др.

При созревании спорангии вскрываются и споры высыпаются. Споры папоротника гаплоидны, гаплоиден и гаметофит.

Учитель: Следующим этапом урока является выполнение лабораторной работы.

(Инструкция по выполнению работы выдается организаторам групп).

Лабораторная работа “Строение папоротника и хвоща”

Цель: изучить строение папоротника и хвоща.

Оборудование: натуральные и гербарные образцы папоротника мужского и хвоща полевого, спороносные колоски хвоща полевого, препаровальная игла.

  1. Рассмотрите папоротник мужской. Найдите корневище с отходящими от него корнями. Рассмотрите лист. Отметьте его особенности.
  2. На нижней поверхности листа папоротника найдите бурые бугорки, в них находятся спорангии со спорами.
  3. Рассмотрите внешнее строение весеннего побега хвоща полевого. Найдите корневище. Стебель и пленчатые листья, прижатые к стеблю. На верхушке побега рассмотрите спороносный колосок. На его оси расположены спороносные листья, состоящие из ножки и многогранной пластинки. На нижней части пластинки находятся спорангии. Аккуратно отделите спороносный лист и рассмотрите его.
  4. Рассмотрите летний побег хвоща полевого. Найдите корневище, стебель и боковые побеги. Рассмотрите мутовки листьев, которые расположены на боковых побегах.
  5. Сравните хвощ и папоротник. Отметьте черты сходства и различия.

Учитель: Предлагаю отдельным учащимся озвучить основные выводы по работе.

  1. У папоротника крупные листья, спороносные колоски отсутствуют, группы спорангиев расположены на нижней стороне листа.
  2. У хвоща листья мелкие. Развиты спороносные колоски.
  3. Папоротники и хвощи – спороносные растения.

IV. Проверка усвоенных на уроке знаний

Учитель: Используя полученные знания по отделам спороносных, заполните таблицу (работа проводится по вариантам).

Плауны
Побег
Стебель
Листья
Корни
Вегетативное размножение
Бесполое размножение
Половое размножение
Плауны
Побег Нет деления на весенний и летний
Стебель Прямостоячий или стелющийся
Листья Мелкие, различной формы
Корни Придаточные корни отходят от стелющегося побега
Вегетативное размножение Побегами
Бесполое размножение Спорофит
Половое размножение Гаметофит
Хвощи
Побег
Стебель
Листья
Корни
Вегетативное размножение
Бесполое размножение
Половое размножение
Хвощи
Побег Весенний и летний
Стебель Жесткий прямостоячий
Листья Мелкие Чешуевидные
Корни Корневище, придаточные корни
Вегетативное размножение Корневищами
Бесполое размножение Спорофит
Половое размножение Гаметофит
Папоротники
Побег
Стебель
Листья
Корни
Вегетативное размножение
Бесполое размножение
Половое размножение
Папоротники
Побег Нет деления на весенний и летний
Стебель Короткий, жесткий
Листья Вайи
Корни Корневище, придаточные
Вегетативное размножение Почками на корневищах
Бесполое размножение Спорофит
Половое размножение Гаметофит

Учитель сообщает правильные ответы. Учащиеся оценивают свою работу.

Учитель: Найдите ошибку в предложенном тексте: “…папоротник цветет в глухую, июньскую ночь, накануне религиозного праздника Ивана Купалы. В старину люди ходили искать чудесный цветок, считая, что он наделен волшебной силой – помогает найти клады, скрытые в земле”.

Ответ учащихся: у папоротников нет цветков.

Учитель: А сейчас вернемся к загадкам, на которые не было получено ответа в начале урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата: 18.11.2016г. Тема урока: Отделы: Папоротниковидные. Хвощевидные. Плауновидные. Цели урока: ознакомить обучающихся с высшими споровыми растениями, формировать умения работать с новым материалом, сравнивать изучаемые объекты, анализировать и делать выводы.

Задачи: Образовательные:

-создать условия для формирования у детей представлений о разнообразии Папоротникообразных;

- выявить усложнения их организации в ходе эволюции;

- проследить межпредметные связи биологии с историей, литературой;

-создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать

Развивающие:

-развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения

занимательного материала, создание проблемных ситуаций;

-развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;

-развивать способность к наблюдению и творческий потенциал обучающихся.

Воспитательные:

- формировать коммуникативные способности обучающихся, культуру диалогового

- воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия. Понятия: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные, спорангии. Структура урока: 1.Организация 2.Целевая установка 3.Актуализация опорных знаний 4.Изучение нового 5.Итоговое закрепление 6.Комментирование оценок 7.Домашнее задание

Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные.

Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные.

 Существует народное поверье, что тот, кто найдет цветок папоротника, будет счастлив и богат. На самом деле папоротник никогда не цветет и размножается совсем не так, как цветковые растения.

Существует народное поверье, что тот, кто найдет цветок папоротника, будет счастлив и богат.

На самом деле папоротник никогда не цветет и размножается совсем не так, как цветковые растения.

 Папоротникообразные – группа высших растений, насчитывающая свыше 10 тысяч видов. Все папоротникообразные имеют вегетативные органы – корень и побег, размножаются спорами.

Папоротникообразные – группа высших растений, насчитывающая свыше 10 тысяч видов.

Все папоротникообразные имеют вегетативные органы – корень и побег, размножаются спорами.

 Папоротникообразные – древние растения. Они процветали в далекие геологические времена и по своей древности уступают лишь риниофитам (первые наземные растения) и мхам. В зависимости от особенностей строения выделяют отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные и Плауновидные.

Папоротникообразные – древние растения. Они процветали в далекие геологические времена и по своей древности уступают лишь риниофитам (первые наземные растения) и мхам.

В зависимости от особенностей строения выделяют отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные и Плауновидные.

В наших лесах произрастает Щитовник мужской – многолетнее травянистое растение, с коротким видоизмененным побегом – корневищем. От корневища в почву отходят придаточные корни, а на поверхность земли – листья, до 1 м. Листья состоят из черешка и крупной листовой пластинки. Развита проводящая ткань.

В наших лесах произрастает Щитовник мужской – многолетнее травянистое растение, с коротким видоизмененным побегом – корневищем.

От корневища в почву отходят придаточные корни, а на поверхность земли – листья, до 1 м.

Листья состоят из черешка и крупной листовой пластинки.

Развита проводящая ткань.

Наблюдается чередование полового и бесполого размножения. Бесполое размножение осуществляется с помощью спор, которые созревают на нижней стороне листа в спорангиях (сорусах). При благоприятных условиях споры прорастают. Из проросшей споры вырастает заросток – половое поколение – маленькая зеленая пластинка. На нижней стороне заростка, обращенной к почве, образуются мужские половые органы – антеридии – со сперматозоидами, и женские – архегонии – с яйцеклетками. Для оплодотворения нужна вода. Половые клетки сливаются и образуется зигота. Из зиготы – зародыш – бесполое поколение. Спорофит преобладает над гаметофитом.

Наблюдается чередование полового и бесполого размножения.

Бесполое размножение осуществляется с помощью спор, которые созревают на нижней стороне листа в спорангиях (сорусах). При благоприятных условиях споры прорастают.

Из проросшей споры вырастает заросток – половое поколение – маленькая зеленая пластинка.

На нижней стороне заростка, обращенной к почве, образуются мужские половые органы – антеридии – со сперматозоидами, и женские – архегонии – с яйцеклетками.

Для оплодотворения нужна вода.

Половые клетки сливаются и образуется зигота. Из зиготы – зародыш – бесполое поколение.

Спорофит преобладает над гаметофитом.

Отдел Хвощевидные Насчитывается 350 видов. Высота – 15-30 см. До настоящего времени дожил один Род – Хвощ. Хвощи – многолетние травы, растущие на лугах, полях, в лесах. Летние зеленые растения Хвоща полевого напоминают маленькие елочки. Стебель у них полый, имеет членистое строение с перегородками в узлах. От узлов отходят боковые побеги, располагаются мутовками, с мелкими чешуйчатыми листьями. Весенний побег – бурый, на верхушке располагаются спороносные колоски. Спорофит преобладает над гаметофитом.

Насчитывается 350 видов. Высота – 15-30 см.

До настоящего времени дожил один Род – Хвощ.

Хвощи – многолетние травы, растущие на лугах, полях, в лесах.

Летние зеленые растения Хвоща полевого напоминают маленькие елочки.

Стебель у них полый, имеет членистое строение с перегородками в узлах.

От узлов отходят боковые побеги, располагаются мутовками, с мелкими чешуйчатыми листьями.

Весенний побег – бурый, на верхушке располагаются спороносные колоски.

Читайте также: