Планеты конспект урока 5 класс

Обновлено: 08.07.2024

Разработка учебного занятия "Планеты Солнечной системы" может быть использована на уроке изучения нового материала и предполагает самостоятельную работу учащихся в группах с различными источниками информации.
В архиве "Приложения к уроку.rar" расположена презентация к уроку, задания и критерии оценивания заданий для учащихся, источники информации для работы групп и иллюстративные материалы для оформления урока.

Предмет: Астрономия

Класс: 11 (10)

Раздел учебной программы: Природа тел Солнечной системы.

Тема урока: Планеты земной группы. Далекие планеты.

Аннотация разработки: Разработка учебного занятия "Планеты Солнечной системы" может быть использована на уроке изучения нового материала и предполагает самостоятельную работу учащихся в группах с различными источниками информации.

Цель: создание условий для осознанного изучения материала о планетах Солнечной системы посредством самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации.

Задачи:

  • сформировать представление о физических характеристиках и химическом составе планет Солнечной системы;
  • научить выделять общность характеристик планет земной группы и планет-гигантов;
  • способствовать применению полученных знаний для решения качественных задач.
  • содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;
  • воспитывать умение совместной работы в группе;
  • содействовать формированию умения осознавать собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль, рефлексию.
  • содействовать формированию учебно-познавательных компетенций;
  • создать условия для развития мышления (учить анализировать, выделять главное, строить аналогии, обобщать, приводить примеры);
  • развивать коммуникативную культуру обучающихся.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы обучения: частично-поисковые.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Ожидаемые результаты:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности.
  • умение самостоятельно формулировать новые учебные и познавательные задачи; планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
  • умение осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • смысловое чтение;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы;
  • умение организовывать учебное сотрудничество: распределять обязанности, находить общее решение и разрешать конфликты; формулировать и аргументировать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
  • освоение знаний о физических характеристиках и химическом составе планет Солнечной системы;
  • умение выделять общность характеристик планет земной группы и планет-гигантов;
  • умение применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, наблюдающихся на различных планетах Солнечной системы;
  • развитие способности к самостоятельному приобретению новых знаний по астрономии в соответствии с интересами.

Программно-техническое обеспечение: компьютер с выходом в Интернет; проектор; экран или интерактивная доска; мобильные устройства учащихся с установленными приложениями для чтения QR-кодов; принтер.

Оборудование: глобусы планет, карты поверхностей планет.

Дополнительные ресурсы:

  • Листы красной и зеленой цветной бумаги (разрезать лист на 4 части; выдать ученикам по 1 листу каждого цвета).
  • Бейджи (распечатать карточки для бейджей из папки Приложение 1 – на каждого ученика).
  • Картинки космонавта (из папки Приложение 1) распечатать на каждого ученика, с обратной стороны приклеить магнит.
  • Фотографии планет (распечатать, повесить на доску).

Дидактические материалы:

  • Рисунки (Паззлы-фотографии планет Солнечной системы – распечатать из папки Приложение 3; разрезать каждую на 3-4 части, чтобы число кусочков совпадало с числом учеников в классе).
  • Таблицы (Характеристики планет Солнечной системы – Приложение 8).
  • Задания (Листы с источниками информации – распечатать из папки Приложение 4).
  • Презентации (Приложение 2. Презентация к уроку.pptx; презентации, сопровождающие выступления учащихся – папка Приложение 7).
  • Видео (видеоролики о планетах Солнечной системы указаны в источниках информации – папка Приложение 4).
  • Карточки-задания (Вопросы о планетах Солнечной системы – Приложение 5 распечатать на каждого ученика).
  • Критерии оценивания выступления (Приложение 6 – распечатать не менее 7 листов).

Необходимые предварительные знания и умения:

  • К моменту изучения темы, обучающиеся знают: о происхождении, строении и составе Солнечной системы; общие характеристики планет Солнечной системы; о физико-химических характеристиках системы Земля Луна.
  • К моменту изучения темы, обучающиеся умеют: работать в малых группах, самостоятельно обрабатывая информацию из различных источников; объяснять соответствующие явления и процессы с помощью имеющихся знаний о Солнечной системе.

Рефлексия учебной деятельности:

Дополнительные задания: Для учащихся, заинтересовавшихся темой, предлагается дополнительное домашнее задание. Для показанных на уроке во время выступлений слайдов любой презентации (по любой планете) определить: что запечатлено на фотографии; когда, кем и при каких условиях была сделана фотография; какую дополнительную обработку фотографии использовали. Задание выполнить в форме комментариев к слайдам презентации и выслать учителю на электронную почту (или принести на следующий урок).

Этап урока

Описание

Время

Проверка выполнения домашнего задания. Повторение изученного ранее материала.

Мотивация и целеполагание

Формулировка цели и задач занятия. Распределение по группам.

Открытие нового знания

Изучение нового материала: работа в группах с различными источниками информации.

Усвоение и закрепление новых знаний

Подготовка выступлений об итогах работы группы.

Представление результатов работы с самопроверкой по эталону

Выступления групп. Обобщение изученного материала.

Самооценка и взамиооценка. Осуществление рефлексии урока.

Ход урока

1. Организационный момент

Взаимные приветствия. Учащиеся настраиваются на работу.

2. Актуализация знаний

Утверждения:

  1. В Солнечной системе 9 планет. (-)
  2. Перечислим планеты в порядке увеличения их расстояний до Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Сатурн, Юпитер, Уран, Нептун. (-)
  3. По физическим характеристикам планеты Солнечной системы разделяют на две группы. (+)
  4. На четыре планеты земной группы приходится четыре спутника. (-)
  5. В составе планет-гигантов преобладают водород и гелий. (+)
  6. Согласно общепринятой гипотезе, Солнечная система сформировалась в результате эволюции горячего плазменного шара. (-)
  7. Литосфера Земли – уникальное явление в Солнечной системе. (-)
  8. Плотность земной атмосферы уменьшается с высотой. (+)
  9. По своей природе Луна относится к телам планетного типа. (+)
  10. Лунная кора значительно тоньше земной. (-)

3. Мотивация и целеполагание

Учитель: Всё сегодняшнее занятие нас будут сопровождать цитаты Константина Эдуардовича Циолковского. Что вы знаете об этом человеке? (Слайд 1 Презентации к уроку).

Учащиеся называют известные им факты из биографии ученого. Учитель, при необходимости, дополняет их ответы: Циолковский – ученый, изобретатель, школьный учитель, основоположник теоретической космонавтики впервые обосновавший возможность использования ракет для полетов в космос.

Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель задает вопросы о целях пилотируемых космических полетов к другим планетам; о том какие сведения необходимы для их осуществления. В ходе беседы выясняют, что для успешного посещения человеком других планет Солнечной системы важно знать информацию об их составе и физических условиях на этих планетах.

Учитель: Как мы выяснили ранее, в настоящее время в Солнечной системе выделяют 8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Следовательно, исключая Землю, для изучения условий на различных планетах Солнечной системы удобно будет разделиться на 7 групп. А потом сообщить о результатах своей работы на уроке всему классу.

На столе учителя лежат кусочки картинок-фотографий планет (Приложение 3). Ученики выбирают себе по одному кусочку и собирают фотографию планеты целиком. Таким образом происходит объединение в группы и распределение планет (группе предстоит изучать условия на планете, собранной из кусочков).

4. Открытие нового знания

Учитель каждой группе листы с источниками информации (Приложение 4) и имеющееся оборудование (глобусы планет, карты поверхностей планет). При необходимости, учащиеся переходят по QR-ссылке, изучают материалы.

Учитель: В ходе изучения информации вам предстоит заполнить столбец таблицы с названием своей планеты:

Обратите внимание, что для успешной работы нужно распределить материал между всеми участниками группы. Информация, необходимая для заполнения таблицы, полностью не содержится ни в одном источнике – ее надо собирать.

Учащиеся проводят исследование: ставят цели и задачи, планируют работу, заполняют столбец таблицы по исследуемой планете. Учитель оказывает консультативную помощь.

5. Усвоение и закрепление новых знаний

Учитель: А теперь вашим группам предстоит рассказать другим ученикам о результатах своей работы. Для этого, выберите внутри группы роль определенного специалиста (биолог, физик, химик, географ) и подберите необходимую информацию о планете.

Биологи подбирают информацию о возможных формах жизни, обнаруженных на планете. Физики подбирают информацию о физических характеристиках планеты. Химики подбирают информацию о химическом составе планет и их атмосфер. Географы подбирают информацию о рельефе и особенностях поверхности планет.

6. Представление результатов работы с самопроверкой по эталону

Учитель организовывает выступление специалистов по планетам земной группы: Меркурий, Венера, Марс. Во время выступления запускает презентацию к выступлению групп (Приложение 7 – название презентации соответствует названию планеты, по которой выступает группа). В презентации размещены фотографии и изображения планеты и рельефа ее поверхности. На выступление каждой группы отводится 2 минуты (на это время настроено автоматическое воспроизведение слайдов презентации).

Учитель: Давайте попробуем определить, почему данные планеты объединяют в ряд планет земной группы. Для этого создадим Диаграмму Венна. Перечислите общие и отличительные черты различных планет земной группы.

Рисунок 1

Учитель рисует на доске Диаграмму Венна. На пересечении кругов вписывает общие черты планет. Ученики заполняют Диаграмму Венна в тетради.

Рисунок 2

7. Рефлексия

Учитель: Оцените работу групп на сегодняшнем уроке. У вас на партах есть магнитик-космонавт. Поместите его на ту планету, которая показалась вам наиболее интересной (опираясь на выступления одноклассников), к которой вы хотели бы совершить космическое путешествие. Свое эмоциональное состояние в конце урока отразите, нарисовав смайлик на скафандре космонавта.

Учитель раздает учащимся картинки-магниты космонавта. На доске развешены фотографии планет Солнечной системы.

8. Домашнее задание

Учитель: Обратите внимание на домашнее задание (Слайд 5 Презентации к уроку). Оно состоит из обязательной и дополнительной части.

Представьте ситуацию: условия на Земле внезапно изменились и стали напоминать условия на планете (Меркурий, Венера, Марс, . – по вашему выбору). Напишите в тетради памятку для жителей Земли, как выжить в изменившихся условиях.

Дополнительное задание: Для показанных на уроке слайдов любой презентации (по любой планете) определить: что запечатлено на фотографии; когда, кем и при каких условиях была сделана фотография; какую дополнительную обработку фотографии использовали. Задание выполнить в форме комментариев к слайдам презентации. Презентацию можно принести на следующий урок на электронном носителе информации или выслать учителю на электронную почту.

Учащиеся, при необходимости, уточняют задание.

Конспект открытого урока, который объединяет в себе 2 темы из курса 5 класса по географии "Планеты соседи Солнца" и "Планеты-гиганты. Плутон". Данный урок подробно раскрывает всю информацию по планетам солнечной системы, это позволяет учащимся расширить свой кругозор и заглянуть немного дальше, за рамки школьной программы. Сегодня очень мало уделяется времени на астрономию в рамках географии, поэтому необходимо давать детям немного больше чем есть сегодня в учебной литературе.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_5_klass_planety_solnechnoy_sistemy.docx 30.99 КБ
solnechnaya_sistema.pptx 1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель географии и биологии: Корчагин Д.С.

Республика Татарстан, Тукаевский район, Биклянская СОШ

- Формирование целостного взгляда на мир через представление о Солнечной системе.

- Дать представление о планетах Солнечной системы.

- Создать условия для развития памяти, внимания, логического мышления.

- Пробудить интерес к познанию окружающего мира.

Оборудование: информационно-технологический комплекс (компьютер, проектор, экран), раздаточный материал с заданиями, учебный материал (учебник, тетрадь).

Структура урока (ФГОС):

- Определение темы урока, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Актуализация знаний, первичное усвоение новых знаний.

- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Рефлексия (подведение итогов занятия).

1. Организационный момент

- Доброе утро ребята, готовы погрузиться сегодня в мир удивительных открытий и приключений? (Да) Тогда давайте не будем медлить и отправимся с вами в путешествие!

2. Определение темы, постановка цели урока.

В ночном и черном океане,

Один маяк для разных кораблей;

Он светом путь им освещает,

За эти миллиарды тёмных дней.

Есть те, кто так близки к светилу.

И те, кто всё ещё плывут.

А есть другие, на границе мира,

Которые под сумраком живут.

Но все они, в одном пространстве,

В краю, где вся надежда на маяк.

Ну а в дали, это не странно,

Такие же моря, где рядом свет и мрак.

- Итак, ребята, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Какая тема урока нас с вами ожидает? (планеты солнечной системы)

- Правильно! Давайте попробуем вместе сформулировать цель нашего урока. Что же нужно нам будет сделать с солнечной системой? (изучить строение солнечной системы, знать какие планеты входят в неё, представить её)

- Всё это верно! А чтобы было точнее, то цель нашего с вами урока – сформировать представление о планетах солнечной системы. Т.е. познакомиться с ними более подробно.

3. Актуализация знаний.

Изучение нового материала

- Ребята, что вы помните о солнечной системе? Давайте немного вспомним что нам известно уже! (повтор предыдущих тем)

- Солнечная система - это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света - Солнце.

По одной из теорий Солнце образовалось вместе с Солнечной системой около 4,5 миллиардов лет назад в результате взрыва одной или нескольких сверхновых звезд. Изначально Солнечная система представляла собой облако из газа и частиц пыли, которые в движении и под воздействием своей массы образовали диск, в котором возникла новая звезда Солнце и вся наша Солнечная система.

В центре Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по орбитам вращаются восемь крупных планет.

- Сейчас нам с вами предстоит исследовать планеты солнечной системы. Вы разделены на 3 группы – это ваши экспедиционные компании. Каждая группа будет исследовать, и изучать свою группу планет. Все задания, которые вы будете выполнять, ориентированы на коллективную работу, поэтому вам понадобятся такие качества как сплоченность, взаимовыручка, смекалка, и, конечно же, любознательность.

Работа в группах.

Первое задание каждой экспедиции – это работа с текстом. Каждой команде раздается текст с описанием планет вашей группы. Вам нужно внимательно изучить текст с описанием планет и ответить на вопросы после текста. Чтобы работа проходила более успешно, нужно распределить вопросы между участниками команды. После завершения работы 1 представитель команды зачитывает вопросы, и дает ответы на них. Время выполнения задания – 5 мин.

Планеты, относящиеся к земной группе, - Меркурий, Венера, Земля, Марс – имеют небольшие размеры и массы, средняя плотность этих планет в несколько раз превосходит плотность воды; они медленно вращаются вокруг своих осей; у них мало спутников (у Меркурия и Венеры их вообще нет, у Марса – два крохотных, у Земля - один).

Эта планета как половина Земли и четвертая от солнца. На ней почти нет атмосферы, один углекислый газ, и она самая холодная (от 00 градусов до минус 113C). День на Марсе идентичен земному, но год длиннее – 687 дней. На Марсе нет жидкостей, есть ледяные шапки газа и воды в замерзшем состоянии. Марс славится вулканами, кратерами и двумя спутниками – Деймосом и Фобосом. Изобилует кратерами и поверхность Марса. Особенно много их в южном полушарии планеты. Темные области, занимающие значительную часть поверхности планеты, получили название морей (Эллада, Аргир и др.). Диаметры некоторых морей превышает 2000 км. Возвышенности, напоминающие земные континенты, представляющие собой светлые поля оранжево-красного цвета, названы материками (Фарсида, Элисиум). Как и на Венере, здесь есть огромные вулканические конусы. Высота наибольшего из них (Олимпа) превышает 25 км, диаметр кратера 90 км. Диаметр основания этой гигантской конусообразной горы более 500 км.

Она ближе всех к Солнцу и самая незначительная по размеру из всех четырех. Она чуть больше Луны. Поверхность Меркурия усыпана оставившими на ней следы ударными кратерами. Это произошло по причине отсутствия (или присутствия в незначительной мере) атмосферы. Температура на Меркурии зашкаливает, разброс огромный от 4270 до минус 173C. Это отличает ее от других планет. Диапазон температур увеличивается/уменьшается в зависимости от расположения к солнцу (на обращенной стороне – высокие, на необращенной - низкие). Вокруг солнца можно обернуться за 88 дней. Это возможно из-за очень близкой его расположенности (46 миллионов километров). Любопытно, что планета очень медленная и один день там равен 59-ю земным. Поверхность Меркурия, изобилующая кратерами, очень напоминает лунную. “Морей” там меньше, чем на Луне, причем они небольшие. Диаметр меркурианского Моря Зноя 1300 км, как и Моря Дождей на Луне. На десятки и сотни километров тянутся крутые уступы, вероятно, порожденные былой тектонической активностью Меркурия, когда смещались и надвигались поверхностные слои планеты. Как и на Луне, большинство кратеров образовались в результате падений метеоритов. Там, где кратеров немного, мы видим сравнительно молодые участки поверхности. Старые, разрушенные кратеры заметно отличаются от более молодых кратеров, хорошо сохранившихся.

Эта планета – почти аналог Земли (плотность, размер, структура). Там присутствует серная кислота, представленная в облаках, и углекислый газ. Хоть Венера и не близка к Солнцу, в отличие от Меркурия, но она самая жаркая (4500C). Знаменита Венера своим ретроградным вращением: запад – восходит солнце, восток – садится. День на Венере очень длинный и состоит из 243 земных суток. А год длится 225 дней. Венера красива и ярко преподносит себя, появляясь в виде Утренней звезды.

Она всего пятая по величине в планетарной туманности солнечной системы и третья от самого Солнца. Среди всех планет она единственная обитаемая. Обладая жидким состоянием воды, она зародила жизнь. Мы дышим воздухом, состоящим всего на 28 процентов из кислорода, все остальное – это азот и один процент аргона и углекислого газа. Сезоны на обитаемой планете меняются из-за ее вертикального наклонения на 23 градуса. Год составляет 365 дней, а сутки – 24 часа.

Вопросы: Какие планеты относятся к планетам земной группы? Назовите их.

Какие планеты имеют свои спутники? И сколько?

Какая планета вращается в обратном направлении в солнечной системе?

Почему Марс красный?

Планеты-гиганты - самые большие тела Солнечной системы после Солнца: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Они располагаются за Главным поясом астероидов и поэтому их ещё называют "внешними" планетами. Юпитер и Сатурн - газовые гиганты, то есть они состоят в основном из газов, находящихся в твёрдом состоянии: водорода и гелия. А вот Уран и Нептун были определены как ледяные гиганты, поскольку в толще самих планет вместо металлического водорода находится высокотемпературный лёд.

Планеты-гиганты очень быстро вращаются вокруг своих осей; менее 10 ч требуется огромному Юпитеру, чтобы совершить один оборот. Результат быстрого вращения – большое сжатие планет-гигантов (заметное при визуальных наблюдениях). Разность экваториального и полярного радиусов Земли составляет 21 км, а у Юпитера она равна 4400 км. Планеты-гиганты находятся далеко от Солнца, и независимо от характера смены времен года на них всегда господствуют низкие температуры. На Юпитере вообще нет смены времен года, поскольку ось этой планеты почти перпендикулярна к плоскости ее орбиты. Своеобразно происходит смена времен года и на планете Уран, так как ось этой планеты наклонена к плоскости орбиты под углом 8°.

У Юпитера имеется 67 спутников. Четыре крупнейших — Ганимед, Каллисто, Ио и Европа — схожи с планетами земной группы такими явлениями, как вулканическая активность и внутренний нагрев. Ганимед, крупнейший спутник в Солнечной системе, превосходит по размеру Меркурий. Сатурн, известный своей обширной системой колец, имеет несколько схожие с Юпитером структуру атмосферы и магнитосферы. Хотя объём Сатурна составляет 60 % юпитерианского, масса (95 масс Земли) — меньше трети юпитерианской; таким образом, Сатурн — наименее плотная планета Солнечной системы (его средняя плотность меньше плотности воды). У Сатурна имеется 62 подтверждённых спутника; два из них — Титан и Энцелад — проявляют признаки геологической активности. Активность эта, однако, не схожа с земной, поскольку в значительной степени обусловлена активностью льда. Титан, превосходящий размерами Меркурий, — единственный спутник в Солнечной системе с существенной атмосферой.

Нептун, хотя и немного меньше Урана, более массивен (17 масс Земли) и поэтому более плотный. Он излучает больше внутреннего тепла, но не так много, как Юпитер или Сатурн. У Нептуна имеется 14 известных спутников. Крупнейший — Тритон, является геологически активным, с гейзерами жидкого азота. Тритон — единственный крупный спутник, движущийся в обратном направлении. Также Нептун сопровождается астероидами, называемыми троянцы Нептуна, которые находятся с ним в резонансе 1:1.

Вопросы: Какие планеты входят в группу планет-гигантов? Назовите их.

Назовите крупнейший спутник Юпитера, назовите спутник Юпитера состоящий из 2 букв.

Чем отличаются поверхности Урана и Нептуна от Юпитера и Сатурна?

Спутник, какой планеты и как он называется, вращается в обратном направлении и имеет гейзеры с жидким азотом.

Карликовые планеты вращаются вокруг Солнца, как и восемь больших планет. Но в отличие от планет, карликовые планеты не в состоянии очистить свой орбитальный путь. Карликовая планета намного меньше, чем планеты (меньше, чем даже спутник Земли Луна). Наиболее известной из карликовых планет является Плутон. Главное различие между карликовой планетой и планетой заключается в том, что планеты, расчищают свой путь вокруг Солнца, в то время как карликовые планеты, как правило, имеют орбиты, пересекающие зоны других подобных объектов, таких как Пояс астероидов и Пояс Койпера. Первые пять признанных карликовых планет являются Церера, Плутон, Эрида, Макемаке и Хаумеа. Ученые считают, что могут быть десятки или даже более 100 карликовых планет, ожидающих открытия.

Один из самых маленьких объектов Солнечной системы, радиусом всего 1153 км. Период обращения по орбите вокруг Солнца составляет 90 613 суток (около 248 лет), а оборот вокруг своей оси занимает 6,4 земных суток. Спутников, сопровождающих его, на данный момент известно 5 – Харон, крупнейший из них, Кербер, Никта, Стикс и Гидра. Орбита этой карликовой планеты эллиптическая, вытянута довольно сильно. Лишь несколько лет назад учёным удалось измерить температуру на поверхности этого небесного тела.

Хаумеа - самая быстровращающаяся из всех планет, известных на сегодняшний день в нашей системе – один оборот вокруг собственной оси занимает всего 4 часа, в то же время как полный облёт Солнца занимает 102937 суток (почти 282 года). Один из самых маленьких объектов, средний радиус составляет всего 718 км, при этом, в отличие от остальных небесных тел, обладает неправильной, как бы сплюснутой, формой. При этом имеется и 2 спутника – Хииака и Намака.

Макемаке. Размер третьей по величине до сих пор не известен точно. Предполагается, что средний радиус приблизительно равен 740 с точностью до 17 км. Зато продолжительность года на ней удалось установить довольно точно — 111867 суток (что примерно равно 306 годам). Спутников на её орбите не обнаружено.

Эрида. Один из самых больших объектов пояса Койпера лишь ненамного превосходит Плутон – 1163 км. Оборот вокруг Солнца занимает 205 029 сут (чуть больше, чем 561 год). Обнаружившие её ученые в 2005 году изначально были уверены, что открыли 10 планету солнечной системы, но впоследствии она была признана карликовой планетой.

Открытие этого небесного тела, можно сказать, положило начало новой эры для астрономии, поскольку именно факт её открытия положил начало многочисленным спорам о статусе Плутона.

Церера — карликовая планета в поясе астероидов внутри Солнечной системы. Также это самая близкая к Земле карликовая планета, долгое время считавшаяся не то астероидом, не то кометой, не то планетой. 1 января 1801 года в своей обсерватории ее открыл Джузеппе Пиацци и посчитал планетой, но так думали только год, после чего Цереру назвали астероидом (а в дальнейшем и карликовой планетой). Многие астробиологи допускают, что на Церере может быть жизнь. Примечательна тем, что еще совсем недавно была в разряде астероидов и занимала среди них первое место по размеру. Продолжительность года, по сравнению с другим удаленными карликовыми планетами — смехотворна, всего 4,6 года. В сравнении с другими, ее диаметр не столь впечатляет и составляет 975×909 км. Период вращения вокруг оси имеет продолжительность около 0,3781 суток. У Цереры спутники не обнаружены.

Вопросы: Сколько планет входит в группу планет-карликов? Назовите их.

Какая планета имеет наибольшее кол-во спутников?

Назовите самую быструю карликовую планету солнечной системы.

Какая планета долгое время считалась астероидом? Чем она отличается от других планет карликов?

- А теперь проверим, как команды слушали друг друга? Каждому из вас роздан небольшой мини-тест, где заданы вопросы, которые были у других команд. Вам в течении 2 мин., нужно ответить на эти вопросы! Приступаем!

Второе задание каждой экспедиции – вам раздаются листы со словами, в которых перепутались все слоги и буквы. Из этих неправильных слов у вам надо получить правильные слова, путем перестановки букв. Все правильно полученные слова будут связаны с вашей экспедицией по исследуемым вами планетам. Каждой команде на выполнение задания дается 4 мин. Время пошло, начинаем!

путскин – спутник сарм - марс

алун – луна ляезм - земля

еренав – венера лапетан - планета

уртанс – сатурн родя - ядро

руна – уран косепалет - телескоп

путнен – нептун аттин - титан

ирадэ – эрида росадите - астероид

лонтуп – плутон мокосс - космос

арцеер – церера нроах - харон

- Молодцы ребята! А теперь небольшая физкультминутка. Все дружно встали, первое упражнение – потянулись вверх, будто вы пытаетесь достать звезду с неба! А теперь тяните руки в стороны, будто вас разрывают пополам. Покрутились вокруг собственной оси медленно, чтобы не выйти из орбиты. А теперь вышли все к доске – представьте что вы небесные тела, которые медленно плывут по космосу, расслабьте все мышцы.

- Молодцы! Садитесь на места. Мы продолжаем с вами исследовать планеты солнечной системы! И следующее ваше задание – это проект! У вас на партах сейчас лежат отдельные кусочки, фрагменты истории какой-либо планеты, из этих маленьких кусочков на лист формата А4 вам нужно наклеить эти кусочки, чтобы у вас получился мини-альбом (коллаж). После того как вы закончите представитель команды выходит к доске, представляет ваш проект и коротко рассказывает об истории планеты из текста, который вы получили.

1 команда: рисунки с историей Марса.

2 команда: рисунки с историей Сатурна

3 команда: рисунки с историей Плутона

Время выполнения задания 4 мин. Приступаем!

(команды представляют свои проекты)

Правила написания синквейна.

1 строка - одно слово или словосочетание - название синквейна, тема, обычно существительное;

2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка - три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка - фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;

5 строка - слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

Пример: Синквейн на тему А.С. Пушкин.

Пишет, сочиняет, творит.

Поэзия его пережила.

- Время выполнения задания 3 мин. (Представление командой своего синквейна)

- Мы подошли к концу нашего путешествия. Теперь мы все возвращаемся домой. Давайте вместе подведем итоги проделанной работы. У вас на партах наклеены цветные стикеры двух цветом, сейчас вам буквально 1 минута времени чтобы их заполнить. На стикерах зеленого цвета вы пишите, что вы узнали нового в ходе урока, а на оранжевых пишете ваши пожелания и эмоции по пройденному уроку, затем выходим к доске и клеем их, на правую половину зеленые, на левую – оранжевые.

- А теперь запишите домашнее задание, которое вы видите на доске. Все молодцы! Спасибо за урок, до новых путешествий!

Вселенная, Галактика, Солнце, Солнечная система, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Орбита Земли, Луна, Метеорит, год, високосный год, ось Земли, полюс, экватор, сутки, прилив, отлив, Луноход, астронавт, геоид, часовой пояс, Атмосфера, вода, млечный путь

Вселенная – это весь окружающий нас мир

Галактика- огромное скопление звезд

Солнце – ближайшая к Земле звезда

Солнечная система – планетная система, включающая в себя центральную звезду – Солнце.

Луна – естественный спутник Земли. Луна обращается вокруг Земли за 27,3 суток.

Земля – третья по удалённости от Солнца планета Солнечной системы

Меркурий - ближайшая к Солнцу планета Солнечной системы, наименьшая из планет земной группы

Венера - вторая по удалённости от Солнца планета Солнечной системы

Марс - четвертая по удаленности от Солнца планета нашей Солнечной системы

Юпитер - крупнейшая планета Солнечной системы, пятая по удалённости от Солнца

Сатурн - шестая планета от Солнца, и вторая по размерам планета в Солнечной системе после Юпитера

Уран - планета Солнечной системы, седьмая по удалённости от Солнца, третья по диаметру и четвёртая по массе

Нептун - восьмая и самая дальняя от Земли планета Солнечной системы

Орбита Земли - путь, по которому происходит движение планеты вокруг Солнца. По форме она напоминает окружность

Год - время, за которое Земля совершает полный оборот по орбите вокруг Солнца. Год равен 365 дням 5 часам 48 минутам (високосный год - каждый четвертый год. Так как каждый год 5 часов не учитывают, и за 4 года год удлиняется ровно на 24 часа. Длительность високосного года 366 дней)

ось Земли - условная линия, проходящая через центр Земли

полюса - точки, где ось пересекает поверхность планеты. На Земле есть Северный и Южный полюс.

Экватор - линия, которая проходит на равном расстоянии от северного и от южного полюса.

сутки - время, за которое планета совершает полный оборот вокруг своей оси. Сутки – это 24 часа.

Прилив и отлив - периодические подъёмы и опускания уровня воды в океанах и морях. Это связано с тем, что Луна и Земля взаимно притягивают друг друга.

Луноход - первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности другого небесного тела - Луны

часовой пояс - условная полоса на земной поверхности шириной ровно 15° (± 7,5° относительно среднего меридиана)

атмосфера - газовая оболочка небесного тела, удерживаемая около него гравитацией

млечный путь - галактика, в которой находятся Земля, Солнечная система и все отдельные звёзды, видимые невооружённым глазом

Геоид – это фигура, поверхность которой всюду перпендикулярна направлению силы тяжести.

Обязательная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Наверное, каждый когда-то задумывался над тем, почему происходит смена дня и ночи, почему после лета наступает осень, а после осени зима, почему меняется уровень воды в океанах и морях?

Все эти явления зависят от движения Земли. Для того, чтобы понять, как это происходит, рассмотрим характеристику нашей планеты.

На уроке мы узнали, что Солнечная система - это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света – Солнце, и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг нее. В Солнечной системе выделяют две группы планет. Первая – это планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Вторая - планеты-гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Земля - третья по удалённости от Солнца планет. Спутник Земли – Луна. Луна делает полный оборот вокруг Земли в течение 27.3 суток. Луна единственное небесное тело, на которое высадился человек и первое небесное тело, образцы которого были доставлены на Землю.

Экваториальный диаметр = 12 756,5 километра

Полярный диаметр = 12 713,7 километра

Длина окружности меридиана = 40 008,6 километра

Длина окружности экватора = 40 075,7 километра

Поверхность Земли = 510 миллионам квадратных километров

Объем Земли = 1080 миллиардам кубических километров.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Установление соответствий между элементами двух множеств;

Текст вопроса: Установите соответствие между объектом и определением

Вселенная Галактика Солнечная система

Огромная звёздная система, скопление звёзд;

Весь окружающий нас материальный мир, космическое пространство, планеты, звёзды;

Система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света (Солнце), и все естественные космические объекты, вращающиеся вокруг неё.

Правильный вариант ответа:

Весь окружающий нас материальный мир, космическое пространство, планеты, звёзды

Огромная звёздная система, скопление звёзд

Система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света (Солнце), и все естественные космические объекты, вращающиеся вокруг неё.

Разбор типового контрольного задания

Тип задания: Выбор элемента из выпадающего списка

Текст вопроса: Какая планета была открыта сначала с помощью расчётов?

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):


Конспект открытого урока по географии в 5 классе. УМК Полярная звезда.

Содержимое разработки

УРОК ГЕОГРАФИИ В 5 КЛАССЕ.

Дата урока: 21.10.2015

— выяснить, как устроена Солнечная система;

— формировать знания о Земле как планете Солнечной системы;

Задачи урока:

Предметные:

- способствовать формированию у обучающихся понятий о строении Солнечной системы, устройстве нашей планеты. Рассмотреть виды вращения Земли и их следствия.

Метапредметные:

- развитие умений учиться: слушать учителя и одновременно делать записи, работать с картами атласа.

- развитие познавательных интересов и потребностей: внимание и восприятие.

- развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность; расширять словарный запас учащихся; формировать умения работать с документами и текстом учебника, умения обобщать и делать выводы.

Личностные :

- повышение интереса к изучению предмета, формирование научного мировоззрения

Когнитивный компонент урока: Вселенная, Млечный путь, галактика, Солнечная система; материки и части света.

Деятельностный компонент урока: обобщить имеющиеся сведения из природоведения об устройстве Солнечной системы; на основе работы с текстом и рисунками учебника понять, как устроена наша планета, чем различаются материки и части света; доказывать, что Земля — одна из планет Солнечной системы.

Эмоционально-ценностный компонент урока: понимать, что Земля — часть Солнечной системы и подчинена сложным космическим законам.

Работа с учебником: комментированное чтение; работа с рисунками, терминами.

Тип урока: комбинированный

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Изучение нового материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Запись темы и числа в тетрадь.

Вопрос: А как представляли себе устройство мира древние люди?

Рассматривают слайд 1. Комментируют изображения опираясь на ранее изученный материал и жизненный опыт.

А вот как представлял себе устройство нашего мира древнегреческий ученый Птолемей.

В центе Земля на латыни ГЕО

ЦЕНТР – геоцентрическая система, система в центре вселенной находится Земля.

Рассматривают слайд 2.

Переносят схему в тетрадь и записывают определение геоцентрической системе.

А вот так позже представлял Николай Коперник. Эта система получила название ГЕЛЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ (ГЕЛИО – солнце)

Рассматривают слайд 3.

Переносят схему в тетрадь и записывают определение гелиоцентрической системе.

В последствии эта система получила название СОЛНЕЧНАЯ, все безграничное пространство космоса называют ВСЕЛЕННОЙ. Вселенная это весь существующий мир. Вселенная состоит из ГАЛАКТИК, галактика в которой мы живем МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ.

Слушают рассказ учителя.

Прием чистая доска три вопроса

Задание 1. Используя карту и текст учебника, выполнить задания 1 в тренажере. Стр.11

Выполняют задания 1 в своих тренажерах.

Нам предстоит совершить путешествие по солнечной системе и узнать из чего она состоит. Каждая группа получает стихотворение из которого нужно составить рассказ 3-5 предложений о каждой планете.

Наша Солнечная система

В пространстве космическом воздуха нет
И кружат там восемь различных планет.
А Солнце — звезда в самом центре системы,
И притяжением связаны все мы.

Солнце-светило клокочет вулканом,
Бурлит, как кипящий котел, непрестанно,
Протуберанцы взлетают фонтаном,
Жизнь и тепло дарит всем неустанно.

Солнце-звезда преогромнейший шар
Свет излучает, как будто пожар.
Ну а планеты тот свет отражают,
Солнце-светило они обожают!

Много планет вокруг Солнца летают.
Может быть, люди на них обитают?
Давай-ка, в ракету мы сядем с тобой,
Помчимся от Солнца во тьме голубой!

Может, Меркурий порадует нас?
И приведет нам друзей целый класс!

Работа в группе. Составляют рассказ о своей планете.

Начинаем путешествие 1 от солнца планета Меркурий.

Планета Меркурий
Меркурий —Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
Повернута к Солнцу одной стороной,
С другой — страшный холод и мертвый покой.
В честь бога торговли имеет названье,
Да нет атмосферы — вот наказанье!
Поверхность избили метеориты,
И жизни там нет — все были убиты!

Что же, дружок, в жизни много дорог!
Летим на Венеру! Хоть путь наш далек.

Слушают рассказ первой группы.

Примерный рассказ: ближайшая к Солнцу планета. Нет атмосферы. Огромные перепады температур.

2 планета Венера.

Планета Венера

Венера прекрасна! За тонкой вуалью
Богиню любви различите едва ли!
Закрыта она пеленой облаков.
А что же под ними? Климат каков?
Климат имеет огромный дефект.
Причиной тому парниковый эффект.
Газ ядовит в атмосфере Венеры.
Дышать невозможно! Жарища без меры!
Солнца не видно сквозь облака.
Жизнь невозможна! Но, может, пока?
Мерцает по курсу ракеты Земля!
На ней мы живем. И, как видно, не зря!

Слушают рассказ второй группы.

Примерный рассказ:

Есть ядовитая атмосфера. Парниковый эффект. Очень жаркая планета.

Планета Земля

Слушаем рассказ 3 группы.

Примерный рассказ: форма Земли – геоид. Имеет ядро и атмосферу, которая защищает от космических тел. Есть озоновый защитный слой. На планете есть вода и жизнь.

А что же у нас на пути

Единственный спутник земли…

Естественный спутник Земли — Луна

Выписывают информацию про Луну.

Примерный рассказ: Управляет приливами и отливами. Меняет фазы. Нет воды и атмосферы.

Четвертая планета от солнца - Планета Марс

Марс красноватый на Землю глядит,
Многих смущает его внешний вид.
Имя имеет в честь бога войны,
И охранять его вроде должны
Деймос и Фобос (как ужас и страх).
Эти названья у всех на устах.
Спутники это родные его —
Камни большие и только всего!

Климат на Марсе засушлив, суров.
Трудно дышать, хоть зови докторов!
Слишком его атмосфера легка.
Жизни на нем не нашли мы пока.

За Марсом находится пояс камней,
Но вряд ли найдется на них мир людей.

Выступление четвертой группы.

Примерный рассказ: красная планета. Имеет два спутника – астероида. Нет воды. Имеет ледники из сухого льда. Легкая атмосфера.

Планета Юпитер

Юпитер — царь планет!
В тельняшке облаков
Вращаться не спешит —
Уж нрав его таков!
Двенадцать на Земле,
А здесь лишь год пройдет!
Уж очень он тяжел
И медленно плывет.

Выступление пятой группы.

Примерный рассказ: Самая большая планета. Сильное притяжение. Жидкая поверхность

Планета Сатурн

Там в ожерелье жемчужных колец
Тускло мерцает Сатурн молодец.
Назван он так в честь бога судьбы,
Только не слышит людской он мольбы.
Нет атмосферы и вечно зима.
Жизни там нет. Ведь кромешная тьма!

Колечко Сатурна — загадка природы —
Серебряный свет восхищает народы.
А это кусочки, покрытые льдом,
И всевозможных размеров при том.
А ширина у кольца — боже мой!
Может катиться наш шарик Земной!

Опять неудача, и снова в полет!
К холодным мирам наш летит звездолет.

Выступление шестой группы.

Примерный рассказ: Имеет кольца. Нет атмосферы. На планете вечно темно.

Уран, Нептун, Плутон

Здесь холодные миры.
Света нет и нет жары.
Вечная зима и ночь.
Захотелось сразу прочь.

Скован льдом Уран, Нептун,
И на Плутоне колотун!
Без атмосферы, по всему,
Жить невозможно никому!

Планеты прекрасны, но жизни там нет.
А что же там дальше? Царство комет!

Выступление седьмой группы.

Примерный рассказ: Нет атмосферы на планетах. Вечный холод и темнота.

Древние люди боялись комету.
Хвостатой звездою прозвали за это.
Ей приписали большие грехи:
Болезни и войны — целый пуд чепухи!
Однако комета об этом не знает
И, хвост распустив, вокруг Солнца летает.
Хвост у кометы огромной длины,
Может достать от Земли до Луны.
Он ведь прозрачный, воздушный такой,
Вряд ли он чей-то нарушит покой.
А голова тяжела у комет.
И, полетав свои тысячи лет,
Комета стареет и умирает,
И красочным, звездным дождем выпадает.

Мы все признаемся без всяких затей —
В нашей Системе нет больше людей!
Люди бывают только земляне,
А где же живут инопланетяне?
И если на небо поднимешь ты взор,
Прекрасных созвездий увидишь узор.
И звездочек этих на небе не счесть.
Так, может быть, жизнь на какой-нибудь есть?

Слушают рассказ учителя. Выполняют в тетради рисунок кометы.

Теперь основываясь на полученных, на уроке знаниях выполните задание 2 в тренажерах. Стр 11

Выполняют задание 2 в тренажере.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий – раз, Венера – два-с,
Три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Девять – маленький Плутон.
Кто не видит – выйди вон.

Повторяют за учителем.

Все планета делятся на три группы:





ЗЕМНОЙ КАРЛИКИ

ГРУППЫ ГИГАНТЫ Твердые

поверхность или жидкие

Зарисовывают схему в тетрадь.

Рассмотрим строение планет земной группы.

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. Рассказывая об устройстве нашей планеты, учитель объясняет, что Земля имеет форму не правильного шара, а особую, слегка сплюснутую шарообразную форму — геоид (подобный Земле). Говоря об устройстве плане- ты, учитель рассказывает о взаимосвязанных оболочках Земли — атмосфере, литосфере, гидросфере, биосфере, географической оболочке, которые будут изучаться в дальнейшем.

Слушают учителя. Зарисовывают схему в тетрадь.

Используя физическую карту полушарий и рис. 12 учебника, учащиеся определяют материки и океаны на планете, выясняют, какой материк самый большой по площади, какой — самый маленький. Выясняют различия между материками и частями света, на каком материке и в какой части света находится Россия.

Частей света тоже шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия и Антарктида. Материки Северная Америка и Южная Америка образуют часть света Америку, а на одном материке Евразия находятся две части света – Европа и Азия.

Рефлексия индивидуальный тест.








-80%

Читайте также: