План конспект урока по химии 8 класс рудзитис

Обновлено: 05.07.2024

  1. Изложение требований к учащимся, объяснение того, как пользоваться учебником.

Внимание учащихся обращается на оборудование кабинета химии. Учащимся сообщаются правила поведения в нем, сведения о порядке на рабочем месте.

У ч и т е л ь. Для успешного усвоения химии вам необходимо иметь учебник, рабочую тетрадь для повседневных записей уроков, две дополнительные тетради в клетку – для контрольных и практических работ; целесообразно завести тетрадь (блокнот) для записи основных понятий – словарь, и тетрадь (блокнот) для записи формул; необходимы также ручки с цветными стержнями, карандаши, линейка, калькулятор.

В словаре на каждую букву алфавита отводится одна-две страницы. В нем записывают определения понятий. Это заостряет внимание школьников на их существенных признаках, помогает лучше запомнить главное, облегчает повторение и обобщение.

Как правильно пользоваться учебником, учащиеся читают самостоятельно (с. 3-4), а затем коллективно обсуждают.

У ч и т е л ь. Назовите отдельно ( список демонстрируется через мультимедийный проектор ) названия тел и веществ: проволока, вода, сахар, линейка, железо, стакан, графит, льдина, кислород, гвоздь, глицерин, кирпич).

Вопрос: Чем отличаются представленные вещества друг от друга? ( Учащиеся отвечают, учитель подводит итог: вещества отличаются по свойствам).

У ч и т е л ь. А что такое свойства? Читаем в учебнике определение (§ 1). Свойства – признаки, по которым вещества отличаются друг от друга. ( Учитель поясняет, что свойства нужно знать, чтобы использовать вещества в народном хозяйстве.)

У ч и т е л ь. Агрегатное состояние, цвет определяются визуально, плотность вещества можно определить так: если тонет в воде - 3 , примерную твердость исследуемого вещества можно определить при его сравнении с человеческим ногтем (твердость человеческого ногтя равна 2,5, стекла – 5). Если вещество царапает ноготь, его твердость >2,5, если повреждается ногтем

Далее учащимся предлагается выполнить лабораторный о п ы т 1 (с. 49) по описанию свойств предложенных веществ, пользуясь разобранной схемой 1 учебника, и сделать вывод о том, что (!!) вещества отличаются друг от друга по свойствам.

Выполнение упражнений 1-5, с. 13.

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение.

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

2. Свойства кислорода

3. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе

4. Практическая работа 3. Получение и свойства кислорода

5. Озон. Аллотропия кислорода.

6. Воздух и его состав.

Познакомить обучающихся с кислородом, как химическим элементом и простым веществом, способами его получения.

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся: проводить составление и сопоставление характеристик кислорода как химического элемента и простого вещества, познакомятся с получением кислорода в промышленности и лаборатории, с его физическими свойствами и с историей открытия.

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умениями: находить способы решения проблем поискового характера; развивать исследовательское мышление, способность оригинально мыслить и самостоятельно решать поставленные задачи, обобщать полученную информацию, вести наблюдение прогнозировать ситуацию.

выполнять учебное задание в соответствие с целью, выполнять учебное действие в соответствии с заданием, контролировать, оценивать свои действия.

развивать коммуникативное мышление в условиях метапредметного обучения. Формулировать высказывания, сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида деятельности на другой, накапливать знания, слушать собеседника и вести диалог.

Цель – ценность (личностный результат)

Проявление у Обучающихся: интереса обучающихся к самостоятельной учебной деятельности, навыкам сотрудничества в совместной работе; творческого отношения к процессу обучения; осознания здорового и безопасного образа жизни; понимания необходимости соблюдения экологической культуры.

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт работы с различными источниками информации, участия в дискуссиях;

- знают что такое вещество и что называют свойствами вещества, определения физическому и химическому явлениям, понятие простого и сложного вещества, основные типы химических реакций

- могут определять степень окисления, валентность, коэффициенты в уравнениях, количество вещества, молярную массу;

- могут сравнивать, выдвигать гипотезы, доказывать их или опровергать, аргументированно высказывать свое мнение;

-могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности.

Формы оценки планируемых результатов

Написание конспекта (кластера) в рабочей тетради

Фронтальная работа в беседе

Выполнение контрольного химического диктанта

Работа в группе

Участие в дискуссии

Участие в дискуссии

Работа в группе

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Конструирование модели кислорода

получение кислорода и его свойства

Мультимедийный проектор, персональный компьютер

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование
Этап урока
Подэтап урока
Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)
Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Подготовка учащихся к учебной деятельности

Источник передачи информации: словесный (беседа)

Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом (работа с карточками в парах)
  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

•Формулирование цели урока какпрогностической модели ожидаемого результата

•Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

1. Вхождение в контакт – 1 мин

2. Актуализация субъектного опыта обучающихся – 4 мин

3. Создание проблемной ситуации, целеполагание – 4 мин

4. Введение новых знаний – 18 мин

5. Первичное обобщение, введение новых знаний в систему знаний – 15 мин

6. Рефлексия, определение домашнего задания – 3 мин

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

  • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях
  • Построение системы конкретно-практических задач
  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу
  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи -учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения

Сценарий проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Готовятся к учебной деятельности

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Я приготовила две стопки карточек с формулами веществ, но они у меня упали и смешались. Я прошу вас помочь мне и разделить эти карточки на две группы.

Как вы думаете, какие вещества простые или сложные мы будем изучать после знакомства с первоначальными химическими понятиями?

Разложить карточки на группы: простые и сложные вещества. Объяснить данное разделение.

Высказывают свои предположения и обосновывают их.

1.3. Создание проблемной ситуации

Предметом изучения науки химии являются вещества, их свойства и химические превращения. Давайте с помощью загадки узнаем, о каком веществе пойдет речь на сегодняшнем уроке.

В чем горят дрова и газ,

Фосфор, водород, алмаз?

Дышит чем любой из нас

Каждый миг, и каждый час?

Без чего мертва природа?

Исходя из выше сказанного, определите тему нашего урока.

Почему изучение простых веществ мы начинаем именно с кислорода?

И сегодня на уроке мы постараемся расширить наши знания о кислороде, как о химическом элементе и простом веществе, рассмотрим распространенность кислорода в природе, изучим его физические свойства, познакомимся с историей открытия.

Отвечают на загадку:

Записывают тему урока в тетрадях.

Высказывают свои предположения и обосновывают их.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

создание условий для формирования у учащихся знаний о кислороде, как химическом элементе и простом веществе, способах его получения.

Давайте запишем план урока в виде схемы (Приложение 1)

Составляют план изучения кислорода. Озвучивают. Вносят поправки.

Оценивают свои возможности.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

На слайде представлена диаграмма распространения элементов в природе (по массе). Сравните предложенную диаграмму с рис.24. найдите ошибки, если таковые имеются.

Как бы вы охарактеризовали кислород как химический элемент? Запишите в тетрадях. Работайте в парах! (Подсказка: воспользуйтесь периодической таблицей)

Возьмите карточку №1. Выполните предложенное задание. Работайте в группах. Найти членов вашей группы помогут цвета ваших карточек.

Задания в карточках:

О чем идет речь в данном рассказе?

Попробуйте составить соответствующее уравнение реакции самостоятельно. Запишите его в тетрадь.

Обменяйтесь карточками и тетрадями с ребятами другой группы. Исправьте ошибки. Верните тетради.

Проверьте свои записи и исправления одноклассников по учебнику §19.

(Тип реакции – разложение.Не забудьте о законе сохранения массы веществ!)

(Тип реакции – разложение.Не забудьте о законе сохранения массы веществ!)

Группа №3. Официально считается,что кислород был открыт англ. химиком Джозефом Пристли 1 августа 1774г. Но есть информация, что еще в XVII в. голландец Дреббель создал подводную лодку, которую заполнял кислородом. Дреббель получил кислород из селитры (KNO3). Данный способ относился к области военной техники, и поэтому содержался в строжайшем секрете.(Одним из продуктов данной реакции является азотистокислый калий KNO2.Тип реакции – разложение)

Группа №4. В школьной лаборатории чаще всего кислород получают из перманганата калия (марганцовки). При нагревании происходит разложение данного вещества с образованием трех веществ, одно из которых кислород. Тип реакции – разложение.

Группа №5. Очень часто для получения кислорода используют пероксид водорода Н2О2 (перекись). Данная реакция протекает с образованием воды и выделением кислорода.

Группа №6. Французский химик Бертолле предложил получать кислород из хлората калия KClO3 (это вещество еще называют бертоллетовой солью, в честь открывшего его химика). В результате реакции кроме кислорода образуется хлорид калия KCl. Тип реакции – разложение.

Что означают химические формулы над стрелочками?

Понять действие катализаторов вам поможет притча.

Помогла ли вам данная притча понять, что такое катализатор?

Необходимо ли участие катализатора при получении кислорода в промышленности? (Подсказка в тексте учебника §22)

А какие знания для этого необходимы?

Это и будет темой нашего следующего урока.

Сравнивают диаграмму на слайде с рис.24 в учебнике, находят и исправляют ошибки.

Работают самостоятельно, используя план характеристики химического элемента, представленного на слайде. Делают записи в рабочих тетрадях.

Работают в группах: читают, составляют уравнения реакций.

По одному представителю от каждой группы записывают свое уравнение реакции на доскеи комментируют: коротко о способе получения и обнаруженных ошибках при проверке.

Самостоятельная работа с учебником

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Обучающимся предлагается изучить план-схему (раздаточный материал Приложение 1), зафиксировать его в рабочих тетрадях.

Дают комментарии интегративного характера, соединяя знания из курсов химии и биологии

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Обучающимся предлагется выполнить контрольный тест.

Необходимо выбрать правильные утверждения. В рабочей тетради в столбик проставьте цифры с 1 по 12. Если вы согласны с утверждением, ставьте напротив цифры плюс, если нет, то минус. Учитель зачитывает утверждения.

  • Кислород – самый распространённый элемент в земной коре.
  • Кислород – самый распространённый газ на Земле.
  • Кислород поглощается в результате фотосинтеза.
  • Валентность кислорода равна 2.
  • Формула простого вещества кислорода равна О2.
  • Газ кислород обладает наименьшей среди всех веществ молекулярной массой.
  • Кислород хорошо растворим в воде.
  • Водород в смеси с кислородом взрывоопасен.
  • Кислород поддерживает горение.
  • Соединения кислорода с металлами и неметаллами называются оксидами.

Самостоятельно выполняют предложенные тестовые задания.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Учитель зачитывает ответы, учащиеся проверяют и оценивают: без единой ошибки – “5”, 1 ошибка – “4”, 2 ошибки – “3”, 3 и более ошибок – неудовлетворительно.

На основе анализа и синтеза фактов делают выводы и обобщения. Обсуждаются тестовые задания.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Проводится рефлексия(Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…, было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… я приобрел… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…).

Дается домашнее задание.

Подведение итогов урока.

Приложение 1. План-схема урока «Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение

1. Организационный момент урока.
Проведение вводного инструктажа с записью в специальный журнал.
2. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Основные понятия:
Полный текст материала Опорные конспекты уроков химии в 8 классе (УМК Рудзитис, 67 уроков) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правила техники безопасности при работе в химическом каби­нете. Ознакомление с лабораторным оборудо­ванием.

Чистые вещества и смеси. Способы разделе­ния смесей

Практическая работа № 2. Очистка загряз­ненной поваренной соли.

Физические и химические явления. Химические реакции.

§6, стр. 24, вопр. 1-3 + тестовые задания

Атомы и молекулы, ионы.

§7, вопр. 1,3,5,8, стр 28 + тестовые задания

Вещества молекулярного и немоле­кулярного строения. Кристаллические решетки.

§8, стр. 32, вопр. 1,3 + тестовые задания

Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы.

§9,10 вопр.1,3 + тесты стр. 36

Язык химии. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса.

§11, 12 вопр. 1,3 + тесты стр.41

Закон постоянства состава веществ

§13, вопр. 2, стр.46

Хими­ческие формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества.

§14, вопр. 2,3,4, стр. 49

Решение расчётных задач. Вычисление массовой доли химического элемента в соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.

§15, вопр. 2,4 + тесты, стр.53-54

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений.

§16, вопр. 3,4 + тесты, стр. 48

Составление химических формул бинарных соединений по валентности.

§17, вопр. 2,5,7, стр.60

§18, вопр.2,3, стр.62

Закон сохранения массы веществ.

§19, вопр. 1, 4 + тесты, стр. 65

§20, вопр. 3, 4, 6, стр. 67-68

Типы химических реакций

§21, вопр. 2,3, стр.71

§1-21 повтор., упр. 5, стр.58, упр.4,стр 60, упр. 3, стр. 67

Анализ контрольной работы. Решение расчётных задач.

Кислород, его общая характеристика и на­хождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства.

§22, вопр. 1, 4, 6, стр. 75.

Химические свойства кислорода. Оксиды.,

§23, 24 вопр. 4, 6, 7, стр. 80

Применение. Круговорот кислорода в природе

§ 24, упр. 4,5+ тесты с. 83.

Практическая работа №3. Получение и свой­ства кислорода.

Озон. Аллотропия кислорода

§26, вопр. 1 + тесты, стр. 87

Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

§27, вопр. 1, 3, 4, стр. 91

Водород, его общая характеристика и нахож­дение в природе. Получение водорода и его физические свойства. Меры безопасности при работе с водородом

§28, вопр. 2, 4 + тесты, стр. 96

Химические свойства водорода. Применение.

§29, вопр. 3, 4, стр. 101

Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Вода в природе и способы её очистки. Аэрация воды.

§31, вопр. 1, 4, 5, стр.106

Физические и химические свойства воды.

§32, тесты, стр. 109

Вода — растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость ве­ществ в воде.

§33, вопр. 5 + тесты, стр. 113

Массовая доля раст­воренного вещества.

§34, вопр. 4, 5, стр. 116

§34 повтор., задачи 7, 8, 9 + тесты, стр. 117

Практическая работа №5. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества

§22-35, задачи: 6 стр.117, 4 стр. 113, 2, стр.106

Анализ контрольной работы.

Моль — единица количества вещества. Мо­лярная масса.

§36, вопр. 3, 5 + тесты, стр.122

Вычисления по химическим уравнениям.

§37, вопр. 1,2, стр.125

Закон Авогадро. Молярный объем газов.

§38,стр. 126-127, вопр. 1, стр. 128

Относительная плотность газов

§38,стр. 127 -128, вопр. 3, стр. 128

Объемные отношения газов при химических реакциях.

§39, задачи 2, 3, стр 130.

Решение расчётных задач.

Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение.

§40, вопр. 2, 4, стр. 135

Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение.

§41, вопр. 2, задача 3, стр. 139

Химические свойства основа­ний. Реакция нейтрализации. Окраска индикаторов в щелочной и нейтральной средах. Применение оснований.

§42, вопр. 2 + тесты, стр. 144-145

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

§43, вопр. 4 + тесты, стр.148

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Получение кислот.

§44, вопр. 3, задача 4, стр. 152

Химические свойства кислот

§45, вопр. 3, 4, стр. 155

Соли. Классификация. Номенклатура. Спо­собы получения солей

§46, вопр. 2, 3, стр.160

§47,стр. 161-162, вопр. 1, 5, стр. 164

Генетическая связь между основными клас­сами неорганических соединений

§47,стр. 163-164, вопр.3, стр.164

Решение расчётных задач.

Задачи по каточкам.

§40-47, упр.2, стр.164, разобрать схему, стр. 162-163

Анализ контрольной работы.

Классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов.

§49, вопр. 1, 3, 5 стр. 171

Периодический закон Д. И. Менделеева.

§50, вопр. 2, задача 3 + тесты, стр. 176

Периодическая таблица химических элемен­тов (короткая форма): А- и Б-группы, периоды.

§51, вопр. 3, тесты, стр.180

Строение атома. Состав атомных ядер. Изо­топы. Химический элемент — вид атома с одинаковым зарядом ядра

§52, вопр. 3 + тесты, стр. 184

Расположение электронов по энергетическим уровням. Современная формулировка периодического закона.

§53, тесты, стр. 188

Состояние электронов в атомах. Составление электронных формул элементов.

Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева

§54, вопр. 1, 3, стр.190

Повторение и обобщение по теме: Периодический закон и периоди­ческая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома.

§49-54, вопр.1, стр. 188, вопр.2, стр184

Электроотрицательность химических элементов

§55, вопр. 1 + тесты, стр. 193

Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные связи

§56, стр.194-196 до ионной, вопр. 2 (б, в), 3, стр.198

§56, стр. 196-198, вопр. 4, стр.198

Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов

§57, вопр. 1, стр. 202

§57 повтор., вопр. 2, стр. 202

§55-57 повтор., задача 3, стр. 202, тесты стр.193

Анализ контрольной работы.

Обобщение, систематизация и коррекция знаний учащихся за курс химии 8 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок " Кислоты: классификация, номенклатура, физические и химические свойства", создан для 8 класс по учебнику"Химия" авторы: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.

Эпигроф данного урока: "Всё познается в сравнение".

Для данного урока разработан рабочий лист, в которым дети с удовольствие работают и используют в дальнейшем на протяжение нескольких уроков.

Химия 8 класс

Кислоты: классификация, номенклатура, физические и химические свойства

– Обобщить и систематизировать знания о кислотах, их составе, классификации и химических свойствах.

Основные понятия: Кислоты, индикаторы.

Планируемые результаты обучения.

Знать состав кислот и их классификацию.

Уметь определять валентность кислотного остатка и составлять формулы кислот.

Знать химические свойства кислот.

Уметь составлять уравнения химических реакций, распознавать кислоты с помощью индикаторов.

Знать правила техники безопасности при работе с кислотами.

Демонстрации:

– Действие растворов кислот на индикаторы (фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый), взаимодействие кислот с металлами.

Оборудование: лабораторная посуда (пробирки, штатив для пробирок), набор индикаторов (универсальный, фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый), растворы кислот, гранулы цинка, раствор хлорида бария, раствор гидроксида натрия.

Тип урока: комбинированный.

Обозначения:

- запись в рабочих листах;

- запись на доске;

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте! Присаживайтесь!

2. Актуализация знаний и проверка д/з

Учитель: Каждый находящийся в классе ученик 8 класса не может заявить, что он все знает. В правоте этих слов мы сегодня с вами убедимся. Девизом нашего урока пусть будет высказывание великого мыслителя П. Лапласа:

То, что мы знаем – ограничено;

То, что не знаем – бесконечно

Учитель: Мы продолжаем изучать основные классы неорганических соединений. Что же мы с вами уже знаем? Нам известен класс оксиды и класс основания. Дайте определение этих классов веществ.

Ответ учащегося: Оксид – это сложное вещество, которое состоит из двух элементов, одним из которых является кислород.

Ответ учащегося: Основание – это сложное вещество, в состав которого входит атом металла, соединенный с одной или несколькими гидроксогруппами ОН.

Учитель: на магнитной доске прикреплены карточки с формулами веществ. Сидящие на 1 варианте выбирают формулы оксидов и дают их название. Учащиеся 2 варианта выбирают формулы оснований и также называют их.

2 ученика работают у доски.

Все остальные выполняют работу в рабочих тетрадях.

Ответ учащегося:

1. Na2O – оксид натрия,

CaO – оксид кальция

2. Ca(OH)2 – гидроксид кальция,

CuOH – гидроксид меди (I),

Fe(OH)2 – гидроксид железа (II),

Al(OH)3 – гидроксид алюминия (III).

Учитель: Молодцы. Справились с заданием. Посмотрите на оставшиеся карточки. Что общего у этих веществ?

Ответ учащегося: Все оставшиеся вещества начинаются с атома водорода.

Учитель: Правильно. Это сложные вещества. Они состоят из атомов водорода, который может замещаться на атом металла и кислотных остатков. Такие вещества называются кислотами.

3. Изучение новой темы

Учитель: Итак, давайте запишем определения кислот в ваши рабочие листы (приложение 1)

Кислоты - сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода, способных замещаться на атома металлов, и кислотных остатков.

Учитель: Общая формула кислот

Для составления формул полученных веществ важно знать, что валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в кислоте, способных замещаться атомами металлов.

Кислотный остаток в химической реакции сохраняется и переходит из одного соединения в другое.

Учитель: 1. По составу кислоты делятся на бескислородные и кислородсодержащие.

2. По числу атомов водорода: число атомов водорода (n) определяет основность кислот:

n = 1 одноосновная

n = 2 двухосновная

n = 3 трехосновная

Учитель: в рабочих листах ( приложение 1) у вас представлены таблицы с примерами кислоты, они с пробелами, давайте их заполним.

Ответ учащихся:

а) Таблица кислород содержащих кислот, кислотных остатков и соответствующих кислотных оксидов:

Кислотный остаток (А)

Соответствующий кислотный оксид

SO3 оксид серы (VI ), серный ангидрид

SO2 оксид серы (IV )

PO4 (III) ортофосфат

CO2 оксид углерода ( IV), углекислый газ

SiO2 оксид кремния (IV)

б) Таблица бескислородных кислот

Кислотный остаток (А)

HCl соляная, хлороводородная

Учитель: Молодцы, справились с заданием.

Кислоты – вещества, которые обладают определёнными физическими свойствами.

Посмотрите на образцы кислот на демонстрационном столе, определите их свойства.

Ответ учащегося: Все кислоты жидкие, не имеют цвета.

Учитель: Вы правы. Все кислоты жидкие. Но известны и твердые кислоты: фосфорная, метафосфорная, борная. Почти все растворимы в воде. Нерастворима кремниевая кислота H2SiO3. Кислоты используют в домашнем хозяйстве. Вы знаете что уксусная, лимонная кислоты кислые на вкус. Каждый пробовал эти кислоты, т.к. они пищевые и имеются в каждом доме на кухне. Но не все кислоты можно пробовать, т.к. многие из них ядовиты. А как же получают кислоты? Давайте познакомимся с получением кислот и заполним таблицу (приложение 1), опираясь на схему в учебнике.

Ответ учащихся:

Способы получения кислот

бескислородные

кислородсодержащие

1. Прямое взаимодействие неметаллов

1. Кислотный оксид + вода = кислота

2. Реакция обмена между солью и менее летучей кислотой

Учитель: Все справились с заданием? Молодцы.

А теперь мы познакомимся с химическими свойствами кислот. Каждый из вас получил памятку по ТБ при работе с кислотами. Ознакомьтесь с ее положениями.

Вы уже знаете что является индикаторами, давайте повторим.

Ответ учащегося: Вещества, под действием которых растворы кислот и щелочей меняют свой цвет, называют индикаторами.

Учитель: Итак, водные растворы кислот реагируют с индикаторами. Дайте определение, как же меняют индикаторы свой цвет в кислой среде, и на основание этого заполним таблицу в ваших рабочих листах (приложение 1)

Проведение опытов на рабочих местах

Ответ учащегося:

Название индикатора

Нейтральная среда

Кислая среда

Универсальная индикаторная бумага

Учитель: У вас на партах лежат карточки с номером группы и описание химических опытов (приложение 2). Кто справился с определением среды индикаторами может приступать к изучению химических свойств опытным путем, не забывая при этом о правилах техники безопасности.

Группы между собой обмениваются результатами и выводами, уравнения записывают на доске.

Ответы учащихся:

1 группа Реакция обмена. Изменение цвета из прозрачного в малиновый и снова в прозрачный.

Вывод: кислоты реагируют с основаниями.

2 группа Реакция обмена, выпал белый осадок.

Вывод: кислоты реагируют с солями

3 группа реакция замещения. Выделение пузырьков газа.

Вывод: кислоты реагируют с металлами.

Учитель: Молодцы, все группы справились с заданием.

Итак, что мы узнали на уроке?

Ответ учащихся:

Что такое кислоты.

Как составляются формулы кислот и их названия.

Физические и химические свойства кислот.

4 Закрепление

Учитель: У вас в рабочих листах ( приложение 1) есть тестовые задания, выполните их.

Ответ учащегося:

В каждом ряду найдите лишнюю формулу, ответ мотивируйте:

бескислородная кислота.

3х основная кислота.

2) Ребята решили укомплектовать свою учебную лабораторию оксидами, основаниями и кислотами. Заказ им прислали по почте в виде двух посылок:

Но названия веществ подписать забыли. Помогите ребятам.

1я посылка NaOH – гидроксид натрия, CaO- оксид кальция, H3PO4- ортофосфорная кислота, HNO3 – азотная кислота, Ca(OH)2 – гидроксид кальция, Cr2O3 – оксид хрома (III);

2я посылка FeO – оксид железа, H2SO4 – серная кислота, KOH – гидроксид калия, Fe(OH)2 – гидроксид железа (II), P2O5 – оксид фосфора, HCl – хлороводород или соляная кислота.

3) Даны кислотные остатки:

Составьте формулы возможных кислот, назовите их.

HF – фтороводород, плавиковая кислота

HClO4 – хлорная кислота

H2SiO3– кремневая кислота.

Учитель: Кто не успел, закончите дома.

5. Домашнее задание

§ 32, упр. 5–9 (с. 104–105), задачи 1–4 (с. 105).

6. Рефлексия

Учитель: Закончите предложения:

Ответ учащихся:

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

урок дал мне для жизни…

7. Итог урока

Учитель: Всем спасибо за урок. До свидания.

Приложение 1

Рабочий лист урока

Тема: Кислоты: классификация, номенклатура,

физические и химические свойства

1. Запишите определение :

Кислоты–___________________________________________________________

__________________________________________________________________

Кислотный остаток - _________________________________________________ __________________________________________________________________

Читайте также: