План конспект урока по фортепиано работа над кантиленой

Обновлено: 06.07.2024

План-конспект урока (занятия)

по фортепиано

в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении

дополнительного образования

г. Бокситогорск

на тему «Работа над пьесами кантиленного характера в классе

Разработал: Курмакаева Анна Михайловна

слушатель курсов профессиональной переподготовки

«Организация деятельности педагога дополнительного образования при

Проверил: Легейда Наталья Васильевна

Тема урока (занятия): «Работа над пьесами кантиленного характера в классе

Дата проведения: 22 ноября 2018г.

Тип урока: комбинированный

Технология урока:

Изучение нового материала

Контроль и оценка знаний

Обобщение и систематизация знаний

Цель урока (занятия): развитие навыков кантиленной игры.

1.Образовательные:

-Работать над кантиленой;

-Работать над выразительным интонированием мелодической линии;

музыкальных произведений с тщательным слуховым контролем;

-Развивать навыки координации движений;

-Вырабатывать ощущение разных способов прикосновения к клавиатуре для

решения художественно-звуковой задачи.

2. Развивающие:

-Развивать творческие способности (артистизм);

-Развивать эстетические и нравственные чувства;

-Развивать понимание исполнительских задач и способов их решения.

3. Воспитательные:

-Воспитывать вдумчивого исполнителя и слушателя;

-Прививать интерес к музыкальному искусству и исполнительству;

-Воспитывать терпение в работе, чувство ответственности за результат своей

Планиреумые образовательные результаты:

Личностные. Заинтересовать ученика музыкой, погрузить в мир прекрасного,

вдохновить на самостоятельные поиски хорошей музыки, которая имеет

глубокий смысл, способный вырастить прекрасную личность, имеющую самые

Метапредметные. Ученик должен смочь самостоятельно поставить цель,

которую необходимо достичь, наметить пути ее достижения, соотнося цели и

результаты. Поставить себе оценку.

звука. Также должен суметь проделать техническую работу дома,

Основные термины, понятия.

Оборудование. Фортепиано, нотная и методическая литература, ноутбук.

План урока (занятия)

Вступительное слово. (Раскрытие темы урока) (5 мин.)

Технические упражнения (10 мин.)

Домашнее задание. (3мин.)

Подведение итогов (рефлексия) (1мин.)

Ход урока (занятия)

Педагог. Здравствуйте, мы начинаем урок с ученицей 2 класса Тихановой

«Работа над пьесами кантиленного характера в

Проверим правильную посадку: ученик должен сидеть на ½, 1/3 стула;

напротив первой октавы; пятки на полу; локти должны быть на уровне

Кантилена – (от лат.cantilena-пение) это напевная мелодия, как вокальная, так

и инструментальная. Владение кантиленой – это владение искусством “пения

“Пение – это главнейший закон музыкального исполнения, жизненная основа

музыки”- писал К. Н. Игумнов.

Цель изучения кантиленных произведений – воспитание у пианиста ценных

- Умение “петь” на фортепиано, которое имеет ударную природу.

- Умение исполнять одновременно вокальную мелодию и сопровождение

Развитие лирической стороны юного пианиста.

Работу над кантиленой мы начнем с упражнений.

1.“Внедрение”- палец закругленный, как бы преодолевая сопротивление,

продвигается весом руки вглубь клавиши “движение от себя”. Характер

движения зависит от динамики. Чем громче звук, тем активнее, быстрее

движение, тем большая часть руки в нем участвует - кисть, предплечье, вся

рука. Тихой звучности соответствуют медленные плавные движения. После

достижения пальцами дна клавиши рука не перестает движение “от себя”.

Звук, извлеченный весом руки, отличается плотностью, глубиной,

насыщенностью звучания. Этот прием звукоизвлечения используется для

кантилены и медленных аккордов.

Ученик выполняет упражнение.

2.“Зацеп” – кончик вытянутого пальца в момент прикосновения к клавише

закругляется, будто мягко зацепляет воображаемую петлю или воображаемое

углубление (движение “к себе”), становясь надежной опорой для свободно

подвешенной, гибкой, “дышащей” руки. Палец не скользит по клавише, а

“прилипает” ко дну клавиши. Запястье делает небольшое движение вверх.

Этот прием полезен для певучих мелодических пассажей, изображает тембры

скрипки, виолончели. Звук легкий, прозрачный, ясный

Ученик выполняет упражнение.

Педагог. Молодец. Мы вспомнили ощущения и правильные движения,

Для использования певучего легато важны объединяющие движения руки.

Рука, устремляясь к очередному звуку, обязана двигаться, передавая опору от

пальца к пальцу, как смычек, который плавно передвигается по струне. “Рука

должна находиться напротив пальца” (Л. Николаев). Внешние движения

руки, огибающие контуры мелодической фразы, должны быть

незначительными. “Вихляние кисти и руки ничего путного не достигают, а

лишь создают тощую кантилену” (К. Игумнов). Кисть должна быть

подвижной, не зажатой.

“Рука – пароход, идущий по волнам, кисть вздымается и опускается. Эти

движения небольшие, волнообразные и плавные ” (В. Разумовская). “Рука

поет, пальцы разговаривают”, “Рука ходит на пальцах”, “Рука дышит” –

крылатые выражения Г. Нейгауза.

Ученик выполняет упражнения.

Педагог. Хорошо. Стараемся не зажимать руку, дышать.

Теперь мы приступим к работе над произведением Даниэля Штейбельта

октября 1765 года в Берлине. С 1809 года жил в Санкт-Петербурге. В 1805

(Ученик и педагог смотрят портрет композитора на ноутбуке)

пьеса, передающая покойный, спокойный и мечтательный характер.

Исполнять ее надо мягким, певучим, кантиленным звуком. Сейчас мы

Маргарита, понравилось тебе исполнение?

Ученик. Да, понравилось. Скрипка звучит мягко и проникновенно, очень

Педагог. Я рада, что тебе понравилось. Теперь приступим к исполнению

Ученик играет пьесу.

Педагог. Ты молодец. Я вижу, что ты очень стараешься. Давай вспомним, что

каждый следующий звук мелодии не берется заново, а выливается из

затухающий звук. Первые две фразы пронизаны интонацией печали,

завершаются скорбными вздохами с последующим разрешением.

Давай попробуем еще раз только мелодию послушать.

Ученик играет мелодию, старается выровнять звук.

Педагог. Теперь гораздо лучше. Вспомним, что интонация – это самая мелкая

смысловая единица в музыке, как слово в разговорном языке.

Каждая интонация, как слово, имеет свой смысл. В разных музыкальных

произведениях одна и та же интонация может приобретать разное значение. В

Педагог показывает в нотах.

плавным глубоким погружением в сильную долю, следующие 3 восьмые

берутся переступающими пальцами и как бы нанизываются на одно крупное

Ученик еще раз повторяет первое предложение.

Педагог. Да, попытка была удачнее. А сейчас попробуем спеть эту мелодию.

Ученик вместе с педагогом поет.

Педагог. Обрати внимание на дыхание, которое мы брали во время пения.

Рука должна так же дышать, когда ты играешь, должна быть свобода и много

Ученик играет мелодию первой части, стараясь выполнить все задачи.

Педагог. Для того чтобы научиться играть кантилену необходимо много

времени, но ты стараешься и изменения в звуке слышны. Молодец.

В аккомпанементе 2 созвучия, которые исполняются таким же приемом «в

аккомпанементе нужно хорошо послушать движение нижнего голоса, как бы

Ученик играет аккомпанемент.

Ученик играет аккомпанемент.

Педагог. Лучше. Попробуем исполнить 1 часть пьесы двумя рука еще раз.

Педагог. В среднем мажорном эпизоде меняется настроение. Широкая,

плавная мелодия в партии левой, а затем правой руки привносит состояние

покоя, уверенности. Важно не раздробить фразу на мелкие построения,

охватить одним большим дыханием.

Педагог поет мелодию средней части.

Ученик играет, стараясь подражать пению учителя.

Педагог. Теперь попробуй сама и петь и играть одновременно.

Ученик играет и поет.

Педагог. Очень хорошо. Эта небольшая пьеса являет собой образец 3-х

частной формы: крайние части одинаковые, а середина отличается фактурой,

динамикой, настроение ладом. Подведем итог урока исполнением

произведения от начала до конца.

Ученик исполняет пьесу.

Педагог. Многое получилось. Работа проделана хорошая. Ты молодец.

Скажи, пожалуйста, что такое кантилена?

Ученик: Кантилена – это пение на фортепиано.

Педагог. Домашнее задание:

Молодец. Сегодняшнее занятие прошло замечательно, позитивно. Сегодня

ты поднялась еще на одну ступеньку на пути к успеху в фортепианном

искусстве. Ты согласна.

Ученик. Да, я думаю, что сегодняшнее занятие дало мне больше

возможностей для дальнейшего роста в музыкальном искусстве.

Педагог. Какое бы ты слово подобрала, чтобы описать свои эмоции сейчас, в

Педагог. Я тоже чувствую радость, вдохновение от проделанной работы.

Список использованной литературы.

2. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.Музыка, 1971.-

3. Щапов, А.П. Фортепианная педагогика. -М.Советская Россия, 1960.

4. Бейлина, С.З. В классе профессора В.Х. Разумовской. -Л. Музыка ,1982.

5. Коган, Г.М. Работа пианиста. -М.Музгиз, 1963.

6. Либерман, Е. Работа над фортепианной техникой. -М.Икар-МП,1996.

7. Москаленко, Л.А. Методика изучения фортепианной кантилены. -

8. Тимакин, Е.М. Навыки координации в развитии пианиста. - М.Сов.

9. Интернет – сайты.

Самоанализ урока (занятия)

Внешние связи урока.

Занятие проводится с учащейся 2 класса Тихановой Маргаритой по

Уроки фортепиано проходят два раза в неделю (по 45 минут) по учебному

плану в течение 5 лет и взаимосвязаны логически. На уроке прослеживается

связь с другими предметами: сольфеджио, музыкальной литературой,

На уроке проводится текущая работа по отработке отдельных технических

задач, а также объединение их в единое целое в произведении.

За год ученик должен освоить 4 произведения, гаммы с двумя знаками, 2

Характеристика триединой цели урока (занятия) с опорой на

индивидуальную характеристику ученика.

Ученица имеет хорошие музыкальные данные, имеет высокий потенциал

учебной деятельности. На основе полученных знаний Маргарита

самостоятельно исполнила произведение и дома закрепит полученные знания

и навыки. Работа на уроке была индивидуальная. Учащаяся сравнивала,

анализировала, обобщала, делала выводы, проявляла заинтересованность

Характеристика замысла урока (занятия). Характеристика этапов

урока (занятия).

Общая характеристика урока (занятия).

Урок начинается с организационного этапа, задачи которого – подготовить

учащуюся к работе на уроке. Педагог и ученик приветствуют друг друга,

проверяют правильную посадку. Правильная посадка за инструментом

самым прямым образом связана с налаживанием аппарата. Именно

неправильная посадка часто бывает причиной зажатости аппарата.

Затем – изучение нового материала. На упражнениях ученик отрабатывает

навыки извлечения кантиленного звука. Работа над произведением. Далее -

контроль и оценка знаний, домашнее задание. По окончанию урока была

исполнена пьеса, сделаны

выводы и обобщения по теме урока.

План урока (занятия)

1. Посадка. (2 мин.)

2.Вступительное слово. (Раскрытие темы урока) (5 мин.)

3.Технические упражнения (10 мин.)

7.Домашнее задание. (3мин.)

8.Подведение итогов (рефлексия) (1мин.)

Для реализации целей урока был подготовлен концертный зал, рояль,

материал на ноутбуке, нотная литература, упражнения на развитие

кантилены, также использованы учебно – методические пособия.

Форма обучения – индивидуальная.

2 Содержание урока (занятие)

Перед планированием данного урока мною были сформулированы

1.Образовательные:

-Работать над кантиленой;

-Работать над выразительным интонированием мелодической линии;

музыкальных произведений с тщательным слуховым контролем;

-Развивать навыки координации движений;

-Вырабатывать ощущение разных способов прикосновения к клавиатуре для

решения художественно-звуковой задачи.

2. Развивающие:

-Развивать творческие способности (артистизм);

-Развивать эстетические и нравственные чувства;

-Развивать понимание исполнительских задач и способов их решения.

3. Воспитательные:

-Воспитывать вдумчивого исполнителя и слушателя;

-Прививать интерес к музыкальному искусству и исполнительству;

-Воспитывать терпение в работе, чувство ответственности за результат своей

Работа над звуком занимает центральное место в процессе обучения игре на фортепиано. В ходе урока решаются задачи выразительного интонирования мелодической линии,развитие координации движения, выработка различных способов прикосновения.

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_kantilena_2016.doc 81 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Урок проводится с ученицей 6 класса Тюняевой Алиной.

У Алины хорошие интеллектуальные и музыкальные способности, разносторонние интересы. Пианистический аппарат свободный, природная беглость но концы пальцев не достаточно цепкие. Музыкальна, хороший слуховой контроль, хорошее звукоизвлечение.

ЦЕЛЬ УРОКА: Развитие навыков кантиленной игры.

  • Работа над выразительным интонированием мелодической линии.
  • Развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемых музыкальных произведений с тщательным слуховым контролем.
  • Развитие навыка координации движений.
  • Вырабатывать ощущение разных способов прикосновения к клавиатуре для решения художественно-звуковой задачи.
  • Беседа об образном содержании пьесы.
  • Детализированная работа над фразировкой Работа над выразительностью. Работа над полифоничностью мелодии.
  • Работа над сопровождением;.
  • Исполнение пьесы в целом.

Материалы: видеозапись, презентация.

Слуховой контроль играет здесь важнейшую роль для достижения качественной игры legato (легато – связно). Пальцы при этом располагаются очень близко к клавишам и могут даже к ним прикасаться. Кисть мягкая, но не разболтанная, в ней должно быть ощущение целенаправленной свободы. Палец мягко нажимает на нужную клавишу, заставляя её плавно погружаться до упора. Каждая последующая клавиша нажимается так же плавно, причём одновременно с нажатием очередной клавиши, предыдущая мягко возвращается в исходную позицию. При исполнении нажима пальцы как бы ласкают клавиши.

Ни один музыкант не может достичь высокого уровня исполнительского мастерства без овладения ФРАЗИРОВКОЙ. Членение музыки на фразы обусловлена самой сущностью музыкального произведения. В статье “ О музыкальном исполнительстве” А.Гольденвейзер так выразил свою мысль: “ Когда возникло музыкальное искусство, человек, прежде всего, исходил из того, что он делал своим голосом, - из пения и речи. Всякая музыка всегда была расчленена дыханием “. Определить членение моментом дыхания, естественное стремление к вершине внутри каждой фразы, то есть правильно определить в ней кульминационные точки, а также естественное интонационное и динамическое начало и спада фразы необходимо музыканту в работе над произведением:

Работа над звуком занимает центральное место в процессе обучения игре на фортепиано. Начало этой работы относится к первым шагам, а совершенство не имеет предела. Главное условие успешного решения звуковых задач, как элементарных, так и самых трудных, является развитие способности слышать музыкальную ткань.. Способность слышать музыку во всем ее объеме зависит от музыкального воспитания, и в частности от слухового развития. Вкратце можно говорить о двух факторах музыкального воспитания, оказывающих непосредственное воздействие на решение звуковых задач:

  • Дослушивание звука до конца
  • Ощущение горизонтального движения и развития музыки

БЕСЕДА ОБ АВТОРЕ И ОБРАЗНОМ СОДЕРЖАНИИ ПЬЕСЫ.

Детские произведения В.Коровицына выполняют много педагогических задач: они развивают художественный и музыкальный вкус, изобразительные и музыкальные способности, способствуют пониманию музыки через поэзию и живопись. Исполняя разнообразные пьесы композитора можно вообразить себя художником и музыкантом, почувствовать мир разнообразных звуков и научиться чувствовать эмоциональный настрой в музыке. Все это способствует разностороннему развитию личности.

РАБОТА НАД ФРАЗИРОВКОЙ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ МЕЛОДИИ.

Эта работа требует постоянного слухового контроля.

РАБОТА НАД ПОЛИФОНИЧНОСТЬЮ МЕЛОДИИ

Следующая особенность заключается в полифоничности фактуры и самой мелодии. При хорошей артикуляции верхнего голоса надо тише, но точнее играть все средние голоса. Находим и выделяем полифонические подголоски в мелодии, Особо сложные места в мелодии распределяем на две руки, чтобы лучше услышать интонационый строй, пропеваем подголоски. ищем связь с образом, содержанием пьесы.

РАБОТА НАД СОПРОВОЖДЕНИЕМ

Следующий этап – это работа над сопровождением, которое помогает создавать нужное настроение – нежности, взволнованности, покоя. Аккомпанемент – опора мелодии, он поддерживает ее гармонически и ритмически, следуя за развитием мелодической линии, помогает связности звуков, способствует усилению звучности и удерживанию ее уровня в кульминационных местах. Аккомпанемент следует играть тихо и легко, чувству непрерывность движения. Выполнять эту задачу поможет ощущение горизонтального развития мелодии.

Расписываем динамическое движение к верхней ноте, играем аккомпанемент с крещендо и диминуендо. Обращаем внимание на басы, пропеваем их с целью услышать смысловую интонационную линию. Можно использовать прием распределения партии сопровождения между двумя руками: левой рукой играть басы, а правой – восьмые, и услышать яснее, что должно в результате получиться, когда играет только одна левая рука. При этом возврат руки снова к басу не должен быть резким, так как спокойный темп это позволяет сделать плавно, красиво, успевая погрузиться пятым пальцем на клавишу без акцента.

Обращаем внимание на соотношение звучания мелодии и аккомпанимента.

Прослушать исполнение пьесы другими учащимися (видеозапись), проанализировать характер исполнения, фразировку, музыкально-образное содержание.

Рассмотренные принципы и приемы работы над кантиленными пьесами, естественно, не исчерпывают все их художественное многообразие. Можно выделит основные:

Художественно-звуковая специфика освоения кантиленой музыки

Выразительное интонирование мелодии

Гибкость темпо-ритмической и динамической выразительности

Тонкое ощущение разных способов прикосновения к клавиатуре, обусловленное осознанной учеником художественно-звуковой задачей.

Развитие слуховых навыков.

Основные условия успешности работ: осмысленность занятий, сосредоточенность внимания, умение слушать свою игру, слуховое представление конкретной звуковой цели, правильное определение основных трудностей, осознание первоочередных задач и путей их разрешения; постоянный контроль за качеством звучания

Тип урока: У рок совершенств ования знани й, умений и нав ыков.

Вид урока: Урок с у глу блённой проработкой у чебного мате риала.

Цель у рока: освоить на практике мето ды работы над созданием

• обучающие: формирован ие и совершенствова ние профессиональных

навыков, необходимых для овладения кул ьтурой музыкальног о

• развивающие : развитие эмоцио нальной отзывч ивости, чуткости к

образному пониманию мира, развитие творческой и по знав ательной

• воспитывающие: во спитание у стойчивого интереса к занятиям,

1.2 Сведения о композ иторе, его твор честве, об особенн остях испол нения

2.3адачи, которые ставит художественная, техническая сложность и

неоднозначн ость произве дения перед преп одавателем, и испол нителем.

2. 1 Основная часть. Освоение на практике методов р аботы, которые

использу ются при изучении му зыки к антиленного характера на примере

2. 2 Музыкально - выраз ительные средства как основное у словие

В ходе предыду щих уроков мы работали над пьес ой В. Корови цына

прошли. Тебе, Толик, было дано домаш н ее задани е: работа над текст ом, игра

наизусть. Давай послушаем резу льтаты твоей до машней раб оты.

Домашнее задани е выполне но. Пьеса выучена наизусть. Качество

работы можно оценить как хорошее. Для самостоятельной д омашней работы

было дано зада ние: ознакомить ся с творческ ой биографие й композит ора.

художествен ны ми достоинствами и исполняются в школах, сре дних

специальных у чеб ных заве дениях. Как художественная, та к и техническая

сложность и неоднознач ность оригинальн ых произведе ний современн ой

эпохи ставит ря д задач перед преподава телями и исп олнителями.

Мы с мамой нашли материалы. Владимир Коровицын родился в 1956 году в

Там же окончил ДМШ и музыкальное училище по классу баяна, затем

Ленинградску ю Консерваторию им. Римск ого - Корсакова. Член С оюза

композит оров России, Лау реат Международных к онкурсов. В настоящее

В его тв орчестве м узыка р азных жанров: п роизведения для хора, камерного и

симфоническог о оркестра, романсы, песни, пьесы д ля фортепиано. Например,

Тематика сборников В. Коровицына доступна и понятна детям: события из

Его му зыка отличается осо бой мелод ичностью, тонкой гармонизацией, его

фортепианные пьесы пианистичны. Благодаря таким качествам пьесы В.

Корвицына использу ются преподават елями многих музыкальных школ

Язык композ итора дем ократичен, дост упен и самым мале ньким ученикам, и

Програмность пьес для форт епиано бу дит детскую фантази ю.

фортепиано. Чтобы понять характер и эмоц ионально – х удожеств енное

содержание этого произ веде ния, ученику были представ лены и показаны

картины русских художник ов, на ко то рых изображена родная природа ранней

Чтобы лучше проникнуть в содержание пьесы, ощутить настроение

ранней весны, почувствовать певучую, песенную осн ову пьесы, мы

Одной из основных задач преподавателя при работе над

современными пр оизведениями в классе является не только обучить

приемам игры и развить мышление и те хнику об у чающегося, но и донести до

него собственно концепцию музыки данной эпохи, позволить ему в полной

мере понять, прочу вствовать замысел композит ора. Только пропу стив музыку

через себя, обу чающийся сможет в ц елом чувствовать себя у вереннее при

работе с мате риалом в классе и п ри выходе на концертную эстраду.

В музыкальном произведении так же, как и в романе, повести, сказке,

картине, котору ю написал художник, есть своё содержание, оно отражает

окружающий нас мир. Это происходит через музыкальны е образы, которые

созданы композ итором. Музыкальный образ - это ко мплекс музыкально

выразительных ср едств, ко торы е и спол ьзуются композитором в сочинении и

направлены на то, чтобы вызвать у слушателя определенный круг ассоциаций

с явлениями действительности. Содержание пьесы раскрывает ся через

чередование и взаимодейств ие между со бой различных музыкальных образов.

Музыкальный образ — это спос об жизни произведения. В зависимости от

содержания в музыкальном произведении может быть один или несколько

Давай проанализ ируем строение пьесы. Она написана в пр осто й

1 часть представля ет собой 8 - тактн ый период, кот орый состоит из двух

предложени й по 4 такта. В кон це второго предло жения мелодия интонационно

2 часть так же п редставляет период, в ко тором два п редложения, но

х тактовая каде нция образует ку льминацию все й пьесы.

3 часть - это пе риод из восьми такт ов тоже имеет заклю читель ную 2- х

А тепе рь присту пим не посредственно к работе над пьесой. Определяем

функции и задачи каждой руки. Правая рука исполняет главн ый

мелодический голос, а левая р ука со провожда ет, поддерживает мелодию

Работа над мело дией – это работа над качеством звукоизвлечения,

интонировани ем, фразировк ой, динамическими оттенками (нюансами).

Умение петь на рояле - одна из ва жнейших сторон те хники пиа ниста.

уметь пев уче исп олнять мелодию, но и контролировать головой, ушами своё

исполнение. Работа над зву ко м – самая сложн ая, о на несёт в себе м ного

трудностей, одна из которых – преодоление ударной о сновы фортепиано и

естественног о угасания зву ка после нажатия клав иши.

Правая рука исполняет главный мелодический голос, поэтому мы начнём

полным весом погру жается глубоко в клавишу. Рука должна быть свободна я,

но не расслабленная. Паль чик опирается до самого дна клавиши. После взятия

первой, д линной ноты на пиано, идёт р яд 1 6 – х нот, которые надо сы грать

так, как будто они плавно вытекают и з первого звука. Умение уловить

объединяет вокру г себя остальные ноты фразы. Это – нота СОЛЬ второй

октавы. Так же важно услышать переход ноты СОЛЬ в терцовый звук МИ, т.е.

Вторая фраза исполняется так же как и первая, но, благодаря смене гармонии

Третья и четвёртая фразы первой части игр аются крещендо, достигая ноты РЕ

Форма работы: индивидуальное занятие с учеником.

Цель: Формирование у учащегося навыков кантиленной игры, анализ средств музыкальной выразительности.

Обучающие - сформировать навыки певучей кантиленной игры, научить анализировать значение средств музыкальной выразительности, научить работать над выразительным интонированием мелодической линии

Развивающие - развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемого музыкального произведения с тщательным слуховым контролем, развитие мелодического слуха, развитие навыка координации движений.

Воспитательные - вырабатывание тонкого ощущения разных способов прикосновения к клавиатуре для решения художественно-звуковой задачи.

Тип урока: урок получения новых знаний с элементами исследования.

Оснащение урока: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, стол, стул.

Структура урока: Орг. этап ……………………………………………………………….5 мин.
Работа над музыкальным материалом…………………………………30 мин.
Подведение итогов……………………………………………….……. 2 мин.
Домашнее задание………………………………………………………. 3 мин.

План занятия:

1. Организационный этап.

• Приветствие. Психологический настрой учащегося.

• Вступительное слово педагога.

2. Основная часть. Практическая.

• Работа над певучим звукоизвлечением, интонированием мелодии.

3. Заключительная часть.

• Подведение итогов. Домашнее задание.

полнейшая гибкость всего пианистического аппарата (но не расслабленность);

свободный вес, т.е. рука свободна от плеча до кончиков пальцев – вся точность сосредоточена в них – прикасающихся, погружающихся в клавиши;

самое важное – это слуховой контроль, внимание.

Рассмотренные нами принципы и приемы работы над кантиленной пьесой, естественно, не исчерпывают все их художественное многообразие. И все же мы попытались в нашей работе раскрыть основные: художественно-звуковая специфика освоения кантиленой музыки, выразительное интонирование мелодии, гибкость темпо-ритмической и динамической выразительности, тонкое ощущение разных способов прикосновения к клавиатуре, обусловленное осознанной учеником художественно-звуковой задачей, развитие слуховых навыков.

Читайте также: