План конспект урока обобщения по истории

Обновлено: 06.07.2024

Предмет: история

Класс: 6

Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)

Продолжительность: 45 – 90 минут (Если игра проводится в выходной день и предполагает предварительную подготовку представления команд, то продолжительность игры может составить до 120 минут)

ТИП мероприятия: Внеклассное или урочное мероприятие по закреплению знаний и умений учащихся.

Используемые технологии: игровая; информационно-коммуникативная; обучение в сотрудничестве; здоровьесберегающие технологии; технология развития критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Участники игры:

  • Команды учащихся.
  • Совет консультантов (болельщики)
  • Жюри (родители, учащиеся старших классов, педагоги)
  • Ведущий – учитель.

Оборудование и материалы:

Основные цели:

Оптимальным представляется проведение игры для 4-5 команд, каждая из которых состоит из 6-8 учащихся. Но у авторов есть опыт проведения мероприятия для 8 команд (от каждого класса образовательного комплекса) в составе 11-12 человек.

Сценарий представлен в расширенном варианте: учитель, исходя из лимита времени, самостоятельно может выбрать оптимальную конфигурацию мероприятия.

Хорошо, если объявление результатов по каждому конкурсу и промежуточных итогов происходит после каждого конкурса. При этом предлагается объявлять не сумму оценок членов жюри, а среднеарифметическую оценку.

Ход мероприятия

I. Организационный этап

Ведущий проводит перекличку команд. Объявляет состав жюри и помощников. Объясняет ход мероприятия, знакомит с правилами игры. Обращает внимание на правила поведения. Команды получают План проведения мероприятия (Приложение №2).

Главная задача этапа: организация внимания.

1. Представление команд. (10 минут)

Каждая команда представляет свое название, девиз, эмблему, своего капитана. Также может быть представлена афиша мероприятия. (Афиши могут быть размещены в школе до мероприятия, а во время игры сданы для оценки жюри).

Конкурс оценивается по 10-балльной шкале.

Командам нужно дать 5 минут для выбора названия и девиза.

Конкурс оценивается по 5-балльной шкале.

Важно обратить внимание жюри и команд на соответствие приветствия тематике игры.

Выдача кроссвордов (нестандартных заданий)

Кроссворды (задания) должны быть по разным темам. Специального времени для их решения не выделено. Ребята выполняют их параллельно с другими заданиями, выделяя на это часть команды.

Время на подготовку – 5 минут. Затем жюри сдается лист, в верхней части которого – список команды, а ниже – составленные слова.

Команды по очереди выходят на сцену и составляют свои слова, держа перед собой лист А4 с первой буквой своего имени.

Конкурс оценивает жюри (по 2 балла за каждое слово).

Команды по очереди выбирают категорию и номер задания. И этой же команде представляется право первого ответа. Если команда ответила неправильно, то правом ответа могут воспользоваться другие команды. Слово представляется команде, которая первой подняла табличку. Если установить приоритет невозможно, то команды могут записать ответы на листе и передать их жюри.

Конкурс оценивает жюри (баллы, указанные в качестве цены вопроса, делятся на 10).

Желательно пройти два круга вопросов.

На сцену выходят по три ученика из каждой команды. Задача: в порядке очереди назвать имя, термин или историко-географический объект, связанный с изучаемым периодом. Если делается ошибка или ничего не называется, представитель команды садится на свое место, а право ответа переходит к другой команде. Игра продолжается до последнего игрока (или, по решению ведущего, может быть закончена раньше).

Конкурс оценивает жюри (1 балл за каждое правильно названное имя, термин или историко-географический объект).

Время на подготовку: пока идет следующий конкурс.

Конкурс оценивает жюри (2 балла за победу в каждой схватке, 1 балл за ничью, 0 – за поражение).

Изображение выводится на большой экран. Представитель команды (возможно выступление в паре) проводит экскурсию по сюжету картины.

Конкурс оценивает жюри (Оценивается связность рассказа, историческая точность. Максимум - 5 баллов).

Целесообразнее всего, если задания будут связаны с выявлением картографических навыков учащихся.

Конкурс оценивает жюри (Максимум - 5 баллов).

(при проведении игры с предварительным формированием команд) 15 минут.

Команды могут представить

А) Сценку по тематике игры (возможно, со специально сделанными ошибками). Минус варианта в возможном затягивании времени.

Конкурс оценивает жюри (Максимум – 10-15 баллов).

Команды сдают выполненные кроссворды.

Команды по очереди выбирают категорию и номер задания. И этой же команде представляется право первого ответа. Если команда ответила неправильно, то правом ответа могут воспользоваться другие команды. Слово представляется команде, которая первой подняла табличку. Если установить приоритет невозможно, то команды могут записать ответы на листе и передать их жюри.

Конкурс оценивает жюри (баллы, указанные в качестве цены вопроса, делятся на 10).

Желательно пройти два круга вопросов.

Подведение окончательных итогов игры. Награждение победителей. Вручение памятных сувениров (это могут быть, например, карманные календари с символикой игры).

Замечательно, если ученики старших классов подготовят медали и сделают к ним индивидуальные подписи.


В материале обобщён опыт работы по технологии проведения уроков систематизации и обобщения в разных параллелях, с учётом возрастных особенностях учащихся.

Описание разработки

Уроки систематизации и обобщения апробированы мною на протяжении 12 лет. На мой взгляд, без уроков обобщения систематизации знаний или уроков обобщающего повторения нельзя считать завершённым процесс усвоения учащимися учебного материала.

Как и любой урок, он имеет свою структуру:

2. Постановка цели и задачи урока.

3. Актуализация знаний.

4. Обобщение и систематизация знаний. ( Подготовка учащихся к обобщённой деятельности и переформулирование вопросов на новом уровне. )

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия). ( Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. )

Урок этого типа нацелен на решения двух основных дидактических задач:

1. Установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предмета в целом.

2. Проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему

программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов — четверти, полугодия и за весь год обучения.

Психологически такие уроки стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков учебного материала, позволяет им осознать его системный характер, раскрыть способы решения типовых задач и постепенно овладевать опытом их переноса в нестандартные ситуации, при решении возникающих перед ними новых необычных задач.

Психологическая наука утверждает, что дети быстро забывают пройденный материал, поэтому вторичное восприятие материала необходимы для более полного и прочного закрепления знаний.

Уроки обобщения и систематизации предусматривают все основные виды уроков и являются частью содержания, занимающего определённое место в системе школьного курса. На уроках учащимися при помощи учителя устанавливаются взаимосвязи процессов по проблемам, имеющимся в обществе. Ввиду особой важности уроков систематизации и обобщения в формировании системы знаний и закрепления в памяти учащихся важнейших фактов, понятий, выявления причинно - следственных связей программой выделены часы на их проведение.

С целью проведения уроков обобщения использую многообразие типов уроков: это уроки коррекции, проблемного характера, лекции, урок - зачет, уроки обобщения (анализа) знаний и др. учащихся. Эту работу я осуществляю дифференцированно, с учётом возрастных особенностей детей.

Такая классификация является очень удобной для планирования, прогнозирования деятельности учителя, с целью выявления недочётов в работе, слабых познаний учащихся по той или иной теме.

Вопросы на первом этапе это касаются узловых тем. Например: Где, когда, как образовалось государство Древнего Египта? Назовите основные занятия древних египтян и почему разливы реки Нил были так важны в жизни египтян? Какие цели преследовало войско фараона в походах? Перечислите направления этих походов. Какими особенностями обладало древнеегипетское письмо? В чём проявлялось особенность веры египтян в бога Амон - РА?

Затем перехожу к закреплению основных понятий и дат. Прежде чем приступить к работе с датами раздаю учащимся карточки, в которых указаны даты.

Раскрыть их значение

5тысяч лет назад

Им предлагается заполнить даты на соответствие событий. На таких уроках использую разные задания.

Подобное планирование уроков обобщения имеет место и в курсе истории Нового времени и истории России 6, 7, 8классов. Только в 8 –ых классах я предлагаю заполнение таблиц, строго по хронологии событий. Такой тип урока позволяет осуществить как фронтальный устный, так и письменный опросы. Сразу отмечу, что я сторонник устного опроса. На мой взгляд, история является устным предметом и здесь учащиеся учатся, грамотно излагать свои мысли. Кроме того со стороны учителя идёт корректирование ошибок, допущенных учащимся. При фронтальном опросе можно опросить не менее 60% - 80% учащихся. При таком опросе выявляются как пробелы учащихся, так и качество пройденного материала. Что же касается письменных опросов, то здесь мы имеем картину знаний учащихся 100%.

Обычно письменный опрос мною практикуется тогда, когда есть необходимость в систематизации знаний в виде таблиц и схем. Учитель здесь должен обучить уч - ся найти главное и от отдельных фактов перейти к их обобщению, раскрытию причинно - следственные связей.

В 8 - 9ых классах в основном это уроки зачёты. Так урок - зачёт даёт возможность мне, как учителю определить насколько глубоко учащиеся усвоили материал, с целью принятия дальнейших мер по устранению пробелов в знаниях детей. На уроках практикуется как тематический, так и практический зачет. Провожу такую работу после изученной темы, как завершающий этап. Все вопросы по организации зачёта обговаривается с учащимися заранее. Такая форма работы позволяет учащимся самим самостоятельно добывать научные знания, чувствовать личную ответственность. Со стороны учителя

проверяются знания фактического материала, основных понятий, а также аргументация рассуждений учащихся.

В старших классах использую также проблемный урок. Так, при закрепление темы либеральные реформы императора Александра Второго, перед учащимися ставится вопрос. Можно ли считать данные преобразования завершенными? В процессе обсуждения класс делится на группы. Каждая группа выдвигает своего эксперта. Начинается работа в группах, а затем обоснование, доказательства по проблеме со стороны экспертов. Учащимся позволяется делать заметки и выступать по своим записям. Такие уроки направлены: Во - первых, на формирование и развитие личности школьника, во - вторых, развитие активной мыслительной деятельности с учётом его индивидуальных особенностей, в – третьих, развитие речи и умения чёткого и грамотного изложения материала, умения вести диалог, вступать в дискуссию. Такие уроки помогают создавать особую психологическую атмосферу на уроках, особый эмоциональный настрой, без которого не произойдёт общения между учителем и учеником. Этот тип урока, на мой взгляд, является хорошим подспорьем для учащихся в их подготовке к ГИА и ЕГЭ, так как в процессе таких уроков можно выявить пробелы в знаниях учащихся и поработать над их устранением. Они активизируют даже самых слабых учащихся, даёт им возможность проявить себя.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что такие уроки во - первых, позволяют установить причинно - следственные связи, во - вторых, развивать познавательную деятельность учащихся и углубить имеющиеся знания. В третьих развивать речь и мышление, в - четвёртых, и усвоить большой объём знаний и, в - пятых, воспитать чувство коллективизма и сопричастности ко всему происходящем и развивать навыки публичного выступления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме.

Образовательные задачи: повторение и закрепление в памяти учащихся основных вопросов и понятий темы.

Воспитательные задачи: формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемому прошлому.

Развивающие задачи: активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Коррекционные задачи: развитие зрительной памяти.

Тип, вид учебного занятия: урок контроля знаний.

Педагогические технологии: игровые технологии, личностно-ориентированные технологии.

Оборудование учебного занятия: компьютер, проектор, презентация,

Этапы учебного занятия:

1. Организационный этап.

2. Этап подготовки учащихся к конкурсу знатоков (объяснение условий).

3. Этап всесторонней проверки знаний, умений и навыков.

4. Этап подведения итогов урока.

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине


КОНСПЕКТ УРОКА.

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ИСТОРИИ

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме.

Образовательные задачи: повторение и закрепление в памяти учащихся основных вопросов и понятий темы.

Воспитательные задачи: формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемому прошлому.

Развивающие задачи: активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Коррекционные задачи: развитие зрительной памяти.

Тип, вид учебного занятия: урок контроля знаний.

Педагогические технологии: игровые технологии, личностно-ориентированные технологии.

Оборудование учебного занятия: компьютер, проектор, презентация,

Этапы учебного занятия:

1. Организационный этап.

2. Этап подготовки учащихся к конкурсу знатоков (объяснение условий).

3. Этап всесторонней проверки знаний, умений и навыков.

4. Этап подведения итогов урока.

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Объявляет тему урока.

2. Этап подготовки учащихся к конкурсу знатоков

Слушают, задают вопросы.

3.Этап всесторонней проверки знаний, умений и навыков

I. Русь на карте.

2. От набегов, каких степняков, князем Владимиром были построены оборонительные рубежи на южных границах русских земель? (для защиты от печенегов);

3. Назовите и покажите два центра русских земель (Новгород, Киев);

4. Какой каганат разгромил князь Святослав? (Хазарский каганат);

Столицу, какого государства славяне называли Царьградом? (Византия).

II. По делам и слава.

1. Этот князь объединил славянские земли и сделал Киев столицей Древнерусского государства (Олег);

2. Этот правитель провёл первую реформу: установил уроки и погосты (Ольга);

3. И крестил он земли русские! (Владимир);

4. Положил начало первому письменному закону на Руси (Ярослав Мудрый);

5. В 944 году заключил договор с Византией и в этом документе владения русского князя были названы русской землёй, а через год, он был убит древлянами, вымогая у них повторную дань.

III. Кто за кем правил?














IV. Слово не воробей… (работа с понятиями)

1) это такая организация жизни, при которой существует единая система управления, и на общей территории проживания действуют единые законы (государство);

2) военачальник (князь);

3) место сбора дани (погост);

4) княжеские раздоры на Руси (усобицы);

5) наследственное земельное владение

V. Секреты славян.

Предлагает угадать, что спрятано в коробке.

1. Символ сытости, благосостояния и довольства. Первое упоминание о них серебряных на Руси относится к 998 году (ложка);

2. Орудие для срезания злаков и трав, состоящий из сужающегося, закруглённого лезвия и короткой деревянной рукоятки (серп).

Конспект урока истории по ФГОС в 8 классе

Подготовила и провела учитель истории и обществознания высшей категории: Чубукова Светлана Александровна.

Актуальность и место урока в изучении курса истории :

1. урок имеет важное значение для формирования гражданственности, развития культуры, образования, гуманистических ценностей эпохи Просвещения.

2. урок позволяет осознать что только разумом мы можем переустроить и создать идеальное общество, защита прав, свобод, равенства человека, которые особенно остры в современном мире, формировании толерантного общества;

3. воспитательная ценность урока состоит в осознании значения философских взглядов на переустройство общества;

4. самостоятельная исследовательская деятельность с историческими документами

позволяет учащимся развивать навыки самостоятельной мыслительной деятельности, почувствовать сопричастность к истории;

5. предусмотренное индивидуальное задание по теме урока, планирование творческих заданий позволяет осуществить индивидуальный подход к организации учебной деятельности, повышать мотивацию в изучении истории.

Задачи урока:

Образовательный аспект:

1. Способствовать закреплению знаний учащихся о месте и роли новой истории (1500-1800 гг.) в мировом историческом процессе.

2. Продолжить формирование учебно-логических умений: обобщать, анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать (исторические личности, события, явления общественной жизни).

3. Учить прослеживать нить событий, связанных с эпохой Просвещения.

4. Воспитательный аспект:

5. Способствовать воспитанию уважения учащихся к историческому прошлому человечества.

6. Уверенность в собственных силах, умение преодолевать трудности через Разум, труд и верить в прекрасное будущее

7. Формировать навыки работы в коллективе, способности к социализации и самореализации личности через организацию работы в парах,

8. Развивающий аспект

9. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Понятия : Эпоха Просвещения, разделение властей, просветители, философия.

Технологии и методы: На уроке применяются:

интерактивные методы обучения, направленные на взаимодействие учителя и учащихся, учащихся в парах в ходе учебной исследовательской деятельности;

3) ИКТ как способ оптимизации наглядно-иллюстративного метода;

а) беседа с использованием презентации по теме урока;

б) анализ исторических источников (письменных документов и произведений

- структурирование и систематизация информации;

II. Основная часть

1. Вводное слово учителя.

3. Бульвар личностей

4. Творческая работа

5. Исторический диктант

8. Работа с текстом

10 создание кластера

V. Подведение итогов.

- презентация по теме урока;

- раздаточные материалы- тексты, содержащие фрагменты исторических источников

Для работы на уроке формируются пары. Расположение учащихся в классе должно быть комфортным, удобным для всех форм деятельности и имело возможность быстро перестраиваться в группы.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

-- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Я надеюсь, что вы не растеряетесь и мы с вами будем работать в обычном режиме. Показ двух первых слайдов:

Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Для чего должны Мы учиться? Безусловно, чтобы изучать множество наук и способствовать развитию нашего разума. Образованный, просвещенный человек, четко и ясно представляет себе, что такое добро, справедливость, культура, свобода, равенство и многие категории, которые необходимы для социального прогресса.

- Ребята мы с вами много говорили об эпохе и времени преобразования.

- Скажите мне, пожалуйста, как вы считаете, какие изменения в мировоззрении людей произошли благодаря идеям Великих Просветителей?

(Подчеркивается, что для эпохи просвещения и для гуманистического мировоззрения был характерен взгляд на человека как на высшее творчески одаренное существо).

- Ребята, а что на ваш взгляд тормозило развитие человечества?

(абсолютизм, феодальные порядки, религия, ограничение его свободы, доступ к образованию).

1.Автор и его произведение

2. Ученый и открытие

А) представления о кровообращении и зарождении жизни; Б) открыл главные законы механики; В) наблюдал небо в свой собственный телескоп; Г) изобрел чугун; Д) пытался доказать то, что Вселенная бесконечна

3. Великие просветители

Читайте также: