План конспект урока многощетинковые черви пиявки

Обновлено: 08.07.2024

Оборудование: Таблицы, влажные препараты мало-и многощетинковых червей, компьютер , проектор.

Подготовительная работа. Изучить тип кольчатые черви на примере медицинской пиявки, содержащейся в кабинете биологии. Подготовить материал, сделать фотографии и презентацию о медицинской пиявке. Один из обучающихся проводит исследование и итоги исследования оформляет в форме презентации.

I. Проверка знаний

  • I вариант – нечетные
  • II вариант- четные
  1. Планарии, сосальщики и цепни относятся к тину Плоские черви.
  2. Планарии – хищники и питаются мелкими водными животными.
  3. Органами прикрепления паразитических червей служат присоски и крючки.
  4. Для всех паразитических червей характерно бескислородное дыхание.
  5. У сосальщиков и цепней слабо развиты органы чувств.
  6. Мускулатура круглых червей образована слоем продольных мышц.
  7. Аскариды не имеют органов пищеварения и питаются готовой переваренной пищей, поглощая ее всей поверхностью тела.
  8. Дождевые черви живут в почве, богатой перегноем.
  9. Дыхание у дождевых червей бескислородное.
  10. У нереид развиты органы чувств.
  11. Кровеносная система впервые появилась у дождевых червей.
  12. Нервная система кольчатых червей состоит из спинной и брюшной нервной цепочки.
  13. Пищеварительная система у кольчатых червей имеется и подразделяется на отделы.
  14. Оплодотворение яиц дождевого червя происходит в почве.

Б. Индивидуальный устный опрос:

Дать общую характеристику кольчатых червей. Усложнение кольчатых червей по сравнению с плоскими и круглыми.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРМАЛА. (объявляется тема урока)

ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ. КЛАСС ПИЯВКИ.

Объяснение учителем о характерных признаках класса Пиявки, по ходу которого обучающиеся заполняют таблицу.

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКА КЛАССА ПИЯВКИ.

Среда обитания Покровы тела Органы дыхания Кровеносная система Нервная система Размножение

Тип кольчатые черви включает 3 класса:

Класс Малощетинковые, класс Многощетинковые и класс Пиявки.

Сегодня мы будем изучать Класс Пиявки, в которые входят 2 вида: Пиявка ложноконская и Пиявка медицинская, также посмотрим презентацию по исследованию Пиявка медицинская. Выступление ученика по исследовательской работе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок биологии в 7 классе по теме:

"Многощетинковые черви"

рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности многощетинковых червей;

развивать логическое мышление, речь, умение работать с текстом, умение действовать в группе;

воспитывать любовь к природе, доброе отношение друг к другу

Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал

1. Организационный момент: приветствие учеников, проверка готовности к уроку, представление гостей.

2. Мотивация к учебной деятельности: притча "Урок бабочки"

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
Я просил сил… А жизнь дала мне трудности, чтобы сделать меня сильным.
Я просил мудрости… А жизнь дала мне проблемы для разрешения.
Я просил богатства… А жизнь дала мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.
Я просил возможность летать…А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.
Я просил любви… А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.
Я просил благ… А жизнь дала мне возможности.
Я ничего не получил из того, о чем просил. Но я получил все, что мне было нужно.

- Можно ли связать мой рассказ с вами? О чем эта притча? Я думаю, что ее можно применить и к нам с вами. Это притча об учении и учениках. О том, что если не приложить усилия, трудно достичь чего-либо в жизни. И о том, что всему нужно учиться

самостоятельно, преодолевая различные трудности, и тогда в будущей жизни будет намного проще найти свое место. Я всем вам желаю этого. И начнем мы с вами прямо с нашего сегодняшнего урока. Предлагаю вам самостоятельно выполнить различные задания и изучить тему сегодняшнего урока, которую вы сами мне и сформулируете.

3. Актуализация знаний. (беседа )

- С какими организмами мы знакомились на прошлом уроке?

- Как вы думаете, есть ли в природе черви другого вида?

- Почему вы так думаете? ( видели в фильмах, например, по каналам про животных, или читали, или видели в энциклопедии и т. п.)

- Если есть, то что вы хотели бы о них узнать? и для чего?

Прекрасно, а теперь предлагаю вам попробовать узнать о червях еще много интересного. Посмотрите, у каждого на парте имеется раздаточный материал по которому мы сегодня будем работать. Есть лист оценивания, в который вы будете заносить свои результаты и делать выводы. Рассказать о заданиях.

4. Проверка знаний в виде теста. По окончании самостоятельная проверка с помощью ключа и заполнение листа оценивания.

5. Изучение нового материала.

а) Выполнение заданий в группах.

- Сейчас предлагаю вам разделиться на группы (просто по рядам) и выполнять следующие задания. Групповые задания.

На выполнение отводится примерно 10 минут, после истечения времени каждая группа отчитывается о выполненных результатах. Некоторые моменты можно зафиксировать в тетради (особенности внешнего строения многощетинковых, например), если позволяет время. (сформулировать тему урока и записать ее в тетради)

б) Следующая часть урока отводится на индивидуальную работу.

Учащимся предлагаются задания на отдельных листочках, которые дети выполняют в течение 10-15 минут. Для выполнения этих заданий можно использовать всю литературу методическую, которая у них есть на партах. Это учебники и раздаточный материал.

в) Выполнение последнего задания требует проверки по учебнику. Ребята самостоятельно осуществляют проверку, можно предложить им проверить работы друг друга.

6. Следующий этап урока - это оценивание детьми полученных ими знаний. Ребята заполняют самостоятельно листы оценивания и сдают их учителю на дополнительную проверку.

7. Домашнее задание многоуровневое:

- прочитать параграф и ответить на вопросы после него

(оценка "4"), просто прочитать параграф - это только "3")

- составить таблицу: " Особенности внутреннего строения многощетинковых червей" (название системы органов, органы входящие в систему, особенности системы органов) - оценка "5"

- составить презентацию "Многощетинковые черви" - оценка "5"

8. Далее проводится рефлексия в плане беседы:

- что нового узнали на уроке

- что интересного было

- что не понравилось и хотелось бы изменить

9. Учитель благодарит учащихся за работу на уроке и прощается с ними.

ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ

hello_html_m43dce8ab.jpg

hello_html_2416bba2.jpg

hello_html_m3cd8c5b2.jpg

стентория

hello_html_m5717b142.jpg

трубчатый многощетинковый червь

hello_html_7c37dd43.jpg

hello_html_m3761ee8f.jpg

Тест по теме: Тип Круглые черви

Выберите правильный ответ

1. Круглые черви имеют:

а) вторичную полость тела, б) первичную полость тела в) целом

2. Группа круглых червей, к которым относится аскарида:

а) сосальщики б) нематоды в) цепни

3. Чем заполнена полость тела нематод:

а) жидкостью б) воздухом в) продуктами выделения

4. У круглых червей газообмен происходит:

а) с помощью легких б) через покровы тела в) с помощью жабр

5. К органам чувств нематод относятся:

а) щетинки б) обонятельные ямки и глаза в) а и б вместе

6. Чем отличаются самцы аскариды от самок:

а) "хвост" загнут на брюшко б) они длиннее в)живут в желудке животных

7. Как называются мелкие круглые черви?

а) аскариды б) стейтории в) острицы

8) От каких организмов произошли круглые черви?

а) плоских червей б) кишечнополостных в)кольчатых червей

Ключ к тесту: 1б, 2б, 3а, 4б, 5в,6а, 7в, 8а

Теоретический материал

Кольчатые черви - в чём польза для человека?

Кольчатые черви по классификации относятся к группе беспозвоночных животных, типу первичноротых, имеющих вторичную полость тела (целом).

Тип кольчатых червей (или кольчецов) включает 5 классов: поясковые черви (пиявки), малощетинковые (дождевой червь), многощетинковые (нереида, пескожил) черви, мизостомиды, динофилиды. К этому типу относятся около 18 тысяч видов червей.

Свободноживущие кольчецы распространены по всей нашей планете, они обитают в пресноводных и соленых водоемах, почве. Некоторые представители кольчатых червей - эктопаразиты и мутуалисты. Встречаются среди них кровососущие, хищники, фильтраторы и падальщики. Важное биологическое значение имеют аннелиды, которые перерабатывают почву. К этой группе принадлежат характерные представители кольчецов – малощетинковые черви и пиявки. Аэрацию и рыхление 1 кв.м почвы осуществляют в среднем от 50 до 500 кольчецов. Многообразием отличаются морские формы кольчатых червей, которые встречаются на разных глубинах и на всей территории Мирового океана. Они играют важную роль в пищевых цепочках морских экосистем.

Кольчатые черви известны со среднего кембрийского периода. Считается, что они произошли от низших плоских червей, так как определенные особенности их строения свидетельствуют об сходстве этих групп животных. Многощетинковых червей выделяют как основной класс типа кольчатых. От них позднее в ходе эволюции в связи с переходом к наземному и пресноводному образу жизни произошли малощетинковые, которые дали начало пиявкам.

Все кольчатые черви имеют характерное строение.

Основная характеристика: их двусторонне-симметричное тело можно условно разделить на головную лопасть, сегментированное туловище и заднюю (анальную) лопасть. Число сегментов туловища может достигать от десятков до нескольких сотен. Размеры варьируют от 0,25 мм до 5 м. На головном конце кольчецов размещены органы чувств: глаза, обонятельные клетки и ресничные ямки, реагирующие на действие различных химических раздражителей и воспринимающие запахи, а также органы слуха, имеющие строение подобно локаторам. Органы чувств могут быть расположены и на щупальцах.

Метамерия (сегментация) внутренних органов, и соответственно, систем органов кольчатых червей обусловлена сегментацией их тел. Внутренней средой организма кольчецов является целомическая жидкость, которая заполняет целом в кожно-мускульном мешке, состоящем из кутикулы, кожного эпителия и двух групп мышц – кольцевых и продольных. В полости тела поддерживается биохимическое постоянство внутренней среды, и могут реализоваться транспортная, половая, выделительная, опорно-двигательная функции организма. У более древних многощетинковых червей на каждом сегменте тела имеются параподии (парные примитивные конечности со щетинками). Одни виды червей передвигаются за счет сокращения мышц, а другие, используя параподии.

Ротовое отверстие находится на брюшной стороне первого сегмента. Пищеварительная система кольчатых червей сквозная. Кишечник делится на переднюю, среднюю и заднюю кишку. Кровеносная система кольчатых червей замкнутая, состоит из двух основных сосудов – спинного и брюшного, которые соединены между собой кольцевыми сосудами наподобие артерий и вен. Кровь червей этого типа может быть разного цвета у различных видов: красная, зеленая или прозрачная. Это зависит от химической структуры дыхательного пигмента в крови. Процесс дыхания осуществляется всей поверхностью тела червя, но у некоторых видов червей уже имеются жабры. Выделительная система представлена парными протонефридиями, метанефридиями или миксонефридиями (прообразы почек), имеющимися в каждом сегменте. Нервная система кольчатых червей включает крупный нервный ганглий (прообраз головного мозга) и брюшную нервную цепочку из более мелких ганглиев в каждом сегменте. Большинство кольчатых червей раздельнополы, но у некоторых вторично развился гермафродитизм (как у дождевого червя и пиявки). Оплодотворение осуществляется внутри организма либо во внешней среде.

Значение кольчатых червей очень велико

Следует отметить их важную роль в пищевых цепях в естественной среде обитания. В хозяйстве люди стали использовать морские виды кольчецов как кормовую базу для выращивания ценных промысловых видов рыб, к примеру осетровых.

Дождевой червь издавна используется в качестве наживки при рыбной ловле, как корм для птиц. Польза от дождевых червей огромна, так как они аэрируют и разрыхляют почву, что увеличивает урожаи сельскохозяйственных растений. В медицине широко применяются пиявки при гипертонии, повышенной свертываемости крови, так как они выделяют особое вещество (гирудин), обладающее свойством уменьшать свертываемость крови и расширять кровеносные сосуды.


Данный видеоурок знакомит учащихся с различными представителями полихет (нереис, палоло, пескожил, серпула), рассказывает об особенностях их строения и передвижения. Вторая часть видеоурока посвящена рассмотрению класса Пиявки.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Класс Многощетинковые черви. Класс Пиявки"

Класс Многощетинковые, или Полихеты – черви, у которых по бокам каждого сегмента располагаются многочисленные пучки щетинок.

К многощетинковым относятся свободноживущие виды, большинство из которых обитают в морях. Некоторые ведут донный образ жизни – они ползают по дну (нереис, лепидонотус, палоло).


Многие ведут роющий образ жизни (например, пескожил). Он проделывает в песке длинные норы. Серпула ведёт сидячий образ жизни, живёт в спиральных известковых трубках, высовывая из трубки головной отдел.


По дну свободно ползают черви-афродиты, похожие на ежей, со щетинками всех цветов радуги. Известны виды, которые являются паразитами губок, рыб, моллюсков. Встречаются многощетинковые на разных глубинах в тёплых и холодных водах.


Тело многощетинковых состоит из члеников. Но в отличие от малощетинковых червей, у многощетинковых есть глаза, челюсти, щупальца и мускулистые выросты – лопасти, с помощью которых черви передвигаются в воде.

Многощетинковые черви имеют размеры от 1 мм до 3м. Тело вытянутое, цилиндрическое, слегка сплющенное, состоящее из головной лопасти, сегментированного туловища и хвостовой лопасти. Число сегментов может быть от 50 до 800.

Строение многощетинковых рассмотрим на примере морского червя нереиса. Имеет размеры до 30 см. Каждый сегмент тела несёт органы движения – парные параподии. Параподии – это выросты кожно–мускульного мешка, имеющие спинную и брюшную ветви, каждая из которых несёт пучок щетинок. Параподии со щетинками позволяют хорошо плавать в воде и ползать по дну. На головной лопасти расположены рот, органы зрения – глаза, органы осязания – усики и щупальца.


Внутреннее строение такое же, как и у малощетинковых червей.

Многощетинковые имеют:

· вторичную полость тела – целом;

· пищеварительная система состоит из трёх отделов переднего (рот, глотка, пищевод, зоб), среднего (трубчатый желудок и средняя кишка) и заднего (задняя кишка и анальное отверстие);

· выделительная система представлена метанефридиями;

· нервная система представлена надглоточным и подглоточными узлами, окологлоточным нервным кольцом и брюшной нервной цепочкой;

· Кровеносная система замкнутая. Кровь часто окрашена в красный цвет. Имеется два главных сосуда: спинной и брюшной, соединённые в каждом сегменте кольцевыми сосудами. По спинному сосуду кровь движется от заднего конца тела к переднему, по брюшному — спереди назад.

Выражена регенерация.

У нереиса нет органов дыхания, он дышит всем телом. Но у некоторых многощетинковых впервые появляются органы дыхания – жабры.

Все многощетинковые раздельнополые. Самки выделяют яйца в морскую воду, где и происходит оплодотворение. Из яиц образуется личинка, которая покрыта ресничками, с помощью которых она передвигается. Личинка живёт в воде, плавает, растёт, изменяется и постепенно превращается во взрослого червя.


Питается нереис органическими остатками животных и растений, мелкими водорослями. Среди многощетинковых встречаются и хищники, питающиеся моллюсками, рачками и другими червями.

Значение многощетинковых:

· они фильтруют воду;

· служат пищей морским животным, ими питаются рыбы (осётр, треска);

· Служат пищей для человека (тропический червь палоло).

Особое место среди кольчатых червей занимают пиявки.


Представители этого класса – хищники или паразиты, встречающиеся на коже других животных и питающиеся их кровью. Имеют чаще черную, коричневую или зеленоватую окраску. Тело уплощённое, реже цилиндрическое. К тканям жертвы пиявка прикрепляется двумя присосками (передней, или ротовой, и задней), с помощью присосок происходит и питание кровью пиявок. В ротовой полости есть зубцы, разрезающие кожу жертвы при питании. Пиявки сосут кровь рыб, птиц, млекопитающих, иногда даже человека, но вред от них небольшой.

Снаружи тело покрыто плотной кутикулой. Органов дыхания и передвижения у них нет. Дыхание происходит всей поверхностью тела. Пиявки передвигаются, как бы шагая, присасываясь к поверхности попеременно то передней, то задней присоской.

Пиявки – гермафродиты. После оплодотворения они откладывают коконы с яйцами во влажную землю на берегу водоёма. Из коконов выходят молодые пиявки.

Слюнные железы пиявок выделяют гирудин – вещество, препятствующее свёртыванию крови.

Большинство пиявок – пресноводные животные, известны и наземные виды, например наземные тропические пиявки, живущие во влажных местах.

Медицинская пиявка имеет мощные челюсти, с помощью которых прокусывает кожу человека. За одно кормление голодная пиявка массой 2 грамма способна высосать до 15 мл крови за один раз, увеличиваясь при этом до 9 раз по массе. Название это пиявка получила за то, что используется в медицине в лечебных целях. Гирудин разжижает кровь, препятствует образованию тромбов.


Большая ложноконская пиявка имеет длину до 15 см, на голове расположено 5 пар глаз. Питается кровью водных животных и для человека не опасна, так как она не может прокусить его кожу своими челюстями. Ложноконскими пиявками питаются хищные рыбы и водоплавающие птицы.


Улитковая пиявка – небольшая пиявка до 2-3 см, с плоским широким телом буроватого цвета, часто со сложным узором из пятен и полос на теле. Они нападают на моллюсков, чаще на прудовиков. Отсюда и происходит их название.


Рыбьи пиявки – это паразиты рыб. Длина их тела до 5 см. Это единственные виды пиявок, которые могут жить в морях и океанах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

4) Воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Структура урока:

І. Организационный момент. Постановка цели урока (5 мин)

ІІ. Актуализация знаний (5 мин)

ІІІ. Изучение нового материала (15 мин)

ІV. Лабораторная работа (14 мин)

V. Домашнее задание (1 мин)

І. Орг. момент. Учитель здоровается с учащимися, обращает внимание на готовность на их подготовку к уроку. Разрешает сесть, сообщает тему и цели урока.

ІІ. Актуализация знаний.

На прошлом уроке вы изучали внутреннее и внешнее строение кольчатых червей. Давайте немного повторим:

2) Есть ли у кольчатых червей органы чувств?

3) Что такое параподии?

4) Опишите строение кровеносной системы

5) Как дышат кольчатые черви?

6) Из каких отделов состоит пищеварительная система дождевого червя?

7) Назовите органы выделения кольчецов

8) Сколько видов кольчатых червей существует?

ІІІ. Изучение нового материала.

Тип кольчатые черви включает, как нам известно, 9 тыс. видов червей. Широко распространены и известны: многощетинковые, малощетинковые черви и пиявки.

А. Многощетинковые черви обитают преимущественно в водной среде. Большинство из них – морские донные животные, ползающие по дну или зарывающиеся в ил или песок, в основном в прибрежной зоне.

Часть полихет ведет сидячий образ жизни, прикрепляясь к камням раковинам моллюсков и др.

Яркими отличительными особенностями многощетинковых червей являются:

1) Щупальца, глаза, усики, расположенные в головном отделе;

2) Парные подвижные боковые выросты тела, усаженные щетинками;

3) Жабры – органы дыхания, которые представляют собой кожные выросты различной формы.

Б. Малощетинковые кольчатые черви обитают преимущественно в почве и на дне пресных водоёмов. Они не имеют всех перечисленных выше признаков. Каждый сегмент этих червей имеет маленькие щетинки, которые расположены пучками (пара боковых, пара брюшных). Кроме этого малощетинковые черви – гермафродиты, тогда как большинство многощетинковых - раздельнополы. Известные нам представители класса – трубочники и дождевые черви.

В. Пиявки – на земном шаре насчитывается 400 видов, их строение разнообразно. Они живут не только в болотах, но и практически в любых типах водоемов, как в пресных, так и солёных. Большинство пиявок – кровососы, но и есть виды, которые кровь сосать не могут и принадлежат к числу хищников, например, ложноконская пиявка поедает более мелких червей и даже нападает на рыб. Тело у них вытянутое, уплощенное в спинно – брюшном направлении. На переднем и задних концах расположены присоски. Параподии, щетинки и жабры отсутствуют. Хорошо известно, что после укусов пиявки раны долго кровоточат. Это объясняется тем, что в раны попадает особое белковое вещество герудин, которое препятствует свёртыванию крови.

Все пиявки – гермафродиты. Оплодотворение внутреннее. Оплодотворенные яйца выделяются в коконах.

2) Значение кольчатых червей

1. Принимают участие в построении пищевых цепей;

2. Участвуют в почвообразовании;

3. Некоторым представителям свойственен временный или постоянный паразитизм;

4. Используют в медицине.

ІV. Лабораторная работа №13

Цель: Изучить внешнее строение дождевого червя.

Рассмотрите живого дождевого червя, определите форму его тела, окраску, размеры (длину и толщину). Обратите внимание на его кольчатое (членистое) строение тела.

По движению тела определите передний и задний концы тела, их толщину и окраску.

На переднем (более заостренном конце тела) найдите ротовое отверстие и утолщение – поясок. Посчитайте, из скольких члеников он состоит.

На заднем (более тупом) конце тела найдите отверстие, через которое выбрасываются, не переработанные остатки пищи, - это анальное отверстие.

Поверните червя брюшной стороной вверх. Определите чем отличается она от спинной. Найдите с помощью лупы щетинки, которыми он упирается в частицы почвы при передвижении.

Пустите червя ползать по листу бумаги. Присмотритесь, как он передвигается. Прислушайтесь, как шуршит червь щетинками о бумагу. Смочите стекло водой и пустите червя на него. Посмотрите, как червь передвигается по мокрому стеклу.

Проведите пальцем вдоль брюшной стороны от переднего к заднему концу тела. Что ощущаете? А теперь от заднего к переднему и сравните степень сопротивляемости этим движениям. Сделайте вывод.

Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она – сухая или влажная? Подумайте, какое значение имеет такая кожа для жизни в почве.

Выясните, как дождевой червь реагирует на действия различных раздражителей: прикоснитесь палочкой или пинцетом к различным участкам дождевого червя, поднесите к переднему концу тела кусочек лука, не дотрагиваясь до червя. Как реагирует червь на эти воздействия? Какие выводы можно сделать из данных наблюдений.

Опишите результаты наблюдений. Зарисуйте дождевого червя в тетради и сделайте надписи к рисунку. Ответьте на вопрос: каковы приспособления дождевого червя к условиям жизни в почве?

Читайте также: