План конспект семинарского занятия по истории медицины

Обновлено: 05.07.2024

1. М.Ю.Павлова – доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО.

2. Г.Р. Ахмадиева - ассистент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО.

Автор: Т.В. Лукманова – ст. преподаватель кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО, к.м.н.

Утверждено на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО протокол № 6 от 6.12.2013 г.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Изучение истории медицины формирует научное мировоззрение и нравственную позицию студентов-медиков, повышает уровень общей и профессиональной культуры, знакомит с историей развития врачебной этики.

2. Цель изучения истории медицины– показать общие закономерности развития медицины, преемственность её развития, ознакомить студентов с историческим методом исследования и мышления, как неотъемлемой составной частью диалектического метода, способствующего повседневной практической деятельности врача.

Задачи дисциплины история медицины:

-научить студентов объективно анализировать исторические явления, достижения и перспективы развития медицины и здравоохранения;

- показать общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;

-раскрыть достижения выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития человечества;

- показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;

- ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых и врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности;

-прививать этические принципы врачебной деятельности, показать особенности развития врачебной этики в различных цивилизациях и странах мира, философские основы и исторические условия их формирования;

-воспитывать в студентах высокие моральные качества, любовь к своей профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма;

-расширять общий научный и культурный кругозор учащихся.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Дисциплина: История медицины Специальность: Курс: 1,2 Семестр: 2,3

1. М.Ю.Павлова – доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО.

2. Г.Р. Ахмадиева - ассистент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО.

Автор: Т.В. Лукманова – ст. преподаватель кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО, к.м.н.

Утверждено на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО протокол № 6 от 6.12.2013 г.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Изучение истории медицины формирует научное мировоззрение и нравственную позицию студентов-медиков, повышает уровень общей и профессиональной культуры, знакомит с историей развития врачебной этики.

2. Цель изучения истории медицины– показать общие закономерности развития медицины, преемственность её развития, ознакомить студентов с историческим методом исследования и мышления, как неотъемлемой составной частью диалектического метода, способствующего повседневной практической деятельности врача.

Задачи дисциплины история медицины:

-научить студентов объективно анализировать исторические явления, достижения и перспективы развития медицины и здравоохранения;

- показать общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;




-раскрыть достижения выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития человечества;

- показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;

- ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых и врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности;

-прививать этические принципы врачебной деятельности, показать особенности развития врачебной этики в различных цивилизациях и странах мира, философские основы и исторические условия их формирования;

-воспитывать в студентах высокие моральные качества, любовь к своей профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма;

Автор:

Рецензенты:

Рекомендовано Центральным методическим советом Кемеровской государственной медицинской академии в качестве учебного издания для студентов по организации самостоятельной работы по изучению дисциплины "История медицины" по направлению подготовки 31.05.01 "Лечебное дело". Очная форма обучения. Протокол № 2 от 11 декабря 2015 года.

© ГБОУ ВПО «Кемеровская государственная

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ

ТЕМА 1. Предмет истории медицины. Первобытное общество и начало врачевания…………………………………………………………………………….7-9

ТЕМА 2. Врачевание в цивилизациях Древнего Востока…………………….10-14

ТЕМА 3. Врачевание и медицина в странах античного Средиземноморья: Древняя Греция и Древний Рим………………………………………………….15-19

ТЕМА 4. Медицина раннего и развитого средневековья: ………………………19

Медицина в Византийской империи……………………………………….……19-21

Медицина народов средневекового Востока……………………………………21-22

Медицина в Западной Европе в периоды Раннего и Классического Средневековья……………………………………………………………………..26-29

ТЕМА 5. Медицина Позднего Средневековья: утверждение опытного

Западноевропейская медицина в эпоху Возрождения в XV – XVII вв. …..…29-32

Медицина в Московском государстве в XV – XVII вв. ……………….………32-35

ТЕМА 6. Медико-биологическое направление нового времени в Западной Европе и России……………………………………………………………….……35-40

ТЕМА 7. Клиническая медицина Нового времени…………………………….40-46

ТЕМА 8. Становление советского здравоохранения. Медицина в годы Великой Отечественной войны……………………………………………………………..46-50

ТЕМА 9. Отечественная медицина во второй половине ХХ–начале ХХI века. Здравоохранение в Кузбассе……………………………………………………. 50-53

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ……………………………. ………54-55

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………56

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………. 57

ВВЕДЕНИЕ

История медицины изучает закономерности становления и развития медицинских знаний и практики народов мира на различных исторических этапах (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, достижениями естествознания и культуры.

Изучение истории медицины формирует научное мировоззрение и нравственную позицию студентов, повышает уровень общей и профессиональной культуры, знакомит с историей развития врачебной этики.

Структурно курс построен на основе проблемно-хронологического принципа. В пособии отражены важнейшие периоды развития истории медицины в древнейшее время и средневековье, в новое и новейшее время.

Задачи дисциплины:

- стимулирование интереса к выбранной профессии;

- изучение основных этапов развития мировой и отечественной медицины;

- выявление достижений различных культур и цивилизаций в области медицины и сестринского дела и закономерностей развития медицины;




- изучение деятельности выдающихся деятелей медицины, внесших существенный вклад в развитие медицинской науки и практики;

- формирование нравственного облика врача на примере выдающихся деятелей медицины;

- обучение студентов навыкам сбора, анализа и обобщения информации.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные тенденции и закономерности развития мирового исторического процесса;

- влияние России на развитие медицины;

- историю изыскания эффективных средств лечения и профилактики;

- историю становления и развития медицинской науки;

- выдающихся деятелей медицины;

- выдающиеся медицинские открытия;

- влияние гуманистических идей на медицину.

Уметь:

- анализировать и сопоставлять исторические факты, документы на основе научной методологии;

- владеть основами исторического мышления;

- выражать и обосновывать, опираясь на исторические документы, свою позицию по отношению к динамике социально-политических процессов в России;

- систематизировать исторические факты и формулировать аргументированные выводы.

Владеть:

- навыками научно-исследовательской работы;

- навыками работы с научно-исторической и публицистической литературой;

- навыками анализа и сопоставления, оценки информации из различных источников;

- навыками устного и письменного изложения своего понимания исторических процессов;

- способностью и навыками участия в дискуссиях и полемике.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Семинарские занятия – одна из форм учебного процесса, в рамках которой рассматриваются наиболее значимые и сложные вопросы. Их изучение позволяет лучше понять закономерности становления и развития врачевания, медицины и здравоохранения с древнейших времен до современности. Для освоения дисциплины студентам необходимо тщательно готовится к каждому семинару.

Подготовку к семинарскому занятию логично вести в следующей последовательности:

1. Ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами рефератов.

2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия.

3. Использовать учебники и учебные пособия, рекомендованные к курсу в качестве основной литературы. Затем следует ознакомиться с дополнительной литературой по теме и источниками.

4. На основе изученных материалов необходимо подготовить конспект, оформив соответствующие записи в тетради. При составлении конспекта нужно фиксировать наиболее важные положения источника, приводить необходимые рассуждения и доказательства. На полях полезно делать собственные замечания и размышления.

6. Защита реферата предполагает устное выступление на семинаре (7-10 минут) с изложением основных положений работы и выводов.

7. В целях активизации внимания аудитории студентам рекомендуется использовать средства визуализации:

б) презентации и т.п..

8. На семинарских занятиях студент должен:

а) принимать активное участие в обсуждении предложенных вопросов;

б) внимательно слушать выступления коллег;

в) уметь корректно отстаивать собственную точку зрения;

г) участвовать в дискуссиях по предлагаемым темам.

Тема 1. Предмет истории медицины.

Первобытное общество и начало врачевания. (4 часа)

1. Предмет истории медицины.

2. Периодизация и хронология всемирной истории.

3. Общая характеристика источников по истории медицины.

4. Становление человека и человеческого общества. Зачатки врачевания.

5. Врачевание и зарождение культов и верований в первобытном обществе.

По первому вопросу:

Ø Определите область исследования данных категорий.

По второму вопросу:

Ø Обратите внимание, что в основу периодизации истории медицины положена периодизация всемирной истории.

Ø Выделите основные периоды в истории человечества: первобытное общество, древний мир, средние века, новое время, новейшая история. Кратко их охарактеризуйте.

Ø Какие качественные изменения легли в основу периодизации?

Ø Почему периодизация всемирной истории и периодизация истории медицины совпадают.

По третьему вопросу:

Ø Перечислите и охарактеризуйте основные источники по истории медицины: вещественные (данные археологии, палеоантропологии и др.), письменные, этнографические.

Ø Отметьте зависимость наличия и степени сохранности исторических источников от давности эпохи.

Ø Подчеркните роль палеопатологии в изучении истории медицины в период первобытного общества.

Ø Покажите информативную неоднородность, характерную для различных видов письменных источников.

По четвертому вопросу:

Ø Рассмотрите современные гипотезы происхождения и прародины человечества (религиозная, космического происхождения, эволюционная).

Ø Антропологический и философский подходы в определении биологического своеобразия человека.

Ø Охарактеризуйте стадии формирования человеческого общества (архантроп, палеоантроп, неоантроп).

Ø Обратите внимание, что в эпоху праобщины (2 млн. – 40 тыс. лет назад)

происходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о приемах врачевания и природных лекарственных средствах, появляются зачатки ухода и врачевания, зарождаются гигиенические навыки, появляются первые погребения умерших.

По пятому вопросу:

Ø Отметьте, что для врачевания эпохи первобытной общины (ок. 40 тыс. лет назад – 10-е тысячелетие до н. э.) характерно целенаправленное применение и накопление эмпирического опыта врачевания в социальной практике, зарождение лечебной магии, переход от коллективного врачевания к знахарству.

Ø Приведите примеры эмпирического врачевания.

Ø Рассмотрите возникновение первых религиозных представлений: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия и зарождение идеалистического врачевания.

Ø Приведите примеры причин заболеваний и способов их лечения с точки зрения первых религиозных представлений.

Ø Обратите внимание, что в эпоху классообразования (с 10-го – 5-го тысячелетия до н. э.) помимо продолжавшегося накопления и обобщения эмпирического опыта врачевания, шло становление культовой практики врачевания, появляются врачеватели-профессионалы.

Ø Обоснуйте, распространение матрилинейной организации рода в первобытном обществе.

Вопросы для самопроверки знаний:

1. Что изучает история медицины?

2. Проанализируйте репрезентативные возможности различных видов письменных источников:

1.) средневековые хроники;

2.) законодательные акты;

3.) религиозно-философские трактаты;

4.) исследования врачей и естествоиспытателей.

3. Можно ли говорить о появлении зачатков ухода и врачевания в эпоху праобщины? Обоснуйте свой ответ.

4. Перечислите особенности врачевания в эпоху первобытной общины и в эпоху классообразования.

5. К эмпирическому или идеалистическому врачеванию относится трепанация черепа, производимая в первобытном обществе? Почему?

6. Можно ли врачевание в первобытную эру назвать примитивным?

Темы рефератов:

1. Народное врачевание современных аборигенов.

2. Знахарь. Положение и роль в обществе. Средства и приемы воздействия.

3. Философский подход в определении критериев человека.

4.Знахарь в первобытном обществе. Положение и роль в обществе. Средства и приемы воздействия на больного.

5.Прямохождение: плюсы и минусы.

Литература (основная):

1. Сорокина Т. С. История медицины: учебник для студ. учреждений высш. мед. образования. – 10-е изд., испр. – М., 2014.

3. Мирский М. Б. История медицины и хирургии: учебное пособие. - М., 2010.

4. Балалыкин Д. А. Зарождение медицины как науки в период до XVII века: учеб. пособие для студентов. - М., 2013.

5. Бергер Е. Е., Туторская М. С. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие. – Москва, 2012.

Литература (дополнительная):

1. Лисицин Ю. П. История медицины: учебник. - М., 2004.

2. Грицак Е.М. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003.

3. Лопатина Н. Л. Культурологические аспекты в развитии сестринского дела. -Кемерово, 2012.

Читайте также: