План конспект семинарского занятия по истории медицины
Обновлено: 05.07.2024
1. М.Ю.Павлова – доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО.
2. Г.Р. Ахмадиева - ассистент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО.
Автор: Т.В. Лукманова – ст. преподаватель кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО, к.м.н.
Утверждено на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО протокол № 6 от 6.12.2013 г.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. Изучение истории медицины формирует научное мировоззрение и нравственную позицию студентов-медиков, повышает уровень общей и профессиональной культуры, знакомит с историей развития врачебной этики.
2. Цель изучения истории медицины– показать общие закономерности развития медицины, преемственность её развития, ознакомить студентов с историческим методом исследования и мышления, как неотъемлемой составной частью диалектического метода, способствующего повседневной практической деятельности врача.
Задачи дисциплины история медицины:
-научить студентов объективно анализировать исторические явления, достижения и перспективы развития медицины и здравоохранения;
- показать общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;
-раскрыть достижения выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития человечества;
- показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;
- ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых и врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности;
-прививать этические принципы врачебной деятельности, показать особенности развития врачебной этики в различных цивилизациях и странах мира, философские основы и исторические условия их формирования;
-воспитывать в студентах высокие моральные качества, любовь к своей профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма;
-расширять общий научный и культурный кругозор учащихся.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Дисциплина: История медицины Специальность: Курс: 1,2 Семестр: 2,3 |
1. М.Ю.Павлова – доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО.
2. Г.Р. Ахмадиева - ассистент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО.
Автор: Т.В. Лукманова – ст. преподаватель кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО, к.м.н.
Утверждено на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО протокол № 6 от 6.12.2013 г.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. Изучение истории медицины формирует научное мировоззрение и нравственную позицию студентов-медиков, повышает уровень общей и профессиональной культуры, знакомит с историей развития врачебной этики.
2. Цель изучения истории медицины– показать общие закономерности развития медицины, преемственность её развития, ознакомить студентов с историческим методом исследования и мышления, как неотъемлемой составной частью диалектического метода, способствующего повседневной практической деятельности врача.
Задачи дисциплины история медицины:
-научить студентов объективно анализировать исторические явления, достижения и перспективы развития медицины и здравоохранения;
- показать общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древнейших времен до нашего времени;
-раскрыть достижения выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития человечества;
- показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;
- ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых и врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности;
-прививать этические принципы врачебной деятельности, показать особенности развития врачебной этики в различных цивилизациях и странах мира, философские основы и исторические условия их формирования;
-воспитывать в студентах высокие моральные качества, любовь к своей профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма;
Автор:
Рецензенты:
Рекомендовано Центральным методическим советом Кемеровской государственной медицинской академии в качестве учебного издания для студентов по организации самостоятельной работы по изучению дисциплины "История медицины" по направлению подготовки 31.05.01 "Лечебное дело". Очная форма обучения. Протокол № 2 от 11 декабря 2015 года.
© ГБОУ ВПО «Кемеровская государственная
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ
ТЕМА 1. Предмет истории медицины. Первобытное общество и начало врачевания…………………………………………………………………………….7-9
ТЕМА 2. Врачевание в цивилизациях Древнего Востока…………………….10-14
ТЕМА 3. Врачевание и медицина в странах античного Средиземноморья: Древняя Греция и Древний Рим………………………………………………….15-19
ТЕМА 4. Медицина раннего и развитого средневековья: ………………………19
Медицина в Византийской империи……………………………………….……19-21
Медицина народов средневекового Востока……………………………………21-22
Медицина в Западной Европе в периоды Раннего и Классического Средневековья……………………………………………………………………..26-29
ТЕМА 5. Медицина Позднего Средневековья: утверждение опытного
Западноевропейская медицина в эпоху Возрождения в XV – XVII вв. …..…29-32
Медицина в Московском государстве в XV – XVII вв. ……………….………32-35
ТЕМА 6. Медико-биологическое направление нового времени в Западной Европе и России……………………………………………………………….……35-40
ТЕМА 7. Клиническая медицина Нового времени…………………………….40-46
ТЕМА 8. Становление советского здравоохранения. Медицина в годы Великой Отечественной войны……………………………………………………………..46-50
ТЕМА 9. Отечественная медицина во второй половине ХХ–начале ХХI века. Здравоохранение в Кузбассе……………………………………………………. 50-53
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ……………………………. ………54-55
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………56
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………. 57
ВВЕДЕНИЕ
История медицины изучает закономерности становления и развития медицинских знаний и практики народов мира на различных исторических этапах (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, достижениями естествознания и культуры.
Изучение истории медицины формирует научное мировоззрение и нравственную позицию студентов, повышает уровень общей и профессиональной культуры, знакомит с историей развития врачебной этики.
Структурно курс построен на основе проблемно-хронологического принципа. В пособии отражены важнейшие периоды развития истории медицины в древнейшее время и средневековье, в новое и новейшее время.
Задачи дисциплины:
- стимулирование интереса к выбранной профессии;
- изучение основных этапов развития мировой и отечественной медицины;
- выявление достижений различных культур и цивилизаций в области медицины и сестринского дела и закономерностей развития медицины;
- изучение деятельности выдающихся деятелей медицины, внесших существенный вклад в развитие медицинской науки и практики;
- формирование нравственного облика врача на примере выдающихся деятелей медицины;
- обучение студентов навыкам сбора, анализа и обобщения информации.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные тенденции и закономерности развития мирового исторического процесса;
- влияние России на развитие медицины;
- историю изыскания эффективных средств лечения и профилактики;
- историю становления и развития медицинской науки;
- выдающихся деятелей медицины;
- выдающиеся медицинские открытия;
- влияние гуманистических идей на медицину.
Уметь:
- анализировать и сопоставлять исторические факты, документы на основе научной методологии;
- владеть основами исторического мышления;
- выражать и обосновывать, опираясь на исторические документы, свою позицию по отношению к динамике социально-политических процессов в России;
- систематизировать исторические факты и формулировать аргументированные выводы.
Владеть:
- навыками научно-исследовательской работы;
- навыками работы с научно-исторической и публицистической литературой;
- навыками анализа и сопоставления, оценки информации из различных источников;
- навыками устного и письменного изложения своего понимания исторических процессов;
- способностью и навыками участия в дискуссиях и полемике.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Семинарские занятия – одна из форм учебного процесса, в рамках которой рассматриваются наиболее значимые и сложные вопросы. Их изучение позволяет лучше понять закономерности становления и развития врачевания, медицины и здравоохранения с древнейших времен до современности. Для освоения дисциплины студентам необходимо тщательно готовится к каждому семинару.
Подготовку к семинарскому занятию логично вести в следующей последовательности:
1. Ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами рефератов.
2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия.
3. Использовать учебники и учебные пособия, рекомендованные к курсу в качестве основной литературы. Затем следует ознакомиться с дополнительной литературой по теме и источниками.
4. На основе изученных материалов необходимо подготовить конспект, оформив соответствующие записи в тетради. При составлении конспекта нужно фиксировать наиболее важные положения источника, приводить необходимые рассуждения и доказательства. На полях полезно делать собственные замечания и размышления.
6. Защита реферата предполагает устное выступление на семинаре (7-10 минут) с изложением основных положений работы и выводов.
7. В целях активизации внимания аудитории студентам рекомендуется использовать средства визуализации:
б) презентации и т.п..
8. На семинарских занятиях студент должен:
а) принимать активное участие в обсуждении предложенных вопросов;
б) внимательно слушать выступления коллег;
в) уметь корректно отстаивать собственную точку зрения;
г) участвовать в дискуссиях по предлагаемым темам.
Тема 1. Предмет истории медицины.
Первобытное общество и начало врачевания. (4 часа)
1. Предмет истории медицины.
2. Периодизация и хронология всемирной истории.
3. Общая характеристика источников по истории медицины.
4. Становление человека и человеческого общества. Зачатки врачевания.
5. Врачевание и зарождение культов и верований в первобытном обществе.
По первому вопросу:
Ø Определите область исследования данных категорий.
По второму вопросу:
Ø Обратите внимание, что в основу периодизации истории медицины положена периодизация всемирной истории.
Ø Выделите основные периоды в истории человечества: первобытное общество, древний мир, средние века, новое время, новейшая история. Кратко их охарактеризуйте.
Ø Какие качественные изменения легли в основу периодизации?
Ø Почему периодизация всемирной истории и периодизация истории медицины совпадают.
По третьему вопросу:
Ø Перечислите и охарактеризуйте основные источники по истории медицины: вещественные (данные археологии, палеоантропологии и др.), письменные, этнографические.
Ø Отметьте зависимость наличия и степени сохранности исторических источников от давности эпохи.
Ø Подчеркните роль палеопатологии в изучении истории медицины в период первобытного общества.
Ø Покажите информативную неоднородность, характерную для различных видов письменных источников.
По четвертому вопросу:
Ø Рассмотрите современные гипотезы происхождения и прародины человечества (религиозная, космического происхождения, эволюционная).
Ø Антропологический и философский подходы в определении биологического своеобразия человека.
Ø Охарактеризуйте стадии формирования человеческого общества (архантроп, палеоантроп, неоантроп).
Ø Обратите внимание, что в эпоху праобщины (2 млн. – 40 тыс. лет назад)
происходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о приемах врачевания и природных лекарственных средствах, появляются зачатки ухода и врачевания, зарождаются гигиенические навыки, появляются первые погребения умерших.
По пятому вопросу:
Ø Отметьте, что для врачевания эпохи первобытной общины (ок. 40 тыс. лет назад – 10-е тысячелетие до н. э.) характерно целенаправленное применение и накопление эмпирического опыта врачевания в социальной практике, зарождение лечебной магии, переход от коллективного врачевания к знахарству.
Ø Приведите примеры эмпирического врачевания.
Ø Рассмотрите возникновение первых религиозных представлений: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия и зарождение идеалистического врачевания.
Ø Приведите примеры причин заболеваний и способов их лечения с точки зрения первых религиозных представлений.
Ø Обратите внимание, что в эпоху классообразования (с 10-го – 5-го тысячелетия до н. э.) помимо продолжавшегося накопления и обобщения эмпирического опыта врачевания, шло становление культовой практики врачевания, появляются врачеватели-профессионалы.
Ø Обоснуйте, распространение матрилинейной организации рода в первобытном обществе.
Вопросы для самопроверки знаний:
1. Что изучает история медицины?
2. Проанализируйте репрезентативные возможности различных видов письменных источников:
1.) средневековые хроники;
2.) законодательные акты;
3.) религиозно-философские трактаты;
4.) исследования врачей и естествоиспытателей.
3. Можно ли говорить о появлении зачатков ухода и врачевания в эпоху праобщины? Обоснуйте свой ответ.
4. Перечислите особенности врачевания в эпоху первобытной общины и в эпоху классообразования.
5. К эмпирическому или идеалистическому врачеванию относится трепанация черепа, производимая в первобытном обществе? Почему?
6. Можно ли врачевание в первобытную эру назвать примитивным?
Темы рефератов:
1. Народное врачевание современных аборигенов.
2. Знахарь. Положение и роль в обществе. Средства и приемы воздействия.
3. Философский подход в определении критериев человека.
4.Знахарь в первобытном обществе. Положение и роль в обществе. Средства и приемы воздействия на больного.
5.Прямохождение: плюсы и минусы.
Литература (основная):
1. Сорокина Т. С. История медицины: учебник для студ. учреждений высш. мед. образования. – 10-е изд., испр. – М., 2014.
3. Мирский М. Б. История медицины и хирургии: учебное пособие. - М., 2010.
4. Балалыкин Д. А. Зарождение медицины как науки в период до XVII века: учеб. пособие для студентов. - М., 2013.
5. Бергер Е. Е., Туторская М. С. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие. – Москва, 2012.
Литература (дополнительная):
1. Лисицин Ю. П. История медицины: учебник. - М., 2004.
2. Грицак Е.М. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003.
3. Лопатина Н. Л. Культурологические аспекты в развитии сестринского дела. -Кемерово, 2012.
Читайте также: