План конспект по теме петр 1

Обновлено: 05.07.2024


Урок рассказывает о становлении Петра I как российского монарха. Знакомит с детством будущего императора, периоде двоецарствия и борьбе с царевной Софьей. Отдельное внимание уделяется внешней политике Петра I: Азовских походах и Великом посольстве.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Начало правления Петра I"

25 июня 1682 в Успенском соборе Московского Кремля венчались на царство братья-соправители Иван V Алексеевич и Пётр I Алексеевич.


Однако двойной по названию трон на самом деле был тройным. За спинкой трона было предусмотрено тайное место для наставников царей. Чаще всего его занимала царевна Софья, которая помогала своим братьям во время официальных церемоний. Необходимые наставления и советы передавались через окошко, прорезанное в спинке трона над местом Петра Алексеевича, которое было задрапировано бархатом.

Более подробно о царевне Софье и периоде двоецарствия вы узнаете далее.

Вопросы занятия будут следующими: Детство Петра; братья-соправители и царевна Софья; начало царствования Петра; Азовские походы; Великое посольство 1697–1698 годов.

В 1671 году царь Алексей Михайлович женился во второй раз. Его женой стала Наталья Кирилловна Нарышкина. В этом браке 30 мая 1672 года и родился младший сын царя Пётр.

Вплоть до своей смерти в 1676 году Алексей Михайлович уделял маленькому Петру намного больше внимания, чем своим детям от Марии Милославской. Царевич рос крепким и здоровым ребёнком, чего нельзя было сказать о его старших братьях Фёдоре и Иване.

После смерти Алексея Михайловича новым царём стал 14-летний Фёдор.


Но из-за его тяжёлой болезни государственными делами занимались старшая сестра Софья и родственники по материнской линии Милославские.

Во время его правления в России было отменено местничество. Это стало важным изменением в системе государственного управления. С 1682 года при назначении на высшие должности учитывалось не знатное происхождение, а заслуги и способности.

Фёдор Алексеевич был не только братом, но и крёстным отцом Петра. По распоряжению нового царя его с пяти лет начали обучать грамоте.

Со своим первым учителем, дьяком Никитой Зотовым, Пётр выучил азбуку, научился читать по слогам и писать. Однако обучение юного царевича закончилось в 10-летнем возрасте, сразу после смерти Фёдора Алексеевича. И тогда же в Российском государстве встал вопрос о престолонаследии.

В соответствии с обычаем царём должен был стать сын Алексея Михайловича от Марии Милославской Иван, который часто болел и был не способен управлять государством. Поэтому при поддержке патриарха Иоакима Нарышкины возвели на престол 10-летнего царевича Петра.


Однако эти действия нарушали существующий порядок престолонаследия, по которому в подобной ситуации царь должен был избираться на Земском соборе.

Чтобы привлечь на свою сторону стрельцов, Милославские пустили слух о том, что Ивана задушили бояре-изменники. Против Нарышкиных выдвинулось восставшее стрелецкое войско. В ходе погрома у стен Кремля были убиты многие сторонники Петра, в том числе и двое братьев его матери Натальи Кирилловны.

После Cтрелецкого восстания 1682 года в России сложилось двоевластие. Царями провозгласили обоих братьев: первым (старшим) – Ивана и вторым (младшим) – Петра. Однако до достижения ими совершеннолетия правительницей была назначена их старшая сестра царевна Софья. В её руках сосредоточилась реальная власть.

Пётр вместе с Натальей Нарышкиной был отправлен в село Преображенское, которое располагалось недалеко от Немецкой слободы.


Под руководством местных немцев и голландцев Пётр получал практическое образование. Так, Франц Тиммерман обучал его арифметике, геометрии и фортификации, Карштен Брандт учил юного царя ходить под парусами, с Патриком Гордоном и Францем Лефортом Пётр изучал военное дело.

Гвардия – это отборная привилегированная часть войск.

Лавра — название крупнейших мужских православных монастырей, непосредственно подчинённых патриарху.

В поддержку младшему царю к Троицкому монастырю начали стягиваться его сторонники, в том числе войска, которые раньше были на стороне Софьи. Также к святой обители прибыл патриарх Иоаким. Однако Софья Алексеевна на брата нападать не собиралась и, оставшись без военной поддержки, ожидала развязки сложившейся ситуации.

В сентябре 1689 года Пётр с войском въехал в Москву. Софья была свергнута и заточена в Новодевичий монастырь. Также были арестованы и казнены некоторые из поддерживавших её стрельцов.

Пётр Алексеевич понимал, что для развития торговых и культурных связей Российскому государству необходим был выход к незамерзающим морям – Балтийскому либо Чёрному.

Однако для получения доступа к балтийскому побережью Россия должна была вступить в борьбу со своими давними и достаточно сильными соперниками – Швецией и Речью Посполитой. Поэтому в первые годы единовластия приоритетным направлением деятельности Петра стала война с Османской империей и Крымским ханством за выход к Чёрному морю.

В январе 1695 года Пётр издал указ о походе на юг. Однако вместо походов на Крым было решено нанести удар по турецкой крепости Азов, которая закрывала России выход из Дона в Азовское море.

Первый Азовский поход начался весной 1695 года. Осада Азова продлилась три месяца, но окончилась неудачно. Причинами неудач русской армии можно назвать отсутствие флота, единого командования и слабость артиллерии.

Уже зимой 1695 года с учётом прежних недостатков началась подготовка к новому походу. На воронежских верфях была построена гребная флотилия, которая состояла из двух крупных кораблей, двадцати трёх галер и множества мелких судов. Так был создан первый русский военный флот.

Командующим сухопутными войсками был назначен прославленный полководец, боярин Алексей Семёнович Шеин. Сам Пётр принимал участие в осаде в звании капитана на галере.


В мае 1696 года 40-тысячная русская армия вновь осадила Азов, в том числе заблокировав его флотилией с моря. Вокруг крепости был возведён огромный земляной вал. С него артиллеристы могли вести обстрел любой точки Азова.

В конце июля 1696 года крепость сдалась, не дожидаясь штурма. Эта победа впервые открыла России выход к южным морям. За взятие Азова царь Пётр пожаловал Алексею Шеину новое для России звание генералиссимуса и наградил золотым кубком.

В результате Азовских походов русский царь получил возможность для удара по Крымскому полуострову с моря. А это в свою очередь обезопасило южные границы России.

Однако для желанного выхода к Чёрному морю необходимо было укрепиться на Керченском проливе, который всё ещё контролировала Османская империя. Чтобы решить эту задачу, России нужны были союзники, поскольку сил для войны с турецким султаном, как и полноценного морского флота, у неё пока не было.

Для организации единого союза европейских государств против Османской империи и Крымского ханства Пётр в 1697 году отправил в Западную Европу Великое посольство.

Великое посольство – дипломатическая миссия царя Петра Алексеевича в Западную Европу в 1697–1698 годах.

Всего в посольство вошло около 250 человек. Полномочными послами были назначены генерал-адмирал Франц Яковлевич Лефорт, глава Посольского приказа – генерал Фёдор Алексеевич Головин и думный дьяк Прокофий Богданович Возницын. Работу посольства направлял сам царь, который находился в составе делегации под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова.

Однако союз против Османской империи Петру создать не удалось. К этому времени для европейских государств приоритетной стала борьба с Францией.


Чтобы продолжить с ней борьбу, Австрия и её союзники тайно заключили мир с турецким султаном.

Но всё же Великое посольство имело большое значение. После путешествия по Европе Пётр Алексеевич сменил курс внешней политики с южного направления на северное. Также были найдены союзники для войны со Швецией за выход к Балтийскому морю.

Кроме поиска сторонников, задачей Великого посольства было знакомство царя с жизнью и порядками в европейских странах. В его составе Пётр посетил Пруссию, Курляндию, Голландию, Англию, Австрию.

Русские добровольцы из дворян и солдат изучали военные науки, морское дело, кораблестроение. Сам Пётр работал в Голландии плотником на верфях, а в Англии учился корабельному делу, осматривал музеи и фабрики, посещал госпитали, учился делать гравюры.

Однако царю срочно пришлось вернуться в Россию, так как там готовился новый стрелецкий заговор. Следствие выяснило, что Софья, вступив со стрельцами в сговор, собиралась свергнуть Петра с престола. Царь жёстко расправился с мятежниками. Сотни стрельцов были казнены или сосланы.

Поездка в Европу сильно повлияла на Петра Алексеевича. Вернувшись из-за границы, он решил провести в России важные реформы, бороться за выход к Балтийскому морю и превратить свою страну в великую европейскую державу.

Таким образом, в первые годы единовластия Петра Алексеевича: Россией впервые был получен выход к южному морю; в Западную Европу было отправлено Великое посольство; произошла переориентация внешней политики России с южного направления на северное.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обоснованием выбора данной темы для изучения является необходимость привлечь внимание подростков к личности Петра Великого.

При разработке занятия были поставлены ряд целей:

Методическая:

- создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей;

- воспитания качеств личности;

- применения информационных технологий на уроке.

Обучающая:

- рассмотреть исторические условия вступления Петра на престол;

- сравнить состояние России и стран Западной Европы накануне проведения петровских преобразований.

Методическая разработка урока по истории на тему Правление Петра I

Большую часть своего правления государь-преобразователь провел в путешествиях, деловых разъездах и военных походах. Царь редко задерживался в столицах - Москве и Петербурге. Петр I правил "наездами". Проводя преобразования во всероссийском масштабе и подчас не имея возможности вникнуть в суть частных проблем, он передоверял, их приближенными, отнюдь не всегда мог проконтролировать деятельность этих людей. Подобное положение дел открывало дорогу многочисленным служебным злоупотреблениям, вполне обычным в Петровское время.

Эти недостатки правления отчасти уравновешивались замечательным талантом царя подбирать себе одаренных помощников, способных нести вместе с ним груз реформ и войн, притом достаточно образованных, чтобы самостоятельно решать сложнейшие вопросы внутренней политики и дипломатии. Как и Иван III, Петр был способен переступить через личную неприязнь во имя интересов дела. Он не испытывал теплых чувств к полководцу Борису Шереметеву и дипломату Петру Толстому, но тем не менее они были возвышены им за свои способности и заслуги, сослужив России добрую службу.

Петр был безразличен к нарядам, не любил официальных приемов, на которых должен был носить горностаевую мантию и символы царской власти. Его стихией были ассамблеи, где присутствующие обращались друг к другу запросто, без титулов и званий, пили водку, черпая ее глиняными кружками из банных ушатов, курили, играли в шахматы и танцевали.

Царь даже не имел собственных выездных экипажей: если требовалось организовать торжественный выезд августейшей четы, он заимствовал коляску у известных придворных щеголей - Меншикова или Ягужинского.

Военная слава и расширение территории отнюдь не исчерпывают значения царствования Петра Великого и его разносторонней деятельности. При нем развивались промышленность, и Россия даже экспортировала оружие в Пруссию. Приглашались иностранные инженеры (около 900 специалистов прибыли с Петром из Европы), немало молодых россиян отправилось за границу изучать науки и ремесла. Под наблюдением Петра были изучены российские рудные залежи; в горном деле был достигнут немалый прогресс. Была спроектирована система каналов, и один из них, соединивший Волгу с Невой, был прорыт в 1711. Строились флоты, военный и торговый. Для финансирования своих проектов царь ввел множество новых налогов, в том числе подушную подать (1724). Совершенствовалась система государственного управления. В 1711 был учрежден Сенат - высший государственный орган, ведавший законодательством и делами управления. В 1719 по приказу Петра губернии были разбиты на 50 провинций, состоявшие из дистриктов. В 1722 была издана "Табель о рангах" - система чинов государственной службы (военной, штатской и придворной). Были введены арабские цифры, гражданский шрифт, учреждались типографии, появилась первая российская газета.

Психолого-педагогическое обоснование изучения темы

Обоснованием выбора данной темы для изучения является необходимость привлечь внимание подростков к личности Петра Великого.

При разработке занятия были поставлены ряд целей:

Методическая:

- создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей;

- воспитания качеств личности;

- применения информационных технологий на уроке.

- рассмотреть исторические условия вступления Петра на престол;

- сравнить состояние России и стран Западной Европы накануне проведения петровских преобразований.

Развивающая:

- учить умению самостоятельно работать с учебной и методической литературой; логически выстраивать аргументацию собственной позиции; работать в паре; развивать умение самостоятельно вычленять причины и следствия событий, явлений.

Воспитательная:

- воспитывать потребность заниматься самостоятельной интеллектуальной деятельностью;

- воспитание патриотизма, гражданственности, высокой нравственности.

Комплексно-методическое обеспечение урока:

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок с использованием кинофильма.

Форма учебной работы: рассказ

Методы обучения:

Оформление доски:

Портреты- Софьи, Петра I, Екатерины I;

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

Основные понятия: - династия, регент, монархия, реформы.

Проблемные вопросы всей темы: Роль Петра I в истории России?

Какие ассоциации вызывает у Вас это имя?

Что Вы знаете об этом правителе и его делах?

I. Орг.момент

Взаимные приветствия учителя и учащихся: фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния кабинета; проверка подготовленности учащихся к уроку; внутренняя готовность, психологическая организация внимания.

II. Цели и задачи для обучаемых.

Мотивация учебной деятельности для обучаемых к новой теме.

Сегодня на уроке мы начинаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность и самое главное ее последствия для судеб России и Европы, вызывает споры до сих пор. Действительно, времена не выбирают, в них живут и умирают. Многие историки делят историю России на периоды до его правления и после него.

Предлагаю посмотреть презентацию к уроку.

Основные задачи урока:

Рассмотреть исторические условия вступления Петра на престол;

Сравнить состояние России и стран Западной Европы, накануне проведение петровских преобразований;

Выявить необходимость преобразований и условия для их проведения.

Ну а вам в течение многих уроков придется изучать эти многочисленные обстоятельства и ответить на вопросы, которые красной нитью пройдут через всю изучаемую тему.

Проблемные вопросы всей темы: Роль Петра 1 в истории России?

Какие ассоциации вызывает у Вас это имя? Что Вы знаете об этом правителе и его делах?

III. Объяснение нового материала

1. Дети Алексея Михайловича Романова

2. Детство Петра

3. Путь Петра к власти

Переписать учащимся в тетрадь тему, план урока, основные понятия.

Вопросы к учащимся

Вспомните, пожалуйста, что такое династия и какие династии известны Российской истории.? К какой из династий относился Петр 1? С какого времени считается правление этой династии?

Мы начинаем с Вами работать: перед Вами находятся листы с заданиями и вопросами. Ваша задача: в течение урока правильно ответить на поставленные вопросы.

Как выглядела Россия по сравнению с Западной Европой?

Какие трудности предстояло решить Петру 1 в начале правления?

Задание – выделить черты развития России 17 века?

1. Царь Алексей Михайлович правил (1645-1676 гг.). Был женат дважды. Первая жена подарила ему 13 детей. До взрослого возраста дожили 6 дочерей и два сына. Сыновья, Федор и Иван, не отличались крепким здоровьем, зато дочери были все как на подбор, круглолицы и румяны. Среди них особенно выделялась царевна Софья.

Второй женой царя стала Наталья Кирилловна Нарышкина, происходившая из старинного, но небогатого рода. Она подарила ему троих детей, старшим из них был Петр.

После смерти Алексея Михайловича царем был провозглашен его старший сын Федор. Федор правил - (1676-1682). Болезненного юношу, бояре чуть ли не на руках внесли в царскую палату и посадили на трон. Он получил прекрасное образование. Имел успехи и любовь к стихосложению, философии и риторике. Смерть в 1982 году прервала многие планы царя, не оставив прямых наследников.

Вопросы к учащимся

Охарактеризуйте царя Федора? (с детства болен)

Кто управлял государственными делами? (патриарх Иоаким)

В каком возрасте умер? (в 21 год, не оставив наследников)

Какой след он оставил в истории России? (мир с Турцией и Крымом)

Совсем другим был младший брат Федора и Ивана – 10-летний Петр. Живой, подвижный, царевич рос крепким и смышленым ребенком. С 6-го месяца начал ходить, с года не расставался с любимыми игрушками – лошадкой, пушечками и барабаном. В два года мальчику подарили серебряный кораблик. В Кремле по приказу царя Федора, любившего своего младшего брата и крестника, выкопали прудик. Там Петруша плавал в легком суденышке. Любовь к военному делу и морю осталась у него на всю жизнь.

Пробелы прерванного образования Петр потом восполнял в течение всей жизни. На печати, которой он запечатывал отправляемые им из-за границы письма, Петр вырезал девиз "Аз семь в чину учимых и учащих мя требую". Этому девизу Царь оставался верен до конца своих дней.

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра. (А.С.Пушкин)

Впервые в истории был изготовлен трон с двумя креслами. Царствовали вместе Иван с Петром (1982-89 гг.) Софья- Регент с 1982 г.

Вопросы к учащимся

Как пришла к власти царевна Софья? (регент при Иване и Петре)

Какой бунт она организовала и с какой целью? (Стрелецкий)

Перечислите ее личные качества? (умная, властная, знала языки)

Каковы ее достижения? (заключен вечный мир с Польшей, походы против крымских татар, образована Эллино - греческая академия)

3. Во время регенства сестры Петр жил в подмосковном Преображенском. Здесь он чувствовал себя на воле, в нем крепло ощущение внутренней свободы, его не сковывали жесткие рамки дворцовых правил этикета. Природная одаренность Петра, его тяга к знаниям и практическому опыту в сочетании с настойчивостью и упорством дали удивительные плоды.

Петр любил физический труд. Он плотничал, работал в кузнице, осваивал самые неподходящие царю профессии. И, как все мальчишки любил играть в войну.

Софья была встревожена не на шутку. Для укрепления своих позиций она решила использовать старый метод – восстание стрельцов. Но на этот раз план дал осечку. Постепенно многие бояре, патриарх, служилые люди приходили в Преображенское и присягали на верность Петру. Софья была отправлена в монастырь. Так в 1689 году Петр стал самостоятельным государем. Брат Иван скончался через 7 лет, и с 1696 года Петр стал единодержавным царем России.

Таков был непростой путь Петра к власти. И современников, и потомков Петра будет поражать необычайная сила и своеобразие его личности. Энергия и разносторонность сочетались в нем с грубостью, а порой и жестокостью. Целеустремленность, трудолюбие - с пристрастием к пирушкам и забавам весьма низкого толка. Неприхотливость, простота в общении - со страшными вспышками ярости и рукоприкладством; далеко не полноценное образование - с постоянной тягой к знаниям, особенно военным и техническим; его чисто "сухопутное" происхождение - с любовью к кораблям и морю; наконец, его глубочайший патриотизм - с уважением, а в молодости и с преклонением перед западной культурой.

Но этот путь был прост, если смотреть на тот путь, который Петру предстояло еще пройти.

Наследство Петру досталось незавидное.

Таким образом: перед нами те проблемы, которые вставали перед Россией, и которые нужно было решать Петру 1. (Записать в конспект)

- отставание от стран Западной Европы.

- крепостное право – беда России, причина отсталости,

- отсутствие выхода к морям,

- отсутствие морского торгового и военного флота,

- отсутствие армии нового образца.

- устарела система государственных учреждений.

- В Англии и Нидерландах широкое строительство мануфактур,

- развитие морской торговли,

Откройте атлас на стр.13 и посмотрите, какой огромной территорией управлял Петр Великий.

Какие территории вошли в состав России при Петре?

Таким образом: КАКОЙ вывод можно сделать, что нужно было сделать в России?

IV. Закрепление нового материала

Действия Петра были резкими, часто жестокими, не всегда хорошо подготовленными, но они характеризуются историками как первая не только в российской, но и в мировой истории масштабная модернизация страны с использованием западного опыта. А последствия и величие этого опыта определять Вам. Проблемные вопросы, поставленные в начале урока остаются открытым и будут постепенно решаться Вами в течение изучения самого великого периода в истории Российского государства.

О мощный властелин судьбы,

Не так ли ты над самой бездной

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

Я бы закончила сегодняшний урок словами:

“То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение. пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”.

V. Домашнее задание

Написать эссе. Вводная фраза: я считаю, что России нужны были или не нужны были реформы.


1724- запрет крестьянам уходить на заработки без разрешения помещиков.

1725 г. – указ о создании Академии наук.

Народные восстания:

1705-1706 - в Астрахани( против воеводы Ржевского). Власть к выборному купцу Якову Носову.

Расправился с ними Шереметьев.

13 марта 1706г.- Астрахань взята штурмом.

Западное направление.

1699-1700- создан Северный союз( Русское царство, Речь Посполитая, Дания, Саксония- протии в Швеции).

1700 г. – поражение под Нарвой.
1708 г. – сражение у деревни Лесная.
1709 г.- Полтавская битва.
1714 г. – победа русского флота при мысе Гангут.
1720 г. – победа русского флота у о. Гренгам.

1710-1713 гг. – русско-турецкая война.

1722-1723 г. – русско-персидская война.

1716- распался Северный союз (не хотели преимущества России)

30августа 1721- Ништадский мир

Р +выход к Балтийскому морю,порты Ригу,Ревель.+ Ингрия, Эстляндия, Лифляндия, часть Карелии с Выборгом и часть Финляндии.

Южное направление:

1695-война с Крымом за крепость Азов, первый поход.

1696- второй Азовский поход. Захват Азова. Построены флот, крепость Таганрог.

1697-16980 Великое посольство (Лефорт, Головин, Возницын и др.)

3 июля 1700- Константинопольский мир с Турцией(закреплены результаты Азовских походов и нейтралитет Турции со Швецией).

1710-1713- русско-турецкая война

Р.окружена турками на р. Прут

Р. возвращает Азов, разоряет Таганрог, Азовский флот

1722- Р. +_ Дербент

1723- Р.+несколько городов на побережье Каспийского моря, Турция захватила Грузию.

1723-Петербургский договор с Персией: Р.+ западное и южное побережье каспийского моря, г. Баку, Ленкорань, Решт.

1724- Константинопольский договор с Турцией: признавались территории России на Каспии, а Россия согласилась с территорией Турции в Закавказье.

( потом Анна Иоанновна вернёт земли Персии).

Восточное направление

Теория России.

Термины периода правления Петра I.

Дипломатическая миссия России в 1697-1698 г. в Западную Европу.

Цель- расширение и укрепление союза для борьбы с Турцией за берега Чёрного моря. Приглашение иностранных специалистов для службы, заказ военного снаряжения и оружия.

Во главе: Ф.Лефорт, Ф.Головин, П.Возницын. Пёр 1 был под именем урядника Петра Михайлова.

Маршртут: Голланди,. Англия, Австрия встреча с польским королём Августом 2, Швеция.

Приписные – крестьяне, которые приписывались к мануфактуре, их работа на ней засчитывалась вместо уплаты налогов в казну.


Урок рассказывает о становлении Петра I как российского монарха. Знакомит с детством будущего императора, периоде двоецарствия и борьбе с царевной Софьей. Отдельное внимание уделяется внешней политике Петра I: Азовских походах и Великом посольстве.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Начало правления Петра I"

25 июня 1682 в Успенском соборе Московского Кремля венчались на царство братья-соправители Иван V Алексеевич и Пётр I Алексеевич.


Однако двойной по названию трон на самом деле был тройным. За спинкой трона было предусмотрено тайное место для наставников царей. Чаще всего его занимала царевна Софья, которая помогала своим братьям во время официальных церемоний. Необходимые наставления и советы передавались через окошко, прорезанное в спинке трона над местом Петра Алексеевича, которое было задрапировано бархатом.

Более подробно о царевне Софье и периоде двоецарствия вы узнаете далее.

Вопросы занятия будут следующими: Детство Петра; братья-соправители и царевна Софья; начало царствования Петра; Азовские походы; Великое посольство 1697–1698 годов.

В 1671 году царь Алексей Михайлович женился во второй раз. Его женой стала Наталья Кирилловна Нарышкина. В этом браке 30 мая 1672 года и родился младший сын царя Пётр.

Вплоть до своей смерти в 1676 году Алексей Михайлович уделял маленькому Петру намного больше внимания, чем своим детям от Марии Милославской. Царевич рос крепким и здоровым ребёнком, чего нельзя было сказать о его старших братьях Фёдоре и Иване.

После смерти Алексея Михайловича новым царём стал 14-летний Фёдор.


Но из-за его тяжёлой болезни государственными делами занимались старшая сестра Софья и родственники по материнской линии Милославские.

Во время его правления в России было отменено местничество. Это стало важным изменением в системе государственного управления. С 1682 года при назначении на высшие должности учитывалось не знатное происхождение, а заслуги и способности.

Фёдор Алексеевич был не только братом, но и крёстным отцом Петра. По распоряжению нового царя его с пяти лет начали обучать грамоте.

Со своим первым учителем, дьяком Никитой Зотовым, Пётр выучил азбуку, научился читать по слогам и писать. Однако обучение юного царевича закончилось в 10-летнем возрасте, сразу после смерти Фёдора Алексеевича. И тогда же в Российском государстве встал вопрос о престолонаследии.

В соответствии с обычаем царём должен был стать сын Алексея Михайловича от Марии Милославской Иван, который часто болел и был не способен управлять государством. Поэтому при поддержке патриарха Иоакима Нарышкины возвели на престол 10-летнего царевича Петра.


Однако эти действия нарушали существующий порядок престолонаследия, по которому в подобной ситуации царь должен был избираться на Земском соборе.

Чтобы привлечь на свою сторону стрельцов, Милославские пустили слух о том, что Ивана задушили бояре-изменники. Против Нарышкиных выдвинулось восставшее стрелецкое войско. В ходе погрома у стен Кремля были убиты многие сторонники Петра, в том числе и двое братьев его матери Натальи Кирилловны.

После Cтрелецкого восстания 1682 года в России сложилось двоевластие. Царями провозгласили обоих братьев: первым (старшим) – Ивана и вторым (младшим) – Петра. Однако до достижения ими совершеннолетия правительницей была назначена их старшая сестра царевна Софья. В её руках сосредоточилась реальная власть.

Пётр вместе с Натальей Нарышкиной был отправлен в село Преображенское, которое располагалось недалеко от Немецкой слободы.


Под руководством местных немцев и голландцев Пётр получал практическое образование. Так, Франц Тиммерман обучал его арифметике, геометрии и фортификации, Карштен Брандт учил юного царя ходить под парусами, с Патриком Гордоном и Францем Лефортом Пётр изучал военное дело.

Гвардия – это отборная привилегированная часть войск.

Лавра — название крупнейших мужских православных монастырей, непосредственно подчинённых патриарху.

В поддержку младшему царю к Троицкому монастырю начали стягиваться его сторонники, в том числе войска, которые раньше были на стороне Софьи. Также к святой обители прибыл патриарх Иоаким. Однако Софья Алексеевна на брата нападать не собиралась и, оставшись без военной поддержки, ожидала развязки сложившейся ситуации.

В сентябре 1689 года Пётр с войском въехал в Москву. Софья была свергнута и заточена в Новодевичий монастырь. Также были арестованы и казнены некоторые из поддерживавших её стрельцов.

Пётр Алексеевич понимал, что для развития торговых и культурных связей Российскому государству необходим был выход к незамерзающим морям – Балтийскому либо Чёрному.

Однако для получения доступа к балтийскому побережью Россия должна была вступить в борьбу со своими давними и достаточно сильными соперниками – Швецией и Речью Посполитой. Поэтому в первые годы единовластия приоритетным направлением деятельности Петра стала война с Османской империей и Крымским ханством за выход к Чёрному морю.

В январе 1695 года Пётр издал указ о походе на юг. Однако вместо походов на Крым было решено нанести удар по турецкой крепости Азов, которая закрывала России выход из Дона в Азовское море.

Первый Азовский поход начался весной 1695 года. Осада Азова продлилась три месяца, но окончилась неудачно. Причинами неудач русской армии можно назвать отсутствие флота, единого командования и слабость артиллерии.

Уже зимой 1695 года с учётом прежних недостатков началась подготовка к новому походу. На воронежских верфях была построена гребная флотилия, которая состояла из двух крупных кораблей, двадцати трёх галер и множества мелких судов. Так был создан первый русский военный флот.

Командующим сухопутными войсками был назначен прославленный полководец, боярин Алексей Семёнович Шеин. Сам Пётр принимал участие в осаде в звании капитана на галере.


В мае 1696 года 40-тысячная русская армия вновь осадила Азов, в том числе заблокировав его флотилией с моря. Вокруг крепости был возведён огромный земляной вал. С него артиллеристы могли вести обстрел любой точки Азова.

В конце июля 1696 года крепость сдалась, не дожидаясь штурма. Эта победа впервые открыла России выход к южным морям. За взятие Азова царь Пётр пожаловал Алексею Шеину новое для России звание генералиссимуса и наградил золотым кубком.

В результате Азовских походов русский царь получил возможность для удара по Крымскому полуострову с моря. А это в свою очередь обезопасило южные границы России.

Однако для желанного выхода к Чёрному морю необходимо было укрепиться на Керченском проливе, который всё ещё контролировала Османская империя. Чтобы решить эту задачу, России нужны были союзники, поскольку сил для войны с турецким султаном, как и полноценного морского флота, у неё пока не было.

Для организации единого союза европейских государств против Османской империи и Крымского ханства Пётр в 1697 году отправил в Западную Европу Великое посольство.

Великое посольство – дипломатическая миссия царя Петра Алексеевича в Западную Европу в 1697–1698 годах.

Всего в посольство вошло около 250 человек. Полномочными послами были назначены генерал-адмирал Франц Яковлевич Лефорт, глава Посольского приказа – генерал Фёдор Алексеевич Головин и думный дьяк Прокофий Богданович Возницын. Работу посольства направлял сам царь, который находился в составе делегации под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова.

Однако союз против Османской империи Петру создать не удалось. К этому времени для европейских государств приоритетной стала борьба с Францией.


Чтобы продолжить с ней борьбу, Австрия и её союзники тайно заключили мир с турецким султаном.

Но всё же Великое посольство имело большое значение. После путешествия по Европе Пётр Алексеевич сменил курс внешней политики с южного направления на северное. Также были найдены союзники для войны со Швецией за выход к Балтийскому морю.

Кроме поиска сторонников, задачей Великого посольства было знакомство царя с жизнью и порядками в европейских странах. В его составе Пётр посетил Пруссию, Курляндию, Голландию, Англию, Австрию.

Русские добровольцы из дворян и солдат изучали военные науки, морское дело, кораблестроение. Сам Пётр работал в Голландии плотником на верфях, а в Англии учился корабельному делу, осматривал музеи и фабрики, посещал госпитали, учился делать гравюры.

Однако царю срочно пришлось вернуться в Россию, так как там готовился новый стрелецкий заговор. Следствие выяснило, что Софья, вступив со стрельцами в сговор, собиралась свергнуть Петра с престола. Царь жёстко расправился с мятежниками. Сотни стрельцов были казнены или сосланы.

Поездка в Европу сильно повлияла на Петра Алексеевича. Вернувшись из-за границы, он решил провести в России важные реформы, бороться за выход к Балтийскому морю и превратить свою страну в великую европейскую державу.

Таким образом, в первые годы единовластия Петра Алексеевича: Россией впервые был получен выход к южному морю; в Западную Европу было отправлено Великое посольство; произошла переориентация внешней политики России с южного направления на северное.

Читайте также: