План конспект открытого урока по истории 8 класс

Обновлено: 06.07.2024

Данная разработка урока по всемирной истории использовалась мною при проведении открытого урока в незнакомом классе ( 8 "А" класс СШ № 137 г.Минска ) в рамках конкурса профессионального мастерства "Столичный учитель - столичному образованию 2016" и набрала максимальное количество баллов (55).

Содержимое разработки

План-конспект урока по всемирной истории

Ход урока:

1. Организационный момент. Знакомство и приветствие, проверка отсутствующих в классе учащихся.

2. Актуализация знаний.

Ответы учащихся.

Учитель: Каждый гражданин своего государства желает своей стране только процветания. И вот уже на протяжении нескольких веков история доносит до нас множество фактов, когда на престол восходили люди, желающие изменить жизнь страны в лучшую сторону.

Не так давно во время археологических раскопок под Петербургом возле Зимнего дворца было найдено старинное, порядком уже истлевшее письмо. Поскольку я была участницей раскопок, то я смогла привезти это письмо вам на урок. Давайте откроем его и прочтём.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какой известной исторической личности посвящены эти строки?

Учащиеся: императрице Екатерине II .

Создание проблемного поля.

Личность Екатерины II .

Внутренняя политика императрицы.

Основные направления внешней политики.

Ребята, исходя из плана урока, как вы думаете, какие вопросы мы сегодня с вами рассмотрим? О чём мы будем говорить7

Ответы учащихся.

Обратите внимание, у каждого из вас на столах есть пригласительные билеты в виртуальное путешествие. Но есть одно условие – путешествовать мы будем командами – экипажами. Как вы думаете, ЗАЧЕМ нам объединяться в экипажи?

Ответы учащихся.

У каждого экипажа должно быть своё название. Я попрошу каждый экипаж вытянуть своё название и громко его озвучить.

Учащиеся вытягивают названия и озвучивают их.

Учитель: Пассажиры у нас есть, билеты и названия тоже, маршрутный лист находится на ваших столах.

И, конечно, как дисциплинированные пассажиры, мы должны соблюдать некоторые правила. Какие же это?

Основа работы – взаимопомощь и сотрудничество.

Умение слушать и слышать друг друга!

Что ж, экипажи готовы? Тогда отправляемся в полёт!

3. Изучение нового материала.

В каких же условиях проходило детство Екатерины II ? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам обратиться за помощью к кейс-папке. У вас на столах есть кейс – необходимый пакет исторических документов. Откройте его и найдите документ под № 1 - письмо барона Фридриха Мельхиора Гримма . Давайте его озвучим и проанализируем.

Итак, что рассказывает нам барон Фридрих Гримм о немецкой принцессе Софье ?

Анализ учащимися исторического документа.

Из письма барона Фридриха Мельхиора Гримма о Екатерине Великой:

«Софья получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился её независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм.

Учитель: К каким наукам Софья проявляла особый интерес?

Ответы учащихся.

Учащиеся: Принцесса была не по годам развита, очень любознательна, подвижна, проявляла интерес к обучению во многих науках, была человеком с невероятной тягой к знаниям. А кто из вас может похвастаться таким качеством? Кто тоже хочет хорошо закончить школу? Поднимите руки. Молодцы, значит, среди вас есть последователи Екатерины II .

Учитель: Ребята, как вы считаете, зависит ли история страны от личности человека, который стоит во главе государства, от его качеств, от черт характера?

Ответы учащихся.

Учитель: Какими качествами должен обладать правитель?

Ответы учащихся.

Учитель: Именно такими качествами и обладала Екатерина II . Это была умная, образованная, мудрая и проницательная правительница.

Ответы учащихся.

Учитель: Но согласитесь, ребята, выйти замуж – это ещё не значит стать единоличной правительницей. Так как же Екатерине удалось всё таки стать императрицей? Ответить на этот вопрос нам поможет историческая справка. Я попрошу Давидович Ксению ознакомить нас с ней.

Я попрошу найти в кейс-папке документ № 2, который называется Мемуары Екатерины Алексеевны.

В чём будет заключаться ваша задача? Пассажиры каждого экипажа должны ознакомиться с Мемуарами Екатерины и выписать в тетрадь те главные проблемы, с которыми столкнулась Екатерина при воцарении. А затем мы их проверим.

Анализ учащимися Мемуаров Екатерины II .

Учитель: Молодцы, проблемы вы обозначили. А теперь я попрошу написать напротив каждой проблемы возможные пути, способы их решения. Как бы вы лично, как МУДРЫЕ правители, решили эти проблемы?

Ответы учащихся.

Учитель: А Екатерина решала эти проблемы путем реформ.

Я попрошу найти в кейс-папке документ № 3, который называется Кластер. Кластер – это схема в виде веточки винограда с пустыми звеньями. Центральное звено – это тема нашего урока. Ваша задача будет заключаться в том, чтобы по ходу урока записывать основные направления внутренней и внешней политики Екатерины II в незаполненные звенья кластера. В итоге, у вас выстроится целостная картина периода её правления.

Учитель: Свою реформаторскую деятельность Екатерина проводила в духе просвещённого абсолютизма. Давайте с вами вспомним, где (в какой стране) зародились идеи Просвещения?

Учащиеся: Во Франции.

Учитель: Идеи просвещенного абсолютизма были разработаны в сочинениях французских просветителей Дидро, Руссо, Вольтера, с которыми Екатерина переписывалась и даже лично встречалась. Они утверждали, что все люди имеют неотъемлемые права, данные им при рождении, - право на жизнь, равенство, свободу.

Ты – гость из прошлого, ты - представитель высшего сословия, ты входишь в ближайшее окружение Екатерины II , имеешь большие права и вольности. Мы очень хотим знать, кто ты, гость из прошлого. Твоя задача – помочь нам в этом. Я предлагаю тебе достать из тубы твой правовой статус и ознакомить нас с ним.

Без суда да не лишусь я, благородный, дворянского достоинства.

Телесное наказание да не коснется до меня, до дворянина благородного.

Мне, благородному, подтверждается право покупать деревни и крестьян.

Я, благородный дворянин, самолично освобождаюсь от личных податей.

Учитель: О каком сословии идёт речь в данном документе?

Учащиеся: О дворянстве.

Учащиеся: Обязательный налог, введённый ещё при Петре I .

Аналогичную грамоту получили в 1785 году и русские города. Эта грамота предоставляла городам право на самоуправление.

Итак, какие 2 Грамоты мы можем записать в наш кластер?

Впишите их, пожалуйста, в свои кластеры.

Физкультминутка
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Екатерины мы полки!
Флот плывёт к родной земле
Флаг на каждом корабле.
Раз! Два! Три!
Екатерины мы полки!
Мы ладонь к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево, и еще
Через правое плечо.
Раз! Два! Три!
Екатерины мы полки!

Учитель: Молодцы! Послушные у меня полки. Присаживайтесь на свои места.

Учитель: О чём пытается рассказать нам автор этой картины Илья Репин? Каким было положение крестьян в русском обществе?

Ответы учащихся.

Учитель: Крайне тяжелым. Крестьяне были полностью бесправны. Им запрещалось жаловаться на своих помещиков. В случае же нарушения запрета их жестоко наказывали: могли сослать в Сибирь или отдать на каторжные работы.

Почему Екатерина II не отменила крепостное право?

Учащиеся: От труда крепостных крестьян зависело благополучие дворянства, а дворянство было опорой Екатерины II . Доведённые до отчаяния крестьяне часто поднимали бунты и восстания.

Узнать, КАКОЕ восстание было самым МАСШТАБНЫМ, нам поможет пункт 4 из параграфа 25 нашего учебника.

Я даю вам несколько минут ознакомиться с пунктом 4 из учебника, а потом ваши экипажи должны будут завершить данные утверждения:

Причиной восстания стало …

Восстание вспыхнуло в … году.

Предводителем восстания стал …

Восстание охватило следующие территории: …

Повстанцы боролись за …

Итогом восстания стало его …

Учитель: Молодцы! Можем ли мы записать в наш кластер восстание Емельяна Пугачёва как одно из важных событий эпохи Екатерины? – Можем.

Впишите, пожалуйста.

Покажите их на карте.

Учитель: Имела ли Россия выход к Чёрному морю?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Чёрное море, которое тогда называли Русским, находилось под контролем Османской империи (турок). Поэтому первоочередной задачей во внешней политике Екатерины было завоевание выхода к Чёрному морю. Что нужно для осуществления завоеваний?

Учащиеся: Для этого необходимо иметь сильную армию и флот.

Учитель: Основы для сильной армии и флота были заложены ещё Петром I , а Екатерина продолжила его начинания. Во главе российской армии Екатерина поставила талантливых полководцев и флотоводцев: Григория Александровича Потёмкина, Петра Александровича Румянцева, Александра Васильевича Суворова, адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова, которые не потерпели ни одного поражения ни на суше, ни на море.

Результат такой политики не заставил долго ждать. В результате русско-турецких войн к России отошли огромные территории. Какие же? (Не забываем, ребята, вносить их в кластер).

1791 – Причерноморье и Кубань

О России заговорили, как о великой морской державе.

Учитель: Много внимания Екатерина уделяла и восточному направлению внешней политики. В период её правления произошло 3 раздела Речи Посполитой (1772, 1793 и 1795 годы), в результате чего к России отошла Беларусь, Правобережная Украина, часть Польши и Прибалтики. В итоге, население страны увеличилось почти вдвое (с 19 до 36 млн. человек).

4. Закрепление изученного материала. Анализ кластера.

Учитель: А теперь, ребята, давайте вернёмся к нашим кластерам и посмотрим, какие преобразования в стране совершила Екатерина II , сравним ваши кластеры с кластером на слайде.

Учитель: До сих пор личность Екатерины II вызывает споры. Для одних она Великая матушка, превратившая Россию в мощную европейскую державу. Другие считают её тираном, деспотом, закрепившим крепостнические порядки.

Мы с вами, ребята, совершили длительное путешествие. А что такое путешествие? Это открытие нечто нового, интересного. А что нового вы открыли для себя благодаря нашему виртуальному путешествию?

Заслуг Екатерины перед Россией
Так много, что не сосчитать.
И я сегодня попыталась.
Частицу только рассказать.
Ну вот, рассказ я свой закончила:
Еще хочу совет всем дать,
Должны мы предков своих помнить
И историю Отчизны нашей знать.

Настало время объявить победителя нашего путешествия. Какой же экипаж оказался самым эрудированным, активным, любознательным?

Для этого нам необходимо посчитать ваши медальки.

Информирование о домашнем задании.

Авторская разработка содержит методы и приемы работы на уроке математики, позволяющие формировать функциональную грамотность младших школьников, развивать критическое мышление и речевые навыки. В конспекте содержатся готовые дидактические материалы, которые можно распечатать и использовать на своем уроке.

В конспекте представлены приёмы работы над закреплением умения проверять звонкие и глухие согласные на конце слова, упражнения на развитие мелкой моторики и умение анализировать свою работу на уроке.

Урок интересен тем, что проводится с использованием игровой технологии (деловая игра) и созданием игровой ситуации. Также в уроке находит отражение дифференцированное обучение (деление учащихся на малые группы обусловлено уровнем владения языковыми и лингвистическими компетенциями, интересами ребят, особенностями межличностных отношений в классе).

Конспект урока истории по ФГОС в 8 классе

Подготовила и провела учитель истории и обществознания высшей категории: Чубукова Светлана Александровна.

Актуальность и место урока в изучении курса истории :

1. урок имеет важное значение для формирования гражданственности, развития культуры, образования, гуманистических ценностей эпохи Просвещения.

2. урок позволяет осознать что только разумом мы можем переустроить и создать идеальное общество, защита прав, свобод, равенства человека, которые особенно остры в современном мире, формировании толерантного общества;

3. воспитательная ценность урока состоит в осознании значения философских взглядов на переустройство общества;

4. самостоятельная исследовательская деятельность с историческими документами

позволяет учащимся развивать навыки самостоятельной мыслительной деятельности, почувствовать сопричастность к истории;

5. предусмотренное индивидуальное задание по теме урока, планирование творческих заданий позволяет осуществить индивидуальный подход к организации учебной деятельности, повышать мотивацию в изучении истории.

Задачи урока:

Образовательный аспект:

1. Способствовать закреплению знаний учащихся о месте и роли новой истории (1500-1800 гг.) в мировом историческом процессе.

2. Продолжить формирование учебно-логических умений: обобщать, анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать (исторические личности, события, явления общественной жизни).

3. Учить прослеживать нить событий, связанных с эпохой Просвещения.

4. Воспитательный аспект:

5. Способствовать воспитанию уважения учащихся к историческому прошлому человечества.

6. Уверенность в собственных силах, умение преодолевать трудности через Разум, труд и верить в прекрасное будущее

7. Формировать навыки работы в коллективе, способности к социализации и самореализации личности через организацию работы в парах,

8. Развивающий аспект

9. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Понятия : Эпоха Просвещения, разделение властей, просветители, философия.

Технологии и методы: На уроке применяются:

интерактивные методы обучения, направленные на взаимодействие учителя и учащихся, учащихся в парах в ходе учебной исследовательской деятельности;

3) ИКТ как способ оптимизации наглядно-иллюстративного метода;

а) беседа с использованием презентации по теме урока;

б) анализ исторических источников (письменных документов и произведений

- структурирование и систематизация информации;

II. Основная часть

1. Вводное слово учителя.

3. Бульвар личностей

4. Творческая работа

5. Исторический диктант

8. Работа с текстом

10 создание кластера

V. Подведение итогов.

- презентация по теме урока;

- раздаточные материалы- тексты, содержащие фрагменты исторических источников

Для работы на уроке формируются пары. Расположение учащихся в классе должно быть комфортным, удобным для всех форм деятельности и имело возможность быстро перестраиваться в группы.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

-- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Я надеюсь, что вы не растеряетесь и мы с вами будем работать в обычном режиме. Показ двух первых слайдов:

Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Для чего должны Мы учиться? Безусловно, чтобы изучать множество наук и способствовать развитию нашего разума. Образованный, просвещенный человек, четко и ясно представляет себе, что такое добро, справедливость, культура, свобода, равенство и многие категории, которые необходимы для социального прогресса.

- Ребята мы с вами много говорили об эпохе и времени преобразования.

- Скажите мне, пожалуйста, как вы считаете, какие изменения в мировоззрении людей произошли благодаря идеям Великих Просветителей?

(Подчеркивается, что для эпохи просвещения и для гуманистического мировоззрения был характерен взгляд на человека как на высшее творчески одаренное существо).

- Ребята, а что на ваш взгляд тормозило развитие человечества?

(абсолютизм, феодальные порядки, религия, ограничение его свободы, доступ к образованию).

1.Автор и его произведение

2. Ученый и открытие

А) представления о кровообращении и зарождении жизни; Б) открыл главные законы механики; В) наблюдал небо в свой собственный телескоп; Г) изобрел чугун; Д) пытался доказать то, что Вселенная бесконечна

3. Великие просветители

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный план соответствует ФГОС. Его можно использовать как в групповой, так и парной работе. По типу урок комбинированный.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с детством и воспитанием царя, с первыми преобразованиями Александра, дать оценку этим преобразованиям;
  • Развивать навыки анализа документов, постановки и разрешения проблем;
  • Обогащать и усложнять исторический словарный запас учащихся;
  • Развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости.

Внутренняя политика Александра I.

МБОУ СОШ Беркет-Ключ

Познакомить учащихся с детством и воспитанием царя, с первыми преобразованиями Александра, дать оценку этим преобразованиям;

Развивать навыки анализа документов, постановки и разрешения проблем;

Обогащать и усложнять исторический словарный запас учащихся;

Развивать умение оценивать других людей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Методы обучения: проблемный, частично – поисковый, практический, исследовательский.

Формы организации деятельности: индивидуальная, парная.

Оборудование: компьютер, карточки, схемы, компьютерные презентации.

Образовательные технологии: технология развивающего обучения, технология урока на деятельностной основе.

На уроке используется по характеру содержания обучающее – воспитывающая, гуманистическая.

Методическая цель:

Создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся;

Создание проблемной ситуации;

Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;

Стимулировать учащихся к высказыванию собственного мнения;

Оценить конечный результат и процесс деятельности;

План - конспект

Проверка домашнего задания:

Назовите границы Российской империи.

Приведите не менее трех фактов, доказывающих, что Россия в начале XIX века была преимущественно аграрной.

Задание для ученика у доски:

Начертить схему государственного управления в России на рубеже XVIII – XIX вв., назвать особенности политического строя России.

Какие черты характера императора, на ваш взгляд, могут рассматриваться как достоинства верховного правительства?

Запись на доске: Александр I ( 1801 – 1825 ) – годы правления.

Объяснение учителя с элементами беседы:

Вступив на престол, Александр торжественно провозгласил, что в основе его правления будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов.

В это время было сильно влияние на умы людей Века Просвещения и французской революции.

Начало царствования:

Первыми мероприятиями Александра I стали:

Восстановление в полном объеме Жалованной грамоты дворянству и городам.

Запись в тетрадях:

Жалованная грамота дворянству.

Меры по крестьянскому вопросу:

1801г. – право покупки земли получают купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне.

О чем свидетельствует данная мера?

Запрещение публиковать объявления о продаже дворовых.

Работа с документом:

- как объявления характеризуют отношения дворян к крепостным?

Дайте оценку решению царя о запрете печатать подобные объявления.

Указ, отменявший право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки.

Закон, по которому помещик был обязан кормить своих крестьян в голодные годы.

Запись в тетрадях:

1803г. – указ о вольных хлебопашцах.

Работа с документом:

Прочитать отрывки из указа о вольных хлебопашцах.

« Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам. Если последует от нас решение, желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в гражданской палате.

Если крестьянин или целое селение не исполнит своих обязательств, то возвращается помещику с землею и семейством его во владение по прежнему.

Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землею отпущенные, если не пожелают войти в другое состояние, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев.

Беседа по вопросам к документу:

Назовите условие необходимое для освобождения крестьян?

К какому сословию принадлежали крестьяне после освобождения по указу?

Каковы были права и обязанности вольных хлебопашцев?

Предположите, каковы были практические результаты издания этого указа.

Реформы М.М. Сперанского:

Объяснение учителя:

Разработкой проекта реформы органов власти занялся М.М. Сперанский.

Работа с учебником и беседа по вопросам:

Прочитать в учебнике о проекте реформ М.М. Сперанского и устно ответить на вопросы.

- Вспомните идеи Просвещения XVIII в. Какие из этих идей нашли свое отражение в проекте Сперанского?

- Какое учреждение представляло законодательную власть?

- Как по проекту должно было происходить формирование Государственной Думы в результате непрямых многоступенчатых выборов?

- Исходя из своего ответа на предыдущий вопрос, сделайте вывод о том, какими правами наделялось население страны.

- Представители какого сословия по проекту были ограниченны в правах?

- Как вы думаете, почему проект вызвал недовольство со стороны дворянства?

Читайте также: