План конспект нетрадиционного урока по биологии 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

Цель : сформировать у учащихся представление о типе простейшие или одноклеточные, об особенностях их жизнедеятельности в связи с одноклеточностью, о классификации и основных представителя данного типа

Понятия: одноклеточность, амеба, инфузория - туфелька, эвглена зеленая, фоторецептор, таксис, хемотаксис, фототаксис.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты :

Предметные - обобщение и закрепления знаний о многообразии и классификации одноклеточных животных, о мерах борьбы и профилактики заражения паразитическими простейшими, о роли одноклеточных в природе и жизни человека.

Метапредметные:

познавательные - умение выделять главное в тексте, работать с дополнительной учебной информацией структурировать учебный материал, грамотно формулировать выводы;

коммуникативные - умение работать в паре, выслушивать мнение других, высказывать и отстаивать своё мнение

регулятивные - умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки и самоанализа

личностные - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе выполнения учебных заданий.

ХОД УРОКА

1.Организационный этап.

2 .Актуализация опорных знаний.

Чем одноклеточные организмы отличаются от многоклеточных, кроме количества клеток?

3 Изучение нового материала.

1.Общая характеристика одноклеточных

Насчитывается около 70 тыс. видов одноклеточных животных (Простейших).

Их тело состоит из одной клетки, которая осуществляет все жизненно важные функции, присущие целостному организму: движение, питание, дыхание, выделение и т. д.

Форма и размер клеток простейших разнообразны. Рассмотреть их можно только с помощью увеличительных приборов. Размеры простейших в среднем 0,1 – 0,5 мм (бывают особи около 0,01 мм, но встречаются и более крупные организмы размером в несколько миллиметров). Встречаются и колониальные формы простейших. Одни простейшие не имеют постоянной формы тела, у других она относительно постоянна.

Обитают одноклеточные животные преимущественно в жидкой среде — в морской и пресной воде, влажной почве, в других организмах. При неблагоприятных условиях (высыхании водоёмов, повышении и понижении температуры) простейшие могут образовывать плотную защитную оболочку, превращаясь в цисту (рис. А).

— временная форма существования, приспособленная для переживания неблагоприятных условий.

При наступлении благоприятных условий (рис. Б) животное покидает оболочку цисты и продолжает свою жизнедеятельность.

От внешней среды одноклеточный организм отграничен клеточной мембраной, внутри клетки содержится цитоплазма с одним или несколькими ядрами и органеллы.

Органеллы — постоянные структуры клетки, которые выполняют определённые функции.

Органеллы передвижения простейших представлены ложноножками, жгутиками, ресничками.

Ложноножки (псевдоподии)

— непостоянные выросты цитоплазмы, которые не имеют плотной клеточной оболочки.

Псевдоподии образуются за счёт перетекания цитоплазмы внутри клетки и обеспечивают не только передвижение одноклеточного, но и захват пищи.

Реснички и жгутики обеспечивают более быстрое передвижение, чем псевдоподии.


Характерными для клеток простейших являются пищеварительные и сократительные вакуоли.

Вакуоли — полости в клетках, отграниченные мембраной и заполненные жидкостью с растворёнными в ней веществами.

Сократительные вакуоли есть преимущественно у пресноводных простейших. Они выводят из организма простейшего избыток воды. Концентрация солей в пресной воде значительно ниже, чем в цитоплазме клетки простейшего. Поэтому по законам физики вода, окружающая организм простейшего, поступает в клетку. Чтобы избежать разрыва клетки, излишек воды выводится из клетки благодаря сокращениям вакуоли. А вместе с водой также выводятся продукты обмена, вредные для организма.


Пищеварительные вакуоли обеспечивают переваривание пищи, которая поступает в клетку. Непереваренные остатки пищи у одних организмов могут выделяться в любом месте на поверхности клетки, у других они выводятся через специальные органеллы.

Обрати внимание!

Одноклеточные животные питаются готовыми органическими веществами (бактериями, одноклеточными водорослями и другими одноклеточными организмами). Такой тип питания называется гетеротрофным.

Для одноклеточных, помимо гетеротрофного типа питания, также присущ миксотрофный тип. Формы с таким типом питания на свету способны к фотосинтезу — созданию органических веществ из неорганических (автотрофный тип питания), а в темноте переходят к гетеротрофному типу питания.

Миксотрофный тип питания — смешанный тип питания, при котором организм одновременно способен питаться как авто-, так и гетеротрофно.

Простейшим свойственна раздражимость. Реакции простейших проявляются в виде движения по направлению к источнику раздражения либо в противоположную сторону. Такие реакции называют таксисами.

Раздражимость — способность определённым образом реагировать на изменения окружающей среды.

Таксисы — двигательные реакции в ответ на стимул (раздражитель) по направлению к нему либо от него.

Какие черты роднят эти организмы? Прежде всего то, что у них все функции живого выполняет одна клетка. Их одноклеточное тело обладает функциями целостного организма, с присущими ему физиологическими процессами: дыханием, пищеварением, выделением, размножением и раздражением.

Форма клеток разнообразна и может быть постоянной (жгутиковые, инфузории) и непостоянной (амеба).

Покровы простейших представлены либо только плазматической мембраной, либо еще и плотной, довольно гибкой и эластичной оболочкой пелликулой, придающей им относительное постоянство формы тела, цитоплазме четко различаются два слоя: поверхностный, более плотный — эктоплазма, и внутренний, более жидкий и зернистый — эндоплазма, в которой располагаются органеллы простейшего.

У пресноводных одноклеточных животных имеются сократительные вакуоли, которые удаляют избыток воды из клетки. У морских и паразитических простейших сократительные вакуоли, как правило, отсутствуют

Органоиды движения : ложноножки, жгутики, реснички. Питание: автотрофное (фотосинтез), гетеротрофное (фагоцитоз, пиноцитоз, осмотически), сапротрофное (мертвая органика).

Размножение: бесполое (делением ядра митозом, а затем продольный или поперечный цитокинез); множественное деление; половое — конъюгация (инфузории) и копуляция (жгутиковые). Раздражимость: Ответные реакции простейших на различные раздражения получили название таксисов. Они проявляются в основном в форме движения.

Таксисы могут быть положительными, если животное движется к источнику раздражения, и отрица­тельными, если оно уходит от раздражителя. Так, эвглене зеленой свойствен положительный фототаксис — движение к источнику света, а инфузории туфельке — отрицательный хемотаксис — движение в обратную сторону от помещенного в воду кристаллика соли и т.д. Таксисы позволяют простей­шим находить наиболее подходящие для их жизни условия и уходить от неблагоприятных воздействий среды.

Газообмен у одноклеточных животных осуществляется всей поверхностью тела. Образ жизни: свободноживущие и паразитирующие.

2.Значение: Санитарная, Почвообразовательная, Образуют залежи мела, Разведка полезных ископаемых, Вызывают протозойные заболевания животных и человека.

3 .Классификация

Класс Жгутиковые (Лямблии, трипаносомы)

Класс Саркодовые (дизентерийная амеба)

Класс Инфузории (Инфузория – туфелька)

Класс Споровики (Малярийный плазмодий)

Жгутиконосцы — одноклеточные организмы, органоидами движения которых служат длинные выросты, называемые жгутиками. Число жгутиков у разных видов разное — от одного до нескольких сотен. Большинство жгутиковых имеют постоянную форму тела, поскольку оно покрыто тонкой и эластичной оболочкой — пелликулой.

Пелликула — наружный плотный слой цитоплазмы, обеспечивающий сохранение постоянной формы клетки.

Эвглена зелёная

Эвглена зелёная распространена в пресноводных водоёмах. В передней части её клетки имеется один жгутик, а около жгутика расположены: сократительная вакуоль, которая выводит излишек воды из организма, и ярко-красный светочувствительный глазок — стигма, который воспринимает изменения освещённости.

Стигма — светочувствительный глазок, способный к определению источника света.

Ближе к задней части клетки располагается ядро.

В цитоплазме эвглены содержатся хлоропласты, заполненные хлорофиллом. Это обеспечивает её способность к фотосинтезу.

Эвглена способна изменять свой характер питания в зависимости от условий окружающей среды. На свету она питается автотрофно, а в темноте — гетеротрофно (поедает частицы органических веществ, мелких животных, одноклеточные водоросли). Такой тип питания называется миксотрофный (смешанный).

Через сократительную вакуоль вредные вещества (продукты распада) и избыток воды выводятся наружу.

Эвглена дышит кислородом, растворённым в воде. Газообмен происходит, как и у амёбы, через всю поверхность тела.

Размножение. Размножается эвглена зелёная продольным делением надвое:

К жгутиконосцам относят более 7000 видов. По характеру питания и обмена веществ их делят на растительныхи животных.

К животным жгутиконосцам относится бодо, обитающий в тех же водоёмах, что и растительный жгутиконосец эвглена зелёная.

Строение жгутиконосца бод

1 — клеточный рот; 2 — жгутики; 3 — мембрана; 4 — цитоплазма; 5 — ядро; 6 — митохондрия; 7 — пищеварительная вакуоль.

Бодо движется в воде при помощи двух жгутиков, расположенных на переднем конце тела. Это животное не имеет хлорофилла, поэтому ему свойственно только гетеротрофное питание. Пищей ему служат бактерии, одноклеточные водоросли и микроскопические животные, которых бодо при помощи жгутиков подгоняет ко рту и заглатывает.

Тела колониальных жгутиконосцев состоят из многих клеток.

К животным жгутиконосцам относят многих возбудителей заболеваний человека.

Трипаносома — возбудитель сонной болезни, паразитирует в крови человека.

Трипаносома

На переднем конце клетки начинается жгутик, который продолжается вдоль всей клетки, соединяясь с ней тонкой волнообразной перепонкой.

Переносчик трипаносом — муха цеце. Заболевание распространено в Африке. При укусе больного человека в кишечник мухи попадают трипаносомы и начинают там размножаться. После этого они попадают в слюнные железы насекомого. Если такое насекомое кусает здорового человека, то трипаносомы попадают в его кровеносную систему и вызывают сонную болезнь. Сонная болезнь характеризуется нервными и психическими расстройствами, сонливостью и истощением организма. Это приводит к смерти человека.

Лейшмании — жгутиковые простейшие, паразиты человека, вызывающие заболевание — лейшманиоз.

Лейшмании

Заболевание распространяется москитами.

При укусе больного человека в пищеварительную систему самки москита попадают лейшмании, которые начинают там размножаться. После этого они попадают в слюнные железы москита. При укусе здорового человека лейшмании попадают в его рану. Заболевание проявляется возникновением язв на коже, иногда поражением внутренних органов.

Жизненный цикл лейшманий

В теле москита лейшмании имеют длинный жгутик, веретеноподобную форму.

А в теле человека у них короткий жгутик, круглая форма, они неподвижны.

Лямблии — жгутиковые простейшие, паразитирующие в кишечнике человека.

Строение лямблии

Лямблии попадают в организм человека с употреблением заражённой воды и пищи. В кишечнике человека питаются переваренной пищей. В окружающую среду попадают с фекалиями. Находясь в теле человека, лямблии вырабатывают токсины, которые нарушают работу внутренних органов.

Трихомонады — жгутиковые простейшие, паразитирующие в кишечнике человека. Вызывают кишечный трихомониаз. Питаются трихомонады бактериями, живущими в кишечнике человека, и вызывают диарею. Заражение происходит путём употребления заражённых трихомонадами пищи и воды.

Представители Типа Инфузории, или Ресничные — наиболее высокоорганизованные простейшие животные.

Характерные особенности инфузорий :

на поверхности тела у них имеются реснички (органы передвижения), которые находятся в постоянном движении, что обеспечивает быстрое перемещение инфузорий.

В клетке инфузорий два ядра, разных по размеру и функциям. Большое (вегетативное) ядро — макронуклеус — отвечает за питание, дыхание, движение, обмен веществ; малое (генеративное) ядро — микронуклеус — участвует в половом процессе.

Инфузория туфелька

В тех же водоёмах, где живут амёба протей и эвглена зелёная, встречается и это одноклеточное животное длиной 0,5 мм с формой тела, напоминающей туфельку — инфузория туфелька.

Передвижение. Инфузории-туфельки быстро плавают тупым концом вперёд, передвигаясь при помощи ресничек.

На теле инфузории имеется углубление — клеточный рот, который переходит в клеточную глотку. Около рта располагаются более крупные реснички. Они загоняют в глотку вместе с потоком воды бактерий — основную пищу туфельки. На дне глотки формируется пищеварительная вакуоль, в которую попадает пища. Пищеварительные вакуоли перемещаются в теле инфузории током цитоплазмы. В пищеварительной вакуоли происходит переваривание пищи, переваренные продукты поступают в цитоплазму и используются для жизнедеятельности инфузории.

Оставшиеся в пищеварительной вакуоли непереваренные остатки выбрасываются наружу через особую структуру в заднем конце тела — порошицу.

Выделение. В организме инфузории-туфельки находятся две сократительные вакуоли, которые располагаются у переднего и заднего концов тела.

СОКРАТИТЕЛЬНЫЕ ВАКУОЛИ ВЫВОДЯТ НАРУЖУ ИЗЛИШЕК ВОДЫ.

Как и у других свободноживущих одноклеточных животных, у инфузорий дыхание происходит через покровы тела .

Корненожки — одноклеточные организмы, передвигающиеся при помощи ложноножек (псевдоподий). В основном корненожки живут в одной среде. Питаются водорослями, бактериями и другими простейшими. Размножаются в основном бесполым путём.

Амёба протей

обитает в пресных водоёмах. Амёба не имеет постоянной формы тела, её клетка образует выросты — псевдоподии — за счёт перемещения цитоплазмы. Цитоплазма состоит из 2 слоёв: наружного (эктоплазмы) и внутреннего (эндоплазмы). Клетка имеет одно ядро, пищеварительные вакуоли, сократительную вакуоль и другие органеллы. Размножается амёба делением надвое (см. предыдущий раздел).

Питается амёба путём фагоцитоза.

Фагоцитоз — процесс, в ходе которого псевдоподии клетки обволакивают твёрдую пищевую частицу, после чего происходит её поглощение и переваривание с использованием пищеварительной вакуоли.

1 — ядро одноклеточного организма;
2 — вакуоль;
3 — бактерия;
4 — поглощённая бактерия

Дизентерийная амёба

паразитирует в кишечнике человека и вызывает заболевание — амёбную дизентерию. Заболевание возникает редко. В основном амёба живёт в кишечнике и питается там бактериями. Но иногда она травмирует стенку кишки, образуя язвы, проникает в кровь и начинает питаться клетками крови, вызывая дизентерию. На определённом этапе паразитирования она попадает в прямую кишку, где образует цисту (инцистируется) и выходит в окружающую среду вместе с калом. Распространяется мухами и может попадать на пищевые продукты.

Фораминиферы (раковинные амёбы)

живут исключительно в солёной воде. Они концентрируют в своём теле кальций, из которого формируют раковинки.

Раковинка выполняет защитную функцию, её стенки пронизаны мельчайшими порами, через которые наружу выходят псевдоподии. Внутри раковинок находятся цитоплазматические органеллы и одно ядро. При размножении у фораминифер чередуются половое и бесполое поколения. Взрослая фораминифера представляет собой бесполое поколение. Она даёт половое поколение, которое даёт жизнь бесполому поколению. Древние фораминиферы принимали участие в образовании меловых гор.

Радиолярии (или Лучевики) и Солнечники — одноклеточные, реже колониальные, простейшие, имеющие минеральный скелет (в состав которого входит кремний), который выполняет защитную функцию. Скелет имеет поры, через которые выходят псевдоподии в виде тонких нитей. Все они — планктонные организмы.

Планктонные организмы — организмы, свободно дрейфующие в толще воды ближе к её поверхности.

Паразитические простейшие — это одноклеточные животные, которые живут за счёт других организмов, называемых хозяевами.

Споровики — одноклеточные организмы, ведущие исключительно паразитический образ жизни. Их около 4 тыс. видов. Они паразитируют в организмах червей, насекомых, зверей и человека.

Из-за паразитического образа жизни споровики отличаются от других простейших:

у взрослых споровиков нет органоидов движения.

Пищеварительных и сократительных вакуолей нет, так как питание осуществляется всей поверхностью клетки.

Размножение у большинства споровиков бесполое. Клетка паразита распадается на множество дочерних клеток — самостоятельных организмов.

В организме человека может паразитировать около 30 видов простейших. Наиболее опасным для человека является малярийный плазмодий — возбудитель малярии.

Жизненный цикл малярийного плазмодия сложен и протекает со сменой хозяев: малярийный комар (рода Анофелес) — основной хозяин; человек — промежуточный хозяин.

Основной хозяин — организм, внутри которого паразит размножается половым путём.

Промежуточный хозяин — организм, внутри которого паразит размножается бесполым путём. Таких хозяев может быть несколько у одного паразита.

Бесполое размножение: при укусе самкой комара паразиты со слюной комара попадают в кровь человека и проникают в клетки печени. Здесь они делятся и в результате образуют формы, способные поселяться в эритроцитах (красных клетках крови). В эритроцитах плазмодий активно размножается, и в результате плазмодиев становится настолько много, что клетка крови лопается. Паразиты попадают в кровь и поражают её новые клетки. Во время разрыва кровяных клеток у человека возникают приступы лихорадки (высокой температуры тела).

Половое размножение: во время сосания крови больного человека самкой комара плазмодий попадает в пищеварительный тракт комара. Там происходит половое размножение, в результате которого формируются особи следующего (бесполого) поколения. Во время укуса они попадают в кровь человека, и цикл повторяется.

Проводятся нестандартные уроки по биологии в 7,8,9,11классах.

ВложениеРазмер
nestandartnye_uroki_po_biologii._uchitel_biologii_kovalyova_t.e.docx 46.86 КБ

Предварительный просмотр:

Нестандартные уроки биологии

Учебно-методический материал по биологии содержит четыре методические разработки нестандартных уроков биологии в 7, 8, 9, 11 классах.

Учебно-методический материал представлен по следующим темам:

1) 7 класс: Урок взаимообучения учащихся. Тема: Тип Кишечнополостные. Пресноводный полип гидра.

3) 9 класс: Урок – лекция. Тема: Генотип как целостная система.

Урок взаимообучения учащихся. 7 класс.

Тема: Тип Кишечнополостные. Пресноводный полип гидра.

Образовательные: на примере пресноводного полипа гидры детально изучить строение кишечнополостных. Выявить отличия многоклеточных животных от одноклеточных.

Развивающие: учить учащихся устанавливать связь между строением и функциями отдельных клеток и организма в целом. Продолжить формирование умений анализировать и сравнивать, выделять наиболее существенные признаки и свойства понятий, формулировать выводы, применять знания в новой ситуации,

Воспитательные: способствовать развитию познавательного интереса учащихся к своему предмету. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

2. Рисунки различных клеток гидры.

3. Таблички с новыми терминами.

4. Магниты и магнитная доска.

5. Картинки с изображениями различных видов гидр, актиний, медуз и коралловых полипов.

6. Влажные препараты актинии и кораллового полипа.

7. Мультимедийный проектор.

На предыдущем уроке учащиеся разделены на 3 группы примерно одинакового уровня и получили домашнее задание: с помощью учебника и дополнительной литературы подготовить один из вопросов:

1. Систематическое положение гидры.

2. Строение гидры.

3. Функции клеток гидры.

Сегодня мы присутствуем на заседании ученого совета НИИ Многоклеточных животных. Директор института – (представляется один из учащихся класса). Секретарь – (представляется секретарь). На заседании присутствуют представители кафедр систематики, анатомии и физиологии многоклеточных животных. На кафедрах этого института в последнее время проведена большая работа по изучению животных типа Кишечнополостные. Но, поскольку исследования по отдельным вопросам проводились на разных кафедрах, все эти данные носят разрозненный характер. Сегодня в результате совместной работы мы должны сопоставить все имеющиеся в настоящее время сведения об этом типе животных и ответить на несколько очень важных вопросов:

1. Что объединяет кишечнополостных животных в один тип?

2. Какая существует связь между строением и функциями отдельных клеток и организма в целом?

3. Чем отличаются многоклеточные животные от одноклеточных?

Итак, первый вопрос мы задаем директору НИИ:

- Почему именно типу Кишечнополостных институт уделяет в последнее время много внимания? (говорит директор НИИ)

Вопросы кафедре систематики:

- К какому подцарству животных относится тип Кишечнополостные и почему?

- Какие животные объединяются в тип Кишечнополостные? Каковы их общие признаки?

- На какие классы делится тип Кишечнополостных?

(класс Гидроидные – медузы и полипы, класс Коралловые – одиночные и колониальные формы).

Для более подробного знакомства с типом остановимся на одном из его характерных представителей – пресноводной гидре.

Запишем систематическое положение гидры: (на доске пишет секретарь, учащиеся записывают в тетради)

п/ц – Многоклеточные животные

вид – пресноводная гидра

- Какие особенности строения имеет это животное?

1. Внешнее строение

2. Внутреннее строение

  • Щупальца
  • рот
  • подошва
  • лучевая симметрия
  • кишечная полость
  • эктодерма
  • энтодерма
  • мезоглея – опорная пластинка
  • кожно-мускульные клетки
  • нервные клетки
  • нервное сплетение
  • стрекательные клетки
  • пищеварительные клетки

Картинки различных типов клеток, изображенных крупным планом, прикрепляются к магнитной доске.

Вопросы кафедре физиологии:

1. Какие функции выполняют названные группы клеток гидры?

2. Как связаны функции, выполняемые различными клетками гидры, с их строением?

Учащиеся записывают в тетради определение (дается учителем под диктовку):

Рефлекс – это ответная реакция организма на действие раздражителей при помощи нервной системы.

- Какая еще защитная реакция есть у гидры, кроме рефлекса?

(Учащиеся дают ответ. Демонстрируется презентация, рисунок стрекательной клетки, таблица).

- В чем состоят особенности внутреннего строения гидры?

(Отвечает кафедра анатомии)

- Какую роль играют пищеварительные и железистые клетки?

(Рассказывает кафедра физиологии)

У меня к вам еще один интересный вопрос: мне известно, что на кафедре физиологии проводился занимательный эксперимент: если гидру измельчить даже на 200 частей, из каждой вырастет новый организм.

– Как вы объясните результаты этого эксперимента? (отвечают физиологи)

  • регенерация (табличка с термином)
  • промежуточные клетки (таблица)

Учащиеся под диктовку учителя записывают в тетради определение:

Регенерация – процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела.

А теперь нам осталось ответить на последний вопрос:

- Чем отличаются клетки одноклеточных животных от клеток многоклеточных животных? (отвечают систематики)

  1. Итак, к каким же выводам мы пришли в результате нашей работы?

Учащиеся сначала самостоятельно отвечают на вопросы, поставленные в начале урока (записанные на доске), а затем зачитывают эти выводы в учебнике. (Идет закрепление материала урока).

Учащимся предлагается проверочная работа на 5 минут в виде тестов на выбор правильного ответа. В тестах дано 5 вопросов, включающих основной материал урока. Работа выполнятся на листочках.

Итоговая оценка за урок выставляется с учетом работы в течение всего урока и заключительной тестовой проверки.

Оценки объявляются всем учащимся, в журнал выставляются только положительные (с учетом желания каждого учащегося).

Дается возможность доучить материал дома при выполнении домашнего задания и получить более высокую оценку на следующем уроке).

Тема: Организм – единое целое

Образовательные: способствовать формированию понятия о функционировании организма как единого целого, о способах регуляции функций организма.

Развивающие: содействовать развитию умения работать в группе, отбирать и систематизировать материал по заданной теме; развивать познавательный интерес школьников.

Воспитательные: воспитывать чувства коллективизма, ответственности, стремление не подвести одноклассников.

Оборудование: 1. Таблицы по курсу биологии 8 класса: Нервная система;

2. Мультимедийный проектор.

4. Таблички с названиями команд.

Методика проведения урока:

Для проведения урока класс делится на команды, и избираются капитаны. Оптимальный состав команды – 4-5 человек (вместе с капитаном). Капитан по жребию набирает себе команды, по очереди вытаскивая жетончики с фамилиями учащихся класса. При таком распределении число сильных, средних и слабых участников в командах примерно одинаково.

Столы в классе сдвигаются так, чтобы вокруг них могла сидеть одна команда. За каждой командой закрепляется определенный номер (или название).

Данный урок – урок изучения нового материала, форма работы – групповая.

Далее учащиеся работают в группах над решением поставленной задачи: учащиеся ищут в учебнике ответы на вопросы.

Если же команда дала ответ на вопрос, то любая другая команда имеет право выступить с возражением или дополнением. Причем, для формулировки этих возражений или дополнений учитель вправе назвать любого члена этой команды. Если он не в состоянии это сделать, то считается, что команда не имеет возражений или дополнений. В случае принятия возражений или дополнений они оцениваются определенным количеством баллов.

В конце урока все команды оформляют итог своей работы в виде выводов по данной теме и получают за это определенное количество баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшую сумму баллов.

Урок(2 часа) для праздника "Прощание с ботаникой" в форме познавательной игры с чаепитием и постановкой сказки о чае. Применялись индивидуальный и групповой методы.

ВложениеРазмер
netradicionnyy_integrirovannyy_urok.docx 26.44 КБ

Предварительный просмотр:

в форме познавательной игНетрадиционный интегрированный урок

по теме: "Культура чая и чай как культура на Дону"

по предметам: технология и биология

учитель Боярская Н.В.

учитель – технологии Авдиенко Г. Г.

Тип урока : урок закрепления и углубления знаний в индивидуальном режиме

в форме познавательной игры

с применением компьютерных технологий

Форма урока : бинарный комбинированный урок с применением групповой и индивидуальной работы учащихся

Методы: наблюдение, моделирование и эксперимент, словесные(сюжетно-информационные беседы, рассказ, инструктивное объяснение)

Технологии : интерактивные с применением компьютера

Знакомство с бытом и традициями европейцев ,россиян и народов Дальнего Востока через изучение чая, культуры имеющей широкое распространение /2 место в мире, после воды, знакомство с чаем как культурой, с чаем как частью быта и его культурой потребления. Показать это взаимопроникновение культур, как залог развития и сохранения культуры.
.Практическое применение полученных знаний.

Пропаганда здорового образа жизни.

Сохранение национальных русских традиций чаепития Русские промыслы.

Самовар, подстаканник со стаканом, чайный сервиз, китайский чайный сервиз, комплект для китайской чайной церемонии, сушки, баранки на связке, пряники, конфеты, молоко в молочнике, прозрачные стеклянные чайники, пиленый сахар, мед, варенье нескольких видов, туесок из бересты, конфетница -Хохлома, сахарница -Гжель, лимон(на Руси с 15 в.), вилочка под лимон, щипчики для колки сахара, щипчики под сахар. Чай черный байховый, чай краснодарский, чай зеленый, чай желтый, каркаде, матэ, деревянные подставки под чайник, скатерть, салфетки льняные, салфетки бумажные, халва. Чай "ройбуш". Чай из Юайньской провинции.
Компьютер, проектор, доска, карта "Великие географические открытия", CD-диск "Горячее наслаждение - чай".

Придумать слоган о чае, оформить вопросы викторины о чае и провести ее дома с родителями, или в классе.

Дети входят в класс.
ученица 8б класса, показывает презентацию о чае.
Учитель Панфилова Л.А. читает стихотворения А. Блока

На улице дождик и слякоть
Не знаешь с чем горевать.
И скучно, и хочется плакать
И некуда силы девать.

Глухая тоска без причины
И дум неотвязных угар,
Давай-ка наколем лучины,
Раздуем себе самовар.
Авось, хоть за чайным похмельем
Ворчливые речи мои
Затеплят случайным весельем
Сонливые очи твои.
За верность старинному чину!
За то, что бы жить не спеша.
Авось и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа.

Запись д/з ,приглашение в класс, обьявление темы урока.
Чтение стихотворение А. Блока

Подготовка к уроку.
Работа с компьютером . Тема на экране

А как вы бы определили по названию урока, какие вопросы мы будем сегодня изучать?

Ира - задачи сформулировала сама. слайд 2
Дополнение другими учащимися.
Где рос чай. Как появился в Европе. Как попал на Русскую территорию, какие виды чая есть. Как обрабатывают и готовят чай. Какие традиции потребления чая в каждой стране

Какие вы знаете легенды о появлении чая?

Да, а знаете ли вы, что слова " чай" и "бодрость" по-китайски обозначаются 1 иероглифом.

О буддийском монахе, заснувшем однажды и терзаемый муками совести он отрезал себе веки, предательски закрывшие ночью его глаза и бросил их на землю. И на том месте вырос чайный куст. Из листьев монах приготовил напиток, придающий удивительную бодрость.

6-7 минута урока

Ребята! Работая на уроке Составьте таблицу, придумав только название граф, т.о. что бы отразить весь материал урока / на доске образец / Кому трудно, запишите? викторины о чае. Эта часть д/з.

Готовят тетради. Ручки. И уже некоторые ребята стали сразу работать в тетради

А вот еще одна легенда , но теперь о самом дорогом чае "Колодец дракона" рассказ учителя….
Цена за 50г. на аукционе 2005г составила 138 тыс.юаней, или 16,5тыс.долларов

Дети выполняют задание - составляют вопросы викторины и дают названия графам таблицы на протяжении всего урока

А что это за растение чай?

Условия произрастания.
Способы выращивания
Технология выращивания

Отвечают несколько человек 2 готовили этот вопрос ,но еще 3
отвечали дополнительно, сами, найдя материал
+ -слайд презентации

Учитель биологии Какие виды чая вы можете назвать. И рассказать о них. И способах обработки чая

Л.А.- а в каких странах выращивают чай?

Отв: Вьетнам Китай, Япония, в18в в азиатские страны и 1-я европейская страна- Португалия, чай попадает в584г.
К концу века Африка. Россия -чайный куст завезен 1817 г в Никитский Ботанический сад в Крыму, однако начало чаеводства 1833, когда опыты по разведению чая начались в Грузии.
К концу 19в. Чаеторговец Попов построил 1-я в нашей стране чайная фабрика.1949г- чай стали выращивать в Краснодаре

Л.А Как чай попал в Россию?

Делается это для того . что бы успели записать состав сбитня

Сценка. В переднике и с кружкой в руке девица.
Голос - Сбитень царю!
-она начинает готовить сбитень, приговаривая вслух и готовя его: горячая вода есть, мед есть. зверобой. Шалфей. лавровый лист, корень валерианы, имбирь и др. травы
Голос- Все ли положила? - да
-и имбирь7
-и л.лист с шалфеем и т.д

-перед доской стулья, накрытые покрывалом- царский трон. 1638 год Москва
Церемониймейстер:
-Титул царя называет
-все (1ые парты встают)(ребята сделали из бумаги короны -2 шт.)
Поясной поклон .
Царь с супругою проходят и садятся.
- Подавать ли сбитень, царь-батюшка?

Голос церемониймейстера объявляет о приходе боярского сына
Василия Старкова с дарами от
Алтын-хана /около четырех пудов, 200 пакетов по ? фунта/
Царь: Зови сына боярского.
С подносом, на котором насыпью чай лежит заходит боярский сын В.Старков.
С ответными дарами от Алтынского хана --чай.
Напиток зело пользительный
И с поклоном подает.
Царь пробует на ощупь. Нюхает: "Неси. Каков он для здоровья?"

Л.А. а какое значение для здоровья имеет чай?
Какой ответ бы услышал царь и что говорит современная наука?

Отвечают: О полезных свойства чая в средневековье как врачевали, о микроэлементах , витаминах. Содержащихся в чае, о калорийности.-4чел. Выступил
мальчик, ничем особым не отличающийся, приготовил ответы на все вопросы, о чем и заявил сразу
-у меня есть все вопросы о чае

Л.А.Тайваньскими учеными сделано заявление "что люди, употребляющие чай Зеленый ежедневно 120млг- В течении года снижает вероятность заболевания гипертонией на 40%. Чай является государственным напитком Китая

Заполняют таблицу и вопросы викторины

Каким является отношение к чаю в других странах?
Когда и как чай попал в Англию?

Рассказ о чайной традиции в Англии.2-человека -4-5 дополняют

Рассказ - историческая справка.
О появлении чая в мешочках, о появлении холодного чая

Каким путем попадал чай в Россию?

Центры торговли Кяхта, Урга, Сибирь, Н- Новгород

Работа с картой на протяжении рассказа. Страны, выращивающие чай отмечаются цветными магнитами. Рассказ о русских традициях чаепития

Чай плиточный. Чай с солью и жиром. Китайская чайная церемония

Каким же образом заваривают чай.
Подойдите, и заварите свой чай, рассказывая о способах заварки
Чай поднесли , вскипяченный к назначенному времени

Какие вопросы к викторине Придумали? Л.А. проверила 2 работы и у одного ученика названия граф в таблице 3 графы

Дети приготовили цветные наклейки ,в зависимости от чая/зелёный. Черный, цветочный , каркаде, желтый и др. обваривая кипятком чайник и наливая свою порцию воды

Придумайте слоган о чае и запишите аккуратно в тетрадях

Так урок проводился в рамках экспериментальной площадки . то всеобщая дегустация проходила на перемене и след. уроке. И здесь обратила внимание на расстроенного ребенка.
Она приготовила дополнительный материал по 4 вопросам, а ее спросили не про все. На вопрос: "Сможет ли она ответить сейчас"- и получив утвердительный ответ. Выслушали гости. Так как Дети были заняты дегустацией чая.
О Дюма, его книге рецептов и высокой оценке качества чая, который пьют в России, доставляя его сухопутьем, а не по морю. Ин затем начали убирать со столов, так как для чая сразу был поставлен в центре класса двойной стол. Накрытый скатертью всем необходимым для чая . а по мере рассказа демонстрировали все Атрибуты чайной церемонии в зависимости от страны.

Получение оценок за урок- и по технологии и по биологии получили 5 все.Т ак как работал весь класс. Учащаяся, подготовившая презентацию - две пятерки. дополняющий по всем вопросам- тоже две оценки.
Сумевшая настоять на том чтобы ее спросили и дополнившая рассказ о русских традициях - две"5"



Телефон:
(XXX) XXX-XX-XX

Адрес:
Московская область, Голицыно,
Пролетарский проспект, д. 50-а
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Голицынская Школа №1


КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Читайте также: