План конспект лекционного занятия сгюа
Обновлено: 06.07.2024
Архипова Н.И. преподаватель
профессиональных дисциплин
Белгород, 2015 г
Учебное занятие построено на основе личностно ориентированного подхода. Основная идея его состоит в том, что учебный процесс строится на основе субъектно-субъектных отношений. Преподаватель создаёт условия для реализации интеллектуального потенциала каждого студента. Личностно-ориентированный подход на занятие осуществляется через использование активных методик, постановку проблемных вопросов, организацию опережающей самостоятельной исследовательской деятельности, рефлексивную деятельность.
Цели изучения темы
- приобретение правовых знаний об адвокатской деятельность и адвокатуре
- изучение и анализ правовых норм
- способствовать развитию у студентов умения обобщать и логически мыслить, оперировать понятиями, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения;
- способствовать развитию умения проводить комплексный поиск в источнике разного типа, систематизировать разнообразную информацию, анализировать иллюстративный материал, участвовать в групповой работе, представлять результаты индивидуальной работы, уметь публично выступать.
Форма проведения учебного занятия: урок
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация,
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Учебно-методическая карта учебного занятия
- настрой на урок (все готовы к уроку, настроение хорошее, головы свежие, огромное желание пополнять багаж знаний через изучение новой темы);
- приглашение к работе на уроке
Работа с эпиграфом
Введение в ситуацию урока.
Постановка проблемных вопросов
Подготовка к усвоению учебного материала. Актуализация опорных знаний.
- Проверка домашнего задания;
- запись в тетрадях темы урока в тетрадь и определение цели урока (это делают сами студенты)
а) Самопроверка по ключам
Закрепление материала, изученного на данном уроке (мини-викторина)
I . Организационный момент
Вступительное слово преподавателя. Приветствие преподавателя, который настраивает студентов на активную работу на урок. Проверка отсутствующих.
II . Ориентировочно-мотивационный этап
Преподаватель сообщает тему урока
В ходе нашего урока мы должны дать ответ на проблемный вопрос
Зачем нужны адвокаты? Чем они занимаются? Давайте докажем, что судебная речь важна для адвоката.
Студенты высказывают свое мнение .
III . Актуализация опорных знаний и умений по изученному материалу
Слова преподавателя. Итак, задачи перед вами поставлены масштабные, а для их реализации я призываю вас к активной работе на уроке.
Какие у вас ассоциации? С чем вы связываете судебное заседание?
Студенты, по очереди перечисляют свои ассоциации
1. Решите тест
I . Кем осуществляется правосудие в РФ?
II . Кем устанавливается судебная система РФ:
Конституцией и федеральным конституционным законом;
III . Судьями могут быть граждане РФ, достигшие….
IV . Судьи независимы и подчиняются только…….:
Конституции РФ и федеральному закону.
все ответы верны.
2. Устный фронтальный опрос
1. Понятие и признаки судебной власти.
2. Суд как орган судебной власти.
3. Судебная система, Понятие правосудия, Система принципов правосудия.
Внимательно прочитайте Федеральный закон и найдите ответы на вопросы.
Какие полномочия у адвоката?
Какие обязанности у адвоката?
Приобретение статуса адвоката.
Допуск к квалификационному экзамену?
Процедура присяги адвоката.
Приостановление статуса адвоката?
Прекращение статуса адвоката?
IV . Изучение нового материала
Понятие и предмет адвокатской тайны
В соответствии со ст. 8 Закона к адвокатской тайне относятся любые сведения, ставшие известными в связи с оказанием адвокатом юридической помощи доверителю.
Предмет адвокатской тайны составляет:
- факт обращения к адвокату, включая имена и названия доверителей;
- все доказательства и документы, собранные адвокатом в ходе подготовки к делу;
- сведения, полученные адвокатом от доверителей;
- информацию о доверителе, ставшую известной адвокату в процессе оказания юридической помощи;
- содержание правовых советов, данных непосредственно доверителю или ему предназначенных;
- все адвокатское производство по делу;
- условия соглашения об оказании юридической помощи, включая денежные расчеты между адвокатом и доверителем;
- любые другие сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи.
Давайте докажем, что судебная речь важна для адвоката?
Студенты высказывают и аргументируют свое мнение. Выслушав ответы преподаватель продолжает объяснение нового материала.
Понятие и значение судебной речи адвоката
Выступление адвоката в прениях с судебной речью является завершающим актом его участия в судебном процессе. Речи адвоката в судебном процессе придается очень важное значение в деле защиты обвиняемого. В любом правовом обществе классический образ адвоката ассоциируется прежде всего с его речью.
Судебная речь адвоката в уголовном процессе - это публичное выступление защитника обвиняемого (может быть и представителя потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика), произнесенная в судебном заседании и обращенная к суду в целях психологического и юридического воздействия на них при изложении выводов защитника в пользу защищаемого им гражданина.
В зависимости от своих способностей и ораторских умений и навыков адвокаты могут избрать следующие формы подготовки речей:
1) написание речи целиком;
2) составление письменных заметок;
3) подготовка тезисов выступления;
4) составление письменного плана;
5) составление мысленного плана и выступление экспромтом.
Следует согласиться с тем, что не имеет серьезного значения спор о том, как адвокат должен готовить свою речь: следует ее составлять до начала процесса или только в ходе рассмотрения дела, следует ее писать целиком или можно ограничиться конспектом, планом, тезисами. Все это очень условно и во многом зависит от характера и содержания дела, от его объема, от навыков и умения адвоката, но при всех условиях речь должна быть основательно продумана и тщательно подготовлена.
Общие положения о структуре защитительной речи.
В адвокатской практике уже давно выработался определенный стандарт построения этой речи, который составляют ее следующие составные части:
анализ фактических обстоятельств дела;
анализ юридической квалификации предъявленного в вину подзащитному обвинения (праввая оценка совершенного деяния);
характеристика личности подзащитного;
Коммуникативные качества судебной речи адвоката
Судебная речь как важнейшая часть судебного разбирательства прежде всего должна соответствовать признакам: относимости к делу, допустимости, достоверности и достаточности исследованных в ходе судебного следствия доказательств. Адвокат в своей речи определяет, имело ли место преступное деяние, доказано ли, что его совершил подсудимый и виновен ли он в совершении преступления; доказанность или не доказанность иных обстоятельств, входящих в предмет доказывания; дает юридическую оценку и квалификацию деяния, вменяемого подсудимому в вину, излагает свои соображения по существу вопросов, подлежащих разрешению судом.
Судебная речь должна обладать речь обладает определенными коммуникативными качествами. Таковыми являются ясность, логичность и точность речи, а также лаконичность при достаточной продолжительности речи, выразительность, уместность и искренность речи.
Правила выступления в суде
При произнесении защитительной речи важно обратить внимание на следующие факторы:
осторожно обращайтесь с иностранными словами. Не все могут понять их и оценить вашу эрудицию;
избегайте сокращений. Эффектнее звучит и производит большее впечатление полное наименование;
не увлекайтесь жестикуляцией, когда произносите речь, и не отводите глаза. Это производит неприятное впечатление;
не старайтесь копировать чьи-то приемы произнесения речи. Ищите свой стиль. Не все может подойти адвокату по многим признакам (одежда, обувь, манеры и т.п.);
звучание речи рассчитывайте на аудиторию, площадь суда и др.
Нельзя кричать или говорить шепотом. Соблюдение перечисленных факторов позволит не только хорошо составить защитительную речь, но и достойно ее произнести и достичь необходимого результата.
Преподаватель: Вернемся к проблеме нашего урока.
Важна ли адвокатская тайна и судебная речь адвоката в судебном заседании?
Коллективное обсуждение проблемного вопроса, поставленного в начале урока
Студенты аргументируют свои ответы и делают вывод. Преподаватель, в случае необходимости, корректирует вывод.
V . Закрепление изученного материала
Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на…….( продолжите предложение)
Конституции РФ, ФЗ
"Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"
Что необходимо сделать лицу, статус адвоката которого прекращен или приостановлен, после принятия соответствующего решения советом адвокатской палаты?
сдать свое удостоверение в территориальный орган юстиции, который выдал данное удостоверение.
Что является предметом адвокатской тайны?
обращения к адвокату, включая имена и названия доверителей;
все доказательства и документы, собранные адвокатом в ходе подготовки к делу.
Перечислите формы адвокатских образований.
адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.
На основании чего осуществляется адвокатская деятельность?
соглашения между адвокатом и доверителем
Что из себя представляет соглашение между доверителем и адвокатом?
гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом
Сколько стоит услуга: оказание гос. юридической помощи гражданам Российской Федерации?
VI . Рефлексивно-оценочный этап
Подведение итогов учебного занятия:
Краткое резюме студентов о том, какие выводы они сделали лично для себя, что узнали нового.
Читайте также: