План конспект царство животные 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ

Животные — это эукариотические гетеротрофные организмы. Их описано более 2,0 млн видов. Животные заселили все среды обитания: водную (рыбы, киты, раки, медузы), наземно-воздушную (жуки, бабочки, птицы, звери), почвенную (дождевые черви, кроты). Для многих из них местом жизнедеятельности служат другие животные, растения и человек.

Современная зоология — целая система наук о животных. Одни науки изучают строение, развитие животных, их образ жизни, распространение на Земле, другие — отдельные группы животных

Животные разнообразны по величине, форме тела, покровам, органам передвижения, внутреннему строению, поведению и другим признакам. Царству Животные присущ ряд отличительных признаков:

1. Гетеротрофный тип питания. У большинства голозойное, у некоторых осмотрофное, фаго- и пиноцитоз. Некоторые миксотрофы (эвглена зелёная).

2. Специфические черты в организации животной клетки: не имеет клеточной стенки (поэтому может принимать различную форму), система вакуолей не развита, имеются центриоли, многие клетки снабжены ресничками или жгутиками, основное запасное вещество — гликоген.

3. Четыре типа тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная.

4. Ведут в основном подвижный образ жизни, что связано с разви­тием опорно-двигательной и нервной систем.

5. Имеются экскреторные органы и выделяются азотсодержащие продукты жизнедеятельности (аммиак, мочевина, мочевая кислота и др.).

6. Для высших характерны сложные поведенческие реакции. Высо­коорганизованные формы способны осуществлять процессы высшей нервной деятельности.

7. У большинства имеются нервная и гуморальная системы регуля­ции (у растений только гуморальная).

8. Имеется защитная (иммунная) система.

9. Рост диффузный (то есть рост всей поверхности, а не за счёт определённых ростовых точек) и ограниченный.

10. Жизненные циклы проще, чем у растений. Гаплоидная стадия представлена только гаметами (за исключением споровиков и фораминифер). Редукционное деление осуществляется непосредственно в процессе гаметогенеза.

функции животного организма

Систематика животных

Систематика животных — наука, занимающаяся распределением животных по группам: тип, класс, отряд, семейство, род, вид. Царство Животные делят на два подцарства: Одно­клеточные (простейшие) и Многоклеточные.

царство животные

— Саркомастигофора (классы Саркодовые и Жгутиконосцы),

— Инфузории (класс Реснич­ные инфузории),

— Апикомплекса (класс Споровики).

Подцарство Многоклеточные включает типы:

— Кишечнополостные (классы Гидроидные, Сцифоидные и Коралловые полипы),

— Плоские черви (классы Сосальщики, Ленточные черви, Ресничные черви),

— Круглые черви (класс Собственно круглые черви, или Нематоды),

— Кольчатые черви (классы Малощетинковые, Многощетинковые и Пиявки),

— Моллюски (классы Брюхоногие, Двустворчатые, Голово­ногие),

— Хордовые. Тип Хордовые делят на три подтипа: Оболочни­ки (класс Асцидии), Бесчерепные (класс Ланцетники), Позвоночные (классы Хрящевые рыбы, Костные рыбы , Земноводные (Амфибии),

Классификация животных

Представители царства Животные очень разнообразны. Они отличаются друг от друга особенностями экологии, индивидуального развития, морфологии и физиологии. В зависимости от того или иного признака животных делят на разные группы.

Среда обитания. Водные — живут на поверхности, в толще воды или на дне пресных и морских водоемов (одноклеточные, кишечнополостные, ракообразные, рыбы, китообразные). Сухопутные — обитают на поверхности суши, на деревьях, в траве, под камнями и т.д. (паукообразные, насекомые, некоторые моллюски, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Почвенные — живут в толще почвы, в лесной подстилке, в норах и т.д. (одноклеточные, клещи, насекомые, черви, кроты, грызуны). Летающие — приспособлены к полету, имеют крылья (насекомые, птицы, рукокрылые).

Тип питания. Гетеротрофный — используют готовые органические вещества, получаемые с пищей (большинство животных). Миксотрофный — в зависимости от условий среды синтезируют на свету органические вещества из неорганических или питаются готовыми органическими веществами (эвглена зеленая, росинка).

Образ жизни. Свободноживущие — обитают во внешней среде (амеба обыкновенная, инфузория-туфелька, пресноводная гидра, белая планария, паук-крестовик, майский жук, дождевой червь и тд). Паразитические — живут на теле или внутри организма другого животного или растения, используя его как источник пищи (малярийный плазмодий, печеночный сосальщик, аскарида человеческая, таежный клещ, вошь и др.).

Способность перемещаться в пространстве. Прикрепленные — прикреплены к субстрату (коралловые и гидроидные поливы). Свободно-передвигающиеся — передвигаются самостоятельно: активно или пассивно, благодаря течению воды, ветру.

Уровень организации. Одноклеточные — тело состоит из одной клетки, функционально соответствующей целостному организму (саркодовые, жгутиковые, инфузории, споровики). Многоклеточные — тело образовано множеством клеток, которые в большинстве случаев специализированы на выполняемой функции и образуют ткани (кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, хордовые).

Количество зародышевых листков. Двухслойные развиваются из двух слоев клеток: наружного — эктодермы, и внутреннего — энтодермы (кишечнополостные). Трехслойные — развиваются из трех зародышевых листков: наружного — эктодермы, среднего — мезодермы, и внутреннего — энтодермы (большинство многоклеточных).

Симметрия тела. Радиально симметричные (лучистые) — через тело можно провести несколько плоскостей симметрии (кишечнополостные, иглокожие). Билатерально симметричные (двусторонне симметричные) через тело можно провести только одну плоскость симметрии, которая делит тело на правую и левую половину (большинство животных). Ассиметричные — через тело невозможно провести ни одной плоскости симметрии (брюхоногие моллюски).

Тип полости тела. Бесполостные — полость тела отсутствует, промежутки между органами заполнены паренхимой (плоские черви). Первичнополостные — полость тела (псевдоцель) не имеет собственной эпителиальной выстилки, ограничена кожно-мускульным мешком и стенками внутренних органов (круглые черви). Вторичнополостные — полость тела (целом) ограничена однослойным эпителием, выстилающим покровы тела изнутри и покрывающим полые внутренние органы снаружи (кольчатые черви, моллюски и хордовые). Имеющие смешанную полость — полость тела (миксоцель) образована в результате слияния участков первичной и вторичной полости (членистоногие).

Наличие позвоночника. Беспозвоночные — внутренний осевой скелет отсутствует (кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие). Позвоночные — внутренний осевой скелет представлен позвоночником (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Развитие ротового отверстия. Первичноротые — рот формируется на месте бластопора (кольчатые черви, моллюски и членистоногие). Вторичноротые — бластопор преобразуется в анальное отверстие, рот формируется на противоположном конце зародыша (иглокожие, хордовые).

Интенсивность обменных процессов. Холоднокровные — температура тела непостоянна и зависит от температуры окружающей среды, интенсивность обменных процессов низкая (беспозвоночные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся). Теплокровные — внутренняя температура тела постоянная и относительно не зависит от температуры окружающей среды, интенсивность обменных процессов высокая (птицы, млекопитающие).

ткани животных

Роль животных в природе и жизни человека:

● животные участвуют в круговороте веществ; консументы 1-3 порядков;

● геологическая (почво-, породообразующие) деятельность животных;

● использование ископаемых животных для определения относительного возраста слоев горных пород;

● участвуют в опылении растений (в Европе 80% покрытосеменных растений опыляется насекомыми);

● создают условия жизни для внешних и внутренних паразитов;

● участвуют в распространении растений, грибов, бактерий и вирусов;

● источник пищи, сырья, медикаментов;

● некоторые являются возбудителями заболеваний;

● используются как биологические враги уничтожают вредителей;

● имеют научное значение как объекты исследований;

● используются для транспортных, сторожевых, спортивно-оздоровительных и многих других целей;

Цель : Изучить приспособленность животных к различным местам обитания.

Задачи: познакомить обучающихся с животными юга, севера, пустыни, неба, воды; выяснить, как они приспособились к тем или иным условиям; сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах; развивать внимание, интерес и воображение обучающихся; прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

Оборудование: презентация “Среды обитания организмов”.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

- Какие места обитания животных вы знаете?

Сегодня ребята, мы с вами поговорим о приспособленности животных к различным местам обитания.

Приспособленность организмов к среде обитания. Приспособленность - соответствие признаков организма (внутреннего и внешнего строения, физиологических процессов, поведения) среде обитания, позволяющее выжить и дать потомство. Например, водные животные имеют обтекаемую форму тела; лягушку делает незаметной на фоне растений зеленая окраска спины.

Приспособленность помогает выжить организмам в тех условиях, в которых она сформировалась. Белая расцветка куропатки зимой помогает ей скрываться от врагов. Заяц-беляк, незаметный на снегу.

Приспособления к среде обитания проявляются во внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности, поведении. Окраска и форма тела различных животных служат ярким примером приспособленности организмов к среде обитания.

Покровительственная окраска и форма тела у некоторых животных делают их незаметными на фоне окружающей среды, маскируют их. Они свойственны многим видам рыб, лягушек, птиц, зверей.

При попадании животного в нетипичные для него условия приспособления могут оказаться бесполезными или даже вредными. Так, водоплавающие птицы – лебеди, утки с трудом передвигаются по суше, ночные птицы плохо видят днем.
Форма тела бабочки каллимы напоминает лист. Предки этой бабочки могли иметь другую форму тела. Они приобрели форму тела, напоминающую лист.

- Почему же все живые организмы разные? Почему отличаются друг от друга?

- Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях (ответ детей).

Одни животные живут в холодных условиях, где вечно лежит снег (на севере – белые медведи, пингвины, тюлени, моржи). Другие там, где все время тепло, не бывает морозов, снега (на юге кенгуру, зебра, леопард, черепахи, гиены, змеи). Некоторые живут в небе – птицы. (ласточки – большую часть своего времени проводят в небе, питаются на лету – ловят мошек, пьют в дождливую погоду – ловят капли. Редко опускаются на землю)

В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ.

Среда — это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают все необходимое для жизни и в нее же выделяют продукты обмена веществ.

Выделяют четыре типа сред обитания животных.
1.Водная среда.
Вода служит средой обитания многих организмов. Из воды же они получают все необходимые для жизни вещества: пищу, воду, газы. Поэтому как бы ни было высоко разнообразие водных организмов, все они должны быть приспособлены к главным особенностям жизни в водной среде.
Многие животные приспособлены к передвижению в водной среде. Активные пловцы (рыбы, дельфины, другие животные) имеют характерную обтекаемую форму тела и конечности в виде плавников. Их быстрое плавание облегчается также особенностями строения внешних покровов и наличием специальной смазки — слизи, снижающей трение о воду.
2. Наземно-воздушная среда.
Наземно-воздушная среда была освоена в ходе эволюции после водной. Наиболее важным фактором жизни в наземно-воздушной среде являются свойства и состав воздушных масс. Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды, поэтому у наземных организмов сильно развиты опорные ткани — внутренний и наружный скелет. Формы движения крайне разнообразны. По воздуху передвигаются птицы и многие насекомые.
Воздушные массы характеризуются огромным объемом и постоянно находятся в движении. Температура воздуха может меняться очень быстро и на больших пространствах. Поэтому живущие на суше организмы имеют
многочисленные приспособления, позволяющие выдерживать резкие изменения температуры или избегать их. Наиболее замечательным приспособлением является развитие теплокровности.
3. Почва.
Почва как среда обитания — верхний слой суши, образованный минеральными частицами, переработанными деятельностью почвенных обитателей. Это важный и очень сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими ее частями. Некоторые организмы проводят в почве всю жизнь, другие — часть жизни.
4. Тела организмов как среда обитания.
Тела многих организмов могут служить жизненной средой для других организмов ( паразитов или симбионтов ).
Определение паразитизма и симбиоза
Главную роль для них играет обилие пищи, относительная стабильность условий, защищенность от неблагоприятных факторов. Жизнь внутри другого организма характеризуется: большим постоянством по сравнению с жизнью в открытой среде. Поэтому организмы, находящие себе место в теле растений или животных, часто полностью утрачивают органы и даже системы, необходимые свободноживущим видам. У поселившихся внутри других организмов не развиты органы чувств или органы движения, взамен которых возникают приспособления для удержания себя в теле хозяина и эффективного размножения.
Взаимосвязи животных в природе.
Животные находятся в постоянной взаимосвязи с остальным миром.
Они необходимое звено для нормальной жизнедеятельности других организмов
Роль в природе
1. Опылители
2. Распространение семян и плодов
3. Санитары.
4 . Участники пищевых цепей (консументы)
5. Почво и ландшафтообразование. (раковины отмерших моллюсков)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной задачей данного урока является: сформировать у учащихся знания о главных признаках царства животные, используя технологию INSERT.

Профиль урока

Цель: изучить признаки царства животные.

Сформировать у учащихся знания о главных признаках Царства Животные;

Сформировать у учащихся знания о многообразии Царства Животные.

Развить коммуникативные способности обучающихся;

Развить умение самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи;

Развить умение делать самостоятельные выводы на основе имеющихся знаний.

Способствовать формированию толерантного поведения в коллективе;

Формирование бережного отношения к животным.

Понятия: зоология, хорда, гетеротрофные организмы, симметрия тела.

Тип урока (вид урока): формирование новых знаний.

Работа с учебником

Пути активизации познавательной деятельности:

Использование технологии INSERT, составление кластера и синквейна.

Наглядность к уроку:

Таблицы с изображением различных животных.

Внутрипредметные и межпредметные связи.

Связь с анатомией, за счет изучения строения;

Основа для дальнейшего изучения материала.

Связь с историей – эволюционное размножение и развитие животных;

Связь с географией – распространение животных на планете Земля.

Структура урока

Актуализация опорных знаний

Изучение нового материала

Проверка знаний, умений, навыков

1.Зоология – наука о животных

2.Основные признаки Царства Животные

3.Эволюционное развитие животных

IV.Собственно конспект

1. Организационный момент:

Здравствуйте ребята! Садитесь. (Проверка подготовки класса к уроку)

2. Актуализация опорных знаний

Перед тем как мы приступим к основной теме нашего занятия, я бы хотела задать вам несколько вопросов:

Какая наука изучает животных?

Какова роль животных в природе?

Чем одноклеточные животные отличаются от многоклеточных?

3. Целеполагание:

Предлагается схема, нужно назвать недостающие звено – это и будет темой урока. (Царство Животные)






БАКТЕРИИ ГРИБЫ РАСТЕНИЯ ? ЧЕЛОВЕК

-открываем тетрадь записываем число, кл.работа, тему

-Исходя из темы и раннее заданных вопросов, кто сможет сформулировать ЦЕЛЬ нашего урока? (Цель: изучить признаки Царства Животные)

4. Изучение нового материала:

Зоология – наука о животных, имеющая свою историю, свои методы исследования, специальные разделы и даже включающая специальные науки.

-Сейчас я вам предлагаю проанализировать свой жизненный опыт, информацию о животных, полученную ранее, из различных источников – уроков, книг, телепередач и назвать известные вам признаки Царства Животные, затем мы их оформим в схему.

(Учащиеся вспоминают известные признаки царства животные, называют их и записывают в первую часть кластера цветным фломастером. Учитель оформляет схему на доске)


гетеротрофное питание активное передвижение есть одноклеточные и



органы для передвижения нет жесткой оболочки



Теперь открываем учебник (БИОЛОГИЯ. РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я., ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2014) на стр. 66-67.

(Используем прием – инсерт. При изучении нового материала ребята работают с текстом самостоятельно и делают пометки карандашом на полях:

+ не знал(а), но узнал(а) из текста

После окончания работы с текстом материал обсуждается совместно с учителем. Сначала выясняются вопросы, которые ребята не поняли при самостоятельной работе с текстом. Если такие имеются, то их разбирают с учителем (что такое хорда? симметрия животных?). Затем устно проговаривается материал, являющийся для ребят новым)

-На основе нового материала составим вторую часть кластера фломастером другого цвета, (чтобы наглядно был видно – сколько нового материала на уроке изучено) в своих тетрадях.

Совместно с учениками, учитель достраивает вторую часть кластера на доске цветным мелом – ребята называют новые признаки, используя свои записи и одновременно проверяют и достраивают, если необходимо, свою схему.

-Теперь по желанию, кто-то должен выйти и презентовать нам кластер; какими же признаками обладает Царство Животные?







Центриоли - особенности обмена веществ (мочевина) ограниченный

особые структуры клетки рост

системы органов: симметрия тела

пищеварительная и т. д.

к условиям обитания к характеру питания

Какие условные эволюционные группы можно выделить? (эволюционно молодые и старые)

(Эволюционно старые группы организмов находятся внизу схемы, это одноклеточные, они имеют самую простую организацию.

Эволюционно молодые группы организмов находятся вверху схемы, это млекопитающие и птицы, они имеют самую сложную организацию)

5.Закрепление

ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ И МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ

ПОЕДАЮТ, ПРИСПОСАБЛИВАЮТСЯ, ПЕРЕДВИГАЮТСЯ.

ИМЕЮТ ГЕТЕРОТРОФНЫЙ ТИП ПИТАНИЯ

6.Итоги урока. Рефлексия

Давайте подведем итоги нашего урока:

-как вы думаете достигли ли мы цели урока?

-все ли было вам понятно?

-все ли понравилось?

7. Домашнее задание

-открываем дневники записываем:

1.Выучить материал §26 (с.66-67, учебник)

Нажмите, чтобы узнать подробности

дать представление о значении животных в природе и жизни человека.

развивающие:

развивать умения обобщать, выделять главное, сравнивать и анализировать, фиксировать информацию в форме конспекта, таблицы, схемы;

воспитательные:

способствовать воспитанию положительного отношения к процессу учения, целеустремленности и самостоятельности;

содействовать развитию познавательной активности учащихся;

тип урока: изучение нового материала

оборудование: рисунки, фотографии, таблицы

Основные понятия темы: Систематика, Ареал, Классификация, Таксоны, Вид, Популяция

Методы обучения:

-словесный (беседа, объяснения).

Приемы обучения:

-самостоятельная работа с учебником;

-работа в тетрадях;

Эпиграф к уроку.

Фронтальный опрос

Сходство и различие животных и растений

Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки, входящие в ее состав.

Изучение новой темы

Запомните:

- Карл Линней – основоположник систематики

- В основе систематики – бинарная номенклатура – двойное название любого организма (родовое и видовое название)

Систематические категории в зоологии:

Многообразие животных

В настоящее время на Земле существует около 2 млн. видов животных. Распространены они по всей Земле. Живут в морях, океанах, реках, озерах, прудах; населяют леса, луга, поля; освоили воздушную и почвенную среды жизни. Известны животные, которые обитают в растениях, паразитируют в организмах других животных и даже человека. Больше всего на Земле насекомых (бабочек, жуков, мух, пчел и др.) — более 1 млн. видов. Известно около 130 тыс. видов моллюсков: улиток, слизней, перловиц, кальмаров. Свыше 20 тыс. видов рыб населяют разные водоемы. Немного по сравнению с другими группами современных птиц — 8600 видов, еще меньше млекопитающих — около 4000 видов. Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни. Одни передвигаются в воде при помощи ресничек, другие — благодаря плавникам, третьи закапываются в ил. Большинство наземных животных при движении опираются на конечности. Насекомые, птицы, летучие мыши для полета используют крылья. Самых маленьких животных можно увидеть только под микроскопом. Крупные наземные животные, например слоны, достигают в высоту 3,5 м и имеют массу около 5 т. Самое большое животное, когда-либо жившее на Земле, — синий кит длиной до 33 м и массой до 150 т.

Значение животных. Дикие и домашние животные

Велика роль в природе животных — опылителей растений. Это бабочки, жуки, мухи, шмели, пчелы и др. Без них облик наших лесов, лугов, полей был бы совсем другим.

Многие животные распространяют плоды и семена растений. Некоторые переносят их на шерсти и перьях. У птиц, питающихся сочными плодами, мякоть переваривается, а семена в плотной оболочке проходят через кишечник, не теряя всхожести, и распространяются на большие расстояния.

Проявляется и отрицательная роль животных в природных сообществах. Многие приносят вред растениям, которыми питаются. Массовое появление гусениц непарного или кольчатого шелкопряда наносит огромный вред лесам. Они повреждают листья, почки, молодые побеги. Азиатская перелетная саранча полностью уничтожает растительность на огромных площадях, лишая пищи других растительноядных животных. Из-за действий саранчи человек полностью лишается урожая.

Паразитические животные вызывают болезни диких, домашних животных и человека. Для человека важное значение имеют дикие промысловые животные. Значительную часть белковой пищи человек получает за счет, вылова рыбы в морях и океанах, промысла морского зверя, охоты на кабанов, оленей, водоплавающих и лесных птиц. Хищные насекомые, птицы и звери регулируют численность своих жертв, среди которых много вредителей культурных растений.

Итак, современная зоология — это система наук, имеющих важное теоретическое и практическое значение. Основы ее излагаются в настоящем учебнике.

Закрепление

Определите количество а) особей, б) видов и в) родов животных, указанных в списке:


Разработка позволит сформировать представление о животных как царстве живой природы, их разнообразии, роли в природе, связях с растениями и другими живыми организмами.

Описание разработки

Цель:

Предметная: сформировать представление о животных как царстве живой природы, их разнообразии, роли в природе, связях с растениями и другими живыми организмами.

Регулятивная: создать условие для развития логического мышления учащихся, памяти, умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы.

Личностная: создать ситуацию успеха у учащихся через творческую составляющую, трудолюбие, что способствуют формированию умения работать в сотрудничестве с другими членами коллектива, при этом уважать чужое мнение

Ход урока.

Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

Ведь у нас – биология сейчас!

Мне бы хотелось предложить Вам девиз сегодняшнего занятия, который звучит так:

И открытия нас ждут обязательно!

– Как вы думаете, на что нацеливает Вас этот девиз? (делать новые открытия, проявляя упорство, наблюдательность, не теряя лишней минутки).

– Ребята, обратите внимание на цветок, который появился среди снежной зимы.

– Какому царству он относится?

– Обычный ли этот цветок?

– А кто написал это произведение? (Валентин Катаев).

– Да, цветик –семицветикпоражал своим волшебством героиню произведения, а сегодня будет помогать Вам совершать путешествие по стране знаний!

– Так давайте скорей узнаем, что предстоит сделать. Ваша задача – назвать орган растения и ответить на вопрос волшебного цветочка.


Но и отвечающих он выбрал сам, на спинках ваших стульев приклеены номера счастливчиков, им и держать ответ!

2. Проверка дом задания.

1. Какая наука занимается изучением растений?

2. Основные признаки растений.

4. С помощью чего размножаются мхи папоротники, хвощи и плауны

5. Чем тело водорослей отличается от тела растений других групп?

6. Кузнечик – это растение? Проблемный вопрос

3. Определение темы и цели урока.

– Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (животные)

Да, клетка, рыбы, птицы, звери – есть могучая страна.

Царство целое большое, необьятна глубина.

Великое царство природы –

Животных, как звезд нам не счесть.

Но тайны его приоткрыть, почтем мы за честь!

Итак, отправляясь в путешествие, давайте вспомним, слова девочки - Жени, обращённые к цветику-семицветику. Ведь именно благодаря им, героиня могла осуществить мечты:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Будь по-нашему вели.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Предметная: сформировать представление о животных как царстве живой природы, их разнообразии, роли в природе, связях с растениями и другими живыми организмами.

Регулятивная: создать условие для развития логического мышления учащихся, памяти, умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы.

Личностная: создать ситуацию успеха у учащихся через творческую составляющую, трудолюбие, что способствуют формированию умения работать в сотрудничестве с другими членами коллектива, при этом уважать чужое мнение

Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
Ведь у нас – биология сейчас!

Мне бы хотелось предложить Вам девиз сегодняшнего занятия, который звучит так:

Борешься – старательно!
И открытия нас ждут обязательно!

– Как вы думаете, на что нацеливает Вас этот девиз? (делать новые открытия, проявляя упорство, наблюдательность, не теряя лишней минутки).

– Ребята, обратите внимание на цветок, который появился среди снежной зимы.

– Какому царству он относится?

– Обычный ли этот цветок?

– А кто написал это произведение? (Валентин Катаев) .

– Да, цветик –семицветик поражал своим волшебством героиню произведения, а сегодня будет помогать Вам совершать путешествие по стране знаний!

– Так давайте скорей узнаем, что предстоит сделать. Ваша задача – назвать орган растения и ответить на вопрос волшебного цветочка.

Но и отвечающих он выбрал сам, на спинках ваших стульев приклеены номера счастливчиков, им и держать ответ!

Проверка дом задания

1.Какая наука занимается изучением растений?

2. Основные признаки растений.

4. С помощью чего размножаются мхи папоротники, хвощи и плауны

5. Чем тело водорослей отличается от тела растений других групп?

6. Кузнечик – это растение? Проблемный вопрос

Определение темы и цели урока

– Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (животные)

Да, клетка, рыбы, птицы, звери – есть могучая страна.

Царство целое большое, необьятна глубина.

Великое царство природы –

Животных, как звезд нам не счесть.

Но тайны его приоткрыть, почтем мы за честь!

Итак, отправляясь в путешествие, давайте вспомним, слова девочки - Жени, обращённые к цветику- семицветику. Ведь именно благодаря им, героиня могла осуществить мечты:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Будь по-нашему вели.

– рассмотреть, на какие группы делятся животные

– выяснить, чем животные отличаются от растений

– определить среду обитания животных

– выяснить значение животных в природе и в жизни человека.

– задания (Маршрутные листы)

– знания (Где их можно найти?)

– конечно же, внимательность. Вот её-то сейчас и проверим. Как?

– Для этого оторвем лепесток.

По данным Всемирного союза охраны природы на земле существует около 1.5 млн. видов животных, некоторые представители которых на картинках есть и в вашем кабинете. Найдите их.

– Наши гости могут также найти игрушки животных, но только на елочке.

– Но давайте вновь обратимся к цветику – семицветику, у него осталось ещё три лепестка.

– У вас есть возможность стать настоящими исследователями и создать новые страницы энциклопедии. Для этого прошу распределиться по группам, чтобы выполнить мини - проект и представить его классу.

Раз, два, три – место быстро своё найди!!

– Инструкционные карточки и весь необходимый инструментарий находится у вас на столе. Только необходимо придумать названия своим командам, взяв его из мира животных.

Внимание: на исследовательскую работу отводится 10 мин. Торопитесь в путь.

1.группа: исследует одноклеточные организмы и их значение.

2. группа: исследует многоклеточных организмов

3. исследует значение животных для растений.

4. исследует значение животных для человека.

Защита проектов

– Оценивать же каждую команду будет символ нового года. Ой, но почему – то она без мордашки…

– Давайте это исправим, одна из команд - зрителей после выступления другой выберет грустные или веселые элементы мордашки, на основе оценочных листов, что есть у вас на партах. И в конце ваших выступлений увидим, довольна ли она проделанной работой!

– Приглашается 1 команду(2, 3, 4) исследователей.

– Посмотрите, ребята, как довольна обезьянка вашей работой. А почему? (Потому что вы узнали много нового, хорошо вместе поработали)

– Но смотрите, у цветика-семицветика осталось ещё два задания: решите кроссворд (оранжевые листочки)

Пробежка по вопросам

Одноклеточное животное, не имеющее постоянной формы тела (амеба)

Наука – изучающая животных (зоология)

К какой группе животных относится синий кит (многоклеточные)

К какой группе относится животное, тело которого состоит из одной клетки? (одноклеточные)

Свойство животных (движение)

Какого вещества нет в клетке животных, оно образует клеточную стенку растений (целлюлозы)

По типу питания животные… (гетеротрофы)

– Какие вы молодцы!

Итак, давайте подведем итоги, нашей работы. Достигли ли мы цели нашего урока?

– Если вам понравился урок и вы узнали много нового, подарите нашей обезьянке спелый, желтый банан.

– Если вам было трудно и осталось что-то не понятно, зеленый. Не расстраивайтесь, если в чём-то недостаточно разобрались, ведь до следующего урока времени много и у вас будет возможность разобраться с непонятными вопросами. За это время и банан поспеет. Каждый из вас получит оценки за работу в групповом проекте.

– Вот и последний лепесток мы оторвём и узнаем, что за задание в нём.

Читайте также: