Письменное монологическое высказывание конспект

Обновлено: 05.07.2024

Данная разработка станет помощником при подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. В данном занятии рассматривается задание 3 - монологическое высказывание, задание 1 - описание по фотографии с использованием клише.

ВложениеРазмер
Монологическое высказывание. Описание по фотографии. Использование клише. 437.96 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка практического занятия по русскому языку в рамках ИГЗ

Учитель: Евстратова Е.С.

Раздел: Монологическое высказывание

Цель: формирование у учащихся навыков устной речи при построении монологического высказывания в рамках подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку.

образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка, предупреждение речевых ошибок в употреблении деепричастных оборотов, причастных оборотов, вводных слов;

развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ текста, отбирать материал для собственного текста публицистического характера;

воспитывающие: воспитывать отношение к русской речи как к нашему национальному достоянию, чувство патриотизма.

  • здоровьесберегающие технологии
  • технология сотрудничества
  • проблемная
  • информационно-коммуникативные
  • Критерии оценивания устного собеседования.
  • Презентация.
  • Тренировочные варианты устного собеседования.
  • Раздаточный материал

Целеполагание: Обратите внимание на экран, подумайте, о чём пойдет речь сегодня?

(Устойчивые штампы, клише)

-Конечно же, мы проверим данное задание. Но как же нам повысить качество выполнения этой работы так, чтобы извлечь максимальную помощь для себя?

- А если вы выполнили задание дома, но вас некому послушать и сделать замечания… Что бы вам могло помочь тогда?

(Самоинструкция по проверке высказывания)

Задание 1(работа в группах)

1) Соответствует ли содержание текста избранной теме, типу речи, стилю?

2) Подтверждена ли фактами основная мысль?

3) Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построены предложения?

4) Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения?

5) Логично ли построен текст, не пропущено ли что-то, не надо ли что-то переставить?

6) Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?

7) Интересно и понятно ли все изложение слушателю?

Получившая у вас самоинструкция вполне может использоваться, но она больше ориентирована на грамматический критерий оценки монологического высказывания, ваша задача будет дома подумать, какие ещё пункты могут быть внесены в самоинструкцию.

Задание 2 (индивидуальная работа)

Задание 3 (групповая работа) (Приложение 2)

Рассмотрите внимательно карточку. Выполните задания.

(Выступление групп, обсуждение, анализ)

Задание 4 (групповая работа) (Приложение 3)

Работа со 2 частью вызовет затруднение, так как здесь необходимо описать композицию пейзажа. Поэтому следует вспомнить описание-картины и, выделяя объекты описания, дать их характеристику, отвечая на вопрос : КАКОЙ?

(Выступление групп, обсуждение, анализ)

- Что нового узнали сегодня на занятии?

- Что удалось/ не удалось?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка урока по теме

Предмет: русский язык

Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС и содержит алгоритм создания устного высказывания- описания фотографии

Воспитательная: воспитание культуры речи, повышения требовательности к своей речи уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений.

Образовательная: подготовить учащихся к устному описанию фотографии, обобщить теоретические знания по созданию текста-описания

Развивающая: развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.

Задачи урока: Закрепить умение

1)Определения целого и частей описания

2) Сопоставлять смысловые вопросы и вопросы билета

3)Составления семантического поля фотографии

4)Отработать алгоритм создания устного высказывания описания фотографии

Методы : проблемный, исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный(с использованием опорных схем), дифференцированный.

Оборудование: индивидуальные папки учащихся с вложенным материалом, алгоритмами по каждому этапу работы над описанием(кейсы);

Ребята, Считается само собой разумеющимся, что на родном языке говорить правильно легко. Но так ли это? Как часто мы слышим невнятную, нелогичную, отрывистую или наполненную нагромождениями нелепых подробностей речь. А ведь бережно относиться к родной речи - обязанность не только специалистов, филологов и литераторов, это гражданский долг каждого из нас, ибо в слове отражается национальная культура и история, духовный талант и сила народа.

Ведь ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека, как его речь. Об этом задумались и те, кто составляет материалы для экзамена на аттестат зрелости, поэтому в этом учебном году вам придётся пройти ещё одно испытание – устное собеседование.

- Какие задания вы должны будете выполнить на этом экзамене? ( Задание 1 – чтение небольшого текста вслух. Задание 2 - пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты). Выполняя задание 3, необходимо построить связное монологическое высказывание по одной из выбранных тем с опорой на план. Задание 4 - диалог с экзаменатором-собеседником, который предложит ответить на три вопроса.)

Таким образом, вы должны показать достаточно высокий уровень владения названными речевыми действиями.

3.Формулировка темы и определение целей урока.

- Какое из заданий считаете самым сложным? Мнения разделились, поэтому будем работать над каждым видом задания. А сегодня узнаем, как построить монологическое высказывание.

- Определите по синонимам, о чем пойдёт речь. Верно. Это и будет темой нашего занятия.

- Что проверяют эксперты? ( Вы должны составить высказывание по фотографии, состоящее из 10 и более фраз. Учитывайте, кому и как будете рассказывать. Изложение должно быть последовательным, связным. Следите за речью, грамотно составляйте фразы.)

- Что вам нужно знать? (Как описать фотографию. Алгоритм и умение его применять)

Следовательно, цель нашего урока – Изучить алгоритм описания фотографии.

4.Работа над темой

- Немного теории. Вам необходимо почти без подготовки, спонтанно составить монолог-описание, чтобы слушатель увидел, представил предмет описания. При этом важно отметить признаки описываемого предмета, лица, места, явления.

- В каком стиле могут быть созданы тексты-описания? Какой будем создавать мы? Каковы его особенности? (Наличие средств художественной выразительности)

- Если на уроках развития речи мы описывали картины, то теперь надо будет описать фотографию. Разница не очень большая, и сейчас вы это увидите. Вам будут предложены жанровые фотографии на различные темы.

Описание фотографии

1).Фотография начинается с замысла, который фотограф хочет воплотить в своем фотоснимке и донести до зрителя. Смысловой центр снимка – это центр сюжета, главный объект изображения, через который раскрывается замысел фотографа. Смысловой центр снимка является его зрительным центром. Если он занимает большую часть фотографии, то фон менее важен, поэтому описать его следует во вторую очередь. Сначала уделяется внимание центру композиции картины, так как именно на главном объекте автор хотел сконцентрировать взгляд зрителя. Опишите, что он собой представляет. Если это пейзаж, то центром может являться река, лес, дерево (какие они?). Если портрет - кто является главным его героем, какие отличительные черты бросаются в глаза; если жанровое произведение, то кто в нем участвует.

Если фон занимает большую часть фотографии, то сначала расскажите о месте, которое изображено на снимке.

Давайте потренируемся находить смысловой центр и определять, с чего начнём описывать фотографию. (Ответы детей)

2).Посмотрите на задание, представленное в демонстрационном варианте. Обратите внимание, что фотография имеет название. Это прямое указание для вас, о каком событии идёт речь. Это и будет темой вашего высказывания. Подсказками будут словосочетания, написанные в задании, они представляют собой план. Используйте его для ответа.

Итак, что мы имеем? Тему, отраженную в названии фотографии и план. Что дальше?

3).- Как же начать своё высказывание? Для тех, кому не важны красота и витиеватость речи, могут начать описание просто:

· Передо мной интересная фотография. На ней изображен..

· Фотограф сумел запечатлеть интересный момент…

А можно постараться и начать необычно и интересно.

· Именительный темы (Праздник. Это радостное событие в жизни человека, особенно если это Последний звонок.)

· Риторическое восклицание (Как заливисто и радостно звучит последний школьный звонок!)

· Логические ассоциации (Школьные будни уже позади для этих ребят. Именно для них звучит последний школьный звонок.)

4). Что и в какой последовательности будем описывать?

Схема, которую я хочу вам предложить, состоит из 8 логических вопросов. (По аналогии с вопросами к членам предложения. (кейс)

Монологическая речь в русском языке рассматривается как активный вид речевой деятельности, который рассчитан на донесение информации до слушателей одним лицом. Это сложная форма высказывания, которая используется целенаправленно для воздействия на аудиторию и при этом является невербальным средством общения, в отличие от диалога. Структуру текста выстраивает выступающий человек, определяя необходимость использования языковых средств и композицию.

Монологическая речь в русском языке

Определение и характеристики

Монологическая речь — это распространенная в русском языке форма говорения, которая, в отличие от диалогической, предполагает выступление только одного участника, обращенное к слушателям. В некоторых случаях монологичность подразумевает рассуждение с самим собой, познание собственных мыслей.

Разновидности монологов выделяются в зависимости от того, в каком качестве происходит выступление и какова цель говорящего. Особенностью данного типа речи является гораздо большая традиционность в выборе используемых языковых средств. Композиция текста также отличается сложностью, односложные и простые реплики практически полностью отсутствуют. Это объясняет тот факт, что в повседневной жизни монологическая речь не распространена, а больше характерна для следующих сфер:

  • искусство и литература;
  • психология;
  • ораторские выступления на научных конференциях;
  • политические выступления;
  • передачи на телевидении и в радиоэфире.

Монологическая речь

Главной характеристикой устного и письменного монолога является наличие конкретного адресата, для обращения к которому используются местоимения 2-го лица, глаголы повелительного наклонения, а также риторические вопросы (не предполагающие ответа).

Одной из главных функций монолога называют осмысливание, так как в процессе говорения мысли облекаются в слова. Очень важно, чтобы выступающий умел четко формулировать и доносить информацию до аудитории. Связная речь позволяет воспринимать, понимать и анализировать сказанное, а нарушение структуры речи приводит к искажению смысла и плохому восприятию.

Основными характеристиками монолога являются:

Говорящий предварительно готовит текст

Перед началом публичного выступления говорящий предварительно готовит текст, осмысливает его и проверяет на соответствие фактов и логичность. В процессе донесения информации приветствуются уточнения, пояснения, дополнения, сравнения, а также приведение доказательств и обоснование закономерностей.

Любое выступление оратора должно характеризоваться строгим соответствием теме и смысловой завершенностью.

Структурные компоненты и виды

Монологическая речь в русском языке существует в нескольких разновидностях. Выбор конкретной из них определяется целью выступления и тематической направленностью. Но в любом случае не предполагается обратная связь с аудиторией, а каждое последующее выступление не связано с текстом предыдущего оратора.

В таблице видов монологов выделяют:

  • повествование — основано на классической структуре рассказа, то есть присутствует вступление, завязка, кульминация и завершение (строго соблюдается последовательность и логичность событий, фактов);
  • рассуждение — текст включает тезис, доказательство (одно или несколько), вывод;
  • исповедь — сочетание рассуждения и повествование в одном выступлении (выражение собственных гипотез и предположений по поводу происходящих событий, сделанных открытий и т. д. ).

Особый вид монолога — внутренний. Его понятие связано с имитацией так называемого потока сознания, умелого сочетания мыслительного процесса и психо-эмоционального состояния человека. В такой речи допускаются прерывистые, простые, краткие реплики и неполные предложения.

Особый вид монолога — внутренний

Структурные компоненты любой монологии — это вступление, главная часть и завершение. Во время вступления основная задача говорящего — установить контакт с аудиторией, привлечь внимание и заинтересовать слушателя предстоящим рассказом, докладом, презентацией. Важно, чтобы эта часть была максимально захватывающей, интригующей. Она должна создать в зале атмосферу любопытства, ожидания, которая будет поддерживаться на протяжении всего выступления.

В первой части говорящий должен ретроспективно затронуть изученную тему, сделать краткий обзор, разъяснить используемые специфические термины. Кроме того, допускается вступление в виде лирических реплик, юмористических сравнений и даже анекдотов, если это уместно в данной теме доклада.

В основной части раскрывается суть темы с применением достоверных фактов и логически безупречных умозаключений. Именно правильная аргументация заставляет слушателя осмыслить тему, вызывая желание начать дискуссию и диалог.

Заключение — это подведение итогов сказанного. Для оратора важно уложиться в отведенное ему время, так как оборванный на полуслове текст без логического завершения и грамотных выводов не вызовет интереса у слушателя и оставит его в недоумении.

Функции и критерии оценивания

Главная функция монологической речи вытекает из ее главного признака — коммуникативной направленности. В большинстве случаев выступление направлено в адрес одного, двух слушателей или целой аудитории. К другим важным функциям относятся:

Функция монологической речи

В зависимости от предмета выступления монолог может быть продуктивным и репродуктивным. В первом случае предполагается говорение на тему окружающей реальности, происходящих событий. Высказывание строится автором самостоятельно. Второй тип означает пересказ, воспроизведение прослушанного или прочитанного текста. При этом изложение допускается как устно, так и письменно. Именно репродуктивный диалог является основой обучения грамотному говорению, развитию ораторских способностей на начальном этапе.

При развитии правильной монологической речи у ребенка формируется не только общее представление о культуре речи, правилах построения текста, но и преследуются другие задачи:

  • научить выражать завершенную, обоснованную мысль;
  • логически строить мысль и воплощать ее в речь;
  • говорить с достаточной паузой между словами и предложениями, без затягивания или ускорения.

Главными критериями оценивания грамотно построенной речи являются последовательность и логичность. Говорящий должен обоснованно донести до слушателя, как разворачивается действие, какое закономерности в этом присутствуют. Логичность текста подразумевает отсутствие противоречащих друг другу фактов и соответствие его основным правилам логики (к примеру, закон тождества, закон исключенного третьего и т. д. ). В монологах с самим собой такие требования иногда отсутствуют.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект элективного учебного предмета по теме "Монологическое высказывание на основе иллюстрации" составлен с учетом системно-деятельностного подхода в обучении, соответствует требованиям ФГОС ООО, предусматривает подготовку к итоговому собеседованию по русскому языку

Монологическое высказывание на основе иллюстрации/ фотографии

Цели: систематизация знаний о типах речи, структуре описания, расширение и углубление общих сведений об орфоэпических нормах русского языка, обучение построению монологического высказывания на основе фотографии/ иллюстрации;

развитие культуры устного речевого общения, умения выразительно читать и пересказывать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с текстом, творческого мышления;

воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся.

Оборудование: раздаточный ма­териал для работы в группах/парах.

Методические приемы: чтение и анализ языкового материала, беседа, работа с опорой.

Сценарий занятия

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

1) Реализация д/з: опрос:

= выразительное чтение, пересказ с включением цитаты (сб. Цыбулько)

2) Языковой практикум:

Пунктуационный практикум:

= Прочитайте предложение, объясните постановку знаков препинания. Устно обоснуйте свой выбор ответа.

Будучи не только художественными, но и историческими памятниками, экипажи Оружейной палаты своеобразным языком рассказывают о прошлом России: о взаимоотношениях с другими государствами, об укреплении авторитета на международной арене.

Аналитическая работа с текстом:

= Прочитайте текст в левой колонке таблицы. Продолжите таблицу: в правой колонке сформулируйте и запишите основной вопрос каждой микротемы (абзаца).

Вопрос к основному содержанию микротемы текста

(1)Менделеев открыл, что свойства известных в его время 63 химических элементов периодически повторяются, если расположить элементы в порядке возрастания их атомного веса: от самого лёгкого – водорода, до самого тяжёлого – урана. (2)Эта закономерность легла в основу периодической системы, которая установила строгие закономерности, навела порядок в хаотическом до этого открытия мире химических элементов.

(3)Опираясь на свою систему, Менделеев предсказал существование нескольких неизвестных ещё химических элементов и описал их важнейшие свойства. (4)Впоследствии все эти элементы были открыты, и этот факт красноречиво говорит о силе человеческого ума, способного проникать в тайны природы, освещать познанием её тёмные глубины. (5)Деятельность Менделеева показала безграничную силу познания.

Орфографический практикум:

= Прочитайте предложение. Запишите предложение. Прокомментируйте правописание слов с пропущенными буквами и скобками.

О, эти маленькие особняки в Кривоколе(н,нн)ом и арбатских переулках - с коло(н,нн)ами, портиками, (полу)круглыми арками(нишами), с барельефами, изобр..жающими летящих гениев славы, эмблемами воинской доблести, а(л,лл)егориями, м..скеронами ,- как вы привл..кательны, милы и радуете взор в совреме(н,нн)ом городе(гиганте)! (По Е. Осетрову)

Редактирование:

= Прочитайте текст. Найдите в тексте грамматическую ошибку. Объясните свой выбор. Исправьте ошибку.

Собрание рукописей Музеев Московского Кремля насчитывает чуть более тысяча шестисот экспонатов и включает в себя документальные материалы конца XV – начала XX веков.

Читайте также: