Первобытное общество 10 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Вопросы по теме:

1. Развитие человеческого общества в первобытную эпоху.

2. Первые государства Древнего мира.

3. Античная эпоха в истории человечества.

Исторические источники – комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события.

Цивилизация – одна из основных единиц исторического времени, обозначающая длительно существующее, самодостаточное сообщество стран и народов.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Эпохи, как и люди, неповторимы. Каждая имеет свой характер, только ей присущие черты. Удаленность древних цивилизаций от нас во времени и пространстве не позволяет в точности воссоздать их облик, реально почувствовать дыхание жизни, до конца осознать высокие духовные устремления и самые обыденные дела некогда живших людей. Так давайте снова заглянем в мир древности, чтобы, понять его еще лучше.

Первыми занятиями человека, выделившегося из животного мира, были охота и собирательство. Миллионы лет люди пользовались только тем, что давала им окружающая среда.

Важнейшим этапом в развитии человеческого общества явилось возникновение земледелия и скотоводства. Переход от присваивающего хозяйства к производящему принято называть неолитической революцией. Занятие земледелием повлекло за собой переход к оседлому образу жизни. Возникла необходимость в новых, более сложных формах организации общества. В IV–II тыс. до н. э. в долинах крупных рек стали появляться первые государства. Они обрели черты деспотий.

Древний мир – время зарождения ряда религий, в том числе и мировых. Буддизм – первая по времени зарождения мировая религия, возникшая на северо-востоке Индии на месте древних государств Магадха, Вайшали и Кошала, где проповедовал Будда Шакьямуни в V–IV в. до н. э.

История античного мира издавна привлекала особое внимание европейских ученых. Потому что цивилизации Греции и Рима стояли у истоков европейских традиций политической, экономической и духовной жизни.

Христианское учение зародилось в Иудейской провинции Римской империи в I веке до н. э., это одна из крупнейших мировых религий наряду с иудаизмом, исламом и буддизмом. Свое название христианство получило по имени основоположника Иисуса Христа из Назарета. В основе религии – жизнеописание и заветы Иисуса, которого христиане признают, как Божьего сына и Спасителя.

Ислам – самая молодая и вторая по численности приверженцев, после христианства, мировая религия, зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основатель – пророк Мухаммед (570–632 гг.). Созданная им община стала основой для образования – Арабского халифата.

Древние цивилизации – не угасшие миры, свет от которых идет к нам. Их достижения являются частью современной культуры. Мы обращаемся к ним не только ради эстетического наслаждения шедеврами литературы и искусства. Уроки прошлого призваны служить благородным целям современности – взаимопониманию и взаимообогащению народов, взаимному уважению и осознанию себя наследниками общего богатства древних цивилизаций.

Теоретический материал для углубленного изучения:

Древний ливанский город Баальбек является одной из самых сохранившихся памяток древнеримской культуры в мире. Известный под именем Гелиополиса в давние времена, он поражает своей величественностью и сложностью. Но ученых гораздо больше волнует не Гелиополис, а руины мегалитического комплекса, обнаруженные под фундаментом города. Найденные блоки весят не менее 1200 т каждый – это самые крупные обработанные вручную конструкции из камня в мире.

Тренировочные задания:

1. Восстановите периодизацию истории Древней Греции.

  • Эллинистический период
  • Архаический период
  • Гомеровский период
  • Классический период

Правильный ответ:

  1. Гомеровский период
  2. Архаический период
  3. Классический период
  4. Эллинистический период

Разбор задания:

Следующим идет архаический период (VII–VI вв. до н. э.) – время формирования античной полисной цивилизации, зарождение классического рабовладения, эпоха великой греческой колонизации.

Классический период охватывает V век до н. э. Это эпоха наивысшего расцвета античной греческой цивилизации, полисного строя, демократии, культуры.

2. Какая эпоха в истории человечества была самая долгая?

А) Новейшая история

Г) Первобытная эпоха

Правильный ответ:

Г) Первобытная эпоха

Разбор задания:

Первобытная эпоха началась с выделения человека из мира животных. Отсчет истории Древнего мира ведется с возникновением первых государств (IV–III тысячелетия до н. э.) и до падения Рима в V веке н. э. Далее наступает эпоха Средних веков, которая длится до XV столетия. Под Новейшей историей подразумевают историю XX века. Таким образом, первобытная эпоха является самой продолжительной, согласно общепринятой периодизации. Её протяженность составляет 2,5 млн. лет.

Основная литература по теме урока:

1. История. Россия и мир. 10 класс. Базовый уровень. Волобуев О. В., Клоков В. А. и др. (2013, 400с.), Дрофа, 2013.

2. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. (2007, 352с.) Просвещение, 2007.

Дополнительная литература по теме урока:

2. Уткина Э. В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). - М.: Айрис-пресс, 2006. - 176с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Центры зарождения и пути распространения сельского хозяйства: Плодородный полумесяц (9 тыс. лет до н. э.), долины рек Янцзы и Хуанхэ (7 тыс. лет до н. э.), высокогорья Новой Гвинеи (7-4 тыс. лет до н. э.), Центральная Мексика (3-2 тыс. лет до н. э.), северо-запад Южной Америки (3-2 тыс. лет до н. э.), Африка южнее Сахары (3-2 тыс. лет до н. э.), долина Миссисипи (2-1 тыс. лет до н. э.)

Неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства к производящему

Неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства к производящему

Экономическая сфера: Многофункциональные орудия из камня; переход к производящему хозяйству; выделение ремесла; освоение плуга и сохи; строительства; индивидуальное хозяйство; зачатки частной собственности Политическая сфера: Превращение управления в особую сферу труда; появление зачатков администрации, власти, вождя; расширение военных столкновений между племенами Духовная сфера: Усложнение и дифференциация религиозных верований; возникновение племенных богов; формирование политеизма Социальная сфера: Создание постоянных поселений, деревень, городищ; переход к соседской общине; расслоение внутри общины; формирование племен Признаки неолитической революции

Многофункциональные орудия из камня; переход к производящему хозяйству; выделение ремесла; освоение плуга и сохи; строительства; индивидуальное хозяйство; зачатки частной собственности

Превращение управления в особую сферу труда; появление зачатков администрации, власти, вождя; расширение военных столкновений между племенами

Усложнение и дифференциация религиозных верований; возникновение племенных богов; формирование политеизма

Создание постоянных поселений, деревень, городищ; переход к соседской общине; расслоение внутри общины; формирование племен

Признаки неолитической революции

Задание : определите социальные последствия неолитической революции. Запишите ответ в виде схемы.

Цель: изучить причины переходы человечества от первобытности к цивилизационному пути развития.
Задачи:
Образовательные: определить время и географию зарождения первых цивилизаций, отличия цивилизации от первобытного общества.
Развивающие: продолжить формировать умения использовать в работе настенную карту, атласы.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к культуре древнего человека.


Рекомендации:






Цель: изучить причины переходы человечества от первобытности к цивилизационному пути развития.
Задачи:
Образовательные: определить время и географию зарождения первых цивилизаций, отличия цивилизации от первобытного общества.
Развивающие: продолжить формировать умения использовать в работе настенную карту, атласы.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к культуре древнего человека.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Жанр : урок- исследование

Автор: учитель обществоведческих дисциплин Нургалиева Альбина Берковна

- дать определение: мифы, первобытное общество, палеолит, мезолит, неолит, энеолит.

- знать основные этапы становления первобытного общества;

Умения и навыки:

- уметь устанавливать причинно-следственные связи между процессами и явлениями;

- работать с документами;

- работать в группе;

- уметь отстаивать свое собственное мнение.

Отношения, ценности, внутренние установки:

- понять историческое значение становления первобытного общества;

- выказать свое отношение;

- иллюстрации по теме

Знакомство с деятельностью групп.

Постановка исследовательской задачи.

Работа по группам.

Работа с учебником и таблицей.

Подведение итогов исследовательской работы.

Объявляются цели и задачи урока. Класс предварительно был разделен на группы, получившие опережающие задания.

Мотивация: Наши представления о первобытности базируются на довольно отрывочных и порой не вполне достоверных данных. Археологические находки и этнографические наблюдения, как правило, не дают достаточных оснований для однозначных выводов о жизни древнейших людей. Очень многое в первобытной истории приходится домысливать, реконструировать, полагаясь на способность логически рассуждать – или на интуицию.

Знакомство с деятельностью групп:

Археологи – работают с документами об археологических раскопках.

Этнографы – рассматривают документы о происхождении языковых семей, расы.

Хронисты – работают с периодизацией, составляют хронологическую таблицу.

Энциклопедисты – работают с понятиями, дают их определения.

Постановка исследовательской задачи :

На основании материала урока:

б) соотнести хронологическую таблицу и понятия, связанные с конкретными событиями:

Читайте также: