Пермяк пичугин мост конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Это наши желания. А можем ли мы сразу выполнить свои желания? Почему?

(не знаем тему урока).

3. Актуализация знаний.

Для того, чтобы исполнить наши желания, мы выполним несколько заданий. У вас на партах лежат конверты в виде сердечка. Конверт на парте один. Что это означает? (верно, мы работаем в паре, советуемся друг с другом, помогаем друг другу в работе).

Посмотрите внимательно на ваши конверты. Как выдумаете, что на них написано? (наш маршрут).

Что написано на первом сердечке? (“играю и догадываюсь”).

Достаньте из конверта задание под №1. Как называется первое задание? (“Шифровальщик”). (слайд 4)

Как вы думаете, что нужно сделать в задании? Выполните задание. Какие получились слова? (слайд 5). На доске: (Пичугин мост) Ребята, как вы думаете, почему эти слова появились на нашем уроке? А так ли это, мы узнаем чуть позже. Достаньте из конверта карточку под №2. Как называется следующее задание? (“Будь внимателен”). Как вы думаете, что здесь нужно сделать? Прочитав только русские буквы, получим предложения. (слайд 6). Проверим, что у вас получилось.

ДОWБРОЕ ДЕYЛО CАUМО СZЕБЯ ХВАDЛИТ. (слайд 7)

ДЕЛRАЙ ДРLУГИМ ДОIБРО – БУДЕQШЬ САМ БЕЗ БNЕДЫ. (слайд 8)

ДОБSРОЕ ДЕJЛО И В ВGОДЕ НЕ ТОНVЕТ. (слайд 9).

Что это за предложения? (это пословицы). (слайд 10).

О чём они?(о добрых делах). (слайд 11).

На доске: (Добрые дела)

Ребята, как вы думаете, почему эти слова появились на нашем уроке? А так ли это, мы узнаем чуть позже.

Достаём карточку под №3.

Как называется следующее задание? (“Расставь по местам”). Что нужно сделать? (слайд 12).

Буквы рассыпались. Составьте слово. Что получилось? (слайд 13).

Ребята, как вы думаете, почему эти слова появились на нашем уроке? А так ли это, мы узнаем чуть позже.

Достаём карточку под №4. Как называется задание? (“Отгадай”). Что нужно сделать?

Отгадав ребус, вы получите ещё слово. (слайд 14). Что получилось? (слайд 15)

На доске: (Мальчик). Почему эти слова появились на сегодняшнем уроке чтения? (слайд 16). Что они обозначают?

4. Первичное восприятие.

Открывайте текст. Какую важную информацию о произведении мы не назвали? (имя автора) (слайд 17)

На доске: (Евгений Пермяк)

К какому сердечку переходим? (“Слушаю, думаю и проверяю”). Сейчас вы послушаете текст, а кто будет особенно внимательным, тот сможет успешно выполнить следующее задание. Слова, которые вам не совсем понятны, запомните. (Читаю).

Какие ваши впечатления? Понравилось ли вам произведение?

Вернёмся к карточкам на доске. Оправдались ли ваши предположения?

Достаньте карточку под №5. (слайд 18)

- Три мальчика были родными братьями( –)

- Первый мальчик мечтал о полёте на Луну( –)

- Речка называлась Быстрянка (+)

- Сёма Пичугин тоже думал о подвигах( –)

- Перильца для мостика делали вместе с ребятами (–)

- Шоссейная дорога проходила по той самой тропинке, по которой ребята бегали в школу (+)

Наш умный компьютер тоже выполнял работу вместе с нами. Давайте сравним результаты. (слайд 19)

Поднимите руку, кто справился без ошибок. Молодцы!

Физминутка.

Ребята, какое доброе дело совершил Сёма? (построил мост). Давайте и мы попробуем построить мост. Какой бы он у нас получился, если бы мы взялись за дело? Возьмите соседа за руку и постройте ваш мост.

5. Анализ произведения.

Как называется следующее сердечко на конверте? (“Расширяем кругозор”).

Когда вы слушали рассказ, какие слова вы подчеркнули?

Достаньте карточку под №6.

А вот те слова, значение которых мне бы хотелось пояснить (на доске). Информацию о слове я нашла в толковом словаре. (слайд 20, 21, 22)

Где ещё можно найти информацию? Ребята, к какому сердечку мы с вами переходим? (“Читаю и рассуждаю”). Дети, а кто бы хотел начать читать рассказ?

Евгений Пермяк
Пичугин мост

По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.

- Хорошо бы, - говорил один, на пожаре ребёнка спасти!

- Даже самую большую щуку поймать – и то хорошо, - мечтает второй. – Сразу про тебя все узнают.

- Лучше всего на Луну полететь, - говорит третий мальчик. – Тогда уже во всех странах будут знать.

  • Какой из перечисленных поступков был бы для вас подвигом? Почему?

А Сёма Пичугин ни о чём таком и не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым. Как и все ребята, Сёма любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку.

  • Назовите черты характера Сёмы? Найдите в тексте слова, каким его описывает автор (тихий, молчаливый)

Эта маленькая речка текла в крутых бережках, и перескакивать через неё было трудно.

В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого было много.

  • Какие опасности ждали ребят, если они ходили коротким путём? Найдите в тексте.

Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдёшь, когда короткая есть!

Вот и задумал Сёма Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точённый. И стал он им рубить ветлу.

  • Почему Сёма стал строить мост? Что нового о характере Сёмы вы узнали? (заботливый, чуткий, думал о людях)

Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.

Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сёма, ходить стало ещё труднее. Держаться не за что. Того гляди, упадёшь. Особенно если снег.

Решил Сёма приладить перильца из жердей.

  • Было ли легко Сёме в его работе? Докажите словами из текста.
  • Как проявил себя Сёма в этой работе? (трудолюбивый, старательный, настойчивый).

Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой.

Чуть кто в обход пойдёт, ему обязательно скажут:

- Да куда ты идёшь за семь вёрст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост!

Когда же ветла прогнила и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших брёвен. А название мосту осталось прежнее – Пичугин.

Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через речку Быстрянку по той самой тропинке, по которой ребята бегали в школу.

Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем. или какое-нибудь ещё. А его все по-старому называют – Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по другому.

  • Почему мосту не стали давать другое название? (люди помнят хорошие дела).
  • Есть ли среди пословиц та, которая выражает главную мысль рассказа?
  • Какая из этих пословиц выражает тему рассказа “Пичугин мост”?
  • Какие добрые дела совершали вы?

6. Рефлексия.

Какой символ проходил через весь урок? (слайд 24). Как вы думаете, почему сердце?( Добрые дела совершают люди от доброго сердца).

Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас совершил доброе дело уже сегодня. Ведь если люди будут совершать добрые дела, то наш мир станет добрее и лучше. На доске у нас ещё одно сердце.

У вас на партах у каждого лежат сердечки трёх цветов. Если вам было легко справляться с заданиями – возьмите красное сердечко, если пришлось подумать – розовое, а если вызвало трудности – жёлтое.

Давайте наклеим наши сердечки на наше большое сердце. Посмотрим, какой цвет преобладает. Как замечательно мы с вами поработали на уроке.

А мне бы хотелось подарить вам на память о сегодняшнем уроке своё доброе сердце с замечательным стихотворением Е.Михайличенко. Откройте конверты.

Сумей преодолеть преграды
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды
За свой поступок ради всех.
Ещё печалью мир простужен,
Исподтишка грозит беда,
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда – как хлеб или вода.
Быть добрым надо по привычке,
Не по расчёту.
Пригодись,
Хотя бы маленькой синичке,
Пусти её из клетки ввысь.
Е.Н.Михайличенко

А превратилась в волшебное сердечко наших желаний на уроке (слайд 1).

Какие желания вам бы хотелось выполнить на уроке чтения? (слайд 2).

(На слайде расположены сердечки, на которых записаны слова: слушать, читать, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать, решать примеры, бегать на 100 метров. В центре – сердечко со словом хочу. Дети объясняют, что на этом уроке мы не будем решать примеры и бегать на 100 метров). (слайд 3).

Это наши желания. А можем ли мы сразу выполнить свои желания? Почему?

(не знаем тему урока).

3. Актуализация знаний.

Для того, чтобы исполнить наши желания, мы выполним несколько заданий. У вас на партах лежат конверты в виде сердечка. Конверт на парте один. Что это означает? (верно, мы работаем в паре, советуемся друг с другом, помогаем друг другу в работе).

Посмотрите внимательно на ваши конверты. Как выдумаете, что на них написано? (наш маршрут).

Как вы думаете, что нужно сделать в задании? Выполните задание.

Какие получились слова? (слайд 5).

Ребята, как вы думаете, почему эти слова появились на нашем уроке? А так ли это, мы узнаем чуть позже.

Прочитав только русские буквы, получим предложения .(слайд 6).

Проверим, что у вас получилось.

ДОWБРОЕ ДЕYЛО CАUМО СZЕБЯ ХВАDЛИТ. (слайд 7)

ДЕЛRАЙ ДРLУГИМ ДОIБРО – БУДЕQШЬ САМ БЕЗ БNЕДЫ .(слайд 8)

ДОБSРОЕ ДЕJЛО И В ВGОДЕ НЕ ТОНVЕТ .(слайд 9).

Что это за предложения? (это пословицы ).(слайд 10).

О чём они?(о добрых делах). (слайд 11).

Ребята, как вы думаете, почему эти слова появились на нашем уроке? А так ли это, мы узнаем чуть позже.

Достаём карточку под №3.

Буквы рассыпались. Составьте слово. Что получилось? (слайд 13).

Ребята, как вы думаете, почему эти слова появились на нашем уроке? А так ли это, мы узнаем чуть позже.

Отгадав ребус, вы получите ещё слово .(слайд 14). Что получилось? (слайд 15)

Почему эти слова появились на сегодняшнем уроке чтения? (слайд 16). Что они обозначают?

Открывайте текст. Какую важную информацию о произведении мы не назвали? (имя автора)(слайд 17)

Какие ваши впечатления? Понравилось ли вам произведение?

Вернёмся к карточкам на доске. Оправдались ли ваши предположения?

Достаньте карточку под №5. (слайд 18)

- Три мальчика были родными братьями –

- Первый мальчик мечтал о полёте на Луну –

- Речка называлась Быстрянка +

- Сёма Пичугин тоже думал о подвигах –

- Перильца для мостика делали вместе с ребятами –

- Шоссейная дорога проходила по той самой тропинке, по которой ребята бегали в школу +

Наш умный компьютер тоже выполнял работу вместе с нами. Давайте сравним результаты. (слайд 19)

Поднимите руку, кто справился без ошибок. Молодцы!

Ребята, какое доброе дело совершил Сёма? (построил мост). Давайте и мы попробуем построить мост. Какой бы он у нас получился, если бы мы взялись за дело? Возьмите соседа за руку и постройте ваш мост.

Когда вы слушали рассказ, какие слова вы подчеркнули?

Достаньте карточку под №6.

А вот те слова, значение которых мне бы хотелось пояснить (на доске). Информацию о слове я нашла в толковом словаре .(слайд 20, 21, 22)

Ветла – дерево семейства ивовых с узкими листьями и цветами, собранными в серёжки.

За семь вёрст киселя хлебать – без особой нужды отправляться в дальнюю дорогу.

Жерди – тонкий длинный ствол дерева, очищенный от ветвей и сучьев.

Дети, а кто бы хотел начать читать рассказ?

По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.

- Хорошо бы, - говорил один, на пожаре ребёнка спасти!

- Даже самую большую щуку поймать – и то хорошо, - мечтает второй. – Сразу про тебя все узнают.

- Лучше всего на Луну полететь, - говорит третий мальчик. – Тогда уже во всех странах будут знать.

  1. Какой из перечисленных поступков был бы для вас подвигом? Почему?

А Сёма Пичугин ни о чём таком и не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым. Как и все ребята, Сёма любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку.

  1. Назовите черты характера Сёмы? Найдите в тексте слова, каким его описывает автор (тихий, молчаливый)

Эта маленькая речка текла в крутых бережках, и перескакивать через неё было трудно.

В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого было много.

  1. Какие опасности ждали ребят, если они ходили коротким путём? Найдите в тексте.

Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдёшь, когда короткая есть!

Вот и задумал Сёма Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точённый. И стал он им рубить ветлу.

  1. Почему Сёма стал строить мост? Что нового о характере Сёмы вы узнали? (заботливый, чуткий, думал о людях)

Нелёгким оказалось это дело . Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь . Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.

Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви . Они путались под ногами и мешали ходить . Но когда обрубил их Сёма, ходить стало ещё труднее . Держаться не за что. Того гляди, упадёшь. Особенно если снег.

Решил Сёма приладить перильца из жердей .

  1. Было ли легко Сёме в его работе? Докажите словами из текста.
  2. Как проявил себя Сёма в этой работе? (трудолюбивый, старательный, настойчивый).

Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой.

Чуть кто в обход пойдёт, ему обязательно скажут:

- Да куда ты идёшь за семь вёрст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост!

Так и стали его называть Сёминой фамилией – Пичугин мост.

Когда же ветла прогнила и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших брёвен. А название мосту осталось прежнее – Пичугин.

Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через речку Быстрянку по той самой тропинке, по которой ребята бегали в школу.

Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем… или какое-нибудь ещё. А его все по-старому называют – Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по другому.

Вот оно как в жизни случается.

  1. Почему мосту не стали давать другое название? (люди помнят хорошие дела).

Есть ли среди пословиц та, которая выражает главную мысль рассказа?

Какие добрые дела совершали вы?

Какой символ проходил через весь урок? (слайд 24). Как вы думаете, почему сердце ?( Добрые дела совершают люди от доброго сердца).

Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас совершил доброе дело уже сегодня. Ведь если люди будут совершать добрые дела, то наш мир станет добрее и лучше. На доске у нас ещё одно сердце.

У вас на партах у каждого лежат сердечки трёх цветов. Если вам было легко справляться с заданиями – возьмите красное сердечко, если пришлось подумать – розовое, а если вызвало трудности – жёлтое.

Давайте наклеим наши сердечки на наше большое сердце. Посмотрим, какой цвет преобладает. Как замечательно мы с вами поработали на уроке.

А мне бы хотелось подарить вам на память о сегодняшнем уроке своё доброе сердце с замечательным стихотворением Е.Михайличенко. Откройте конверты.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Е. Пермяк "Пичугин мост"

Цель: познакомить учащихся с новым произведением; обучать вдумчивому, содержательному прочтению произведения; развивать устную речь учащихся, совершенствовать навыки чтения, обогащать словарный запас; научить детей оценивать человеческие поступки; воспитывать в детях стремление совершать добрые поступки.

Здравствуй, солнце, золотое,

Здравствуй, небо, голубое,

Здравствуйте, мои друзья,

Всех вас рада видеть я!

II ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

III СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Что значит быть хорошим человеком? На этот вопрос мы ответим в ходе нашего урока.

IV АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1 Занимательная минутка

2 Азбука добрых слов

Слушая вас, я еще раз убедилась в том, что у вас добрые сердца.

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,

Не хватает тепла, не хватает людской Доброты.

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу, как звезды светить.

V ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МАТЕРИАЛА

1 Словарная работа

В произведении встретятся малознакомые слова и выражения, значения которых нужно уточнить.

Подвиг — смелый, героический поступок.

Ветла — белая (серебристая) ива.

Перильца — маленькие перила.

Жердь — длинный шест с круглым стволом, срубленное и очищенное от веток высокое и тонкое дерево.

2 Чтение рассказа учителем

3 Проверка первичного восприятия рассказа (индивидуальная работа)

Три мальчика были родными братьями.

Первый мальчик мечтал о полете на Луну.

Речка называлась Быстрянка.

Сема Пичугин тоже думал о подвигах.

Перильца для мостика делали вместе с ребятами.

Шоссейная дорога проходила по той самой тропинке, по которой ребята бегали в школу.

( Учащиеся проверяют ответы друг друга.) Поднимите руку, кто справился без ошибок. Молодцы!

Ребята, какое доброе дело совершил Сема? ( Построил мост). Давайте и мы попробуем построить мост. Какой бы он у нас получился, если бы мы взялись за дело? Возьмите соседа за руку и постройте ваш мостик дружбы.

IV ОСОЗНАНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Какой из перечисленных поступков был бы для вас подвигом? Почему?

Назовите черты характера Семы? Найдите в тексте слова, каким его описывает автор.

Какие опасности ждали ребят, если они ходили коротким путем? Найдите в тексте.

Почему Сема стал строить мост? Что нового о характере Семы вы узнали?

Было ли легко Семе в его работе? Подтвердите словами из текста. Как проявил себя Сема в этой работе?

Каким получился мост?

Почему мосту не стали давать другое название? хо рошие дела.)

Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас совершил доброе дело уже сегодня. Без добрых дел нет доброго имени . Ведь если люди будут совершать добрые дела, то наш мир станет добрее и лучше. Это и значит быть хорошим человеком.

VII ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Работа с пословицами (работа в парах)

Еще издавна люди считали доброту самым ценным качеством человеческой души и самым лучшим ее украшением. Эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу.

( Учитель раздает конверты с карточками, на которых написаны начала и концовки предложений. Учащиеся составляют из них пословицы.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомить учащихся с новым произведением; способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста нового произведения; способствовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала; способствовать воспитанию в детях чуткого и бережного отношения к окружающему миру (природе, людям); воспитывать в детях стремление совершать добрые поступки; развивать представления учащихся о доброте и добрых поступках.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1.Проверка дом. задания

2.Речевая разминка (Стихотворение заготовлено у учителя на карточках.)

Как начну конфету есть,

У меня друзей не счесть.

А закончились конфеты,

И друзей в помине нету.

За конфету каждый друг

Так и рвет ее из рук.

Ну, зачем мне дружба эта?

Я и сам люблю конфеты.

-Объясните смысл стихотворения. Что хотел рассказать нам автор?

-Может ли быть такой дружба, как здесь рассказано?

-Прочитайте стихотворение с разной интонацией (спокойно, возму­щенно, весело).

III. Самоопределение к деятельности

- Отгадайте, какие пословицы зашифрованы?

ДОWБРОЕ ДЕYЛО CАUМО СZЕБЯ ХВАDЛИТ. (слайд 7)

ДЕЛRАЙ ДРLУГИМ ДОIБРО – БУДЕQШЬ САМ БЕЗ БNЕДЫ. (слайд 8)

ДОБSРОЕ ДЕJЛО И В ВGОДЕ НЕ ТОНVЕТ. (слайд 9).

Что это за предложения? (это пословицы). (слайд 10).

О чём они?(о добрых делах). (слайд 11).

На доске: (Добрые дела)

Ребята, как вы думаете, почему эти слова появились на нашем уроке? А так ли это, мы узнаем чуть позже.

IV. Работа по теме урока.

-Проверим ваши предположения.

1.Вводное слово учителя о писателе.

Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии — Виссов — предпочел псевдоним Пермяк.
Отец Евгения Виссова, мелкий почтовый служащий, скончался, когда сыну было три года. Матери было нелегко одной воспитывать сына, поэтому большая часть его детских и юношеских лет прошла в Воткинске, в обществе бабушки, деда и тетки, сестры матери, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием.

Евгений Пермяк поклонялся величию труда и воспевал его в своих романах, повестях и сказках.

- Когда и где родился Е.Пермяк?

- Какая настоящая фамилия Е.Пермяка?

- Кем был отец Евгения, сколько лет было Евгению когда умер отец?

- В обществе кого прошло его детство и юность?

- Какие 5 ремёсел освоил Евгений Виссов?

- О ком все книги писателя?

2.Словарная работа.

Ветла - дерево семейства ивовых с узкими листьями и цветами, собранными в сережки.

За семь верст киселя хлебать - без особой нужды отправляться в дальнюю дорогу.

Жерди - тонкий длинный ствол дерева, очищенный от ветвей и сучьев.

3.Первичное чтение рассказа учителем

Пичугин мост

По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.

— Хорошо бы, — говорит один, — на пожаре ребёнка спасти!

— Даже самую большую щуку поймать — и то хорошо, — мечтает второй. — Сразу про тебя узнают.

— Лучше всего первым на Луну полететь, — говорит третий. — Тогда уж во всех странах будут знать.

А Сёма Пичугин ни о чём таком не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.

Как и все ребята, Сёма любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в крутых бережках, и перескакивать через неё было очень трудно.

В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого было много.

Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдёшь, когда короткая есть!

Вот и задумал Сёма Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был хороший. Дедушкой точеный. И стал он рубить им ветлу.

Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.

Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сёма, ходить стало ещё труднее. Держаться не за что. Того гляди, упадёшь. Особенно если снег.

Решил Сёма приладить перильца из жердей.

Дед помог. Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой.

Чуть кто в обход пойдёт, ему обязательно скажут:

- Да куда ты идёшь за семь вёрст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост!

Так и стали его называть Сёминой фамилией – Пичугин мост.

Когда же ветла прогнила и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших брёвен. А название мосту осталось прежнее – Пичугин.

Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через речку Быстрянку по той самой тропинке, по которой ребята бегали в школу.

Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем. или какое-нибудь ещё. А его все по-старому называют – Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по другому.

Вот оно как в жизни случается.

-Какое чувство вызвало у вас это произведение?

V. Физминутка

Одолела нас дремота,

(Дети потягиваются, руки вверх)

Ну-ка, делайте со мною

Вверх, вниз, потянись,

Сбрось с себя ночную лень –

Солнце глянуло в кроватку,

Все мы делаем зарядку.

VI. Продолжение работы по теме урока.

1.Проверка первичного восприятия рассказа (индивидуальная работа)

Три мальчика были родными братьями.

Первый мальчик мечтал о полете на Луну.

Речка называлась Быстрянка.

Сема Пичугин тоже думал о подвигах.

Перильца для мостика делали вместе с ребятами.

Шоссейная дорога проходила по той самой тропинке, по которой ребята бегали в школу.

(Учащиеся проверяют ответы друг друга.)

2.Чтение рассказа и его обсуждение.

- Назовите героев произведения. Что мы о них узнали?

- О чем мечтали друзья Семы?

- Что такое подвиг? О каких подвигах говорят ребята в рассказе Н. Пермяка?

- Как вы думаете, зачем мальчик сделал этот мост?

- Можно ли было его не делать? Почему?

- Какой мостик сделал Сема?

- Почему Сема Пичугин не считал постро­ение моста подвигом?

- Каким мостом заменили мостик из ветлы?

- А какой сейчас мост в деревне?

VII.Рефлексия

- Ребята, а был ли в вашей жизни такой или похожий поступок в жизни?

- Подумайте, какое бы доброе дело вы совершили?

- Принесут ли они радость окружающим?

- Действительно, именно от поступков, совершаемых человеком, зависит, какой он на самом деле человек и будут ли помнить о нем люди.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит учащихся с новым разделом, с творчеством писателя; позволит добиться понимания рассказа, отработать навыки выразительного чтения.

Литературное чтение 3 класс.

Цель урока: Познакомить учащихся с новым разделом, с творчеством писателя; добиться понимания рассказа, отработать навыки выразительного чтения; сформировать навык сравнения и анализа; развивать память, внимание, речь; развивать интерес к информации, которую несет текст, развивать представления учащихся о доброте и добрых поступках.

воспитывать в детях стремление совершать добрые поступки.

Планируемые результаты:

предметные: уметь прогнозировать содержание раздела; читать вслух | постепенным переходом на чтение про себя; выделять основные события;

личностные: проявлять умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного

Произведения; проявлять нравственные качества (доброта, чуткость, внимание);

системно-деятельностные: уметь выражать свои чувства, мысли; щи пивать собственную и коллективную деятельность.

Тип урока: урок формирования навыков и умений.

Материальное обеспечение урока: портрет писателя, выставка книг, карточки по стихотворению,сердечки, клей.

Межпредметные связи: русский язык, познание мира, изобразитель­ное искусство.

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2.Речевая разминка. (Стихотворение заготовлено у учителя на карточках.)

Как начну конфету есть,

У меня друзей не счесть.

А закончились конфеты,

И друзей в помине нету.

За конфету каждый друг

Так и рвет ее из рук.

Ну, зачем мне дружба эта?

Я и сам люблю конфеты.

-Объясните смысл стихотворения. Что хотел рассказать нам автор?

-Может ли быть такой дружба, как здесь рассказано?

-Прочитайте стихотворение с разной интонацией (спокойно, возму­щенно, весело).

3.Мотивация к учебной деятельности.

-Проверим ваши предположения.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.


Вводное слово учителя о писателе.

Евгений Пермяк - псевдоним Евгения Андреевича Виссова.

Он родил­ся 31 октября 1902 г. в Перми, но в первые же дни после рождения вместе с матерью был привезен в Воткинск. В разные годы Женя Виссов непро­должительное время жил в Перми у родственников, но большая часть его детства и юности прошла в Воткинске.

Книги Евгения Пермяка переведены на многие языки, издавались но многих странах. Он награжден двумя орденами, медалями. Умер Евгении Пермяк 17 августа 1982 г. в Москве.

Первичное чтение рассказа.

-Какое чувство вызвало у вас это произведение?

Проверка первичного восприятия рассказа (индивидуальная работа)

Три мальчика были родными братьями.

Первый мальчик мечтал о полете на Луну.

Речка называлась Быстрянка.

Сема Пичугин тоже думал о подвигах.

Перильца для мостика делали вместе с ребятами.

Шоссейная дорога проходила по той самой тропинке, по которой ребята бегали в школу.

(Учащиеся проверяют ответы друг друга.)

Словарная работа.

Ветла - дерево семейства ивовых с узкими листьями и цветами, собранными в сережки.

За семь верст киселя хлебать - без особой нужды отправляться в дальнюю дорогу.

Жерди - тонкий длинный ствол дерева, очищенный от ветвей и сучьев.

Первичная проверка понимания.

Чтение рассказа и его обсуждение.

1. Назовите героев произведения. Что мы о них узнали?

О чем мечтали друзья Семы?

2.Что такое подвиг? О каких подвигах говорят ребята в рассказе Н. Пермяка?

3.Как вы думаете, зачем мальчик сделал этот мост?

Можно ли было его не делать? Почему?

Какой мостик сделал Сема? Почему Сема Пичугин не считал постро­ение моста подвигом?

Каким мостом заменили мостик из ветлы?

А какой сейчас мост в деревне?

Физкультминутка. Ребята, какое доброе дело совершил Сёма? (построил мост). Давайте и мы попробуем построить мост. Какой бы он у нас получился, если бы мы взялись за дело? Возьмите соседа за руку и постройте ваш мост.

5. Закрепление знаний и способов действий.

Выборочное чтение.

*Назовите черты характера Семы? Найдите в тексте слова, каким его описывает автор (тихий, молчаливый).

*Какие опасности ждали ребят, если они ходили коротким путем? Найдите в тексте.

*Почему Сема стал строить мост? Что нового о характере Семы вы узнали? (Заботливый, чуткий, думал о людях.)

*Было ли легко Семе в его работе? Докажите словами из текста.

*Как проявил себя Сема в этой работе? (Трудолюбивый, старательный, настойчивый.)

*Найдите и зачитайте отрывок, в котором говорится, как был построен мост.

*Как ты считаешь можно ли это назвать подвигом?

*Почему мосту не стали давать другое название? (Люди помнят хоро­шие дела.)

*Есть ли среди этих пословиц та, которая выражает главную мысль рассказа?

Доброе дело само себя хвалит.

Нет друга - ищи, а нашел - береги.

Хлеб - всему голова.

Всякий человек в деле познается.

Жизнь дана на добрые дела.

*Объясните смысл этой пословицы

*Какие добрые дела совершали вы?

*Чему научил вас рассказ?

Работа в тетради.

-Письменно ответьте на вопросы.

Какой символ проходил через весь урок? . Как вы думаете, почему сердце?( Добрые дела совершают люди от доброго сердца).

Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас совершил доброе дело уже сегодня. Ведь если люди будут совершать добрые дела, то наш мир станет добрее и лучше. На доске у нас ещё одно сердце.

У вас на партах у каждого лежат сердечки трёх цветов. Если вам было легко справляться с заданиями – возьмите красное сердечко, если пришлось подумать – розовое, а если вызвало трудности – жёлтое.

Давайте наклеим наши сердечки на наше большое сердце. Посмотрим, какой цвет преобладает. Как замечательно мы с вами поработали на уроке.

-Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас совершил доброе дело уже сегодня. Ведь если люди будут совершать добрые дела, то наш мир станет добрее и лучше.

Выберите и продолжите любое предложение.

*На сегодняшнем уроке я узнал.

*На уроке я похвалил бы себя за .

*После урока мне захотелось.

7.Подведение итогов урока.

*Какой раздел мы начали изучать на уроке?

*С каким произведением познакомились?

8.Домашнее задание.

Читайте также: