Периодическая печать и художественная культура 9 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Учащихся знакомить ся с выдающимися архитектурными сооружениями российского классицизма.

ВложениеРазмер
klassitsizm_v_arhitekture_rossii.doc 79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Классицизм в архитектуре России

Учитель – Гриценко С.И.

Цели и задачи : познакомить учащихся с выдающимися архитектурными сооружениями российского классицизма, показать их красоту и неповторимость, изучить творчество знаменитых российских архитекторов, особенностей классицизма в архитектуре Москвы и Санкт Петербурга; способствовать развитию культуры речи и общения, навыков самостоятельной работы с текстом, исследования необходимых материалов в сети Интернет для создания учебных презентаций; воспитание устойчивого интереса к различным направлениям русского искусства.

Тип урока : комбинированный

Форма урока : виртуальная экскурсия

Термины и понятия : классицизм

І. Организационный момент

О чем же сегодня пойдет речь? (об архитектуре)

На прошлом уроке мы знакомились с шедеврами западной архитектуры периода классицизма.

О какой же тогда архитектуре речь пойдёт сегодня?

Действительно, мы обратимся с вами к русской архитектуре второй половины 18 - начала 19 веков, когда на смену пышному и богатому барокко пришел классицизм (запись темы в тетрадь)

На эти и другие вопросы мы с вами будем искать ответы в процессе нашего урока.

ІІІ. Актуализация знаний

Но прежде давайте вспомним, что мы уже знаем о классицизме.

  • Назовите временные рамки классицизма? (17- начало 19 веков)
  • Поясните название художественного стиля (перевод слова, античные истоки)
  • Что является основой архитектурного языка классицизма? (Античная ордерная система)
  • Приведите примеры западноевропейских архитектурных сооружений в стиле классицизм.
  • Назовите выдающихся зарубежных архитекторов, представителей классицизма.

ІV. Восприятие и усвоение новых знаний, формирование и развитие умений и навыков

  1. Название и автора шедевра
  2. Цель строительства
  3. Интересные факты и цифры

В добрый путь, ребята, по городу, о котором Давид Самойлов писал:

Весь город в плавных разворотах,

И лишь подчеркивает даль

В проспектах, арках и воротах

И все дворцы, ограды, зданья,

И эти львы, и этот конь,

Видны, как бы для любованья,

Поставленные на ладонь…

Открыто в 1823 г.

Преодолев ветров злодейство

И вьюг крутящуюся мглу,

Над городом адмиралтейство

Зажгло бессмертную иглу.

Чтоб в громе пушечных ударов

В Неву входили корабли,

Поставил Андриян Захаров

Маяк отеческой земли.

И этот шпаги острый пламень,

Прорвав сырой туман болот,

Фасада вытянутый камень

Приподнял в дерзостный полет.

Длина фасада – 406 м, высота 16м

Строительство было начато в 1704 году по чертежам Петра I на острове между Невой и Мойкой. Задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском море и было центром постройки кораблей. Помещения Адмиралтейства были корабельными мастерскими.

Здание Адмиралтейства и территория вокруг него неоднократно перестраивались.

Так в 1732-1738 гг. под руководством архитектора И. К. Коробова построено каменное здание Адмиралтейства. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на 72-метровую высоту.

Вначале 19 века перестройка здания велась под руководством знаменитого архитектора А.Д. Захарова. Комплекс был полностью перестроен. Здание стало трехэтажным, украшенное 56 статуями, 11 барельефами и 350 лепными украшениями. Идея архитектора состояла в прославлении могущества Русского флота, укреплении образа России как морской державы.

Андрей Никифорович Воронихин

Прихоть Павла І.

Каменный храм по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен в сентябре 1733 года, строился по проекту М. Земцова и был назван Рождественским.

2 июля из Троицкого собора сюда была перенесена Казанская икона Божьей Матери и Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени этой иконы. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице.

К концу 18 века здание обветшало и было принято решение построить новый храм. Павел I хотел, чтобы новый храм был похож на собор Святого Петра в Риме и в 1799 году был объявлен конкурс на его проект.

Проект Андрея Никифоровича Воронихина был одобрен. Строительство было завершено к 1811 году. А автор проекта А.Н. Воронихин был награжден орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.

Здания Министерств и Главного штаба

Карл Иванович Росси

Ампир (Высокий классицизм)

В первой трети XIX века проводилась полная реконструкция Дворцовой площади, что было связано с переносом сюда важных государственных учреждений-Генерального (Главного) Штаба русской армии и двух министерств-Иностранных дел и Финансов.

Для них по проекту К.И. Росси были возведены два больших корпуса, соединенных торжественной аркой.

Строительство здания велось на протяжении 10 лет (с 1819 по 1829 годы). В его архитектурном облике нашла отражение высокая патриотическая тема-победа русских войск в Отечественной войне 1812 года. Особенно сильно эта тема звучит в оформлении триумфальной арки Главного штаба с ее богатым скульптурным убранством.

В прошлом здание выглядело иначе: стены были светло-серыми, лепные детали-белыми, венчающая группа-бронзированной. Впоследствии стены стали красить в желтый цвет, а все скульптурные детали в черный.

Карл Иванович Росси

Александринский театр является старейшим национальным театром России. Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского. Именно этот театр является прародителем всех Российских театров , а дата его основания – Днем рождения Русского профессионального театра.

С 1832 года Российский государственный театр драмы получил великолепное здание в центре Невского проспекта в Санкт-Петербурге, построенное по проекту великого архитектора Карла России. Это здание было названо Александринским театром (в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны) и с тех пор имя Александринского театра неразрывно связано с мировой историей сценического искусства.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – выдающийся образец русского культового искусства. Он является одним из самых красивых и значительных купольных сооружений не только в России, но и в мире. По своим размерам храм уступает лишь соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции.

В 1710 году был отдан приказ построить рядом с Адмиралтейством деревянную церковь. Здесь Петр венчался со своей женой Екатериной. Позже, в 1717 году, было начато строительство новой каменной церкви, которую из-за оседания грунта разобрали.

После Отечественной войны 1812 года по приказу Александра I начинается проектирование нового храма. Выбор пал на проект пятиглавого храма в классическом стиле, автором которого был Монферран.

Строительство было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет.

А вот насколько вы были внимательны во время виртуальной прогулки по Санкт-Петербургу, узнаем, выполнив небольшие задания

Слайд 13 Слайд 14

4. Архитектурный облик Москвы

Учитель. В старой столице – Москве – тоже было создано немало истинных шедевров мировой архитектуры. На примере творчества двух замечательных архитекторов, работавших почти одновременно – Василия Баженова и Матвея Казакова - мы с вами познакомимся с принципами классицизма, нашедшими свое отражение в архитектурном облике Москвы.

Вопросы для мини- исследования.

- почему В.Баженова – члена Болонской и Флорентийской академий, профессора Римской академии называют «зодчим…с трагической судьбой?

- Выявите в предложенном вам тексте оригинальные черты зодчества Матвея Казакова. В каких сооружениях они очевидны?

Дети озвучивают свои ответы.

Учитель. Итак, сегодня мы с вами уже можем ответить на поставленные в начале урока вопросы.

- Прав ли был А.С.Пушкин, когда утверждал о большем расцвете облика Санкт Петербурга в сравнении с Москвой?

-Назовите имена великих русских архитекторов классицистического направления.

6. Домашнее задание

И последнее. Если вы, когда-нибудь, прогуливаясь по набережным Петербурга и любуясь великими творениями зодчих, вспомните имена, названия, интересные факты, то будем считать наше общение сегодня не напрасным.

Цели урока: познакомить учащихся с развитием российской литературы во второй половине XIX в.; выделить факторы, оказавшие влияние на нее; охарактеризовать новые веяния в культуре России.

План урока

1. Либеральная и консервативная журналистика.

2. Литература как отражение общественных процессов.

3. Литература народов России.

4. Бунт в Академии художеств.

5. Скульптура и архитектура: поиск новых форм.

6. Музыкальное искусство и театр.

7. Художественная культура народов России.

ХОД УРОКА

• Проверка и актуализация знаний

В начале занятия учащимся предлагается ответить на вопросы домашнего задания и выполнить письменные задания.

Тестовое задание 1

1. Земские школы появились в России после

а) 1864 г. б) 1874 г. в) 1884 г.

2. Проект создания независимого государства — Папуасского Союза разработал

а) Н. М. Пржевальский

в) Н. Н. Миклухо-Маклай

б) Д. И. Менделеев

4. Отметьте российских географов.

а) П. Л. Чебышев, Н. А. Северцов, С. М. Соловьев

б) Н. М. Пржевальский, И. В. Мушкетов, А. П. Федченко

в) П. Н. Яблочков, А. М. Бутлеров, И. П. Павлов.

а) в 1881 г. б) в 1884 г. в) в 1887 г.

Тестовое задание 2

1. Автор Периодического закона химических элементов

а) Д. И. Менделеев

2. Начальными были

а) церковно-приходские школы

б) С. Л. Перовская

в) С. В. Ковалевская

4. Отметьте российских биологов.

а) Н. Н. Миклухо-Маклай, Н. Ф. Гамалея, А. Ф. Можайский

б) А. Г. Столетов, А. С. Попов, С. В. Ковалевская

в) И. М. Сеченов, И. П. Павлов, И.И. Мечников

5. Устав, в соответствии с которым университеты были лишены автономии, а Министерство народного просвещения получило право контролировать содержание обучения в них, был издан

а) в 1884 г. б) в 1887 г. в) в 1890 г.

• Изучение нового материала

1—2. Приступая к изучению темы, учащимся предлагается познакомиться с главным вопросом урока § 28.

В начале занятия учитель формулирует задачу: определить общественно-политическое значение творчества писателей для России второй половины XIX в.

Изменения, произошедшие в жизни страны после падения крепостного права, повлияли на культурную жизнь всех слоев российского общества. Развитие капитализма, модернизация страны требовали образованных людей, технического прогресса, изменений в общественно-политической жизни. Многообразные изменения в экономической жизни, оживление общественного движения нашли отражение в литературе, живописи, архитектуре, музыке, театре.

Вторая половина XIX в. стала временем расцвета в литературе критического реализма (учащиеся вспоминают, кто из писателей первой половины XIX в. работал в этом стиле, приводят примеры). Литература отображала окружающую действительность и социальные сдвиги, которые произошли в пореформенной России. Учащимся предлагается познакомиться с выставкой книг писателей, вспомнить, о чем эти произведения (о тех произведениях, о которых учащиеся еще не знают, рассказывает учитель).

3. Учащимся предлагается поработать с текстом учебника и определить факторы, повлиявшие на развитие литературы народов России.

4. Учащимся необходимо вспомнить стили и жанры изобразительного искусства первой половины XIX в. Внимание учащихся обращается на главный вопрос урока §29.

Обобщая ответы учащихся, учитель отмечает, что во второй половине века ведущим направлением живописи стал критический реализм. Далее он предлагает познакомиться с творчеством ведущих художников того времени и подтвердить примерами приведенный вывод.

Вопросы: 1. Как вы думаете, чем обусловлен критический отзыв о творчестве передвижников? 2. Какое влияние оказало творчество передвижников на российское общество? Задания: 1. Можно ли считать, что картины передвижников написаны в стиле критического реализма? 2. Докажите, что художники в картинах отобразили многие явления российской действительности второй половины XIX в. Далее учащимся предлагается вспомнить жанры изобразительного искусства, классифицировать представленные на занятии иллюстрации по жанрам (социально-бытовой, исторический, портретный, пейзажный, батальный, былинный).

Далее учитель отмечает, что облик городов во второй половине XIX в. быстро менялся. Промышленный прогресс и совершенствование строительной техники в пореформенной период привели к появлению новых типов сооружений: вокзалов, промышленных и торговых зданий, доходных домов, которые занимали центральные улицы, вытесняя особняки. Театры, музеи, банки, пассажи (универсальные магазины) и вокзалы соперничали по размерам и обилию украшений с храмами и дворцами. Следовательно, нужны были яркие архитектурные решения.

Появляется так называемый неорусский (псевдорусский) стиль, который вобрал в себя черты древнерусской архитектуры, орнаменты, заимствованные из народной вышивки или воспроизводящие в камне резьбу по дереву. Этот стиль пользовался поддержкой официальных лиц, так как отражал национальные, а следовательно, патриотические чувства части населения.

Учащиеся, заранее подготовившие условную экскурсию, отмечают типичные образцы псевдорусского стиля: в Петербурге — храм Спаса на Крови (Ц. А. Портланд), в Москве — Исторический музей (А. А. Семенов и В. О. Шервуд), здание Городской думы (Ц. Н. Чиганов), Верхние торговые ряды на Красной площади, ныне — ГУМ (А. Н. Померанцев). Отделанные под русскую старину фасады построек (шатры, башенки, фигурные наличники и т. п.) контрастировали с современными интерьерами. Подобное несоответствие не могло быть долговременным, в конце века сформировался новый стиль.

Приступая к экскурсиям, учащиеся записывают в тетрадь определения стилей, получивших распространение во второй половине века: эклектика и ее разновидность — псевдорусский стиль. По завершении работы учащиеся отвечают на вопрос: Какие факторы обусловили появление псевдорусского стиля во второй половине XIX в.?

6. Далее учитель и учащиеся, участвующие в организации урока, рассказывают о развитии музыкального творчества во второй половине XIX в. Для этого они заранее готовят иллюстрации — портреты композиторов, видео и аудиозаписи.

Рассматривая развитие театрального творчества, учитель отмечает, что театр во второй половине XIX в. все более становился органической частью общественно-культурной жизни, охватывая уже не только узкий круг столичной публики, но и более широкие слои провинциальной интеллигенции. С нарастанием противоречий в общественной жизни в театре рос интерес к современной бытовой драме.

Развитие русского театра во второй половине XIX в. неразрывно связано с именем А. Н. Островского. На драматургии Островского раскрылся талант многих русских актеров: П. М. Садовского, Н. X. Рыбакова, П. А. Стрепетовой, А. Е. Мартынова, Н. А. Никулиной и др.

7. Учащимся предлагается самостоятельно поработать с этим вопросом.

1. Какие темы волновали писателей во второй половине XIX в.? Почему культуру России называют литературо-центричной?

3. Определите особенности развития культуры во второй половине XIX столетия и факторы, оказавшие на это влияние.

4. Какие темы волновали художников, скульпторов?

5. Каким образом критический реализм нашел отображение в живописи?

6. Охарактеризуйте неорусский стиль.

7. Назовите выдающиеся произведения композиторов во второй половине XIX в., вошедшие в мировую сокровищницу культуры.

Домашнее задание: § 28—29, вопросы и задания в конце параграфа. Дополнительное задание: подготовка выставки иллюстраций и экскурсии по Петербургу, Москве и родному городу. Подготовка выставки иллюстраций картин передвижников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Глава VIII. Продолжение золотого века русской культуры. Урок 2.Периодическая печать и литература

История 9 класс. Учебник История России XIX – начало XX века. 9 класс. Л.М.Ляшенко, О.В.Волобуева, Е.В.Симонова. М:- Дрофа, 2019г.

Гудзишевская Нина Валентиновна

Цель: оценить роль периодической печати и литературы в общественной жизни пореформенной России

· выяснить в чем проявлялась литературоцентричность русской культуры XIX в.;

· характеризовать развитие консервативной и либеральной журналистики во II половине XIX в.; сравнивать политику Александра II и Александра III в отношении печати и свободы слова;

· выяснить, какие проблемы общественного развития России привлекали внимание российских писателей;

· развивать навыки анализа различной информации, систематизировать выводы в таблице; умения оценивать исторические факты и явления, формулировать аргументированную точку зрения по проблемам урока, участвовать в дискуссии.

Тип урока: комбинированный с применением технологии развития критического мышления, коллективного обучения (парная работа), здоровье сберегающих технологий, ИКТ.

Оборудование урока: Компьютер, проектор, презентация, учебник История России XIX – начало XX века. 9 класс. Л.М.Ляшенко, О.В.Волобуева, Е.В.Симонова. М:- Дрофа, 2019г.

Межпредметные связи: литература.

1. Организационный этап. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

2. Мотивационно-целевой этап.

Слайд 1. Что такое литературоцентричность русской культуры? Как вы понимаете значение этого понятия?

Литературоцентричность русской культуры означает, что важнейшие вопросы общественной жизни в первую очередь поднимали поэты и писатели.(анимация)

Вспомните известные строки Н.А.Некрасова:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

3.Изучение нового материала.

Слайд 3. Запись темы урока в тетрадь.

1. Журналистика второй половины XIX в.: общая характеристика.

2. Либеральная и консервативная журналистика.

3. Литература как отражение общественных процессов.

4. Литература народов России.

Слайд 5. Журналистика второй половины XIX в.: общая характеристика.

Великие реформы не обошли вниманием и печать. Новый закон о печати правительство начало разрабатывать в 1857г.

Вспомните основное содержание реформы в области печати (ответы учащихся).

Слайд 7. Одним из способов преодолеть правительственные ограничения стали юмор и сатира.

Например, характеристика М.Н.Каткову:

С толпой журнальных кунаков
Своим изданьем, без сомненья,
С успехом заменил Катков
В России Третье отделенье.

"Искра" выходила 15 лет. Еженедельник создал сеть корреспондентов, которые сообщали о злоупотреблениях в провинции, и "Искра" передавала общественно-политическую атмосферу исторического периода.

Слайд 8. В 1882г были утверждены новые Временные правила, которые закрепили полный административный контроль над прессой:

· редакторы изданий, которые выходили без предварительной цензуры, обязаны сообщать в МВД имена авторов статей

· право цензора прекратить выход издания без судебного разбирательства.

Объясните причины ужесточения правил в отношении периодической печати. (убийство Александра II , активизация революционного движения).

Слайд 9. Не смотря на сохранение при Александре II и ужесточение правил в отношении печати при Александре III в 1870-е и особенно в 1880-е гг. развитие периодической печати шагнуло далеко вперед.

q модернизация общественно-политического строя России: постепенный переход от феодальной монархии к буржуазной

q втягивание больших масс населения в общественную жизнь

q рост потребности в разносторонней и широкой информации

q увеличение числа еженедельных и ежедневных изданий

Слайд 10. В издательском деле произошли серьезные перемены, которые отражали изме-нения в жизни общества в целом. Изменения в издательском деле:

· распространение информации становится выгодным коммерческим предприятием;

· в периодические издания приходят люди далекие от литературы: купцы, банкиры;

· видное место на страницах печати отводится коммерческой рекламе, биржевым таблицам, курсовым бюллетеням.

Возникают частные Русское (1866), Международное (1872) и Северное (1882) телеграфные агентства.

Предположите, какой могла быть политическая направленность периодических изданий в условиях действия Временных правил 1882г.? (обсуждение вопроса).

Слайд 12. Либеральная и консервативная журналистика.

В рамках политики Александра III в области печати официально могли существовать только проправительственные и, в лучшем случае, либеральные издания.

Задание: проанализируйте материалы рабочих листов № 1 и 2, выполните задания. (парная работа по вариантам, затем проверка выполнения задания).

Слайд 13. Вариант заполнения таблицы (рабочий лист № 1)

Вопросы сравнения

Консервативная журналистика

· необходимость решительных мер по борьбе с револю-цией, рабочим движением

· пропаганда народной преданности царю

· русификации народов России, проповедовал великодер-жавный панславизм

· против земств, против остатков независимости суда присяжных, против университетов, т.е. против Великих реформ

Слайд 14. Вариант заполнения таблицы (рабочий лист № 2)

Вопросы сравнения

Либеральная журналистика

· высокая оценка либеральных реформ середины XIX в.

· идея сотрудничества власти и народа

· осуждение террора народников

· сторонники конституции, формирования правового государства, развития самоуправления

Слайд 15. Литература как отражение общественных процессов.

Периодическая печать и литература в России всегда были тесно связаны. Великие русские писатели были редакторами и активными авторами изданий. Именно они подчеркивали просветительскую роль журналистики, считали ее действенным средством культурного и нравственного совершенствования общества.

Многие литературные произведения носили публицистический характер.

Задание: п.2, стр. 239 1 абз. Выясните, какие изменения произошли в художественной литературе. (проверка выполнения задания).

Слайд 16. Обобщение:

Изменения эстетических ориентиров в художественной литературе II пол. XIX в.

· задача писателя – выразить собственную мысль

· превращение искусства в копию действительности и приговор над ней

· активная разработка социальной темы

Слайд 17. Задание: стр. 240-242, выясните и систематизируйте в тезис-плане темы, которые волновали русских писателей. Сформулируйте аргументированное мнение о литературоцентричности русской культуры.

Вопрос о литературе народов России учащиеся изучают самостоятельно.

4.Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.

Слайд 18. Домашнее задание:

2. Новаторство в творчестве В.Г.Перова, В.А.Серова, М.А.Врубеля, И.Е.Репина (по выбору учащегося).

3. Основные стили в архитектуре II половины XIX в.

4. Сравнительный анализ московской и петербургской музыкальных школ.

5. Преодоление кризиса в театральном искусстве.

Использовать иллюстрации, музыкальные фрагменты.

Слайд 19. Источники:

Задание: Проанализируйте информацию о периодических изданиях пореформенного периода, заполните таблицу.

Рабочий лист № 2

Задание: Проанализируйте информацию о периодических изданиях пореформенного периода, заполните таблицу.

“Вестник Европы” (1868г., издатель М.М.Стасюлевич.) издавался как исторический журнал и пытался с первых номеров подчеркнуть свою беспартийность. Характерной чертой журнала была высокая оценка крестьянской реформы и других реформ. Издатели считали, что административным вмешательством реформы 60-х гг. искажаются, заняли принципиальную позицию в вопросе о том, что ни одна из задач не является такой, кото-рую нельзя было бы разрешить совместными усилиями правительства и народа. В годы революционного террора “Вестник Европы” осуждал народников, называя их политичес-кими убийцами.

Журнал “Русская мысль” (1880 г., издатели Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву.) появился в тот момент, когда политика правительства была либеральной, министр внутренних дел заигрывал с общественным мнением, чтобы снизить революционный накал. В 1881г. после убийства царя либеральная программа была свернута. Журнал стал трибуной буржуазной мысли, пользовался авторитетом среди интеллигенции и молодежи. Издатели были убежденными сторонниками конституции. Кроме конституции издатели занимались проблемами правового государства, местного самоуправления - земств.

Газета “Русские ведомости” (1863) в конце 60-х опубликовала либеральную программу. Отмечала тяжкое положение крестьянства, необходимость сделать русского крестьянина зажиточным. Для этого предлагали снять всю недоимку, мешающую встать на ноги, организовать мелкий земельный кредит. В области политики своей целью газета ставила введение конституции. Но издатели считали, что нельзя дразнить правительство, нужно искать пути решения исподволь. Тогда появилась фраза “увенчание здания” (государства конституцией). Когда в 70-80-х началось рабочее движение, “Русские ведомости” признали проблему рабочего вопроса. Подталкивали правительство к решению этой проблемы, писали о необходимости снять ее остроту, издать “рабочие” законы.

Тема: Периодическая печать и художественная культура. История России XIX – начало XX века. Под редакцией Л.М.Ляшенко, 2021.

Рабочий лист. Прочитайте пункт 1 стр.124-125 Журналистика и периодическая печать , ответьте на вопросы:

1. Что оказало влияние на развитие журналистики? _____________________

2. В каком журнале публиковали патриотические воззвания, стихи, басни Ивана Крылова? ___________________________________________________

3. О каком журнале В.Г.Белинский отзывался как о явлении необыкновенном во всех отношениях? ________________________________________________

4. Какой журнал издавался с 1825 года ? _______________________________

6. Из какой газеты можно было узнать информацию из правительственных источников? Кто ее издавал? ________________________________________

7. Какой журнал основал А.С. Пушкин? ________________________________

8. Что такое демократизация культуры? ________________________________

9. Какое указание правительства исполнили на местах в 1837 г? ___________

Что такое литературоцентричность
русской культуры?
Как вы понимаете значение этого понятия?
Литературоцентричность русской культуры
означает - важнейшие вопросы общественной
жизни в первую очередь поднимали поэты и
писатели

Тема: Продолжение золотого века русской
культуры
Урок 2. Периодическая печать и
литература
.
История 9 класс
МБОУ СШ № 1
г.Вилючинск
Гудзишевская Н.В

План:
1. Журналистика второй половины
XIX в.: общая характеристика.
2. Либеральная и консервативная
журналистика.
2.
Литература
как
отражение
общественных процессов.
3. Литература народов России.

1870-1880-е гг. быстрое развитие периодической
печати
модернизация
общественно-политического
строя России: постепенный переход от феодальной монархии к буржуазной
втягивание больших масс населения в
общественную жизнь
рост потребности в разносторонней и
широкой информации
Результат
увеличение числа еженедельных и ежедневных изданий

Изменения в издательском деле:
распространение информации становится выгодным
коммерческим предприятием
в периодические издания приходят люди далекие от
литературы: купцы, банкиры
видное место на страницах печати отводится
коммерческой рекламе, биржевым таблицам, курсовым
бюллетеням
Возникают частные
Русское (1866),
Международное
(1872) и Северное
(1882) телеграфные
агентства.

3. Литература как отражение
общественных процессов
тесная связь периодической печати и литературы
великие русские писатели - редакторы и активные
авторы изданий
подчеркивали просветительскую роль журналистики,
считали ее действенным средством культурного и
нравственного совершенствования общества
многие
литературные
произведения
носили
публицистический характер
Задание: п.2, стр. 239 1 абз. Выясните, какие изменения
произошли в художественной литературе.

Задание: стр. 240-242, выясните и систематизируйте в
тезис-плане
темы,
которые
волновали
русских
писателей. Сформулируйте аргументированное мнение о
литературоцентричности русской культуры.

Читайте также: