Перевод деятельности с мирного на военное положение конспект мчс

Обновлено: 05.07.2024

Перевод ГО на военное положение – это один из наиболее ответственных и сложных периодов деятельности. При этом порядок и последовательность выполнения всех мероприятий осуществляются по установленным степеням готовности ГО, которые определяются заблаговременно в мирное время.

Установлены следующие степени готовности ГО:

В целях оптимизации планирования мероприятий ГО установлено, что выполнение мероприятий по переводу ГО из повседневной готовности в повышенную отражать как выполнение Мероприятия ГО первой очереди, из повышенной в военную опасность – как выполнение Мероприятия ГО второй очереди, из военной опасности в полную – как выполнение Мероприятия ГО третьей очереди

Приведение ГО в готовность по той или иной степени может осуществляться либо последовательно, либо, в зависимости от обстановки, сразу в высшие степени готовности, с обязательным проведением мероприятий, предусмотренных предшествующими степенями готовности.

Для сокращения сроков перевода ГО на военное положение, еще до ввода в действие планов гражданской обороны, предусматривается выполнение первоочередных мероприятий ГО первой и второй группы, повышающих готовность служб гражданской обороны. Эти мероприятия должны выполняться скрытно, под видом учений, тренировок и ремонтных работ.

При готовности ГО повседневная – органы управления и формирования, занимаясь повседневной деятельностью, находятся в готовности к выполнению возложенных на них задач ГО согласно плану.

При этой готовности:

  • органы управления осуществляют текущее и перспективное планирование, организуют и обеспечивают выполнение мероприятий согласно плана в повседневном режиме работы;
  • системы оповещения и связи работают в дежурном режиме;
  • силы ГО, занимаясь повседневной деятельностью, проводят мероприятия, обеспечивающие приведение их в готовность в установленные сроки для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

С получением распоряжения о проведении Мероприятий ГО первой очереди, начальник ГО осуществляет оповещение и сбор руководящего состава ГО, после чего доводит обстановку, полученную от соответствующего органа управления по делам ГОЧС, ставит задачу работникам своего штаба, распределяет руководящий состав согласно штату и направлениям деятельности.

Непосредственно в пункте постоянной дислокации органа управления организуется круглосуточное дежурство руководящего состава штаба ГО, члены которого приступают к выполнению своих обязанностей согласно штатному расписанию. Специалистами органа управления и членами штаба ГО в соответствии со своими функциональными обязанностями уточняются разделы плана ГО по обеспечению населения в военное время.

Мероприятия ГО 1 очереди (Повышенная)

Органы управления и формирования проводят мероприятия, в результате которых повышается готовность системы ГО к выполнению задач мирного и военного времени.

При этой степени готовности:

(все мероприятия могут проводиться скрытно для выполнения задач военного времени и открыто для решения задач мирного времени)

· осуществляется сбор руководящего состава, доведение обстановки и постановка задач. Вводится круглосуточное дежурство руководящего состава объекта в пункте постоянного размещения;

· уточняются планы ГО;

· на запасной ПУ области высылается специальная рабочая группа для его расконсервации и подготовки к работе;

· проверяется готовность к работе систем оповещения и связи;

· приводятся в готовность защитные сооружения на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;

· принимаются меры по ускоренному завершению строительства и вводу в эксплуатацию ЗС, строящихся по планам текущего года;

· вывозятся на пункты выдачи: противогазы, приборы радиационной и химической разведки, ИПП. Выдача их личному составу формирований, производственному персоналу ОЭ и населению производится по особому распоряжению Правительства;

· приводятся в готовность расчетно-аналитические станции и группы, хим-дозиметрические лаборатории штабов ГО;

· на ОЭ в городах, отнесенных к группам по ГО, снижаются запасы АХОВ до минимальных размеров, обеспечивающих технологический процесс, производится подготовка к снижению запасов взрыво- и пожароопасных веществ;

· для защиты с/х животных подготавливаются животноводческие помещения, фермы и комплексы, в них создаются и укрываются 5-7-дневный запас кормов и воды;

· проводятся подготовительные мероприятия к введению режима светомаскировки, по усилению охраны важнейших ОЭ, по противопожарной защите и поддержанию общественного порядка;

· лица, обучающиеся в УМЦ по ГО и на курсах ГО, направляются к месту постоянной работы.

Основные мероприятия, проводимые при введении различных степеней готовности

ПОНЯТИЕ О ГОТОВНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГО И РСЧС, СТЕПЕНИ ИХ ГОТОВНОСТИ, ПОРЯДОК ПРИВЕДЕНИЯ В ГОТОВНОСТЬ

Подготовка к ведению гражданской обороны (ГО) заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Мероприятия по гражданской обороне – это организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.


При переводе в готовность сил гражданской обороны предусмотрены четыре степени готовности:

Органы управления и силы ГО, занимаясь повседневной деятельностью, находятся в готовности к выполнению возложенных на них задач согласно планам. Органы управления осуществляют текущее и перспективное планирование, организуют и обеспечивают мероприятия согласно плана в повседневном режиме работы. Системы оповещения и связи работают в дежурном режиме. Силы ГО занимаются повседневной деятельностью, проводят мероприятия обеспечивающие приведение их в готовность.

Такая степень готовности, когда органы управления и силы ГО проводят мероприятия, в результате которых повышается готовность системы ГО к выполнению задач мирного и военного времени. С введением данной степени готовности, осуществляется сбор руководящего состава, до них доводится обстановка, осуществляется постановка задач. Вводится круглосуточное дежурство руководящего состава, в пунктах повседневного размещения, уточняются планы ГО. На запасные пункты управления (ЗПУ) высылаются специальные группы, которые приводят в готовность средства связи и оповещения. Приводятся в готовность защитные сооружения (ЗС) на объектах экономики, работающие в военное время, принимаются меры к успешному завершению строительства и ввод в эксплуатацию ЗС, строящихся по плану текущего года. Приводятся в готовность расчетно-аналитические станции, химико-радиометрические лаборатории, оперативные группы. Проводятся и другие мероприятия направленные на повышение степени готовности ГО.

Такая степень готовности, когда органы управления и силы ГО, рабочие и служащие объектов экономики проводят мероприятия, повышающие защиту населения и обеспечивающие выполнение задач гражданской обороны в военное время. Руководящий состав переводится на круглосуточный режим работы, системы управления, оповещения и связи приводятся в полную готовность. Приводятся в готовность защитные сооружения, подвалы и другие заглубленные помещения переоборудуются под противорадиационные укрытия.

На объектах экономики работающих в военное время выдаются средства индивидуальной защиты и приборы дозиметрического контроля, развертываются медицинские пункты. Посты радиационного и химического наблюдения (РХН), учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) переводятся на круглосуточное дежурство. Проводятся мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов и безаварийной их остановке по сигналам. Могут быть и другие мероприятия, обеспечивающие сокращение сроков приведения ГО в готовность.

В Положении о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определено, что в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникающей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

  • режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
  • режим повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической) сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.

МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГО И РСЧС

Нештатное аварийно-спасательное формирование (команды, группы) предназначаются для розыска, извлечения и выноса пораженных, находящихся под завалами, в разрушенных и поврежденных зданиях и сооружениях; оказания пораженным первой медицинской помощи и выноса их к местам погрузки на транспорт; расчистки завалов, откопки и вскрытия заваленных поврежденных защитных сооружений и выполнение других работ.

В зависимости от характера выполняемых задач нештатное аварийно-спасательное формирование усиливается формированием спасательных служб.

Аварийно-технические формирования сил ГО, предназначаются для локализации и ликвидации аварий и временного восстановления поврежденных участков и сооружений на коммунально-энергетических и технологических сетях.

Формирования спасательных служб предназначаются для выполнения специальных мероприятий при проведении АСНДР (ведения разведки, оказания медицинской помощи, локализации и тушения пожаров, проведения противорадиационных и противохимических мероприятий, охраны общественного порядка и др.), усиления других формирований и всестороннего обеспечения их действий при выполнении ими задач.

Все формирования приводятся в готовность по установленным степеням готовности с вводом в действие Плана гражданской обороны объекта при переводе гражданской обороны с мирного на военное время.

Мероприятия, выполняемые в различных степенях готовности:

Первоочередные мероприятия ГО 1-ой очереди:

(Все мероприятия проводятся скрытно для выполнения задач военного времени и открыто для решения задач мирного времени).

  • сбор руководящего состава НАСФ (формирований ГО);
  • доведение обстановки и постановка задач;
  • уточнение (корректировка) Плана приведения формирования ГО объекта экономики в готовность;
  • уточнение взаимодействия с другими формированиями ГО объекта экономики при решении поставленных задач;
  • уточнение порядка обеспечения действий формирований в местах проведения АСНДР;
  • проверка связи и оповещения на рабочих местах;
  • проверка готовности отведенных защитных сооружений, для укрытия личного состава НАСФ;
  • уточнение порядка выдачи средств индивидуальной защиты личному составу формирований ГО;
  • уточнение мероприятий по усилению охраны объекта, противопожарной защиты и общественного порядка;
  • по решению РГО объекта экономики, исходя из особенностей объекта и состояния ГО, могут проводиться другие мероприятия, обеспечивающие повышение готовности формирования ГО к действиям.

Первоочередные мероприятия ГО 2-ой очереди:

(Формирования ГО, рабочие и служащие объекта экономики проводятмероприятия, повышающие защиту населения и обеспечивающие выполнениезадач в мирное и военное время).

  • приведение средств связи и оповещение в полную готовность.
  • приведение в полную готовность защитных сооружений;
  • дооборудование подвальных и других заглубленных помещений подПРУ;
  • приведение в готовность в пункте постоянного размещения (без прекращения производственной деятельности) формирования ГО повышенной готовности;
  • выдача средств индивидуальной защиты и приборов дозиметрического контроля рабочим и служащим из запасов объектов городов, отнесенных кгруппам по ГО, объектов особой важности и первой категории;
  • проведение массовой иммунизации личному составу формированийГО по эпидпоказаниям;
  • изготовление простейших средств индивидуальной защиты (при необходимости);
  • участие в проведении противопожарных мероприятий;
  • участие в проведении снижения запасов взрыво- и пожароопасныхвеществ на объекте экономики, расположенного в городе;
  • по решению РГО объекта экономики могут проводиться другие подготовительные мероприятия, обеспечивающие сокращение сроков приведенияформирования ГО к действиям.

Общая готовность гражданской обороны:

(Вводится в действие План ГО в полном объеме, организуются и проводятся предусмотренные Планом мероприятия (кроме эвакуационных), обеспечивающие выполнение всех задач, возложенных на ГО в военное время)

  • выдача средств индивидуальной защиты (всему населению);
  • приведение в готовность в пунктах постоянного размещения (без прекращения производственной деятельности) всех НАСФ (формирований ГО);
  • уточнение расчетов на проведение эвакуационных мероприятий;
  • проведение в полном объеме мероприятий по защите запасов материальных средств, источников водоснабжения, животных и растений;
  • в полном объеме проведение мероприятий по повышению устойчивости работы в военное время объекта экономики;
  • подготовка к выводу из города, отнесенного к группе по ГО формирований ГО повышенной готовности, предусмотренных Планом ГО, для подготовки загородной зоны к размещению эваконаселения и использование формирований ГО в случае необходимости для ведения работ в очаге поражения, зоне заражения;
  • подготовка формирований ГО, входящих в состав группировки сил ГО (КНС, личному составу формирований доводятся сигналы сбора, маршруты выхода в исходные районы, порядок построения колонн и управления ими в период ввода группировки сил ГО в очаги поражения).

Часть формирований решением соответствующего РГО может содержаться в повышенной готовности и использоваться для ведения разведки, борьбы с пожарами, организации охраны общественного порядка, оказания медицинской помощи и выполнения других задач. Для формирований повышенной готовности сроки приведения в готовность не должны превышать 6 часов.

Для организованного приведения формирований в готовность к участию в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций для каждого формирования разрабатывается План приведения в готовность.

План приведения в готовность включает:

  • порядок оповещения и сбора личного состава в рабочее и нерабочее время;
  • место и время сбора личного состава;
  • место, порядок и сроки получения личным составом имущества, снаряжения, инструментов и других материальных средств;
  • порядок и время проверки готовности;
  • порядок выдвижения и срок прибытия в район сбора (сосредоточения) или в район проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • порядок управления формированием в период сбора, приведения его в готовность и выдвижения в район сбора (сосредоточения) или к участку (объекту) работ;
  • организация комендантской службы;
  • порядок материально-технического обеспечения, вопросы взаимодействий и управления.

Готовность формирований проверяется на контрольных проверках, учениях и тренировках, а также при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В ходе проверки готовности формирований определяются:

  • реальность расчета по созданию формирований;
  • готовность НАСФ и их способность решать задачи по предназначению;
  • соответствие организационной структуры формирования характеру и объему выполняемых задач и особенностям деятельности объекта;
  • обеспеченность формирования СИЗ, техникой, имуществом и спецодеждой, порядок хранения и готовность их к использованию;
  • время сбора формирования и выхода его в район сосредоточения (сбора) и к объектам (местам) работ.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПРИ ПРИВЕДЕНИИ В ГОТОВНОСТЬ К ПРИМЕНЕНИЮ ПО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ В МИРНОЕ ВРЕМЯ

Основным планирующим документом по приведению в готовность к применению по предназначению в мирное время для главных управлений, учреждений и организаций МЧС России является План приведения главного управления, учреждения и организации МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время.

При введении режима функционирования повышенной готовности для структурных подразделений центрального аппарата, главных управлений, учреждений и организаций МЧС России выполняются следующие мероприятия (в соответствии с возложенными на них задачами и функциями):

  • оповещение и сбор личного состава;
  • перевод органов управлений на усиленный режим работы (организация круглосуточного дежурства лиц руководящего состава);
  • приведение в готовность дежурных сил авиационно-спасательных центров МЧС России на аэродромах базирования;
  • проверка готовности к убытию в зону возможных ЧС сил постоянной готовности и ОГ с последующей их отправкой;
  • приведение в готовность к выходу и применению автомобильной, пожарно-спасательной, специальной и другой техники. Подготовка оборудования, снаряжения и имущества – в соответствии с утвержденными расчетами или особыми распоряжениями;
  • организация взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по оповещению и информированию населения об угрозе возникновения ЧС и порядке их действий;
  • организация работы ОШ ЛЧСП;
  • уточнение мероприятий планов действий (взаимодействия) главных управлений;
  • осуществление непрерывного сбора и оценки данных обстановки в зоне возможной ЧС;
  • уточнение задач подразделениям, доведение предварительных распоряжений для подготовки к выполнению задач по предназначению;
  • возвращение в места (пункты) постоянной дислокации подразделений ФПС, спасательных воинских формирований МЧС России, находящихся на учениях (занятиях);
  • уточнение состава группировки сил и средств (включая АМГ), определение способов ее выдвижения в зону возможных ЧС (в районы погрузки) с проведением соответствующих расчетов на совершение марша. Погрузка техники и имущества группировки сил, а также посадка личного состава на транспорт;
  • принятие оперативных мер по предупреждению возникновения ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.

При введении для органов управления и сил МЧС России режима чрезвычайной ситуации выполняются мероприятия повышенной готовности, если они не были выполнены ранее и дополнительно:

от 1 июля 2019 года N 336

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа МЧС России от 15 мая 2020 года N 334
____________________________________________________________________

В целях совершенствования оперативного реагирования в системе МЧС России при возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций в мирное время

1. Утвердить Положение о порядке приведения структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов, учреждений и организаций МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время (далее - Положение) согласно приложению.

2. Руководителям территориальных органов, учреждений и организаций МЧС России организовать переработку и утверждение в установленном порядке планов приведения в готовность к применению по предназначению в мирное время в соответствии с Положением.

3. Признать утратившими силу:

приказ МЧС России от 22.01.2013 N 32 "Об утверждении Положения о порядке приведения структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы, спасательных воинских формирований, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, подразделений Государственной инспекции по маломерным судам, образовательных, научно-исследовательских и иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, в готовность к применению по предназначению в мирное время";

пункт 1 приложения к приказу МЧС России от 20.10.2016 N 564 "О внесении изменений в приложение к приказу МЧС России от 22.01.2013 N 32 и приложение N 2 к приказу МЧС России от 06.10.2014 N 550".

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.Н.Яцуценко.

УТВЕРЖДЕНО
приказом МЧС России
от 1 июля 2019 года N 336

Положение о порядке приведения структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов, учреждений и организаций МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время

I. Общие положения

Учреждения и организации МЧС России - подразделения федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы (кроме Центральной базы измерительной техники МЧС России, Центрального спортивного клуба, Специального центра специальной связи и информационной безопасности МЧС России и ЦМТО), спасательные воинские формирования МЧС России, подразделения государственной инспекции по маломерным судам, аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, в т.ч. конно-кинологические, военизированные горноспасательные части, образовательные (кроме ФАУ дополнительного профессионального образования), научные и иные учреждения и организации (кроме Финансово-расчетного центра, Центрального музея, Центрального архива, Автотранспортной части оперативного реагирования, Агентства по обеспечению и координации российского участия в международных гуманитарных операциях "Эмерком", Пансионата "Солнечный" и Информационного центра ОКСИОН в местах массового пребывания людей), находящиеся в ведении МЧС России.

II. Режимы функционирования органов управления и сил МЧС России

2. Структурные подразделения центрального аппарата, главные управления, учреждения и организации МЧС России функционируют в следующих режимах:

повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации (далее - ЧС);

повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;

чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.

3. Расчет сил и средств, в том числе сил постоянной готовности, при приведении в готовность к применению по предназначению (введении режима повышенной готовности и режима чрезвычайной ситуации) в мирное время с временными показателями их готовности к реагированию (или функционированию) приведен в Приложении N 1* к настоящему Положению.

Силы постоянной готовности - составная часть сил и средств МЧС России, находящаяся на дежурстве и предназначенная для быстрого прибытия и проведения в минимально возможный короткий срок аварийно-спасательных работ в зонах ЧС как в России, так и за рубежом (Постановление Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1007).

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

III. Функции должностных лиц при приведении в готовность к применению по предназначению в мирное время

4. Режим повышенной готовности или режим чрезвычайной ситуации для структурных подразделений центрального аппарата, главных управлений, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения вводится решением Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр) или лица, временно исполняющего его обязанности, на основании данных оценки обстановки в зоне возможной ЧС и анализа достаточности (возможностей) сил и средств для принятия оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС.

5. При угрозе или возникновении ЧС право на введение режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации с последующим докладом по команде предоставляется:

первому заместителю Министра, статс-секретарю - заместителю Министра, заместителям Министра, заместителю Министра - главному государственному инспектору Российской Федерации по пожарному надзору и начальнику Национального центра управления в кризисных ситуациях (далее - НЦУКС) - в отношении главных управлений, учреждений и организаций МЧС России, через старшего оперативного дежурного МЧС России (далее - СОД МЧС России), с последующим изданием распорядительного документа структурным подразделением центрального аппарата МЧС России, координирующим их деятельность;

начальнику главного управления - в отношении возглавляемого главного управления и подчиненных главному управлению учреждений, а также для спасательных и воинских формирований МЧС России (далее - СВФ МЧС России) в рамках планов взаимодействия;

начальникам (руководителям) учреждений и организаций МЧС России - в отношении подчиненных подразделений;

СОД МЧС России - в отношении аэромобильных группировок МЧС России (далее - АМГ), дежурных сил и отдельных подразделений (расчетов) учреждений (в том числе и СВФ МЧС России) и организаций МЧС России, с последующим докладом заместителям Министра, наделенным полномочиями по применению сил и средств МЧС России при угрозе возникновения ЧС, при реагировании и ликвидации последствий ЧС и начальнику НЦУКС.

В приказах (распоряжениях) МЧС России, главных управлений, учреждений и организаций МЧС России о введении режимов повышенной готовности или чрезвычайной ситуации определяются ограничения по привлечению необходимых органов управления (подразделений, учреждений и организаций МЧС России), сил и средств, а также по определению основных мероприятий, выполняемых при их введении.

Отмена введенных режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации для органов управления и сил МЧС России осуществляется должностным лицом, вводившим соответствующие режимы функционирования, или вышестоящим должностным лицом.

6. Приказы, распоряжения (сигналы) о введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации для структурных подразделений центрального аппарата, главных управлений, учреждений и организаций МЧС России доводятся по всем имеющимся каналам связи по линии оперативных дежурных служб с последующим письменным подтверждением (подготовкой и отправкой соответствующих распорядительных документов).

7. Оповещение структурных подразделений центрального аппарата, главных управлений, учреждений и организаций МЧС России о введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации проводится в соответствии с Порядком организации оповещения при реагировании на ЧС.

8. СОД МЧС России, старший оперативный дежурный главного управления (далее - СОД ГУ), дежурный или оперативный дежурный учреждения и организации МЧС России, получив приказ, распоряжение (сигнал) о введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, обязан немедленно довести его до соответствующих руководителей.

9. Донесения главных управлений, учреждений и организаций МЧС России, с получением приказа, распоряжения (сигнала) о приведении в готовность к применению по предназначению в мирное время представляются оперативными дежурными службами в вышестоящие органы управления, по подчиненности.

10. При приведении в готовность к применению по предназначению в мирное время в структурных подразделениях центрального аппарата, главных управлениях, учреждениях и организациях МЧС России выполняются мероприятия в соответствии с возложенными на них задачами и функциями (Приложение N 2*).

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

11. При приведении в готовность к применению по предназначению в мирное время в главных управлениях, учреждениях и организациях МЧС России возглавляют:

а) оперативный штаб ликвидации ЧС и тушения пожаров главного управления (далее - ОШ ЛЧСП), осуществляющий свою деятельность в соответствии с Положением:

при ЧС межмуниципального и муниципального характера - один из заместителей начальника главного управления;

при ЧС регионального характера - начальник главного управления.

б) группировку сил учреждений МЧС России - должностные лица по решению начальника (руководителя) учреждения МЧС России;

в) ОГ ЦУКС главного управления - должностное лицо из состава ОДС ЦУКС, согласно суточному приказу начальника главного управления (начальника ЦУКС);

г) ОГ местного пожарно-спасательного гарнизона - представитель государственного пожарного надзора или подразделения пожарной охраны.

IV. Контроль состояния готовности к применению по предназначению в мирное время

12. Контроль за состоянием готовности главных управлений, учреждений и организаций МЧС России к применению по предназначению в мирное время осуществляется в ходе проведения проверок, учений и тренировок по решению:

Министра, первого заместителя Министра, статс-секретаря - заместителя Министра, заместителей Министра и заместителя Министра - главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору - в отношении главных управлений, учреждений и организаций МЧС России;

начальника главного управления - в отношении учреждений и подразделений, подчиненных главному управлению;

начальника (руководителя) учреждения, организации МЧС России - в отношении подчиненных подразделений;

другого должностного лица - по письменному предписанию руководства МЧС России и соответствующего начальника (руководителя), которому предоставлено право проверки.

13. Начальниками (руководителями) главных управлений, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения немедленно осуществляются доклады по линии оперативных дежурных служб о приведении подчиненных сил в готовность к применению по предназначению в мирное время.

Дополнительно, начальниками главных управлений осуществляются доклады о приведении подчиненных сил в готовность к применению по предназначению в мирное время заместителю Министра, осуществляющему координацию деятельности главных управлений в соответствующем федеральном округе.

1.Дать учащимся представление об организации ГО, о её структуре, задачах и органах управления.

2.Дать учащимся знания о переходе ГО образовательного учреждения с мирного на военное временя.

Формы, методы и приёмы обучения:
Лекция в сочетании с обсуждением, опросом и демонстрацией наглядных пособий

Средства обучения: Плакаты, слайды

Контроль знаний: фронтальный опрос

Какие основные права свободы провозглашает Конституция РФ в области обеспечения безопасности граждан?

  1. Какие основные законодательные акты по обеспечению безопасности граждан приняты в РФ?
  2. С какой целью в государстве принимаются законы в области обеспечения безопасности граждан?

Изучение нового материала

  1. Предназначение и задачи ГО.
  2. Структура и органы управления ГО.
  3. Организация защиты учащихся общеобразовательного учреждения от ЧС мирного и военного времени.

Основные моменты:
Гражданская оборона, история её создания.
Предназначение и задачи. Организация ГО на территории РФ. Структура и органы управления ГО. Организация управления ГО. Структура и органы управления по делам ГО и ЧС в образовательном учреждении. Задачи образовательного учреждения в области предупреждения ликвидации ЧС. Примерное содержание планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время. Особенности плана ГО образовательного учреждения. Обязанности учащихся в области ГО.
Гражданская оборона. С появлением современных средств ведения войны, встала задача защиты гражданских объектов и населения от опасностей при ведении боевых действий. Гражданская оборона становится составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время для защиты населения страны и объектов экономики, культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Гражданская оборона (ГО) — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или следствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Своё предназначение ГО наиболее полно может осуществлять вместе с Вооружёнными Силами страны, обеспечивая максимальное ослабление вооружённого воздействия противника по экономическим объектам, городам, административным центрам и другим центрам страны для сохранения устойчивости функционирования государства.
ГО в современных условиях является составной частью системы национальной безопасности и обороноспособности страны.

История создания ГО

В феврале 1918 года были произведены обстрелы и налеты на Петроград германской авиацией. Создаётся система защиты населения и объектов от ударов с воздуха ( создан штаб воздушной обороны, сеть наблюдательных пунктов, отряды для оказания первой медицинской помощи…) Была создана противовоздушная оборона страны

МПВО решала задачи:
1)Предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха (оповещения);
2) Маскировка объектов;
3) Ликвидация последствий нападения с воздуха;
4) Подготовка бомбоубежищ и др.

В 1961г МПВО реорганизована в Гражданскую оборону СССР

Обучение населения в области ГО;

Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Предоставление населению убежищ и СИЗ;

Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное представление жилья и принятие других неотложных мер;

Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Обнаружение и обозначение районов, подвергших радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;

Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;

Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

Обеспечение сил и средств ГО.

Организация ГО.
Организация и ведение ГО являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
ГО организуется на территории РФ по территориально-производственному принципу.
Подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учётом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Ведение ГО на территории РФ или в отдельных её местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных её местностях.
Силы ГО — воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, организационно объединённые в войска ГО, а также гражданские организации ГО.

Структура и органы управления ГО.

утверждает План гражданской обороны РФ;

вводит в действие План гражданской обороны на территории РФ…;

утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную численность военнослужащих войск ГО, …;

осуществляет иные полномочия в области ГО… в соответствии с законодательством РФ.
б) Правительство РФ:

обеспечивает проведение единой государственной политики в области ГО;

руководит организацией ведением ГО…
в ) Органы исполнительной власти и организации:

планируют и организуют проведение мероприятий по ГО;

осуществляют обучение населения и своих работников;

проводят мероприятия по устойчивому функционированию в военное время.

Государственную политику в области ГО осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ( МЧС России ).
г) Органами, осуществляющими управлением ГО, являются :

МЧС РФ, специально уполномоченный на решение задач в области ГО, и его территориальные органы, создаваемые в установленном порядке;

структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные на решение задач в области ГО;

структурные подразделения (работники) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области ГО, создаваемые в порядке установленном Правительством РФ.
д) Руководителями ГО на территориях являются руководители органов власти, а на объектах — руководители объектов, т.е. лица, имеющие административную власть и право распоряжаться материальными средствами. Они несут полную ответственность за состояние ГО на подчинённой территории (объекте).
Организация ГО по стране дифференцирована, организационные структуры её зависят от важности (значения, категории) города или объекта. Существуют города и объекты 1,2 и 3 категорий.
При каждом руководителе ГО создаются штаб и службы ГО.

Структура и органы управления образовательного учреждения.

укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников ЧС, также при угрозе их возникновения;

эвакуация учащихся в загородную зону

использование СИЗ органов дыхания и кожных покровов и порядок их получения;

проведение мероприятий медицинской защиты и оказание ПМП пострадавшим.

Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Характерными чертами военного положения являются:

- вступление в силу законов военного времени;

- расширение полномочий органов военного командования;

- возложение на граждан ряда дополнительных обязанностей (трудовой, военной, автотранспортной);

- введение определенных ограничений для населения - установление комендантского часа, ограничение уличного движения людей и транспорта и др.;

- нормирование снабжения населения продовольствием, водой, лекарствами, предметами первой необходимости, ГСМ и другими средствами;

- повышение ответственности организаций и граждан за преступления и нарушения установленного порядка и правил по законам военного времени.

Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которое устанавливается указом Президента Российской Федерации о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены военного положения.

Перевод ГО на военное время проводится с получением распоряжения руководителя ГО - Председателя Правительства РФ, которое в короткие сроки доводится до руководителей ГО субъектов, районов и городов в установленном порядке.

Руководитель ГО организации (объекта) получает распоряжение на перевод ГО с мирного на военное время от руководителя ГО муниципального образования. Возможно, получение распоряжения на выполнение только части мероприятий Плана ГО (первоочередные мероприятия I, II очереди и мероприятия третьей очереди).

Для перевода системы ГО организации с мирного на военное время руководитель ГО отдает распоряжение руководящему составу после его оповещения и сбора.

Перевод ГО на военное время характеризуется с одной стороны большим объемом и сложностью мероприятий, с другой - ограниченностью во времени.

Перевод гражданской обороны с мирного на военное время проводится в соответствии с планом ГО с целью:

- приведения всей системы гражданской обороны в готовность по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- повышения готовности организаций, городов, районов к работе в условиях войны;

- приведения в готовность сил и средств гражданской обороны для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).

Процесс перевода ГО с мирного на военное время, последовательность и объем выполняемых мероприятий, во многом будут определяться нарастанием угрозы нападения противника. Готовность к выполнению возложенных на ГО задач должна повышаться путем проведения определенных мероприятий, вплоть до выполнения всех, предусмотренных планом ГО на военное время.

Очередность и содержание мероприятий по переводу ГО на военное время определяются заблаговременно, в мирное время. При этом предусматриваются различные варианты перевода, в том числе и такой, когда он будет осуществляться не последовательным наращиванием готовности ГО, а одновременным выполнением всех мероприятий, предусмотренных планом ГО. Выполнение их должно осуществляться под видом учений, проверок, реконструкции объекта и с привлечением ограниченного круга лиц и только после получения соответствующего распоряжения, сигнала от вышестоящего руководителя ГО.

При внезапном нападении противника.

  • мероприятия по гражданской обороне первой очереди;
  • мероприятия по гражданской обороне второй очереди;
  • мероприятия по гражданской обороне третьей очереди.

Сроки проведения основных мероприятий, предусмотрены Календарным планом перевода ГО муниципального образования или организации с мирного времени на военное время.

Успешное проведение этих мероприятий во многом зависит от своевременной и целенаправленной подготовки всех органов управления и лиц, ответственных за их осуществление.

Индивидуальная работа: Что должны знать учащиеся в случае ЧС?

Проверка выполненной работы .

- уметь пользоваться индивидуальными средствами защиты;

- знать места расположения специальных защитных сооружений;

- знать свой сборный эвакуационный пункт и место эвакуации;

- оказывать помощь пострадавшим

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание : Мероприятия, выполняемые при переводе ГО организации (учреждения) с мирного на военное время

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С 1 СЕНТЯБРЯ 2011 ГОДА ВСЕ ШКОЛЫ РОССИИ ПЕРЕШЛИ НА ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. КАКОГО ЕГО "НАПОЛНЕНИЕ" И КАК ОРГАНИЗОВАТЬ МОНИТОРИНГ ПРОЦЕССА .

Основные мероприятия РСЧС и ГО по защите населения в мирное и военное время

материал в трех частях, можно использовать как единое целое или как отдельные фрагменты.


тематическое планирование по трудовому обучению для 4 класса класса составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы ,

Программа предназначена для готовки учащихся к овладению профессионально- трудовым знаниям и навыкам, учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях.Цель данной программы :- к.

Роль администрации образовательного учреждения в организации деятельности в связи с переходом на ФГОС НОО

2011 год стал для российского образования, в некотором смысле, знаменательным. Ведь именно с 1 сентября 2011 года все первые классы всех общеобразовательных учреждений страны осуществили п.


Ключевые точки роста и апробация ФГОС НОО как преемственность и переход к ФГОС ООО в образовательных учреждениях Чеди- Хольского кожууна Республики Тыва

Ооржак Чойгана Калдар-ооловна.методист по дисциплинам МБУ ММЦ Чеди-Хольского кожууна, учитель иностранных языковМБОУ Хову-Аксынская СОШКлючевые точки роста и апробация ФГОС НОО как преемственностьи пе.


В работе указаны правила поведения и работы сотрудников и студентов при объявлении ЧС военного времени.

Читайте также: