Перенос слов с буквами й ь конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель: познакомить учащихся с правилами переноса слов с буквами й и ь и удвоенными согласными.

1. Мотивация к учебной деятельности.

У нас урок русского языка.

Зачем вам нужны уроки русского языка?

Напомните, что это значит учиться? (Учиться – это понять, что я не знаю, и самому построить способ.)

Сегодня на уроке вы продолжите изучать тайны русского языка.

Настройтесь на работу.

Улыбнитесь друг другу.

А что это значит? ( С желанием делаю все задания.)

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё на месте, всё в порядке
Книги, ручки и тетрадки?

1)Минутка чистописания

Я тетрадочку возьму
И как надо положу
Я, друзья, от Вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь!

На доске буквы: г, п, р, т,

-Какой общий элемент в этих буквах? (крючок, короткая наклонная линия, крючок до середины)

-Напишите эти буквы.

-Обведите самую красивую букву, которую вы написали.

- Прочитайте слово: тетрадь

Обведите элементы, пропишите еще раз.

-Сколько гласных букв в слове?

-Сколько в слове слогов?

-Разделите на слоги.

-Сколько букв в слове? 7

-Сколько звуков? 6

-Почему букв больше чем звуков?

2) Мы отправляемся с вами в сказку, а вот в какую, нужно угадать

1 Тигр - это та же кошка,

Только дикая немножко.

Тигр запомнил каратэ,

Так он учит букву . (т)

2 Рак - речной усатый рак.
Учится он кое-как.
Не бери с него пример,
А запомни букву. (р)

3 Медвежонок кушал мёд:
Лапку - в бочку, лапку - в рот.
И рычал: "Медок я съем
И запомню букву. "(м)

4 Кошка, миленькая кошка,
Поиграем с ней немножко,
С кошкой мы, наверняка,
Не забудем букву . (к)

- Здесь выпали гласные буквы. Кто догадался, что за сказка? (Теремок)
– Кто написал эту сказку? (Это народная сказка).

- А кто первым поселился в теремке? Мышка.

Вот Мышка приготовила для вас задание

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

-Запишем слова, написание которых надо запомнить.

Ученик, дорога, город, язык

-Разделите их на слоги. Разделите для переноса.

-В каких словах деление на слоги совпадает с делением для переноса (город, дорога). Докажите. (Мы знаем правило: слова можно переносить по слогам)

-Какое слово переносить нельзя? Докажите. (Мы знаем правило: одну букву не переносят и не оставляют на строке).

- В каких словах деление на слоги не совпадает с делением для переноса (ученик) ( Мы знаем правило: одну букву не переносят и не оставляют на строке).

Физкультминутка для глаз

Часто-часто поморгай,
После глазки закрывай,
Сосчитай так до пяти
И сначала все начни.

Руку держим пред собой,
Не мотая головой,
Пальцем водим вверх и вниз,
Влево-вправо и –следим.

1. – Наша сказка продолжается. Кто следующий прибежал к теремку? Лягушка (Иллюстрация)
– У лягушки-квакушки к вам есть задание.

2.- Что вы узнали на прошлых уроках? (Правила переноса слов)

1.Слова можно переносить по слогам.

2. Слова, состоящие из одного слога не переносятся.

3.Одну букву не переносят и не оставляют на строке.

3.Спишите слова: группа, коньки, зайка пишу на доске

Разделите их на слоги.

Как можно разделить слово группа для переноса.

Учитель фиксирует варианты переноса на доске………………….

Посмотрите, сколько вариантов переноса одного слова.

Задание было одно?

Почему результаты получились разные?

Что вы пока не знаете? (Правило переноса слов с удвоенными согласными).

Как можно разделить слова коньки для переноса.

Учитель фиксирует варианты переноса на доске………………….

Посмотрите, сколько вариантов переноса одного слова.

Задание было одно?

Почему результаты получились разные? ( Мы не знаем правила переноса слов с ь)

ИЛИ. Если задание все правильно выполнили.

Докажите правилом. (Мы не знаем этого правила)

Что вы пока не знаете? (Правило переноса слов с ь)

Как можно разделить слова зайка для переноса.

Учитель фиксирует варианты переноса на доске………………….

Посмотрите, сколько вариантов переноса одного слова.

Задание было одно?

Почему результаты получились разные? ( Мы не знаем правила переноса слов с Й)

3.Какая тема урока? (Правила переноса слов с удвоенными согласными и с буквами ь, й)

4. Выявление места и причины затруднения.

-Какое задание выполняли? (Мы должны были разделить слова группа, коньки, зайка для переноса.)

-В чем возникло затруднение? (В делении слов для переноса и в объяснении правил.)

- Почему возникло затруднение? (Мы не знаем правила переноса слов с удвоенными согласными и с буквами ь, й )

5. Построение проекта выхода из затруднения.

-Назовите тему урока. (Правила переноса слов с удвоенными согласными и с буквами ь, й) (Тема появляется на доске)

-Какую цель поставим перед собой на уроке? (Открыть новые правила переноса, научиться переносить эти слова).(Цель появляется на доске)

Учитель открывает тему и цель урока на доске.

Прочитайте правило на стр. 16, 17 учебника

6. Реализация построенного проекта.

- Кто же дальше появился в сказке? (Заяц, иллюстрация)
– И принес он вам задания.

- Сейчас вы поработаете в паре.

- Вспомните правила работы в парах.(работаем дружно, вместе)

У вас есть карточки , на которых записаны слова, разделите слова для переноса, вертикальной линией.

Пальма, шайба, заяц, коньки, тайна, сумма

2. Кольцо, хоккей, тайна, польза, ветер, лейка

Пальма, шайба, заяц, коньки, тайна, сумма

4. Кольцо, хоккей, тайна, польза, ветер, лейка

Пальма, шайба, заяц, коньки, тайна, сумма

6. Кольцо, хоккей, тайна, польза, ветер, лейка

Пальма, шайба, заяц, коньки, тайна, сумма

8. Кольцо, хоккей, тайна, польза, ветер, лейка

Пальма, шайба, заяц, коньки, тайна, сумма

10. Кольцо, хоккей, тайна, польза, ветер, лейка

Пальма, шайба, заяц, коньки, тайна, сумма

12. Кольцо, хоккей, тайна, польза, ветер, лейка

Пальма, шайба, заяц, коньки, тайна, сумма

14. Кольцо, хоккей, тайна, польза, ветер, лейка

Пальма, шайба, заяц, коньки, тайна, сумма

Где можно проверить свои выводы? (В учебнике)

Посмотрите в учебник на страницы 16-17.

Что теперь вы сможете делать? (Делить все слова для переноса)

Сравните свою запись с образцом.

Учитель открывает на доске образец.

Если ошиблись, подчеркните место ошибки зеленой ручкой.

Кто нашёл у себя ошибку?

Дети поднимают руки.

Молодцы! Вы очень внимательны!

У кого верно выполнены все задания?

– Кто прибежал к теремку следующий? (Лиса)
– Вот она предлагает вам поиграть.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках..
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишко .

7. Словарно-орфографическая работа

– Кто же дальше прибежал? (Волк)

Где пригодятся нам знания правил переноса? (При записи слов, предложений)

Найдите упр. № 3 на странице 16. Что нужно сделать в этом задании? (Списать первое предложение. Разделить слова для переноса.)

Учащиеся списывают предложения и объяснят деление слов для переноса.


– Принес он вам загадку.

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Всегда во рту,
А не проглотишь. (Язык)

8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

И последним, кто пришел? (Медведь, иллюстрация)
– Кто может рассказать, что же дальше произошло? (Залез на теремок и развалил его, иллюстрация)
– Ах, разбежались звери, остались без дома. Кто же разбежался? (Мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь).
– А хотите помочь зверям построить новый дом? (Да)
– Для этого на следующей строчке запишите названия зверей, разделив их для переноса. (Показ образца).

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какова была цель вашего путешествия? (Открыть новые правила переноса, научиться переносить эти слова)

Достигли ли вы цели? Объясните. (Составили правила переноса с удвоенными согласными и буквами Й и Ь)

Оцените вашу работу на уроке. Если у вас все получилось, похлопайте себе, если у вас были сомнения – разведите руки в стороны, а если вам требуется помощь – поднимите руку.

Задачи: в совместной деятельности сформулировать вывод о переносе слов с буквами “Й” и “Ь” в середине слова; учить применять основные правила переноса слов в практической деятельности.

Развивать навыки самоконтроля, речь обучающихся, орфографическую зоркость, умение анализировать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.

Воспитывать аккуратность, культуру общения, взаимопомощь.

Решаемая проблема: как переносить слова с буквами “Ь” и “Й” в середине слова.

Учить удерживать учебную задачу, проговаривать вслух последовательность производимых действий.

В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Представление о значении изучаемого материала для практических ситуаций.

На основе наблюдений и анализа группировать языковой материал по самостоятельно определенному признаку, осуществлять рефлексию способов и условий действий.

Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Аргументировать собственное мнение, строить высказывания, договариваться.

Оборудование: презентация, учебник русского языка для 1 класса, автор Полякова А.В., карточки со словами, карточки для групповой работы, иллюстрации (еловый лес, сосновый и березовый; весенняя капель), алгоритм выполнения переноса слов.

1. Организационный момент. Психологический настрой. (Cлайд 1). Презентация

2. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение темы: “Перенос слов”. А начать его мне захотелось с веселых стихов. Подумайте, почему же стихи веселые? (Cлайд 2) Стихотворение дети читают вполголоса, затем один ученик вслух:

Как я перенёс слова.
Мы изучаем перенос,
Вот как слова я перенёс:

ЕДВА я перенёс: Е - ДВА,
Как получил за это “два” .
УКОЛ я перенёс: У- КОЛ
И получил за это “кол”.
ОПЯТЬ я перенёс: О - ПЯТЬ
Теперь, наверно, будет “пять”!

(Ответы детей на вопрос)

- Ребята, как вы думаете, а кто мог все это нам рассказать? Почему вы так решили?

(Предполагают, что тот, кто не знает правила переноса, например, первоклассник, или, может, Незнайка)

- А какие правила не знает герой этого стихотворения? (Дети формулируют правила, с которыми они уже знакомы)

1. Слова переносятся по слогам.

2. Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

- Что еще неверно сделал наш герой? (Нневерно разделил слово ЕДВА на слоги).

- Что же может помочь нам при переносе слов? (Алгоритм, который мы составили)

- Назовите “шаги” нашего алгоритма. (При необходимости можно использовать “опору”, на которой дан алгоритм действий.) Исправление ошибок на доске. (Слайд 3)

2. Постановка учебной задачи.

- Ребята, как вы думаете, все правила переноса мы с вами знаем? (Высказывают предположение, что скорее всего не все)

- Ребята, посмотрите, сколько правил переноса существует! (Показ листа с правилами). А вам хочется узнать другие правила? Тогда за работу!

- Итак, какую задачу мы поставим перед собой на уроке? (Узнать новые правила переноса)

3. “Открытие” нового знания.

А) Парная форма работы.

На наборном полотне находится 7 слов (на карточках). В конвертах у каждой пары эти же слова. (Слайд 4)

МАЙ, ЧАЙ, КАПЕЛЬ, ЕЛЬ, РУЧЕЙ, УГОЛЬ, ОКУНЬ.

- Прочтите слова. Значения каких слов неизвестно вам? (Капель – можно обратиться к толковому словарю, показать иллюстрацию, обратив внимание на образование этого слова, чтобы детям легче было запомнить его написание).

- Ребята, работая в паре, необходимо разделить данные слова на 2 группы по самостоятельно выявленному признаку.

Желательно рассмотреть разные варианты группировки для закрепления ранее изученного материала и обосновать их. (Слайды 5-8)

1. Слова, отвечающие на вопросы КТО? и ЧТО?

2. Слова, односложные и двусложные.

3. Слова, которые начинаются с гласного и согласного звуков.

4. Слова, заканчивающие на буквы “Й” и “Ь”.

Б) Коллективная форма работы.

- Ребята, предлагаю вам поиграть в игру “Составь слово” . Её правила таковы: при помощи слогов --КА,- НИК, -КИ составить новые слова.

Возможны следующие слова : майка, майки, чайка, чайки, чайник, капелька, капельки, капельник (старинное название месяца “март”), ельник (уточнить значение, или показав слайды “сосняк”, “березняк”, “ельник” или найти значение слова в словаре), ручейки, угольки, угольник, окуньки и др. (Слайды 9-12)

- Сейчас, ребята, постараемся разделить для переноса те слова, которые у нас получились. Что же для этого нам необходимо сделать? Верно, вспомнить алгоритм. (При необходимости вывесить “опору”). Мы с ребятами создали такой алгоритм:

1. Раздели слово на слоги.

2. Вспомни правила. (К данному уроку знают правила о том, что слова переносятся по слогам, одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить).

3. Раздели слово для переноса.

Идет письменное комментированное выполнение задания. Дети образовывали слова при помощи слогов, поэтому при переносе они уверенно отделяют их от предшествующего слога. Получается запись на слайде 13. Самопроверка с наборного полотна, на котором слова уже расположены следующим образом:

МАЙ - КА ЕЛЬ – НИК
ЧАЙ - НИК УГОЛЬ - КИ
РУЧЕЙ - КИ РУ-ЧЕЙКИ КАПЕЛЬ - КА КА- ПЕЛЬКА

- Посмотрите внимательно на слова. Что вы заметили?

- Как же мы разделили слова с буквами “Й” и “Ь” в середине для переноса? (Дети уверенно говорят правило - буквы “Й” и “Ь” не отделяются от стоящих перед ними букв).

- Откройте учебник на с.21, 22 , прочтите правила “про себя” (затем чтение правила вслух 1-2 учениками).

- Что вы можете сказать о нашем выводе про перенос слов с буквами “Й” и “Ь” знаком в середине?

- Сформулируйте общий вывод о переносе слов с буквами “Й” и “Ь” в середине слова.

4. Физпауза (упражнение “Ворона” (по стихотворению А.Блока) для укрепления мышц спины и живота, дыхательная гимнастика).

Вот ворона на крыше покатой (вдох)
Так с зимы и осталась лохматой… (выдох)
А уж в воздухе – вешние звоны, (вдох)
Даже дух занялся у вороны (выдох)
Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, (прыгаем на двух ногах)
Вниз на землю глядит она боком (повороты вправо-влево)
Что белеет под нежною травкой? (наклон вперед)
Вон желтеют под серою лавкой (наклон вперед)
Прошлогодние мокрые стружки… (наклон вперед)
Это все у вороны – игрушки, (руки на пояс)
И уж так-то ворона довольна, (повороты вправо-влево)
Что весна и дышать ей привольно! (шагаем на месте)

5. Первичное закрепление.

Выполнение упражнения № 31 (с.22 ) с комментированием деления слов для переноса.

Дети пользуются алгоритмом (слайд 14). Взаимопроверка.

6. Самостоятельная работа.

Каждый ученик получает карточку со словами, разделенными для переноса (слайд 15-16), а также предлагается алгоритм - памятка на слайде.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ СОШ № 33

Урок русского языка

во 2 классе

«Перенос слов.

Правила переноса слов

с буквами Й, Ь, Ъ

ноябрь, 2015 год

Перенос слов. Правила переноса слов.

Тип урока : урок введения новых знаний.

Цель урока: отработать навык деления слов с буквами й, ь, ъ для переноса
Задачи:
обучающие:
- формировать новые способы действий;

- обеспечить в ходе урока усвоение знаний о переносе слов
развивающие:

- развивать внимание детей при нахождении неверных вариантов переноса слов, ещё не изученных правил;
- формировать умения логически рассуждать, выделять главное;
- развивать воображение, мышление, речь учащихся;
воспитательные:
- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
- воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
- способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через физминутки, гимнастику для глаз.


Планируемые результаты:


Личностные УУД:

-умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные

Познавательные УУД: использует знако-символические средства при оформлении правил переноса;

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока

-умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД:

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Предметные:
- умение переносить слова с одной строки на другую по алгоритму

Оборудование: карточки со словами, разделёнными для переноса (для физминутки), компьютер, проектор, экран для демонстрации.

I . Органицационная часть урока.

Прозвенел звонок сейчас,

Все тихонько быстро встали,

Подравнялись и собрались.

А теперь тихонько сели

На меня все посмотрели.

Постарайтесь всё понять,

Чтобы грамотно писать.

Начинаем наш урок

Всем удачи и …вперёд.

Посадка. Проверка рабочих мест.

Девиз нашего урока (хором) : Слайд

Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать, творить!

II . Актуализация знаний

1.Минутка чистописания.

-Отгадайте, о какой букве идёт речь.

1) Эта буква не простая,

Голос краток и сердит,

Потому, что запятая Слайд

На её плечах сидит. (буква й) (образец буквы Йй )

(Летает над калиткой птица,

Но на калитку не садится.)

- Из каких элементов состоит заглавная буква ? (Наклонная линия с закруглением вверху и внизу, вторая наклонная линия с закруглением внизу. Маленькая дужка.

- Из каких элементов состоит строчная буква й?

(Две наклонных палочки с закруглением внизу.)

2)Мягкий голос, мягкий шаг. Слайд

Это буква – Ь. (Образец буквы Ь )

(Два варианта написания:

для нижнего соединения – прямая линия с маленьким овалом;

для верхнего соединения – прямая линия с незаконченным овалом и петелькой.)

3)Какая буква может превратить слово сел в слово съел ?

(Образец буквы Ъ)

(Начинаем писать с небольшой плавной линии с узелком…)

-Что можете сказать о буквах Ь,Ъ знаках.

2.Словарно-орфографическая работа.

Слово делится на части –

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Составить слово из частей!

- О каких частях идёт речь? (О слогах)

-Как определить, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов!)

- Поставьте слоги в нужной последовательности так, чтобы получились слова. Слайд

К.р фель то, рох г. , пус к. та, . рец гу, м.р ковь.

-Проверим. Слайд

(К.ртофель, г.рох, к.пуста, .гурец, м.рковь)

- Что вы можете о них сказать? (Словарные слова)

-Какая здесь орфограмма? (Безударная гласная непроверяемая ударением)

-Как мы работаем с такими словами? (Запоминаем)

- Как связаны между собой эти слова? (Овощи.)

-Задание. Нужно списать, разделив слова для переноса.

- Чтобы разделить слова для переноса без ошибок, вспомните алгоритм деления слова для переноса и известные нам правила.

Разделить слово на слоги.

Перенести слово по слогам.

слог разрывать нельзя;

переносить или оставлять одну букву на строке нельзя;

деление слов на слоги и перенос слов могут не совпадать.

- Итак, спишите, разделив слова для переноса, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Взаимопроверка по образцу. Работа в паре. Слайд.

( Кар-тофель, карто-фель, го-рох, ка-пуста, капус-та,огу-рец, мор-ковь.)

- Сколько вариантов переноса для слов картофель, капуста? Почему? (Трёхсложные слова)

-Сколько слогов в слове огурец? (3)

-Почему только один вариант переноса?

-Составьте и запишите предложение с одним из словарных слов.

- Подчеркните главные члены предложения.

(Несколько человек зачитывают свои предложения).

Физкультминутка.

-Прочитайте слова на доске. Попробуйте разделить их на три группы.

чайник, мальчик, подъезд, мойка, пальто, подъём, угольки, сойка

- Какие группы слов увидели? Слайд

( 1. Слова с буквой Й в середине слова.

2. Слова с Ь знаком в середине слова.

3. Слова с Ъ знаком в середине слова.)

-Попробуйте сформулировать тему и цель урока . (Правила переноса слов с буквами Й, Ь, Ъ в середине слова. Будем учиться переносить слова с этими буквами.)

-Объясните значение слова сойка. Слайд

(Сойка- это птица. Она живёт в лесу. Питается орешками, лесными ягодами. Надерёт их в рот и несёт на землю. Там прячет под корягу, в щёлки. Она разоряет птичьи гнёзда, крадёт яйца и уносит птенцов. Часто разоряет беличьи кладовые.) Фото птицы сойка.

IV . Изучение нового материала.

1.- Сделайте свои выводы, опираясь на изученные правила, как нужно переносить слова с буквами

- Дополните наш алгоритм новыми правилами переноса слов.

Буквы Й, Ь, Ъ не отделять от буквы, которая стоит перед ними. (на доску)

2.- Запишите слова в 3 столбика, разделив их для переноса.

(3 ученика к доске)

чай-ник маль-чик подъ-езд

мой-ка паль-то подъ-ём

Физкультминутка

V . Закрепление нового материала. Слайд

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенёс:

Едва

Я перенёс:

Я перенёс:

И получил

Опять

Я перенёс:

О-ПЯТЬ

Теперь,

Наверно,

- Почему? (Он не знает правила переноса.)

- Какое правило забыл мальчик? (Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.)

-Какое из выделенных слов можно перенести? Слайд

2 .- Прочитайте слова. Слайд

- Сначала выпишите слова, которые нельзя переносить, потом спишите остальные слова, разделяя их чёрточками для переноса. Дополните каждую группу своими примерами. (по одному слову в каждую группу)

- Каждую группу пишите с красной строки.

Ягоды, ужин, заяц, столб, майка , язык, коньки, улей, семейка, пою, объезд.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет помощником при подготовке к уроку русского языка.

Краткосрочный план урока №32.

Предмет: Русский язык

ФИО учителя: Петрова В.Н

Раздел (сквозная тема):

Моя семья и друзья.

Перенос слов с буквами й, ь.

Цели обучения, которым посвящен урок:

2.1.3.1 прогнозировать содержание информации на основе заголовка и опорных слов

2.2.4.2 определять художественные и нехудожественные тексты (стихотворение, рассказ, статья)

2.3.7.8 переносить слова по слогам; с буквами й, ь, с двойными согласными

1.3 Прогнозирование содержания информации

2.4 Определение типов и стилей текстов

3.7 Соблюдение орфографических норм

Все учащиеся смогут:

Узнать, как переносят слова с буквами й, ь.

Большинство учащихся смогут:

Прогнозировать содержание информации на основе заголовка текста.

Определить художественные и нехудожественные тексты.

Переносить слова с буквами й, ь.

Некоторые учащиеся смогут:

Составить правила дружбы.

Основные термины и словосочетания:

Перенос слова, слог, текст, стихотворение, рассказ, статья, пословица, предложение, словосочетание, упражнение, загадка, отгадка.

Материал прошедших уроков:

Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы, алфавитные названия букв, слог, язык– средство человеческого общения,

перенос слов с двойными согласными, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в середине слов, звук [й], разделительный ь знак.

Запланированная деятельность на уроке

Создание положительного эмоционального настроя:

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Учебник, ручка и тетрадка?

(Проверим готовность к уроку

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей урока.

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенёс:

Чего мы пока не знаем, как вы думаете?

Как вы поступите, если начали писать слово, а места на строке не хватает?

-Как вы думаете, а существуют ли другие правила переноса слов? Что бы вы предложили?

-Итак, ваша задача определить правила переноса слов.

Правила переноса с какой буквой мы сегодня будем изучать

– Эта буква обозначает всегда звонкий мягкий согласный

– А эта буква вообще звука не обозначает, но превращает

предыдущую согласную букву в мягкий согласный звук(Ь).

Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока.

Работа над темой урока.

Цель: усвоение содержания темы.

Работа с учебником

(К, И) Минутка чистописания: запись пословицы с соблюдением высоты, ширины и наклона прописных и строчных букв, их соединений.

Работа с пословицей по плану:

1. Чтение пословицы.

2. Объяснить значение непонятных слов.

3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему учит?

Определяют тип текста

Работают по вопросам

Почему Витя не завтракал?

Кто является настоящим другом Вити?

Почему вы так решили?

Выписывают из текста выделенные слова, разделив их для переноса по образцу.

(К, И) Чтение и анализ правила из учебника.

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.

Цель: выполнение практических заданий.

Работа с учебником

(П) Учащиеся выписывают слова, разделив их для переноса: в первую группу– с буквой й, во вторую группу– с мягким знаком– показателем мягкости согласного звука, в третью группу– с разделительным мягким знаком.

Работа по развитию речи.

Цель: развитие связной речи.

(Г) Творческое задание

Учащиеся читают правила дружбы из учебника; выписывают правило, которое, по их мнению, является главным в дружбе.

Работая в группе, создают свои правила.

Ча-йка, мо-ль, пен-ьки, кон-ьки, руче-йки, тополь-ки, лужай- ка, о-гоньки, ма-йка

Читайте также: