Паустовский к г квакша конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Помочь понять мудрость сказки.

Задачи: Познакомить с новым произведением. Закрепить умение отличать народные сказки от литературных, сказку от рассказа. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Выучить новую пословицу. Закрепить названия диких животных и их детенышей. Расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи. Развивать речь, мышление, слуховое восприятие, память. Воспитывать доброту, вежливость, культуру общения, умение признавать свои ошибки и исправлять их, бережное отношение к природе.

Материал: Презентация, мяч, иллюстрации.

Ход занятия.

(Дети встали в круг)

- Ребята, повернитесь друг к другу и улыбнитесь, подарите друг другу частичку добра.

Высокий - …. (низкий)

Широкий - …. (узкий)

Храбрый - …. (трусливый)

Глупый -(умный)

Горячий – (холодный)

Умный - ….(глупый) ;

Веселый - ….(грустный);

Острый – …. (тупой);

Легкий – …. (тяжелый);

Радостный - …. (печальный)

Мягкий - (твердый);

Быстрый-(медленный);

Светлый - (темный);

Добрый – …. (злой)

Прожить не трудно без котлет,

Кисель не часто нужен,

Но плохо, если хлеба нет

В обед, на завтрак, в ужин.

Он – царь еды, хоть скромен вид.

От древности доныне

Средь блюд различных хлеб стоит

В почете посредине.

О чем это стихотворение? (о хлебе)

Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе? (Ответы детей)

Хлеб - всему голова!

Без хлеба - нет обеда!

Будет хлеб - будет и песня.

Без хлеба не вкусно и не сытно.

Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, воздушный, ароматный)

- В этой сказке вы услышите слово : кавалеристы. Кто это такие? – (род войск, в котором для ведения боевых действий или передвижения использовалась верховая лошадь).

- Что такое околица?- край деревни.

- Что такое плотина? – (Плотина-запруда, сооружение из земли, камня, железа, бетона и т. п., устраиваемое поперек реки для поднятияуровня воды или поперек оврага для образования искусственного пруда).

- Водяная мельница? -(механизм, приводимый в действие потоком воды, протекающим через водяное колесо для размола зерна).

Чтение сказки с показом презентации.

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)

За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)

За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)

За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)

За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)

Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)

Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – "лакают”.

Вопросы по содержанию:

Вопросы по содержания сопровождаются иллюстрациями к сказке.

- Где происходит действие сказки? (в Бережках)

- Кто оставил коня в деревне? (кавалеристы)

- Кто взял раненого коня? (мельник Панкрат)

- Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)

-Как поступил Филька, когда конь потянулся к куску хлеба? (ударил коня по губам, бросил хлеб на снег)

- Что изменилось в погоде после этого? (метель, сильный мороз)

-Как вы думаете, почему это случилось?

-оцените поступок мальчика.

-Почему испугался Филька после рассказа бабушки?

- Почему на эту деревню 100 лет назад упал такой же лютый мороз, –– Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады

(Через деревню шел солдат и попросил хлеба. Злой человек бросил солдату плесневелый хлеб на землю.)

- От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы)

- Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату)

Кто был свидетелем разговора? (сорока)

- Какую роль сыграла сорока в спасении людей? (позвала теплый ветер)

- Как произошло примирение Фильки и коня? Что понес Филька раненому коню? (буханку свежего хлеба)

Филька обидел раненого коня. За это поплатился не только он, но и все жители деревни.

Как вы думаете, осознает ли Филька, что сделал?

Встаньте дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди скорей прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди.

Этюды на выражение эмоций.

Выразительные движения: Голова откинута назад и втянута в плечи.

Мимика: Брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.

(повторить 2-3 раза)

Выразительные движения: Голова наклонена вперед, брови подняты и сдвинуты, углы рта опущены.

(повторить 2-3 раза)

Выразительные движения. Ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ИСАЕВА АНЖЕЛИКА ВЛАДИМИРОВНА

Конспект урока литературы на тему

Дидактическая цель: создать условия для актуализации знаний, умений и навыков.

Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.

Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.

Оформлять свою мысль в речевое высказывание.

Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.

1. Организационный момент.

( приветствие; концентрация внимания; настрой на работу.)

- На уроках чтения мы с вами учимся правильно, сознательно, бегло и выразительно читать. А также красиво говорить, но мы не сможем это сделать, если наш речевой аппарат не будет готов к работе. А в этом нам поможет речевая разминка: (СЛАЙД)

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

В дымоходе чернота.

Отыщи-ка там кота.

2. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание.

- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением К.Г. Паустовского. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова). Первое слово вы узнаете, разгадав загадку: (СЛАЙД)

Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит. (кот)

- Как вы догадались, что это кот?

- Первое слова в заголовке - кот.

- Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота (чтение первого и второго абзацев учителем).

- Назовите кличку кота (ворюга).

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством К.Г. Паустовского и прочитаем произведение "Кот - ворюга". (СЛАЙД)

- Как вы думаете, про что это произведение?

- Может ли кот быть вором? Почему?

- Хотите ли вы узнать, о каком коте идет речь в рассказе?

- Поставьте цель урока. Закончите предложения:

- Причитайте эпиграф. (Эпиграф: Добро всегда добром возвращается)

- Как вы понимаете эти слова? К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и эпиграфом.

3. Сведения о писателе.

- Вспомните какие произведения писал К.Г. Паустовский?

- Что вам известно об этом писателе?

- Каким видится он через свой портрет?

Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве. К писательству привела Паустовского еще его одна черта – любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года. Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.

Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения.

4. Открытие нового знания.

1) работа с текстом до чтения

- Как люди относятся к кошкам? Ведь кошка сначала оценивает человека, и только если хозяин ей по нраву, она поселяется в его доме. Глядя на фотовыставку, я уверена, что у вас в доме живут кошки и любят вас.

- Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?

- Как называет его автор?

- Что означает это слово? Сравните слова: вор, воришка (уменьшительно), ворюга (то же, что и вор), хитрюга (очень хитрый). О ком так говорят?

- Какой оттенок у этого слова? (грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора)

2) первичное чтение, словарная работа

- Перед тем, как прочитаем произведение, проведём словарную работу (работу можно организовать по учебнику, а можно наглядно на доске - учитель открывает слово, а дети читают его правильно и находят значение в учебнике)

Кукан – верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу.

Плотица – небольшая рыбка плотва.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

- Понравилось ли произведение?

- Чем? Какое настроение вызывает?

- Почему это произведение можно назвать рассказом? ( Рассказ – это один эпизод, одно событие из жизни героев. В рассказе один или несколько героев.)

2) учимся читать вдумчиво

- Чтобы определить главную мысль надо читать вдумчиво и внимательно.

- Прочитайте первое предложение. (Мы пришли в отчаяние)

- Есть ли от чего приходить в отчаяние?

- Зачитайте, какие проделки совершал кот?

- Чтобы выяснить, почему у кота были такие повадки, составим портрет главного героя.

3) исследовательская работа в группах

Дается задание 3 группам. Группы работают самостоятельно, затем работа проверяется.

1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?

2) На каком рисунке, на ваш взгляд, наиболее точно изображен кот-ворюга? Объясните свой ответ.

1) Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе.

2)Этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, ворует, у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости.

1) Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он совершает их? Какие чувства у вас вызывают его поступки?

2) Установите закономерность. Какую картинку можно исключить?

1) Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.

2)Нам кот понравился: он смелый, решительный, самостоятельный. Иного выхода у него нет.

1) Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа.

2) Подберите однокоренные слова к слову ворюга.

3) Какой оттенок имеет это слово в тексте? Почему автор называет кота ворюгой, а не вором или воришкой?

1)Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник.

2) Однокоренные слова: вор, воришка, ворюга.

1) Подготовить выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом.

4 группа читает отрывок по ролям.

- Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.

У него бесшумная походка.

Умывается собственной лапой.

Хорошо видит в темноте.

Называют другом человека.

Любит гулять сам по себе.

Дружит с собаками.

Физминутка для глаз

Ах, как долго мы читали,

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно

Ах, как солнце высоко

Мы сейчас глаза закроем

(закрыть глаза ладошками)

В небе радугу построим

Вверх по радуге пойдём

(посмотреть по дуге вверх-вправо, вверх-влево)

Вправо – влево повернись

А потом скатимся вниз.

Жмурься сильно, но держись.

(зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

4) работа по содержанию

- Почему же у кота были такие повадки?

- Как он попался? Зачитайте.

- Почему именно Ленька смог выманить кота?

- Как хотели поступить с котом после того, как его поймали?

- Какое решение оказалось верным?

- Как изменились повадки кота? Каким он стал? Почему он стал таким?

- Кто и как помог в этом коту?

5. Итог. Осмысление авторской идеи.

- Подходит ли эпиграф нашего урока к этому тексту?

- Какова главная мысль этого произведения?

- Написав этот рассказ, Паустовский хотел, чтобы мы поняли одну важную вещь. Какую? Посмотрите на схему.

Добро побеждает зло – основная мысль, идея рассказа.

Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.

6. Творческая работа.

- Встречались ли вам в жизни подобные истории?

- Как вы поступали в таких случаях?

2) грязный, шустрый,

3) бегает, ворует, царапает

4) Он одинокий, ему нужна забота.

7. Домашнее задание.

- Проиллюстрируйте наиболее понравившийся эпизод рассказа и подготовьте его пересказ.

- Дополнительно - исследовательская деятельность: узнать о содержании кошек, разобраться в причинах их поступков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель урока: познакомить с новым произведением,обучать осмысленному чтению,учиться анализировать тексты. Определять главную мысль текста,уметь отвечать на вопросы.учиться полному или краткому пересказу.• определять главную тему, общую цель или назначение текста;

выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

Открытый урок по литературному чтению

с использованием приёма развития критического мышления

проведён для учителей района

К.Г. Паустовский "Какие бывают дожди"

у каждой команды: конверты с карточками-вопросами; лист А4; лист А3; половинка тетрадного листа; фломастеры

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Итак, мы начинаем наш урок литературного чтения. Давайте настроимся на работу. На успешную работу.а итогом нашей успешной работы будет удивительное явление, которое откроется позже
– Сегодня на уроке мы беседовать друг с другом и с главным героем урока чтения – книгой.
– Ребята, а что нужно делать, чтобы вести с книгой разговор? (Придумывать ответы или искать их в книге; задавать вопросы; представлять, что будет дальше и проверять себя)2 мин.

2. Актуализация знаний

3. Изучение нового произведения

1) Эмоциональная минутка

– А сейчас нам надо настроиться на восприятие нового произведения. И мы проведём эмоциональную минутку. Я прошу вас закрыть учебники, закрыть глаза и прислушаться.

(Звучит фонограмма дождя)

2) Эвристическая беседа

– Можем мы с вами по этим звукам догадаться, о чём будет это произведение? (О дожде, о видах дождя)

– А что, разве дождей может быть много? Ведь всегда говорят: дождь идёт, вчера был сильный дождь. Или я не права? Почему дожди? Вам это интересно?

– А сейчас открываем глазки и включаем мысленный экран – воображение. Ведь вообразить можно всё: и звуки, и запахи, вкус, цвет, которые описывает автор в своём произведении.2 мин

3) Чтение произведения учителем

4) Беседа по первичному восприятию произведения

-Какое настроение у вас осталось после прочитанного

-Какие чувства испытали?

-Значение каких слов вы не знаете? голосят и крапать.

Для того, чтобы уточнить наши знания о дожде, мы снова обратимся к произведению и попробуем задать вопросы, которые вас заинтересуют


ОБЪясняю каждый вид вопросов из ромашки: простые Когда? Как? Какие?

Уточняющие (Если я правильно понял,то…), объясняющие (Почему?), практические (где используют),творческие (что было бы,если…),оценочные (Что хорошо, что плохо)

Затем выбирают вопросы по группам

Выбрать чтеца, оратора, эксперта с секретарём 6 мин

Физкультминутка о дожде 2 мин

4.Работа в группах

1) перечитывание произведения учащимися 5 мин

2) Работа по произведению.

– Итак, звучат вопросы . (? ) от ораторов

Для экспертов и секретарей время улавливать правильные ответы 10 мин

Подведём итог работы групп.

-Чей вопрос был самым лучшим?

-Чей ответ был самым точным?

Оценим себя капельками успеха 2 мин дождь из капелек

5.– А я хочу опять вернуться к нашей выставке. Мне всегда было интересно, какими качествами должен обладать человек, чтобы писать такие замечательные, интересные рассказы и
сказки о природе? Какие они – писатели? (Наблюдательные, видят необычное в обычном, умеют фантазировать, добрые, честные)
– А зачем писатели пишут эти произведения для нас? Может, они хотят нам что-то сказать, или обратить внимание на что-то, научить нас чему-то? (Любить родную природу)1 мин

6. Итог урока

– Вот и подошёл к концу наш урок. Думаю, вы согласитесь со мной, что сегодня вы узнали много нового о дожде.а что вы узнали,расскажите ,начиная словом Оказывается


В тот год стояло настолько жаркое лето, что старый рыбак по имени Глеб, с которым дружила маленькая Таня, нигде не мог отыскать червей для рыбалки. Ему пришлось идти к дальнему оврагу, где он с трудом накопал два десятка червей. Свою драгоценную добычу Глеб поместил в банку и отнес в прохладный погреб.

И надо же такому случиться, что в этот погреб, спасаясь от жары, забралась маленькая квакша. Обнаружив банку с червями, она запрыгнула в нее, и приступила к пиршеству. Тут ее и застал Глеб. Рассерженный, он вынес квакшу во двор и хотел отдать на съедение курице, но за лягушку вступилась Таня и выпросила ее у Глеба. Старый рыбак отдал Тане лягушку и при этом дал совет – посадить квакшу в банку и поставить в банке веточку. Когда лягушка заберется на веточку и начнет квакать, значит, скоро пойдет дождь.

Лягушка вернулась в банку и начала громко квакать, сообщая людям, что скоро пойдет дождь. И действительно утром тысячи ласточек пригнали дождевую тучу, и дождь напоил всю землю в округе. Люди были очень рады. А Таня выпустила лягушку из банки, и больше никто квакшу не трогал. Ведь она приносила людям пользу – предсказывала дождь.

Таково краткое содержание сказки.

В сказке мне понравилась девочка Таня, которая трепетно относилась ко всем живым существам и не позволила наказать квакшу, отдав ее на съедение курице. Таня умеет с пониманием относиться к любым проблемам. Она даже плакала над кустиком малины, который засох и почернел от жары.

Доброму делу – добрый ответ.
Рыбаку дождь не помеха.
Будет дождик – будет и урожай.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Читайте также: