Паустовский к г квакша конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
Цель: Помочь понять мудрость сказки.
Задачи: Познакомить с новым произведением. Закрепить умение отличать народные сказки от литературных, сказку от рассказа. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Выучить новую пословицу. Закрепить названия диких животных и их детенышей. Расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи. Развивать речь, мышление, слуховое восприятие, память. Воспитывать доброту, вежливость, культуру общения, умение признавать свои ошибки и исправлять их, бережное отношение к природе.
Материал: Презентация, мяч, иллюстрации.
Ход занятия.
(Дети встали в круг)
- Ребята, повернитесь друг к другу и улыбнитесь, подарите друг другу частичку добра.
Высокий - …. (низкий)
Широкий - …. (узкий)
Храбрый - …. (трусливый)
Глупый -(умный)
Горячий – (холодный)
Умный - ….(глупый) ;
Веселый - ….(грустный);
Острый – …. (тупой);
Легкий – …. (тяжелый);
Радостный - …. (печальный)
Мягкий - (твердый);
Быстрый-(медленный);
Светлый - (темный);
Добрый – …. (злой)
Прожить не трудно без котлет,
Кисель не часто нужен,
Но плохо, если хлеба нет
В обед, на завтрак, в ужин.
Он – царь еды, хоть скромен вид.
От древности доныне
Средь блюд различных хлеб стоит
В почете посредине.
О чем это стихотворение? (о хлебе)
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали хлебом и солью. Даже пословицы сложили. А вы знаете пословицы о хлебе? (Ответы детей)
Хлеб - всему голова!
Без хлеба - нет обеда!
Будет хлеб - будет и песня.
Без хлеба не вкусно и не сытно.
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, воздушный, ароматный)
- В этой сказке вы услышите слово : кавалеристы. Кто это такие? – (род войск, в котором для ведения боевых действий или передвижения использовалась верховая лошадь).
- Что такое околица?- край деревни.
- Что такое плотина? – (Плотина-запруда, сооружение из земли, камня, железа, бетона и т. п., устраиваемое поперек реки для поднятияуровня воды или поперек оврага для образования искусственного пруда).
- Водяная мельница? -(механизм, приводимый в действие потоком воды, протекающим через водяное колесо для размола зерна).
Чтение сказки с показом презентации.
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – "лакают”.
Вопросы по содержанию:
Вопросы по содержания сопровождаются иллюстрациями к сказке.
- Где происходит действие сказки? (в Бережках)
- Кто оставил коня в деревне? (кавалеристы)
- Кто взял раненого коня? (мельник Панкрат)
- Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)
-Как поступил Филька, когда конь потянулся к куску хлеба? (ударил коня по губам, бросил хлеб на снег)
- Что изменилось в погоде после этого? (метель, сильный мороз)
-Как вы думаете, почему это случилось?
-оцените поступок мальчика.
-Почему испугался Филька после рассказа бабушки?
- Почему на эту деревню 100 лет назад упал такой же лютый мороз, –– Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады
(Через деревню шел солдат и попросил хлеба. Злой человек бросил солдату плесневелый хлеб на землю.)
- От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы)
- Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрату)
Кто был свидетелем разговора? (сорока)
- Какую роль сыграла сорока в спасении людей? (позвала теплый ветер)
- Как произошло примирение Фильки и коня? Что понес Филька раненому коню? (буханку свежего хлеба)
Филька обидел раненого коня. За это поплатился не только он, но и все жители деревни.
Как вы думаете, осознает ли Филька, что сделал?
Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.
Этюды на выражение эмоций.
Выразительные движения: Голова откинута назад и втянута в плечи.
Мимика: Брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.
(повторить 2-3 раза)
Выразительные движения: Голова наклонена вперед, брови подняты и сдвинуты, углы рта опущены.
(повторить 2-3 раза)
Выразительные движения. Ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ИСАЕВА АНЖЕЛИКА ВЛАДИМИРОВНА
Конспект урока литературы на тему
Дидактическая цель: создать условия для актуализации знаний, умений и навыков.
Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.
Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.
Оформлять свою мысль в речевое высказывание.
Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.
1. Организационный момент.
( приветствие; концентрация внимания; настрой на работу.)
- На уроках чтения мы с вами учимся правильно, сознательно, бегло и выразительно читать. А также красиво говорить, но мы не сможем это сделать, если наш речевой аппарат не будет готов к работе. А в этом нам поможет речевая разминка: (СЛАЙД)
Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота.
2. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание.
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением К.Г. Паустовского. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова). Первое слово вы узнаете, разгадав загадку: (СЛАЙД)
Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит. (кот)
- Как вы догадались, что это кот?
- Первое слова в заголовке - кот.
- Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота (чтение первого и второго абзацев учителем).
- Назовите кличку кота (ворюга).
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством К.Г. Паустовского и прочитаем произведение "Кот - ворюга". (СЛАЙД)
- Как вы думаете, про что это произведение?
- Может ли кот быть вором? Почему?
- Хотите ли вы узнать, о каком коте идет речь в рассказе?
- Поставьте цель урока. Закончите предложения:
- Причитайте эпиграф. (Эпиграф: Добро всегда добром возвращается)
- Как вы понимаете эти слова? К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и эпиграфом.
3. Сведения о писателе.
- Вспомните какие произведения писал К.Г. Паустовский?
- Что вам известно об этом писателе?
- Каким видится он через свой портрет?
Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве. К писательству привела Паустовского еще его одна черта – любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года. Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.
Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения.
4. Открытие нового знания.
1) работа с текстом до чтения
- Как люди относятся к кошкам? Ведь кошка сначала оценивает человека, и только если хозяин ей по нраву, она поселяется в его доме. Глядя на фотовыставку, я уверена, что у вас в доме живут кошки и любят вас.
- Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?
- Как называет его автор?
- Что означает это слово? Сравните слова: вор, воришка (уменьшительно), ворюга (то же, что и вор), хитрюга (очень хитрый). О ком так говорят?
- Какой оттенок у этого слова? (грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора)
2) первичное чтение, словарная работа
- Перед тем, как прочитаем произведение, проведём словарную работу (работу можно организовать по учебнику, а можно наглядно на доске - учитель открывает слово, а дети читают его правильно и находят значение в учебнике)
Кукан – верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу.
Плотица – небольшая рыбка плотва.
Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.
Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Шиворот – за ворот, за воротник.
Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.
Бухало – производить сильный и глухой звук.
Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).
- Понравилось ли произведение?
- Чем? Какое настроение вызывает?
- Почему это произведение можно назвать рассказом? ( Рассказ – это один эпизод, одно событие из жизни героев. В рассказе один или несколько героев.)
2) учимся читать вдумчиво
- Чтобы определить главную мысль надо читать вдумчиво и внимательно.
- Прочитайте первое предложение. (Мы пришли в отчаяние)
- Есть ли от чего приходить в отчаяние?
- Зачитайте, какие проделки совершал кот?
- Чтобы выяснить, почему у кота были такие повадки, составим портрет главного героя.
3) исследовательская работа в группах
Дается задание 3 группам. Группы работают самостоятельно, затем работа проверяется.
1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?
2) На каком рисунке, на ваш взгляд, наиболее точно изображен кот-ворюга? Объясните свой ответ.
1) Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе.
2)Этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, ворует, у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости.
1) Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он совершает их? Какие чувства у вас вызывают его поступки?
2) Установите закономерность. Какую картинку можно исключить?
1) Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.
2)Нам кот понравился: он смелый, решительный, самостоятельный. Иного выхода у него нет.
1) Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа.
2) Подберите однокоренные слова к слову ворюга.
3) Какой оттенок имеет это слово в тексте? Почему автор называет кота ворюгой, а не вором или воришкой?
1)Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник.
2) Однокоренные слова: вор, воришка, ворюга.
1) Подготовить выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом.
4 группа читает отрывок по ролям.
- Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.
У него бесшумная походка.
Умывается собственной лапой.
Хорошо видит в темноте.
Называют другом человека.
Любит гулять сам по себе.
Дружит с собаками.
Физминутка для глаз
Ах, как долго мы читали,
Глазки у ребят устали.
Посмотрите все в окно
Ах, как солнце высоко
Мы сейчас глаза закроем
(закрыть глаза ладошками)
В небе радугу построим
Вверх по радуге пойдём
(посмотреть по дуге вверх-вправо, вверх-влево)
Вправо – влево повернись
А потом скатимся вниз.
Жмурься сильно, но держись.
(зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
4) работа по содержанию
- Почему же у кота были такие повадки?
- Как он попался? Зачитайте.
- Почему именно Ленька смог выманить кота?
- Как хотели поступить с котом после того, как его поймали?
- Какое решение оказалось верным?
- Как изменились повадки кота? Каким он стал? Почему он стал таким?
- Кто и как помог в этом коту?
5. Итог. Осмысление авторской идеи.
- Подходит ли эпиграф нашего урока к этому тексту?
- Какова главная мысль этого произведения?
- Написав этот рассказ, Паустовский хотел, чтобы мы поняли одну важную вещь. Какую? Посмотрите на схему.
Добро побеждает зло – основная мысль, идея рассказа.
Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.
6. Творческая работа.
- Встречались ли вам в жизни подобные истории?
- Как вы поступали в таких случаях?
2) грязный, шустрый,
3) бегает, ворует, царапает
4) Он одинокий, ему нужна забота.
7. Домашнее задание.
- Проиллюстрируйте наиболее понравившийся эпизод рассказа и подготовьте его пересказ.
- Дополнительно - исследовательская деятельность: узнать о содержании кошек, разобраться в причинах их поступков.
цель урока: познакомить с новым произведением,обучать осмысленному чтению,учиться анализировать тексты. Определять главную мысль текста,уметь отвечать на вопросы.учиться полному или краткому пересказу.• определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
Открытый урок по литературному чтению
с использованием приёма развития критического мышления
проведён для учителей района
К.Г. Паустовский "Какие бывают дожди"
у каждой команды: конверты с карточками-вопросами; лист А4; лист А3; половинка тетрадного листа; фломастеры
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. Итак, мы начинаем наш урок литературного чтения. Давайте настроимся на работу. На успешную работу.а итогом нашей успешной работы будет удивительное явление, которое откроется позже
– Сегодня на уроке мы беседовать друг с другом и с главным героем урока чтения – книгой.
– Ребята, а что нужно делать, чтобы вести с книгой разговор? (Придумывать ответы или искать их в книге; задавать вопросы; представлять, что будет дальше и проверять себя)2 мин.
2. Актуализация знаний
3. Изучение нового произведения
1) Эмоциональная минутка
– А сейчас нам надо настроиться на восприятие нового произведения. И мы проведём эмоциональную минутку. Я прошу вас закрыть учебники, закрыть глаза и прислушаться.
(Звучит фонограмма дождя)
2) Эвристическая беседа
– Можем мы с вами по этим звукам догадаться, о чём будет это произведение? (О дожде, о видах дождя)
– А что, разве дождей может быть много? Ведь всегда говорят: дождь идёт, вчера был сильный дождь. Или я не права? Почему дожди? Вам это интересно?
– А сейчас открываем глазки и включаем мысленный экран – воображение. Ведь вообразить можно всё: и звуки, и запахи, вкус, цвет, которые описывает автор в своём произведении.2 мин
3) Чтение произведения учителем
4) Беседа по первичному восприятию произведения
-Какое настроение у вас осталось после прочитанного
-Какие чувства испытали?
-Значение каких слов вы не знаете? голосят и крапать.
Для того, чтобы уточнить наши знания о дожде, мы снова обратимся к произведению и попробуем задать вопросы, которые вас заинтересуют
ОБЪясняю каждый вид вопросов из ромашки: простые Когда? Как? Какие?
Уточняющие (Если я правильно понял,то…), объясняющие (Почему?), практические (где используют),творческие (что было бы,если…),оценочные (Что хорошо, что плохо)
Затем выбирают вопросы по группам
Выбрать чтеца, оратора, эксперта с секретарём 6 мин
Физкультминутка о дожде 2 мин
4.Работа в группах
1) перечитывание произведения учащимися 5 мин
2) Работа по произведению.
– Итак, звучат вопросы . (? ) от ораторов
Для экспертов и секретарей время улавливать правильные ответы 10 мин
Подведём итог работы групп.
-Чей вопрос был самым лучшим?
-Чей ответ был самым точным?
Оценим себя капельками успеха 2 мин дождь из капелек
5.– А я хочу опять вернуться к нашей выставке. Мне всегда было интересно, какими качествами должен обладать человек, чтобы писать такие замечательные, интересные рассказы и
сказки о природе? Какие они – писатели? (Наблюдательные, видят необычное в обычном, умеют фантазировать, добрые, честные)
– А зачем писатели пишут эти произведения для нас? Может, они хотят нам что-то сказать, или обратить внимание на что-то, научить нас чему-то? (Любить родную природу)1 мин
6. Итог урока
– Вот и подошёл к концу наш урок. Думаю, вы согласитесь со мной, что сегодня вы узнали много нового о дожде.а что вы узнали,расскажите ,начиная словом Оказывается
В тот год стояло настолько жаркое лето, что старый рыбак по имени Глеб, с которым дружила маленькая Таня, нигде не мог отыскать червей для рыбалки. Ему пришлось идти к дальнему оврагу, где он с трудом накопал два десятка червей. Свою драгоценную добычу Глеб поместил в банку и отнес в прохладный погреб.
И надо же такому случиться, что в этот погреб, спасаясь от жары, забралась маленькая квакша. Обнаружив банку с червями, она запрыгнула в нее, и приступила к пиршеству. Тут ее и застал Глеб. Рассерженный, он вынес квакшу во двор и хотел отдать на съедение курице, но за лягушку вступилась Таня и выпросила ее у Глеба. Старый рыбак отдал Тане лягушку и при этом дал совет – посадить квакшу в банку и поставить в банке веточку. Когда лягушка заберется на веточку и начнет квакать, значит, скоро пойдет дождь.
Лягушка вернулась в банку и начала громко квакать, сообщая людям, что скоро пойдет дождь. И действительно утром тысячи ласточек пригнали дождевую тучу, и дождь напоил всю землю в округе. Люди были очень рады. А Таня выпустила лягушку из банки, и больше никто квакшу не трогал. Ведь она приносила людям пользу – предсказывала дождь.
Таково краткое содержание сказки.
В сказке мне понравилась девочка Таня, которая трепетно относилась ко всем живым существам и не позволила наказать квакшу, отдав ее на съедение курице. Таня умеет с пониманием относиться к любым проблемам. Она даже плакала над кустиком малины, который засох и почернел от жары.
Доброму делу – добрый ответ.
Рыбаку дождь не помеха.
Будет дождик – будет и урожай.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Читайте также: