Параграф 37 идеология и культура конспект

Обновлено: 06.07.2024

На практике советская идеология уже не могла инициировать новые привлекательные для населения идеи, лозунги, установки. И. В. Сталин понимал необходимость перемен в идеологической доктрине, связанных с итогами закончившейся войны. Он также видел, что победа в войне будила во многих советских людях сомнения в абсолютной истинности прежних идейных догм. В этих условиях оставалось уповать на привычные средства – террор, административный нажим, идеологический контроль партии. Были сделаны попытки сплотить общество под знамёнами социализма с помощью обращения к истории.

Образование и наука. Важнейшей задачей государства в области культурного строительства стало развитие народного образования, и прежде всего – школьного. В 1946 – 1950 гг. в стране построили и ввели в действие (включая восстановленные школы из числа разрушенных в годы войны) 18,5 тыс. школ на 2,5 млн ученических мест. Из них в сельской местности на средства колхозов возвели школы на 1,3 млн мест. С 1944 г. в стране открывались семилетние и средние школы, в городах и рабочих посёлках – школы рабочей молодёжи. Новая форма обучения – без отрыва от производства – получила широкое распространение.

К началу 1951 г. в СССР в основном завершился переход на всеобщее семилетнее обучение. Увеличилось число техникумов и вузов. За период с 1946 по 1950 г. высшие учебные заведения дали народному хозяйству 652 тыс. специалистов. Развивалось вечернее и заочное высшее образование. В 1950-е гг. заметно вырос образовательный уровень населения. В 1958 г. было введено обязательное неполное среднее (восьмилетнее) образование.

В первые послевоенные годы был ужесточён идеологический контроль не только в области литературы, философии, экономики, но и в среде естественных наук. Разгрому подвергались целые отрасли. Так, в 1948 г. на сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) сторонники Т. Д. Лысенко изгнали из науки учёных-генетиков, чем нанесли огромный вред этому важнейшему направлению. Лженаукой была объявлена кибернетика, отдельные научные направления биологии, что на долгие годы определило отставание СССР в сельском хозяйстве, в развитии медицины, производстве вычислительной техники.

Из научных достижений тех лет следует отметить ликвидацию в 1949 г. атомной монополии США. Огромная заслуга в этом деле принадлежала советским учёным: Б. Л. Ванникову, А. И. Алиханову, А. И. Иоффе, П. Л. Капице, И. В. Курчатову, В. Г. Хлопину, Ю. Б. Харитону, И. Н. Вознесенскому, И. К. Кикоину и др.

В 1948 г. советские учёные осуществили запуск первого промышленного атомного реактора, начал работу радиохимический завод по выделению плутония из облучённого урана. В 1949 г. СССР произвёл первые испытания атомного оружия, в 1954 г. оно поступило на вооружение армии.


Ю. Б. Харитон на фоне атомной бомбы


С. П. Королёв с членами отряда космонавтов. Май 1961 г.

Конец 1950-х – середина 1960-х гг. – начало эпохи научно-технической революции. О высоком уровне развития отечественной науки свидетельствовало мировое признание: Нобелевской премии были удостоены Н. Н. Семёнов (1956), И. Е. Тамм, И. М. Франк, П. А. Черенков (1958), Л. Д. Ландау (1961), А. М. Прохоров и Н. Г. Басов (1964).

Снизились государственные расходы на образование и развитие фундаментальной науки. Падал престиж высшего образования, поскольку дипломированные специалисты зарабатывали меньше, чем квалифицированные рабочие. Постепенно наметилось отставание СССР в области наукоёмких технологий.

Вместе с тем первые послевоенные годы стали тяжёлым испытанием для советской культуры.

Жёсткая регламентация творчества продолжала оставаться стержнем партийного руководства культурой. Строгая цензура и мелочные придирки лишали возможности раскрыть свои дарования, что для творческих людей было в буквальном смысле трагедией.

В 1947 г. было принято постановление Совета министров СССР о строительстве в Москве семи высотных зданий в 26 – 32 этажа по единому архитектурному плану. Новые здания органично вписались в исторически сложившийся облик столицы.

В портретной живописи послевоенных лет наряду с образом героя-победителя всё большее место занимает образ человека мирного труда. Значительных успехов достиг П. Д. Корин, опиравшийся на традиции русской живописи, в частности на наследие А. А. Иванова и М. В. Нестерова. Художественные приёмы, выработанные в начале XX в., использовал в своих работах мастер пейзажа М. С. Сарьян.

В послевоенные годы большое внимание уделялось развитию монументальный скульптуры, особенно возведению памятников воинам Советской армии, павшим в боях с фашизмом. Один из них, созданный скульптором Е. В. Вучетичем совместно с архитектором Я. Б. Белопольским и художником А. А. Горпенко, – памятник Воину-освободителю в Трептов-парке (Берлин): простой солдат в походной форме одной рукой прижимает к себе спасённую маленькую девочку, а другой – сжимает тяжёлый меч, разрубивший свастику. Монумент стал одним из символов победы.


Портрет художников Кукрыниксов. Художник П. Корин

В эти же годы сердца многих людей завоёвывает авторская песня. Самым ярким представителем этого жанра стал Б. Ш. Окуджава.

Знаменательным явлением в духовной жизни общества стал состоявшийся в 1957 г. в Москве Международный фестиваль молодёжи и студентов. Здесь советская молодёжь смогла впервые познакомиться со своими зарубежными сверстниками, узнать их настроения и мысли.


Обложка книги А. И. Солженицына


У афиши кинотеатра. 1957 г.

Второе рождение получили музыкальные творения С. С. Прокофьева, впервые исполнялись многие произведения Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна; раскрылись таланты молодых композиторов Г. В. Свиридова, Р. К. Щедрина, А. Я. Эшпая, А. Г. Шнитке.


Вопросы и задания

2. Подготовьте презентацию о любимом архитектурном памятнике вашего города (центра), построенного в 1946 – 1964 гг.

Работаем с документами

Из хроники Академии общественных наук при ЦК КПСС. 1949 г

Историческая наука является одним из участков идеологического фронта, на котором кучка безродных космополитов пыталась вести свою вредную работу, распространяя антипатриотические взгляды при освещении вопросов истории нашей Родины и других стран.

Так, в печатных работах акад. И. И. Минца извращена история Великой Октябрьской социалистической революции, не показано отличие её от всех предыдущих революций, смазана её освободительная роль как революции, спасшей нашу страну от колониального рабства, не раскрыт её социалистический характер, принижена роль СССР в мировой истории. Академик Минц игнорировал, умалял решающую роль русского народа, русского рабочего класса в истории нашей Родины, не показал, как великий русский народ, возглавляемый партией Ленина – Сталина, стал руководящей силой советского государства и выдающейся нацией среди других народов, входящих в состав СССР.

Прикрывая свою бездеятельность, акад. Минц насаждал семейственность и всячески противодействовал развёртыванию критики и самокритики.

Н. Л. Рубинштейн пишет, что историческая наука в России не существовала как самостоятельная наука. Основоположниками исторической науки в России он считает немцев: Миллера, Байера, Шлёцера и др. Н. Л. Рубинштейн принижает русскую культуру, заявляя, что она плелась в хвосте восточной и западноевропейской. Он принижает марксистскую историческую науку перед буржуазной. Так, он поднимает на щит буржуазного историка Павлова-Сильванского с его типично буржуазной концепцией русского феодализма, идеалистически рассматривающего феодализм лишь с точки зрения второстепенных признаков, как систему политической организации.

2. Назовите работы отечественных историков, подвергшиеся критике в 1949 г.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Часть 9. Послевоенные годы

Часть 9. Послевоенные годы После освобождения Мстиславля возвращаться в город жителям сразу не разрешали, потому что вблизи ещё долгое время проходила фронтовая полоса.Трудными были для жителей Мстиславля эти послевоенные годы. Люди, пережившие войну, вспоминают, что

§ 32. Образование, наука, художественная культура и быт

§ 32. Образование, наука, художественная культура и быт Создание единой общеобразовательной системы. Успехи в ликвидации массовой неграмотности коренным образом изменили представления людей о том, какую роль играет в их жизни образование, а значит, и система учебных

§ 27. ИДЕОЛОГИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА И КУЛЬТУРА В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

Трудные послевоенные годы

Воспоминания. Послевоенные годы

Воспоминания. Послевоенные годы Вернемся к знаменитой психической атаке. На следующий день, 24 августа, наступление противника продолжалось уже без таких эффектов. Бои шли тяжелые. Именно в этот день у Ивана Ефимовича произошла любопытная встреча с человеком, хорошо

Годы послевоенные, судьбоносные…

Годы послевоенные, судьбоносные… В послевоенный период международный авторитет и влияние Советского Союза, сыгравшего решающую роль в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии, росли как на дрожжах. О социализме и коммунизме заговорили даже в самых

Первые послевоенные годы

Первые послевоенные годы Отстояв в жестокой схватке с империализмом свободу и независимость своей Родины, советский народ под руководством Коммунистической партии вновь приступил к мирному, созидательному труду. Прежде всего требовалось восстановить в кратчайшие

Послевоенные годы: в поисках преемника

Послевоенные годы: в поисках преемника После победы в войне стареющего Сталина, приближавшегося к своему 70-летию, все больше стал занимать вопрос, кто наследует его власть. Он помнил, какая драка развернулась у постели умирающего Ленина и в первые годы после его смерти.

Глава 11 В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

95. РЕПРЕССИИ 1946–1953 гг. НАУКА И КУЛЬТУРА В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

95. РЕПРЕССИИ 1946–1953 гг. НАУКА И КУЛЬТУРА В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ После окончания войны многие советские граждане рассчитывали на изменения в социально-политической жизни общества. Они перестали слепо доверять идеологическим догмам сталинского социализма. Отсюда и

4. Идеология и культура ассирии Литература и наука

4. Идеология и культура ассирии Литература и наука Собственный вклад Ассирии в культуру древнего мира был незначительным. Известно, что в области литературы, ей не принадлежит ничего своего, кроме военных царских анналов. Но и эти анналы представляли собой замечательные,

Идеология и наука XIX века – основы современного знания

Идеология и наука XIX века – основы современного знания Ученые часто и по разным поводам наивно говорят, что наука изменила мир. Верно! Но чтобы это произошло, мир должен был поручить науке изменять самое себя. Хотя бы тем, что общество и государство должны были дать науке

8. Народное образование, наука и культура

8. Народное образование, наука и культура В новых условиях, когда СССР вступил в полосу завершения строительства социалистического общества и его упрочения, наряду с укреплением материально-технической базы социализма большое значение приобретала

Использование на уроках истории документов является на сегодня одной из актуальных и вместе с тем сложных задач. Отдельными проблемами является как подбор документального материала, так и организация работы с ним.

Документы содействуют конкретизации исторического материала, созданию образов и картин прошлого, ощущению духа эпохи. После документа или группы документов даны вопросы и задания. Они помогут обучающимся проанализировать документ, определить позицию автора, сравнить ее с собственной оценкой. При работе с документами у обучающихся активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более качественному усвоению исторических знаний, воспитанию гражданской позиции.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_uroka_istorii.doc 80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация Республика Саха (Якутия)

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ № 24

Методическая разработка урока истории

Автор: Иванова Иннеса Геннадьевна,

учитель истории и обществознания

  1. расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период;
  2. дать информацию о достижениях советских ученых, возрождении системы образования, успехах в области художественной культуры;
  3. продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы;
  4. продолжить работу по формированию у учащихся устойчивой гражданской позиции, воспитывать гражданские патриотические качества личности;

1. Подготовка устного развернутого ответа по карточке.

а) Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

- Каковы причины и итоги изменений политической системы?

б) Для этого подумай и поразмысли:

  1. Как изменилась ситуация (экономическая, политическая) в стране после второй мировой войны?
  2. Как изменилось сознание людей за годы войны?
  3. Почему возобновились репрессии? Против кого они были направлены?
  4. В чем обвинялись представители национальных движений?

2. Выполнение тестового задания.

1) Руководитель Госплана СССР:

а) В. Молотов; б) Н. Вознесенский; в) А. Жданов; г) Л. Берия;

2) Основная часть капиталовложений в СССР приходилась на:

а) легкую промышленность; б) тяжелую промышленность; в) сельское хозяйство;

г) социальную сферу;

3) Руководитель Антифашистского еврейского комитета, погибший в 1948 г.:

а) Ш. Алейхем; б) С. Михоэлс; 3) В. Мейерхольд; 4) А. Коонен;

а) лиц, находящихся на оккупированной территории; б) партийную номенклатуру;

в) репатриантов; г) представителей интеллигенции еврейской национальности;

а) в 1946 г.; б) в 1949 г.; в) в 1947 г.; г) в 1952 г.;

6) Отмена карточной системы распределения продуктов была проведена:

а) в 1945 г.; б) в 1947 г.; в) в 1950 г.; г) в 1952 г.;

7) Возвеличивание роли одного человека, приписывание ему определяющего влияния на ход исторического развития называется:

а) культом личности; б) деспотизмом; в) тиранией; г) гениальностью;

III. Изучение новой темы.

2. Наука и культура в послевоенные годы.

4. Особенности развития науки и культуры в послевоенные годы.

Вступительное слово учителя:

В 1945 – 1953 гг. развитие отечественной науки в первую очередь было направлено на обеспечение лидерства СССР в оборонных отраслях, а культуры – на изоляцию от Запада. В то же самое время происходило ужесточение борьбы с любыми, даже самыми малейшими, отклонениями от задач социалистического строительства.

По окончании работы будет проведена проверка выполнения заданий и предложены вопросы:

1. Назовите особенности развития науки и культуры в послевоенные годы.

2.Чем можно объяснить усиление идеологического пресса?

(Учащиеся получают лист с заданиями, на выполнение которых отводится 25 минут).

2. Прочитайте документы и ответьте на вопрос: в чём вы видите противоречивость документов?

М.М. Зощенко, А.А. Ахматова и другие деятели культуры?

б) Почему, с вашей точки зрения, избран столь агрессивный, намеренно грубый стиль, в котором высказаны эти обвинения?

в) Прочитайте отрывки из стихов А. Ахматовой и определите диапазон ее творчества. Согласны ли вы с критикой в ее адрес?

В каждом древе распятый Господь,

В каждом колосе тело Христово,

И молитвы пречистое слово

Исцеляет болящую плоть.

Мое поколение
Мало меду вкусило. И вот
Только ветер гудит в отдаленье,
Только память о мертвых поет.
Наше было не кончено дело,
Наши были часы сочтены,
До желанного водораздела,
До вершины великой весны,
До неистового цветенья
Оставалось лишь раз вздохнуть…
Две войны, мое поколенье,
Освещали твой страшный путь.

а) В постановлении ЦК ВКП (б) от 26 августа 1946 г. …

1947–1949 годы, актеры играют почти в пустых залах — публика перестала ходить в театр. Так больно слышать, как замечательные артисты Александринского театра, стыдясь самих себя, натужно, с ложным пафосом выкрикивают трескучие фразы, прославляющие партию и великого вождя.

Какой взгляд на роль искусства в жизни общества оно отражает?

В. Крюков, была приговорена к 10 годам исправительных работ и отбывала срок в лагерях Восточной Сибири.

Достижения отечественной фундаментальной науки. Как и прежде, власти придавали первостепенное значение развитию фундаментальных научных исследований, и в первую очередь тех из них, которые могли быть использованы в военной области. В 1945—1949 гг. были созданы Казанский филиал, Дагестанская, Карельская и Якутская базы Академии наук СССР, преобразованные позже в филиалы АН СССР, а также Восточносибирский филиал Академии наук. К 1950 г. академии наук существовали уже в десяти союзных республиках. В стране действовало пять отраслевых академий. Общее количество научных учреждений составило 3447, превысив довоенный уровень. Удвоилась по сравнению с 1940 г. численность научных работников. В мае 1947 г. была возобновлена работа Комитета по изобретениям и открытиям при Совмине СССР. В декабре того же года был образован Госкомитет по внедрению новой техники в народное хозяйство (Гостехника СССР).

Одним из главных направлений в фундаментальных научных исследованиях стали работы по использованию атомной энергии под руководством академика И. В. Курчатова и разработки ракетных систем под руководством С. П. Королева. Большой вклад в это дело внесли такие крупнейшие ученые, как А. Д. Сахаров, Я. Б. Зельдович, И. Е. Тамм, Ю. Б. Харитон. Результатом стало осуществление в декабре 1946 г. ядерной цепной реакции в первом в Европе атомном реакторе. В 1948 г. был пущен первый промышленный уран графитовый реактор, а в августе 1949 г. прошло испытание советской ядерной бомбы. Работы С. П. Королева, назначенного главным конструктором по созданию комплексов автоматических управляемых ракет дальнего действия, привели к запуску в 1948 г. первой отечественной управляемой ракеты дальнего действия Р-1, а в 1949 г. — первой высотной геофизической ракеты В-1-А.

В интересах оснащения армии новыми видами вооружений бурными темпами развивалась авиационная наука и техника. В апреле 1946 г. стартовали реактивные истребители Як15 и МиГ1. Новые типы самолетов и авиационных двигателей разрабатывали А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев, О. К. Антонов, А. И. Микоян и др.

В 1946 г. вошла в строй в Москве первая ультракоротковолновая радиостанция.

В 1951 г. под руководством академика С. А. Лебедева была смонтирована первая советская ЭВМ.

Значительные успехи были достигнуты в развитии математики, механики, физики, астрономии, некоторых отраслей химии.

Однако, как и прежде, эти достижения (внедренные, как и ранее, в сферу исключительно военного производства) почти и не отразились на жизни и быте советских людей.

Архитектура, живопись. Одной из главных задач советских архитекторов после окончания войны было восстановление разрушенных городов и сел. В ноябре 1945 г. было принято постановление о восстановлении 15 крупных старых русских городов, пострадавших во время войны, — Смоленска, Курска, Орла, Ростова-на-Дону, Вязьмы, Новороссийска, Пскова, Новгорода, Севастополя, Воронежа, Великих Лук, Калинина, Брянска, Краснодара и Мурманска. Были восстановлены сотни других советских городов, заново построены десятки тысяч сел и деревень. Размеры жилищного строительства (только за годы четвертой пятилетки было введено в строй свыше 100 млн. кв. м жилья) были беспрецедентными. Начали реализовываться генеральные планы восстановления и развития Москвы (готовившейся к своему 800-летию), Ленинграда, Киева, Минска, Сталинграда и других городов. Архитекторы К. С. Алабян, Н. В. Баранов, А. В. Власов, В. А. Король, А. Г. Мордвинов и др. предлагали новые архитектурные решения. В частности, в Москве стали возводиться первые высотные здания, изменившие лицо города. Началось строительство новой очереди московского метро, превзошедшей по своему великолепию сооружения предвоенной поры.

Постепенно восстанавливались и разрушенные войной известнейшие памятники культуры — Петродворец, Ясная Поляна, Михайловское, музей П. И. Чайковского в Клину, др.

Образование. Одной из важнейших задач было возрождение разрушенной войной образовательной системы. Начиналось оно со строительства школ. Только в 1946—1950 гг. было возведено 18 538 школьных зданий. В 1950/51 учебном году в 222 тыс. общеобразовательных школ страны обучалось около 35 млн. детей. Неуклонно росли расходы на науку и образование. Уже в 1946 г. они выросли в сравнении с предыдущим годом более чем в 2,5 раза. Была начата реализация прерванной войной программы всеобщего 7-летнего образования.

Задачи восстановления требовали новых специалистов высшей квалификации. Уже в 1946—1948 гг. число высших учебных заведений страны превысило довоенный уровень, а по количеству студентов этот показатель был перекрыт в 1947 г. Тяга к знаниям людей, переживших войну, была просто удивительной. Целая армия молодых людей, не успевших получить образование до войны, обучалась теперь без отрыва от производства. К концу четвертой пятилетки в вузах было подготовлено 652 тыс. инженеров, учителей, врачей, агрономов и других специалистов, а средние специальные учебные заведения выпустили за это время 1278 тыс. человек.


В уроке говорится о борьбе с низкопоклонством и космополитизмом. Урок знакомит с процессом восстановления системы образования, а также с развитием научных знаний. Подробно описываются литература и кинематограф послевоенного времени, влияние на них советской идеологии.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Идеология, наука и культура в послевоенные годы"


В ходе урока вы узнаете о послевоенных идеологических кампаниях, развитии системы образования и науки, основных тенденциях развития искусства.

Руководство Советского Союза опасалось, что население страны может оказаться под влиянием капиталистических ценностей. В СССР началась кампания против низкопоклонства. Так называют отношение людей к собственной культуре как к менее значимой по сравнению с культурами других стран.

На практике это проявилось в ограничении культурных и научных контактов с западными странами.


С этого момента началась проработка творческой интеллигенции.

В 1947 году состоялся суд над микробиологами Ниной Клюевой и Григорием Роскиным, которые работали над созданием препарата от рака. Их обвинили в передаче материалов американцам и подвергли публичному осуждению.

Под ударом оказались учёные и представители творческих профессий. В основном это были евреи, обвинённые в отсутствии патриотизма.

Послевоенная идеология и репрессии отрицательно сказались на развитии советской культуры и науки. Они привели к распространению шовинизма и ксенофобии. Давайте вспомним значение этих понятий.

Шовинизм – это разновидность националистической политики, содержанием которой выступает распространение ненависти и вражды к другим нациям и народностям.

Ксенофобия – это неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому; восприятие чужого, как неприятного.

За годы войны разрушенными оказались здания школ и вузов. Часто их использовали для военных нужд.

Правительство сохраняло практику платы за обучение в старших классах школы, техникумах и высших учебных заведениях.

Решался вопрос о введении всеобщего семилетнего образования. Однако, чтобы это сделать, нужно было построить новые школы и подготовить учителей.

В 1950/1951 учебном году около 80 % учащихся обучались в семилетних и средних школах. Это стало большим достижением. Часть школ работала по принципу раздельного обучения. То есть мальчики и девочки учились в разных школах.

Распространение получили школы для рабочей молодёжи и взрослых.


Распространение среднего школьного образования стало базой для развития высшего образования. С 1946 по 1950 год техникумы и вузы выпустили около двух миллионов человек. Обучение кадров было ориентировано на потребности страны. Более половины выпускников были направлены на работу в сферу образования. А около десяти процентов – здравоохранения. На тот момент учителя и врачи были наиболее востребованы.

Развитие науки стимулировалось социально-экономическими и военными потребностями. Государство оказывало значительную финансовую поддержку учёным.

Роль ведущего научного центра страны стала играть Академия наук СССР.

С 1945 по 1951 год её президентом был физик Сергей Иванович Вавилов. Затем этот пост занял химик Александр Николаевич Несмеянов.


Большое значение в послевоенные годы приобрела отраслевая наука. Внимание уделялось научно-исследовательским институтам, которые занимались атомной энергетикой и ракетостроением.

К 1950 году в СССР было восемь тысяч докторов наук. Их работа щедро финансировалась. Научные работники в СССР имели очень высокий социальный статус. Они получали награды и премии, высокую зарплату, жильё.

Приоритетное развитие получали военные разработки. Быстро развивался советский ядерный проект. Над ним работали Игорь Васильевич Курчатов, Юлий Борисович Харитон, Николай Антонович Доллежаль, Андрей Дмитриевич Сахаров.

Над строительством ракет трудились конструкторы Сергей Павлович Королёв, Валентин Петрович Глушко, Владимир Николаевич Челомей.

Химик Николай Николаевич Семёнов в 1956 году получил Нобелевскую премию по химии за разработку теории цепных реакций.

В 1958 году Нобелевскую премию получили физики Павел Алексеевич Черенков, Игорь Евгеньевич Тамм и Илья Михайлович Франк.

Всемирную известность получил советский физик Лев Давидович Ландау.


В 1951 году под руководством Исаака Семёновича Брука была создана первая советская электронно-вычислительная машина.

Отрицательное влияние на науку оказывали цензура и диктат. В наибольшей степени от этого пострадали гуманитарные науки, в частности история. Работа историков был ограничена рамками официальной идеологии. Изложение советской истории должно было повторять содержание партийных документов.

В 1947 году острой критике подверглись советские философы.

В 1948 году на собрании Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук Трофим Лысенко объявил лженаукой все достижения западных генетиков. Также он подверг критике и советские исследования в этой области. Более ста генетиков были уволены, некоторых исключили и партии. В СССР на время были запрещены генетические исследования.

В 1951–1952 годах Сталин руководил дискуссией по вопросам политэкономии. В дальнейшем вся экономическая наука оказалась под идеологическим контролем.

В послевоенные годы не признавали такую науку как кибернетика.

Медленными темпами развивался советский кинематограф. Объяснялось это слабой материально-технической базой. Большинство выходивших на экраны фильмов были проникнуты советской идеологией.

Однако некоторые послевоенные фильмы сохранили популярность и много лет спустя.




Крупнейшими театрами Советского Союза были Московский Художественный академический театр, Театр Советской армии, Киевский украинский драматический театр, Белорусский драматический театр.

На сценах театров ставились не только классические произведения, но и пьесы советских авторов, таких как Константин Симонов, Александр Корнейчук, Борис Лавренёв.

К 1950 году практически восстановили музейную сеть. Но на то, чтобы музейные комплексы в Новгороде, Пскове и под Ленинградом снова заработали, нужны были значительные средства.

Из-за нехватки денег были закрыты многие районные музеи.

В 1948 году ликвидировали Государственный музей нового западного искусства. Объяснялось это проходившими в СССР кампаниями против космополитизма и низкопоклонства. В музее хранилась большая коллекция картин европейских художников, которую ещё до революции собрали русские меценаты. Экспонаты были распределены между Эрмитажем и Пушкинским музеем.

Цензура и идеологический контроль сказались на всём советском искусстве. От представителей творческой интеллигенции требовали создавать произведения, восхваляющие партию и советский государственный строй. Обязательной была критика Запада. Созданные под таким идеологическим контролем произведения были политически востребованы.

Давайте подведём итоги.

В СССР развернулись кампании по борьбе с космополитизмом и низкопоклонством.

После войны получили распространение школы для рабочей молодёжи и взрослых.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Идеология и культура. Внешняя политика

Цели и задачи:

способствовать расширению и закреплению понимания противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; Дать знания об основных событиях внешней политики СССР в конце 40х – начале 50х годов.

· дать информацию о достижениях советских ученых, возрождении системы образования, успехах в области художественной культуры;

· продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы;

· продолжить работу по формированию у учащихся устойчивой гражданской позиции, воспитывать гражданские патриотические качества личности;

Оборудование: доска, мел, учебник, компьюрет, презентация

Тип урока : комбинированный

I Орг. этап. Проверка д.з. опрос, см. вопросы, стр. 135 учебника

II Актуализация опорных знаний, умений

После войны люди стали более активно интересоваться кино искусством и культурой. Но при этом СССР не прекращает уделять внимание сотрудничеству с соседними странами.

Как вы думаете. О чем мы сегодня будем говорить?

Какова тема, цель и задачи урока?

III Изучение нового материала

1 развитие лит-ры, театра и кино и музыки после войны

2 образование и научные дискуссии в послевоенные годы

3 внешняя политика СССР.

4 Холодная война

Лит-ра (Золотарева Альбина)

Театр и кино (Масник полина)

Музыка (Мельник Надежда)

Образование

В 1949 году законодательно был оформлен переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию. На основе решения XIX съезда ВКП(б) (1952) о постепенном переходе ко всеобщему среднему образованию и увеличению строительства школ в городах и на селе на 70 % по сравнению с предыдущей пятилеткой в союзных и автономных республиках составлялись планы дальнейшего расширения сети средних школ. Большое развитие получили в послевоенное время созданные в 1943 году школы рабочей и сельской молодежи (вечерние и сменные).

В послевоенные годы был создан новый тип школы — школа-интернат для детей, потерявших одного или обоих родителей. В школы-интернаты принимались дети одиноких матерей, инвалидов войны и труда, сироты, а также дети, для воспитания которых отсутствовали необходимые условия в семье.

Выпускники средней школы наряду с аттестатом зрелости получали свидетельство о специальности.

Расширялась сеть вечернего и заочного образования, предоставлялись преимущества для поступления в вуз уже проработавшим на производстве не менее трех лет, обеспечивалась возможность внеконкурсного зачисления лиц, направленных в вузы предприятиями, колхозами и совхозами.

Просмотр презентации о холодной войне. Оьсуждение просмотренного

Оценивание уч-ся

IV Рефлексия

Я знаю, Я запомнил, Я смог

Читайте также: