Параграф 22 политическое развитие 9 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

ТЕМА: Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.

Учебник: История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брант. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 400 с. § 3

Дата проведения урока: 14.09.2017 г.

Образовательные

Ученики должны проанализировать основные программные и тактические установки социалистических партий и либеральных организаций; сравнить цели и задачи различных политических течений начала XX века и сделать вывод о том, что внутренняя политика Николая II не отвечала настроениям большей части общества, ждавшего от царя решительных реформ.

Воспитательные

Способствовать формированию патриотических чувств и нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной деятельности по оценке политических событий данного периода; подвести учащихся к самостоятельному осмыслению политических событий концу XIX –начала XX вв., формируя тем самым любовь к предмету.

Развивающие

Продолжить развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь в процессе просмотра и обсуждения событий, отраженных на слайдах презентации; умение работать с материалом учебника; умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать путем задавания наводящих вопросов.

Практико-ориентированные

Ученики должны уметь работать с документами, учебными пособиями с целью применения исторических знания о начале правления Николая II; о состоянии страны в данный период времени для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; сравнения событий и явлений прошлого и настоящего. Работая в группах по составлению кластера продолжить развивать умения анализировать основные про­граммные и тактические установки социалистических пар­тий и либеральных организаций.

Форма проведения занятия- урок

Тип урока – комбинированный урок

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Литература для учителя

Литература для учащихся

История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брант. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 400 с. § 3

История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брант. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 400 с. § 3

История России. XX - начало XXI века. Поурочные разработки. 9 класс : пособие для учителей общеобразо- ват. организаций / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2014. - 208 с.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX - начало XXI века. Часть 1. Рабочая тетрадь. 9 класс В 2-х частях. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 111 с.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX - начало XXI века. Часть 1. Рабочая тетрадь. 9 класс В 2-х частях. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 111 с.

История России. XIX – начало XX века. Хрестоматия. 9 класс. – М.: Просвещение, 2014. – 438 с.

I. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ:

Здравствуйте, ребята. На прошлых уроках мы говорили об экономической жизни России конца XIX в. - начала XX в., и затронули общественно-политическое развитие страны. Давайте вспомним, что Россия в начале XX века по уровню экономического развития была среднеразвитой аграрно-индустриальной страной с многоукладной экономикой. Первоочередной являлась задача модернизации сельского хозяйства.

Проверка ранее изученного материала в виде самостоятельной работы

1. Запишите лишний термин в данном логическом ряду: картель, концерн, синдикат, трест, фабрика.

2. Год проведения финансовой реформы С.Ю. Витте 1897

1. Продолжите предложение. Основной формой монополии в России были _______(синдикаты)

2. Годы создания легальной рабочей организации 1901–1902

Вопросы к источнику:

1.Чем, по мнению Зубатова, опасна антиправительственная пропаганда?

2. Что должно противопоставить ей правительство?

Молодцы, ребята, и давайте постараемся сделать вывод по прошлому уроку. Таким образом, внутренняя политика Николая 2, являющаяся прямым продолжением политики предыдущего царствования, не отвечала настроениям большей части общества, ждавшего от царя решительных реформ. Оппозиционные царю силы встали на путь организационного оформления политических партий. О чем мы с Вами сегодня и поговорим.

Выставление оценок за опрос

II. ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА И ПОДВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ НОВОЙ ТЕМЫ:

Тема урока: Политические партии России в начале XX века

Какую цель урока мы должны поставить: Чем различались позиции революционных и либеральных партий?

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

Приемы и средства

преподавания

Основные вопросы плана и их краткое содержание

Приемы и средства учения

Познавательные задания и вопросы

Работа с кластером

Для решения поставленной цели, я вам предлагаю разделиться на 4 группы для заполнения кластера. У каждой группы будет своя политическая партия или организация. С опорой на учебник и дополнительный материал вам необходимо заполнить кластер, а после выйти к доске озвучить цели и программу своей политической партии.

1 группа – РСДРП

3 группа – Либеральные организации

4 группа – Либеральные проекты П.Д. Святополк-Мирского

Но главное, нам необходимо в конце представления своих партий или организаций, определить чем различались позиции революционных и либеральных сил?

См. приложение №1

Записи в тетради

Российская социал-демократическая рабочая партия

Предполагаемые ответы учащихся:

1. На II съезде РСДРП в 1903 г. в Брюсселе и Лондоне были приняты устав и программа партии.

2. Программа-минимум предусматривала решение задач буржуазно-демократической революции:

свержение самодержавия и установление демократической республики;

всеобщее избирательное право и демократические свободы;

широкое местное самоуправление;

право наций на самоопределение и их равноправие;

возвращение крестьянам отрезков, отмену выкупных и оброчных платежей, возвращение ранее выплаченных выкупных сумм;

восьмичасовой рабочий день, отмену штрафов и сверхурочных работ.

Программа-максимум ориентировала на победу пролетарской революции, установление диктатуры пролетариата, переход к социализму

Что является частью программы-максимум, т.к. в источнике говорилось о диктатуре пролетариата.

Российскую буржуазию они считали контрреволюционной силой, возможность успешных реформ отвергали и выступали за революционный слом самодержавия в ходе вооруженного восстания. Главную силу революции большевики видели в рабочем классе, крестьянство относили к его союзникам.

Сторонники Мартова полагали, что партия должна открыть доступ всем слоям населения и в ней могут уживаться различные точки зрения и взгляды. Либеральную буржуазию они считали главной силой будущей революции, а пролетариат – ее союзником. В крестьянстве меньшевики видели реакционную силу.

Дата и место создания партии.

Что входило в программу минимум?

Что было включено программу-максимум?

Частью какой программы - программы-максимум или программы-минимум – являются требования из источника?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

- познакомить учащихся с особенностями экономического развития в 1970-2000-е гг;

- выяснить, какие идейно-политические течения определяли внутриполитическое развитие стран Запада;

- определить особенности политического развития.

Способствовать развитию навыков поиска и обобщения информации из текста учебника и документов, а также устной речи, анализировать, давать сравнительную характеристику процессам и явлениям

формировать чувства уважения к истории, толерантного отношения к другим странам и народам.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично-поисковый, исследовательский

Организационный момент – 1 мин.

Актуализация - 5 мин. Беседа по вопросам.

Что такое политика? (Сфера взаимоотношений между социальными группами по осуществлению общих интересов с помощью политической власти).

Что такое власть? (Право и возможность распоряжаться кем-нибудь, чем-нибудь, подчинять своей воле)

Что такое политическая партия? (организация, объединяющая наиболее активную часть определенных социальных групп или населения в целом, выражающая и защищающая определенные социальные интересы)

Что такое политическое движение? (Массовое объединение граждан, различное по социальному составу, стремящееся оказать влияние на власть с целью решения какого-либо общественно значимого вопроса. Движения существуют до тех пор, пока эти вопросы не будут решены, после чего они или исчезают, или трансформируются в политические партии)

Что такое государство? (Организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обладающая суверенитетом)
Изучение новой темы – 8 мин. Вводный рассказ учителя.

1.Этапы социально-экономической политики. Лекция.

2. Политические течения и партии

3. Политическое развитие стран мира

1.Три этапа в социальной и экономической политике стран Запада после Второй Мировой войны. 1) Формирование общества благосостояния. 1960-1970-е гг. Активное вмешательство государства в экономику, создание смешанной экономики, определяющая роль широкой государственной социальной помощи трудящимся – увеличение социальной помощи, борьба с безработицей. 2) Неоконсервативный поворот. Конец 1970-х – 1990-е гг. Ограничение государственного вмешательства в экономику, приватизация, снижение социальной помощи, ставка на саморегуляцию рынка, перенос ответственности за судьбу человека и гражданина с государства на него самого.

Самостоятельная работа учащихся –18 мин

Записать три главных этапа в экономической политике и их краткую характеристику. Во время прослушивания лекции.

Выписать идейно-политические течение стран Запад. Дать краткую хаарктеристику каждому направлению. С.181-184.

Примерный вариант ответа: Консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм, радикализм и национализм.

Основные цели и задачи учащиеся находят самостоятельно при помощи учебника, словарей и интернет-ресурсов.

Консерватизм — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам.

Либерализм — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека.

Социализм — обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства. Под социализмом также понимают общественный строй, воплощающий эти принципы следующим образом: ставит перед собой глобальную цель свержения капитализма и построения в обозримом будущем совершенного общества, завершающего предысторию человечества, и мобилизует для достижения этой цели все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.

Коммунизм - гипотетический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства .

Радикализм — крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям.

Национализм – доктрина и политическая практика, основанные на представлении, что основу государственности, хозяйственных и культурных систем составляют целостные общности – нации. В зависимости от понимания, что такое нация, национализм имеет две основные формы – гражданский, или государственный, и этнический национализм.

Примерный вариант ответа: Основное содержание исторического процесса во второй половине XX века составляет противоборство двух моделей общественного развития – либерально-демократической и авторитарно-тоталитарной.

Выделяется три волны демократизации. 1 – начало XX века - развал империй, эпоха революций и реформ.

2 – послевоенная эпоха 1945-1960-е гг. – освобождение от фашизма и колониализма.

3- с 1974 г. – исчезновение авторитарных и тоталитарных государств и масштабная демократизация во многих регионах мира.

Послевоенное политическое развитие привело к формированию во второй половине XX века биполярного общественно-политического мира двух сверхдержав – СССР и США, с появлением капиталистического (первого), социалистического (второго) и развивающегося (третьего) миров.

В настоящее время существует иная структура стран мира. Выделяются развитие, посткоммунистические, новые индустриальные, развивающиеся, исламские, отсталые и карликовые государства.

Рефлексия – 4 мин Опрос учащихся по вопросам самостоятельной работы.

Комментирование оценок – 2 мин
Домашнее задание – 2 мин.

Список использованной литературы и итернет-ресурсов.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Учителя: сформировать у учащихся представление об основном противоречии российской политической системы – противоречии между формирующимся гражданским обществом и самодержавной властью; показать, что в начале века происходит раскол между российской бюрократией по вопросу о перспективах развития России и идет формирование европейски – рационалистической группировки, пытающейся провести реформирование политической системы по либеральному образцу, продолжить формирование умений работы с историческими документами.

Учащихся: познакомиться с характеристикой политической системы Российской империи в начале XX века и необходимостью ее реформирования, с возможными путями решения назревших политических проблем (“сверху” или “снизу”), с политическим портретом Николая II и его политическими воззрениями.

Планируемые результаты

  • уметь на основе фактов определять особенности политической системы Российской империи в начале XX века и ее главное противоречие.
  • Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
  • Регулятивные: составлять план решения проблем творческого характера, определять цель учебной деятельности.
  • Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, учиться подтверждать свою точку зрения аргументы и фактами.
  • осознавать себя гражданином России, давать и объяснять положительные и отрицательные оценки событиям и историческим личностям, в том числе их неоднозначных поступков, как с позиции общечеловеческих, так и российских гражданских ценностей.
  • карта “ Россия в начале XX века”,
  • атлас по истории России XX века для 9 класса,
  • учебник “ История России XX- начало XXI века” 9 класс под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, М.Ю. Брандта,
  • рабочая тетрадь “История России XX – начало XXI века” 9 класс часть I.
  • тема урока, план изучения новой темы;
  • новые слова и фамилии исторических личностей: политическая система, гражданское общество; С.Ю. Витте, В.К. Плеве, П.Д. Святополк – Мирский;
  • даты ключевых событий:1894г., 1985г.,1896г.;
  • домашнее задание.

I. Организационно-мотивационный этап

Актуализация опорных знаний учащихся по теме: “Экономическое развитие России в начале XX века”.

Два человека готовят развернутый монологический ответ по предложенным карточкам:

Подготовь развёрнутый ответ по теме: “Особенности экономического развития России в начале XX века”

  • Почему государство активно вмешивалось в экономику страны?
  • Какова роль иностранного капитала в экономике страны?
  • Какие существовали виды монополий в России в начале XX?

Подготовь развёрнутый ответ по теме: “Особенности экономического развития России в начале XX века”

  • Почему важное место в экономике отводилось кустарному производству?
  • Почему русская деревня приходила к “оскудению”

Пока ребята готовятся, идёт работа с классом:

Раздаются индивидуальные задания для работы в рабочей тетради на с. 3 - 9 (6 человек)

Осуществляется фронтальная работа с классом по заданию 5 на с. 7 из рабочей тетради.

После коллективной работы заслушивается устный развёрнутый ответ учащихся, подготовленный по карточкам и комментарии одноклассников.

II. Изучение новой темы.

План:

1. Особенности политического развития России.

2. Исторический портрет Николая II

3. Две точки зрения на развитие Росси.

4. Зубатовский социализм

5. Либеральные проекты П.Д. Святополк-Мирского.

1. Рассказ учителя об особенностях политической системы России и задание для учащихся.

  • ст. 1. Император Всероссийский есть Монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Его власти, не токмо за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает.
  • ст. 3. Императорский престол есть наследственный в ныне благополучно царствующем Императорском Доме.
  • ст. 51. Никакое место или правительство в государстве не может само собой установить нового закона, и никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения Самодержавной власти.

Центральное управление Российской империи до 1906 г.

Учитель: Таким образом, в России в начале XX века сохранялось ничем неограниченное

самодержавие. В стране отсутствовали представительные учреждения, демократические свободы, политические партии находились на нелегальном положении, крепнувшая буржуазия не имела доступа к власти.

По словам П. Милюков: “В России противопоставляется не одна партия другой, у нас противопоставляется бюрократия и общество”.

Становилось очевидным, что в новых условиях перед властью вставал вопрос о выборе пути: “ Реформы или революция”? Этот выбор во многом зависел от носителя власти, от императора.

2. Характеристика личности Николая II.

Фото 1. На данной фотографии представлен портрет Николая II

Учитель: Русский вариант “догоняющей” модернизации требовал сильной государственной власти и поэтому общество возлагало на императора большие надежды.

Учитель: Ознакомьтесь с отрывком из адреса Тверского земства Николаю II и ответьте на вопросы:

  • Чего ждала от Николая II передовая общественность?
  • Кто такие земские либералы?
  • В чем главная идея их политической программы?

Учитель: Ознакомьтесь с отрывком из речи Николая II 17 января 1895г. и ответьте на вопрос:

Интересы какого государственного строя отстаивал Николай II и почему?

“Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления; пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой покойный незабвенный Родитель”.

Учитель: Первая публичная речь Николая II обозначила начавшейся раскол между верховной властью и либеральными общественными силами. Вся дальнейшая политическая жизнь шла под знаком борьбы за идею народного представительства и это борьба принимала различные формы.

Еще больший раскол между властью и обществом произошел после официальной коронации императора, которая закончилась Ходынской катастрофой (смотри фото 2)

Фото 2. Человеческие жертвы на Ходынском поле после массовых гуляний в честь коронации Николая II


3. Две точки зрения на развития России.

Учитель: Наиболее выпукло перспективы развития России были представлены двумя яркими фигурами в окружении императора: С.Ю. Витте, министр финансов (смотри фото 3) и В.К. Плеве, министр внутренних дел (смотри фото 4).

Фото 3. Сергей Юльевич Витте Фото 4. Вячеслав Константинович Плеве


Учитель: Предлагаю ознакомиться с двумя подходами к вопросу о перспективах развития страны и ответить на вопрос:

В чем вы видите принципиальное различие во взглядах этих государственных деятелей?

Две линии развития России

Вопросы для сравнения Точка зрения С.Ю. Витте Точка зрения В.К. Плеве
Дворянство Сокращение помещичьего землевладения; вытеснение дворян с политической сцены; расширение прав буржуазии. Защищал русские устои; у России “своя отдельная история”.
Крестьянский вопрос Уравнение в правах; свободный выход из общины; введение частной собственности на землю. Сохранение общинной собственности.
Рабочий вопрос Правительство не вмешивается в отношения труда и капитала. Полицейский социализм.

4. Зубатовский социализм.

Учитель: Политика Николая II вызвала разочарование в обществе, что способствовало нарастанию антиправительственного движения и прежде всего в среде рабочего класса.

Начальник Московского охранного отделения, а затем глава Особого отдела Департамента полиции С.В. Зубатов (смотри фото 5) предложил взять под контроль рабочее движение. Этот эксперимент вошел в историю под названием – “ зубатовский социализм”.

Фото 5. Сергей Васильевич Зубатов


  • В каких формах выражалась политика “зубатовского социализма”?
  • Почему она не достигла результата?

5. Либеральные проекты П.Д. Святополк-Мирского.

Учитель: В ходе нарастания антиправительственного движения активизировались и революционные организации. В 1904 году Плеве погиб от бомбы, брошенной Е.С. Сазоновым. В августе 1904 года министром внутренних дел был назначен П.Д. Святополк-Мирский (смотри фото 6)

Фото 6. Пётр Дмитриевич Святополк-Мирского


Учитель: Назначение нового министра вызвало ликование у либералов. Ознакомьтесь с первой Речью Святополк-Мирского и его программой и ответьте на вопрос: Почему была такая реакция в обществе?

“Административный опыт привел меня к глубокому убеждению, что плодотворность правительственного труда основана на искренно благожелательном и истинно доверчивом отношении к общественным и сословным учреждениям и к населению вообще. Лишь при этих условиях работы можно получить взаимное доверие, без которого невозможно ожидать прочного успеха в деле устроения государства”

  • Включить в Государственный Совет выборных от земств
  • Расширить сферу деятельности земств
  • Уравнять крестьян в правах с другими сословиями. Облегчить выход из общины, отменить телесные наказания.
  • Издать закон о правах евреев

Учитель: Однако в 1905 году началась первая русская революция и П.Д. Святополк-Мирской был отправлен в отставку. Этот период получил название “ эпоха доверия” или “недолгая весна”.

1. В Великобритании, ФРГ, США и других странах произошла смена экономического курса — от формирования государства благосостояния, характерного для 1950—1970-х гг. (по теории Дж. Кейнса) к неоконсервативному повороту в конце 1970-х — 1980-е гг. (по теории М. Фридмена). Установите соответствие между периодами экономического развития и направлениями экономической политики.

Установите соответствие между периодами экономического развития и направлениями экономической политики

Установите соответствие между периодами экономического развития и направлениями экономической политики

3. В основе каждой из трёх политических идеологий (либерализм, консерватизм, социализм) лежат базовые мировоззренческие принципы. Установите соотношение между идеологиями и мировоззренческими принципами.

Установите соотношение между идеологиями и мировоззренческими принципами

Политические идеологии

1. Консерватизм. 2. Либерализм. 3. Социализм.

4. Чем была вызвана третья волна демократизации в мире в конце XX — начале XXI в.? Обведите кружком правильный ответ.

1) Третья волна демократизации связана с новыми вызовами времени и переходом к постиндустриальному обществу.

2) Третья волна демократизации была вызвана агрессивной политикой США, стремящихся силой навязать демократию всему миру.

5. Прочитайте извлечения из двух документов и определите, какой из них соответствует идеологии и политической программе классического либерализма XIX в., а какой — социального либерализма XX в. Запишите ответ и приведите не менее двух аргументов.

1. Стремление к свободе есть основополагающий принцип общества. А жизнь человека невозможна без борьбы за свободу — свободу высказывать своё мнение, выражать и обсуждать свои взгляды, объединяться в группы и партии, выбирать и сменять правительство, голосовать за своих представителей, организовывать свою общественную и экономическую жизнь так, как ему хочется, до тех пор, пока это не нарушит мира. Наслаждаться свободой — значит работать так, как нравится, получать то занятие, которое человек считает подходящим, свободно покупать и продавать результаты своей деятельности и оставлять себе вознаграждение. Быть свободным — значит не встречать препятствий и затруднений в своих мирных экономических занятиях и устремлениях.

2. Для того чтобы с самого начала внести ясность и опустить семантику, либерала мы определяем здесь как человека, который верит в использование всей полноты власти правительства для содействия социальной, политической и экономической справедливости на муниципальном уровне, уровне штата, национальном и международном уровнях. Либерал верит, что правительство является хорошим инструментом для развития такого общества, которое пытается воплощать христианские принципы в реальную жизнь.

1. Социальный либерализм – человек сам может изменить свою жизнь и жизнь общества, ему предоставлена полная свобода.

2. Классический либерализм – опора на првительство.

6. Почему коммунистические партии в странах Запада утратили былое влияние, многие изменили своё название и идеологию в конце XX — начале XXI в.? Ниже приведён список причин, которые обусловили данный процесс, за исключением одной, выпадающей из данного списка. Обведите её номер кружком.

1) Социальные реформы и формирование государства благосостояния привели к ликвидации нищеты и формированию массового среднего класса. Идеология коммунизма лишилась массовой социальной базы — тех беднейших социальных слоев, на которые она была ориентирована.

2) Формирование постиндустриального общества привело к новой социальной структуре общества; промышленный рабочий класс, к которому была в первую очередь обращена идеология коммунизма, перестал быть основной социальной группой.

3) Из-за массовых репрессий в СССР и странах социалистического лагеря идеи коммунизма и социализма были дискредитированы и потеряли привлекательность.

4) Ликвидация социализма как общественной системы в результате революций 1989—1991 гг. привела к развенчанию идей коммунизма и социализма.

5) Компартии были запрещены в странах Запада и поэтому утратили своё влияние.

Читайте также: