Отечественные композиторы песенники хх столетия конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Познакомить с композиторами, сочиняющими музыка в новых стилях.

Расширить представление о взаимодействии легкой и серьезной музыки;

Развивающие:

Развить интерес к музыке 20 столетия.

Развить чувственные отношения от прослушанных музыкальных произведений.

Развить познавательную активность в процессе сравнивания музыкальных произведений.

Воспитательные:

Воспитать эстетический вкус, стремление к творчеству, к прекрасному.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Вид урока - урок-диалог с использованием ИКТ-средств.


Планируемые результаты :

научаться слушать и анализировать музыкальные произведения;

выделять в музыкальных произведениях отличительные особенности и средства выразительности;

формировать певческие навыки и другие виды исполнительской деятельности

Метапредметные:

познавательные - внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения, самостоятельно решают творческую задачу;

коммуникативные - осваивают диалоговую форму общения;

регулятивные - организуют свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

умение эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности,

осваивать начальные формы личностной рефлексии;

Формы работы учащихся : коллективные, групповые.

Методы работы:

Объяснительно-иллюстрационный (беседа, диалог, рассуждение)

Метод синквейна (работа в группах)

Оборудование и материалы:

Авторская мультимедийная презентация;

Иллюстрации к теме урока;

Организационный этап.

Истинное новация в искусстве-.

это, прежде всего, новация духа, идеи.

Форма лишь выражает,

найденное, художником, новое

содержание, воплощает его в

Д. Шостакович

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности

Уч (слайл 2) Тема урока - Музыка XX века.

Уч (слайд 3) В начале столетия в музыкальной культуре доминировала классическая музыка ( 500 лет. 20 век – это эпоха величайших потрясений и развития технического прогресса. По сравнению с предшествующими столетиями темп жизни человека ускорился, её ритм стал более жёстким и напряжённым. Впервые искусство отказывается от подражания миру, а воспроизводит модель мира по собственному проекту. Усилия направлены, чтобы выявить в реальном мире его реальные глубинные первоосновы. Никогда ещё художник не был так свободен в своём творчестве. Создавая картину мира, он получил реальную возможность ориентироваться на собственный вкус и пристрастия.

Искусство 20 века необычайно разнообразно. Порой оно представляется сплошным нагромождением стилей, направлений, течений и школ, одновременно взаимодействующих и противоборствующих между собой. Вместе с тем этот противоречивый процесс в полной мере отражает характерные особенности своего времени.

Трагические повороты истории - революции, войны, , появление ядерного оружия - не только обострили душевные противоречия, присущие людям во все времена, но и поставили человечество на грань уничтожения. Именно поэтому тема противостояния жизни и смерти стала ключевой в музыке XX в Новое содержание требовало новых форм, и многие композиторы пришли к идее радикального обновления музыкального языка.

Уч. Характерной чертой 20 века смело мoжно назвать разнообразие: разнообразие тенденций, стилей и языка, обогативших музыкальное искусство.

Усвоение новых знаний.

Уч . (слайд 4) Характерные черты музыки 20 века:

тесная связь всех видов искусства, переход свойств одного искусства в свойства другого (например, свои стихотворения поэты-символисты часто называли музыкой или музыкальными жанрами).

трансформация и переосмысление (изменение) музыкальных жанров.

изобретение новых жанров и техник.

разнообразие тенденций, стилей и языка,

тема самопознания личности.

Уч. Давайте вспомним о каких новых направлениях в музыке конца 19 - 20 веков мы говорили на уроках ранее?

Д . Это джаз, рок - музыка, экспрессионизм,

Уч. (слайд 5). В конце 19в в музыке возникло новое направление-и мпрессионизм (от франц. impression–впечатление). Музыканты-импрессионисты стремились передать в музыке настроения, ощущения, добиваясь изысканности и утончённости звучания, тяготели к поэтической пейзажности. Но при этом они сочиняли музыку, используя традиционные жанры, гармонии и формы, в свете авторского современного их видения и прочтения. Основоположник импрессионизма фр. ком. Клод Дебюсси.

Уч. (слайд 6) Джаз в музыке. Почему джаз называют сплавом разных культур?

Д. Джаз возник в результате сплава традиций европейской и афроамериканской музыки в начале 20 века. Основа джаза – импровизация. Основатель первого джаз-бенда-Луи Армстронг. Джаз оказал огромное влияние на музыкальную культуру. Развиваясь, он порождал новые направления.

(слайд 8) Первым популярным у молодёжи направлением рок музыки, стал рок н ролл (англ, "раскачиваться и вращаться"). Рок н ролл - это прежде всего танцевальная музыка . Королём в рок-н-ролле был американский музыкант Элвис Пресли.

(слушание песни Элвис Пресли).

(слайд 9) Жанры рок – музыки: фолк-рок, арт-рок, джаз – рок, хард-рок, хэви-металл.

(Слушание песни Роберта Келли)

Уч . Что вы можете сказать об экспрессионизме?

Д . Это направление появилось в музыке в 20 г 20 века. Оно полностью отвергает классическую музыку и ищет новые формы выразительности.

Основные средства выразительности :

Мелодия прерывистая, скачками,

резкая смена темпа музыки

о тсутствие гармонии - атональность.

Замена пения речью, шепотом, криком.

Уч. Какие направления авангарда вы знаете?

Д. Додекафония, компьютерная, коллаж и др.

Уч . (слайд 13)Что означает конкретная музыка?

Д. Конкретная музыка – звуковые композиции, создаваемые с помощью записи звуков природы на магнитофонную ленту , затем их сочетание со звучанием музыкальных инструментов, голосов певцов.

Уч . Послушайте музыкальный фрагмент и назовите композитора, автора?

Уч . Что вы знаете о творчестве этого композитора?

Д . Создатель экологического джаза, в котором часто используются звуки живой природы: плеск волн, шелест деревьев, пение птиц, и т
Цель его музыки – донести до людей проблему сохранения природы.

Уч . (слайд 14) Электро́нная му́зыка ( нем. elektronische Musik , англ. electronic music ) — музыка, созданная с использованием электромузыкальных инструментов и электронных технологий (компьютерных технологий). Было создано несколько инструментов, в конструкции которых были использованы как механические, так и электронные составляющие.

1. мелодии плавные, приятные

2. темп спокойный

3. используются звуки живой природы

4. используются народные инструменты

5. музыка инструментальная

Закрепление изученного материала.

(рассказ о творчестве американского композитора Джорджа Уинстона).

(слайд 19) Эти мелодичные произведения передают суть сезона и отражают природные пейзажи. Это композиции самого Уинстона, обработки народных мелодий: английской, украинской, американской и немного классики.

Уинстон записал несколько саундтреков к детским мультфильмам.

(слайд 21) Последние два альбома благотворительные: средства перечислены в фонды помощи близким жертв теракта 11 сентября 2001 года и помощи жертвам урагана Катрина в 2007г.

Уч. (слайд 22) В России стиль нью-эйдж представлен в творчестве известного композитора, гитариста Валерия Дидюли.

Нью-эйдж часто используется в саундтреках к фильмам и компьютерным играм, в особенности посвящённым природе, фантастике или истории.

Итог урока. Рефлексия

В конце урока дети по группам (4-5 человек) составляют синквейн. Учитель подводит итоги.

Синквейн: составь словосочетания по смыслу и запиши ответ цифрами.

Импрессионизм 1. стиль, сочетающий в себе все разновидности джаза.

экспрессионизм 2. это свобода выражения мысли;

R&B 3. загадочный, неуловимый, изысканный.

нью-эдж 4. абстракция, диссонантные звуки.

Джаз 5. вид массовой культуры.

Поп-музыка 6. приятная музыка со звуками природы для релаксации.

(ответ: 13, 24, 31, 46, 52, 65).

Уч. (слайд 23) ВЫВОД. Таким образом, ХХ век был веком разнообразия в музыке. Музыка 20 -го столетия, точно так же, как и в предшествующие века, отражала духовный и эмоциональный мир людей. Важным обстоятельством становятся новые формы коммуникации музыки и слушателя - через посредство аудиозаписи, кино, телевидения и видео, а также поиски новых звучностей, в том числе электронных. Стиль нью-эйдж - это музыка пробуждения, гармонии, добра, радости и красоты без сомнения, способная изменить человека к лучшему.

Домашнее задание: разгадать кроссворд. ( раздаточный материал)

5. Нечаева Н. Музыка XX века в современном образовательном процессе // Ярославский педагогический
вестник. 2008, №1 (54)

7. Энциклопедия рок-музыки под ред. В. Г. Меньшикова. – Ташкент: Журналист, 1992.

Презентация на тему: " Творчество отечественных композиторов - песенников." — Транскрипт:

1 Творчество отечественных композиторов - песенников

2 Пахмутова Александра Николаевна Родилась 9 ноября 1929, СССР. Выдающийся советский и российский композитор- песенник. Автор более 400 песен. Родилась 9 ноября 1929, СССР. Выдающийся советский и российский композитор- песенник. Автор более 400 песен.

5 Окуджава Булат Шалвович 9 мая 1924, Москва, СССР 12 июня 1997, Париж, Франция. 9 мая 1924, Москва, СССР 12 июня 1997, Париж, Франция. Советский поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни. Советский поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни.

6 Дунаевский Исаак Осипович 18 (30) января июля (30) января июля Крупнейший советский композитор, автор 13 оперетт и балетов, музыки к нескольким десяткам кинофильмов, множества популярных советских песен, народный артист РСФСР (1950), лауреат двух Сталинских премий (1941, 1951). Крупнейший советский композитор, автор 13 оперетт и балетов, музыки к нескольким десяткам кинофильмов, множества популярных советских песен, народный артист РСФСР (1950), лауреат двух Сталинских премий (1941, 1951).

7 Дунаевский Максим Исаакович родился 15 января 1945 родился 15 января 1945 советский и российский композитор советский и российский композитор народный артист России (2006) народный артист России (2006)

8 Розенбаум Александр Яковлевич 13 сентября 1951года 13 сентября 1951года советский и российский бард, певец, композитор, актёр советский и российский бард, певец, композитор, актёр Заслуженный артист РФ (1996), Народный артист РФ (2001). Заслуженный артист РФ (1996), Народный артист РФ (2001).

13 декабря 2012 года на народном отделении состоялась лекция-концерт "Я люблю тебя,жизнь" на тему "Песенное творчество композиторов XX века: Э.Колмановского, Т.Хренникова, В.Соловьёва-Седого, М.Блантера" (в связи с юбилейными датами композиторов). Учащиеся более подробно узнали о жизни и творчестве замечательных мастеров, истории создания песен. Сами исполняли произведения этих композиторов.

Цель мероприятия:

1. Развить у детей и их родителей интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение песен военных и послевоенных лет.

2. Познакомить с историей создания песен.

3. Воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, чувство благодарности, погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам, и людям старшего поколения.

ВложениеРазмер
"Песенное творчество композиторов XX века:Э.Колмановского,Т.Хренникова, В.Соловьёва-Седого, М.Блантера" 82.12 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Отв. Кашинцева Н.М.

У песни, как у человека, своя судьба, своя биография.
И если песня выразила душу народа, если она передала его надежды и чаяния, судьба у нее — счастливая, а биография — долгая. Такие песни люди узнают сразу, как узнают не просто знакомого, а дорогого сердцу человека в многоликой уличной толпе.
Им навсегда отданы наши сердца. Придут другие, новые напевы, но голос любимой песни всегда останется с нами. И сегодня мы узнаем о песенном творчестве композиторов: Эдуарда Колмановского, Матвея Блантера, Тихона Хренникова и Василия Соловьёва – Седого. Почему? А дело в том, что в этом году у этих композиторов Юбилейные даты.

Кто ошибется,
Кто угадает?
Разное счастье
Нам выпадает.

Часто простое
Кажется вздорным.
Черное – белым,
Белое – черным.

Мы выбираем,
Нас выбирают.
Как это часто
Не совпадает!

Я за тобою
Следую тенью,
Я привыкаю
К несовпаденью…

Тихон Николаевич Хренников (1913 – 2007) - композитор, Профессор, общественный деятель. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда.

Родился 10 июня 1913 г. в городе Елец Липецкой области. Его дед торговал лошадьми на ярмарках, а отец был приказчиком. Тихон был младшим, десятым, ребенком. В доме постоянно звучали различные мелодии и творчеству придавалось большое значение. На гитаре или мандолине могли играть все члены семьи, сам Хренников играл в детстве в оркестре и пел в хоре, а позже научился игре на рояле. Первую симфонию композитор написал уже в 22 года, и многие дирижеры с мировым именем с удовольствием ее исполняли.

Хренников получил блестящее образование: в 1932 г. он закончил Музыкальное училище им. Гнесиных, а в 1936 г. - Московскую государственную консерваторию, где позже сам начал преподавать . Тихон Хренников - автор 8 опер, 5 балетов, 3 симфоний, инструментальных концертов , хоровых циклов, музыки к спектаклям и кинофильмам, и конечно же песен. И сейчас прозвучит :

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Советские композиторы песенники

Описание презентации по отдельным слайдам:

Советские композиторы песенники

Советские композиторы песенники

Александра Пахмутова Ею написаны более 300 песен. Самые известные из них : «.

Александр Зацепин В 1958 г. он переехал в Москву. Там он познакомился с режис.

Владимир Шаинский Он написал более 400 песен, многие из них вошли в золотой ф.

Евгений Крылатов Началом широкой известности композитора стала музыка к мульт.

Юрий Антонов В 1969 году Ю. Антонова приглашают на работу в популярный ленинг.

Максим Дунаевский Отец — композитор Исаак Осипович Дунаевский. Он — автор муз.

Андрей Петров Андрей Павлович Петров также постоянно работал в кино, сотрудни.

Владимир Высоцкий Влади́мир Семёнович Высо́цкий советский поэт, актёр и авто.

Давид Тухманов В 1963 году он сочинил свой первый шлягер "Последняя электричк.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел "Мир образов вокальной и инструментальной музыки" раскрывает возможность введения учащихся в удивительный мир музыкальных образов, способствуя постижению произведений различных жанров музыкального искусства.

Великие русские композиторы XX века

композиторы XX века

Александр Николаевич Скрябин был не только гениальным композитором, но и глубоким мыслителем. Скрябин верил в то, что искусство способно преображать людей, и он работал ради этой идеи. Его произведения навсегда вошли в духовную культуру человечества. Александр Николаевич Скрябин (1872-1915)

Александр Николаевич Скрябин

был не только гениальным композитором,

но и глубоким мыслителем.

Скрябин верил в то, что искусство

способно преображать людей, и он работал ради

этой идеи. Его произведения навсегда вошли

в духовную культуру

человечества.

Скрябин (1872-1915)

Свиридов вошёл в историю русской музыки как один

из крупнейших вокальных композиторов, авторов,

пишущих в основном произведения для голоса.

Композитор делает обработки для хора

таких известных песен, как «Славное море,

Кроме того, Свиридов является создателем

интересного музыкального жанра, который

Композитор как бы рассказывает литературное

произведение средствами музыки.

Это, прежде всего цикл , посвящённый повести

Свиридов (1915-1998)

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975)

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

вошёл в историю, как один из величайших композиторов России 20 века. Он не только

подарил нам свои произведения,

но и воспитал несколько музыкантов.

За свою жизнь он написал 15 симфоний,

6 концертов, музыку к 29 фильмам,

3 балета и 3 оперы .

Альфред Гарриевич Шнитке (1934—1998)

Шнитке (1934—1998)

Альфред Шнитке - советский и российский композитор, один из наиболее значительных музыкальных деятелей второй половины XX века. Награды и премии за музыку к мультфильмам. Альфред Шнитке очень много и плодотворно работает в кино. Он написал музыку к нескольким десяткам фильмов . Написал музыку к балетам, 5 симфоний, оперу . В своём творчестве Шнитке соединил классические тенденции и элементы современной музыки.

Альфред Шнитке - советский и российский

композитор, один из наиболее значительных

музыкальных деятелей второй половины

XX века. Награды и премии за музыку к

мультфильмам.

Альфред Шнитке очень много и плодотворно

работает в кино. Он написал музыку к

нескольким десяткам фильмов .

Написал музыку к балетам, 5 симфоний, оперу .

В своём творчестве Шнитке соединил

классические тенденции и элементы

современной музыки.

Дата рождения: 1 апреля 1873

Место рождения: Семёново

(близ В. Новгорода)

Дата смерти: 28 марта 1943

Творчество Рахманинова

относится к тому периоду

русского искусства,

который принято называть

Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ






-75%

Читайте также: