От москвы до самых до окраин конспект урока по музыке

Обновлено: 06.07.2024

Урок проведён в рамках районного конкурса профессионального мастерства.

ВложениеРазмер
ot_moskvy_do_samyh_do_okrain._konkursnyy_urok.docx 362.29 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: создать условия для развития внутренней мотивации учащихся при использовании теоретических знаний и практических навыков желания узнавать как можно больше о родной стране.

  • сформировать команды учащихся, подобрать задания, позволяющие реализовать цель урока

и обеспечивающие состязательный характер деятельности учащихся;

  • активизировать мыслительные процессы учащихся, применяя активные методы обучения:

дискуссия, сравнение, синтез, самостоятельное изложение гипотез; развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;

  • воспитывать дух соревнования, коллективизма, коммуникабельность, креативность,
  • воспитывать любовь и ответственное отношение к Родине, национальное самосознание;

гордость за свою страну.

Тип урока: урок открытия нового знания.

познавательные: формировать умение работать с информацией, картами атласа, выполнять логические операции самостоятельно; выделять и формулировать познавательную цель всего урока;

коммуникативные: формировать речевую деятельность; взаимопомощь по ходу выполнения задания;

регулятивные: формировать умение слушать собеседника, управлять своей деятельностью; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи; проявлять инициативность и самостоятельность.

Личностные: формировать способность к сопереживанию; развивать эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.

Оборудование: мультимедийное оборудование для демонстрации презентации, географические карты, дидактическая карточка с маршрутным листом и контурной картой для прокладки маршрута.

І. Орг. момент. Мотивация учебной деятельности (создание положительной эмоциональной направленности учащихся)

1. Слово учителя. Широка страна моя родная

Много в ней лесов, полей и рек.

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

Эти замечательные строки о нашей стране написал поэт М. Исаковский.

- Как называется страна, в которой мы живём?

- В каком значении мы будем говорить о Родине?

Родина! Что может быть дороже? Подберите однокоренные слова к слову родина (родина – родственники, родители, род, родня; народ, родной)

ІІ. Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, выявление затруднений учащихся)

Из слов соберите пословицу о Родине, прочитайте её, объясните (кто быстрее – оценить)

(На чужой стороне Родина милей вдвойне. Родина краше солнца, дороже золота. Человек без Родины, что соловей без песни. Нет в мире краше Родины нашей. Жить — Родине служить.

Будь не только сыном своего отца - будь и сыном своего народа. Нет в мире краше Родины нашей.

Родная земля и в горсти мила. Береги Родину как зеницу ока. Всякому мила своя сторона.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость. Дома и стены помогают. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Чужбина - калина, родина - малина. Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь. На родной стороне и кумушек знаком. Нет земли краше, чем страна наша. С родной земли - умри, не сходи.)

Россия – самая большая страна в мире. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Площадь нашей страны более 17 млн. км 2 . Население страны более 146 млн. человек. Протяжённость российской границы составляет более 60 тыс. км (это полторы длины экватора), из них почти 40 тыс. км – это морская граница. Никакая птица не смогла бы быстро преодолеть такие расстояния. Только вдоль сухопутной границы ей пришлось бы лететь без отдыха не менее двух месяцев! А вдоль морских границ – лететь птице ещё в два раза дольше. На пути этой путешественнице повстречались бы 18 разных стран-государств. Вот сколько соседей у России! Ни у кого столько нет! Россия находится в двух частях света – Европе и Азии.

Географию своей страны нередко приходится изучать заочно, по картам и планам, книгам и картинам, фотографиям и статьям, лишь мысленно бродить по её равнинам, лесам и степям. Но и таким способом можно достичь в познании страны больших успехов.

Кто из вас, ребята не мечтает о путешествиях по стране и миру, экскурсиях по родному краю даже если они воображаемые, они всё равно интересны.

И так, вещи разложили, удобно уселись и наша заочная экскурсия начинается. А пока наш первый рассказ.

  1. Рассказ о Москве и нулевом километре (2 ученик).
  1. Слово учителя (начальник поезда). И так, наш поезд отправляется от Москвы. А пока мы

будем двигаться к нашей первой остановке, выполните задание 1 из маршрутного листа.

ІІІ. Работа по формированию новых знаний (основной этап урока).

  1. Слово учителя (нач. поезда). Внимание! Первая остановка. Это место имеет координаты

54°с.ш. и 49°в.д. Отметить эту точку на карте. Предположите, что мы будем смотреть на этой остановке, о чём слушать. (задание 2 из маршрутного листа)

Жигулёвские горы – зелёная жемчужина Волги. Это часть Приволжской возвышенности на правом берегу Волги, огибаемая излучиной Самарской Луки недалеко от города Самара.

Самая высокая точка – гора Наблюдатель – 381,2 м над уровнем моря. Это также высшая точка средней полосы Европейской России.

Жигули – единственные горы тектонического происхождения на Русской равнине, считаются молодыми (около 7 млн. лет) и растущими. По различным источникам, их высота возрастает примерно на 1 см в 100 лет.

  1. Слово учителя (начальника поезда) Внимание! Мы продолжаем наше путешествие и, наш

поезд идёт на юго-восток, до следующей остановки надо проехать около 500 км. Предположите, где мы сделаем следующую остановку? (задание 3 из маршр. листа)

Капова пещера – это карстовая пещера на территории республики Башкортостан. Находится на реке Белой в одноимённом заповеднике. Пещера наиболее известна благодаря наскальным рисункам первобытного человека. Рисунки были открыты в 1959 году зоологом заповедника А. В. Рюминым . Было открыто более 50 рисунков, возраст их около 18000 лет. Изображены мамонты, лошади и другие животные. В верхнем и среднем ярусах учёные обнаружили изображения хижин, треугольников, лестниц, косых линий.

Поскольку для сохранения рисунков пещера закрыта для свободного посещения в феврале 2012 г. научным сотрудникам было поручено создать виртуальный фототур для возможности интерактивного посещения всей пещеры любым желающим. С июля 2012 г. для этого установлен интерактивный киоск в музее на территории заповедника.

  1. Слово учителя (нач. поезда). Наш поезд продолжает свой путь и, мы двигаемся сейчас на

северо-восток, на юг плато Путорано. Место нашей остановки имеет координаты 66°с.ш. и 94°в.д. Отметить её и предположить, а с чем мы здесь познакомимся? (что можно интересного увидеть здесь?) (зад. 4 из маршр. листа)

Озеро Виви принадлежит к бассейну реки Енисей и находится на юго-западе плато Путорана. Оно имеет вытянутую форму. Постоянных населённых пунктов на берегу нет. К берегам примыкают густые лиственничные леса, а само озеро богато населено различными видами рыб.

В Виви впадает 133 реки, реки, а вытекает только одна река – Виви.

Местоположение Центра России утверждено Федеральной службой геодезии и картографии России. 21 августа 1992 года здесь был установлен семиметровый монумент, символизирующий то, что озеро Виви является центром России. Также здесь можно увидеть восьмиметровый православный крест, установленный в честь 600-летия со дня смерти святого Сергия Радонежского. Рядом находится деревянная часовня, освященная в 2006 году.

После присоединения Крыма географический центр России сместился на десятки метров южнее. Координаты этой точки уже определены, там установили православный крест. Но увидеть его смогут немногие, так как он находится в диком, безлюдном месте. От ближайшего поселка Тура - райцентра Эвенкии - лету на вертолете два часа. Лишь местные кочевники- оленеводы изредка посещают их.

К сожалению, туристических маршрутов в это символическое место нет. Да их и не может быть из-за значительных транспортных сложностей. Озеро Виви находится в совершенно диких и безлюдных местах. Из ближайшего населенного пункта к нему вообще нет никаких дорог. Правда, можно из поселка Тура (административный центр Эвенкии) долететь до озера на вертолете. По времени это займет в среднем два часа. А посмотреть в географическом центре туристам есть на что.

  1. Слово учителя (нач. поезда). Мы подъезжаем к следующей остановке и, вы все видите

название этого географического объекта. Что знаете об этом объекте? Чем он для нас с вами интересен? (зад. 5 из маршр. листа)

Оймякон – полюс холода северного полушария. Климат Оймякона достаточно сложный. Эта территория находится в приполярных широтах, далеко расположена от океана, находится на высоте 741 м над уровнем моря, в котловине, куда стекается холодный воздух высокогорий.

Зима длинная и холодная с продолжительностью дня от 4 час. 36 мин (22 декабря). Лето короткое с большим перепадом суточных температур. Днём может быть +30° и выше, а ночью температура может упасть на 15-20°. Продолжительность дня летом до 20 час. 28 мин (22 июня).

Оймякон – «бешеная стужа в переводе с якутского, полюс холода северного полушария. При такой температуре трудно дышать, железо делается хрупким, ртуть замерзает.

  1. Слово учителя (нач. поезда). Внимание! Мы подъезжаем к следующей точке нашей

экскурсии. Обратите внимание на экран. Где мы? Что знаете об этом объекте? (зад. 6 из маршр. листа)

Остров Русский расположен в заливе Петра Великого в Японском море, южнее Владивостока (наименьшее расстояние между континентальной частью города и островом равно 800 м).

Территория острова – 97,6 км 2 , длина – около 18 км, ширина – около 13 км. Население 5360 жителей. От Владивостока, русский отделён проливом Босфор Восточный. С запада остров омывается водами Амурского залива, а с юга – Уссурийского.

Рельеф гористый, характерный для юга Приморья. На острове насчитывается 47 вершин различной высоты, называемых сопками. Наиболее крупные из них расположены в центральной части острова: Русская (291,2 м), Главная (279,8 м) и Центральная (254,9 м).

Береговая линия сильно изрезана. Её протяжённость составляет 123 км. На острове широко распространены скалистые, обрывистые берега.

На острове насчитывается 17 ручьёв протяжённостью более 1 км, 7 ручьёв более 2 км и одна речка – Русская (Воеводиха) протяжённостью более 5 км. Есть на острове и озёра пресной воды, часть из них – результат хозяйственной деятельности человека.

На острове преобладают широколиственные леса, где преобладает дуб, липа, клён, ясень. Часто встречается амурский бархат, маньчжурский орех, ольха японская и др. Обнаружено много видов лиан.

Летом 2012 г. был построен вантовый мост, который соединил остров с материковой частью Владивостока. Также на острове ведётся строительство учебных корпусов Дальневосточного федерального университета.

2 сентября 2012 г. на Русском открылся саммит организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС). В связи с этим было развёрнуто крупное строительство. Для проведения саммита на Сапёрном полуострове был выстроен крупный международный деловой центр.

ІV. Этап закрепления знаний.

- Что для вас сегодня на уроке было новым? (узнали нового?)

- О чём говорят изученные сегодня на уроке объекты России?

- Появилось ли желание совершить экскурсию не виртуальную, а самую настоящую по нашей стране? Почему?

- Куда бы вы в первую очередь совершили такую экскурсию?

Возвращаемся в Москву. Выполнить зад. 7 из маршр. листа.

  1. Сдача маршрутных листов (дать посмотреть комиссии и оценить)

V. Подведение итогов

1. Слово учителя.

2. Слово комиссии.

Маршрутный лист заочной экскурсии

  1. Задание 1. Подписать на карте начало экскурсии г.Москву. Определить её координаты и

внести данные в таблицу.

  1. Задание 2. По географическим координатам: 54°с.ш. и 49°в.д. нанести на карту точку нашей

остановки. Подписать её. Проложить маршрут от Москвы до этой точки. Вычислить расстояние и подписать на карте. Внести данные в таблицу.

  1. Задание 3. Отметить следующую остановку на карте, если мы двигались на юго-восток

примерно 500 км. Подписать её. Проложить маршрут от предыдущей остановки. Вычислить расстояние и отметить его на линии маршрута. Занести данные в таблицу.

  1. Задание 4. Юг плато Путорана, координаты 66°с.ш. и 94°в.д. Проложить маршрут до этой

остановки. Вычислить расстояние и подписать на карте. Подписать объект и занести данные в таблицу.

  1. Задание 5. Отметить следующую точку нашей остановки. Проложить маршрут, вычислить

расстояние и подписать их на карте. Занести данные объекта в таблицу.

  1. Задание 6. Проложить маршрут до следующей остановки нашей экскурсии. Подписать её.

Вычислить и подписать расстояние. Определить координаты и занести данные в таблицу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта к уроку музыки.

4-й класс, программа по музыке Т. В. Челышева, В. В. Кузнецова

Тип урока: урок-закрепление изученного материала.

Цель: воспитание национальной гордости и готовности сохранять, распространять и преумножать ценности русской культуры для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, терпимости и уважения друг к другу; развитие коммуникативных способностей.

Личностные результаты: уважать свой народ, другой народ, терпимость к обычаям и традициям других народов

Метапредметные результаты:

коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное

Предметные: создавать условия для понимания того, что объединяет всех граждан России и формирования системы нравственных ценностей; создавать условия для формирования умения жить в одном социуме вместе с людьми разных национальностей.

Вы, ребята, не зевайте,

Всех в работу вовлекайте.

Наша дружная страна –

Кладезь знаний, как всегда.

До чего ж она красива,

Наша Родина – Россия.

-Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? - Музыкальным, интересным, чтобы узнали что-то новое.

Настраиваются на урок.

Отвечают на вопрос учителя.

создание положительного эмоционального настроя.

Коммуникативные:

настраиваются на учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2. Постановка учебной задачи.

Учитель создает проблемную ситуацию.

Послушайте песню и определите тему нашего урока

Учащиеся определяют тему урока.

воспитание любви и уважения к своей Родине Коммуникативные:

умение формулировать свой ответ.

3. Актуализация знаний.

Организует повторение знаний, приобретенных на прошлом уроке.

- А какое определение можно найти в словарях? (ученик находит в словаре)

1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения кого-нибудь.

Но наш урок музыки и поэтому мы с вами музыкальным языком всем расскажем о нашей стране. И лучшая песня о России – это гимн нашей страны.

Исполнение гимна России.

Предлагаю определить, что вы знаете о России, умеете, хотите узнать. Заполните, используя таблицу. В конце урока мы к ней еще вернемся.

Демонстрируют знания, усвоенные на прошлом уроке.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Познавательные:

поиск и выделение информации, выбор оснований и критериев для сравнения.

Коммуникативные:

умение формулировать свой ответ.

4. Открытие нового знания.

Как называется страна, в которой мы живём?

- Кто является главой нашего государства?

- Покажите на карте Россию.

- Что вы можете сказать о её территории?

Наша Родина очень велика.

– Почему нашу Родину называют необъятной?

Если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства — ее зеленый наряд — леса.

- Какие реки, моря, озёра, горы находятся на её территории?

Давайте ее исполним.

- Какие города вам известны? А как называют жителей следующих городов?

Хабаровск, Рязань, Ростов, Волгоград, Москва, Пермь, Смоленск, Казань, Воронеж, Петербург, Челябинск, Краснодар,

И каждый житель нашей страны может гордо заявить: Я – гражданин России. А так называется следующая песня.

- Назовите столицу нашей Родины.

Давайте ее послушаем и постараемся исполнить, стараясь точно передать образное содержание и соблюдая все штрихи и нюансы.

Нельзя не вспомнить и русской народной песни. Народный фольклор – это народная мудрость нашего, его история. А песня будет звучать очень хорошо вам известная.

Открывают для себя новое знание.

Познавательные:

освоение нового знания, умение объяснить и усвоить новое на базе уже имеющихся знаний.

Регулятивные:

способность к слушанию и восприятию новой информации.

5. Восприятие и анализ музыки.

Петр Ильич Чайковский дал этой песне вторую жизнь, сделав ее главной мелодией своей симфонии № 4

Восприятие музыки, ответы на вопросы, анализ музыкального произведения.

Внимательно слушают музыку, после прослушивания анализируют данное произведение (настроение, характер, средства музыкальной выразительности, отмечают яркую изобразительность данного музыкального произведения (называют изобразительные моменты в музыке).

Познавательные:

знакомство с новым музыкальным произведением,

анализ музыкального произведения.

умение выразить свое отношение к изучаемому музыкальному произведению.

Коммуникативные:

умение формулировать свой ответ.

Организует подведение итога урока. Давайте вновь вернемся к нашим таблицам и заполним пробелы.

Уроки по музыке 4 класс и другие полезные материалы для учителя музыки, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.


Технологическая карта урока музыки

Уроки


Урок - спектакль

Уроки


Получайте новое первыми











Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Цель: Воспитание патриотизма через соприкосновение с музыкальными произведениями об Отечественной войне 1812 года, с песнями о Москве.

Планируемый результат: Знать и узнавать на слух музыкальные произведения, изучаемые на уроке, эмоционально исполнять песни, воплощая торжественный величавый образ, передавая чувство гордости за свою Родину.

Основные понятия: Жанр увертюры как самостоятельного произведения, исторические события Отечественной войны1812 года, ударные, медно-духовые музыкальные инструменты.

Межпредметные связи: Музыка, история, литература, живопись, архитектура.

Организация пространства: Записи музыкальных произведений, презентация к уроку, таблицы для учеников в бумажном варианте.

Добрый день, дорогие ребята! Я предлагаю вам продолжить музыкальное путешествие по странам и городам.

Начинаем урок. Внимание на экран! (Слайд 2, Приложение 1). Перед вами таблица с пропущенными словами. Такая же таблица у вас на партах. Возьмите ручку, посмотрите на 1 и 2 колонки, по какому принципу они составлены, назовите, напишите пропущенные слова.

1 2 3 4
Шопен Революционный этюд
Норвегия В пещере горного короля
Моцарт Австрия Ария царицы Ночи из оперы “Волшебная флейта”
Бах Германия Токката для органа
Россия “Времена года. Май. Белые ночи”

Можете ли вы назвать некоторые пропущенные слова в 3 и 4 колонках? Таблицу пока отложите.

Итак, мы продолжаем музыкальное путешествие по странам и городам, сегодня – вместе с русским композитором – П.И.Чайковским.

Давайте вспомним, где мы были совсем недавно. (Слайд 3, 4). Ребята отгадывают представленные здания на экране – памятник Петру I, крейсер “Аврора”, Петропавловский собор Санкт-Петербурга; Эйфелева башня, Собор Парижской Богоматери в Париже. А вот город, где мы еще не были: (Слайд 5) Кремль, Собор Василия Блаженного Москвы. Темой нашего урока будет – “Москва! Как много в этом звуке…” (Слайд 1).

А это здание, я думаю, вам знакомо. (Слайд 6). Как и почему оно было построено?

Подсказка: оно связано с юбилейной исторической датой, отмечаемой в 2012 году (200-летие Победы русского народа в Отечественной войне 1812 года). Ученики рассказывают все, что знают о Храме Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя был построен в честь Победы русского народа в Отечественной войне 1812 года на народные средства, архитектор Константин Тон. Так он выглядел вначале, а так сейчас. С древнейших времен на Руси был обычай – в знак благодарности Богу за дарованные победы в войнах или решающих битвах ставить часовни, строить храмы, воздвигать монастыри. В них постоянно и особенно усердно поминались воины, “на поле брани за Веру и Отечество отдавших жизнь”. Заложен был Храм Христа Спасителя в 1838 г. Строился он 45 лет. Освящен 26 мая 1883 г. Освящение стало всенародным праздником с войсковым парадом и крестным ходом по Москве. Храм стал всенародным памятником всем тем, кто пал на полях сражений Отечественной войны 1812 г.

В 1931 г. Храм был взорван, и только в 1996 г. восстановлен.

Что вы знаете об Отечественной войне, против кого воевала Россия, кто командовал армиями двух стран? Самое яркое сражение? (Ответы учеников.) (Слайд 7 – Кутузов и Наполеон.)

Картина художника Кившенко “Совет в Филях” (слайд 8) рассказывает, как непросто было принять решение Кутузову оставить Москву. Почему непросто, как вы думаете? (Ответы учеников.)

Память о победе русского народа в Отечественной войне 1812 года осталась и в других произведениях искусства. Это Л.Н.Толстой и его роман “Война и мир”, С.Прокофьев и опера “Война и мир”, Лермонтов “Бородино”. (Зачитать отрывки из стихотворения.)

Существует и еще одно произведение – “Увертюра. 1812 год”, автор которого П.И.Чайковский. (Слайд 9).

Слушаем фрагмент увертюры, и, исходя из характера музыки, попробуем найти одно слово – прилагательное, которое ярче всего характеризует эту музыку. (Ученики дают определение характера музыки увертюры после прослушивания, в результате приходят к определению – Торжественной увертюры.) А теперь возвратимся к таблице и внесем туда новое произведение П.И.Чайковского.

Как вы думаете, ребята, в увертюре идет подробный рассказ о событиях, или в самом общем виде? (Ответы детей.) Да, мы убедились, в том, что бывают увертюры – вступление в опере или балету, а бывают увертюры – самостоятельные музыкальные произведения, в которых в самом общем виде раскрывается содержание. А какие музыкальные средства использует композитор, чтобы создать такое торжественное звучание? (Ответы ребят.) Да, действительно это медные – духовые инструменты, ударные, имитирующие звон колоколов.

Проходят времена, но композиторы продолжают писать произведения, посвященные великим историческим событиям, в том числе, песни. Сейчас мы познакомимся с несколькими песнями о Москве, столице нашей Родины, городе-герое. А вам задание: определить, что между ними общего, и чем они различаются. Какие чувства высказывают композиторы в песнях о Москве?

Звучат фрагменты песен: (Приложение 2)

– С. Кац, А.Софронов. Песня о Москве.

– И Дунаевский, М.Лисяновский. Моя Москва, в исполнении И.Кобзона.

– А.Петров. Я шагаю по Москве, в исполнении Э. Хиля.

– Лучший город Земли в исполнении М Магомаева.

(Ответы учеников – чувства гордости, восхищения, восторга).

А в следующей песне о Москве вы угадаете автора и исполнителя. (Звучит песня “Москва” в исполнении О.Газманова).

Что общего в песне Газманова “Москва” с музыкой увертюры Чайковского? (Ответы учеников).

Разучивание данной песни.

Итак, назовите новые музыкальные произведения, которые мы сегодня послушали, каким событиям они посвящены. Как вы справлялись с заданиями? Мы убедились в том, что о важных исторических событиях рассказывают разные виды искусств, каждое по-своему, своими средствами. Но общее в них – это чувство гордости, восхищения, любви к Родине.

Читайте также: