От чего зависит порядок расположения предложений в тексте 5 класс разумовская конспект

Обновлено: 05.07.2024

Методы и приемы: репродуктивный, интерактивный, проблемный, диалогический, игровой, исследовательский.

Деятельность учащихся: групповая, парная, индивидуальный опрос.

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, игровая, здоровьесберегающая и технология встречных усилий

Средства: печатный материал, учебник, мультимедийная техника.

Оборудование: компьютер, мультипроектор, экран, диск с презентацией (Приложение 1), дидактический пакет (карточки №1,2, схемы 1,2), бандероль (сюрприз для поощрения).

Ожидаемые результаты урока:

Ход урока

Цель: подготовить учащихся занятию; психологически настроить на совместную работу.

1.1. Актуализация знаний.

Цель: проверить ранее усвоенные знания.

- Какую тему вы изучали на прошлом уроке?

- Ребята, а что вы знаете о тексте?

- А вы можете назвать основные средства грамматической связи предложений в тексте?

- А я сейчас проверю, так ли это. Посмотрите внимательно на экран. Давайте прочитаем! (Ученик читает вслух содержимое слайда, карточки).

1. Мини-исследование текста. (Приложение 1. Слайд № 2).

Цель: учить находить нарушение логической связи в тексте, стремиться её скорректировать.

«Мои мама и папа!

2. Беседа по вопросам.

Цель: обсуждение результатов и объяснение ошибок.

- Вы узнали, откуда этот отрывок? Молодцы!

- Чем необычно это письмо? Кто его написал?

- А можно это письмо назвать текстом? Докажите.

Ребята делают вывод:

- Это не текст. Нарушена смысловая связь предложений. Непонятно, кто его написал.

- А каким должен быть текст?

- А что нужно сделать нашим героям, чтобы текст письма стал понятен родителям дяди Федора?

- А сколько текстов можно выделить из этого письма? (3 - Шарика, Матроскина и дяди Фёдора) Учащиеся высказываются.

3. Работа с тестовым заданием. (Приложение 1. Слайд 3).

Цель: повторить признаки текста, учиться находить неверное утверждение.

- Шарик утверждает, что…

  • Текст – это высказывание на определенную тему.
  • В тексте есть основная мысль.
  • К тексту можно подобрать заголовок.
  • Текст может быть большим и маленьким.
  • В тексте все предложения связаны между собой грамматически.
  • В тексте есть смысл.
  • В тексте может быть нарушен порядок предложений.

- Согласны ли вы с мнением Шарика? Докажите.

- Какой можно сделать вывод? Какой вывод сделал Шарик? (Приложение 1. Слайд 4)

3. Целеполагание.

Цель: сформулировать тему урока и цель урока, отталкиваясь от проблемного вопроса.

- Ребята, а вы знаете, как связываются предложения в тексте?

- Как вы думаете, что нового мы сегодня должны узнать на уроке? (Проблемный вопрос.)

- Как связываются предложения в тексте.

- Значит, как мы обозначим сегодняшнюю тему урока? Правильно!

- Чему мы должны научиться сегодня на уроке? И что должны запомнить наши друзья из Простоквашино? (Приложение 1. Слайд № 5)

4. Изучение нового материала.

1. Работа с учебником.

Цель: подготовка к восприятию нового материала через личные наблюдения, самостоятельное знакомство с теоретическим материалом; объяснить логику построения текста.

- Давайте поможем нашим друзьям в изучении этой непростой темы. Предлагаю вам самостоятельно поработать с учебником (стр. 38), прочитать теоретический материал.

2. Работа в парах.

- А теперь прочитайте задание и проведите между собой в парах диалог. Попеременно задавайте вопросы и отвечайте на них предложениями из текста. При этом выделяйте слово, которым начинается ответ и слово, которым заканчивается вопрос (начиная со второго). Текст запишите в тетради.

- А сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу.

- Как вы думаете, что помогает связать данные предложения в тексте?

- Связать предложения в тексте могут повторяющиеся слова.

5. Работа со схемой №1.

Цель: показать, что предложения текста связываются при помощи повторяющихся слов, однокоренных, местоимений и других языковых средств и предложений, содержащих новую информацию; учить сравнивать, анализировать, сопоставлять.

- Сегодня вы должны усвоить главное: связь предложений в тексте – это, прежде всего, связь смыслов. В зависимости от того, как развивается мысль в тексте, и различают цепную и параллельную связь предложений. (Приложение 1. Слайд 6)

- Рассмотрите внимательно схему 1. (Приложение 1. Слайд 7). Проведите небольшой эксперимент: у вас на парах лежат карточки с разными предложениями. Попробуйте из них составить текст и определите, как они связываются.

Карточка №1.1.

Малыша мы назвали Кнопкой. На день рождения мама подарила мне крошечного пушистого котенка. Он был дымчатый, с белой грудкой, звездочкой на голове и маленьким носом.

Карточка№1.2.

Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. В одном городе жили коротышки. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец.

Карточка №1.3.

Ёлки густо зеленели. В березках светились светло-золотые искорки. В лесу было тихо и нарядно. А осинки стояли румяные, алые и тихонько дрожали своими круглыми листьями.

- Зачитайте свой текст. Какой вывод сделаете? При помощи чего связываются предложения в тексте?

Вывод: предложения текста связываются при помощи повторяющихся слов, (однокоренных, местоимений, синонимов). Предложения в тексте могут связываться и без цепляющих слов. Они, начиная со второго, связываются по смыслу и грамматически.

6. Работа с текстом. (Приложение 1. Слайд 8)

Разговор двух, реже нескольких лиц называется диалогом. Диалог состоит из реплик. Репликой называются слова, обращенные к собеседнику.

- А кто такие собеседники? Являются ли ими наши герои?

- Вы убедились, что Шарик и Матроскин вступили в диалог, который состоял из реплик?

7. Работа со схемой №2. (Приложение 1. Слайд 9)

Цель: показать различие в схемах между цепной и параллельной связью.

- Ребята, а чем интересна схема 2? Сможете доказать, что цепная (последовательная) связь отличается от параллельной?

Ребята высказываются, делают вывод.

Вывод: в тексте с цепной (последовательной) связью предложения связаны по цепочке и связываются при помощи повторяющихся слов, местоимений, однокоренных слов, синонимов, а в тексте с параллельной связью первое предложение содержит тему, а остальные с ним связаны по смыслу и грамматически.

5. Физкультминутка. (Приложение 1. Слайд 10).

Цель: помочь учащимся снять напряжение, расслабиться, отвлечься от серьезной работы. (Ребята изображают цепную связь и параллельную связь в пространстве).

- В Простоквашино, ребята, мы сейчас оправимся,
Потому что настроением оно добрым славится.
Встаньте, связь изобразите ту, что очень нравится.
Без сомнения, друзья, вы с заданием справитесь!

6. Закрепление изученного материала.

- Редактор – это специальность, лицо, которое обрабатывает текст, редактирует, подготавливает его для печати. Вам нужно отредактировать материал так, чтобы получился связный текст. Чья группа быстрее и правильнее выполнит задание, получит право первой распечатать бандероль в конце урока.

Ребята составляют и записывают текст в тетради.

1 группа. Карточка №2.1.

Клу(п,б)ки размотались, и за каждым тянулась толстая ш(и,е)рстяная нитка – хвостик. В комнате на сером половичке копошились серые пушистые существа. (?) были похожи на большие клубки шерсти.

2 группа. Карточка №2.2.

Во дворе выкопали колодец. (?) целыми днями с(и,е)дела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое в(и, е)дро. Возле колодца поселилась лягушка.

3 группа. Карточка №2.3.

В (?) попадались большие луговины и глухие озера с огромными соснами по б(и,е)регам. Сосны все время тихонько шумели. Вокруг города по ни(з,с)ким пологим холмам раскинулись леса.

- Давайте проверим, как вы справились с заданием. С каким способом связи предложений в тексте вы встретились? Как вы это определили?

7. Домашнее задание. (Приложение 1. Слайд 11).

8. Подведение итогов. Рефлексия. (Приложение 1. Слайды 12, 13).

Цель: подвести итоги данного урока, прорефлексировать знания учащихся.

- Ребята, что вам сегодня в новой теме запомнилось? Чему вы научились? Что не поняли?

- Как связываются предложения в тексте?

- В чем особенность цепной связи?

- А какой урок извлекли наши герои?

- Мне было приятно сегодня работать с вами. Я поняла, что вы добрые, отзывчивые ребята, любите читать произведения современных писателей. И самым активным ученикам я поставлю только отличные оценки.

9. Итог урока. Р.S.

- Получите, пожалуйста, бандероль. Я бы вам и так ее отдала. А что передать Печкину?

- Спасибо, ребята, за гостеприимство. Я желаю вам хороших успехов и удачи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока : «От чего зависит порядок расположения предложений в

Цели урока : установить различные смысловые отношения между предложениями и зависимую от них последовательность предложений в тексте, объяснить , что порядок расположения в тексте зависимых предложений нарушать нельзя, так как нарушатся смысловые отношения между ними.

Элементы содержания : текст, последовательность предложений в тексте.

1. Организационный момент .

2. Слово учителя .

3 . Повторение изученных ранее понятий

-Что такое текст?

-Что такое тема текста? Основная мысль текста?

Попробуем продолжить следующие предложения:

Тема текста -это…

Упражнение № 1

Спишите текст, озаглавьте, докажите, что это текст. Определите тему и основную мысль.

Жарким летним днем дети гуляли в л е су. Вдруг наб е жала гр о за. Под прол и вным д о ждем р е бята бросились к дому.

Запишите номера неправильных утверждений.

1)Дети гуляли вечером.

2)День был жаркий.

3)Гроза началась неожиданно.

4)Ребята побежали в лес.

5)Дождь был проливной.

4.Объяснение нового материала

-Итак, перейдем к теме нашего урока. Посмотрим на группу предложений на стр.54 вашего учебника. Можно ли их назвать текстом? Что можно сделать, чтобы превратить их в текст?

-Почему выбрана именно эта последовательность предложений?

-Подумайте, какое предложение, по – вашему мнению, является независимым от других предложений?

-А какие зависимы?

Прочитайте предложения и расположите их в правильной последовательности.

А. Родились они в снежном облаке высоко над землей.

Б.Жили-были снежинки.

В.Все они были похожи друг на друга, как сестры, но у каждой был свой наряд.

Г.Одна была совсем как звездочка с шестью лучами.( Б,В,А.Г).

Восстановите порядок предложений, чтобы получился текст, вставьте пропущенные буквы.

1.Но чем же они отличаются друг от друга? 2.Дом можно сказать о любом здани…; изба, хата говорят о строени… в деревн… . 3.Дом, изба, хата, хоромы, курень – все эти слова обозначают жилище. 4.Словом курень называют дом, избу на Дону и на Кубан… . 5.При этом изба в нашем представлени… всегда рубленая, деревянная, а хата скорее всего глиняная, выбеленная постройка на Украин…, в Белорус… и на юг… Росси… . 6.При упоминании хором нам представляется богатое высокое жилье.

-Можно ли нам изменить порядок расположения предложений в тексте?

( Нельзя, т.к. нарушатся смысловые отношения между ними).

-Посмотрим упражнение № 158.Выполним задание.

-Прочитайте текст. Озаглавьте его. Вместо пропусков вставьте один из глаголов, наиболее точно выражающий мысль.

Из-под камня течет родник. Он превращается в ручеек, который весело _ бежит _ на восток. Ручей звенит, журчит и потом стремительно __ мчится _ к склону горы. Несколько таких ручейков сливаются в один большой ручей. А вот ручей с шумом __ низвергается в пропасть. Родник родит реку, а река - течет через всю родину, кормит народ. Как выходит – родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой…

Слова для справок: мчится, сливается, низвергается, течет, бежит, льется.

5. Подведение итогов урока

-Что вы узнали на уроке? Почему важно соблюдать правильный порядок расположения предложений в тексте?

6. Домашнее задание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка; * получить представление о языке, как знаковой системе, о лингвистике, как науке, о видах речевой деятельности.

Метапредметные:

*Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствие с целью.

*Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать свое суждение; использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы с учебником.

*коммуникативные: воспроизводить содержание прослушанного текста, работать в группах

Личностные:

*осознавать эстетическую ценность русского языка, осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приветствие учеников. Поздравление с началом нового учебного года. Знакомство.

Ознакомление с требованиями на уроках ря.

Приветствие учителя. Знакомство.

АКТУАЛИЗАЦИЯ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

Рассматривают учебник, делятся мыслями, комментируют условные обозначения, темы, которые будут изучены в первой половине года. Вспоминают темы, которые предстоит повторить и обобщить в начале 5 класса

МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

*Упр.4. прочитать, объяснить, как понимают смысл предложений, сформулировать тему урока. Сделать записи в тетради. определить задачу урока.

*предлагает прочитать эпиграф к теме урока. Объяснить его. Записать

Читают упр4, объясняют смысл предложений, формулируют тему урока. Делают записи в тетрадь. В процессе обсуждения формулируют учебную задачу: определять роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка.

* читают эпиграф, что такое эпиграф. Объясняют смысл. записывают

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

* выполнить задание 2 к упр 4. Каждому ряду одно слово (объяснить смысл слова, подобрать однокоренные слова)

*упр.2. прочитать, поразмышлять, о чем он, подумать, какие функции выполняет язык

*Сделайте вывод о роли языка в жизни человека, опираясь на прочитанный текст

* Как вы думаете, как надо относиться к родному языку?

Познакомьтесь с высказыванием И. С. Тургенева (вынесено на доску), выразительно прочитайте его, поразмышляйте, запишите.

*1) отделять одно от другого. 2. нарушать связь, единство.

2) Иметь что-л. своей собственностью, иметь в своей власти. Умело обращаться с чем-л. (с оружием, инструментом и т. п. )//Хорошо знать, уметь пользоваться чем-л. Обладать способностью, быть в состоянии управлять движениями тела или частей тела. корень/суффикс/окончание владение, владелец, владетель, владыка, владетельный, завладеть, овладеть, совладать. совладеть

3) Вызывающий удивление, странный. дивный, удивлённый; дивиться, удивить, удивлённый, удивиться, удивлять, удивительно, удивлённо.

*выполняют упр2., размышляют, какие функции выполняет язык: передача мыслей, знаний; общение; передача накопленного опыта.

*делают вывод о роли языка в жизни человека.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

Предлагает соотнести поставленную задачу урока с результатами урока, выявить возникшие затруднения

Отвечают на вопросы в поставленной учебной задаче: какова роль языка в жизни человека, какие функции выполняет язык. Оценивают результаты своей деятельности

упр.5 (1, пересказ,2,3)

Тема: ЧТО МЫ ЗНАЕМ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Тип: изучение нового материала

Задачи: *объяснить роль русского языка в современном мире

обучающие: Объяснить учащимся, что русский язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный; наша задача – беречь его; дать представление о языке как развивающемся явлении, о разных формах его существования, о происхождении родного языка, его месте среди других языков.

развивающие: Дать понятие о месте русского языка среди других славянских языков, познакомить с создателем русской лингвистики М.В. Ломоносовым.

воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку, формируя патриотическое отношение к языку, чувство гордости за родной язык и осознание его величия и могущества; расширить кругозор учащихся представлениями о связи слова с материальной культурой и духовной жизнью человека.

Планируемые результаты:

Предметные:

научиться работать с лингвистическим текстом.

Метапредметные:

Коммуникативные: готовность слушать собеседника; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; признавать возможность существования различных точек зрения

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.

Личностные:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я.

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой привычный русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, звонкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нем жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

Просит подумать, о чем это стихотворение

* Приветствуют учителя. Размышляют, обсуждают.

актуализация знаний

*Проверяет выполнение домашнего задания, выявляет затруднения, возникшие на прошлом уроке

Рассказывают о Ломоносове. Отвечают на вопрос: почему мы говорим о нём на уроке русского языка? Отвечают на вопрос: зачем человеку нужен язык? Язык позволяет людям думать

2 Язык позволяет людям сообщать мысли друг другу.

3. Язык позволяет людям жить в обществе

4. Язык позволяет людям радоваться его красоте

Постановка учебной задачи

*Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

*Народы мира говорят на разных языках, гордятся своим языком. А что вы знаете о русском языке? — Откройте учебник на стр.6, прочитайте тему.

— Какую цель вы ставите перед собой на урок по этой теме?

— Эти слова вы запишете в качестве эпиграфа к уроку.

-Что называется эпиграфом?

*2-3 учащихся отвечают

*Дети ставят цели, аргументируют. Записывают тему.

Отвечают на вопрос, аргументируют

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Упр. 1. С.6. какова основная мысль текста?

— Какая информация была для вас интересной, неожиданной? Запишите её.

— Обратите внимание на выделенные слова. Какая работа с ними вам предстоит?

— Докажите, что вы правильно выполнили задание.

— Что надо знать, чтобы не ошибиться при подборе однокоренных слов?

Читают, рассуждают, определяют основную мысль текста.

Записывают в тетрадь.

К 4-м словам подбирают однокоренные, выделяя корень.

Проверка работ с объяснением.

Знать значение слова, правописание.

Развитие учебно­-языковых и орфографических умений

В вашем учебнике, если вы обратили внимание, есть зашифрованные задания. Какие? (ЗСП)

— Откройте ЗСП-1, стр.4, посмотрите, как правильно надо выполнять такие задания.

— Работаем с первыми двумя словами.

— Чему учат такие задания?

Отвечают на вопрос.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

О чём мы говорили на протяжении 2-х уроков?

— Откройте упр. 8, прочитайте задание.

— Какие вопросы у вас возникли?

— Как вы думаете, зачем мы знакомились с ЗСП перед выполнением этого задания?

Ответы: о роли языка

Чтобы помнить орфограммы.

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

В нем есть и усмешка, и мягкость, и ласка.

И рассказы, и сказки.

Люби и храни наш великий язык.

*Объясните, как вы понимаете стихотворение

*Затем учитель просит учащихся поделиться мнением о выводах, которая они для себя сделали на сегодняшнем уроке.

Дают ответы на вопросы

Не забывать о значимости речи

Анализируют работу на уроке через самооценку.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Упр7., закончить зсп-1

Тема: РЕЧЬ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ И ДИАЛОГИЧЕСКАЯ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Задачи: Иметь представление о видах речи, зависящих от ролевого участия в общении собеседников (говорящий – слушающий) или от формы языка (звуковая, буквенная). Находить в текстах литературных произведений образцы монологов и диалогов. Овладеть культурой диалогического общения (строить диалог в заданной ситуации, соблюдая правила этикета).

обучающие: дать понятие о монологе и диалоге, о речи устной и письменной; показать роль устного и письменного общения в жизни человека.

развивающие: показать роль устного и письменного общения в жизни человека; дать некоторые сведения из истории появления и развития письма.

воспитательные: продолжить прививать любовь и уважение к родному языку

Планируемые результаты

Предметные: научиться выделять условия, необходимые для речевого общения, дифференцировать монологическую и диалогическую, устную и письменную речь.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры текста.

Личностные: формирование знания о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры России.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

*Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

*Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. *отвечают д/з

Актуализация знаний

*Мы говорили с вами о том, что такое язык, что мы знаем о русском языке. Но ответьте мне на вопросы, а что такое речь? Как разделить понятия речь и язык? Являются ли они синонимами?

1. Пример для обсуждения.

А вон Сережа-норильчанин. Тоже к морю бежит.

Сергей, я дельфинов видел! – кричит Коля.

Вон там, в море! Идем, я покажу!

Так речь наконец-то состоялась.

2. Вопросы для обсуждения. Почему Коле хотелось с кем-нибудь поговорить, пообщаться? (Видел дельфинов, есть что рассказать.)

Почему Коля пытался вступить в общение с мальчиком, с дедушкой? (Рассказать есть что, но пока некому.)

Почему не состоялось общение Коли с мальчиком-иностранцем? (У Коли и мальчика-иностранца нет общего для них языка.)

Почему не состоялось общение Коли с дедушкой? (Дедушка глухой, у него не функционирует один из каналов связи человека с окружающим миром – орган слуха.)

*актуализируют знания, полученные на прошлых уроках, рассуждают, отвечают на вопросы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организационный момент. Актуализация прежних знаний.

- Что мы называем предложением?

-А как называются несколько предложений, объединенных в одно целое?

-Могу ли я записанные на доске предложения назвать текстом? Аргументируйте свой ответ.

Важно любить и уважать своих родителей. Завтра россияне отмечают праздник. Хорошо, когда у человека есть друзья. В школе учатся дети разных возрастов.

-С какой проблемой мы столкнулись?

- Поищем решение: Что мы называем текстом?

-Что мы уже выяснили?

-Этой информации достаточно?

-Значит, текст мы можем озаглавить?

-Какой алгоритм действия мы должны пройти, чтобы понять, что перед нами текст?

- Откроем учебник и сверимся, верны ли наши предположения? ( Работа с учебником)

-Слова, объединенные одним смыслом, мыслью.

- Высказанная законченная мысль.

- Нет. Здесь предложения имеют различный смысл.

- Здесь высказаны разные мысли.

- Не всякие предложения можно назвать текстом

- Что это несколько предложений, объединенных в одно целое.

-Нет. Предложения должны быть объединены одной темой.

-1. Несколько предложений.

-2. Предложения объединены одной темой.

-3. Текст можно озаглавить

II. Поиск решения проблемы ( побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог)

- Мы двигаемся в правильном направлении?

-Наши предположения оказались верны?

Значит вы легко докажите что перед вами текст:

Это событие трудно переоценить: советские люди поняли, что страна воюет, никто нее думает о поражении. Каждый знал, что отступать некуда: позади Москва. После парада воины отправлялись сразу на фронт, в окопы. Осенью 1941 года, когда фашисты стояли под Москвой, в столице прошел военный парад.

-Что здесь не так? Все соответствует нашему алгоритму действия. Или мы что-то упустили?

-Составьте текст, пронумеруйте предложения.

-Чем нужно дополнить наш алгоритм действия?

-Верно, и эта последовательность называется логической. Что такое логика?

Работа со словарем (Логика-разумность, внутренняя закономерность ,последовательность)

Работа с учебником: чтение определения. Понятие самостоятельного и зависимого предложения.

-Выделите те слова, которые указывают на зависимость предложений.

-Можем ли мы теперь ответить на тему-вопрос нашего урока: отчего зависит порядок расположения предложений в тексте?

-Да, учебник подтвердил нашу гипотезу.

-Это не совсем текст. Или мы что-то упустили?

- Да, нарушен порядок предложений. Они должны стоять в другой последовательности.

Дети выполняют (проверка, коррекция)

-Предложения должны стоять в определенной последовательности.

-Это событие, после – слова, которые указывают на зависимость предложения.

-Да, это зависит от логики текста .

III.Выражение нового знания научным языком ( проверка выводов)

-Итак, что мы теперь можем сказать о тексте? Дайте определение: текст это…

Запишите определение в тетрадь.

-Верно. То, что вы перечислили: признаки текста

-Начертим удобную схему-фрейм для запоминания: Смысловая цельность текста

Наличие Темы (предмета речи)

Развитие Е основной мысли

Заголово К (показатель завершенности текста)

Структурная Связность(грамматическая,

ВыраженносТь (в устной и письменной речи)

-Выделите в рамочку, подпишите этот фрейм, к нему мы возвратимся на следующем уроке.

-Текст – это несколько предложений, расположенных в определенном логическом порядке, объединенных одной темой, текст можно озаглавить.

Работают в тетради

IV.Реализация знаний ( продуктивные задания на воспроизведения знаний)

-Работа устная над упр.159.

-Какой вывод можно сделать?

-Работа над упр. 161( письменно) Пользуясь структурой текста (фреймом ) составьте текст на выбранную вами тему и заданное начало.

-Работу над упражнением закончить дома.

-Что нового сегодня вы узнали на уроке?

-Как вы поняли новую тему?

-Какой алгоритм действия нужно пройти, чтобы определить, что перед вами: текст или нет?

-Как новые слова и понятия вы сегодня узнали и запомнили?

-Порядок расположения зависимых предложений в тексте нельзя изменить. Нарушаются связи-смысловые отношения.

1.Разумовская,М.М., Львова, В.И. и др.Русский язык: учебник для учащихся 5 классов/ -ООО"Дрофа".2018Л.-317с:ил.

2.Мельникова, Е.Л. Приемственность в использовании проблемно-диалогического метода в начальной и основной школе/Е.Л.Мельникова//Начальная школа плюс до и после.-2003, №6

3.Мельникова,Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания вместе с учениками: пособие для учителя/ Е.Л.Мельникова. - М..2012

4.Ожегов,С.И."Словарь русского языка"/М.:Просвещение.1992г.

5.Фешина,А.А.,Рубанова и др. Изучение речеведческих понятий.Конспекты уроков, измерительные материалы и дидактические материалы./Волгоград.:"Учитель".2009г.-268с.

6.Щербаков, Е.Е., Мухина, Т.Г., Плешков А.В.: Фрейм технология как условие развития креативности.

Читайте также: