Особенности языка сказа н лескова левша конспект урока 6 класс

Обновлено: 06.07.2024

Манера повествования такая, что читатель верит, что рассказчик сам присутствовал при всех описываемых событиях. А эмоциональность рассказа помогает сопереживать основному персонажу. Но вместе с этим человек, читающий книгу, может несколько предвзято относиться к другим персонажам. Ведь он словно переносится в давнюю эпоху.

Достаточно забавна стилизация под слова из иностранных языков. Но даже русские слова автор изображает как-то необычно и чудно. Есть речевые алогизмы, с помощью которых Лесков выражает иронию. Но она скорее грустна, чем весела.

В этом и прелесть. Вполне очевидно, что такую речь в то время можно было услышать в каждой деревне либо провинциальном городке. Основными чертами можно назвать национальный колорит, самобытность, некую харизму, которая подкупает. Поразительно, что лексика достаточно проста - но элементарных оборотов хватает для того, чтобы перенести читателя в другой мир и заставить его достоверно прочувствовать всю историю от начала и до конца.

2 вариант

Изложение в повести – особенное. Книжные выражения тесно связаны с народным, простым языком. Автор ясно отражает многообразие русского языка таким, какой он есть в простом народе. Текст специально написан искусственно созданным простым языком для удобства восприятия информации.

Читая повесть встречается много смешных фраз, которые привлекают внимание читателя. Фразы непонятны и заставляют задуматься. В этих фразах читатель замечает необразованность простонародья. При этом они очень остроумны и четко выражают свои эмоции. Автор специально использует народный язык, чтобы с особой точностью показать русский народ.

Перед тем, как написать повесть писатель долго изучал все особенности русского языка. Он читал различные документы, описывающие историю народа, словари со старинными словами из прошлого. Автор умело внедрил простоту в повесть. За счет сказа как в легендах, автор создает своеобразную сказку для читателя.

Язык повествования меняется на протяжении повести, таким приемом автор подчеркивает серьезность событий. Автором используются различные литературные приемы: лексические обороты, неологизмы, устаревшие и искаженные слова, речевые обороты.

Объектами историй являются исторические герои, при описании которых в сказе используются ярко окрашенные эпитеты и сравнения. Так же это используется, чтобы точнее отобразить интонацию героев.

Кроме того, в повествовании используются тавтологии, уменьшительно-ласкательные формы слов, поговорки. Внимание читателя акцентируется на художественных приемах, что позволяет хорошо воспринять мысли автора, которые отражены в повести.

За счет множества приемов позиция автора ярко выражается и глубоко изображается действительность. За счет этого создается литературный жанр, которого ранее не было – сказовый рассказ. Простота и своеобразие языка позволяет понять все мысли, транслируемые автором. При этом писатель признает, что достаточно сложно создать интересный и доступный для читателя язык, так как это трудоемкий процесс.

Несмотря на все сложности Лесков воссоздает колорит русского народа, точно изображает происходящие события, при этом сохраняет реальность происходящего.

Также читают:

Картинка к сочинению Особенности языка сказа Левша

Популярные сегодня темы

На картине изображен белоснежный храм на берегу реки. Река тихая, спокойная, течение ее будто оберегает Божий дом от невзгод. На том берегу, где стоит зритель, высокая трава едва колышется от легкого ветерка.

Большинство людей считают воспоминания о школе самыми лучшими и приятными в своей жизни. Вспоминая о тех хороших деньках люди, обычно, описывают это как абсолютно беззаботное время

Ярчайшим образом человека, сжигаемого любовной страстью, которая станет причиной его предательства и страшного конца, предстаёт перед читателем образ главного героя повести Гоголя

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока литературы в 6 классе

Тема: Особенности языка повести Н.С. Лескова «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе"

Цели урока: расширение знаний учащихся о Лескове Н.С., формирование навыка анализа текста в соответствии с его жанровыми особенностями, работа с лексикой, развитие навыка монологической речи.

Тип урока: урок – открытия новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, уметь извлекать из текста необходимую информацию.

Метапредметные:

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобрести новые знания, умения; осознают свои трудности к их преодолению, осуществляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей.

Познавательные: развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем.

Коммуникативные: развивают умение участвовать в дискуссии: ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты.

Техники и технологии - технология сотрудничества, информационно-коммуникативная технология, здоровье сберегающая технология.

этапы урока

Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося

Формируемые УУД

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.Мотивация (самоопределение к деятельности) Цель: создать эмоциональную обстановку, мотивировать учащихся на плодотворную работу

(демонстрация фрагмента мультфильма)

Полная готовность класса к работе; включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД : ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

2.Проверка домашнего задания

Способствовать раскрытию творческих способностей учащихся.

3. Актуализация знаний и навыков, необходимых для осознания темы урока

Цель: актуализировать учебное содержание, мыслительные операции, зафиксировать в сознании учащихся эпизоды из повести для выполнения осмысленного восприятия темы урока.

1.-Сегодня мы с вами поговорим об особенностях жанра сказ.

А) составление таблицы или схемы

-Ребята, очень важно отличать сказ от сказки. Давайте запишем различия между сказом и волшебной народной сказкой.

Рассказчик-свидетель или участник событий

Рассказчик не участник, не свидетель

Место действия реально

Место действия фантастично

Время событий приближено к моменту повествования

Время событий отдалено от момента рассказа

Герои различаются по социальному признаку

Герои не различаются по социальному признаку

Наличие волшебной силы необязательно

Наличие волшебной силы и превращений

Б) – Ребята, в сказах Лескова - непревзойденного мастера этого жанра -

рассказчиком могут быть разные люди: и солдат, и городничий, и обычный мастеровой.

Эти люди принадлежат к разным слоям общества, имеют разные профессии, а поэтому имеют разную речевую манеру.

-Сегодня мы с вами разделимся на группы, чтобы побывать в роли составителей и издателей словаря.( возможно наличие заготовки в форме книжечки для каждой группы)

Широкий охват современной ему действительности, отражение истории.

Отражение внутреннего мира героев в речи, богатой разнообразными интонациями, насыщенной колоритными, необычными и в то же время удивительно точными словечками.

Умение изображать людей так, как они сами себя воспринимали.

Любовь к народу.

- Какими вы представляете себе государей, Платова, англичан, Левшу?

- Что показалось вам необычным в произведении?

Язык произведения необычен.

- Почему англичане выдумали разные хитрости?

Царь, глава государства, готов поддаться своекорыстным внушениям иноземцев и предать свой народ.

Читайте также: