Основы теории движения трамвая конспект

Обновлено: 07.07.2024

Исходя из материала обследования пассажиропотока, режим движения на маршруте №61 – обычный с постановочным движением (остановка трамваев обязательна на всех промежуточных остановочных пунктах). Среднее расстояние по перегонам данного маршрута . км. Количество промежуточных остановочных пунктов – .

Под организацией труда трамвайных бригад понимается комплекс мероприятий, обеспечивающий расстановку водителей и кондукторов, регламентирующий сменность их работы на линии.

Организация труда водителей и кондукторов должна обеспечивать:

- четкую работу трамваев в соответствии с утвержденными расписаниями и качественное обслуживание пассажиров;

- безопасность перевозок пассажиров;

- полное использование нормы рабочего времени за учетный период;

- соблюдение установленных трудовым законодательством продолжительности рабочего дня, порядка предоставления отдыха и перерывов в работе для приема пищи;

- высокую производительность труда.

- Строенная форма организации труда – к одному трамваю прикрепляются три бригады, такую форму целесообразно применять для трамваев, начинающих и закрывающих движение на маршрутах.

- Полуторная форма — за двумя трамваями закрепляется два водителя, а третий водитель является подменным (через два дня выходной).

- Сдвоенная форма организации труда – закрепление каждого трамвавя за двумя водителями, на каждые три трамвая необходимо иметь одного подменного водителя (кондуктора). Выходные дни бригадам предоставляются, соответственно, в субботу и воскресенье, трамвай в эти дни работает в одну смену в дневные часы с небольшим размером пассажиропотока.

- Спаренная форма организации труда – закрепление двух трамваев за тремя бригадами.

- Одиночная форма организации труда водителей – закрепление одной бригады за каждым трамваем.

Согласно составленному расписанию движения трамваев, организация труда водителей и кондукторов будет осуществляться по двум формам: двухсполовинной и сдвоенной.

Формулы

Графики работы водителей представлены в Приложении Д.

При обслуживании населения перевозками необходимо организовать регулярность и точность движения трамваев. Регулярность и точность движения трамваев обеспечивается:

- организацией диспетчерского управления и систематического контроля за движением каждого трамвая по маршруту;

- введением контроля и учёта за движением трамваев по каждому рейсу, как на конечных, так и на промежуточных контрольных пунктах маршрута;

- использованием для контроля за движением трамваев технических средств связи;

- введением расписания движения для каждого трамвая, в котором водителю указывается не только прибытие и отправление с конечных пунктов, но и время проследования промежуточных пунктов;

- установлением для водителей строго допустимых отклонений от заданного времени по расписанию.

Диспетчерская служба на городском наземном электрическом транспорте призвана подготавливать и организовывать выпуск трамваев на линию, руководить их движением на маршрутах, осуществлять контроль за своевременным возвращением их в предприятие. Диспетчерское руководство на городском наземном электрическом транспорте подразделяется на внутрипарковое и линейное.

Основными задачами внутрипарковой диспетчеризации являются:

- контроль за подготовкой трамваев к выпуску на линию;

- подготовка путевой и диспетчерской документации;

- организация своевременного выпуска на линию и контроль за временем выезда;

- контроль и регистрация времени возвращения с линии по окончании рабочего дня;

- регистрация всех случаев преждевременного возвращения трамваев с линии по техническим и др. причинам и принятия мер по внеочередной подготовки этих трамваев к повторному выезду или замене их другими трамваями.

Задачи линейной диспетчеризации:

- контроль за соответствием фактического времени движения каждого трамвая времени установленному в утверждённых маршрутных расписаниях;

- регулирование движения, если фактическое движение трамваевоткланяется от времени установленного в расписаниях, изменились условия движения трамваев (туман, гололёд и др.), изменились условия перевозок и распределения пассажиропотоков на каких либо направлениях или маршрутах в отдельные периоды суток;

восстановление нарушенного движения при задержках на линии или выбытие трамвая по техническим или другим причинам;

- подготовка суточной отчётности по исполненному движению;

Организация сбора платы за проезд втрамваяхи контроль

Оплаты проезда

Повышение рентабельности городского наземного электрического транспорта во многом зависит от принятой системы оплаты проезда и провоза багажа.

Опыт кондукторного обслуживания на маршрутах городского пассажирского транспорта показывает, что с введением кондукторов обеспечивается более полный сбор выручки, уменьшается разрыв между учитываемым и фактическим объемом пассажирских перевозок, снижаются дотационные расходы из бюджета.

Введению бескондукторного обслуживания пассажиров на городских маршрутах должна предшествовать тщательная подготовительная работа, предусматривающая:

- оборудование трамваевустройствами для сбора платы и выдачи проездных билетов, звукоусилительными установками;

- обучение водителей работе без кондукторов;

- информацию населения через печать, радио, телевидение, путем объявлений на остановочных и других пунктах о сроках перехода на бескондукторное обслуживание пассажиров и порядке оплаты проезда.

Трамвай (ЧИЖИК), работающий в рамках системы, оборудован турникетом и валидатором для считывания билетов. Войти в трамвай пассажиры могут только через турникет в передней части салона, а выйти — через любую дверь, кроме передней. Турникет препятствует проходу в салон без билета, но избавляет от необходимости содержать штат билетных контролёров. Кроме того, система позволяет достаточно точно учитывать пассажиропоток.

- система позволяет эффективно бороться с безбилетным проездом и подделкой проездных документов;

- система позволяет точно учитывать число льготных поездок;

- автоматическая система контроля позволяет резко уменьшить число билетных контролёров, но не позволяет полностью отказаться от их деятельности;

- также система позволяет водителю выполнять остановки только по требованию пассажиров или если есть пассажиры на остановке. Тем самым увеличивается скорость транспортного средства и сокращается время в пути.

- сильное замедление посадки пассажиров;

- инвалиды и пассажиры с колясками не могут пересечь турникет и всё равно входят через среднюю дверь;

- большинство водителей не следят за использованием турникета пассажирами, которые подлезают, перепрыгивают через брусья турникета, или пролезают сбоку от них, что ставит под сомнение эффективность АСКП в борьбе с безбилетниками.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Продолжая разговор об организации движения трамваев, необходимо отметить, что на весь процесс перевозки пассажиров, или перевозочный процесс, самое серьезное влияние оказывают три основных составных элемента:

· Маршрутная система, как совокупность маршрутных сетей.

· Транспортная подвижность населения.

· Провозная способность того или иного вида транспорта.

ТРАНСПОРТНАЯ ПОДВИЖНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ – это количество поездок, приходящееся на одного жителя населенного пункта в год.Она зависит от многих факторов, в том числе от расположения мест проживания жителей по отношению к местам работы, отдыха и другим местам тяготения пассажиров. По Санкт-Петербургу транспортная подвижность населения составляет примерно 900-950 поездок в год. Средняя длина поездки пассажиров в абсолютном большинстве городов колеблется от 2 до 6 км.

ПАССАЖИРОПОТОК – это количество пассажиров, проследовавших по определенному участку транспортной сети за определенный промежуток времени.Пассажиропоток даже для одного маршрута не является постоянной величиной, он изменяется по времени года, дням недели и часам суток. В течение года на пассажиропоток в значительной степени влияют метеорологические условия, а это значит, что зимой и летом пассажиропоток будет неодинаковым. Сюда же необходимо добавить сезон отпусков и выезды для отдыха на длительное время. В рабочие и выходные дни пассажиропотоки также не будут одинаковыми, и, наконец, в течение суток пассажиропоток колеблется в широких пределах.

Размеры и направление пассажиропотока периодически проверяется путем обследования пассажирских перевозок и статистической обработки результатов обследования. Существуют следующие методы обследования пассажиропотока:

· Анкетный метод – с использованием специальных анкет производится непосредственный опрос населения о характере и направлениях регулярных поездок.

· Талонный метод – выдача пассажирам при посадке и изъятие при выходе специальных талонов.

· Метод определения пассажиропотоков по проданным билетам – позволяет получить только частичные сведения об изменении пассажиропотока по часам суток и дням недели.

· Метод глазомерного обследования – приблизительный подсчет пассажиров, находящихся на подвижном составе на отдельных, наиболее характерных участках транспортной сети.

ПРОВОЗНАЯ СПОСОБНОСТЬ того или иного вида транспорта – максимальное число пассажиров, которое может быть перевезено данным видом транспорта в течение одного часа в одном направлении.

Величина скорости движения городского пассажирского транспорта характеризует эффективность использования подвижного состава, его техническое состояние, состояние энергоснабжения, рельсового или дорожного полотна, а также уровень организации движения трамвая на линии. Различают следующие виды скоростей движения:

· Конструктивная скорость – это максимальная скорость, которую может развить подвижной состав трамвая, исходя из его конструкции и надежности работы всего оборудования.

· Максимальная скорость – это наибольшая скорость, которую разрешается развивать на улицах города.

· Средняя ходовая скорость – это средняя скорость движения поезда по перегону.

· Эксплуатационная скорость –это средняя скорость, которая получается за время полного рейса с учетом времени простоя на всех промежуточных остановках и на конечных пунктах.

Скорость движения является одним из основных и весьма важных качественных показателей работы городского транспорта и, в частности, трамвая. Рост эксплуатационной скорости повышает производительность труда поездной бригады, значительно экономит время пассажиров, улучшает качество транспортного обслуживания, причем, при этом сокращается потребность в количестве подвижного состава и снижаются эксплуатационные расходы.

На величину скорости движения трамвая на линии влияют самые различные факторы:

· Конструктивные, динамические качества и техническое состояние подвижного состава.

· Состояние энергоснабжения, а также дорожного и путевого хозяйства.

· Планировка уличной сети и ее благоустройство.

· Особенности трассы (направление маршрута, предельные уклоны, кривые различного радиуса, количество ТМ+ТБ пересечений и т.д.).

· Интенсивность дорожного движения и система его регулирования.

· Месторасположение остановочных пунктов и расстояние между ними.

· Величина пассажиропотока и степень наполнения подвижного состава.

· Время простоя поезда на остановочных пунктах.

· Интервалы и регулярность движения, а также пропускная способность транспортной сети.

· Индивидуальные навыки и умения водителя в управлении поездом.

· Освещение пути уличным освещением по всему маршруту.

Основным качественным показателем работы трамвая является регулярность движения. Каждый поезд, выходящий с конечной станции, должен проходить любой пункт своего маршрута точно в установленное время, которое определяется расписанием. Движение трамвая считается регулярным, если фактические интервалы между поездами равномерны на всем протяжении маршрута и в каждый период времени точно соответствуют интервалам, заданным по расписанию. Регулярность движения подвижного состава на линии является одним из важнейших качественных показателей работы трамвая, с повышением регулярности движения, безусловно, увеличивается объем пассажироперевозок.

Регулярность движения обеспечивает равномерное распределение пассажиров между всем находящимся в движении подвижным составом на маршруте. И наоборот, при нарушении регулярности движения поезда распределяются по маршруту неравномерно, вследствие чего одни поезда переполнены, другие следуют пустыми. В результате условия перевозки пассажиров резко ухудшаются, происходят задержки поездов на подходах к остановочным пунктам, снижается их пропускная способность. Нарушается правильный режим вождения поездов, снижается эксплуатационная скорость, провозная способность, увеличивается время, затраченное пассажирами на поездку. Неравномерность загрузки подвижного состава приводит также к тому, что в поездах с большим наполнением, сбор платы за проезд уменьшается и план сбора выручки не выполняется.

Регулярность движения может нарушаться вследствие:

· Несоответствия заданного времени пробега в действующих маршрутных расписаниях фактическим повседневным или временно изменившимся условиям движения.

· Несвоевременного или неполного выпуска подвижного состава на линию.

· Выбытия поездов из движения по причине возникновения технической неисправности на подвижном составе, в путевых устройствах, в энергоснабжении и др.

· Различных задержек, возникающих на линии по причинам дорожного движения.

· Недостаточной квалификации водительского состава.

· Недостаточной опытности работников, обеспечивающих регулирование движения.

Тема № 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГУЛЯРНОГО ДВИЖЕНИЯ ТРАМВАЕВ НА ЛИНИИ.

Лекция 4 часа.

Основой организации движения трамваев является расписание движения, которое составляется Службой движения и практически объединяет работу всех подразделений трамвайного предприятия. Движение поездов строго по расписанию обеспечивается четкой организацией работы Службы движения и всех ее подразделений, исправным состоянием подвижного состава трамвая, контактной и кабельной сетей, путевого хозяйства и других сооружений, связанных с движением трамвая. В выполнении расписания большая ответственность ложится и на водителя.

Расписание движения поездов представляет собой план движения поездов на линии в строго определенное время с определенным интервалом между поездами. Оно дает возможность пассажирам экономить время на ожидание трамвая, на поездку к месту назначения и должно обеспечивать:

· Выполнение плана перевозки пассажиров.

· Регулярность движения поездов на маршруте.

· Максимальную скорость движения, допускаемую на маршрутах.

· Наиболее эффективное использование подвижного состава.

Основным документом для составления расписания движения является расчетный план – наряд пассажирских перевозок. Наряд должен разрабатываться на основании результатов обследования пассажиропотоков, хронометражных измерений времени на пробег ми пропускной способности узлов улично-дорожной сети. Наряд вагонов (поездов) устанавливает:

· Распределение маршрутов между парками.

· Число вагонов (поездов) на маршруте, рассчитанное с учетом одинакового наполнения вагонов на каждом маршруте по периодам дня.

· Типы вагонов на маршруте.

· Сменность вагонов (поездов).

· Объем транспортной работы (вагоно – часы, вагоно – километры.).

· Среднюю эксплуатационную скорость.

Наряд вагонов (поездов) разрабатывается на рабочие и выходные дни и корректируется по мере необходимости. Однако основой организации движения вагонов (поездов) является расписание движения, координирующее работу всех подразделений предприятия ГЭТ.

· На каждый маршрут.

· На каждый вагон (поезд) на данном маршруте.

· На каждую конечную станцию.

· На каждый контрольный промежуточный пункт.

Расписание движения устанавливает:

· Время выхода вагона (поезда) из парка и направление следования.

· Время прохождения через контрольные пункты.

· Время прибытия, стоянки, отправления с конечной станции и возвращения в парк.

· Время захода вагона на техническое обслуживание или отстой, время и место смены поездной бригады (при смене на линии), время приема пищи.

Рейс считается выполненным по расписанию в следующих случаях:

· Если подвижной состав отправился с конечной станции и проследовал контрольные промежуточные пункты, а также прибыл на конечную станцию во время, указанное в расписании.

· Если подвижной состав, отправленный с конечной станции с отклонением от расписания для выравнивания интервала, выполнил время заданного пробега.

· Если подвижной состав, следовавший по расписанию, возвращен для перекрытия интервала в обратном направлении и прибыл вовремя.

Рейс считается выполненным по оперативному расписанию (по пробегу), если подвижной состав выполнил заданное время пробега в случаях:

· Движения по обходному направлению в связи с заранее предусмотренным закрытием пути на ремонт.

· Движения по измененному направлению при усилении движения.

· Изменения направления следования подвижного состава при длительных задержках движения.

· Движения в неблагоприятных сезонных и метеорологических условиях (гололед, буксовка, туман, снежные заносы, ливневые дожди и т.д.). При невозможности соблюдения заданного расписания движения из-за усложненных погодных условий, по распоряжению старшего диспетчера вводятся специальные режимы движения. Расписание отменяется. Время оборотного рейса увеличивается или же не нормируется. Порядок ввода специальных режимов движения определяется «Руководством по временному прекращению движения автобусов, троллейбусов и трамваев в неотложных ситуациях, вызванных стихийными явлениями мили изменением дорожно-климатических условий.

· Движения по нарядам других поездов.

· Если подвижной состав, направленный в укороченный рейс для постановки его в расписание, выполнил заданное время пробега до установленного пункта.

Временем прибытия на конечную станцию считается:

· Время прихода подвижного состава на конечный пункт маршрута.

· Время остановки за последним поездом, если на конечной станции стоит один или несколько поездов.

Временем прибытия подвижного состава на контрольный пункт считается:

· При наличии обязательной остановки перед узлом – время прибытия на обязательную остановку.

· При отсутствии остановки – время прибытия к данному узлу (стрелка, помещение контрольного поста).

Во всех случаях прибытия подвижного состава на конечные станции и проследования промежуточных контрольных пунктов отклонение времени от расписания допускается: опоздание - + 2 мин., преждевременное прибытие – 1 мин.

Рейс не считается выполненным ни по расписанию, ни по оперативному расписанию, если:

· Водитель прибыл на конечную станцию с отклонением от времени, выше допустимого.

· Водитель следовал через контрольные пункты с отклонением времени от расписания, выше допустимого.

· Если водитель, хотя и прибыл на конечную станцию своевременно, но достиг этого самовольным укорочением рейса или обходом по кратчайшему пути.

Способы восстановления расписания движения:

· Отправка вагона (поезда) в укороченный или удлиненный рейс.

· Отправка вагона (поезда) по измененному маршруту.

· Нагон опозданий в пределах допустимых скоростей с обеспечением безопасности движения. Допустимый нагон – 5 мин. на 1 час пробега.

· Использование резервных вагонов и вагонов с других маршрутов.

· Сокращение времени обеденных перерывов и технических стоянок в пределах допустимых норм.

· Изменение интервала между отправлением вагонов (поездов) с конечной станции.

г) время захода вагона (поезда) на техническое обслуживание или отстой, а также время и место смены бригад и перерыва для приема пищи.

б) число вагонов (поездов) на маршруте, рассчитанное с учетом одинакового наполнения вагонов на каждом маршруте по периодам дня;

в) типы вагонов на маршруте;

г) сменность вагонов (поездов);

д) объем транспортной работы: машиночасы, машино-км;

е) среднюю эксплуатационную скорость;


  1. Наряд вагонов (поездов) должен разрабатываться на рабочие и выходные дни и пересматриваться не чаще одного раза в квартал.

  2. Наряд вагонов разрабатывается Службой движения организации ГЭТ и согласовывается с депо, энергохозяйством, планово-экономическим отделом и утверждается руководителем организации ГЭТ.

  3. Трамвайное депо должно иметь наряд работы водителей, который представляет собой суточный план закрепления подвижного состава и водителей за выходами маршрутного расписания. В наряде должны быть указаны:

  1. Система диспетчеризации маршрутных пассажирских перевозок должна обеспечивать систематический учет и контроль исполненного движения (выполнения маршрутного расписания) и осуществлять оперативное управление процессом перевозки.

    1. 4.2. Выпуск и приемка трамвайных вагонов в депо

      1. Вагоны (поезда) выпускаются из депо по расписанию. Выпуск из депо вагонов, не предусмотренных расписанием, производится только по разрешению старшего (центрального) диспетчера.

      2. Запрещается выпускать из депо вагон, в книге которого нет подписи мастера об устранении неисправностей по заявке водителя и его готовности к эксплуатации. При наличии повторной заявки устранение неисправности подтверждается подписью лиц, уполномоченных приказом по депо.

      3. Все вагоны, как правило, должны быть закреплены за определенными маршрутами и водителями (поездными бригадами).

      4. Каждый вагон, выходящий из депо, должен быть принят водителем в соответствии с должностной инструкцией. Документом на право выхода вагона (поезда) из депо и движения его по маршруту является путевой лист, подписанный диспетчером по выпуску. Основанием для подписи путевого листа является соответствующая запись о технической готовности в книге поезда [32].

      5. Вагон (поезд) считается выпущенным из депо на линию, если по прибытию на конечную станцию он отправлен в первый рейс по маршруту.

      6. Вагон (поезд), выпущенный на линию, находится в оперативном подчинении Службы движения [49]. За исправное состояние вагонов на линии отвечают водители и линейный ремонтный персонал.

      7. Возвращение вагонов с линии в депо производится:

      б) по распоряжению старшего (центрального) диспетчера;


          1. Въезд вагона (поезда) на территорию депо с посторонними лицами и посторонними предметами не допускается. Перед въездом водителем проводится проверка вагона (поезда) на наличие посторонних предметов.

          2. При сдаче вагона (поезда) водителем оформляется заявка обо всех неисправностях вагона (поезда) и вносится соответствующая запись в книгу поезда [32], если это не было сделано в течение смены, а при наличии повторной заявки — запись в книгу повторных заявок.

          1. . Для обеспечения регулярности и безопасности перевозки пассажиров трамвайная маршрутная сеть подразделяется на отделения, ревизорские участки и участки конечных станций. Число и границы отделений, ревизорских участков и участков конечных станций определяются Службой движения и утверждаются руководителем организации ГЭТ [49] [50].

          1. Оперативное руководство движением осуществляется старшим (центральным) диспетчером.

          1. Организация руководства движением должна обеспечивать быстрое и точное информирование старшего (центрального) диспетчера или диспетчера конечной станции, или маршрутного диспетчер об отклонениях от расписания и обо всех происшествиях на линии быстрое выполнение распоряжений старшего (центрального) диспетчера.

          2. Контроль соблюдения безопасности и качества движения вагонов обеспечивается работниками отдела безопасности и линейного контроля [37].

          3. Служба движения организации ГЭТ следит за выполнением требований Правил дорожного движения на улицах и дорогах, по которым организованно движение трамвайного транспорта.

          4. Регулярным считается такое движение, которое выполняется в соответствии с расписанием или отклонением от него:

          1. Движение вагонов (поездов) по расписанию обеспечивается:

          б) исправным состоянием рельсового пути, контактной и кабельной сетей;

          в) устойчивой работой электротяговых подстанций, средств связи и СЦБ;

          г) изменение интервала между отправлением вагонов (поездов) с конечной станции;

          д) использовать резервные вагоны и вагоны с других маршрутов;

          е) менять машинные расписания между выходами;

          ж) сокращать продолжительность обеденных, технических стоянок в пределах допустимых норм.

          В стесненных условиях остановочный пункт может быть устроен на внутренних участках кривой радиусом не менее 100 м, а также на путях с продольным уклоном до 4 % (40 %). [18]

          Организация движения трамваев.
          Принципы организации движения трамваев: понятие о пассажиропотоках и пассажироперевозках; изменение пассажиропотоков по времени суток, дням недели и времени года; маршрутная схема городского транспорта; распределение подвижного состава по маршрутам; расположение остановочных пунктов; регулярность движения поездов; факторы, влияющие на регулярность движения; значение скорости и регулярности движения поездов в обеспечении населения перевозками; взаимосвязь скорости движения и экономики организации; отдел эксплуатации трамвайного депо, служба движения трамвайной организации и их производственные функции.

          Организация движения трамваев на маршруте: расписание и график движения поездов, их виды, назначение и принцип составления; нормирование скорости движения; учет и контроль выполнения расписания движения поездов; функции центрального (старшего) диспетчера, диспетчера конечной станции и маршрутного диспетчера; виды диспетчерской связи; диспетчерская система управления движением поездов; автоматизированная система управления движением (АСУД); обязанности службы движения по восстановлению движения на маршруте; функции работников отдела безопасности движения и линейного контроля.

          Требования, предъявляемые к линейным сооружениям: выбор места расположения остановочных пунктов; виды остановочных пунктов; назначение и оборудование конечных станций.

          Правила пользования трамваем: права и обязанности пассажиров; образцы документов дающих право на бесплатный проезд; взаимоотношения водителя с пассажирами и сотрудники полиции.
          Должностные обязанности водителей.
          Общие обязанности водителя трамвая: водитель - ведущая профессия на городском электрическом транспорте; система подготовки и повышения квалификации водителей; должностная инструкция водителя трамвая; прием на работу и техническая проверка знаний водителей трамвая; основные обязанности водителя при работе на линии; передача управления поездом другим лицам; состояния водителя, при которых запрещается управлять трамваем, последствия несоблюдения этих запрещений; документы, необходимые водителю для управления поездом.

          Явка на работу, приемка поезда и выезд из депо, нулевой рейс: явка на работу, прохождение предрейсового медосмотра, получение поездных документов; проверка книги поезда; прохождение предрейсового инструктажа, ознакомление с приказами, распоряжениями и оперативными указаниями; приемка трамвайного поезда в депо; выезд из осмотровых помещений и движение по территории депо; нулевой рейс; действия водителя на нулевом рейсе; проверка исправности тормозов и оборудования вагонов; действия водителя при обнаружении технических неисправностей подвижного состава; порядок движения до конечной станции маршрута; оформление поездных документов у диспетчера конечной станции маршрута.

          Обязанности водителя при работе на линии, скорости движения и дистанция: обязанности водителя при начале движения поезда с остановки, при разгоне поезда и подъезде к остановке; обязанности водителя при движении на перегоне; выбор и регламентация режимов движения поезда на перегоне; скорость движения и факторы, влияющие на выбор скорости; установленные ограничения скорости до 5 км/час, 10 км/час, 15 км/час, 20 км/час, 25 км/час и 30 км/час; осуществление контроля водителем за путями, контактной сетью и окружающей обстановкой; дорожная обстановка, требующая остановки поезда служебным тормозом или путем экстренного торможения; виды торможения трамвайного поезда; правила пользования тормозами: электродинамическим, механическим (ручным) и с пневматическими приводами, рельсовым электромагнитным в различных дорожных условиях; приемы экстренного торможения; действия водителя при вынужденной остановке на перегоне; изменение направления движения поезда и следование укороченным рейсом; прибытие поезда на конечную станцию маршрута после выполнения оборотного рейса; наружный осмотр поезда; действия водителя при выходе из кабины; движение по однопутным участкам пути; соблюдение дистанции безопасности; дистанция безопасности в зависимости от скорости движения, состояния рельсов; случаи, требующие от водителя остановки поезда, проявление особой осторожности в движении; правила подъезда к впереди стоящему поезду, проезд мимо встречного поезда, при приближении к перекресткам, площадям, пешеходным переходам; маневрирование при движении поезда задним ходом; движение по неправильному (левому) пути; правила проезда ремонтируемого участка пути; обязанности водителя при обрыве контактной сети, сходе вагонов с рельсов, при отсутствии напряжения в контактной сети, задержке движения.

          Правила проезда кривых участков пути, правила проезда спецчастей пути в контактной сети, сигналы и путевые знаки: особенности проезда кривых участков пути; вынос внешних углов и средней части кузова при проезде кривых; опасные последствия несоблюдения ограничений, очередности проезда при выезде и движении по кривым; правила проезда путевых пошерстных и противошерстных стрелок и пересечений трамвайных путей; скорости движения; последствия несоблюдения дистанции и правил проезда автоматических стрелок; порядок проезда секционных изоляторов и пересечений контактной сети; сигналы и путевые знаки; классификация сигналов и их значение; сигналы и знаки, установленные трамвайной организацией; значение звуковых сигналов, порядок их применения; сигналы и порядок их применения при маневрировании.

          Особенности работы в сложных условиях осенне-зимнего периода и ограниченной видимости: особенности подготовки и приемки подвижного состава перед выездом на линию в осенне-зимний период; особенности управления поездом в осенне-зимних условиях; выбор режима движения; дистанция безопасности; действия водителя при буксовании поезда и движении "юзом"; меры предупреждения "юза" и буксования; обязанности водителя при движении поезда по путям, залитым водой, при заснеженных рельсах, гололеде; особый (специальный) режим движения; оперативные положения; выбор скорости при введении особого режима движения; особенности работы на трамвайном поезде в темное время суток и в условиях ограниченной видимости (дождь, туман, снегопад); обязанности водителя в случае вынужденной остановки на линии, в условиях ограниченной видимости; пользование фарами; действия водителя во время грозы; особенности проезда участков пути на насыпях и в путепроводах.

          Особенности эксплуатации трамвайных вагонов (поездов) на маршрутах с тяжелыми условиями движения: технические требования по эксплуатации участков с тяжелыми условиями движения на маршрутах горэлектротранспорта; классификация маршрута; порядок допуска водителей к работе на маршрутах с тяжелыми условиями движения в зависимости от класса и стажа работы; требования к подвижному составу; дополнительное оборудование сложных уклонов; обязанности водителя при подъезде к остановке, предшествующей уклону; проверка состояния пути на уклоне; дистанция безопасности при движении на уклонах; начало движения с остановки, расположенной на подъеме; действия водителя при вынужденной остановке на подъеме или уклоне; опасные последствия при нарушении правил проезда уклонов и подъемов.

          Устранение неисправностей на линии, порядок сцепки и расцепки трамвайных вагонов, буксировка вагонов (поездов): действия водителя при возникновении неисправностей на линии: заедание механизма контроллера на ходовых позициях или ходовой педали, вспышке в контроллере, обнаружении неисправностей тягового электродвигателя, повреждении токоприемника или другого крышевого оборудования, лобовой предохранительной сетки, обнаружении посторонних шумов и стуков при движении поезда; порядок сцепки вагонов различными сцепными приборами; буксировка трамвайных вагонов методом тяги и толкания.

          Смена водителей на линии и возврат трамвая в депо: место и время смены поездных бригад; правила сдачи и приемки вагона во время смены водителей; оформление поездной документации; обязанности водителя при неявке сменщика; порядок снятия трамвая с маршрута и следования в депо после окончания работы на линии, в случае технической неисправности трамвая; порядок оформления поездных документов; заезд на территорию депо и постановка трамвая на отстой; оформление заявок на устранение технических неисправностей; сдача и оформление поездных документов и экипировки трамвая.

          Основные требования по экономии электроэнергии: стоимость электроэнергии в структуре расходов трамвайной организации; значение экономии электроэнергии; влияние технического состояния на расход электроэнергии; удельное сопротивление движению; использование выбега; лишние пуски и торможения; расход электроэнергии на вспомогательные нужды трамвая: отопление, освещение, вентиляцию.
          Правила технической эксплуатации трамвая.
          Содержание, осмотр и ремонт трамваев: общие требования к депо и подвижному составу; системы и характеристики осмотров и ремонтов трамвайных вагонов; периодичность технического обслуживания; поездной журнал (книга поезда) и правила его ведения; повторные заявки; технический учет; организация скорой технической помощи.

          Требования к трамваю, выпускаемому на линию: экипировка трамвайного вагона; основные виды неисправностей колесных пар тормозной системы, крышевого и подкузовного электрооборудования, при наличии которых запрещается выпуск трамвая на линию.

          Техническое обслуживание трамвайных вагонов на линии: организация линейных ремонтных пунктов и скорой технической помощи; их оснащение; случаи, при которых трамвайный вагон необходимо буксировать в депо; порядок приемки трамвайного вагона, отбуксированного в депо.

          Промежуточная аттестация: в форме тестирования
          V. Основы управления транспортными средствами

          Обеспечение безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозку пассажиров: общие положения; задачи и основные требования к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров; обеспечение профессиональной надежности водительского состава; организация работы по обеспечению безопасности движения в трамвайных организациях; ревизорский аппарат по безопасности движения, его задачи и функции; участие в работе по предупреждению дорожно-транспортных происшествий служб и подразделений организациях горэлектротранспорта и других организаций города; задачи службы движения по предупреждению дорожно-транспортных происшествий; контроль технического состояния выпускаемого на линию трамвая; инструктирование водительского состава по вопросам обеспечения безопасности движения; ответственность за нарушение требований безопасности движения.

          Основы теории движения трамвая: силы, действующие на трамвай при неподвижном состоянии его на горизонтальном участке и на уклоне; условия возникновения опасных явлений (сползание, опрокидывание); силы, действующие на трамвай при движении: тяга, сопротивление движению, инерция; возможные опасные явления (смещение пассажиров); составляющие режима движения трамвая на перегоне: пуск, разгон, тяговый режим, выбег и торможение; их характеристики; силы и коэффициент сцепления, сцепной вес; зависимость между силой тяги и силой сцепления; центр тяжести трамвая; понятие о "юзе", причины его возникновения; меры борьбы с буксованием и "юзом"; остановочный путь трамвая; тормозной путь и факторы, влияющие на его величину; силы, действующие на трамвай при проезде кривых участков пути малого радиуса; силы, действующие на трамвай при проезде уклонов; ограничение скорости движения трамвая на спусках в зависимости от крутизны уклонов и нахождения в конце уклона кривой.

          Дорожно-транспортные происшествия и их причины: понятие о дорожно-транспортном происшествии (ДТП); виды и классификация ДТП; причины дорожно-транспортных происшествий: нарушение правил дорожного движения, технические неисправности трамвая, недостаточная квалификация, недисциплинированность, невнимательность и ошибки водителей, неправильное поведение других участников движения; "пассивная" и "активная" безопасность транспортного средства; влияние дорожных условий на безопасность движения; виды и классификация автомобильных дорог; обустройство дорог; основные элементы безопасности дороги; распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток, категориям дорог, видам транспортных средств и другим факторам; опасные участки на маршрутах трамвая; характерные случаи ДТП; анализ конкретных случаев; изучение маршрута и особенностей проезда участков с тяжелыми условиями движения; контрольно-показательные поездки с водителем; подготовка водителей к работе на линии.

          Профессиональная надежность водителя: понятие о надежности водителя; анализ деятельности водителя; информация, необходимая водителю для управления транспортным средством; обработка информации; сравнение текущей информации с безопасными значениями, сформированными в памяти водителя, в процессе обучения и накопления опыта; штатные и нештатные ситуации; снижение надежности водителя при неожиданном возникновении нештатной ситуации; влияние прогноза возникновения нештатной ситуации, стажа и возраста водителя на время его реакции; влияние скорости на вынос взора и размеры поля концентрации внимания; влияние личностных качеств водителя на надежность управления транспортным средством; влияние утомления на надежность водителя; зависимость надежности водителя от продолжительности управления автомобилем; режим труда и отдыха водителя; зависимость надежности водителя от различных видов недомоганий, продолжительности нетрудоспособности в течение года, различных видов заболеваний, курения и степени опьянения; мотивы безопасного и эффективного управления транспортным средством.

          Скорость и ее значение для обеспечения безопасности движения, оценка тормозного и остановочного пути: скорость, ускорение и их влияние на безопасность движения; правильный выбор скорости - важнейшее условие обеспечения безопасности движения; основные факторы, влияющие на восприятие водителем скорости движения: тип, габарит, окраска; особенности транспортного средства, состояние пути, интенсивность транспортного потока; оценка водителем скоростных режимов в различных условиях: в темное время суток, во время ливня и снегопада, при сближении со встречным транспортом; время реакции водителя; время срабатывания тормозного привода; безопасная дистанция в секундах и метрах; способы контроля безопасной дистанции; уровни допускаемого риска при выборе дистанции; время и пространство, требуемые на торможение и остановку при различных скоростях и условиях движения; опасность последствий неправильного выбора скорости движения или несоблюдения скоростных ограничений; способы минимизации и разделения опасности; принятие компромиссных решений в сложных дорожных ситуациях.

          Техника управления трамваем и особенности вождения трамвая в сложных условиях: посадка водителя за рулем; использование регулировок положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы; методы безопасного управления трамваем; оценка дорожной обстановки в зависимости от конкретных дорожных условий: при начале движения и остановке, при различном состоянии дорожного покрытия, на поворотах и кривых контактной сети в условиях ограниченной видимости, при встречном разъезде с другими транспортными средствами (определение бокового интервала), при проезде перекрестков и площадей, при проезде участков, где производятся ремонтные работы на трамвайном пути и контактной сети; особенности проезда при встрече с автомобилями, снабженными специальными сигналами; при буксировке поезда; обеспечение безопасности пешеходов и велосипедистов; взаимное уважение между водителями транспортных средств; особенности движения и обеспечение безопасности в темное время суток, на заснеженной и мокрой дороге (грязных, скользких рельсах, при гололеде) и методы безопасного управления трамваем, применяемые передовыми водителями; опасные гидрометеорологические условия и их влияние на работу горэлектротранспорта; особо опасные гидрометеорологические явления и их оценка с точки зрения безопасности движения; признаки изменений гидрометеорологических условий, влияющих на безопасность движения; мероприятия, направленные на предупреждение ДТП в неблагоприятных погодных и дорожных условиях.

          Влияние технического состояния трамвайного вагона на безопасность движения: техническая неисправность транспортных средств - непосредственная или сопутствующая причина возникновения дорожно-транспортных происшествий; влияние технического состояния и эффективности работы тормозной системы трамвая на безопасность движения; признаки и методы определения неисправностей электродинамического, пневматического и ручного тормозов; силовой передачи, токоприемников, пневматического оборудования; специальное оборудование, повышающее безопасность движения: зеркала обзорности, стеклоочистители, сигнальная лампа двери, сигнализация и освещение; опасные последствия эксплуатации трамвая с техническими неисправностями; рассмотрение наиболее характерных случаев дорожно-транспортных происшествий и нарушений движения, возникших из-за технической неисправности подвижного состава; ответственность водителя за эксплуатацию подвижного состава в технически неисправном состоянии.

          Предупреждение детского травматизма на дорогах: особенности детской психологии и поведения детей на дорогах; анализ дорожно-транспортных происшествий, связанных с детским травматизмом; случаи детского травматизма при переходе проезжей части в не установленном месте, перед близко движущимся транспортом; игры детей на проезжей части или вблизи ее и опасные последствия; неосторожное поведение детей при езде на велосипедах; внезапный выход детей на проезжую часть из-за стоящего транспорта; опасные ситуации, возникающие с детьми, оставленными без присмотра взрослых на дороге; организованные и неорганизованные группы детей и обязанности водителей; меры предосторожности при дорожном знаке "Осторожно, дети!"; особое внимание водителя при посадке и выходе детей из трамвая; меры предосторожности при выходе на проезжую часть пешеходов с детьми на руках, в колясках и санках; сезон, климатические условия, время суток, при которых водители должны соблюдать особую осторожность во избежание детского травматизма.

          Промежуточная аттестация: в форме тестирования
          VI. Психофизиологические основы деятельности водителя


          Специальный Т-образный светофор с четырьмя белыми сигналами регулирует движение трамваев и не относится к автомобилистам. Однако помнить его знаки полезно для понимания того, как будет двигаться трамвай. Разрешение ехать трамваю дает горящая нижняя секция, а верхние сигналы указывают, куда ему можно двигаться: левый и правый – в соответствующие стороны, а центральный – прямо. Если нижний белый сигнал не горит, ехать трамваю запрещено.

          Как мы уже помним, трамвайные пути – это часть дороги, а если они еще и расположены на одном уровне с проезжей частью и заасфальтированы, то поворот налево надо выполнять именно с них. Пункт 8.5 ПДД содержит все указания по повороту, давайте соберем их в небольшую инструкцию. Итак, если слева от вас есть пригодные для движения трамвайные пути, то поворачивать налево и разворачиваться на перекрестках нужно так:

          • заранее убедиться, что перед перекрестком нет знаков направления движения по полосам или разметки со стрелками на асфальте: если знаки есть, то нужно следовать им;


          • убедиться, что позади нет трамвая, чтобы не подрезать его при перестроении: ПДД запрещают создавать ему помехи;
          • подъезжая к перекрестку, выехать на трамвайные пути попутного направления, заняв тем самым крайнее левое положение на проезжей части;
          • пропустить встречные машины и трамваи и выполнить поворот налево или разворот.

          Помните, что при отсутствии знаков направления движения по полосам алгоритм выше – единственно правильный, и поворот налево без выезда на трамвайные пути считается нарушением.

          И еще один нюанс: пункт 8.8 ПДД напоминает, что если вы поворачиваете налево или разворачиваетесь вне перекрестка, то перестраиваться на трамвайные пути не нужно, но перед поворотом нужно уступить дорогу не только встречным машинам и трамваям, но и трамваю попутного направления.

          Описанный в предыдущем пункте алгоритм описывает порядок действий при повороте налево. А пункт 13.6 ПДД указывает, как действовать во всех случаях взаимодействия с трамваем на регулируемых перекрестках. Если зеленый сигнал светофора загорается одновременно для машин и трамвая, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения, и ему нужно уступить дорогу. К примеру, если сразу за светофором трамвайные пути пересекают проезжую часть, отправляя трамвай направо, то нужно его пропустить.

          Другой вариант – если трамвай движется по сигналу дополнительной секции светофора со стрелкой. В этом случае трамвай, как и автомобиль, уступает дорогу тем, кто едет по сигналу основной секции светофора с других направлений.

          Итак, сделаем краткий вывод: если на регулируемом перекрестке вы с трамваем находитесь в равнозначных условиях, то ему нужно уступить дорогу, а если у вас приоритет в виде основной секции светофора против стрелки, то трамвай уступает вам.

          Нерегулируемые перекрестки бывают двух видов: неравнозначные (где есть главная и второстепенная дороги) и равнозначные.

          На неравнозначных перекрестках нужно уступать трамваю всегда, кроме случаев, когда автомобиль движется по главной дороге, а трамвай – по второстепенной. Если же вы оба движетесь по главной или второстепенной дороге, согласно пункту 13.9 ПДД у трамвая будет преимущество.

          На равнозначных перекрестках нужно уступать трамваю всегда. Пункт 13.11 указывает, что здесь у трамвая будет приоритет вне зависимости от направления движения.

          Пункт 18.1 ПДД указывает, что вне перекрестков, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, у трамвая также есть приоритет, и ему нужно уступать дорогу, кроме случаев выезда из депо. Уступать дорогу трамваю, выезжающему из трамвайного депо, не нужно.

          В отличие от обочины, по которой ездить запрещено всегда, трамвайные пути допускают движение по ним. Пункт 9.5 ПДД указывает, что ехать по попутным трамвайным путям, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, можно, если заняты все полосы вашего направления, а также при объезде (препятствия или неподвижного сломавшегося автомобиля). При этом по-прежнему запрещено создавать трамваю помехи – например, блокировать движение.

          Вопрос сам по себе странный, но практика показывает, что иногда водители пренебрегают правилами и логикой при выборе места для остановки или стоянки. Итак, пункты 12.4 и 12.5 ПДД запрещают остановку и стоянку на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев. Поэтому, останавливаясь или паркуясь, убедитесь, что вы никому не мешаете.

          Читайте также: