Основы графической грамоты 5 класс конспект урока

Обновлено: 20.05.2024

1 5 класс Трудовое обучение Основы графической грамоты Урок 1

2 Чертежник Придумали изделие, нарисовали его образ, а что дальше? Дальше нужен чертеж!

3 Что такое чертеж?

6 Тема урока: Основы графической грамоты

7 Задачи урока Вы узнаете: Что такое чертеж, технический рисунок, масштаб. Какие инструменты необходимы для построения чертежей Какие бывают линии. Как наносятся размеры Вы научитесь: Строить линии по видеоролику.

8 Определение! Чертеж детали - это графическое изображение детали и данные, необходимые для ее изготовления

9 Определение! Технический рисунок – это наглядное изображение, выполненное от руки и на глаз без точного соблюдения размеров предмета

10 Чертежник Чтобы сделать чертеж, нужны чертежные инструменты

11 Чертежные инструменты Карандаши бывают разной твердости: Т или Н (твердые), М или В (мягкие), ТМ или НВ (средней твердости). Чем больше число, стоящее рядом с буквой, тем тверже или мягче карандаш

12 Чертежные инструменты Карандаш Правильно подготовленный к работе карандаш должен быть хорошо заточен

13 Чертежные инструменты Линейки служат для проведения линий. Все линии на чертежах должны быть четкими.

14 Чертежные инструменты Угольники вместе с линейкой служат для проведения перпендикулярных и параллельных линий, а также для построения некоторых углов. Есть угольники с углами 90, 45, 45, а есть с углами 90, 30, 60

15 Чертежные инструменты Циркули служат для выполнения дуг и окружностей. Концы иглы и пишущего стержня при работе располагают на одном уровне.

16 Чертежные инструменты Резинка должна стирать карандаш, не повреждая бумаги

18 Определение! Масштабом называют число, которое показывает во сколько раз изображение на чертеже больше или меньше самой детали. Масштабы уменьшения М 12; М 15 и т.п. Масштаб увеличения М 21; М 51 и т.п.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ чертёжная грамотность.docx

Технология 5 класс

Тема : Чертёжная грамотность. Понятие о масштабе.

Цель : усвоить знания о чертежах и основные правила оформления чертежа; понятие о масштабе; формировать умения выполнения чертежа;

развивать пространственное представление детали или предмета;

воспитывать аккуратность во время выполнения чертежа.

Тип урока: Урок комбинированный (УК)

Методы: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, практическая работа.

Формируемые универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Опорные понятия: графическая документация (эскиз, технический рисунок, чертёж), виды: главный, слева, сверху; масштаб, линии чертежа (основная, штриховая, выносная, размерная, штрихпунктирная).

Материалы и оборудование : простые карандаши, линейки, тетради.

Дополнительные средства : ноутбук и телевизор, проектирующий презентацию к уроку.

Организационная часть .

Актуализация опорных знаний .

Для чего нужны чертежи?

Слайд 2. Найдите проекции канцелярской кнопки

Слайд 3. На рисунке проекции знакомых нам предметов, назовите их.

Слайды 4-7. Назовите виды чертежей.

Слайд 8,9. Виды линий. Работа с карточкой (Таблица №1)

Мотивация учебной деятельности .

Чертежи выполняются по стандартам ЕСЧД (единые стандарты чертёжных документов), на специальных листах бумаги определённого формата. Чаще всего используют формат А-4 размером 210/ 297 мм.

Если изображение очень объёмное или мелкое, то оно выполняется в масштабе.

Масштаб – это число, которое показывает, во сколько раз изображение на чертеже больше или меньше от самой детали. (Слайд 10)

Масштаб уменьшения: 1:2, 1:3 и т.д.

Масштаб увеличения 2:1, 3:1 и т.д.

Натуральная величина 1:1

Следует помнить, что в каком бы масштабе не выполнялось изображение, размеры на чертеже наносятся действительные, те которые должна иметь деталь в натуре. (Слайд 11)

Практическая работа .

- выполнить чертёж проекций спичечного коробка в масштабе 1:1.

Прежде чем приступить к работе, давайте проанализируем объект.

Слайды 12-15. Давайте определим какая грань спичечного коробка будет проецироваться как главный вид (фронтальный), вид слева, вид сверху.

Слайд 16. Назовите плоскости на которые будут спроецированы виды: главный, вид сверху, вид слева.

Какие геометрические фигуры будут на проекциях и их размеры?

Итоги занятия .

Оценивание результатов выполнения учащимися практической работы, анализирование допущенных ошибок.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на прошедшем занятии.

-Что нового узнали на уроке?

Какие новые понятия вы изучили сегодня?

-Где можно применить полученные знания в практической деятельности?

-Для чего необходимо знать данный материал?

-Какие затруднения у Вас возникли?

-Дайте анализ своей деятельности на уроке (Таблица №2)

Фамилия, имя __________________________________________________________

Самоанализ деятельности на уроке

Как я понял материал

Смогу ли я применить это в жизни

Выбранный для просмотра документ черчение.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Масштаб Основы графической грамотности

масштаб М 1:2 М 1:1 М 2:1 Масштаб – это число, которое показывает, во сколько раз изображение на чертеже больше или меньше от самой детали.

1 2 3 1 – главный вид 2 – вид слева 3 – вид сверху

30 10 50 Чертёж спичечного коробка в трёх проекциях

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 303 материала в базе

Материал подходит для УМК

§ 4. Графическое изображение деталей и изделий

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.02.2018 2834
  • ZIP 1.1 мбайт
  • 45 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Владыкина Людмила Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствовать формированию у учащихся знания о значении умения и навыков построения и оформления, графической документации.

Планируемые результаты (после урока учащиеся смогут…):

-Будут уметь выполнять эскизы одно детального изделия, с использованием чертёжных инструментов, по единым нормам и правилам (гост).

-Будут знать, что такое масштаб.

-Будут объяснять значение линий на чертеже.

-Будут применять знания значений линий на практике при построении чертежа.

-Будут выполнять эскизы, наброски, чертежи простейших изделий.

Метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)

РУУД – определять действия в соответствии с учебной и познавательной задачей.

ПУУД- определять из какого материала сделан предмет изображённый на чертеже и его масштаб.

КУУД- уметь слушать, строить позитивные отношения.

Сформируют представление о значимости полученных на уроке знаний, о правилах выполнения графической документации.

Начальные условия / исходное состояние (учащиеся уже знают/умеют)

-имеют опыт обращения и назначение чертёжных инструментов из уроков математики и рисования.

Формы оценки планируемых результатов

Предметных: оценка правильности, выполнения эскиза рамки круглого карманного зеркала без крышки.

Материально-технические: простые карандаши, линейки, ластики, тетради.

Учебно-информационные: учебники, ЭОР, презентация, тесты.

Домашнее задание

- Ответить на вопросы параграфа. Подготовиться к тестированию по пройденной теме.

- Выполнить чертёж рамки круглого зеркала без крышки в тетради, по всем нормам и правилам, установленным гос стандартом.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя (конкретные методы и приемы)

Деятельность учащихся

Результат этапа

Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.

Актуализация субъектного опыта обучающихся

Организует повторение темы прошлого урока ( что такое проект, какие существуют этапы проектной деятельности, какую выбрали тему для проектной работы.)

Участвуют в обсуждении результатов прошлого урока. Отвечают на вопросы домашнего задания.

Актуализирован имеющийся опыт учащихся.

создание проблемной ситуации

Для создания проблемной ситуации представляет учащимся картинки с чертежами различных объектов (стул, дом, платье, корабль, и т.д.)

Предлагает учащимся определить, что за объекты они видят на чертежах.

- Что за объект может быть изготовлен по увиденным чертежам?

- Из каких материалов может быть изготовлен объект №1, №2, № 3, № 4?

- Можно ли изготовить какое либо изделие без набросков, эскизов, чертежей?

-Нужно ли человеку уметь выполнять чертежи, наброски, эскизы?

-Мы умеем их выполнять?

-Для разработки проекта нам нужно уметь это делать?

- Подводит к мысли, что для изготовления любого изделия необходимо сделать наброски, эскизы, технические рисунки, чертежи, что является одним из этапов проекта

Какую цель поставим на сегодняшнем уроке?

Учитель обобщает: Научиться графической грамоте.

Учащиеся рассматривают и предполагают, дают ответы на вопросы.

Участвуют в обсуждении.

Чертежи различных объектов.

Обеспечена мотивация к освоению содержания урока.

Целеполагание и планирование

Наша цель: Ознакомиться и усвоить знания о элементах графической грамоты, научиться правильно выполнять эскизы, чертежи, технические рисунки одно детальных изделий используя чертёжные инструменты.

Достижение планируемых результатов/

решение учебной проблемы

Учитель показывает слайды презентации с примерами и даёт определения словам.

Демонстрирует чертёж детали.

Предлагает внимательно посмотреть на чертёж, что бы увидеть, что линии различаются друг от друга.

В чём особенность этих различий?

- расстояние между штрихами

- точки между штрихами

Что же они обозначают?

Демонстрирует слайд с таблицей типы линий.

Показывает учащимся два предмета, портновское лекало (молоток) и пуговицу (гайку).

Спрашивает у учащихся, могут ли они нарисовать в тетради эти предметы. Какие из этих предметов они могут зарисовать в тетрадь, а какие нет, почему?

Спрашивает, удобно ли рисовать?

Рисовать неудобно, потому, что лекало слишком большое, а пуговица очень маленькая.

Поэтому, вычерчивая малые изделия, их изображение увеличивают, а большие уменьшают.

Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены или увеличены действительные размеры называют – масштабом.

Поясняет - каким бы ни был масштаб чертежа, размеры на нём указывают действительные.

Показывает слайд с изображением чертежа детали.

Предлагает учащимся описать что изображено, определить, из какого материала сделан предмет, какой масштаб?

Думаю, что ответят на вопросы не все и не на все вопросы.

Для удобства распознавания детали изображённой на чертеже в правом нижнем углу чертежа принято записывать сведения о названии, материале и масщтабе.

Показывает слайд с правилами выполнения и оформления (рамки) графической документации.

Спрашивает учащихся, почему необходимо соблюдать единые нормы и правила, установленные ГОСТ при оформлении чертежа?

Получают распечатанные определения новых слов.

Чертят линии в тетради.

Учащиеся смотрят и отвечают на вопрос.

Записывают определение в тетрадь.

Учащиеся смотрят и слушают.

закрепление полученных результатов в виде упражнений, конкретно-практических действий…

- Предлагает вспомнить определение, что такое эскиз?

- Чем отличается эскиз от чертежа?

- Предлагает рассмотреть план работы на слайде (в учебнике).

- Приготовить инструменты и материалы.

Организует выполнение задания.

Осуществляет контроль и консультирование.

Проверяет правильность использования учащимися чертёжных инструментов.

Знакомятся с заданием.

Выполняют практическую работу в тетрадях.

Осуществлено первичное закрепление полученного умения.

Контроль выполнения учебных действий

- Правильное использование и применение знаний по типу линий и их применение на практике.

- Умение пользоваться чертёжными инструментами.

- Обсуждает типичные ошибки.

- Выявляет причины ошибок.

- Выставляет оценки в журнал.

Учащиеся обмениваются тетрадями с нарисованными эскизами и оценивают выполненную работу.

Осуществлён контроль результатов.

Оценка образовательных результатов

Организует оценку и рефлексию урока.

- Какую цель мы сегодня поставили?

- Мы достигли этой цели?

- Что мы делали, что бы её достичь?

( узнали, что такое эскиз, набросок, технический рисунок, чертёж и что такое масштаб, что такое ГОСТ, выполнили практическую работу).

- Вы поняли, почему необходимо знать основы графической грамоты?

- Понадобятся ли эти знания при изучении тем по конструированию и моделированию швейных изделий?

- Используете ли вы эти знания при работе над проектным изделием?

Участвуют в оценке и рефлексии.

Осуществлены оценка и рефлексия результатов и деятельности.

Приложение № 1

Приложение № 2

Набросок- грубый рисунок, сделанный быстро, без окончательной отделки деталей изображения.

Предварительный, неоконченный вариант какого-либо произведения, изделия и т. п.; то, что составлено, намечено, написано лишь предварительно, в общих чертах.

Эскиз – это изображение выполненное от руки (без чертежных инструментов) с выдержанными на глаз пропорциями с указанием размеров. Эскиз выполняется в том случае, если надо быстро перенести на бумагу замысел нового изделия. Эскиз лучше выполнять на бумаге в клеточку, тогда легче выдержать пропорции деталей.

Технический рисунок – это изображение, Технический рисунок – это объемное изображение, выполненное от руки без чертежных инструментов в котором примерно выдержанны пропорции детали, и где видны сразу три стороны детали или изделия. По техническому рисунку легко представить форму детали или изделия.

Чертеж – это изображение детали изделия с указанием их размеров, масштаба, названия, материала. Чертеж выполняется с помощью чертежно-измерительных инструментов – линейки, угольника, циркуля, транспортира. На чертеже в правом нижнем углу в виде небольшой таблицы указаны: название детали, материал, масштаб изображения. Чертеж также можно выполнить на компьютере.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ: Способствовать формированию у учащихся умений и навыков построения линий различных типов, навыков работы чертежными инструментами.

? Назначение дежурных в классе;

? Проверка наличия учащихся;

? Заполнение учителем классного журнала;

? Проверка готовности учащихся к уроку;

? Настраивание учащихся на работу.

Ученики делают запись в тетрадь. Основы графической грамоты

Определение задач для учащихся на урок.

Подача учителем нового материала. Ученики делают записи в тетради.

Вступительный инструктаж учителя.

Проверка организации начала работы учащихся; Проверка организации рабочих мест учащихся; Соблюдение санитарных норм и гигиены труда во время выполнения задания.

Проверка правильности использования учащимися инструментов;

Инструктаж учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

Оказание помощи тем учащимся, которые слабо подготовлены к выполнению задания;

Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

Выявление причин ошибок, допущенных учащимися;

Повторное пояснение учителем способов устранения ошибок.

Подведение учителем итогов урока:

Выставление оценок в классный журнал и дневники учащихся;

ТЕМА УРОКА: ОСНОВЫ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТЫ

ЦЕЛИ: Способствовать формированию у учащихся умений и навыков построения линий различных типов, навыков работы чертежными инструментами.

 Назначение дежурных в классе;

 Проверка наличия учащихся;

 Заполнение учителем классного журнала;

 Проверка готовности учащихся к уроку;

 Настраивание учащихся на работу.

Ученики делают запись в тетрадь. Основы графической грамоты

Определение задач для учащихся на урок.

Подача учителем нового материала. Ученики делают записи в тетради.

Вступительный инструктаж учителя.

Проверка организации начала работы учащихся; Проверка организации рабочих мест учащихся; Соблюдение санитарных норм и гигиены труда во время выполнения задания.

Проверка правильности использования учащимися инструментов;

Инструктаж учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

Оказание помощи тем учащимся, которые слабо подготовлены к выполнению задания;

Читайте также: