Основные правила переноса 6 класс конспект урока шмелев

Обновлено: 06.07.2024

Цели: акцентировать Внимание учащихся на правилах переноса в сопоставлении их с делением на слоги; развивать навык деления слов для переноса; воспитывать внимательность. Оборудование: Рм — карточки для осложненного списывания (по одной на каждую парту), таблица переносов слов (на доске или Рм).

I. Проверка домашнего задания

1. Презентация книжки об азбуке

2. Заслушивание рассказов

3. Комментарии учителя по предыдущему уроку (пятиминутка понимания)

II. Актуализация опорных знаний

1. Фронтальный опрос

• Что такое фонетика?

• Чем отличается образование гласных от согласных?

• На какие группы делятся гласные звуки?

• На какие группы делятся согласные звуки?

• Назовите непарные твердые, мягкие.

• Назовите непарные глухие, звонкие.

• Подтвердите примерами, что один и тот же звук может обозначаться разными буквами.

• Почему буквы Е, Ё, Ю, Я особенные?

• Какие орфограммы, связанные с фонетикой, вы знаете?

1) Соедините линией слова, противоположные по смыслу, вставив

Равнодушный радос. ный

Письменный ненас. ый

Ясный учас. ливый

Кроткий ярос. ный

2) Разбейте на слоги слово яростный.

• Совпадет ли разбивка этого слова на слоги с разбивкой для пере

Носа? А слово юла!

III. Постановка целей и задач урока

IV. Объяснение нового материала

1. Слово учителя

Разбивка слов на слоги обычно совпадает с разбивкой для переноса, однако не всегда. Давайте вспомним, как нужно правильно переносить слова.

(Ознакомление с таблицей переноса слов)

1. Чаще всего слова переносятся по слогам Си-рень, зем-ля

2. Слова, состоящие из одного слога, не переносятся Строй, войск.

Внимание! Слова, подобные этим, тоже не переносятся: Азия, ТУ-134, ежик

3. Буквы Й, Ъ и Ь на другую строчку не переносятся Ба-таль-он, объ-езд, вью-га, зай-чо-нок

4. Двойные согласные вместе никогда не переносятся Де-ре-вян-ный, мас-са, пер-рон

5. Нельзя отрывать согласную от корня или от приставки Раз-бить, пере-брать

6. Нельзя на одной строчке оставлять инициалы, а фамилию переносить А. С. Пуш-кин, Г. X. Ан-дер-сен

Укажите правильный вариант деления слов для переноса:

Б) про-грам-ма, разъ-езд;

В) дли-нный, уче-ник;

Г) на-дпи-сать, с-дру-жить-ся.

V. Закрепление изученного материала

2. Прочитайте, правильно ставя ударения в словах

Разбейте слова кухонный, намерение, сантиметр, ракушка для переноса.

3. Осложненное списывание (карточки на каждую парту)

Спишите, вставляя буквы и расставляя знаки препинания. Объясните орфограммы.

Шел я по лесу долго и вероятно стал уставать. Мысли мои стали снижаться и ух..дить из лесу д..мой. Но вдруг я почувствовал себя внезапно радос. ным и возвышенным. Глянул вокруг и увидел что лес стал высоким стройные прекрасные деревья своим устремлением вверх поднимали меня.

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание

Теория по учебнику (повторение). Для всех Упр. 161.


Цель урока: развитие умения делить слова на слоги, ставить ударение, определять количество слогов в слове, переносить слова.

Описание разработки

Цель урока: развитие умения делить слова на слоги, ставить ударение, определять количество слогов в слове, переносить слова

Планируемыми результатами изучения данной темы является сформированность следующих умений:

– отвечать на вопросы учителя по содержанию изученного;

– делить слова на слоги, переносить слова по слогам, ставить ударение;

– списывать с печатного образца, используя правильные начертания букв, соединения;

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

–учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде схемы;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме

– слушать и понимать речь других;

– учиться работать в паре;

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока

Урок русского языка Правила переноса слов

Оргмомент

Психологический настрой

Встало солнышко давно, заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс, вновь урок у нас сейчас!

Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.

Стадия вызова.

а) актуализация знаний

Это солнышко пришло к нам на урок и осталось с нами. Оно поможет нам в изучении темы урока.

- Откройте рабочую тетрадь. Поставьте точку на верхней строке. Что мы запишем здесь?

С какого этапа мы начинаем урок русского языка?

– Почему мы начинаем с чистописания?

Предварительный анализ и рисование узора.

Какие слоги встретились? Что такое слог?

Какое слово можно составить из этих сочетаний?

Как определить, сколько в слове слогов?

Подчеркните сочетание, которое нельзя назвать слогом? Докажите, почему.

– Как вы поступите, если вы начали писать слово, а места на строке не хватает?

– Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий? Что бы вы предложили?

– Сегодня вы узнаете некоторые правила переноса, потренируетесь в переносе слов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология построения урока: проблемно-диалогическая.

Цель: Ознакомление обучающихся с правилами переноса слов.

Задачи:

1. Формирование предметных умений:

- делить слова на части для переноса;

- оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения, знак препинания в конце предложения);

- каллиграфически правильно писать;

- делить слова на слоги, ставить ударение;

- составлять предложения из слов;

- правильно списывать слова и предложения;

- проверять написанное, сравнивая с образцом;

2. Формирование метапредметных умений:

- принимать и осваивать социальную роль ученика;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

- ориентироваться в учебнике, в тетради;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

- находить ответы на вопросы в , используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре.

План урока:

I. Психологический настрой (формирование коммуникативных, личностных УУД)

II. Актуализация и проверка опорных знаний (формирование познавательных, личностных, коммуникативных УУД)

III. Изучение нового материала (формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД)

IV. Применение новых знаний (формирование регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных, логических УУД)

V. Рефлексия (формирование личностных УУД)

Тип урока: урок открытия нового знания (урок ОНЗ)

Технология построения урока: проблемно-диалогическая.

Цель: Ознакомление обучающихся с правилами переноса слов.

1. Формирование предметных умений:

- делить слова на части для переноса;

- оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения, знак препинания в конце предложения);

- каллиграфически правильно писать;

- делить слова на слоги, ставить ударение;

- составлять предложения из слов;

- правильно списывать слова и предложения;

- проверять написанное, сравнивая с образцом;

2. Формирование метапредметных умений:

- принимать и осваивать социальную роль ученика;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

- ориентироваться в учебнике, в тетради;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

- находить ответы на вопросы в , используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре.

I. Психологический настрой (формирование коммуникативных, личностных УУД)

II. Актуализация и проверка опорных знаний (формирование познавательных, личностных, коммуникативных УУД)

III. Изучение нового материала (формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД)

IV. Применение новых знаний (формирование регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных, логических УУД)

V. Рефлексия (формирование личностных УУД)

Психологический настрой на урок

Ребята! Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроение, и урок пройдёт интересно!

К нам на урок пришли гости. Поздороваемся с ними.

Звенит звонок для нас, ребята.

Мы все должны красиво встать.

Все готовы – вижу я.

Прошу вас сесть, мои друзья!

- Кто вам сообщил новые знания? (Новые знания открыли самостоятельно.)

- А все ли мы уже знаем? (Нет, есть еще много того, что мы не знаем.)

- Что вы предлагаете? (Продолжить работу.)

- Прочитайте девиз нашего урока.

На доске: Наблюдаю – замечаю – размышляю - делаю выводы.

Сегодня вместе с нашим другом Лунтиком мы устремимся по ступеням знаний к новым открытиям.

Актуализация и проверка опорных знаний. Словарная работа

И вот первая ступенька - словарная работа. СЛАЙД 5

Откройте тетради, возьмите ручки, сядьте прямо и запишите.

В . РОНА ЗА . Ц В . Р . БЕЙ П . ТУХ

- Назовите пропущенные буквы на слайде Проверка на СЛАЙДЕ 6

- Что объединяет эти слова? (слова-предметы, отвечают на вопрос КТО?, одушевленные, животные)

- Найдите лишнее слово? (петух – домашнее животное, заяц – зверь)

- Разделите слова на слоги. (Проверка по образцу)

- Как определили в словах количество слогов?

(Сколько в слове гласных, столько и слогов)

III. Изучение нового материала

1.Постановка проблемного вопроса

Лунтик проснулся сегодня и увидел над собой прекрасное голубое небо. Он даже придумал предложение. А какое – вы сами догадаетесь, если составите его из слов, записанных на карточках.

( РАБОТА В ПАРАХ. На партах карточки со словами, дети, обсуждая в парах, составляют предложение)

ПЛЫВУТ, НЕБУ, СИНЕМУ, ПО, ОБЛАКА СЛАЙД 8

- Какое предложение у вас получилось?

По синему небу плывут облака. СЛАЙД 9

- Но, что это? Последнее слово не помещается на строчке. Как быть?

- Что вы посоветуете Лунтику? (разделить слово на части, перенести)

Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово?

- Какие у вас идеи?

Учитель фиксирует варианты переноса на магнитной доске.

- Посмотрите, сколько вариантов переноса 1 слова.

- Правильные ответы есть, но есть и неправильные. Что это означает? (Возникло затруднение.)

- Какое задание выполняли? Что не смогли сделать правильно? (Разделить слова для переноса.)

- Почему возникло затруднение? (Мы не сталкивались раньше с этим.)

- А как вы думаете, переносить слова нужно по правилу или так, как захочется?

- Да, переносить слова надо по правилам.

- Кто догадался, какая тема нашего урока?

- Какие цели мы поставим?

- Чему будем учиться? (Будем учиться переносить слова)

- Прочитайте текст, записанный на карточке. Понаблюдайте, поразмышляйте, и может быть кто-то сможет сделать вывод, как надо переносить слова.

РАБОТА В ПАРАХ

Бро|-дит ста|-до по лу|-гам. СЛАЙД 13

( Учитель ходит по рядам, слушает обсуждение в парах)

- Правильно, слова надо переносить по слогам.

СЛАЙД 14

Здесь порядок очень строгий.

Делим все слова на слоги,

Переносим по слогам:

Бро-дит ста-до по лу-гам.

А теперь поможем Лунтику дописать предложение.

- Посмотрите на предложение, которое вы составили. Возьмите ножницы и покажите, как можно перенести последнее слово.

(РАБОТА В ПАРАХ. Дети моделируют перенос слова облака.)

Проверка по СЛАЙДУ 15

Запишите это предложение в тетрадь. Знак переноса будем обозначать черточкой. СЛАЙД 16

Упражнения на закрепление правила переноса.

- Лунтик рад, он узнал первое правило переноса слов.

Он сразу же захотел рассказать это правило своим друзьям. СЛАЙД 17

Он побежал по самой короткой дорожке, но на пути оказалось болото. Мы поможем Лунтику перебраться через болото, если выполним задание.

Разделить слова для переноса: ручей, пень, болото, лес.

- На доске слова. Их нужно разделить на части, чтобы хватило на каждую кочку.

Учитель с помощью детей режет слова ножницами на части. Слова пень и лес не делятся.

- Лунтик перебрался через болото и увидел Кузю и рассказал ему о своем открытии. СЛАЙД 18

- Что рассказал Лунтик Кузе?

Вывод: слово из одного слога не переносится. СЛАЙД 19

- Запишите эти слова в тетрадь, разделив черточками для переноса.

(Учитель показывает на доске)

ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 20

2. Работа по теме урока.

Открытие нового знания.

- СЛАЙД 21 -Ребята, как вы думаете, есть ли ещё правила переноса слов?

- Сейчас мы в этом убедимся!

Вы будете работать в группах.

Вспомним правила работы в группе. СЛАЙД 22

А план работы такой: СЛАЙД 23

Обратить внимание на выделенные буквы.

Посмотреть, где стоит знак переноса.

У вас должно получиться правило переноса слов.

Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы?

Сколько правил у нас получится?

3. Предъявление результата.

- Слушаем результаты работы групп. СЛАЙД 24-29

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

Представитель от 1 группы показывает задание.

Все читают слова: то-пор, ка-ран-даш,

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.

Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам.

Вы согласны с выводом группы?

Фиксирует на слайде

Слушаем вторую группу.

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

Все читают хором слова: кас-са, тон-на

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.

Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними.

Вы согласны с выводом группы?

Фиксирует на слайде:

Слушаем третью группу.

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

Все читают хором слова: конь-ки, зай-ка, подъ-езд

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?

Выделены Ъ,Ь,Й. знак переноса стоит после них, значит… (их нельзя отрывать от предыдущего слога)

Вы согласны с выводом группы?

Фиксирует на слайде

Слушаем четвёртую группу.

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.

Все читают хором слова: Обед, Ещё, краЯ

На что вы обратили внимание и какой сделали вывод

Выделены слоги О -, Е-, -Я. Знак переноса не стоит, значит одну букву переносить нельзя.

Вы согласны с выводом группы?

Фиксируем правило №4 на слайде

А почему нельзя переносить? Не хочет стоять одна!

Слова переносятся только по слогам!

IV. Применение новых знаний.

Пчелёнок, друг Лунтика, ходит в Пчелиную Школу. Там он тоже изучал перенос слов. Послушайте, какая история с ним вышла. СЛАЙД 30

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенес:

Едва я перенес:

е – два,

Укол я перенес:

у – кол

Опять я перенес:

о – пять,

- Какое правило переноса нарушил Пчелёнок, что нельзя делать при переносе слов по слогам? (одну букву оставлять на строке)

Божья коровка Мила решила потренировать своих друзей, чтобы они больше никогда не ошибались. Давайте мы выполним эти задания вместе с Кузей и Лунтиком. СЛАЙД 31

Работа в парах.

болото, оса, рак, жук, дуб, паук, пчела, жаба, пень.

Мальчикам – слова, которые можно перенести, разделить их для переноса

Девочкам – слова, которые нельзя переносить.

Выяснение понимания задания

Будут ли у вас одинаковые слова? нет

Есть ли у вас совпадения?

V. Рефлексия.

-Какое новое открытие сделали на уроке?

- А когда вы будете использовать новые знания?

- Кому было интересно?

- Кому было трудно выполнять задание?

- А кто легко справился с заданием?

- На следующих уроках мы еще будем тренироваться и хорошо научимся делить слова для переноса.

- А кто хочет себя похвалить за урок? За что?

Оцените себя. СЛАЙД 32

- Мне тоже понравилось, как вы работали. Давайте поблагодарим друг друга. Спасибо за урок.

Цель урока. На основе занимательной литературы научить детей правилам переноса.

Ход урока

I. Организационный момент.

Оформление тетрадей учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Положительная мотивация учащихся на работу на уроке.

II. Повторение ранее изученного материала (проходит в форме беседы с учащимися по вопросам)

Учитель. Какой раздел науки о русском языке мы с вами сейчас изучаем?

Учитель. Что изучает фонетика?

Дети. Звуковой, буквенный состав языка, слог и ударение.

Учитель. Чего в русском языке больше, букв или звуков? Почему?

Дети. Есть буквы, которые обозначают одновременно два звука, и есть такие, которые звуков не обозначают.

Учитель. Что такое ударение и зачем оно нужно?

Дети. Это выделение при произношении одного из гласных звуков в слове с наибольшей силой. Без ударения наша речь была бы монотонной, мы не смогли бы говорить.

Учитель. Что такое слог?

Дети. Это минимальная единица произнесения слова, в которой обязательно присутствует только один гласный звук.

Учитель. Как определить количество слогов в слове?

Дети. Нужно посчитать количество гласных звуков.

III. Изучение нового материала. Слогоделение и его виды.

1. Актуализация знаний учащихся по изучаемой теме.

Учитель. Ребята, мы с вами узнали о том, что такое слог. Сегодня мы поговорим о том, какими способами можно разделить слово на слоги.

2. Изучение нового материала.

Учитель. Возьмем в качестве примера слово КАРАНДАШ.

Сколько слогов в этом слове?

Учитель. Как вы это определили?

Дети. Посчитали количество гласных букв.

Учитель. Если мы начнем делить это слово на слоги, у нас получится два варианта:

В чем заключается разница между этими способами деления слова на слоги?

Дети. Буква Н может попасть как во второй, так и в третий слог.

Учитель. Еще какие особенности вы заметили?

Дети. В первой строчке слоги чаще заканчиваются на гласный звук.

Учитель. Именно этот способ деления слова на слоги, когда большая их часть оканчивается на гласный звук, называется фонетически слогоделением. Оно используется при звукобуквенном анализе слова.

А другой способ деления слова на слоги называется морфологическим слогоделением или правилами переноса слогов.

3. Первичное закрепление и проверка знаний учащихся по изучаемой теме.

Учитель. Давайте попробуем разделить двумя способами на слоги слово РАЗБИРАЕТСЯ.

Учитель. Что у вас получилось?

Дети. РА-ЗБИ-РА-Е-ТСЯ и РАЗ-БИ-РА-ЕТ-СЯ

IV. Изучение нового материала. Правила переноса слогов.

Учитель. Ребята, давайте понаблюдаем за тем, как надо переносить слова, и вы в конце урока попробуйте составить рассказ о правилах переноса. Итак:

Мы изучаем перенос.
Вот как слова я перенес
Едва – е-два.
Укол – у-кол.
И получил за это кол.
Опять – о-пять.
Теперь, наверно будет пять!

А как вы думаете?

Дети. Нет, пять за этот ответ поставить нельзя.

Дети. Потому что одну букву нельзя переносить.

Учитель. А как нужно переносить слова?

– Давайте запишем ваши и мои примеры в тетрадях и на доске.

В тетрадях разбираются слова едва (ед-ва) и примеры, придуманные учащимися .

Далее учитель просит устно назвать слова, которые хотя и состоят из двух слогов, но не переносятся. После этого разбираются слова укол, опять.

– В чем моя ошибка?

Дети. Слово изучаем неправильно разделено на слоги.

Учитель. А как правильно разделить это слово на слоги для переноса?

– Выходит, это слово можно разделить двумя способами. Запишите оба варианта в тетради и укажите в предложении части речи и знакомые орфограммы.

Дети выполняют задание учителя.

– Какое же открытие вы сегодня сделали?

Дети. Чтобы правильно перенести слово, нужно уметь правильно его разделить на слоги.

Учитель. А теперь давайте внимательно прочитаем текст. (При чтении учитель слово паук разделяет голосом на два слога.)

Шел еж. Глядь – зверь не зверь.

– А вот так – кыш, и все тут.

А тот – трус, шмыг в щель!

– Ну, друг, в чем тут суть?

Ответьте, почему в этом тексте слово паук лишнее?

Дети. Потому что в этом слове два слога, а в остальных по одному.

Учитель. Мы можем разделить слово паук для переноса?

Учитель. Как это можно сделать?

Учитель. А остальные слова из текста мы можем разделить для переноса?

Дети. Они состоят из одного слога.

Учитель. Какой можно сделать вывод?

Дети. Слова из одного слога переносить нельзя.

V. Закрепление изученного материала. Зрительно-слуховой диктант.

Учитель. Язык родной, дружи со мной. Так будет, если мы знаем правила русского языка, в том числе и правила переноса. А какие задания можно выполнить с этим предложением?

Дети. Указать части речи, разделить слова для переноса.

Учитель. Какие слова из этого предложения можно разделить на слоги?

Дети. Слова язык, родной, дружи.

Учитель. Найдите общее в этих словах.

Дети. Все слова состоят из двух слогов.

Учитель. Какое слово отличается?

Дети. Слово язык.

Дети. Его нельзя переносить.

Учитель. Правильно. Это правило мы уже знаем.

Слово делиться на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.

Ребята, посмотрите на доску. Как вы думаете, какие слова здесь написаны? Запишите их в тетрадь.

Дети. На доске записаны слова пружина, ландыши.

Учитель. Из скольких слогов состоят эти слова?

Учитель. А теперь запишите эти слова для переноса.

Сколько способов переноса вы заметили для трехсложных слов?

Дети. У трехсложных слов два способа переноса.

Учитель. Придумайте свои примеры трехсложных слов, запишите их и проанализируйте.

Дети выполняют задание учителя.

– Давайте повторим скороговоркой алфавит. Итак, начали:

Дети скороговоркой читают алфавит.

Вы подумайте о чуде:
Сколько букв – сестер родных?
Тридцать три? А сколько люди
Могут слов сложить их них?

VI. Творческое задание. Сочинение по принципу “буриме” (рифмованные строчки)

Учитель задает ученикам два слова, например, переносом, носом, и просит сочинить двустишие. Это может выглядеть примерно так:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Продолжить знакомство учащихся с правилами переноса слов и систематизация известных знаний.

· Закреплять умение делить слова на слоги.

· Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.

· Учиться переносить слова с одной строки на другую.

  • Развивать правильную грамотную устную речь, мышление, память, воображение.
  • Развивать умение различать в слове количество слогов по количеству гласных звуков.
  • Воспитывать интерес к родному языку, изучению русского языка, умение слушать и слышать других, заботу о своем здоровье.
  • Воспитывать интерес к предмету, чувство коллективизма.

Личностные: - проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме. Познавательные: - умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные: - умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: - умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Методы: частично-поисковый

  • проблемный
  • - репродуктивный- работа с книгой, тетрадью.

Формы работы: парная работа;

Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина "Русский язык", 2класс;- рабочая тетрадь;

  • карточки;
  • - мультимедийный проектор, экран;
  • - компьютер;
  • электронное приложение к учебнику

- I. Организационный момент.

Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность.

Учитель: Прозвенел звонок и смолк,

Нам пора начать урок.

Дети: Рады слышать мы звонок,

Интересно нам читать,

Думать, спорить, рассуждать!

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Мы приветствуем гостей

Добрый день, добрый час!

А, сейчас, ребята, проверьте свое рабочее место, все ль готово к уроку русского языка?

Тихо сели, спинку прямо.

II. Актуализация знаний

Нё, сю, пе, фю, мя, зи, бё, вя

-Замечательно. Скажите, а что мы с вами произносили? (Слоги)

-Что скажете о них?

-Что помогает им меняться? Гласные буквы.

-Какие гласные буквы показывают мягкость согласного?

2. Чистописание. - Теперь откройте ваши тетрадки. (Посадка).

Напишите дату, классная работа.

На доске: (т, п, к, я, н). Внимательно посмотрите на доску, скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя. Объясните, почему? Расскажите про неё. (Буква гласная, обозначает мягкость согласного, образует слог.)

Физминутка. РАЗОТРУ ЛАДОШКИ.

Показ учителя на доске: Вспомним, как правильно писать буквы Я, я. (Ставлю ручку чуть выше нижней линии рабочей строки. Веду вниз, закругляю, веду вверх наклонную линию, не доводя до верхней линии рабочей строки, веду влево и пишу овал. Довожу до верхней линии рабочей строки, возвращаюсь вниз, веду наклонную линию с закруглением внизу вправо).

На доске: Посмотрите на показ яЯя, яЯяя, яЯяяя, установите закономерность. Какое следующее сочетание букв? Записываем в тетради.

Тетрадь влево наклоню,

ручку правильно держу,

сижу прямо не согнусь,

на пятёрку потружусь.

3. Словарно-орфографическая работа.

  • Запишите словарные слова, которые начинаются с этой буквы. Выделите слоги, поставьте знак ударения. (Самостоятельная работа учащихся)

Январь, яблоко, язык, ягода.

  • Проверьте себя по доске. Поставьте себе оценку.

проверка с помощью шкалы знаков: !,+,- Покажитесь, кто у нас молодцы? + встают и повернулись ко всем и кивнули, + встали и поклонились, - встали и покачали головой.

4. Работа по учебнику.

- В словах вы выделяли слоги.

А что называем слогом? (ответы детей)

- Давайте проверим наши выводы. Прочитайте, что говорит нам профессор Самоваров? Стр. 80 учебник.

Учитель: Слово делится на части

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей!

5. Рабочая тетр. стр 72 упр 71. Будете составлять слова из частей. Запишите первый столбик те, у кого имя начинается на гласную букву, а второй столбик, те, у кого начинается на согласную букву.

- Проверка. Читают и называют, сколько слогов в слове.

- Как узнать, сколько слогов в слове?

(Прочитать слова, сосчитать, сколько гласных в слове, столько и слогов.)

Электронное приложение анимация 2. Послушать профессора Самоварова.

III. Тема и цели урока

А теперь послушайте стихотворение Шибаева. Читает ученик.

Мы изучаем перенос.

Вот как я слова перенес:

- А вы как думаете, ребята, какую оценку получит ученик? Почему? А какое из этих слов можно перенести?

- Кто догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (учиться переносить слова с одной строки на другую.)

Какова тема нашего урока? (Ответы детей, открываю запись темы урока на доске)

-Как вы думаете, существуют ли правила переноса слов или можно их переносить, как кому захочется?

IV. Работа в группе.

- Иногда слово не помещается на строке, тогда мы пользуемся переносом. Но чтобы это сделать, надо знать правила переноса.

Я хочу напомнить одно из главных правил переноса слов.

А другие правила переноса вы вспомните сами и расскажете нам. Для этого надо поработать в группах.

По какому плану будем работать?

1. Вспомним правило переноса.

2. Поупражняемся в переносе слов.

3. Будем учиться применять новое знание.

Работа в группах:

1.Прочитать слово 2.Устно разделить его на слоги 3.Вспоминаем, какое правило подходит. 4. Записать в тетрадь, разделив для переноса.5. Написать на бумаге одно слово, разделив для переноса.6. Нарисовать схему к вашему правилу. 7. Рассказать правило переноса друг другу.

  • Задания для каждой группы: 1 группа переносим слова названия растений;

2 группа перенос слов с ь и ъ

3 группа перенос слов с й

4 группа перенос слов с удвоенными согласными

Защита: Написать по одному слову на каждое правило на доске. Объяснить правило переноса. Выходят из групп желающие.

V. Если в слове два слога, то можно его переносить? (Ответы детей)

- У вас карточки со словами. Если ваше слово отвечает заданному условию, вы его называете и показываете. (Дети становятся в группы)

1. - Мои друзья те слова, в которых первая буква гласная. (экскаватор, эскалатор)

2. - Мои друзья те слова, в которых есть буква й. Как перенесём эти слова? (Чайник)

3. - Мои друзья те слова, которые нельзя переносить. (класс, вдруг, отец, язык)

4. - Мои друзья те, в которых 3 слога; (деревня, огород)

-Итак, можно ли переносить все слова, в которых два слога? Почему?

-Встаньте по группам односложные слова, двусложные слова, трехсложные слова, четырехсложные слова. (Дети переходят из групп в группы по заданному условию).

-Ребята, почему я так назвала эти группы?

В домашнем задании встретятся эти слова.

VI. Закрепление пройденного материала.

Цель: включение нового знания в систему знаний, применение нового знания в типовых заданиях.

1. На доске: Осень, ветер, клен, касса, долька, Юля, сорт, ягода, пень, лайка, этаж.

Мальчики записывают слова, которые можно перенести, разделив для переноса.

Девочки, слова, которые нельзя переносить.

VII. Какие правила переноса слов мы сегодня повторили?

- Где можно использовать знания, полученные сегодня на уроке?

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

1. Задание: продолжить предложения: Больше всего мне понравилось (не понравилось… Я узнал, что … Самым полезным для меня было… Я затруднялся… - Оцените своё настроение смайликами.

IX. Домашнее задание. – Раб. тетр стр 40 у 72 в этом упражнении 5 заданий. Можно выбрать, кто, сколько пожелает заданий, но не меньше двух.

Читайте также: