Оскар уайльд хлопчик зірка конспект уроку 5 клас

Обновлено: 07.07.2024

Урок литературы в 5 классе, цель которого в процессе диалога с обучающимися добиться понимания того, что истинная красота человека - в гармонии его внешности и его внутреннего мира; показать, что внутренние перемены в человеке происходят в результате его кропотливой работы над собой.

Оценить 2030 0

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 5 классе

Урок – размышление по сказке О. Уайльда

Учитель:Бахман Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории

Цель: в процессе диалога с обучающимися добиться понимания того, что истинная красота человека - в гармонии его внешности и его внутреннего мира; показать, что внутренние перемены в человеке происходят в результате его кропотливой работы над собой .

обучающие:продолжить формирование умения систематизировать и обобщать, способности аргументировать своё мнение, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного;

развивающие:способствовать развитию монологической речи и коммуникативных навыков обучающихся; учить организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, расширить представления о троекратном повторе как жанровом признаке сказки;

воспитательные: подвести пятиклассников к пониманию того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки, воспитывать внимательное отношение к маме, умение ценить материнскую заботу и ласку.

Тип урока: изучение нового материала

Структура урока:

Организационный момент. Приветствие.

Подготовительный этап. Реализация д/з.

Создание проблемной ситуации. Работа с пословицами.

Фиксация новой учебной задачи.

Совместное исследование проблемы:

А) выявление ассоциаций к слову звезда;

Б) соотношение музыки и текста;

В) аналитическая беседа с цитированием текста;

6. Распределение нравственных категорий по колонкам

7. Творческая работа. Составление формулы человеческой красоты

9. Подведение итогов. Домашнее задание по выбору.

1.Приветствие.

Здравствуйте те, кто весел сегодня,

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью.

Здравствуйте те, кто молчит

-- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу успехов и приготовьтесь работать с полной отдачей.

2. Подготовительный этап. Реализация д/з.

Тему нашего урока подскажут пословицы.

3. Создание проблемной ситуации. Работа с пословицами.

Выберите только те пословицы, которые отражают идею прочитанной сказки.

1.Не всё то золото, что блестит.

2. Красна ягодка, да на вкус горька.

3. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

4. Снаружи красота, внутри пустота.

5. Красота не в лице, красота – это свет в сердце.

6. Кто правдой живёт, тот добро наживёт.

--Все выбранные вами пословицы отражают основную мысль сказки.

-- Среди выбранных вами пословиц есть одна, которая наиболее точно отражает мысль сказки. Какая?

-- О чём же сегодня мы будем рассуждать на уроке?

( О красоте в нашем мире, какой бывает красота, как сохранить человеческую красоту на долгие годы)

-- Как бы вы назвали тему нашего урока?

4. Фиксация новой учебной задачи.

-- Какое слово в названии сказки кажется необычным ? (Звезда) Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?

5.Совместное исследование проблемы.

А) Выявление ассоциаций.

Небесное светило Далёкая

Знаменитость Холодная

Недостижимая

Путеводная звезда (ориентир, который ведёт засобой)

Прослушайте мелодию и подумайте, к какому эпизоду сказки соответствует эта музыка. Какая она по характеру, настроению?.(Прозвучавшая музыка и тревожная и празднично – волшебная одновременно)

В) Аналитическая беседа с цитированием текста.

-- С чего начинается сказка? (описание лютого мороза)

-- Как лесные звери и птицы на это реагируют? (растерялись от неожиданности; другие примеры)

-- Как люди реагируют на появление звезды и появление мальчика? ( Неодинаково к появлению звезды относятся и лесорубы. Жизнь лесорубов одинакова тяжела, но поступают они по-разному).

-- Почему злой ветер ворвался в распахнутую дверь?

--Как жена Лесоруба приняла его решение? (Она огорчилась и не хотела брать ребёнка)

( Ледяное, злое, жестокое, не знающее жалости и сострадания.)

(Нет, ей нелегко было принять в свою семью чужого ребёнка, у неё свои дети голодные. В её колебаниях – большая ответственность за свою семью и чужого ребёнка. Она вовремя поняла, что если сейчас не откликнется на порыв мужа, то из их дома уйдёт счастье)

-- Предположите, что могло случиться, если бы женщина отказалась приютить найдёныша? ( Она бы своими руками разрушила жизнь своей семьи, поэтому женщина проявила мудрость и доброту)

--Какие дети должны вырасти в семье, где воспитанием занимаются люди с доброй, понимающей, отзывчивой душой?

--Каким вырос мальчик? Что отличало его от других детей? (Обучающие приводят примеры из текста стр. 34-36)

--Какой приём использует автор, описывая красоту мальчика? ( Сравнение, эпитеты.)

--А поступки его тоже красивы. Как вы оцениваете поступки мальчика?

-- Почему его поступки одобряли сверстники? ( Мальчик-звезда вёл себя так, потому что чувствовал одобрение и поддержку ребят и хотел утвердить своё превосходство над ними. Зло очень часто бывает привлекательным. Кроме того, повиноваться легче, чем противостоять жестокости.)

Высокомерие Бессердечность

Холодность Жестокость

Себялюбие Злоба

--Какое событие перевернуло жизнь Мальчика-Звезды? (Встреча с мамой)

Зачитать разговор мальчика-звезды с нищенкой.

-- Действительно ли мать мальчика некрасива?

Почему мальчик назвал её уродливой? (Потому что на её лице отразились те страдания, которые она перенесла за 10 лет.)

Г) Релаксация.

-- ДЕСЯТЬ лет. Это много или мало, для того чтобы заслужить признание, любовь своего сына? ( Это очень много, время не щадит никого. Поэтому женщина-нищенка по зову сердца все дни искала своего сына и не думала о своей внешности, красоте. Она просто хотела быть счастливой рядом со своим сыном.)

-- Как повёл себя мальчик по отношению к матери?(Мальчик не просто отказался от собственной матери, он нагрубил и оскорбил её.)

--Поверил ли мальчик, что это женщина его мать? (Скорее всего поверил, но испугался, что у него ТАКАЯ мать, которая будет его позорить.)

--Как наказывает героя автор? ( Он стал мерзок, как жаба, и отвратителен, как гадюка)

--За что же наказан Мальчик – Звезда?

Сколько времени мальчик будет искать свою маму? Неужели для того, чтобы вернуть свою красоту?

( Впервые у него появляются слёзы раскаяния, потому что сам испытал те унижения и оскорбления, которые недавно причинял сам. А самое главное – он был беспощаден к матери. Теперь он готов пожертвовать своей жизнью, только бы найти её).

--- Почему звери и птицы отказывались ему помогать? Найдите в тексте диалоги, подтверждающие вашу мысль.

-- Когда автор прощает своего героя? (Тогда, когда его прощает мать. Герой стал красив, когда его сердце из каменного превратилось в живое, страдающее, когда оно наполнилось теплотой, когда он понял, что в его сердце есть только место для любви – любви к матери)

-- Изменился ли герой в конце сказки? Почему он вновь стал красивым?( Герой стал красив только тогда, когда в нём стали сочетаться внешность и внутренние качества души. Истинная красота подразумевает многое. Это гармония внешности, души, сердца, прекрасных поступков.)

--Давайте вновь вернёмся к пословице, которую озвучили как тему урока. Действительно ли, что всё, о чём рассуждали на уроке, заключено в маленькой пословице (Да, пословица – это народная мудрость)

Цели: понять, что хотел сказать автор своим произведением и как он доносит свою заветную мысль до читателей. То есть, говоря словами науки, мы должны выявить авторскую позицию и те художественные средства, с помощью которых он её выражает. В процессе этой работы мы должны учиться выразительному чтению, художественным пересказам, умению давать развёрнутые ответы на вопросы, умению цитировать текст, в подтверждение своих мыслей.

ВложениеРазмер
knyazeva_l.i._literatura_-malchik-zvezda.doc 48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

учитель русского языка

средней школы № 15

Знакомясь с любым художественным произведением, какую цель мы для себя ставим?

(постановка целей самими учащимися)

Цели: понять, что хотел сказать автор своим произведением и как он доносит свою заветную мысль до читателей. То есть, говоря словами науки, мы должны выявить авторскую позицию и те художественные средства, с помощью которых он её выражает. В процессе этой работы мы должны учиться выразительному чтению, художественным пересказам, умению давать развёрнутые ответы на вопросы, умению цитировать текст, в подтверждение своих мыслей.

Работа с текстом

Как начинается сказка? Чем вас удивили первые страницы произведения О.Уайльда? (красивый лес, лютый холод и разная оценка этой погоды зверями и птицами. Уже здесь начинаем понимать, что на многие вещи, очевидные на первый взгляд, могут быть разные точки зрения.)

По этому лесу в лютый холод идут два лесоруба. Что узнали мы о них из их разговоров?

Лесорубы стали свидетелями удивительной картины: с неба упала необычно яркая звезда и опустилась неподалёку от них. Надеясь, что это кусок золота, они подбежали к месту падения звезды и обнаружили ребёнка, одетого в плащ из золотой ткани и янтарное ожерелье на нём.

Что предложил сделать с ребёнком один из лесорубов? Как отнесся к его предложению другой и как оценил это предложение? (оставить – значит совершить злое дело) – стр.35

Какой была реакция жены лесоруба, когда он принёс в дом младенца? Каким словом оценивает лесоруб поведение жены в данной ситуации? (каменное сердце)

Какое изобразительное средство использует автор в его оценке? метафора)

Чтение по ролям.

Каким вырос дитя – звезда? Каковы его:

Какое чувство передаёт автор, описывая внешность Мальчика – звезды? Какие изобразительные средства помогают передать это чувство? (восхищение красотой, сравнения)

Соответствует ли его поведение внешности? Кажется ли он вам красивым?

Что принесла красота Мальчику–звезде, семье лесоруба и их селению? (им красота Мальчика – звезды, принесла зло, потому что у Мальчика – звезды холодная, бездушная, бессердечная красота. Она притягивает, но не радует.)

А почему автор пишет, что красота принесла ему только зло ? Какое зло принесла ему красота?

А как вы относитесь к поступкам его сверстников? Что, на ваш взгляд, страшнее: жестокость, неблагодарность Мальчика – звезды или полное повиновение ему его сверстников? Стал бы он таким, если бы они его не поддерживали во всём?

Зло часто бывает внешне привлекательным. Повиноваться легче, чем противостоять жестокости. Мальчик – звезда вёл себя так, потому что постоянно чувствовал одобрение и поддержку ребят и хотел утвердить своё превосходство над ними.

Вывод Красота – это сокровище. И надо уметь ею распоряжаться. Важно, чтобы красота несла миру свет и тепло, а не зло и жестокость и неблагодарность. Иначе она разрушает не только окружающий мир, но и сама себя, т.е. такая красота перестает восприниматься как красота.

Рассмотрим вторую часть сказки.

  1. Какой эпизод вы считаете в ней главным? (встречу Мальчика – звезды с матерью).
  2. Как выглядела эта женщина? Почему? Когда мы начинаем догадываться, что перед нами не простая нищенка, а мать Мальчика – звезды?
  3. Что испытывала, что чувствовала женщина, когда Мальчик - звезда швырял в неё камнями и насмехался над ней? Что означает ужас в её глазах?

Вопросы (предварительные) на восприятие

а) почему, по мнению Мальчика – звезды, нищенка не могла быть его матерью?

б) Действительно ли мать Мальчика – звезды некрасива?

Почему Мальчик – звезда назвал её уродливой?

в) Поверил ли сам Мальчик – звезда в то, что эта женщина – его мать?

г) Как автор оценивает поведение героя в этой ситуации? Почему мать не смогла достучаться до его сердца?

д) Каким вы представляете Мальчика – звезду в этой сцене: красивым или некрасивым? Почему? Назовите предшествующие эпизоды, в которых Мальчик – звезда казался вам некрасивым.

Вывод Человек может стать некрасивым по разным причинам. Это может быть болезнь и страдания. И тогда он вызывает наше сочувствие, сострадание. Но бывает, что в облике внешне красивого человека проступает злоба, жестокость, которые закрывают его красоту, и он кажется нам некрасивым, непривлекательным, о таких людях не зря говорят, что у них отталкивающая внешность.

  1. За что и какое наказание понёс Мальчик – звезда?
  2. Изменился ли Мальчик – звезда в конце сказки? Обрёл ли он свою прекрасную внешность? Преображения героя коснулись только его внешности?

Послушаем сжатый пересказ эпизода

Внешность мальчика, когда он совершает добрые поступки, по-прежнему некрасива, но кажется ли он нам таковым, т.е. непривлекательным.

Выразительное чтение эпизода преображения героя и встречи его с родителями?

  1. Что больше всего ценит Мальчик – звезда в конце сказки? (любовь и прощение родителей, возможность помогать людям)
  2. Что несёт его правление людям? (Добро и милосердие, которое меняют окружающий мир к лучшему)

Соответствует ли теперь его внешность его поступкам?

Вывод Что же может и должна нести людям красота? В чём истинная красота человека?

Красота должна нести людям свет и добро, а не зло и жестокость. Истинная красота человека в гармонии его внешнего и внутреннего мира.

Автор: Князева Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы.

Место работы: общеобразовательная школа №15, г.Муром, Владимирской области.

Адрес школы: 602256, Владимирская область, г.Муром, улица Колхозная,35.

Рабочий: 8 (49234) 4-05-80.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Файл содержит презентацию и конспект урока по теме"Красота внутреннего мира в сказке О.Уальда "Мальчик - звезда". Урок расчитан на учащихся 5-6 классов, проводится как урок внеклассного чтения.


разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда".

Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира.


Сценарий для школьной постановки по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-звезда"

Адаптированный сценарий для школьной постановки по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-Звезда" можно использовать в рамках Недели английского языка.


Открытый урок по литературе в 5 классе по теме "Оскар Уайльд "Мальчик - звезда"

Конспект урока включает в себя подробный анализ сказки Оскара Уайльда "Мальчик- звезда". На уроке использованы разные методы: беседа, инсценировка, выставка детских рисунков по сказке.

Цели: v подвести детей к таким нравственным категориям, как добро и зло;v воспитывать у детей активную нравственную позицию – совершать добрые поступки;v учить сострадать, переживать, сопережива.


Уроклитературы 5 класс

Урок литературы на тему: Семья Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев. Т.л. Понятие о композиции литературного произведения.

Конспект уроку містить такі форми та методи роботи: кросворд, кластер, розгорнута відповідь за методом "PRES", двухчасний щоденник, сінквейн, тощо.

Цели : помочь учащимся понять нравственный смысл сказки, продолжить работу по развитию навыков связной речи учащихся, формировать умение давать развернутые ответы на вопрос, побудить учащихся к размышлениям об истинной красоте человека, способствовать формированию у них чувства ответственности за свои поступки.

…что есть красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. ( С помощью смайликов определить эмоциональный настрой класса)

Слово учителя.

2. Актуализация опорных знаний.

- Определить тему нашего разговора на уроке поможет кроссворд. Восстановив предложения, вы узнаете ключевое слово сегодняшнего урока .

1. По вертикали

к

р

а

с

о

6. т

а

3. Мотивация учебной деятельности.

Беседа

- Какое ключевое слово нашего урока? (Красота)

- Обратимся к эпиграфу урока. Как вы понимаете слова Н.Заболоцкого?

- А хотели бы вы разобраться, какого человека можно назвать красивым?

4. Работа над темой урока

1.Работа с толковым словарем

- Мы уже не раз сталкивались с понятием красота. Давайте найдем в словаре, что означает это слово.

КРАСОТА , -ы, мм. -оты, -от, -отам, ж. 1. ед. Все красивое, прекрасное,все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. К. русской природы. К. поэтической речи. Отличаться красотой. Для красоты (чтобы былокрасиво; разг.). 2. мн. Красивые, прекрасные места (в природе, вхудожественных произведениях). Красоты юга. Красоты стиля. 3. красота!, взнач. сказ. О чем-н. очень хорошем, впечатляющем, блеск (в 3 знач.) (разг.).Погуляли, искупались. K.I II увел. красотища, -и, ж. (к 1 и 3 знач.;прост.).

2. Работа в парах

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: обучающие: познакомить учащихся с личностью и сказочным миром О. Уайльда; провести с учащимися работу над раскрытием идейно-художественного содержания сказки; показать, как в сказке воспеваются человечность и милосердие, преодолеваются эгоизм, жестокость, высокомерие; выявить очищающую роль покаяния, прощения и сострадания развивающие: подвести к пониманию того, что истинная красота человека — в гармонии его внешности с внутренним миром; воспитательные: способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование: учебник, иллюстративный материал по теме урока, запись на доске.

Тип урока: урок внеклассного чтения..

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание сказки, отмечают богатство выразительных средств ; понимают, что истинная красота человека — в гармонии его внешности с внутренним миром.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

-Что характерно для жанра сказки?

-В чём отличие литературной сказки от народной?

-Назовите вашу любимую литературную сказку.

Красивый: 1) доставляющий удовольствие взору, слуху, приятный внешним видом, производящий приятное впечатление (например, красивый цветок);

2) полный внутреннего содержания, высоконравственный (например, красивый поступок);

3) п р ивлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный (например, красивые слова).

IV. Работа над темой урока

Вступительное слово учителя

2. Словарная работа с элементами беседы и комментариями учителя

( это задание давалось предварительно)

Звезда — 1) небесное светило, по своей природе сходное с Солнцем, вследствие огромной отдалённости видимое с Земли как светящаяся точка на ночном небе;

2) геометрическая фигура с остроконечными выступами, равномерно расположен - ными по окружности;

3) знак отличия, орден, имеющий такую форму;

4) тот, кто прославился в какой-либо области деятельности (в искусстве, литерату - ре, спорте и т.п.)

- Каковы симптомы звёздной болезни?

Давайте посмотрим, насколько герой оправдывает те представления, которые мы обсудили.

3.Аналитическая беседа с элементами инсценировки .

- Как вы считаете, какой эпизод в сказке главный? ( Встреча матери с сыном .)

- Почему в глазах матери появился ужас?

- Почему Мальчик-звезда оттолкнул свою мать?

- Каким вы представляете себе в этой ситуации Мальчика-звезду — красивым или некрасивым?

- Вспомните, есть ли ещё ситуации, в которых главный герой был некрасивым?

- Почему Мальчик-звезда стал уродливым?

- На кого он стал похож после того, как женщина ушла в лес? Зачитайте.

- Что понял Мальчик-звезда после того, как увидел себя в безобразном облике? Как он повёл себя?

- Стал ли облик соответствовать его внутреннему миру?

- Как вы понимаете слова маленькой дочки лесоруба: «Это ещё не беда, что ты

- Как ответил Мальчик-звезда? Что или кто подсказал ему такое решение?

- Как отнеслись к Мальчику-звезде звери, к которым он обратился за помощью?

- Как изменилось отношение окружающих?

- А изменилось ли отношение Мальчика-звезды к ним?

- Когда впервые на глазах Мальчика-звезды появились слёзы? Зачитайте.

- Это слёзы обиды, жалости к себе или раскаяния?

- Расскажите, в какой момент происходит возрождение души мальчика и он вновь обретает красоту?

4 Работа в группах. Каждая из групп получает задание по сбору материала для заполнения таблицы.

Предполагаемая заполненная таблица

Внешний вид

Мальчика-звезды

Мальчика-звезды

звезде людей

жестокий; не был сострадателен к бедным

«в глазах заметил

4. Практическая работа с иллюстрациями к сказке.

Рассмотрите иллюстрации к сказке и подберите к каждой из них цитаты из текста.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

- Может ли эта сказка научить чему-нибудь взрослых?

- Грустный или весёлый конец у сказки?

- Имеет ли человек право считать себя лучше других людей?

- Всегда ли поступки человека связаны с его будущей жизнью?

Обычно в сказках герой становится красавцем, да таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Произведение Оскара Уайльда отличается в этом плане от известных нам сказок. Мальчик-звезда меняется сначала внутренне, а потом внеш - не. Истинная красота героя сказки заключается в том, что он бескорыстно совер - шает прекрасные поступки. Любовь и прощение родителей, возможность помогать людям — вот те ценности, которые стали для него главными в конце сказки.

2. Минута творчества.

Есть такая примета: когда видишь падающую звезду, надо загадать желание, и оно обязательно исполнится. Послушайте стихотворение А. Дольского и предложите своё завершение стихотворения. .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ця розробка призначена для проведення уроку світової літератури в 5 класі. Це останній урок з вивчення творчості О. Уайльда, мета якого - сприяти усвідомленню учнями символічного значення образів твору, його ідейно-художніх особливостей; формувати навички аналізу літературної казки, характеристики образів, уміння розв’язувати проблемні питання, висловлювати свої думки та вираження; виховувати на гуманістичному змісті казки, моральних цінностях, що втілені в ній.

Читайте также: