Организация охраны учреждений уис конспект

Обновлено: 06.07.2024

Охрана следственных изоляторов, исправительных учреждений и их объектов, а также иных объектов уголовно-исполнительной системы осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы, создаваемыми для этих целей.

ГАРАНТ:

См. Положение об отряде специального назначения при территориальном органе управления уголовно-исполнительной системы, утвержденное приказом МВД РФ от 12 апреля 1994 г. N 114

Конвоирование по плановым маршрутам содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществляется специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Информация об изменениях:

Конвоирование содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и лиц, заключенных под стражу, для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охрана указанных лиц во время производства процессуальных действий осуществляются полицией. Порядок взаимодействия полиции с учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы при конвоировании указанных лиц устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

При территориальных органах уголовно-исполнительной системы могут создаваться специальные подразделения для обеспечения безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а также органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Порядок деятельности этих подразделений устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

При осуществлении охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы в целях защиты жизни и здоровья граждан, работников уголовно-исполнительной системы, осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, от противоправных действий допускается пресечение нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над исправительными учреждениями, следственными изоляторами уголовно-исполнительной системы и прилегающими к ним территориями, на которых установлены режимные требования, посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными судами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения данных судов. Порядок принятия решения о пресечении указанных противоправных действий, а также перечень должностных лиц уголовно-исполнительной системы, уполномоченных на принятие такого решения, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

ГАРАНТ:

См. постановление Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. N 964 "О передаче внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации функций по охране учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и их объектов"

Подразделения охраны являются составной частью исправительных учреждений и следственных изоляторов и представляют собой совокупность нескольких видов служб (охрана, инженерно-техническое обеспечение связи и вооружения, кинологическая служба) выполняющих задачу по охране объектов УИС.

- охрана жилых зон исправительных колоний;

- охрана жилых и смежных с ними производственных зон исправительных колоний, на которых осужденные реализуют свое право на трудовую адаптацию;

охрана лечебных учреждений;

- охрана следственных изоляторов;

- осуществление пропускного режима на охраняемых объектах;

- конвоирование осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений из учреждений на обменные пункты и обратно, а также между учреждениями УИС территориального органа;

- конвоирование осужденных из жилых зон исправительных колоний на производственные объекты и обратно;

- охрана производственных объектов во время работы на них осужденных.

Основные направления деятельности

Подразделениями охраны УФСИН России по Калининградской области осуществляется охрана 10 объектов: 5 исправительных колоний, 1 лечебно-исправительного учреждения, 3 следственных изоляторов (СИЗО-3 находится под периметром охраны ИК-4), 1 психиатрической больницы специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Все учреждения оснащены системами видео-наблюдения периметра объекта и внутренней территории, а также видеоконтролем службы часовых, начальников караулов и оперативных дежурных, установлены стационарные металообнаружители и системы контроля управления доступом.

Объекты охраняются способами оперативного дежурства, выставления часовых на наблюдательных вышках по периметру объекта и смешанным. Все отделы охраны учреждений УФСИН России по Калининградской области выполняют задачу по надежной охране учреждений и осуществлению пропускного режима, не допускают побегов, преступлений и происшествий на службе. Специальным транспортом для перевозки спецконтингента обеспечены все учреждения.

Правовые основы организации службы охраны

Понятие охраны включает в себя комплекс организационно-правовых мер, технических средств и сооружений, иных специальных мероприятий, обеспечивающих надежность изоляции осужденных и лиц, взятых под стражу, условия безопасности общества от их преступных посягательств, недопущение побегов с их стороны.

Не подошло решение или нужна уникальная работа, оставляй бесплатную заявку и получай расчет на почту!

1. Понятие и правовое регулирование отдела охраны исправительного учреждения

2. Организация и осуществление контроля за выполнением служебных задач по охране исправительных учреждений и следственных изоляторов

Список использованной литературы

В настоящее время служба охраны УИС продолжает развиваться, как это предусмотрено Концепцией развития охраны учреждений УИС на период до 2020 годаО Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 23.09.2015)

// Собрание законодательства РФ, 25.10.2010, N 43, ст. 5544 . Реализация заявленных Концепцией развития охраны задач в ходе общего реформирования УИС позволит существенно сократить проблемы и недостатки, отрицательно влияющие на качество выполнения задач и создающие предпосылки происшествий на службе.

Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие при реализации контроля за выполнением служебных задач по охране исправительных учреждений и следственных изоляторов.

Предметом данного исследования являются сами нормы права, регулирующие реализацию контроля за выполнением служебных задач по охране исправительных учреждений и следственных изоляторов.

Целью данной работы является исследование контроля за выполнением служебных задач по охране исправительных учреждений и следственных изоляторов.

Перед нами стоят следующие задачи:

ѕ Изучить правовые акты, регламентирующие контроля за выполнением служебных задач по охране исправительных учреждений и следственных изоляторов.

Данная контрольная работа состоит из введения, двух заданий, заключения и списка литературы.

1. Понятие и правовое регулирование отдела охраны исправительного учреждения

Уголовно-исполнительная система, являясь одним из важнейших социально-правовых институтов государства, в значительной степени зависит от процессов и изменений, происходящих в самом государстве. Она развивается под влиянием политических, экономических и социальных течений, которые действуют в России. Очевидно, что, поскольку уголовная и уголовно-исполнительная политика базируются на общих принципах и положениях социально-экономической политики государства, вопросы их совершенствования неразрывно связаны с необходимостью совершенствования института уголовного и уголовно-процессуального права, судебной и административной политики.

Данные выводы послужили основой масштабного реформирования уголовно-исполнительной системы, которое осуществляется в рамках реализации Концепции развития уголовно – исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. В структуре ФСИН России на современном этапе подразделения службы охраны являются ключевым элементом, одной из основных служб, от качества функционирования которой зависит надежная охрана и изоляция осужденных.

В настоящее время служба охраны УИС продолжает развиваться, как это предусмотрено Концепцией развития охраны учреждений УИС на период до 2020 годаО Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 23.09.2015)

// Собрание законодательства РФ, 25.10.2010, N 43, ст. 5544 . Реализация заявленных Концепцией развития охраны задач в ходе общего реформирования УИС позволит существенно сократить проблемы и недостатки, отрицательно влияющие на качество выполнения задач и создающие предпосылки происшествий на службе.

Устранение имеющихся недостатков в ходе реформы УИС, совершенствование служебной деятельности отделов охраны невозможно без полной ревизии ее организационно-правового обеспечения. Исследование организационных основ какой- либо деятельности невозможно без детального анализа регламентирующих ее нормативных правовых актов. В связи с этим целью данной статьи будет являться систематизация и анализ всего массива существующего нормативно-правового материала, регламентирующего интересующую нас сферу правоотношений, – организационные основы деятельности подразделений по охране учреждений и объектов ФСИН России.

Рассматривая вопросы, непосредственно касающиеся правового регулирования повседневной деятельности отделов охраны на современном этапе ее развития, мы можем сделать вывод, что правовой основой деятельности как уголовно-исполнительной системы в целом, так и отделов охраны являются основополагающие нормы и принципы:

ѕ Конституции Российской Федерации,

ѕ федеральные конституционные законы,

ѕ федеральные законы,

ѕ акты Президента Российской Федерации,

ѕ Правительства Российской Федерации,

ѕ нормативные правовые акты Минюста России,

ѕ акты ФСИН России,

ѕ международные договоры Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации закреплено, что общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ”, 04.08.2014, N 31, ст. 4398 .

Таким образом, деятельность отделов службы охраны регулируется достаточно большим массивом нормативных правовых актов, анализируя который можно выделить международный, федеральный и ведомственный уровни правового регулирования данного вида деятельности.

На международном уровне деятельность отделов службы охраны регулируется как универсальными, так и специальными международными правовыми актами. К универсальным относятся:

ѕ Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948 г. // Российская газета. 1995. 5 апреля ,

ѕ Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.,

ѕ Декларация о защите всех лиц от пыток и других бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.,

ѕ Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Конвенция о защите прав человека и основных свобод” (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с “Протоколом [N 1]” (Подписан в г. Париже 20.03.1952), “Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней” (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), “Протоколом N 7” (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) ;

Специальными международными правовыми актами выступают Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, которые закрепили в качестве требований обращения с осужденными меры, принимаемые администрацией учреждений для защиты осужденных от оскорблений и унижений при перемещении. Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными: приняты на первом Конгрессе Организации Объединённых Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году, и одобрены Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31.07.1957 г. и 2076 (LXII) от 13.05.1977

Кроме того, в контексте повседневной деятельности подразделений охраны нельзя не упомянуть еще ряд документов. В частности, Кодекс о поведении должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый 34-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН (Резолюция 34/169 от 17.12.1979), который в обязанность сотрудников вменяет защиту прав осужденного и его человеческого достоинства (ст. 2) и обеспечение охраны здоровья правонарушителей (ст. 6). При этом особое внимание обращается на то, что именно от сотрудников учреждений (государственных органов) в большей степени зависит состояние личной безопасности осужденных (ст. 7). Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка: принят резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17.12.1979

Принятые Европейские пенитенциарные правила, утвержденные Комитетом министров Совета Европы (рекомендация № 2, 2006 г.), также имеют непосредственное отношение к организации надлежащего обеспечения основных сторон жизнедеятельности пенитенциарной сферы.

Правовые нормы данных международных актов представляют собой правовой каркас, на котором выстраивается система правового обеспечения отделов службы охраны.

Правовые основы интересующего нас направления деятельности учреждений и органов УИС содержатся также в нормах подзаконных актов иных отраслей права (экологического, финансового, в области здравоохранения, страхования и т. д.).

В сфере осуществления кадровой политики УИС применительно к подразделениям службы отдела охраны можно выделить:

В отдельную группу можно выделить документы, непосредственно регламентирующие вопросы организации и осуществления охраны:

Кроме того, вопросам нормативного сопровождения рассматриваемого направления работы органов и учреждений УИС посвящены различного рода указания, распоряжения и обзоры Минюста России и центрального аппарата ФСИН России.

Отдельно следует отметить передовой опыт различных территориальных органов УИС, отраженный в ведомственной периодической печати и специальной литературе, где представлена информация, затрагивающая вопросы организации охраны, а также даются рекомендации по вопросам теории и практики реализации функций охраны.

Данная группа документов является основой непосредственной организации и осуществления повседневной служебной деятельности отделов охраны УИС, от своевременного правового регулирования данной деятельности зависит ее эффективность.

В результате необходимо подчеркнуть, что за последнее время в стране в целом и в уголовно- исполнительной системе в частности проделана значительная работа по приведению норм уголовно-исполнительного законодательства и ведомственных актов, касающихся исследуемых вопросов, в соответствие с международными стандартами и реалиями объективной действительности. Однако существует еще ряд правовых пробелов (действия в той или иной ситуации не получили законодательного подтверждения) и неясностей, что создает предпосылки для правовых или организационных ошибок при решении вопросов, связанных со служебной деятельностью отделов охраны.

2. Организация и осуществление контроля за выполнением служебных задач по охране исправительных учреждений и следственных изоляторов

Успешное и эффективное выполнение поставленных перед подразделениями охраны ИУ задач зависит от степени организации контроля з функционированием данных учреждений. Контроль является разновидностью деятельности по управлению объектами и процессами с целью проверки выполнения законов, приказов, решений и иных НПА.

НПА, регламентирующие вопросы охраны пенитенциарных учреждений также закрепляют в себе и требования к осуществлению контроля за выполнением служебных задач по охране исправительных учреждений и следственных изоляторов: непрерывность, своевременное качественное и точное выполнение поставленных задач, оказание практической помощи, изучение и обобщение положительного опыта, устранение недостатков и причин их появления. В территориальных органах УИС разрабатываются ежемесячный график контроля за службой караулов должностными лицами, допущенными приказом к данной проверке. Эта функция возлагается на начальника отдела организации службы охраны во взаимодействии с заместителем начальника террит. Органа УИС.

В первую очередь контролируются своевременность получения, доведение до сотрудников и организация выполнения новых НПА, регламентирующих деятельность подразделений охраны ИУ, качество выполнения служебных задач, готовность караулов к действиям при осложнение оперативной обстановки в ИУ, возникновении чрезвычайных обстоятельств, организация взаимодействия и управления. Служба караулов контролируется на различных этапах выполнения служебных задач.

Важным значением в осуществлении контроля является повышение значимости института кураторства, когда каждый сотрудник территориального органа УИС несет персональную ответственность за определенное направление деятельности курируемой службы или отдела учреждения, что способствует эффективности реализации организационно – управленческой функции, включая исключение формализма и самоустранение оказания практической и методической помощи учреждениям.

В территориальных органах существует практика подведения итогов выполнения служебных задач по охране учреждений и их объектов. Наиболее проблемные вопросы выносятся на коллегиальное рассмотрение при начальнике территориального органа УИС. По итогам таких рассмотрений выносятся управленческие решения, направленные на повышение эффективности использования сил и средств в обеспечении надежности охраны учреждений и их объектов, осуществления качественного контроля за выполнением в учреждениях требований различных НПА в данной сфере деятельности.

Мы считаем, что с целью повышения контроля наиболее нужным следует считать повышение уровня спроса с должностных лиц учреждений и кураторов в территориальных органах УИС, включая такую форму реагирования как освобождение в установленном порядке от занимаемой должности. Наиболее больше внимания следует относить и к внедрению передового опыта других территориальных органов УИС, качественному анализу обстановки и прогнозирования ее развития, своевременному устранению выявленных недостатков.

охрана исправительный учреждение правовой

Уголовно-исполнительная система, являясь одним из важнейших социально-правовых институтов государства, в значительной степени зависит от процессов и изменений, происходящих в самом государстве. Она развивается под влиянием политических, экономических и социальных течений, которые действуют в России. Очевидно, что, поскольку уголовная и уголовно-исполнительная политика базируются на общих принципах и положениях социально-экономической политики государства, вопросы их совершенствования неразрывно связаны с необходимостью совершенствования института уголовного и уголовно-процессуального права, судебной и административной политики.

Данные выводы послужили основой масштабного реформирования уголовно-исполнительной системы, которое осуществляется в рамках реализации Концепции развития уголовно – исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. В структуре ФСИН России на современном этапе подразделения службы охраны являются ключевым элементом, одной из основных служб, от качества функционирования которой зависит надежная охрана и изоляция осужденных.

В настоящее время служба охраны УИС продолжает развиваться, как это предусмотрено Концепцией развития охраны учреждений УИС на период до 2020 годаО Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 23.09.2015)

// Собрание законодательства РФ, 25.10.2010, N 43, ст. 5544 . Реализация заявленных Концепцией развития охраны задач в ходе общего реформирования УИС позволит существенно сократить проблемы и недостатки, отрицательно влияющие на качество выполнения задач и создающие предпосылки происшествий на службе.

Список использованной литературы

1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948 г. // Российская газета. 1995. 5 апреля

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод” (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с “Протоколом [N 1]” (Подписан в г. Париже 20.03.1952), “Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней” (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), “Протоколом N 7” (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984))

3. Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными: приняты на первом Конгрессе Организации Объединённых Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году, и одобрены Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31.07.1957 г. и 2076 (LXII) от 13.05.1977

4. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка: принят резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17.12.1979

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ”, 04.08.2014, N 31, ст. 4398

6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Российская газета”, N 9, 16.01.1997

7. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон РФ от 21.07.1993 г. в ред. от 29.06.2004 г. -№ 5473 1.111.0 прокуратуре Российской Федерации: Закон РФ от 17.11.1995 г. № 168

8. О совершенствовании рейтинговой оценки деятельности территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний: Приказ ФСИН РФ от 15.04.2005 N 262 (ред. от 30.07.2009) // Ведомости уголовно-исполнительной системы, N 2, 2006

10. Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы^ Приказ ФСИН РФ от 28.12.2010 N 555 || Документ опубликован не был

11. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 23.09.2015) // Собрание законодательства РФ, 25.10.2010, N 43, ст. 554

12. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р (ред. от 23.09.2015)

14. Бахтин А. Организация и осуществление надзора за осуждёнными /А. Бахтин // Ведомости уголовно- исполнительной системы. – 2012. – №5. – С. 12-15

15. Брызгалов В.Н., Макогон Н.Е. Режим в местах лишения свободы. Киев. 1076. С. 20

16. Васильев А.И., Маслихин А.В. Исполнение наказаний, связанных с мерами исправительно-трудового воздействия: учеб. пособие. Рязань, 1989. С. 33

17. Громов М.А. Организация безопасности в исправительных учреждениях: учеб. пособие. Рязань, 2005. С. 85

18. Павленко А.А., Аниськин С. И. Надзор как одно из требования режима в учреждениях ФСИН: лекция. Томск, 2006

19. Селивёрстов В.И. Уголовно-исполнительное право России Под ред. В.И. Селивёрстова. – М.: ЮРИСТЪ. – 2013

20. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. М., 1982. С. 38

21. Советское исправительно-трудовое право. Особенная часть: учебник / под ред. Стручкова, В.А. Фефелова. Рязань, 1987. С. 159.

22. Южанин В.Е. Уголовно-исполнительное право: учебник в 2-х т. Т. 2: Особенная под общ. ред. Ю.И. Калинина. М.; Рязань, 2016. С. 154.

23. Бахтин А. Организация и осуществление надзора за осуждёнными /А. Бахтин // Ведомости уголовно- исполнительной системы. – 2012. – №5. – С. 12-15


В данной статье рассматриваются особенности использования инженерно-технических средств охраны и надзора в пенитенциарных учреждениях уголовно-исполнительной системы, анализируются правовые положения области уголовно-исполнительного регулирования.

Ключевые слова : уголовно-исполнительное право, пенитенциарные учреждения, инженерно-технические средства охраны и надзора.

This article examines the features of the use of engineering and technical means of protection and supervision in penitentiary institutions of the penal system, analyzes the legal provisions of the field of criminal executive regulation.

Keywords: penal law, penitentiary institutions, engineering and technical means of protection and supervision.

Актуальность темы научного исследования обусловлена процессом реформирования уголовно-исполнительной системы России, модернизацией процесса исполнения наказаний, поиском путей совершенствования деятельности по предупреждению правонарушений в учреждениях, исполняющих наказания, повышением ее эффективности на основе достижений научно-технического прогресса.

Технические средства охраны и надзора в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, применяются с целью предупреждения в пресечении побегов, других преступлений, нарушений осужденными установленного порядка отбывания наказания, повышения эффективности надзора за ними, получения необходимой информации об их поведении.

На данном этапе развития уголовно-исполнительной системы используется комплексное применение инженерных и технических средств охраны и надзора.

При недостатке необходимых технических средств опасных в побеговом отношении участки дополнительно усиливают соответствующими инженерными средствами.

В учреждениях, исполняющих наказания, для достижения целей и решения задач уголовно-исполнительного законодательства, обеспечения правопорядка применяется различная по своему назначению техника.

С одной стороны, техника — это совокупность средств деятельности, создаваемых для осуществления процесса производства, с другой совокупная характеристика используемых для достижения цели навыков и приемов.

Основные направления повышения уровня безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы предусматривают создание системы противодействия преступному поведению осужденных на основе применения современных инженерно-технических средств охраны и надзора. Модернизация инженерно-технического оснащения исправительных учреждений, следственных изоляторов и объектов специальных подразделений по конвоированию — это целенаправленные организационно-практические мероприятия по оборудованию объектов инженерно-технических средств охраны и надзора.

Проблема технических средств подробно рассматривалась в следующих трудах: Н. Н. Жижин, И. И. Пономарев, В. А. Максимов, В. Д. Пахомов, В. И. Старков, А. Д. Безруков, B. A. Пестриков, С. С. Епифанов, С. Н. Кленов и другие.

В этих целях проводится комплекс организационно-практических мероприятий по надежной изоляции осужденных и лиц, содержащихся под стражей, и недопущению их побегов из-под охраны, а также совершенствованию системы управления, тактики применения сил и средств, усилению контроля за качеством несения службы, взаимодействию подразделений охраны и оперативно-режимных служб, модернизации системы охраны, внедрению современных интегрированных систем охраны и надзора, внедрению прогрессивных способов и методов организации службы. Вопросы повышения качества проведения мероприятий по обеспечению охраны и соблюдению режима в учреждениях УИС являются актуальными в свете модернизации инженерно-технического обеспечения.

Инженерно-технические средства охраны и надзора (далее ИТСОН) это средства, которые применяются с целью создания условий для предупреждения и пресечения побегов, других преступлений и нарушений установленного режима содержания подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, повышения эффективности надзора за ними и получения необходимой информации об их поведении, а также для обеспечения выполнения других служебных задач, возложенных на отделы охраны, конвоирования, розыска и безопасности учреждений и территориальных органов УИС ФСИН России.

Под комплексом ИТСОН понимают совокупность инженерных и технических средств охраны и надзора, входящих в состав системы безопасности учреждения и предназначенных для обеспечения выполнения установленных требований по изоляции подозреваемых, обвиняемых и осужденных, и надзору за ними, а также для выполнения задач оперативно-служебной деятельности учреждения.

Деятельность уголовно-исполнительной системы в настоящий период можно охарактеризовать как переходную в условиях административного реформирования ФСИН России в целом и переоснащения учреждений и органов УИС современными техническими средствами и новыми информационными технологиями в частности.

Сказывается явно недостаточное финансирование, столь необходимое именно сейчас, нехватка специалистов в области использования инженерно-технических средств охраны и надзора, порой их слабая подготовленность к решению новых задач, проблемы организационного характера, а также укоренившийся за последние годы подход руководства многих учреждений и органов различных уровней к проблемам технического переоснащения как ко вторичным. Поэтому предполагается модернизация и оптимизация оснащения учреждений комплексами ИТСОН.

Постоянная готовность ИТСОН к применению достигается правильной организацией их эксплуатации.

Эксплуатация ИТСОН есть совокупность процессов их подготовки и использования по назначению, а также технического обслуживания, ремонта и хранения. Она включает в себя выполнение организационно-технических мероприятий, обеспечивающих сбережение, поддержание в рабочем состоянии в процессе эксплуатации, восстановление работоспособности и ресурсов ИТСОН и их хранение [1, c. 34].

В зависимости от технического состояния ИТСОН оцениваются как исправные или неисправные и как работоспособные или неработоспособные.

ИТСОН считаются исправными, если они соответствуют всем требованиям, установленным нормативными документами (техническими условиями, формулярами, паспортами). ИТСОН считаются работоспособными, если они выполняют все свои функции, сохраняя значение заданных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией. В отличие от исправных, работоспособные ИТСОН могут иметь дефекты, непосредственно не влияющие на выполнение ИТСОН своих функций (следы коррозии, нарушение декоративных покрытий, перегорание сигнальных лампочек и др.).

Под техническим обслуживанием понимают комплекс организационных и технических мероприятий, обеспечивающих исправное состояние ИТСОН в процессе их эксплуатации. Основу технического обслуживания составляют регламентные работы [2, c 76].

Также приоритетными направлениями инженерно-технического обеспечения являются оборудование охраняемых объектов современными интегрированными системами безопасности, повышение сдерживающих свойств инженерных средств охраны, совершенствование нормативно-правовой базы уголовно-исполнительной системы.

Понятие комплекса ИТСОН, определяется, как совокупность ограждений, инженерных заграждений и конструкций охранно-надзорного предназначения, технических средств сбора и обработки информации, технических средств охранной сигнализации, охранного телевидения, контроля и управления доступом, оперативной связи и оповещения, а также бесперебойного электропитания и охранного освещения, установленных и применяемых на объекте УИС, составляет комплекс ИТСОН [3, c 40]. Важной составной частью этого комплекса является аппаратура противодействия несанкционированному использованию аппаратов сотовой связи, поисково-досмотровая и другая специальная техника.

Стоит отметить, что она должна повышать эффективность применения ИТСОН в целом. Под эффективностью применения ИТСОН понимается их использование с целью усиления надежности охраны объектов, изоляции осужденных и надзора за ними на объектах охраны территориальных органов ФСИН России, а также их роль в оповещении личного состава караула и дежурных смен о совершаемых побегах и в задержании нарушителей в пределах запретной зоны охраняемого объекта.

  1. Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний: Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314// Собрании законодательства Российской Федерации.– 2004. — № 42, ст. 4109.
  2. Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 4 сентября 2006 г. № 279.
  3. Об утверждении Руководства по технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора, применяемых для оборудования объектов УИС: приказ ФСИН России от 18 августа 2006 г. № 574 // Ведомости уголовно-исполнительной системы.– № 5 -7.– 2007.
  4. Акчурин А. В. История разработки проблем расследования преступлений, совершаемых осужденными в исправительных учреждениях / А. В. Акчурин // Человек: преступление и наказание. — 2016. — № 1 (92). — С. 35–43.

Основные термины (генерируются автоматически): инженерно-техническое средство охраны, уголовно-исполнительная система, надзор, комплекс, Россия, техническое обслуживание, техническое средство охраны, учреждение, инженерно-техническое обеспечение, необходимая информация.

Читайте также: