Организация обучения населения мерам пожарной безопасности конспект

Обновлено: 05.07.2024

Обучение мерам пожарной безопасности - целенаправленная деятельность уч­реждений и должностных лиц по организации и обеспечению изучения гражданами требований пожар­ной безопасности, в том числе мер по предупреждению пожаров, организации их тушения, действий по спа­сению жизни людей и имущества при возникновении пожаров.

Обучение населения мерам пожарной безопасности - одна из функций системы обеспечения пожарной безопасности. Обучение мерам пожарной безопасности направлено на 4 основные группы населения:

III группа - спе­циалисты других министерств и ведомств, руководители, рабочие и служащие учреждений, организаций различных форм собственности. Обучение мерам пожарной безопасности проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответст­вии с нормативными документами по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденным соответст­вующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованным в порядке, установлен­ном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Основными формами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являют­ся противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум.

Противопожарный инструктаж - это доведение до работников предприятий основных требований пожарной безопасности, изучение техноло­гических процессов производства, оборудования, средств противопожарной защиты и действий в слу­чае возникновения пожара. Противопожарный инструктаж проводится в соответствии с типовой про­граммой обучения. Противопожарные инструктажи в зависимости от характера и времени проведения подразделяются на следующие виды:

  • вводный;
  • первичный;
  • повторный;
  • внеплановый;
  • целевой.

Вводный про­тивопожарный инструктаж проводится со всеми вновь принятыми работниками, независимо от занимаемой должности и профессии. Инструктаж проводит лицо, ответственное за обеспечение пожарной безопасности на предприятии. При этом инструктируемые должны быть ознакомлены:

  • с состоянием условий пожарной безопасности на предприятии;
  • с законодательными, НПА и нормативно-техническими документами по пожарной безопасности, коллективным договором (соглашением) на предприятии;
  • своими должно­стными (производственными) обязанностями по обеспечению пожарной безопасности на предприятии.

Первичный противопожарный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте перед началом рабочей деятельности со всеми принятыми на работу, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, учащимися и студентами, прибывающими на производственную практику или обучение, с работниками, выполняющими новую для них работу, а также со строителями при выполне­нии строительно-монтажных и реставрационных работ на территории действующего предприятия. Противо­пожарный инструктаж имеет целью привить инструктируемым навыки безопасной работы с учётом их специальности и пожарной опасности сырья и материалов, применяемых в технологических процессах производства, ознакомить с имеющимися на рабочем месте средствами пожаротушения, пожарной связи и правилами их применения в случае пожара. Проведение инструктажа осуществляется лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в подразделении.

Повторный противопожарный инструктаж проводится один раз в год с работниками предприятия лицом, ответственным за обеспече­ние пожарной безопасности в подразделении, с целью закрепления знаний мер пожарной безопасности.

Внеплановый противопожарный инструктаж проводится лицом, ответственным за обеспечение пожар­ной безопасности в подразделении, с целью:

  • изучения вновь принятых или измененных законодатель­ных и НПА и нормативных актов в области пожарной безопасности;
  • ознакомления с технологическими процессами и оборудованием при их замене или изменениях, требующих дополнительных знаний обслу­живающим персоналом мер пожарной безопасности;
  • дополнительного изучения мер пожарной безопас­ности по требованию представителей ГПС, при выявлении ими недостаточных знаний у работников предприятий;
  • изучения новых обязанностей и мер пожарной безопасности работниками подразделений при переводе их на другую работу;
  • повторения основных требований, обязанностей и НПА по мерам пожарной безопасности при перерыве в работе более года;
  • недопущения нарушений работниками подразделений мер пожарной безопасности, являющихся причинами возникновения пожара.

Целевой противопожар­ный инструктаж проходят работники предприятий, подразделений, направленные для выполнения разо­вых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности:

  • погрузка, выгрузка, уборка территории; разовые работы вне предприятия, цеха и тому подобное;
  • ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;
  • производства работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие документы;
  • проведения экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и другое).

Результаты проверки знаний мер пожарной безопасности за­носятся в журнал с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а при выполнении работ по наряду-допуску или разрешению - в них. Лица, не прошедшие проверку знаний мер пожарной безопасности из-за неудовлетворительной подготовки, к работе не допускаются. Они обязаны пройти повторную проверку знаний.

Пожарно-технический минимум - основной вид обучения работников ор­ганизаций мерам пожарной безопасности, целью которого является повышение уровня знаний, соответ­ствующих особенностям производства, и усвоение специальных ППБ. По программам пожарно-технического минимума на базе учебных комбинатов обучаются:

  • руководители организаций;
  • специалисты округов, осуществляющие взаимодейст­вие с представителями ГПС;
  • главные специалисты (технологи, механики, энергетики и так далее) организаций;
  • лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в организации, учреждении; с
  • пециалисты управления образования районов (округов), ответственных за преподавание в учебных заведениях предмета ОБЖ.

По программам пожарно-технического минимума непосредственно в организациях, учреждениях обучаются:

  • руководители подразделений организации;
  • лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подраз­делениях;
  • инженерно-технические работники взрыво- и пожароопасных объектов, подразделений;
  • рабочие и служащие взрыво- и пожароопасных производств;
  • рабочие, осуществляющие пожароопасные работы;
  • газоэлектросварщики;
  • воспитатели дошкольных учреждений;
  • киномеханики;
  • сотрудники, осуществ­ляющие круглосуточную охрану объектов;
  • члены ДПД (пожарных команд);

IV группа - население, с кото­рым проводится работа по профилактике пожаров по месту жительства. Работа по противопожарной пропаганде и обучение мерам пожарной безопасности населения по месту жительства возложена на руководителей жилищных организаций. Нормативно-методическое обеспечение этой работы осуществляется на региональном уровне. В рамках данного направления проводится следующая работа:

  • инструктаж при заселении в квартиры;
  • распространение листовок и другой наглядной агитации;
  • проведение разъяснительной работы в ходе проверок по фактам произошедших пожаров;
  • доведение мер пожарной безопасности до жильцов на собраниях домовых ко­митетов;
  • привлечение к данной работе СМИ.

Для каждой группы граждан разрабатываются тематиче­ские программы обучения, учитывающие категорию обучаемых, специфику профессиональной деятельности, особен­ности выполняемых обязанностей по должности и положения отраслевых документов.

Необходимость обучения населения правилам пожарной безопасности вызывается тем, что большинство пожаров происходит в жилых домах. При этом пожары в жилых домах чаще, чем другие сопровождаются гибелью и травмами людей.

Практика показывает, что пожары в жилых домах происходят, главным образом из-за незнания и несоблюдения населением правил пожарной безопасности в быту. Именно поэтому основными причинами пожаров в жилом секторе на протяжении продолжительного времени остаются неосторожное обращение с огнем, небрежное пользование нагревательными при борами и предметами бытовой химии, нарушение правил эксплуатации электропроводок, различных токоприемников и газовых плит, детская шалость с огнем. Порядок обучения населения правилам пожарной безопасности регламентируется рядом документов, прежде всего Правилам и пожарной безопасности для жилых домов, административных зданий” общежитии,гостиниц и индивидуальных гаражей. Согласно этим правилам, ответственность за пожарную безопасность жилых домов местных Советов и ведомств, а также общежитий возлагается на управляющих домами, комендантов, начальников и главных инженеров жилищно-эксплуатационных коммунальных отделов.

Отсюда вытекает необходимость самого непосредственного участия этих категорий лиц в работе по обучению населения правилам пожарной безопасности в жилых домах. Организуя обучение населения в районах, для координации этой работы целесообразно создать специальные штабы или комиссии во главе с заместителями председателей райисполкомов. Весь жилой сектор в сельской местности разбивают на участки по сельским и поселковым Советам, а в городах по домоуправлениям, ЖКО, ЖСК, ДЭЗ, а также кварталам и уличным комитетам (для, жилых домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности). За каждым таким участком решением исполкома закрепляется организатор обучения. Организаторами обучения могут быть работники местных органов пожарной охраны, управляющие домами, начальники и инженеры жилишно-эксплуатационных организаций. Общественных инструкторов готовят во всех районах.

За каждым из них закрепляют определенную группу жилых домов, сельский населенный пункт (их может быть несколько, если они небольшие, это может быть часть крупного населенного пункта). В поселках и городах за инструкторами закрепляют улицы (желательно по участкам уличных комитетов), квартал, микрорайоны, домоуправления, ЖКО, ЖСК, ДЭЗ, а в больших дворax – подъезды. Последовательность обучения населения определяется специальными графиками, составляемыми организаторами обучения совместно с общественными инструкторами. Обучение вначале надо сосредоточить в тех жилых районах и домах, где наиболее часто происходят пожары и загорания.

Формы обучения населения правилам пожарной безопасности по месту жительства рекомендуются следующие:
-индивидуальное обучение в составе одной, двух или трех семей (как основная форма);
-групповые инструктивные беседы;
-проведение противопожарного инструктажа новоселов.

В сельских населенных пунктах в летнее время эту работу можно проводить на улице, собирая в одном из дворов жильцов нескольких домов. Групповые инструктивные беседы рекомендуется устраивать также для людей, проживающих в общежитиях и домах гостиничного типа, где имеется возможность собрать однородную аудиторию слушателей. Владельцев индивидуальных гаражей и садовых участков также целесообразно инструктировать группами, обращая их внимание на меры пожарной безопасности. О дне и месте проведения групповой беседы население заранее информируют, вывешивая объявления. Извещение населения о дне, месте и времени про ведения обучения можно возложить на домоуправления, ДЭЗ, ДПО, членов ЮДПД.

В качестве дополнительного мероприятия к двум названным формам обучения населения может быть рекомендован противопожарный инструктаж новоселов ответственных квартиросъемщиков. Он проводится при выдаче ключей от новых квартир в домоуправлениях. Квартиросъемщиков знакомят с решениями исполкомов местных Советов в части ответственности за сохранность и содержание в исправном состоянии жилищного фонда и соблюдения противопожарных правил, разъясняют основные меры пожарной безопасности в быту и вручают памятку по этим вопросам. Независимо от формы обучения населения (индивидуальное, по квартирам или групповое) очень важно добиться максимальной убедительности излагаемого материала. Сухая, шаблонная, без характерных примеров беседа трудно воспринимается. И наоборот, собеседование, построено на фактах реальных пожаров и иллюстрированное наглядными материалами, повышает эффект восприятия.

Учитывая это, каждый общественный инспектор должен обязательно иметь в своей рабочей папке подсобный учебный и иллюстративный материал: – копию решения (или выписку из него) исполкома местного Совета народных депутатов о проведении обучения населения правилам пожарной безопасности; типовые правила пожарной безопасности для жилых домов; примерный текст беседы; набор плакатов по правилам пожарной безопасности в быту, фотографии последствий пожаров. В процесс е обучения могут быть использованы также диафильмы и магнитофильмы. Кроме того, у инструктора! должны быть различные агитационные материалы (памятки для населения, буклеты, открытки и т. п.), которые после про ведения беседы он оставляет в квартире (доме) Обучение населения по месту жительства целесообразно сопровождать широкой пропагандой мер пожарной безопасности, используя сложившиеся на практике формы и методы этой работы. Ими могут быть тематические вечера, фестивали противопожарных фильмов, выступления пожарных работников в клубах и лекториях, выпуск сатирических стенных газет, выступления через местные радиоузлы, проведение викторин в школах, показ пожарной техники и т. д.

Однако все эти мероприятия должны рассматриваться как сопутствующие. Основное же внимание должно быть уделено самому обучению. Справки о численности обученных должны представляться общественными инструкторами организаторами обучения, который один- два раза в месяц встречается с ним и составляет сведения о ходе обучения населения по своему участку, которые затем концентрируются и обобщаются в местных органах Госпожнадзора. Наиболее добросовестных и активных общественных инструкторов за высокое качество работы целесообразно поощрять денежными премиями и ценными подарками за счет средств ДПО. При этом результаты их работы в конечном итоге должны оцениваться с учетом положения дел с пожарами на тех участках, где они проводят обучение населения. Обучение населения правилам пожарной безопасности – не кратковременная кампания. Эта работа рассчитана на несколько лет, поэтому проводить ее следует планомерно и целеустремленно. Некоторые общественные инструктора в погоне за охватом обучения населения сводят свою работу только к сбору подписей об ответственности квартиросъемщиков и владельцев домов с вручением им памяток.

Такая форма работы не может быть признана правильной. Цель обучения населения – научить людей правилам пожарной безопасности в быту и в конечном счете предупредить возможность возникновения пожаров в жилых домах

8. Основными целями обучения населения мерам пожарной безопасности являются:

формирование у граждан сознательного отношения к обеспечению пожарной безопасности в повседневной деятельности;

воспитание у населения чувства ответственности за сохранение человеческой жизни, материальных и духовных ценностей, окружающей среды от пожара.

9. Основными задачами обучения населения мерам пожарной безопасности являются:

доведение до граждан требований пожарной безопасности в различных сферах деятельности;

освоение гражданами порядка действий при возникновении пожара, способов защиты от опасных факторов пожара, правил применения первичных средств пожаротушения и оказания пострадавшим на пожаре первой медицинской помощи;

снижение числа пожаров и степени тяжести последствий от них;

развитие системы обучения населения Собинского района в сфере пожарной безопасности на основе единства принципов, форм и методов обучения, а также разграничения компетенции в указанной сфере между органами государственной власти области, органами местного самоуправления муниципальных образований области, организациями;

формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения системы обучения в сфере пожарной безопасности, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления в указанной сфере;

повышение эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, организаций и населения по обеспечению пожарной безопасности на территории области;

совершенствование форм и методов противопожарной пропаганды.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка урока

«Меры пожарной безопасности.

Разработал: учитель ОБЖ Камаев Н.Р.

План – конспект урока

1. Образовательная

- правила безопасного поведения при пожарах и способах эвакуации из горящего здания;

- основные мероприятия по защите учащихся при пожаре в здании школы;

- об основных причинах и последствиях пожара;

б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от пожаров;

в) иметь представление о последствиях пожаров и мерах, принимаемых по защите от них.

2. Воспитательная – формировать культуру безопасности жизнедеятельности, коллективизм, навыки взаимопомощи, находчивость в трудных ситуациях

* Цель использования информационной технологии на уроке:

- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

- приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, который больше смотрит и слушает, чем читает и говорит, предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

- расширить возможности эмоционально и образно подать материал.

- добиться ясных представлений у учащихся о пользе, опасностях и вреде, которые может принести огонь, и способах обеспечения пожарной безопасности в повседневной жизнедеятельности;

-продолжать формирование привычки к соблюдению правил пожарной безопасности, бережного отношения к своей жизни, таких качеств, как осмотрительность, находчивость, собранности

1.Общие сведения о пожаре. Понятие о пожаре.

2.Процесс горения, условия его возникновения и прекращения.

3.Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.

4.Основные поражающие факторы пожара и их воздействие на людей.

5.Правила безопасного поведения при эвакуации из горящего здания.

6.Паника во время пожара. Предотвращение паники.

7.Значение противопожарной службы.

Материальное обеспечение :

учебник ОБЖ 8кл. под ред. А.Т. Смирнова -2011 г,

научно-методический и информационный журнал ОБЖ (октябрь 2009), дидактические материалы ОБЖ (5-9 класс),

1) Организационный момент.

3)Изложение программного материала.

Ежегодно на территории страны происходит огромное количество пожаров от детской шалости с огнём, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое страшное при пожаре - это гибель детей.

Статистика пожаров показывает, что причиной пожаров становится незнание ими элементарных правил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с огнём, огнеопасными предметами и материалами, которые могут явиться пожарной безопасности правильным действиям в случае возникновения огненной беды.

по статистическим данным по Советскому району за 2011 год произошло :

- всего пожаров 120;

- погибло 7 человек, в том числе 2-детей;

- травмировано 27 человек;

- пожаров в жилом секторе -78;

- ущерб составил 5798700.00 рублей.

За 2012 год с 01. 01 по 29.08. 2012 года :

- в Советском районе произошло: 17 пожаров.

- в поселке Пионерский: 6 пожаров.

- материальный ущерб составил: 157000 рублей.

Опасность возникновения пожаров и тяжесть их последствий объясняется еще и тем, что пожаро опасность окружающего мира, обусловленная появлением сотен тысяч новых веществ и материалов. Открытый, понятный в своей опасности огонь, все больше прячется в электрические провода, спирали, в керамику газовых горелок, в микроволновые печи и лазерные лучи.

Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в школе, так как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил.

Вопросы безопасности детей всегда актуальны, так как самое ценное для нас – здоровье и жизнь детей.

Знакомство с условиями возникновения горения.

Горючее вещество или горючие материалы

Окислитель (О2 воздуха, окислы азота, селитры)

Источник воспламенения

ПОЖАР

-Отсутствие одного из элементов делает невозможным возникновение пожара.На скорость распространения пожара влияетогнестойкостьстроительных конструкций и возгораемость материалов, которые делятся на:

ГРУППЫ ВОЗГОРАЕМОСТИ МАТЕРИАЛОВ

Строительные материалы, которые под воздействием огня воспламеняются и тлеют. К ним относятся: древесина, целлюлоза,пластмасса

ТРУДНО-ГОРЮЧИЕ

Строительные материалы, которые под воздействием огня воспламеняются или обугливаются. К ним относятся: древесно-стружечные плиты.

Строительные материалы, которые под воздействием огня не воспламеняются и не тлеют и не обугливаются. К ним относятся: кирпич, бетон, металл, гранит

Действительно, существует так называемый треугольник огня:

В последнее время вместо треугольника выделяют четырехугольник. К трем составляющим добавился человек. 97% всех пожаров случается по вине человека.

Знакомство с причинами пожаров в зданиях.

Назовите основные причины возникновения пожара в зданиях (ответы учащихся).

Знакомство с основными поражающими факторами пожара.

Вспомните и назовите основные поражающие факторы пожара. (Ответы учащихся).

Ваши ответы верны. Действительно, поражающими факторами пожара являются:

- распространение огня открытым путем;

- потери конструкциями несущей способности.

Знакомство с правилами безопасного поведения при эвакуации из горящего здания .

Основным мероприятием по спасению людей при возникновении пожаров в зданиях является эвакуация людей.

Перечислите этапы эвакуации из здания школы. (Ответы учащихся).

1 этап- обнаружение очага возгорания;

2 этап – сигнал тревоги;

4 этап – эвакуация из здания школы;

5 этап – построение на месте сбора;

6 этап – проверка количества учащихся.

При просмотре обратите внимание на следующие вопросы:

- как надо покидать класс во время эвакуации;

- как правильно двигаться по коридору;

- отношение старшеклассников к младшим;

- дисциплина на месте сбора.

Ответьте, что является главным врагом при эвакуации из горящего здания? (паника)

Знакомство с противопожарной службой .

Как вы считаете, какова роль противопожарной службы в жизни человека? (Учащиеся отвечают).

Познакомимся с историей развития пожарной охраны.

Вторая половина XV века – начало создания пожарной службы, первые законодательные акты, касавшиеся организации службы, призванные бороться с огнем.

При Иване III в 1504 г. издаются первые противопожарные правила, касаясь жизни обывателей.

При М. Ф. Романове в 20-е годы 17 в. В Москве учреждается пожарная команда. 30 апреля 1649 г. Наказ о градском благочинии, утвержденный Алексеем Михайловичем и содержащий в себе правила предупреждения пожаров обязательные для всех. Эта дата считается днем рождения противопожарной службы.

Некоторые исторические факты :

*1470 год - пожар в Москве (осталось только три двора);

*1493 год – пожар в Кремле (сгорела вся Москва);

*1972 год – торфяные пожары в Подмосковье (всю Москву заволокло дымом);

Пожарная безопасность во времена Петра I (обязанность на всех жителей города).

24 июня 1803 г. – Александр I подписал указ о создании полицейских профессиональных пожарных команд из солдат срочной службы.

Развитие противопожарной службы в советское время.

2001 г. – ГПС вошла в состав МЧС.

4) Закрепление пройденного материала:

а) возгорание различных материалов и веществ с большим выделением тепла и дыма;

б) процесс горения, обусловленный наличием горючего материала, окислителя и температуры;

в) неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

2. Наибольшее количество пожаров в быту обусловлено:

а) неосторожным обращением человека с огнем;

б) неправильной эксплуатацией печного отопления;

в) неисправностью и неправильной эксплуатацией электроприборов.

3. Самые опасные поражающие факторы пожара — это:

а) открытый огонь и пониженная концентрация кислорода;

б) большое задымление;

в) температура среды и токсичные продукты горения.

4. Наибольшую опасность представляют пожары, возникающие:

б) в жилом секторе и общественных местах;

в) на объекте экономики.

5. Как правильно покинуть помещение, если в нем произошли пожар и задымление?

а) пригнувшись к полу;

б) дыша через мокрую ткань;

в) используя оба указанные выше приема.

5) Подведение итогов .

- Перечислите основные факторы пожара;

- Что является главным врагом при эвакуации из горящего здания?;

- Чего требует закон от граждан в области защиты населения от пожаров?

- Для чего создана пожарная служба? Ее сущность и значение; (ответы учащихся)

Действительно пожарная охрана создана для защиты населения от пожаров, для оказания помощи пострадавшим при пожаре. Известно, что без пожарной охраны не может существовать не одно государство, ни один город, поселок, любой населенный пункт. Пожар для любого из нас – это страшная беда. И в этот момент самый нужный человек на свете – это пожарный.

Читайте также: