Определение пола возрастные периоды онтогенеза человека 9 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Принято считать, что эмбриональное развитие человека делится на три стадии: начальную, зародышевую и плодную. Данные стадии, либо периоды, имеют свои специфические особенности. Рассмотрим каждую из них поподробнее.

Зародышевый период. В данный период происходит формирование первичных кровеносных сосудов. Приблизительно на 20-й день течения беременности тело зародыша отделяется от внезародышевых образований, и окончательно образуются внутренние органы. В зародышевом периоде происходит активное образование головного мозга и нервной системы. В этот период эмбрион напоминает зверька: длинный хвост с лопатообразными конечностями, голова намного больше туловища. Весьма важным моментом данного этапа эмбрионального развития считается образование плаценты, которая окончательно формируется к 6-ой неделе беременности.

На данном этапе этапе важно устранить все вредоносные факторы (алкоголь, никотин, наркотические вещества и другие), чтобы не нанести вред здоровью будущего малыша. Хорошо употреблять в пищу витамины С и А, способствующие правильному развитию плаценты. Приблизительно к 7-ой неделе завершается формирование сердца эмбриона. Уже к концу второго месяца беременности кровеносная система плода окончательно сформирована. В зародышевый период оформляется костная система и мышечная масса эмбриона. Также происходит формирование наружных половых признаков, по которым можно определить пол будущего ребенка. На третий месяц развития эмбрион уже называют плодом.

• Чем характеризуется плодный период внутриутробного развития человека?

Ответ. Плодный период начинается с девятой недели беременности. Активно формируется эндокринная система, вырабатываются гормоны, необходимые для полноценного развития организма. Формируются кисти и ступни, а на них крохотные пальчики, которыми плод совершает первые движения. Ребенок осуществляет свои первые дыхательные акты, в случае если мать не злоупотребляет алкоголем и никотином. На девятый месяц плод активно набирает массу тела, становится доношенным и зрелым и уже готов к рождению.

Вопросы после § 5

• Какую роль играют половые хромосомы в определении пола человека?

Ответ. Развитие человека начинается с зачатия – результата оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом. С этого момента определяется и пол будущего ребенка. Кто родится мальчик или девочка зависит от комбинации половых хромосом. У женщин хромосомный набор яйцеклетки ХХ, у мужчин соответственно - Х и У. При образовании гамет у женского организма все гаметы имеют одинаковую Х хромосому, а мужские гаметы представлены двумя сортами – один сорт содержит Х хромосому, второй – У хромосому. Если в зиготе при оплодотворении половые хромосомы имеют при соединении имеют сочетание ХХ, то родится девочка, а если - ХУ - то мальчик

• Каковы особенности развития детей в грудном возрасте?

Ответ. Этот период характеризуется усиленным ростом организма, быстрыми темпами развития функций всех органов и систем, а также интенсивным обменом веществ. За первый год жизни рост ребенка значительно увеличивается. Благодаря ускоренному развитию функции центральной нервной системы рано вырабатываются условные рефлексы. Быстрыми темпами происходит нервно-психическое развитие. Уже в двухмесячном возрасте все органы чувств ребенка настолько развиты, что он может улавливать и различать разнообразные сигналы внешней среды. На втором месяце ребенок улыбается, на четвертом берет игрушки, исследует их, различает взрослых людей. В этом возрастном периоде детства появляются также зачатки речи. Интенсивно развивается опорно-двигательная система – в конце первого месяца ребенок пытается распрямлять ножки, на шестой неделе – поднимает и удерживает головку, на шестом месяце сидит, к концу первого года пытается делать первые шаги.

Ответ. Период дошкольного возраста называют периодом вопросов. В это время активно проявляется интерес к окружающему миру. Ребенок задает вопросы взрослым, большая часть которых начинается со слова – почему. В это время быстрыми темпами развивается головной мозг, формируется речь. Умственное и физическое развитие во многом определяется игрой.

• В чем особенность школьного периода развития человека?

Ответ. В школьном периоде у детей закладываются все основные психические процессы, начинает формироваться личность, интеллект и потребность в социальных связях. Ведущую роль во всех этих процессах отыгрывает общение с родителями и учебная деятельность. Кроме того, огромное значение для всестороннего развития личности имеют трудовые, игровые, творческие и спортивные занятия, которые проводятся в школе. С их помощью ребенок приобретает все новые навыки и знания, а также закрепляет свои достижения.

Идет интенсивный рост организма, происходит перестройка систем внутренних органов. Под влиянием гормонов желез внутренней секреции происходит половое созревание.

Воспитание в школьном возрасте строится вокруг процессов мышления, которые становятся у ребенка доминирующими. Наглядно-образное восприятие информации заменяется словесно-логическим, поэтому школьники способны усваивать все более сложную информацию. Главным мотивом в учебном процессе является получение высоких отметок. Хорошая успеваемость становится для ребенка предметом гордости, тогда как плохая может стать причиной переживаний, плохого поведения и трудностей в коллективе. Переход к школьному обучению сопровождается периодом адаптации, когда дети сталкиваются с необходимостью быть дисциплинированными, сдержанными и организованными.

• Чем обусловлено половое созревание и почему этот период называют переходным?

Ответ. Время наступления половой зрелости у подростков подвержено значительным колебаниям и зависит от пола, условий жизни, наследственных особенностей. У мальчиков половое созревание обычно наступает позднее на 1-2 года и заканчивается к 19-20 годам. Мужские половые железы продуцируют половые гормоны – андрогены (преимущественно – тестостерон), а женские яичники – эстроген и прогестерон. В организме вырабатываются гормоны как своего, так и противоположного пола в соотношении примерно 10:1. В половых железах происходит формирование и развитие половых клеток.

О наступлении полового созревания можно судить по появлению вторичных половых признаков. У мальчиков при этом изменяется форма гортани, происходит ломка голоса, интенсивный рост мышц и скелета. О половой зрелости свидетельствуют появление менструаций у девочек и поллюций у мальчиков. Это свидетельствует о переходе к взрослой жизни.

Презентация к уроку. Тема "Определение пола". Презентация содержит некоторые исторические данные, описание механизма определения пола, задачи для закрепления.

ВложениеРазмер
genetika_pola.ppt 909 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку "Определение пола. Наследование, сцепленное с полом"

Презентация к уроку биологии в 9 классе "Определение пола. Наследование, сцепленное с полом" представляет собой мультимедийный конспект урока. Включает все этапы: актуализацию знаний, анонс темы, цели.


Определение пола и наследование признаков сцепеленных с полом

Презентация и разработка урока "Определение пола и наследование признаков сцепленных с полом".Формирование знаний о сущности механизма определения пола, о наследовании признаков сцепленных с полом. За.

Урок биологии 10 класс "Определение пола. Наследование сцепленное с полом".

Материал урока позволяет конкретизировать полученные знания и продолжить использовать генетические понятия и символы для решения задач.

Урок биологии 10 класс "Определение пола. Наследование сцепленное с полом".

Материал урока позволяет конкретизировать полученные знания и продолжить использовать генетические понятия и символы для решения задач.

урок биологии в 10 классе по теме "Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Урок проводится с использованием слайдовой презентации, которая используется в течение всего урока в качестве дополнительной информации и наглядности.Цель урока: Создать условия для .


Урок, показывающий сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом, конкретизирующий знания об особенностях половых хромосом, аутосом.


Презентация на тему "Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. Решение задач на сцепленное с полом наследование". Урок биологии 9 и 10 класс.

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в 9 и 10 классах, при изучении темы "Генетика".В данной презентации даются определения понятий аутосомы и половые хромосомы.На примере муш.

Презентация на тему: " Этапы онтогенеза человека. Генетическое определение пола." — Транскрипт:

1 Этапы онтогенеза человека. Генетическое определение пола.

2 Изучением вопросов, связанных с индивидуальным развитием организмов, занимается эмбриология (от греч. еmbryon – зародыш).

4 Что такое онтогенез? Онтогенезом, или индивидуальным развитием, называют весь период жизни особи с момента слияния сперматозоида с яйцеклеткой и образования зиготы до конца жизни. На какие? Онтогенез делится на два больших периода: 1- эмбриональный – период от образования зиготы до рождения; 2 - постэмбриональный – от рождения до конца жизни.

5 Самостоятельная работа 1. По ходу объяснения нового материала заполните таблицу, которая у вас есть в тематической карте. Образец таблицы Основные этапы Особенности этапа Схематичный рисунок

6 образование зиготы, процесс дробления стадия бластулы, стадия гаструлы Процесс гисто - и органогенеза. Этапы эмбрионального развития

7 зигота – клетка, образовавшаяся в результате оплодотворения; зигота – клетка, образовавшаяся в результате оплодотворения; бластула – многоклеточный однослойный зародыш; бластула – многоклеточный однослойный зародыш; гаструла – двухслойный, затем трехслойный зародыш; гаструла – двухслойный, затем трехслойный зародыш; нейрула - зародыш с комплексом осевых органов: нервная трубка, хорда, кишечная трубка. нейрула - зародыш с комплексом осевых органов: нервная трубка, хорда, кишечная трубка.

8 Развитие организма начинается с одноклеточной стадии, которая происходит с момента слияния сперматозоида и яйцеклетки. I. Дробление

9 зигота – клетка, образовавшаяся в результате оплодотворения;

10 Возникшее при оплодотворении ядро, обычно уже через несколько минут начинает делиться, вместе с ним делиться и цитоплазма. Образующиеся клетки, ещё сильно отличаются от клеток взрослого организма, называются бластомерами (от греч. blastos – зародыш, meros – часть). При делении бластомеров размеры их не увеличиваются, поэтому процесс деления носит название дробления.

11 Дробление завершается образованием однослойного многоклеточного зародыша – бластулы.

12 бластула – многоклеточный однослойный зародыш;

13 Совокупность процессов, приводящих к образованию гаструлы, называется гаструляцией. Гаструла ( от греч. Gaster – желудок) – зародыш, состоящий из двух зародышевых листков: эктодермы ( от греч. ectos – находящийся снаружи); энтодермы ( от греч. entos – находящийся внутри); II. Гаструляция

14 гаструла – двухслойный, затем трехслойный зародыш;

15 нейрула - зародыш с комплексом осевых органов: нервная трубка, хорда, кишечная трубка.

16 IV.Гисто- и органогенез Органогенез – закладка из зародышевых листков различных органов, специализация клеток.

17 Сравните свои данные с данными заполненной таблицы.

18 1- эмбриональный – период от образования зиготы до рождения;

19 Дайте ответ: Индивидуальное развитие организма – это… Индивидуальное развитие организма – это… Оплодотворенная яйцеклетка – это… Оплодотворенная яйцеклетка – это… Ряд митотических делений следующих друг за другом - … Ряд митотических делений следующих друг за другом - … Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри - … Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри - … Двухслойный зародыш с полостью внутри - … Двухслойный зародыш с полостью внутри - … Наружный слой клеток двухслойного зародыша- … Наружный слой клеток двухслойного зародыша- … Внутренний слой клеток двухслойного зародыша - … Внутренний слой клеток двухслойного зародыша - … Третий зародышевый листок – это… Третий зародышевый листок – это… Закрепление.

20 Период начинается с рождения человека, заканчивается его смертью. Различают следующие стадии развития: -новорожденный возраст; ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

21 -грудной возраст – до 12 месяцев;

22 -дошкольный возраст – до 7 лет;

23 -подростковый возраст – от 10 до 18 лет

24 -зрелость – от 18 до 45 лет;

25 -менопауза – возраст 48 – 54 лет;

26 -старость – самый последний период жизни человека

27 Генетическое определение пола человека

28 Пол - это совокупность морфологических, физиологических, биохимических и других признаков организма, которые отличают мужчину от женщины. ПОЛ МужскойЖенский

29 Хромосомы Аутосомы хромосомы, одинаковые у обоих полов Половые хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются Виды хромосом

30 Набор хромосом человека Всего : 46 хромосом (23 пары) Аутосомы: 44 (22 пары) Половых: 2 (1 пара)

31 Хромосомный набор человека Хромосомный набор женщины Хромосомный набор мужчины.

33 У человека решающую роль в определении пола играет У-хромосома. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х- хромосому, развивается женский организм. Следовательно, женщины имеют одну Х- хромосому от отца и одну Х-хромосому от матери. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим У-хромосому, развивается мужской организм. Мужчина (ХУ) получает Х-хромосому только от матери. Хромосомный механизм определения пола у человека

35 Гонадный пол(настоящий пол) До 9-10 недель внутриутробного развития зачатки половых желёз у мальчиков и у девочек одинаковые. После этого срока в соответствии с генетической программой у мальчиков развиваются яички, а у девочек – яичники.

36 Гормональный пол Как только у плода появляются половые железы, они начинают производить гормоны : андрогены(с греч. мужчина) и эстрогены ( с греч. стремление). Оба вида гормонов образуются как женскими, так и мужскими железами, только в разных количествах. Эти гормоны обеспечивают формирование внешних и внутренних половых органов. Процессы полового созревания и развития вторичных половых признаков.

37 Существует 5 типов хромосомного определения пола: Интересная страничка

38 Организм в котором образуются одинаковые гаметы называется гомогаметный (чаще всего женский). Организм в котором образуются разные гаметы называется гетерогаметный (чаще мужской). Хромосомная теория определения пола

39 Характерен для млекопитающих, в том числе для человека, червей, ракообразных, большинства насекомых, земноводных, некоторых рыб 1 тип ХХ, ХУ

40 Характерен для птиц, пресмыкающихся, некоторых земноводных и рыб, некоторых насекомых (чешуекрылых) 2 тип ХУ ХХ

41 (0 обозначает отсутствие хромосом) встречается у некоторых насекомых (прямокрылые) 3 тип ХУ Х0

42 Встречается у некоторых насекомых (равнокрылые- цикады, тли) 4 тип Х0 ХУ

43 Встречается у пчел и муравьев: самцы развиваются из неоплодотворенных гаплоидных яйцеклеток (партеногенез), самки – из оплодотворенных диплоидных). 5 тип Гаплоидно- диплоидный тип 2n n

Раздел ЕГЭ: 3.3. Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов

Онтогенез (индивидуальное развитие) включает весь период жизни особи от зиготы до смерти. Различают два периода: эмбриональный и постэмбриональный.

Онтогенез

Эмбриональный период

Эмбриональный период (зародышевое развитие) — период онтогенеза от образования зиготы в процессе оплодотворения до рождения или выхода из яйцевых оболочек.

Этапы эмбрионального периода

В процессе дробления зигота многократно делится, при этом размеры дочерних клеток-бластомеров становятся всё меньше, так как после деления они не растут. В результате дробления образуется однослойный многоклеточный зародыш — бластула. Он напоминает полый шар с эпителиальной стенкой (бластодермой) и центральной полостью (бластоцелью, или первичной полостью тела), которая заполнена жидкостью.

После дробления наступает процесс гаструляции, который характеризуется перемещением части клеточного материала с поверхности внутрь, на места будущих органов. В результате образуется гаструла. Гаструла — чашевидный зародыш, состоящий из двух слоёв (зародышевые листки): наружный (эктодерма) и внутренний (энтодерма). На этой стадии заканчивается развитие низших животных. Нейрула — стадия закладывания внутренних органов (полости первичной кишки, нервной пластинки, хорды в случае хордовых животных). На этом этапе происходит образование третьего зародышевого листка — мезодермы, которая формируется в виде карманов — целом (вторичная полость тела).

Органогенез — дифференцировка клеток каждого зародышевого листка. В процессе органогенеза образуются ткани и органы.

Из эктодермы формируются нервная система, органы чувств, эпителий кожи с его железами и производными структурами (волосы, перья, когти и др.), эмаль зубов. Производными мезодермы являются все виды соединительной и мышечная ткани, кровеносная, выделительная и половая системы. Из энтодермы образуются эпителий средней кишки и его придаточные железы (печень, поджелудочная железа), жабры и их производные — лёгкие, плавательный пузырь и др., а также щитовидная железа.


Органогенез у хордовых связан возникновением комплекса осевых органов: нервной трубки, хорды и кишечника — и дальнейшей их дифференцировкой.

Постэмбриональный период

Постэмбриональный период развития начинается рождением или выходом из яйцевых оболочек и заканчивается смертью организма.

Постэмбриональное развитие начинается с выхода новой особи из яйцевых оболочек или (при живорождении) из организма матери. Оно подразделяется на три периода — ювенильный, пубертатный и период старения.

Этапы постэмбрионального периода

1) Ювенильный, продолжается до окончания полового созревания. Развитие организма в этот период может протекать по двум различным путям. Прямое развитие происходит, если из яйца или из организма матери выходит особь, похожая на взрослую, но меньшая по размерам и с несформированной половой системой. Другой тип развития называется непрямым и проходит с метаморфозом. Ювенильный период практически всегда сопровождается ростом организма. С одной стороны, процесс роста запрограммирован генетически, а с другой — зависит от условий существования. У человека рост контролируется целым рядом гормонов, выделяемых гипоталамусом, гипофизом, щитовидной и половыми железами.

2) Пубертатный (т. е. период зрелости). У большинства позвоночных животных он занимает, как правило, большую часть жизни.

3) Старение — это общебиологическая закономерность, свойственная живым организмам. В определенном для каждого вида возрасте в организме начинаются изменения, снижающие возможности этого организма к приспособлению к изменяющимся условиям существования.

Смерть — это прекращение жизнедеятельности организма. Однако смерть необходима для эволюционного процесса. Без смерти не происходила бы смена поколений — одна из основных движущих сил эволюции.

Типы постэмбрионального развития

  • Прямое: появившийся на свет организм имеет все основные органы, свойственные взрослому, и в дальнейшем происходит только его рост и половое созревание (рептилии, птицы, млекопитающие).
  • Непрямое: эмбриональное развитие приводит к образованию личинки, отличающейся по ряду анатомических и морфологических признаков от взрослой особи (имаго у насекомых), часто ведёт иной образ жизни (лягушки, некоторые насекомые, черви).



  • Ограниченный (закрытый): происходит в определённые периоды онтогенеза, в основном до полового созревания (насекомые, птицы, млекопитающие).
  • Неограниченный (открытый): продолжается в течение всего онтогенеза, вплоть до смерти (моллюски, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся).

типы роста

Читайте также: