Определение начала и конца звучания музыки конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Метапредметные: Создать условия для развития умений: анализировать, выделять главное, обобщать; ставить цель, планировать этапы достижения цели, осуществлять самооценку своей деятельности; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Личностные : Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам симфонической музыки (речевое высказывание). Дети должны участвовать в обсуждении прослушанной музыки, размышлять о ней. С помощью наводящих вопросов учителя дети могут размышлять и отвечать; воспитывать любовь и уважение к культуре слушания музыки.

1. Организация исполнительской деятельности: распевание, пение (15 минут)

2. Изучение нового материала – Слушание (17 минут)

Физминутка (3 минуты)

5. Рефлексия (5 минут)

Здравствуйте ребята! Меня зовут Лола Александровна, сегодня я проведу у вас урок музыки. Начнем мы его с пения. Для начала подготовим наш голос.

Послушайте строчки и скажите, знакомы ли они вам?

Буквы разные писать

Тонким пёрышком в тетрадь

Учат в школе, учат в школе,

Вычитать и умножать,

Малышей не обижать

Учат в школе, учат в школе,

Методы и приемы

Ритмический рисунок: восьмая с точкой и шестнадцатая,

Высокие скачки: кварты, октавы.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, о чем оно?

Оркестр — инструмент живой,
Он самый громкий и большой.
С душою, трепетом, огнем
Играет дирижер на нем.

Он славный музыки ценитель,
Ее он первый исполнитель,
Он предан музыке всецело,
И сердцем, и душой, и телом.
Он совершенный слух имеет
И музыкой дышать умеет.
Он — дух вливает в оркестрантов,
Он — открыватель их талантов.

Как вы уже поняли сегодня, мы поговорим об оркестре, а именно о симфоническом оркестре. Знаете ли вы что такое симфонический? Симфонический оркестр — большой коллектив музыкантов, играющих на струнных - смычковых, духовых и ударных инструментах.

Какие инструменты оркестра вы знаете? Сейчас мы прослушаем фрагмент музыкального произведения, попытайтесь вспомнить, как оно называется, и какой инструмент вы услышали?

Арфа - щипковый струнный музыкальный инструмент. Звук которой извлекается щипком пальцев. Именно в Адажио Щелкунчика слышны переливы мелодии арфы. Как вы думаете, на что похожа мелодия арфы? Правильно, молодцы!

Наши ручки и ножки устали, поэтому сейчас мы немного разомнемся.

Сегодня, мы окунулись в мир музыкальных инструментов симфонического оркестра, домашним заданием будет, нарисовать любой из трех инструментов, с которыми мы сегодня познакомились. Назовите их. Спасибо за урок, до свидания!

Волшебные звуки, волны моря и т.д.

Разминают ножки и ручки

Отвечают на вопросы

Звучание похоже на птичку

Отвечают на вопросы

Музыка Шаинский В. Слова Пляцковский М.

Организовать свое рабочее место. Введение в

Л: навыки правильного пения, подготовки своего голосового аппарата

П: выделение познавательной цели – узнать и разучить песню

П: расширять свои представления о музыке;

Р: участие в учебном диалоге;

Л: эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения.

К: взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой

Л: выражение своих чувств и настроений в музыкальном слушание, понимание настроения других людей.

Р: оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Метапредметные: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

Личностные : Чувствовать связь различных видов искусства живописи и музыки, в исполнении музыкальных произведений выражать свои собственные эмоции и своё отношение к произведению.

1. Организация исполнительской деятельности: распевание, пение, разминка (18 минут)

2. Изучение нового материала – Слушание (20 минут)

5. Рефлексия (2 минуты)

Методы и приемы

Ритмический рисунок: восьмая с точкой и шестнадцатая,

Высокие скачки: кварты, октавы.

Домашним заданием было нарисовать инструменты, с которыми мы познакомились на прошлом уроке. Назовите их. Молодцы!

Сегодня на уроке у нас будут происходить различные чудеса. А поможет нам в этом…Музыка. Мы с Вами знаем, что музыка обладает волшебным свойством. Она может рассказать нам о нашей жизни, может передать любое настроение человека, его чувства, переживания. Музыка может нарисовать картины природы. И все это благодаря музыкальному языку. А может ли музыка выразить черты человеческого характера, нарисовать его портрет, как это может сделать художник. Вот об этом и будем сегодня размышлять. Сейчас мы с вами прослушаем музыкальное произведение и попробуем отгадать персонажа которого изображает нам музыка. Внимательно послушайте, и ответьте на вопросы: Какой характер у музыки? Как Вы думаете, к нам пришел обычный человек или сказочный персонаж? Как он выглядит? Что он может делать под эту музыку?

Послушайте загадку, она поможет вам понять, что же это был за персонаж:

В дремучем лесу затерялась избушка.

В избушке живет непростая старушка -

Берет помело, да в ступу садится,

И тут же над лесом взлетает, как птица!

Правильно! (Показываю портреты Бабы Яги). Вот так Бабу Ягу изобразили художники Виктор Васнецов и Иван Билибин.

Сделаем вывод нашего урока: Может ли музыка передать различные черты характера человека, нарисовать его музыкальный портрет? Сегодня мы встретились с Бабой-Ягой, увидели какой это многогранный образ, и как его воплотили в своем творчестве музыканты и художники.

Л: навыки правильного пения, подготовки своего голосового аппарата

П: выделение познавательной цели – узнать и разучить песню

П: расширять свои представления о музыке;

Л: эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения.

Л: выражение своих чувств и настроений в музыкальном слушание, понимание настроения других людей.

Р: оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Метапредметные: Установка на восприятие: прозвучит новое произведение. Поведение ребёнка во время прослушиваемой музыки (мобилизация внимания, организация внимания, формирование эмоционального состояния). Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Личностные : Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам симфонической музыки (речевое высказывание). Дети должны участвовать в обсуждении прослушанной музыки, размышлять о ней. С помощью наводящих вопросов учителя дети могут размышлять и отвечать; воспитывать любовь и уважение к культуре слушания музыки.

1. Организационный момент – актуализация знаний (2 минуты)

2. Изучение нового материала – Слушание (12 минут)

3. Организация исполнительской деятельности – Распевание (5 минут)

4. Пение – слушание (15 минут)

5. Рефлексия (3 минуты)

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь! На прошлых уроках вы познакомились с оперой и слушали отрывок из оперы. Как называется опера, с которой вы познакомились? Как называется произведение, которое вы слушали? А кто же их автор? Глинка является основоположником русской классической музыки, почему? Да, он написал первую русскую оперу.

Сегодня мы с вами ощутили культуру Испанского народа, зарядились энергией, а теперь мы побудем настоящими дирижерами и покажем нашу с вами энергию в движении наших рук (звучат по очереди музыкальные произведения, дети показывают музыку руками так, как они ее слышат).

Молодцы! Садимся на свои места.

Сегодня мы познакомимся с новой песней, но перед этим подготовим свой голос к пению. На прошлых занятиях вы выучили песню, как она называется? Сейчас мы ее с вами вспомним (поем песню целиком). Молодцы!

Методы и приемы

Ритмический рисунок: синкопы, шестнадцатые, замыкание фраз.

Повышенные ноты: ми бемоль, соль диез.

помощь инструмента (подыгрывание мелодии);

показ звуковысотности; прохлопать ритм.

Молодцы! С творчеством, какого композитора мы сегодня с вами познакомились? Как называется произведение, которое мы прослушали? Запомнили ли вы ребята, какой инструмент использовал Глинка в своем произведении? Мы окунулись в культуру Испанского народа и разучили песню Александра Ермолова, которая называется? Правильно! Молодцы! Ребята, которые работали на уроке подойдите ко мне с дневниками. Урок подошел к концу, до свидания!

Дети слушают произведение, отвечают на вопросы

Энергичный темп, громкая динамика, высокий регистр, мелодия скачкообразная, масштабная, мажорный лад, оркестровое исполнение

Дети хлопают ритм

Дети слушают показ песни; о детях; разучивание песни

Дети повторяют за учителем и поют

Организовать свое рабочее место. Введение в урок

П: расширять свои представления о музыке;

Р: участие в учебном диалоге;

Л: эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения.

К: взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой

Л: выражение своих чувств и настроений в музыкальном исполнительстве, понимание настроения других людей.

Л: навыки правильного пения, подготовки своего голосового аппарата

П: выделение познавательной цели – узнать и разучить песню

Р: оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Метапредметные: Установка на восприятие: прозвучит новое произведение. Поведение ребёнка во время прослушиваемой музыки (мобилизация внимания, организация внимания, формирование эмоционального состояния). Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Личностные : Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам симфонической музыки (речевое высказывание). Дети должны участвовать в обсуждении прослушанной музыки, размышлять о ней. С помощью наводящих вопросов учителя дети могут размышлять и отвечать; воспитывать любовь и уважение к культуре слушания музыки.

1. Организационный момент – актуализация знаний (2 минуты)

2. Изучение нового материала – Слушание (15 минут)

3. Организация исполнительской деятельности – Распевание (5 минут)

4. Пение – слушание (10 минут)

5. Рефлексия (5 минуты)

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь!

«Сейчас музыкальный начнётся урок,

Об этом сказал нам весёлый звонок,

Сказал, заливаясь, на ноте высокой,

А теперь встанем со своих мест и немного разомнемся.

Методы и приемы

Ритмический рисунок: четверть с точкой и восьмая, паузы.

Высокие скачки: квинты, кварты, сексты в куплетах и припеве,

Повышенные ноты: ми диез, си диез

помощь инструмента (подыгрывание мелодии);

показ звуковысотности; прохлопать ритм.

Молодцы! С творчеством, какого композитора мы сегодня с вами познакомились? Как называется произведение, которое мы прослушали? Обратите внимание на доску, герои сказки и инструменты перемешались и Петя со зверятами не смогут исполнить свои темы. Распределите инструменты так, как они должны быть. Молодцы! Сегодня мы разучили новую песню Юрия Чичкова, как она называется? Правильно! Молодцы! Ребята, которые работали на уроке подойдите ко мне с дневниками. Урок подошел к концу, до свидания!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Формирование умения различать тихое и громкое звучание музыки

Формирование умения определять начало и конец звучания музыки

Формирование умения различать быструю, умеренную и медленную музыку

Формирование умения различать колыбельную песню и марш

Формирование умения различать веселую и грустную музыку

Формирование умения узнавать знакомую песню

Формирование умения различать высокие и низкие звуки

Формирование умения определять характер музыки

Формирование умения узнавать знакомую мелодию, исполненную на разных музыкальных инструментах

Формирование умения различать хоровое и сольное исполнение произведения

Формирование умения определять музыкальный стиль произведения

Формирование умения узнавать оркестр, в исполнении которого звучит музыкальное произведение

Формирование умения соотносить музыкальные образы с персонажами художественных произведений

Формирование умения подражать характерным звукам

во время звучания знакомой песни

Формирование умения подпевать отдельные или повторяющиеся звуки, слоги и слова

Формирование умения подпевать повторяющиеся интонации припева песни

Формирование умения петь слова песни

Формирование умения выразительно петь с соблюдением динамических оттенков

Формирование умения петь в хоре

Формирование умения различать части музыкального произведения

3. Движение под музыку.

Формирование умения топать под музыку

Формирование умения хлопать в ладоши

Формирование умения покачиваться с одной ноги на другую ногу

Формирование умения начинать движение под музыку вместе с началом ее звучания и останавливаться по ее окончании

Формирование умения двигаться под музыку разного характера (ходить, бегать, прыгать, кружиться)

Формирование умения выполнять под музыку действий с предметами

Формирование умения выполнять движения разными частями тела под музыку

Формирование умения соблюдать последовательность простейших танцевальных движений

Формирование умения передавать простейшие движения знакомых животных

Формирование умения выполнять движения, соответствующие словам песни

Формирование умения соблюдать последовательность движений в соответствии с исполняемой ролью при инсценировке песни

Формирование умения двигаться под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе

Формирование умения ритмично ходить под музыку

Формирование умения ускорять и замедлять движение под музыку

Формирование умения менять движение в соответствии с изменением музыкального метроритма

Формирование умения реагировать сменой движений на двухчастную форму произведения

Формирование умения реагировать сменой движений на изменение силы звучания

Формирование умения выполнять танцевальные движения в паре

Формирование умения выполнять развернутые движения одного образа

Формирование умения имитировать игру на музыкальных инструментах

Формирование умения различать музыкальные инструменты, сходные и контрастные по звучанию

Формирование умения осваивать приемы игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд

Формирование умения играть тихо и громко на музыкальном инструменте

Формирование умения сопровождать мелодию игрой на музыкальном инструменте

Формирование умения своевременно вступать и заканчивать игру на музыкальном инструменте

Формирование умения осваивать приемы игры на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд

Формирование умения сопровождать мелодию ритмичной игрой на музыкальном инструменте

Формирование умения играть в ансамбле

Формирование умения слушать (различать) тихое и громкое звучание музыки

Ожидаемый результат:

слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки

Методические рекомендации:

Работа начинается с прослушивания громких и тихих звуков, издаваемых музыкальным инструментом, например, барабаном. Когда учитель слабо ударяет по барабану - ребенок слышит тихий звук, когда учитель сильно ударяет по барабану - ребенок слышит громкий звук. Различая звуки, ребенок учится пользоваться, например, карточками одного цвета, но разной насыщенности тона, например: темно-синий цвет обозначает громкий звук, голубой цвет обозначает тихий звук. Для обозначения громкости звука можно использовать контрастные цвета, например, красный — громко, синий — тихо. Аналогичная работа проводится при слушании разной по громкости музыки. Слушая тихое и громкое звучание музыки, ребенку предлагают похлопать в ладоши. Учитель показывает, как нужно хлопать, когда меняется громкость звучания. Для обозначения тихого и громкого звучания музыки ребенок продолжает учиться пользоваться карточками одного цвета, но разной насыщенности тона, например: темно-синий цвет обозначает громкое звучание музыки, голубой цвет обозначает тихое звучание музыки, или карточками контрастных цветов

Формирование умения определять начало и конец звучания музыки

Ожидаемый результат:

определение начала и конца звучания музыки

Методические рекомендации:

Когда ребенок начинает учиться различать начало и конец звучания музыки, используется сигнал, например, хлопок в ладоши. Учитель дает образец выполнения действия. Постепенно ребенок запоминает музыкальную композицию и самостоятельно показывает начало и конец звучания музыки.

Формирование умения слушать (различать) быструю, умеренную и медленную музыку

Ожидаемый результат:

слушание (различение) быстрой, умеренной и медленной музыки

Методические рекомендации:

Слушая музыку, ребенок топает ногами (медленная музыка — редко, быстрая музыка - часто). Для обозначения разного темпа вводятся картинки, например, с изображениями животных: улитка, которая обозначает медленный темп, зайчик, который обозначает быстрый темп, и т.д.

Формирование умения слушать (различать) колыбельную песню и марш

Ожидаемый результат:

слушание (различение) колыбельной песни и марша

Методические рекомендации:

Формирование умения слушать (различать) веселую и грустную музыку

Ожидаемый результат:

слушание (различение) веселой и грустной музыки

Методические рекомендации:

Формирование умения узнавать знакомую песню

Ожидаемый результат:

узнавание знакомой песни

Методические рекомендации:

При первичном знакомстве с песней вводится предмет или картинка, обозначающая, о ком или о чем поется в этой песне. Услышав знакомую песню, ребенок выбирает предмет (картинку) или несколько картинок, соответствующих этой песне. При разборе содержания текста песни, учитель также использует серию сюжетных картинок. Ребенок учится с опорой на наглядность прослеживать последовательность событий в песне.

Формирование умения слушать (различать) высокие и низкие звуки

Ожидаемый результат:

слушание (различение) высоких и низких звуков

Методические рекомендации:

В работе используют два одинаковых инструмента (колокольчики, треугольники) с высоким и низким звучанием или один инструмент (ксилофон, металлофон, пианино), имеющий звукоряд. Для обозначения высокого и низкого звучания рекомендуем использовать картинки с изображением животных. Если учитель играет в высоком регистре, ребенок показывает картинку с изображением детеныша животного. Когда учитель играет в низком регистре, ребенок показывает картинку с изображением взрослого животного. При прослушивании музыкальных произведений, в которых отчетливо слышны контрастные по высотности звуки, ребенок обозначает высотность звуков теми же картинками.

Формирование умения определять характер музыки

Ожидаемый результат:

определение характера музыки

Методические рекомендации:

Формирование умения узнавать знакомую мелодию, исполненную на разных музыкальных инструментах

Ожидаемый результат:

узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах

Методические рекомендации:

Для прослушивания ребенку предлагаются мелодии знакомых детских песен (без слов). После того, как ребенок научился узнавать мелодию, исполняемую на фортепиано, учитель проигрывает эту же мелодию на другом инструменте. Внимание ребенка обращается на то, что одна и та же знакомая мелодия может звучать по-разному.

Формирование умения слушать (различать ) хоровое и сольное исполнение произведения

Ожидаемый результат:

слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения

Методические рекомендации:

Формирование умения определять музыкальный стиль произведения

Ожидаемый результат:

определение музыкального стиля произведения:

Методические рекомендации:

Ребенок знакомится по отдельности с каждым музыкальным стилем: рок, джаз, поп-музыка, народная музыка, классическая музыка. При прослушивании произведения внимание обращается на характерные особенности музыкального стиля, например, при прослушивании рок-музыки мы слышим звучание, преимущественно, бас-гитары, при прослушивании народной музыки — звучание народных инструментов. Ребенок знакомится с новыми музыкальными инструментами, звучание которых характерно для музыкальных стилей, например, скрипка, саксофон, синтезатор. В работе используются картинки с изображением музыкальных инструментов, обозначающие музыкальные стили: саксофон обозначает джаз, гитара — рок-музыку, скрипка - классическую музыку, балалайка — народную музыку, синтезатор — поп-музыку.

Примерный репертуар: музыкальные произведения разных стилей.

Формирование умения слушать (узнавать) оркестр, в исполнении которого звучит музыкальное произведение

Ожидаемый результат:

слушание (узнавание) оркестра, в исполнении которого звучит музыкальное произведение:

Методические рекомендации:

Формирование умения соотносить музыкальные образы с персонажами художественных произведений

Ожидаемый результат:

соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения

Методические рекомендации:

Работа начинает с соотнесения персонажа с музыкальным образом. Ребенку предлагают послушать музыку, подходящую, например, для зайчика. Говоря о характере этой музыки, внимание обращается на то, что под нее можно прыгать, и ребенку предлагают попрыгать под эту музыку как зайчик. Затем ему предлагают послушать другую, контрастную по характеру, музыку и определить, подходит ли она для зайчика. При соотнесении музыкального образа с персонажем ребенку предлагают выбрать одно из двух музыкальных произведений, более подходящее данному персонажу. Позднее, слушая музыкальное произведение, ребенок определяет, какому персонажу, из нескольких предложенных, оно соответствует.

Формирование умения подражать характерным звукам

во время звучания знакомой песни

Ожидаемый результат:

подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни

Методические рекомендации:

Учитель предлагает ребенку вспомнить, как разговаривают разные животные. Используются игрушки и картинки с изображениями животных. Когда ребенок слушает песню о животном, учитель предлагает ему подпевать, подражая звукам животных (например, исполняется песня о кошке — ребенок мяукает).

Формирование умения подпевать отдельные или повторяющиеся звуки, слоги и слова


Методическая разработка посвящена проблеме развития творческого потенциала растущего человека через средства художественной выразительности.

В разработке раскрываются следующие вопросы: эстетическое восприятие шумовых звуков, звуков природы и звуком музыкальных инструментов.

Разработка полезна учителям музыки начальной школы и педагогам дополнительного образования.

Содержимое разработки

Цель урока: формирование представления дошкольников об окружающих нас звуках.

Задачи образовательные:

Научить детей различать шумовые и музыкальные звуки;

Развитие слухового внимания, логического мышления, творческих способностей детей

Развитие логического мышления, слухового внимания.

Воспитание чувства коллективизма у детей во время игр;

Привитие интереса к музыкальному искусству

Оборудование: лист, карандаш, пакет, телевизор, карточки (с изображением скрипичного ключа и с изображением листьев)

1 Организационный этап. Постановка целей и задач.

2. Объяснение нового материала

1 Организационный этап

Здравствуйте ребята! Сегодня мы познакомимся с различными звуками, которые нас окружают и начнем наше занятие с веселой зарядки.

Мы, ребятки дружно, вместе

Совершаем бег на месте.

Если в сердце не покой,

Громко топнули ногой!

А теперь мои хорошие

Громко хлопайте в ладоши!

Вы улыбками со всеми поделитесь!

2. Объяснение нового материала

Ребята, что мы сейчас делали? (Топали, хлопали, шумели).

Как можно назвать такие звуки? (Шумы). Совершенно верно. Давайте минуточку помолчим и прислушаемся к звукам вокруг нас.

Скажите, какие звуки вы услышали? (Ответы детей)


Правильно, всё это шумы. Давайте поиграем. Я буду загадывать шумы, а вы отгадывать.

Шумовые звуки - это немузыкальные звуки, к ним относятся и голоса природы. Что сейчас вы слышите? (Звучат звуки природы: шум дождя, вьюга, гроза, ручей, шум прибоя, шелест листьев, ветер ) Все эти звуки природы – ШУМОВЫЕ.


Слайд 2

А сейчас я вам прочитаю стихотворение Е. Королевой о разных звуках. После прослушивания вы мне скажете, какие еще существуют звуки.

Все на свете дети знают
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий рокот.

Гул машины во дворе
Лай собаки в конуре
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.

Только есть еще другие:
Не шуршание, не стуки -
Музыкальные есть звуки

И так ребята, какие еще бывают звуки? (Музыкальные)

Звуки, исполняемые на музыкальных инструментах, называются МУЗЫКАЛЬНЫМИ. К музыкальным звукам относится и пение человека.


Музыкальный звук состоит из 4х свойств:

Динамика (громкость звука)

Тембр (окраска звука) (записываем)

Давайте поиграем в игру.

Чем отличается шум от музыкального звука?

(Шум нельзя спеть, сыграть на музыкальном инструменте).

( Звучат различные звуки, если это музыкальный звук, то дети поднимают карточку с изображением скрипичного ключа, а если шумовой то карточку с листьями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать благоприятные условия для составления у обучающихся представления о поэтизации Востока русскими композиторами в различных музыкальных жанрах.

Воспитательные:

Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке, звучащей на уроке;

Воспитание интереса к исполнительской деятельности;

Воспитание интереса и уважительного отношения к культуре своего и других народов.

Образовательные:

Закрепление и расширение полученных ранее представлений об интонационном своеобразии музыки народов Востока через знакомство с музыкальными образами в творчестве русских композиторов;

Формированиеумения воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Расширение кругозора обучающихся;

Формирование интонационно-образных связей музыки с литературой и изобразительным искусством.

Развивающие:

Развитие умения определять характер музыки;

Развитие интереса к исполнительской деятельности;

Развитиемузыкального вкуса и эмоциональной отзывчивости.

Планируемые результаты

Формирование универсальных учебных действий:

ЛичностныеУУД:

2. Формирование у обучающихся устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста в учебнике;

Формирование умения анализировать музыкальное произведение;

Формирование устойчивого интереса к уроку через исполнительскую деятельность;

Регулятивные УУД:

Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия;

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные УУД:

Формирование умения вести диалог с учителем;

Формирование умения слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся на уроке:фронтальная, групповая.

Оборудование и оформление:

Музыкальное оформление: компьютер, аудиозаписи.

Музыкальный материал:

Виды музыкальной деятельности на уроке:

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

Определение цели и задач урока;

Определение структуры урока;

Подбор методической литературы и музыкального материала;

Подготовка музыкальных произведений;

Подготовка наглядного материала.

ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:

Организация начала урока – 4 мин.

Приветствие –1 мин.

Проверка готовности – 1 мин.

Мотивация к учебной деятельности – 1 мин.

Повторение предыдущей темы: 2 мин.

Актуализация знаний: 2 мин.

Открытие новых знаний: 21 мин.

1. Работа с учебником. 3 мин.

2. Музыкально – слушательская деятельность - 4 мин.

3. Беседа – 3 мин.

4. Музыкально-слушательская деятельность – 4 мин.

5. Беседа – 3 мин.

5. Музыкально-исполнительская деятельность – 5 мин.

Рефлексия: 2 мин.

Итоги урока: 2 мин.

Домашнее задание: 1 мин

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

I. Организация начала урока:

1. Приветствие:

У.: - Здравствуйте, ребята. Сегодня урок музыки проведу у вас я – Светлана Романовна. Подровнялись.

2. Проверка готовности.

Слайд

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке -

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

3. Мотивация к учебной деятельности.

У.: - Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие на Восток, чтобы окунуться в мир восточной музыки. Но прежде чем мы приступим, вспомните, чем вы занимались на прошлом уроке.

4. Повторение предыдущей темы:

У.: - Итак, а теперь давайте вспомним, о чем шла речь на предыдущем уроке? С какой оперой вы познакомились? Назовите ее автора?

У.: - Напомните мне, пожалуйста, что такое опера?

Д.: - Опера – это музыкальное произведение для театра, главными исполнителями в котором являются певцы и симфонический оркестр. Слайд.

5. Актуализация знаний:

У.: - Ребята, обратите внимание на слайд, какую фразу вы видите?

Д.: - Волшебное заклинание с просьбой что-либо открыть.Слайд

У.: -Вспомните, из какой сказки эта фраза?

У.: - Молодцы! Сегодня это заклинание откроет нам тайну Восточной музыки. Слайд

II. Открытие новых знаний

1. Вступительное слово учителя

Слайд

По горячим пескам и по знойной равнине,

Там, где небо дарит миру восход,

Где отсутствие красок на бледной картине,

Я тебя позову на восток.

И в пустыню, всё дальше, дорогою длинной,

Своё сердце познать и понять эту жизнь,

По нехоженым тайным тропам бедуинов,

К океану, встречая в пути миражи.

У.: - Ребята, прозвучало ли в этом стихотворении какое-нибудь не знакомое для вас слово? Например, вы знаете, кто такие бедуины?

У.: - Бедуины – это жители арабских стран, которые кочуют по пустыне. Предлагаю вам посмотреть несколько изображений на слайде. Слайд

2. Работа с учебником

У.: - Откройте учебник на стр. 102-103, внимательно прочитайте текст. Какое произведение мы сегодня послушаем?

У.: - Правильно, молодцы!

3. Музыкально-слушательская деятельность. Слайд

У.: - Ребята, а теперь давайте просмотрим фрагмент из этой оперы, чтобы ответить на вопрос, какая эта музыка по характеру.

У.: - Кто исполняет этот хор?

Д.: - Восточные девушки

Д.: - Персидские девы манят путников пленительным пением.

У.: - Как им это удается? В чем особенность их пения? Слайд

Д.: - Напевное, неторопливое, мягкое, нежное, убаюкивающее, мечтательное, волшебное, завораживающее…

У.: - Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями.Какими вы их видите? Как они двигаются?

Д.: - Мягкие, плавные движения; легкая одежда из шелка; загадочный взгляд…

У.: - Представьте, что вы оказались среди героев Восточных сказок. Каким вы себе представляете Древний Восток? Какие картины у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен?

Д.: - Верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом…

Серия живописных восточных картин. Слайд

У.: - Мы познакомились с музыкой Востока, где мелодия рисует изящные узоры, а как вы думаете, в какой стране музыка отображается в звоне мечей, а танец выражает яркий темперамент народа? (Армения). Слайд

У.: - Армения – это не просто страна, она стала вдохновением для музыкального композитора Арама Хачятуряна, с которым нам сейчас предстоит познакомиться.

Слайд

6. Музыкально-слушательская деятельность.

У.: - Как бы вы назвали этот танец?

Ответы обучающихся

У.: - Я уверена, что вы не раз слышали эту музыку. Этот танец так и называется “Танец с саблями”. Скажите, ребята, какая музыка по характеру?

Д.: - Музыка очень весёлая, энергичная, яркая…

У.: - Вы отлично справились с заданием. Молодцы!

8. Музыкально-исполнительская деятельность

9. Закрепление

Слайд

У.: - А теперь давайте сравним, чем отличается музыка Востока от музыки Армении. Что характерно для музыки Востока, а что для музыки Армении?

Д.: - Восток: нежная, тонкая, изящная, пленительная, мягкая, задумчивая, мечтательная. Армения: темпераментная, жгучая, страстная…

III. Рефлексия

У.: - Так как вы думаете, почему же русские композиторы при создании своих музыкальных произведений использовали восточные мелодии, песни и танцы?

Д.: - Чтобы придать таинственность, сказочность, волшебство, фантастическую нотку…

IV. Итоги урока

У.: - Так что же интересного, нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Д.: - Узнали, почему на восточные темы писали свои произведения русские композиторы; узнали, как понимать выражение русский Восток…

У: - С какими произведениями мы сегодня с вами познакомились? Назовите их? Кто их автор?

У.: - Спасибо, ребята, за хорошую работу, за творческий подход, за старание. Вы были внимательны, общительны. Вы настоящие ценители музыки.

Читайте также: