Одежда и занятия детей зимой конспект урока 1 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цель: учить, внимательно, слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи; учить отвечать на вопросы о назначении верхней одежды словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов; обогатить и активизировать словарь по теме; закрепить знания о предметах верхней одежды.

Материалы и оборудование: картинки с изображением детей в зимней одежде и обуви, кукла и коробка с одеждой (шапка, шуба, шарф, варежки, сапоги, штаны, кофта); предметные картинки с изображением летней и зимней одежды и обуви.

Для игры: карточки (мальчик в синем пальто, девочка в красном пальто), набор одежды синего и красного цветов (шапки, шарфы, ботинки, варежки).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель. Кукла Катя собралась на улицу. Поможем ей одеться? (Дети отвечают.)

2. Основная часть. Одевание куклы на прогулку.

Воспитатель. На улице зима. Холодно. Кукла Катясобирается на прогулку. Она достала коробок с одеждой. Давайте посмотрим, что здесь лежит? (Воспитатель достает одежду, показывает еедетям, они называют, при затруднении воспитатель помогает.) Что это? (Шуба.) Что это? (Шапка.) На что надевают шапку? (На голову.) Это что? (Штаны.) На что надевают штаны? (На ноги и туловище.) Это что? (Сапоги, ботинки.) На что надевают ботинки? (На ноги.) Что это? (Шарф.) Куда повязывают шарф? (На шею.) Это что? (Варежки.) На что надевают варежки? (На руки.)

Катя стала одеваться. Она надела шубу. Ребята, правильно Катя одевается? Как она теперь наденет кофту? Давайте поможем Кате одеться.

Воспитатель показывает детям, в какой последовательности нужно одеваться, просит детей помогать.

3. Рассматривание сюжетной картинки.

Внимание релят привлекается к картинке с изображением детей в зимней одежде и обуви.

Воспитатель. Кто нарисован на картике? (Дети.) Сколько детей? (Много.) Во что одеты? Что у мальчика на голове? (Шапка.) Что у девочки на руках? (Варежки.) А это что? (Шуба.) Что повязано на шее у малыша? (Шарф.) Что надето на ногах у девочки? (Штаны.) На ногах у детей обувь. Во что обут мальчик? (В ботинки.) Вочто обута девочка? (В сапоги.)

Физкультминутка.

Дети выполняют движения, о которых говорится в тексте.

На дворе мороз и ветер, Ходьба ровная на месте.

На дворе гуляет дети.

Ручки, ручки потирают, Потирают одну ладонь о другую

Ручки, ручки согревают.

Не замерзнут ручки-крошки-

Мы похлопаем в ладошки.

Вот как хлопать мы умеем, Хлопают в ладони

Вот как ручки мы согреем!

Чтоб не зябли наши ножки,

Мы потопаем немножко. Топают ногами в такт словам

Вот как топать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем!

Воспитатель в любом порядке показывает картинки с изобрадением летней и зимней одежды и обуви и спрашивает у детей, нужно ли это надевать зимой. Дети отвечают.

Цели: упражнять детей в умении употреблять в речи названия предметов верхней одежды, в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковые название.

Воспитатель показывает картинки с изображением шапок, шарфов, варежек, ботинок синего и красного цвета, и картинки с изображением мальчика и девочки. На девочке красное пальто, на мальчике синяя куртка. Воспитатель предлагает детям выбрать одежду для девочки красного цвета и одежду для мальчика синего цвета.

Воспитатель. Что это? (Шапка.) Какая шапка? (Красная.) Кому отдадим красную шапку? (Девочке.) Это какая шапка? (Синяя.) Кому отдадим синюю шапку? (Мальчику.) Давайте обуем девочку и мальчика. Рома, найди ботинки для мальчика. (Находит синии ботинки. При затруднении воспитатель помогает.) Аня, а ты найди ботинки для девочки. (Находит.) Что это? (Варежки.) Кому эти варежки дадим? (Мальчику.) Какие это варежки? (Синие.) А эти варежки кому дадим? (Девочке.) Какие это варежки? (Красные.) Что еще нужно повязать детям? (Шарфы.) Настя, найди шарф для девочки. (Находит.) Какой это шарф? (Красный.) Андрей, найди шарф мальчику. Какой это шарф? (Синий.)

6. Рефлексия.

Воспитатель (берет куклу и выводит детей в раздевалку). Ребята, мы учили куклу Катю одеваться, а теперь она посмотрит, как вы сами умеете одеваться.

- образовательная: умение подбирать одежду в зависимости от назначения.

- развивающая: развитие внимания, мышления, связной речи через умение вести диалог;

- воспитательная: воспитание чувство взаимопомощи и самостоятельности;

Ход занятия

Ребята давайте встанем в круг и посмотрим друг на друга. Какая у нас красивая, удобная одежда. Давайте мы с вами будем передавать мячик из рук в руки и рассказывать, кто во что сегодня одет.

Воспитатель: А для чего нужна одежда? Правильно, одежда помогает согреться, быть красивым.

Сегодня мы с вами продолжим говорить про одежду. Давайте вспомним и назовем, какие виды одежды бывают?

Существует очень много различной одежды : верхняя, нижняя, школьная, спортивная, нарядная, домашняя, летняя, зимняя. По назначению одежду делят на домашнюю, спортивную, школьную, праздничную.

Начнем нашу беседу со школьной одежды. Школьная одежда необходима нам для того, чтобы ходить на уроки в школу. Давайте с вами назовем вещи, которые относятся к школьным: у девочек: однотонный сарафан, юбка, блузка, колготки или гольфы. У мальчиков: однотонные брюки, светлая рубашка и жилетка с пиджаком. (Работа по картинкам)

А перед тем как мы с вами выполним упражнение, я предлагаю вам размять наши пальчики.

Рукавички новые, теплые пуховые. (Гладим руки, показываем новые варежки)

Мне их бабушка связала (Делают движения будто вяжут)

Подарила и сказала:

Вот теперь у внучки

Не замерзнут ручки. (Шевелим всеми пальчиками по очереди)

Цель: Формирование представлений детей об одежде по ее назначению.

Молодцы, ребята следующий вид это- домашняя одежда, она используется для дома. Она должна быть самое главное удобной, комфортной,. Давайте назовем, что относится к домашней одежде

Домашняя одежда : пижама, ночная рубашка. халат, шорты и футболка.

Посмотрите что случилось с нашей одеждой, она вся порвалась. Помогите мне ее починить. Нужно подобрать к каждой вещи свою заплату.

Нужно подобрать кусочек-заплатку, подходящей формы и цвета, чтобы зашить дырки в одежде. (Повторение геометрических фигур)

Молодцы, переходим к следующему виду и это праздничная одежда. Праздничная одежда служит для украшения человека и создания праздничного настроения.

Дети клеят аппликацию кармашки и украшают одежду пуговицами

Молодцы, теперь переходим к спортивной одежде. Ребята скажите для чего нам необходима спортивная одежда?

Спортивная одежда используется для занятий спортом. Она должна быть удобной для выполнения физических упражнений. Правильно, давайте с вами вместе назовем, что относится к спортивной одежде : спортивные штаны, мастерка и футболка.

Закрепление пройденного материала

Итак, ребята мы с вами сегодня еще раз закрепили виды одежды, давайте их еще раз вспомним и поиграем с вами в игру

Нажмите, чтобы узнать подробности

учить правильно подбирать одежду в соответствии с ситуацией (прогулка, поход в магазин, школу, на праздник, спортивные соревнования).

развивать внимание, память.

расширять и обогащать словарный запас.

воспитывать мотивацию к учению.

развивать интерес к истории и культуре родного края;

способствовать нравственно-эстетическому и патриотическому воспитанию учащихся через изучение краеведческого материала.

помочь раскрыть удивительный национальный колорит народов Крайнего севера; дать представление о ненцах, хантах, селькупах;

воспитывать уважение к малочисленным северным народностям, их традициям, образу жизни;

Оборудование: схемы-опоры; карточки с программированным заданием; картинки с изображением предметов одежды; тетради, ручки, карандаши.

Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

На вопросы отвечать.

Какое сегодня число?

Какой сейчас месяц?

Какое время года?

А зимой тепло или холодно? (Холодно) Что делают люди, чтобы не замерзнуть? (надевают теплую одежду)

1) Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.

– Назовите предметы, изображённые на рисунке.


2) Упражнение на развитие слухового восприятия, слуховой памяти.

– Запомните второе слово:

– Назовите одним словом: плащ, шуба, пальто, платье, блузка.

– Какие ещё предметы одежды вы знаете?

– В какое время года надеваем шубу, варежки? Почему?

II. Повторение.

1) Обобщающая беседа.

– Какую тему начали изучать на прошлом уроке?

– Какие виды одежды вы знаете?

– Какую сезонную одежду вы знаете?

– Какие части, детали одежды вы знаете?

– Кто шьёт одежду?

– Где шьют одежду?

– Что нужно делать, чтобы одежда нам служила долго?

2) Программированное задание.

– Перед вами лежат карточки. Внимательно прочтите предложение и дополните его недостающими словами.

Платье, шуба, купальник – это _______________________________.

овощи, одежда, фрукты, обувь

Одежда бывает ___________________________________________.

красивая, зимняя, осенняя, грязная, летняя, весенняя, удобная

Сезонная одежда зависит от ________________________________.

дождя, человека, времени года

Летняя сезонная одежда – это _______________________________.

шуба, сарафан, валенки, шорты,

футболка, плащ, сапоги, кепка

Осенняя сезонная одежда – это ______________________________.

тёплая юбка, куртка, сапоги,

купальник, шорты, майка

Зимняя сезонная одежда – это _______________________________.

платье, шуба, свитер, сандалии,

кофта, тёплые брюки, сарафан

Одежду шьют из __________________________________________.

травы, меха, кожи, веток, ткани

Одежда, сшитая из меха, называется __________________________.

заячья, меховая, деревянная

Одежда, сшитая из кожи, называется __________________________.

коровья, кожаная, лисья

Ухаживать за одеждой – это значит ___________________________.

мять, рвать, стирать,

чистить, пачкать, гладить

Красивая чистая одежда ____________________________________.

портит человека, украшает человека

Осуществляется устная проверка.

III. Введение в тему.

1) Определение темы урока.

– Отгадайте загадки и подумайте, о какой одежде мы будем говорить сегодня. Запишите тему урока в тетрадь.

Всё вокруг бело и нежно,

И узор на окнах нежный,

Иней на ветвях, как в сказке,

И мороз лишь для острастки —

Никого он не пугает,

Дети весело играют. (Зима)

Белый пух лег на дороги,

На ступеньки и пороги.

Знает каждый человек —

Этот пух зовется. (снег)

– О каком времени года загадки?

– Как называется одежда, которую мы носим зимой?

IV. Изучение нового.

1) Вводная беседа.

– Зимняя одежда – что это такое? Какую зимнюю одежду ты знаете?

-А для чего нужна одежда? Правильно, одежда помогает согреться, быть красивым.

Портные сшили для нас разную одежду, которую мы надеваем в разное время года. Эта одежда называется сезонной. Какие времена года знаете?

-Какое сейчас время года? (Зима.)

-А что еще необходимо человеку зимой, чтобы не замерзнуть?

- Как называется одежда и обувь, которую мы носим зимой? Зимняя

- Для чего нужна зимняя одежда?

Зимняя одежда нужна для того, чтобы защитить наше тело от холода. Поэтому чем холоднее на улице, тем больше одежды и теплее мы одеваемся. Когда мороз на голову мы надеваем что? И даже руки одеваем в варежки или перчатки.

Физкультминутка.

Сжимают и разжимают пальцы

Мне их бабушка связала

Делают движения, словно вяжут

Подарила и сказала:

«Вот теперь у внучки

Сжимают и разжимают пальцы

– Можно продолжить урок.

V. Закрепление.

1) Рассказ учителя.

– Продолжим наш разговор о зимней одежде.

Зимняя одежда – это свитер, тёплый джемпер, шерстяное платье, рубашка, кофта, рейтузы, тёплые брюки, шуба, меховая куртка. На ноги зимой мы надеваем валенки, зимние сапоги, шерстяные носки. Головные уборы – это тёплые вязаные шапки, меховые шапки, пуховые платки. Чтобы не замерзли руки, надеваем варежки, перчатки.

Зимняя одежда предназначена для того, чтобы сохранить тепло человека в холод и стужу. Вы ведь сами замечаете, когда стоит тёплая зима, то мы надеваем более лёгкую одежду: куртку, вязаную шапку, сапоги. Когда стоят морозы, мы надеваем много тёплых вещей: пуховый шарф, варежки, меховую шапку, тёплый вязаный свитер или кофту, жилетку.

Женщины северных народностей сами шьют себе, мужчинам и детям верхнюю одежду из шкур оленей.

Как называется зимняя мужская одежда с капюшоном и рукавицами из оленьих шкур? (малица)


Женская шуба ягушка имеет спереди разрез. Шьётся она из двух слоев оленьего меха — один ворсом внутрь, другой ворсом наружу. Воротник невысокий из меха песца или красной лисицы. К бортам пришивают семь пар ремешков-завязок. Праздничные паны украшаются узорами из разноцветного меха в технике мозаики.


На ногах носят кисы́ — традиционная зимняя обувь у коренных народов Крайнего Севера (сшитая из камусов (лап) оленя. Кисы могут украшаться меховой мозаикой и/или бисером, орнаментальными полосками и чередованием светлых и тёмных полос .


VI. Итог урока.

– О чём сегодня говорили на уроке?

– Какая бывает одежда?

– Что вы наденете на прогулку?

– Что вы наденете, собираясь в школу?

– Назовите предметы зимней одежды.

Выставляются оценки.

Худенко, Е. Д. Практическое пособие по развитию речи (для детей с отклонениями в развитии) / Е. Д. Худенко ; под ред. В. В. Воронковой. – М. : Школа, 1992.

Аксёнова, А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1–4 классах вспомогательной школы / А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская. – М. : Просвещение, 1991.

Аксёнова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе : учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / А. К. Аксёнова. – М. : Владос, 2004.

Попов Ю.И., Цымбаленко Н.В. Слово о Ямале. Документально-этнографические, публицистические и художественные произведения о жизни народов Ямала в XX веке: Учеб. Пособие для ст.кл. обще образ. учережд. – СПб.: филиал изд-ва “Просвещение”, 2004.-222с.: ил.

Омельчук А. К. Её величество Обь: По сибирской реке – в пространстве и во времени.- Свердловск: Сред.-Урал.кн.изд-во, 1991. – 208с.

Мухачёв А. Ненцы: психология аборигена, традиции и современность. //Ямальский меридиан. - 2002.- №11.- С.34-35

Урок для работы с детьми ОВЗ на тему:

Коррекционно-образовательные : формирование навыков самообслуживания, учить детей давать описание зимней одежды.

Коррекционно-развивающие : Развитие психических функций, двигательных и коммуникативных навыков.

Коррекционно-воспитательные : формирование положительного отношения к предмету, навыков самостоятельности, нравственных качеств личности детей со значительными проблемами в умственном развитии.

Задачи урока:

Коррекционно-образовательные : дать простейшие представления о зимней одежде, ее использованием в соответствии со временем года.

Коррекционно-развивающие : активизировать зрительное, слуховое, осязательное и тактильное восприятие, умение с помощью учителя определять виды одежды в соответствии с указанным временем года, развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные : развивать интерес к учебной деятельности, навыки самостоятельности, воспитание бережного отношения к вещам.

Планируемый результат:

· Формирующиеся знания о назначении зимней одежды.

· Развивающие простейших познавательных функций, двигательных и коммуникативных навыков.

· Формирующиеся навыки самостоятельности, нравственные качества личности учащихся.

Оборудование.

2) Пиктограммы на тему "Одежда".

5) Дидактический материал по развитию мелкой моторики.

- Ребята какой у нас месяц наступил? (Февраль).

- Кто вспомнит, февраль - третий месяц какого времени года? (Зимы)

- Какая погода зимой? (На улице холодно, морозно, идет снег, дует холодный ветер, часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, зимой стоят морозные дни).

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1748217/73c95705-9c60-40a1-a417-8f42ff553978/s1200

- Скажите, солнце на небе ярко светит?

Давайте покажем это на пальчиках. Пальчиковая игра "Солнышко".

- «Солнышко светит весной.) (Пальцы полураскрыты.)

- Зимой на улице тепло или холодно?

- А как люди одеваются зимой?

- В домашней одежде мы можем идти гулять?

- Что нужно одеть, чтобы не замерзнуть? (дети отвечают)


- Сегодня мы поговорим о зимней одежде.

Учитель загадывает загадки и просит показать на картинке, что это?

И в мороз, и в холода

Она спасет тебя всегда.

Чтоб не было здоровье шатким,

Надень на голову ты.

- Ребята давайте рассмотрим с вами шапку. Куда мы ее надеваем? Какая она на ощупь? Для чего нужна зимняя шапка? (Воспитатель показывает шапку)

- Задание "Обвести по контуру".

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/raskraska_shapka16.jpg

Задание "Найти головной убор".

Я на молнии бываю,
В непогоду защищаю
(Куртка)

https://kladraz.ru/images/photos/8e33d7e29f3e6230d84fbe6ee0c27173.jpg

Задание. Сопоставить рисунок через пиктограмму.

- Ребята, скажите, пожалуйста, что это?(Воспитатель показывает зимние штаны).

Правильно, это штаны. Какие они? А что есть у штанов?(карманы, лямки, молния. ). Для чего нужны штаны? Молодцы, все верно!

Задание: "Показать штаны".

Задание. Сопоставить предметы одежды
с частями тела.

http://www.clipartbest.com/cliparts/4i9/6yo/4i96yobAT.jpg

Ребята, что изображено на картинке?

Молодцы, ребята. А теперь слушайте внимательно, что я буду говорить. Игра: Если назову, что-то из обуви, то вы ТОПАЕТЕ; если что-то из одежды - ХЛОПАЕТЕ ; а если я назову головной убор - ПРЫГАЕТЕ. Будьте внимательны.

Воспитатель перечисляет названия одежды , обуви и головных уборов .

Перед детьми предметы одежды : платье, шуба, шапка, варежки, шарф, шорты, валенки, юбка.

Урок проводился в 1 классе коррекционной школы для учащихся с лёгкой умственной отсталостью.
Автор: Шатрова Ольга Михайловна, учитель-логопед, МКОУ С(К)Ш №5 "Новые надежды", г. Новосибирск.

2. Основная часть
Сегодня мы поговорим о зиме. Какое сейчас время года?
Посмотрите. На доске ёлочка.
Чтобы мы смогли нарядить ёлочку к Новому году, нужно ей рассказать о зиме. Готовы?
Давайте вспомним все времена года. Разложите картинки, начиная с зимы.
Как ласково назвать зиму? Зимушка.
А день зимой, какой? Зимний. А одежда, какая? Зимняя
А если зимой мороз, то погода какая? (морозная)
А если холод? Тепло?
Вот как вы много рассказали о зиме. Посмотрите на картинку.


Какое время года на ней? Зима. Послушайте, какое я составила предложение. Я буду говорить и рисовать схему.
Наступила морозная, снежная зима. Составьте своё предложение.

Что выпадает зимой? Снег. А как назовём ласково? Снежок.
Упражнение на дыхание:
Я дам вам маленькую бумажную снежинку. Подуйте на неё, чтобы она полетела.



Что изображено на картинке? А если снег то погода, какая? Снежная. А горка из снега?
А кого можно построить из снега? Снеговика.
А когда снег идёт, не переставая, как называется такое явление? Снегопад.
Какой бывает снег?
(белый, пушистый, мягкий, холодный, блестящий, липкий, мокрый)
Послушайте моё предложение:
Выпал белый, пушистый снег.
Составьте своё.


Что изображено? Сугробы. Что такое сугробы?
Большой сугроб, а маленький - сугробик.
Какие бывают сугробы? (высокие, низкие, мягкие) Послушайте моё предложение:
Появились высокие мягкие сугробы.


Что происходит с реками зимой? А если горку сделали изо льда, она какая?, а дом?
Какой бывает лёд?
(твёрдый, прозрачный, тонкий, толстый, скользкий, блестящий, хрупкий)
Реки покрылись толстым прозрачным льдом. Составьте своё предложение.

Физминутка:
Снег сегодня шёл с утра, (Поднимаем руки вверх и медленно опускаем их вниз)
Снегу рада детвора. (хлопаем в ладоши)
Снег на ветках, (поднимаем руки вверх)
На дорожках, (ладони опустить вниз)
На носах (дотрагиваемся до носа)
И на ладошках. (показываем ладони вытянутых вперёд рук)



Посмотрите на картинку. Во что одеты дети?
Одежда для зимы, какая? Зимняя, тёплая.
Люди надевают тёплую, зимнюю одежду.



Если горка из снега, то она какая? Снежная.
А если изо льда? Ледяная.
Какая ещё? Высокая, низкая.
Дети катаются с высокой, снежной горки. А теперь ваше предложение.



В домах наряжают пушистую ёлку. Какую ещё?
(душистую, ароматную, высокую, красивую, зелёную)
А теперь послушайте, какой рассказ у нас получился.


Составление рассказа:
Наступила холодная снежная зима. Выпал белый пушистый снег. Появились высокие мягкие сугробы. Реки покрылись толстым прозрачным льдом. Люди надевают тёплую зимнюю одежду. Дети катаются с высокой снежной горки. В домах наряжают пушистую красивую ёлку.
А теперь вы расскажите о зиме, используя картинки и схемы.

Читайте также: