Обязательно ли писать конспект

Обновлено: 06.07.2024

14 thoughts on “ Правомерно ли вменять в обязанность учителя писать конспект урока ”

Добрый день, Иван! Министр не уточнила. Вероятно, речь идет о дневнике школьника, который ведется либо в бумажной либо в электронной форме.

да уж.вот сегодня завуч и директор требовали что-бы кроме программы было еще:методическое пособие,поурочка,технологические карты.особенно поурочка.а то как без неё уроки проводить?нет книжек(их еще умудрится купить надо,вечно или отсутствуют или ожидаются)-распечатывайте,прошивайте…..бумага-пачками,принтер не успеваешь заправлять.вот и куда уходит время(типа свободное).а еще отчеты,планы…..

Добрый день! В школу грядет проверка из Департамента. На педсовете всем сказали, чтобы на каждый урок были развернутые технологические карты. Я правильно поняла, что их наличие не обязательно, и требовать их не имеют права? Спасибо за ответ!

Спасибо за ответ! Немного не поняла, закон в котором три документа? Рабочая программа, журнал и дневник? Или с поурочными планами?

А почему поурочное планирование вы идентифицируете с технологическими картами уроков? Поурочное планирование это приложение к рабочей программе с темами уроков и датами проведения на учебный год.

Добрый день, Ирина! 1. Блог не комментирует документы и материалы, а предоставляет только информацию. 2. Согласно ФГОС
Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
О конспектах уроков и технологических картах в нормативных документах ничего не сказано.

У нас поурочный план содержит всю информацию планов уроков: цели, содержание, методическое обеспечение, уровень освоения источники информации с конкретными ссылками страницами. Объём такого документа достигает 100 страниц, напечатанных шрифтом N 12. И зачем? К этому мне ещё нужно написать конспект содержания урока для себя и разработать методическое обеспечение. Я просто не успевают все сделать!

Не волнуйтесь, образец будет утверждён локальным актом, тогда узнаете, что и почём: листов 5 на каждый урок, т.е. листов по 20 ежедневно вечерами будете печатать и предъявлять администрации школы в качестве доказательства полной готовности в разделе наличия поурочных планов.

Конспект - зверь для большинства школьников страшный и надоевший. С одной стороны, их можно понять: в старших классах учителя часто пользуются этим приёмом и из-за объёма материала, и для подготовки к ВУЗу, ну, и из-за собственной лени. С другой стороны, механическую память никто не отменял.

Кто не в курсе, у людей есть разные виды памяти. Различаются люди по ведущему анализатору, т. е. кто-то лучше запоминает на слух, а кому-то важнее увидеть и т. д., но так же различаются и способы запоминания. Собственно выделяют два вида: логическое и механическое запоминание. Конечно, когда речь идёт об экзамене, логическое важнее, но объем информации таков, что механическое запоминание часто выручает.

К тому же при написании конспекта работают разные виды памяти. Вы анализируете материал, прорабатываете его, тем самым образуя логические связи. Вы читаете, пишите, можете проговаривать (если лучше всего запоминаете на слух) и тем самым лучше понимаете тему.

Так писать или нет? Решайте сами! Можно писать бездумно и тогда конспект бессмысленен, а можно сделать опорный конспект так, что повторяя перед экзаменом, вам не нужна никакая дополнительная информация.

Бессмысленно написание конспекта для галочки. "Шоб было". Когда сделали и забыли о нем, ни разу не открыв потом. Ваши записи - это помощь при повторении, при решении сложных заданий, спорных вопросов.

Если для вас конспект - это бездумное копирование текста, то он не имеет смысла. Конспект - это ваша шпаргалка и опора, но для этого надо уметь его правильно писать.

конспект

Нет, если это не помогает вам лучше запоминать материал. И жизненно необходимо, если вы привыкли готовиться по конспектам в школе и лучше усваиваете информацию при фиксации ключевых тезисов на бумаге.

К конспектированию также отнесем записи в электронном виде – на ноутбуке, компьютере, планшете. Это необходимо, если помогает вам. И это совершенно бесполезно, если вы обладаете другим образом мышления.

Но что делать на лекциях, какие альтернативы подобрать конспектам и как к этому отнесутся преподаватели? Давайте разберемся.

Плюсы и минусы составления конспектов на лекциях

Плюсы конспектов:

  • Задействуют механическую память, помогают запоминать материал во время лекции студентам, которым сложно улавливать логические связи при прослушивании.
  • Помогают зафиксировать именно тот материал, который дает преподаватель; расставить акценты там, где расставляет их он.
  • Обеспечивает концентрацию во время лекции – при конспектировании студенты реже отвлекаются.
  • Создают тезисную базу для дальнейшей подготовки – легче всего подготовиться к зачету и экзамену именно по правильно составленным конспектам.
  • Демонстрируют вашу ответственность и внимательность – обеспечивают благосклонность преподавателей.

Минусы конспектов:

  • Частая невозможность улавливать логические связи, стремление записать каждое слово лектора.
  • Отсутствие фокусировки на ключевых тезисах и на содержании лекции в целом – активация одной только механической памяти.
  • Сильные нагрузки, эмоциональное перенапряжение при попытке законспектировать большие объемы материала.

Не имеет значения, как именно вы составляете конспекты. Их можно записывать или печатать, но нельзя писать под диктовку и пытаться зафиксировать абсолютно все.

Учитесь вычленять из повествования лектора ключевые тезисы, искать логические связи между блоками информации, улавливать самое важное. Иначе вы столкнетесь с отрицательными сторонами конспектов.

Нужны ли вам конспекты лекций


Вы решаете это сами. Лучше всего провести эксперимент: конспектировать материал на одной лекции и пытаться пользоваться только слуховой памятью и логическими связями на другом занятии. Если готовиться по лекциям будет проще, то выбор очевиден. В целом студентов, которым действительно не нужно конспектирование, крайне мало. У них отлично развито образное мышление, хорошо работает слуховая и логическая память. Для них более эффективно прослушивание, нежели фиксация тезисов.

Но львиной доле студентов конспекты необходимы, особенно при объемных теоретических базах каждого предмета. Во-первых, они помогают фокусироваться на обучении и не отвлекаться во время лекций. Во-вторых, с конспектами проще готовиться к зачетам и экзаменам, так как все основные тезисы у вас уже есть. В-третьих, вы фиксируете именно тот материал, который дает преподаватель – его он и спросит во время проверки. Вывод: грамотно составленный конспект – базис для успешной сдачи сессии в будущем.

Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.


Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.

Что такое конспект

Конспектирование это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.

Виды конспектов

Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:

  • Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
  • Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
  • Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
  • Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
  • Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.

Методы конспектирования

Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.

Метод Корнелла

Метод конспектирования Корнелла

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • биология,
  • химия,
  • география.

Как использовать этот метод конспектирования:

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

Методы конспектирования

Метод боксов

Метод боксов при оформлении конспектов

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен:

  • при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
  • для сопоставления нескольких понятий.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык.

Как использовать:

Метод нумерации

Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен метод

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика.

Как использовать:

Метод таблиц


Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен:

  • при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
  • при конспектировании большого количества фактов,
  • чтобы свести несколько элементов в одну систему,
  • чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод написания конспекта:

  • Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
  • Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
  • Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

Когда полезен

Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика,
  • информатика.

Как конспектировать методом индексов:

Метод ментальных карт

Метод ментальных карт при написании конспектов

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Когда полезен:

  • для разбора больших сложных тем,
  • для анализа литературных произведений,
  • при написании эссе,
  • в подготовке докладов.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод ведения конспектов:

  • В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
  • Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!

Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Читайте также: