Обучение рассказыванию описание кукол конспект занятия в старшей группе

Обновлено: 16.05.2024

Цель: Познакомить с объектом музея – куклой, ее возникновением и назначением.

Программное содержание:

  1. Расширять знания об окружающем, формировать положительное отношение к нему.
  2. Формировать грамматический строй речи. Упражнять в образовании прилагательных, ласковых имен. Обогащать словарный запас детей.
  3. Воспитывать общительность, тактичность, сдержанность, качества, необходимые человеку для общения с окружающим. Воспитывать бережное, заботливое отношение к вещам, сделанными руками человека.

Словарная работа: Лоскутное, тряпичная.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня у меня есть для вас новость. У нас в детском саду появился мини-музей. А как вы думаете, что собрано в этом музее? (ответы-предположения). Хотите узнать? Узнаете, если отгадаете загадку:

Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь –
Будет спать
День, и два, и даже пять.

Воспитатель: О какой игрушке говорится в загадке? (ответы детей) Какие слова загадки подсказали вам правильный ответ? (ответы детей)

Хотите, мы с вами отправимся в этот музей. Давайте сходим на выставку и полюбуемся разнообразием кукол.

Воспитатель: Ребятки посмотрите, как много кукол. Этот музей создали дети, родители и воспитатели подготовительной группы. Они очень старались.

Что обозначает слово “кукла”, где появились первые куклы, кто играл с куклами раньше. Ответы на все вопросы я искала в различных книгах о кукле и энциклопедиях. И так, что же такое кукла и откуда она возникла. Оказывается, на этот вопрос можно смотреть по-разному.

  • В “Словаре русского языка” С.И.Ожегова объясняется, что кукла — это детская игрушка в виде фигурки человека (зачитывается при детях из словаря).
  • По мнению других ученых — археологов, искусствоведов, кукла — это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.
  • По-японски кукла — “нинте”, что так и переводится — “образ человека”.

История куклы имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что куклы появились одновременно с появлением человека. Ведь надо было мамам чем-то развлекать своих детей, и в помощь им появились куклы

Все на свете куклы очень разные.

Презентация выставки кукол воспитателями подготовительной группы

Воспитатель: Ребятки, здесь есть очень интересная кукла. Посмотрите на нее. (Обращаю внимание детей на тряпичную куклу).

Как вы думаете, как она появилась в этом музее? (ответы-предположения)

Воспитатель: Ребятки, вы любите слушать истории.

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда присаживайтесь поудобнее, я хочу рассказать вам интересную историю. Это было давно. Жила была на свете маленькая девочка. Как звали ее? (придумывание имен). Какой она могла быть?

Дети: Доброй, капризной, красивой… (ответы-предположения)

Воспитатель: Да, она была такой же, как и все детишки. А звали ее Галинкой. Я принесла вам ее фотографию. Вот она. Посмотрите внимательно, может, вы ее узнаете. Узнали? (ответы детей)

Дети: Да, это ВЫ.

Воспитатель: Да, это моя фотография. Такой я была маленькой. Ребятки, как вы думаете, были у меня игрушки? (ответы детей)

Воспитатель: А у вас много игрушек? А откуда они у вас? (ответы детей)

Воспитатель: Вам, ребятки, игрушки покупают, а когда я была маленькая, такой возможности у родителей не было. Поэтому нам игрушки мастерили мамы, бабушки.

Вот эту любимую игрушку я хранила до сих пор. А когда узнала про музей кукол, решила принести ее.

(Показываю детям тряпичную старинную куклу)

Воспитатель: Как вы думаете, из чего она сделана?

Дети: Из тряпок.

Воспитатель: Значит она какая?

Дети: Тряпичная.

Воспитатель: Какое ласковое имя вы бы ей дали? (ответы детей)

Я свою куклу называла Оленькой.

У меня есть кукла Оля
Не кривляка, не ломака.
Нет нарядней и милей
Куклы Оленьки моей.
Я подругу обнимаю,
Умываю, одеваю,
Каждый день
И каждый час
Не свожу с любимой глаз.
Дорогая, кукла Оля,
Улыбнись ты мне хоть раз!

Воспитатель: Эта куколка очень любит, когда с ней играют. Вы хотите поиграть с ней?

Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики)
И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики)
До чего ж она устала – (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)
Забралась под одеяло. (Ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)

Воспитатель: Я тоже с ней играла. Пеленала ее вот в такое одеяльце. Его сшила моя бабушка. (Показываю лоскутное одеяльце). Из чего оно сшито?

Дети: из лоскутков.

Воспитатель: Значит оно какое? (лоскутное)

Воспитатель: Я клала куколку на одеяльце, заворачивала. Потом прижимала куклу к себе и пела колыбельную. Послушайте какую.

Изь, изь, нуные
Улмопуысь сяськае.
Учы тыныд кырзалоз,
Зарни муш чечы ваез.

Воспитатель: А на каком языке я пела?

Дети: на удмуртском.

Воспитатель: Да, я пела на своем родном языке – удмуртском. И куколка моя засыпала.

А вы хотите спеть колыбельную песенку для моей куколки? (2-3 детей)

Воспитатель: А что еще можно делать с этой куклой?

Дети: Кормить, одевать, лечить, гулять….

Воспитатель: Да, можно поиграть с нею, нарисовать ее, слепить. А вот один человек про куклу сочинил музыку. Человека этого зовут Петр Ильич Чайковский. А был он композитором. Композитор – это тот, кто сочиняет, придумывает музыку. Давайте послушаем, какую же музыку про куклу сочинил композитор Чайковский. Вы слушайте и представляйте, о чем хотел рассказать композитор.

Воспитатель: Ребятки, вам понравилась история о том, как моя кукла попала в музей?

А хотите узнать, какие еще куклы делали наши бабушки?

Об этом поговорим на следующем занятии. Научимся делать куклы своими руками.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема НОД по развитию речи в старшей группе:

Цель: учить составлять описательный рассказ об игрушках.

Вид непосредственно-образовательной деятельности: речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие. Старший дошкольный возраст 5-6 лет.

Задачи :

Образовательные: формировать умения рассматривать предметы (куклы), отвечать на вопросы воспитателя, составлять короткий описательный рассказ.

Развивающие: развивать связную речь; развивать умения согласовывать существительные и прилагательные, активизировать словарный запас детей; развивать внимание, умения выделять основные качества, особенности предмета, развивать умения сравнивать предметы.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к игрушкам, желание играть с ними, ухаживать за ними и убирать их на место после игры; воспитывать чувства сострадания, желание помочь.

Методы и приемы: игровые, словесные, наглядные.

Ресурсы к НОД : Для воспитателя: конспект технологической карты, звукозапись плача ребенка .

Для воспитанников: две куклы: кукла-дошкольница и кукла в ползунках.

Тип НОД: Интегрированная НОД

Технологическая карта:

Этапы деятельности (занятия)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

– Здравствуйте, дети. Я рада всех вас видеть! У меня сегодня хорошее настроение. Хотите, чтобы я вам подарила хорошее настроение? Давайте возьмемся за руки, и я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний день обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее.

Сосредотачивают внимание на воспитателе. Становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу.

Проявляют эмоциональную отзывчивость, эмоциональный интерес.

Мотивация к деятельности (постановка проблемы)

- Послушайте, кто-то плачет, видно не у всех сегодня хорошее настроение.

- Кто это может плакать?

- Что могло случиться?

Приход куклы – девочки-дошкольницы.

- Дети, эта наша кукла Машенька плачет?

- Хотите узнать, чем она так огорчена, что с ней случилось?

Рассказ куклы.

- Есть у меня младшая сестренка, ее зовут Настенька, совсем малышка, она еще не умеет ходить и она куда-то уползла. Я переживаю за нее.

- Не переживай. Дети, хотите помочь нашей кукле?

- Давайте посмотрим глазками, может младшая сестренка, Настенька, к нам в группу приползла, у нас ведь так к группе весело, ребята добрые, хорошие и она решила посмотреть на нас.

Воспитание бережного отношения к игрушкам, желания играть с ними. Воспитание чувства сострадания, желания помочь.

Методы и приемы: сюрпризный момент, рассматривание, вопросы, сравнение, образец рассказа, модель рассказа, совместное рассказывание, анализ образца, оценка детского рассказа, игра – инсценировка, поощрение.

Материал и оборудование: магнитная доска, кукла блондинка в брюках, кофточке, туфельках, на голове шапочка; кукла брюнетка, в платье, туфельках, на голове бант, одежда кукол разного цвета; игрушечный телефон; шапочка доктора, кукольный домик.

(За кукольным домиком спрятаны куклы.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что за домик появился у нас в группе? Хотите узнать, кто в домике живет? Давайте спросим: «Кто, кто в домике живет? (хором и индивидуально).

Никто не отзывается. Посмотрите какой большой замок висит, а что бы его открыть нужно отгадать загадку:

Эту игрушку все девочки знают:

Заботливо нянчат, в коляске катают,

Моют и кормят, с нею играют.

В красивое платье её наряжают.

Кто это? О какой игрушке эта загадка?

Воспитатель : Да это кукла. Посмотрите наш замочек открылся, а в домике – то тоже куклы живут, какие красивые. Я предлагаю всем вместе пройти на стульчики и повнимательней разглядеть кукол.

(Дети и воспитатель садятся на стульчики.)

К нам в гости пришли куклы.

Давайте с ними познакомимся.

Вот эту куклу зовут Оля, Ольга.

Как зовут куклу? (Хоровые и индивидуальные ответы.)

Кукла Оля высокая. Кукла Оля какая? (высокая – хоровые ответы).

А какие у Оли волосы светлые или темные?

У Оли светлые волосы.

А глаза у куклы Оли большие карие.

Какие у Оли глаза? (большие, карие – хоровые и индивидуальные ответы).

Давайте посмотрим, во что одета Оля.

На кукле брюки и кофточка синего цвета.

На голове шапочка. Шапочка какого цвета?

Что у Оли на ногах? (туфельки).

Какого они цвета? (синие).

- А эту куклу зовут Поля, Полина.

Как зовут эту куклу?

Кукла Поля низкая.

Какие у нее волосы светлые или темные?

Кукла Поля низкая, у нее темные - коричневые волосы и голубые глаза.

Поля одета, как и Оля или по другому?

Что это у Поли? (платье)

Какого оно цвета? (красное)

На голове у нее что? (бант)

На кукле Поле платье длинное, красное, на голове красный бант.

На ногах что? (туфельки) На ногах белые туфельки.

- Две подружки Оля и Поля, все время ходят вместе.

Оля… (высокая), а Поля …(низкая)

У Оли волосы…(светлые), а Поли…(темные)

У Оли глаза…(карие), а Поли…(голубые)

На Оли…(брюки и кофточка), а у Поли…(платье)

У Оли на голове…(шапочка), а у Поли…(бант)

На ногах у кукол…(туфельки), у Оли синие, у Поли белые.

- А сейчас ребята мы поиграем. Вы все будите куклами. Вставайте у стульчиков.

Кукла руки подними

Кукла руки опусти

Кукла, кукла покружись,

А потом земли коснись

И животик свой потри

Раз, два, три- раз, два три!

Мы ногами топ, топ

Мы руками хлоп, хлоп

Мы глазами миг, миг

Мы плечами чик, чик

Раз сюда, два сюда (повороты туловища в право и влево)

Повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Сели, встали.

Сели, встали

А потом пустились вскачь (бег по кругу)

Будто мой упругий мяч

Раз, два, раз, два (упражнение на восстановление дыхания)

Вои и кончилась игра.

- Молодцы, хорошо поиграли.

Ребята, а отгадайте о какой кукле я сейчас расскажу: Эта кукла высокая. У куклы светлые волосы, большие карие глаза. На кукле брюки и кофточка (синего цвета), на голове шапочка, на ногах синие туфельки. Как зовут эту куклу? Да, это кукла Оля.

(Имя ребенка…..) давай расскажем ребятам, какая кукла тебе нравится. Пусть ребята догадаются, как её зовут.

Эта кукла высокая или низкая?

Волосы у куклы… (светлые или темные)

Глаза… (карие или голубые)

На кукле… (брюки и кофточка или платье)

На голове… (шапочка или бант)

На ногах… (белые или синие туфли)

Ребята, вы догадались, о какой кукле рассказал …… (имя ребенка)?

(Таким же образом рассказывают еще двое детей. Воспитатель дает подсказку в виде начала фразы только в том случае, если ребенок затрудняется в рассказе и молчит.)

- Молодцы ребята очень хорошо рассказали о куклах!

Давайте позовем доктора (воспитатель достает телефон и предлагает ребенку).

- А теперь ребята, закройте глаза. (Дети закрывают глаза, воспитатель одевает шапочку доктора.)

Доктор: Что случилось ребята? Расскажите доктору. (Дети отвечают, что у Оли заболели зубы.)

Следует инсценировка: доктор лечит зубы.

Доктор : А теперь прошу опять глазки нужно закрывать! (Воспитатель снимает шапочку доктора.)

Вы хорошо сегодня рассказали о куклах, вызвали доктора, вылечили куклу. А теперь вы можете поиграть с куклами Оля и Поля.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе: Составление описательного рассказа

Рекомендуем посмотреть:

Похожие статьи:

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Конспект занятия по лепке из солёного теста в старшей группе

Козлова Татьяна Сергеевна

Формировать у детей умение составлять описательные рассказы про куклу и ее одежду по образцу рассказа воспитателя.

Программное содержание:

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении, расширение представлений о предметах, явлениях, событиях. Познакомить детей с куклой Машей, уточнить названия одежды и ее назначение. Активизировать употребление в речи названий одежды, ее частей.

Учить использовать в речи наиболее употребительные глаголы, предлоги, прилагательные.

Развивать зрительное внимание.

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, продолжать работу над дикцией, совершенствовать интонационную выразительность.

Словарная работа:

Активизировать словарь детей словами: кукла, новая, голубые глаза, желтое платье, светлые волосы, пушистый хвостик.

Обновить словарь детей словами: сандалии.

Организация и методика проведения занятия:

Появляется кукла, уточняет: «Мои светлые волосы завязаны в пушистый хвостик. Вот он. Что это у меня? («Хвостик!). Какой у меня хвостик? (Пушистый!)

Говорю: «Дорогая, гостья, я тоже хочу играть с тобой после занятия, поэтому сейчас постараюсь очень хорошо рассказать про тебя и твой наряд. Слушайте. Наша новая кукла очень красивая. У нее светлые волосы, они завязаны в один большой пушистый хвостик. У куклы голубые глаза. Кукла не только красивая, но и нарядная. На ней длинное желтое платье, украшенное бантом и белые сандалии. А сейчас, дорогая гостья, про тебя будут рассказывать наши дети. Видишь сколько поднятых рук? Я даже не знаю кого спросить..

После 3 – 4 рассказов образец повторяется, если в последующих ответах дети что – то будут пропускать. Кукла может сказать: «Дети очень хорошо про меня рассказывали и мне будет очень трудно выбрать того, кто рассказал про меня лучше всех. Но мне бы не хотелось, чтобы они забывали рассказывать о том, что у меня большой, пушистый хвостик. После занятия кукла остается в группе. Я передаю куклу для игры тем детям, которые хорошо рассказывали про нее.

Читайте также: