Общие сведения о взрыве и пожаре обж 8 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Наиболее распространенными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются пожары и взрывы. Сегодня мы остановимся на теме безопасности человека в условиях пожаров и взрывов.

Мы рассмотрим основные факторы развития пожара. Вы узнаете поражающие факторы пожарной опасности, средства и способы защиты от них, правила безопасного поведения человека в условиях пожара.

В завершении урока продемонстрируем, как правильно использовать первичные средства пожаротушения и основные правила эвакуации, чтобы в случае опасности вы смогли ими воспользоваться.

Вы научитесь: определять последовательность действий при угрозе и возникновении пожаров и взрывов.

Вы сможете: предпринять основные меры безопасности при угрозе возникновения пожаров и взрывов.


Наиболее распространенными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются пожары и взрывы, которые происходят:

- на промышленных объектах;
- на объектах добычи, хранения и переработки легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ;
- на транспорте;
- в шахтах, горных выработках, метрополитенах;
- в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения.

ПОЖАР – это вышедший из-под контроля процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий угрозу жизни и здоровью людей. В России каждые 4-5 минут вспыхивает пожар и ежегодно погибает от пожаров около 12 тысяч человек.

Основными причинами пожара являются: неисправности в электрических сетях, нарушение технологического режима и мер пожарной безопасности (курение, разведение открытого огня, применение неисправного оборудования и т.п.).

Основными опасными факторами пожара являются тепловое излучение, высокая температура, отравляющее действие дыма (продуктов сгорания: окиси углерода и др.) и снижение видимости при задымлении. Критическими значениями параметров для человека, при длительном воздействии указанных значений опасных факторов пожара, являются:

температура – 70 О”;
плотность теплового излучения – 1,26 кВт/м2;
концентрация окиси углерода – 0,1% объема;
видимость в зоне задымления – 6-12 м.

ВЗРЫВ – это горение, сопровождающееся освобождением большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени. Взрыв приводит к образованию и распространению со сверхзвуковой скоростью взрывной ударной волны (с избыточным давлением более 5 кПа), оказывающей ударное механическое воздействие на окружающие предметы.

Основными поражающими факторами взрыва являются воздушная ударная волна и осколочные поля, образуемые летящими обломками различного рода объектов, технологического оборудования, взрывных устройств.

2. ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

В число предупредительных мероприятий могут быть включены мероприятия, направленные на устранение причин, которые могут вызвать пожар (взрыв), на ограничение (локализацию) распространения пожаров, создание условий для эвакуации людей и имущества при пожаре, своевременное обнаружение пожара и оповещение о нем, тушение пожара, поддержание сил ликвидации пожаров в постоянной готовности.

Соблюдение технологических режимов производства, содержание оборудования, особенно энергетических сетей, в исправном состоянии позволяет, в большинстве случаев, исключить причину возгорания.

Своевременное обнаружение пожара может достигаться оснащением производственных и бытовых помещений системами автоматической пожарной сигнализации или, в отдельных случаях, с помощью организационных мер.

Первоначальное тушение пожара (до прибытия вызванных сил) успешно проводится на тех объектах, которые оснащены автоматическими установками тушения пожара.

3. КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ И ВЗРЫВЕ

При обнаружении возгорания реагируйте на пожар быстро, используя все доступные способы для тушения огня (песок, воду, огнетушители и т.д.). Если потушить огонь в кратчайшее время невозможно, вызовите пожарную охрану предприятия (при ее наличии) или города (по телефону 01).

При эвакуации горящие помещения и задымленные места проходите быстро, задержав дыхание, защитив нос и рот влажной плотной тканью. В сильно задымленном помещении передвигайтесь ползком или пригнувшись – в прилегающем к полу пространстве чистый воздух сохраняется дольше.

Отыскивая пострадавших, окликните их. Если на человеке загорелась одежда, помогите сбросить ее либо набросьте на горящего любое покрывало и плотно прижмите. Если доступ воздуха ограничен, горение быстро прекратиться. Не давайте человеку с горящей одеждой бежать.

Не подходите к взрывоопасным предметам и не трогайте их. При угрозе взрыва ложитесь на живот, защищая голову руками, дальше от окон, застекленных дверей, проходов, лестниц. Если произошел взрыв, примите меры к недопущению пожара и паники, окажите первую медицинскую помощь пострадавшим.

При повреждении здания пожаром или взрывом входите в него осторожно, убедившись в него осторожно, убедившись в отсутствии значительных повреждений перекрытий, стен, линий электро-, газо- и водоснабжения, утечек газа, очагов пожара.


-75%

План - конспект урока по ОБЖ в 8 классе по теме: Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.

План - конспект урока по ОБЖ в 8 классе по теме" Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Цели урока: систематизировать знания учащихся о взрывопожароопасных объектах, познакомить их с возможными последствиям и аварий на взрывопожароопасных объектах и основными причинами их возникновения, проиллюстрировать это на конкретном примере. Предметные результаты: формировать современную культуру безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения при возникновении аварий на взрывопожароопасных объектах. Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выдвигать предположения и доказывать их; уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника и при использовании электронного приложения осваивать приёмы действий при возникновении аварий на взрывопожароопасных объектах; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Личностные результаты: осознавать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде; усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения при возникновении аварий на взрывопожароопасных объектах.

План - конспект урока по ОБЖ в 8 классе по теме: Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.

Сидоров Руслан Дмитриевич. Преподаватель – организатор ОБЖ, 1 квалификационная категория

Раздел: Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения. Предмет: ОБЖ Класс 8. Дата: 19. 01.2021г Продолжительность урока: 25 минут.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели урока: с истематизировать знания учащихся о взрывопожароопасных объектах, познакомить их с возможными последствиям и аварий на взрывопожароопасных объектах и основными причинами их возникновения, проиллюстрировать это на конкретном примере.

Предметные результаты:

формироватьсовременнуюкультурубезопасностижизнедеятельностинаосновепониманиянеобходимостизащитыличности, общества и государства посредством осознания значимости без опасного поведения при возникновении аварий на взрывопожароопасных объектах.

Метапредметные результаты:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выдвигать предположения и доказыватьих; уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника и при использовании электронного при ложения осваивать приёмы действий при возникновении аварий на взрывопожароопасных объектах; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать необходимость ответственного, бережного отно шения к окружающей среде; усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения при возникновении аварий на взрывопожароопасных объектах.

Оборудование: Основы безопасности жизнедеятельности: электронный учебник /подред.А.Т.Смирнова. Мультимедийный проектор, презентация по теме урока.

Форма работы: групповая, фронтальная, работа в парах.

Учебные вопросы:

1. Взрывопожароопасные объекты.

2. Последствия аварий на взрывопожароопасных объектах.

3. Основные причины аварий на взрывопожароопасных объектах.

1 этап. Организационный момент:

Приветствие. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки, активизировать внимание детей (рифмованное начало урока).

Я очень рад войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз пусть мы с вами почти не знакомы но, надеюсь, друг друга поймем пусть урок ОБЖ будет наш продуктивным с позитивным настроем начнем наш урок.

2 этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Слайд .

Учитель: Ребята, давайте определим тему нашего урока. Посмотрите, пожалуйста, на слайд и по рисункам догадайтесь, название темы урока.


Учащиеся высказывают свои предположения.

Цель урока: сформировать знания о взрывоопасных объектах, причины возникновения и последствиях взрывов на таких объектах


Учитель: Ребята давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. (Слайд)

Как вы понимаете эпиграф нашего урока?

Учащиеся высказывают свои предположения.

3 этап: Первичное усвоение новых знаний

Рассказ учителя.

Современный мир наполнен чрезвычайными ситуациями. В 21веке бурное развитие техники и новых технологий привело к росту числа чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Самыми распространенными источниками возникновения ЧСТХ является пожары и взрывы, которые происходят на взрывопожароопасных объектах экономики.

Ребята что такое взрывопожароопасный объект?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Взрывопожароопасный объект – это предприятия, на которых производят, хранят, транспортируют взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву. Записывают в тетрадь определения.

Учитель: Возгорание приведет к пожару в следствие и к взрыву, а это уже авария, а на каких предприятиях чаще всего происходят авария со взрывами и пожарами, мы с вами сейчас и узнаем.

Посмотрите, пожалуйста, на слайды и постройтесь назвать предприятия, которые относятся к взрывопожароопасным объектам.

Учитель: Значит к взрывопожароопасным объектам относятся:

-Предприятия химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности;

-Предприятия, производящие порох и взрывчатые вещества;

- Предприятия лесной и пищевой промышленности;

Учитель: Аварии, возникающие на взрывопожароопасных объектах, характеризуются возникновением взрывов и пожаров и представляют особую опасность для населения.

Ребята, давайте рассмотрим поражающие факторы пожара и взрыва.

Работа в группах. Время на выполнение минуты. Ребята смотрят рисунки и обсуждают в группе. После окончание времени высказывают свои версии.

Задание № 1 Поражающие факторы пожара. Посмотрите рисунки, которые изображены на слайде и догадайтесь что это.





Ответы: высокая температура, отравляющие действие дыма, снижение видимости при задымлении (дым), падающие предметы конструкции.

Задание №2. Поражающие факторы взрыва. Посмотрите рисунки, который изображен на слайде и догадайтесь что это.




Ответы: воздушная ударная волна, большое количество осколков, из летающих обломков зданий, загрязнение воздуха продуктами горения.

Учитель: Значит, к поражающим факторам пожара и взрыва относятся:


Учитель: Ребята попробуйте назвать разрушительные последствия поражающих факторов для здоровья человека, и для окружающей среды.

Примерные ответы учащихся:

- отравление человека продуктами горения

- ожоги различной степени

- травмирование и гибель людей

- загрязнение окружающей среды

- гибель растений, животных.

Учитель: Значит, последствиями поражающих факторов пожара и взрыва являются:


Учитель: Ребята, попробуйте назвать основными причины пожаров и взрывов на взрывопожароопасных объектах.

Примерные ответы учащихся.

Неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, умышленный поджог, курение, неисправное электрооборудование, неумелое обращение с электроприборами, самовоспламенение или самовозгорание веществ и материалов.

Учитель: Значит основными причинами пожаров и взрывов на взрывопожароопасных объектах являтся:


4 этап: Первичная проверка понимания (работа в парах)

Учитель: Ребята, перед вами примеры аварий на взрывопожароопасных объектах. Вам, необходимо прочитав текст ответить на следующие вопросы:

5 этап: Закрепление материала. (взаимопроверка)

Учитель: Ребята, перед вами тесты с вопросами для взаимопроверки. Нужно ответить на вопросы теста, потом поменяться и проверить ответы друг друга, видя правильные ответы на экране презентации.

6 этап. Домашнее задание.

Базовый уровень: прочитать параграф

1. Прочитать параграф

2. Из различных информационных источников (газеты, журналы, радио, ТВ) подберите несколько характерных приме­ров возникновения чрезвычайных ситуаций из-за аварии на взрывопожароопасном объекте в регионе вашего прожива­ния. Выпишите причины их возникновения.

7 этап. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ребята, что вы сегодня узнали на уроке? Что было интересного?

Тексты для работы в группах.

несколько характерных примеров возникновения чрезвычайных ситуаций из - за аварии на взрыво - и

пожароопасном объекте в регионе вашего проживания. Выпишите причины их возникновения.

7 мая 2014 года произошел взрыв и обрушение цеха по производству взрывчатых веществ и снарядов Новосибирского завода искусственного волокна (НЗИВ, г. ИскитимНовосибирской обл.). Погибли три человека, еще девять получили травмы. По итогам расследования ЧП выяснилось, что оно произошло во время работ по расфасовке взрывчатых веществ в мешки, причем сотрудники предприятия были допущены к работе в одежде и обуви, которые не соответствовали требованиям установленного технологического регламента и не обладали диэлектрическими свойствами. Взрыв произошел после разряда статического электричества, воспламенившего взвесь из микрочастиц взрывчатки. В мае 2017 года по делу о взрыве были признаны виновными в нарушении правил безопасности на взрывоопасных объектах начальник цеха Елена Косинова и мастер смены Наталья Синельникова. Они были приговорены к двум годам лишения свободы условно и были освобождены от наказания по амнистии.

11 марта 2016 года на Тамбовском пороховом заводе в Котовске произошла серия вспышек и возник пожар, в результате чего на месте погибли 43-летняя женщина и 23-летний мужчина. Еще три сотрудника предприятия были госпитализированы в крайне тяжелом состоянии. Впоследствии все они скончались от полученных ожогов. Общее число погибших составило пять человек. Проверка Минпромторга РФ, в ведении которого находится предприятие, выявила целый ряд нарушений безопасности и норм труда, вскрылись факты различных задолженностей, в том числе и по заработной плате. От работы был отстранен прежний руководитель, принята программа модернизации, экономического оздоровления предприятия. 20 июля 2017 года суд признал виновной по делу о взрыве бывшую сотрудницу (мастера участка) завода, приговорив ее к пяти годам лишения свободы условно. Следствие установило, что женщина допустила к работе стажера в одежде с синтетическими волокнами, накопившими статическое электричество, разряд которого привел к воспламенению и взрыву продукции.

14 января 2019 года в городе Шахты (Ростовская область) в результате взрыва бытового газа произошло частичное разрушение двух верхних этажей девятиэтажного многоквартирного дома №16 по ул. Хабарова. В результате погибли пять человек. Двое пострадавших (в том числе младенец) были госпитализированы. Всего ударной волной были разрушены четыре квартиры. К концу апреля 2019 года конструкции пострадавшего здания были восстановлены. В октябре 2019 года следствие установило двух подозреваемых по уголовному делу о взрыве. Ими стали слесарь и начальник шахтинской службы внутридомового газового оборудования. В отношении их возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 238 УК РФ ("Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека и смерть более двух лиц").

Нажмите, чтобы узнать подробности

Причины возникновения пожаров и взрывов и их последствия.

Основные поражающие факторы пожара и взрыва.

Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.

Пожары и паника.

Цель. По окончании изучения темы, учащиеся должны:

• правила безопасного поведения при пожарах и взрывах;

• основные мероприятия по защите населения от пожаров и взрывов; б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от пожаров и взрывов;

в) иметь представление о последствиях пожаров и взрывов, мерах, принимаемых по защите от них населения.

Тема. Пожары и взрывы.

Учебные вопросы.

Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах.

Общие сведения о взрыве.

Общие сведения о пожаре.

Причины возникновения пожаров и взрывов и их последствия.

Основные поражающие факторы пожара и взрыва.

Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.

Пожары и паника.

Цель. По окончании изучения темы, учащиеся должны:

• правила безопасного поведения при пожарах и взрывах;

• основные мероприятия по защите населения от пожаров и взрывов; б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от пожаров и взрывов;

в) иметь представление о последствиях пожаров и взрывов, мерах, принимаемых по защите от них населения.

Основное содержание урока.

Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах. Понятие о пожаро- взрывоопасном объекте. Промышленные предприятия, относящиеся к пожаро- взрывоопасным объектам.

Общие сведения о взрыве. Классификация взрывов: подземные, наземные, воздушные, подводные и надводные. Механизм образования ударной волны при воздушном и наземном взрывах. Зоны действия взрыва: зона действия детонационной волны, зона действия воздушной ударной волны и ее подзоны. Действие взрыва на здания, сооружения и оборудование. Полные, сильные, средние и слабые разрушения при взрыве, характеристика разрушений.

Общие сведения о пожаре. Понятие о пожаре. Процесс горения, условия его возникновения и прекращения. Классификация веществ и материалов по группам возгораемости. Классификация пожаров: по внешним признакам горения (наружные, внутренние, одновременно наружные и внутренние, открытые и закрытые) по месту возникновения. Понятие об отдельных и массовых пожарах. Три стадии развития пожара: начальная, разгорание, завершающая. Условия, способствующие распространению пожара. Линейное и объемное распространение пожара.

Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, на промышленных предприятиях. Причины возникновения взрывов на взрывоопасных предприятиях, в жилых и общественных зданиях.

Основные поражающие факторы пожара и их воздействие на людей. Вторичные поражающие факторы пожара. Основные и вторичные поражающие факторы взрыва. Действие поражающих факторов на людей. Характеристика поражения людей при взрывах.

Использование первичных средств пожаротушения при небольшом загорании; правила безопасного поведения при эвакуации из горящего здания. Правила безопасного поведения при пожаре в общественном здании в т.ч. при эвакуации через задымленный коридор при надвижении огненного вала. Правила безопасного поведения при опасной концентрации дыма и повышении температуры: если невозможно выйти к лестничной клетке (выходу); если есть балкон (лоджия). Правила безопасного поведения при спасении пострадавших.

Правила безопасного поведения при взрыве в квартире в т.ч. если человек оказался в завале и при этом получил травму или не имеет возможности выбраться. Оказание помощи человеку, на котором загорелась одежда

Паника во время пожара. Понятие о панике. Паническое бегство, как процесс вынужденной эвакуации. Механизм панического бегства. Предотвращение паники. Правила безопасного поведения при панике во время пожара в общественном месте, в т.ч. при отсутствии видимости.

Заключение. Повторить основные положения и проверить, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

1. На каких промышленных объектах чаще всего происходят пожары и взрывы?

2. Что представляет собой взрыв? Какими особенностями он характеризуется?

3. Как классифицируются взрывы в зависимости от среды, в которой они происходят?

4. Назовите зоны действия взрыва и дайте им характеристику.

5. Расскажите о сущности процесса горения. При каких условиях он протекает? Каков механизм прекращения горения?

6. Назовите группы возгораемости веществ и материалов. Дайте характеристику каждой группе.

7. Чем отличаются наружные пожары от внутренних, скрытые от открытых? Приведите примеры отдельных и массовых пожаров.

8. Какие условия способствуют распространению пожара? В чем разница между линейным и объемным распространением пожара?

9. Назовите основные причины пожаров в жилых, общественных зданиях и на промышленных предприятиях.

10. Назовите основные причины взрывов в жилых зданиях и на промышленных предприятиях.

11. Назовите основные поражающие факторы пожара и дайте им характеристику.

12. Какие поражающие факторы взрыва вы знаете?

13. Расскажите о видах поражения людей при взрывах. Дайте им характеристику.

14. Расскажите о правилах безопасного поведения при пожарах и взрывах.

15. Как вы будете действовать, если увидите, что на человеке загорелась одежда?

16. Чем характеризуются пожары в зданиях, где находится большое количество людей?

17. Чем опасна паника? Когда возникает паническое бегство?

18. Объясните механизм вынужденного движения людей. Назовите факторы опасности при вынужденной эвакуации.

Домашнее задание. Раздел 1, глава 2, темы 2.1-2.7.

Тема. Нарушение экологического равновесия.

Учебные вопросы

1 Состояние природной среды и жизнедеятельность человека

2 Изменение состава атмосферы (воздушной среды)

3 Изменение состояния гидросферы (водной среды)

4 Изменение состояния суши (почвы)

5 Показатели предельно допустимых воздействий на природу

Цель По окончании изучения темы учащиеся должны знать правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания

Основное содержание урока.

Понятие об антропогенных изменениях в природе Две категории антропогенных изменений в природе преднамеренные преобразования, попутные изменения Формы воздействия человека на природу изменение структуры земной поверхности; изменение энергетического и теплового баланса, изменение состава биосферы, круговорота и баланса входящих в нее веществ; изменения, вносимые в биологическое разнообразие мира Источники загрязнения окружающей среды и их классификация. Понятие о токсичности. Основные категории доз и концентраций максимально допустимые; минимально допустимые Классификация загрязнений по воздействию на компоненты окружающей среды Экологические последствия хозяйственной деятельности человека.

Атмосфера, как важный элемент окружающей среды для всех биологических форм жизни на Земле Функции воздуха в жизнедеятельности человека Неблагоприятное воздействие изменения состава и свойств воз душной среды на организм человека

Изменение климата и прозрачности атмосферы. Понятие о климате и климатообразовании Влияние хозяйственной деятельности человека на различные компоненты климата. Проблема потепления климата и причины этого. Парниковый эффект вследствие загрязнения атмосферы мелко дисперстной пылью. Меры по борьбе с изменением климата.

Кислотные осадки, причины их образования и опасность для здоровья человека. Последствия кислотных осадков (дождей).

Выбросы вредных веществ в атмосферу, их источники и последствия. Основные компоненты выбросов. Меры по борьбе с выбросами вредных веществ.

Вода в жизнедеятельности человека Физико-химические свойства воды и ее органолептические свойства. Причины ухудшения качества природных вод. Сточные воды и их опасность для здоровья человека. Классификация сточных вод (бытовые, атмосферные, произведет венные) и их свойства. Загрязнение подземных и поверхностных вид.

Почва, как важнейший элемент биосферы. Состав почвы и ее функции. Загрязнение почвы и причины этого. Деградация почвы. Нерациональное использование земельных ресурсов - основная причина деградации почвы. Влияние сокращения сельхозугодий на деградацию почвы. Эрозия почвы, опустынивание, загрязнение тяжелыми металлами, химическими и органическими веществами, заражение почвы в результате антисанитарного состояния.

Промышленные и бытовые отходы. Твердые и жидкие отходы, их характеристика. Состав твердых бытовых отходов. Наиболее токсичные производственные отходы. Классификация отходов по опасности для людей. Классификация отходов различных видов промышленности по воздействию на окружающею среду.

Нормативы предельно допустимых воздействий на природу. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ — главный критерий качества окружающей природной среды.

Предельно допустимая концентрация вредных веществ в атмосфере. Виды ПДК: максимальная, низовая, среднесуточная. ПДК некоторых загрязняющих веществ в атмосфере.

Нормы качества воды. Токсикологические показатели, характеризующие химический состав воды. ПДК химических веществ в воде.

Нормирование химического загрязнения почв. Понятие предельно допустимая концентрация почв и химических веществ в почве.

Основные рекомендации по снижению влияния вредных экологических факторов на здоровье человека в местах проживания.

Заключение. Повторите основные положения и проверьте, как понята тема.

Вопросы для проверки полученных знаний.

1. Какие изменения в природе называются антропогенными и почему? Какие вы знаете формы воздействия человека на биосферу?

2. Назовите виды чрезвычайных ситуаций экологического характера.

3. Назовите источники загрязнения окружающей среды и дайте им характеристику.

4. Какие природные факторы влияют на загрязнение окружающей среды?

5. Какие функции выполняет воздух? Какие искусственные и естественные факторы загрязнения воздушной среды вы знаете? Что представляет собой воздух? Назовите основной источник загрязнения атмосферы в крупных городах.

6. Какое влияние на изменение климата оказывает хозяйственная деятельность человека?

8. От чего зависит искусственный подогрев планеты?

9. Как влияет мелкодисперсная пыль на изменение теплового баланса в атмосфере?

10. Какое значение имеет озон для биологической жизни на Земле?

11. Какие факторы влияют на разрушение озонового слоя Земли?

12. Расскажите о кислотных осадках, об их источниках и последствиях.

13. Какие функции в организме человека и животного выполняет вода?

14. Почему вода в естественных условиях представляет по существу химический раствор? От чего зависит состав воды?

15. Что такое органолептические свойства воды? От чего они зависят?

16. Какие изменения происходят в природной воде под влиянием хозяйственной деятельности человека?

17. Что такое сточные воды? Дайте характеристику бытовым, атмосферным и производственным сточным водам. Какую опасность они представляют для здоровья?

18. Из каких элементов состоит почва?

19. Какие факторы внешней среды оказывают влияние на состояние почвы?

20. Наличие каких веществ в почве оказывает негативное влияние на состояние здоровья человека?

21. Какие биологические факторы загрязняют воду?

22. Расскажите о бытовых и промышленных отходах, как о факторах загрязнения почвы. Назовите состав твердых бытовых отходов.

23. Как можно сохранить почву и почему это очень важно для человека?

24. Для чего нужны нормативы качества окружающей природной среды?

25. Какие показатели качества атмосферы, воды и почвы вы знаете? Что такое ПДК:

а) применительно к атмосферным загрязнениям;

б) применительно к водной среде;

в) применительно к почве.

26. Перечислите рекомендации по снижению воздействия вредных экологических факторов на здоровье.

Читайте также: