Общие проблемы адаптации человека адаптивные биологические ритмы организмов конспект

Обновлено: 06.07.2024

- Каковы механизмы адаптации организма человека к окружающей среде?

- Что такое гомеостаз? Каковы механизмы поддержания гомеостаза в организме человека?

- Каковы специфические и неспецифические механизмы адаптации организма человека к воздействиям внешней среды?

- Каков механизм оценивания функциональных резервов организма человека?

Глоссарий по теме:

Гомеостаз – это сравнительно динамическое постоянство свойств и состава внутренней среды организма и поддержание устойчивости физиологических свойств и функций организма.

Раздражимость – это способность организма отвечать на раздражители внешней и внутренней среды изменениями обмена веществ.

Адаптация – это свойство организма и процесс приспособления к изменяющимся факторам окружающей среды, цель которого – достижение стабильного равновесия между средой и организмом.

Гуморальная регуляция – это один из наиболее рано возникших в эволюции механизмов регуляции жизнедеятельности организма, осуществляющийся через жидкие среды живого организма (лимфу, кровь, тканевую (межклеточную) жидкость, слюну) с помощью гормонов, которые выделяют клетки, органы, ткани.

Здоровье – это такое состояние психического, физического и социального благополучия человека, в котором отсутствуют расстройства органов, функций и систем организма, и обеспечена максимальная адаптивность.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

1. Естествознание. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017. : с 47-56.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Человек для сохранения своего организма от разрушения под действием различных негативных факторов окружающей среды, вынужден приспосабливаться к изменяющимся окружающим условиям. Способность сохранять внутреннюю среду организма и стабильность работы его систем и органов в ответ на внешние воздействия называют гомеостазом.

Гомеостаз – это сравнительно динамическое постоянство свойств и состава внутренней среды организма и поддержание устойчивости физиологических свойств и функций организма. Различные физические, химические, биологические воздействия, например, изменение температуры воздуха, атмосферного давления могут вывести организм человека из состояния динамического равновесия. Снижение внешних воздействий на организм происходит через систему саморегуляции физиологических функций, в частности, при помощи нервных и гуморальных механизмов регуляции, обеспечивающую поддержку жизнедеятельности организма.

У высших животных, включая и человека, процессы гуморальной регуляции подчинены нервной регуляции. Нервная и гуморальная регуляция совместно составляют единую систему нейрогуморальной регуляции. Благодаря такой системе, продукты обмена веществ воздействуют не только на эффекторные органы, но также и на хеморецепторы (окончания нервов) и нервные центры, вызывая различные реакции, направленные на поддержание гомеостаза.

Важным свойством любого живого организма, в том числе и организма человека, влияющим на эффективность процессов регуляции, является реактивность. Реактивность – это способность организма отвечать на раздражители внешней и внутренней среды изменениями обмена веществ. При активации систем, ответственных за адаптацию (приспособление) организма к внешним условиям возникает компенсация и нивелирование внешних и внутренних воздействий на организм, то есть возвращение организма к состоянию гомеостаза.

Гомеостаз и адаптация – это два конечных результата, которые организуют функциональные системы организма. Влияние внешних факторов на состояние гомеостаза приводит к запуску процесса адаптивной перестройки организма человека, в результате которой функциональные системы компенсируют произведенные и возможные нарушения гомеостаза и восстанавливают равновесие.

Выделяют неспецифические и специфические процессы адаптации. Неспецифическими процессами адаптации являются те процессы, которые возникают при любом негативном внешнем воздействии, это так называемый общий адаптационный синдром.

Специфический характер адаптации базируется на избирательном действии разных химических и физических факторов на системы организма и клеточный обмен веществ. При повторном действии воздействовавшего ранее раздражителя в организме включается определенная функциональная система. При этом ее защитный эффект будет проявляться лишь на время действия этого раздражителя. Наиболее типичными примерами специфических адаптаций являются адаптации к физическим нагрузкам, гипоксии, высоким температурам и т. д. Выделяют два уровня специфической адаптации – возникающий в обычных условиях существования организма, и в чрезвычайных (экстремальных, изменяющихся, лабильных).

В безвыходных ситуациях, если раздражитель слишком силен, эффективная адаптация не формируется и сохраняется состояние нарушения гомеостаза. Стресс при таких нарушениях достигает высокой интенсивности и длительности, возникают предпосылки к развитию заболеваний.

Таким образом, защитные приспособительные реакции организма человека имеют три основные стадии:

  • нормальная физиологическая реакция (гомеостаз);
  • нормальные адаптационные изменения;
  • патофизиологические адаптационные изменения (развитие заболевания).

Адаптация организма человека к окружающей среде, выработанная в процессе эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях.

При фенотипической адаптации организм человека реагирует непосредственно на новую среду, что выражено в компенсаторных физиологических изменениях, фенотипических сдвигах, которые позволяют организму сохранять равновесие со средой в новых условиях. При возврате окружающей среды к прежним условиям восстанавливается предыдущее состояние фенотипа, а возникшие компенсаторные физиологические трансформации исчезают. Фенотипическая адаптация у следующих поколений может переходить в ряде случаев в генотипическую адаптацию.

Адаптация возникает за счет привлечения функциональных резервов. Все резервы, которые включаются при интенсификации человеческой деятельности и изменении условий среды, можно обозначить как функциональные.

Функциональные резервы представляют собой скрытые возможности, которые приобретены организмом в ходе эволюции и онтогенеза, способные усиливать функционирование органов и систем организма в целях приспособления к меняющимся, непривычным условиям среды или совершения необычно большой работы.

При такой характеристике функциональных резервов их подразделяют на:

1. Биохимические резервы, связанные с интенсивностью и экономичностью пластического и энергетического обменов и их регуляций;

2. Физиологические резервы, связанные с экономичностью, интенсивностью и длительностью работы систем органов и организма и их нейрогуморальной регуляцией, что находит выражение в работоспособности организма.

3. Спортивно-технические резервы, связанные со способностью к развитию имеющихся и вновь выработанных двигательных и тактических навыков;

4. Резервы психологические, которые связанные с готовностью к преодолению трудностей, выполнению работы, способностью пересилить утомление и неприятные или болевые ощущения.

Любое снижение приспособительных возможностей организма человека представляет собой одновременно и снижение общего уровня здоровья, и в некотором смысле приближение к патологии.

Здоровье – это такое состояние психического, физического и социального благополучия человека, в котором отсутствуют расстройства органов, функций и систем организма, и обеспечена максимальная адаптивность. В этой связи болезнь человека можно рассматривать как нарушение процесса физиологической адаптации к условиям окружающей среды.

Человек для сохранения своего организма от разрушения под действием различных негативных факторов окружающей среды, вынужден приспосабливаться к изменяющимся окружающим условиям. Способность сохранять внутреннюю среду организма и стабильность работы его систем и органов в ответ на внешние воздействия называют гомеостазом.

Гомеостаз и адаптация – это два конечных результата, которые организуют функциональные системы организма. Влияние внешних факторов на состояние гомеостаза приводит к запуску процесса адаптивной перестройки организма человека, в результате которой функциональные системы компенсируют произведенные и возможные нарушения гомеостаза и восстанавливают равновесие.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1. Механизм регуляции жизнедеятельности организма, осуществляющийся через жидкие среды живого организма называют:

2) Гуморальная регуляция;

Правильный ответ: 2) Гуморальная регуляция;

2. Комплекс специфических химических реакций, основанный на избирательном действии разных химических и физических факторов на системы организма и клеточный обмен веществ называют:

Адаптацию человека к новым условиям можно охарактеризовать как совокупность социально- биологических свойств и особенностей, необходимых для устойчивого существования организмов в конкретной среде. Наши способности к адаптации имеют определенные границы. Приспосабливаясь к неблагоприятным условиям , организм человека испытывает напряжение.

Напряжение- мобилизация всех механизмов, обеспечивающих деятельность организма человека. В зависимости от величины нагрузки, степени подготовки организма, его функционально-структурных и энергетических ресурсов снижается возможность функционирования организма, то есть наступает утомление.

Выделяют два адаптивных типа человека: -спринтер- характеризуется высокой устойчивостью к воздействию кратковременных экстремальных факторов и плохой переносимостью длительных нагрузок; - стайер- отличается высокой способностью переносить длительные, монотонные нагрузки.

В северных регионах страны среди населения преобладают люди типа стайер. Изучение адаптивных возможностей человека имеет в настоящее время важное значение.

2. Внутренние и внешние ритмы организмов.

у человека, находящегося в состоянии относительного покоя, зависит от фазы циркадианного ритма. Биоритмы различной периодичности не существуют изолировано, а образуют многоступенчатую систему. Так, феномен циркадианной ритмики не существует вне сезонных изменений, которые существенно сдвигают положение суточных максимумов и минимумов на оси времени, затрагивают также и амплитудную выраженность суточного ритма. В то же время каждый суточный ритм образуется определенной последовательностью около часовых волн.

3. Суточные, годичные, лунный месяц, приливно – отливные ритмы.

Человек поселился во всех природных зонах Земли: в суровой Арктике, в знойной пустыне, во влажных тропических лесах, в горах, в степях. Различные изобретения ( дом, одежда, отопление, освещение, водопровод, кондиционер) помогают ему комфортно чувствовать себя в любых природных условиях. Но полностью исключить воздействие среды на человека пока невозможно. Вспышки солнечной активности, изменение ионизации газов в атмосфере, колебания электрического поля в теле планеты влияют на состояние человека, на характер и распространение заболеваний, на возникновение эпидемий, при-родных катастроф, на количество и качество урожая. Ритмы планеты

Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца определяет смену дня и ночи и смену времен года. Дважды в сутки изменяется на Земле сила тяжести. Под действием притяжения Луны земная поверхность ежедневно опускается и поднимается под нашими ногами до 50 см ! Возникающие при этом приливы у берегов океана достигают высоты 18м — высота шестиэтажного дома. Происходят приток и отток воздушных масс в атмосфере.

Солнце посылает огромные потоки энергии. Продолжительность цикла солнечной активности составляет 11,2 года. Период роста активности равен 4,2 года, спада активности — 7 годам. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно найти обрыв, скалу или карьер, где обнажен песок или песчаник. На срезах горных пород четко видны годичные (сезонные) слои, толщиной до 1—1,5мм. Эти годичные слои, как следствие активности Солнца, влияющего на водный режим планеты, образуют циклы по 11 слоев, которые отделяются друг от друга резкими границами. Так Солнце растило нашу планету.

Ритмы планеты прямо или косвенно влияют на биосферу и на условия жизни ее обитателей. Ритмы жизни У всего живого на Земле есть периоды подъема (активизации) и спада (сна, упадка сил). Они чередуются в строго определенном порядке, полностью со-гласуясь с ритмами Космоса. Эти периоды называются биологическими ритмами (биоритмами). Их различают по времени и источнику возникновения.

Суточный биоритм связан со сменой дня и ночи. Живые организмы полностью ему подчинены: в течение суток обязательно происходит смена деятельности и отдыха. Без этой смены организмы быстро выбиваются из общего ритма жизни, что пагубно на них отражается.

Сезонный биоритм связан со сменой времен года и проявляется в сбрасывании листвы деревьями, перелете птиц, смене летнего покрова на зимний, зимней спячке. Колебания температуры, влажности, атмосферного давления, сезонные изменения количественного и качественного состава пищи — все это влияет на образ жизни и функционирование живых организмов.

Биоритмы, подчиненные влиянию Луны. Влияние лунного цикла ярки выражено в смене активности и покоя растений, в поведении животных, в жиз- недеятельности и настроении людей, в событиях, происходящих на Земле. луннный цикл составляет приблизительно 29,5 суток. Существует зависимость изменения атмосферной ионизации и земного магнетизма от фаз Луны.

4. Работы А.П. Чижевского, связанные с изучением ритмов солнечной активности.

Биоритмы, подчиненные влиянию Солнца. Ритмы солнечной активнос- ти образуют 11-летний цикл. По датам стихийных бедствий, вспышек эпиде- мий, войн, революций и других потрясений живой и неживой природы А. Л. Чижевский установил, что все они происходили в годы повышенной солнечной активности: «Наше Солнце приходит в неистовство 9 раз в столетие. Каждый раз в течение 2-3 лет, все без исключения явления на Земле синхронно, в мертвом и живом царстве, приступами — приходят в конвульсив- ное содрогание. Живая материя в эти годы приходит также в неистовство. Эпидемии и инфекционные болезни проносятся по Земному шару, вырывая из

Большое влияние на биоритмы человека оказывают комфортабельность жилища, шум, вибрации, электросети. Эти достижения цивилизации способны вносить изменения в отработанный веками ритм жизнедеятельности человека.

Самые вредные из них — искусственные электрические и магнитные

Эти поля нарушают естественный биологический ход жизни человека, воздействуют на его психику и работу различных органов (сердца, мозга, пищеварительной системы…).

Знание биологических ритмов организма человека позволяет заранее подготовиться к экстремальным ситуациям .

Наиболее простой путь избежать острых ситуаций — это здоровый образ жизни: • рациональное питание; • чередование труда и отдыха; • умение правильно воспринимать стрессовые ситуации и связанные с ними эмоциональные переживания.

5. Задачи хронобиологии и хрономедицины.

Период, фаза, амплитуда ритма, датчики времени- параметры, которые изучает хронобиология.

Любое заболевание является результатом нарушения функции организма и изменения ее суточного ритма. Амплитуда колебаний температуры тела, артериального давления, пульса сглаживается при гипокинезии, под влиянием больших умственных нагрузок, неправильном питании… Помимо амплитуды биологический ритм характеризуется периодом, т.е. временем, в течение которого колебательная система совершает полный цикл изменений. У суточного ритма –период 24 часа, однако длина цикла сон- бодрствование у людей может быть 23 и 25 часов.

Положение системы в любой момент времени характеризует – фаза. Ритмы могут совпадать или расходиться по фазе. На все внешние воздействия человек реагирует в зависимости от того , в какой фазе ритма он находится.

Хрономедицина- это подход к медицине, основанный на использовании фактора времени. Т. е применение лекарственных препаратов должно назначаться строго по времени , связанном с ритмом работы данного органа или системы.

Из всего многообразия биоритмических процессов, протекающих в организме человека, наибольшее значение для него имеют три ритма: физический, интеллектуальный и эмоциональный. Всю жизнь каждый из нас подвержен влиянию этих трех циклических процессов. Зная свои биоритмы, можно помочь своему организму адаптироваться во внешней среде и способствовать его выживаемости.

ВложениеРазмер
bioritmy_kak_faktor_adaptacii.rar 1.63 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 с.Новоромановского

Арзгирского района Ставропольского края

Автор: Сергеенко Анастасия

ученица 11 класса

Руководитель: Булавина С.В.,

1.Обзор литературы и обоснование направления исследования………….4

2. Место, материал и методика исследования ………………………………8

3.Результаты исследования и их обсуждение……………………………….8

Все живые организмы начиная от простейших одноклеточных и кончая такими

высокоорганизованными, как человек, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы, отмеряют время. С каждым годом ученые находят новые внутренние ритмы. если в 1931 году шведскими учеными г. Агреном, О.Виландером и Е.Жоресом впервые было доказано существование суточного ритма изменения содержания гликогена в печени и мышцах, то в 60-х годах обнаружено уже более 50-ти биологических функций, имеющих суточную периодичность. В настоящее время их насчитывается более ста.

Из всего многообразия биоритмических процессов, протекающих в организме человека, наибольшее значение для него имеют три ритма: физический, интеллектуальный и эмоциональный. Всю жизнь каждый из нас подвержен влиянию этих трех циклических процессов. Зная свои биоритмы, можно помочь своему организму адаптироваться во внешней среде и способствовать его выживаемости.

годовых и других ритмов физиологических процессов. А так как темпы научно-технического прогресса сейчас приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к человеку, нам кажется, проблема изучения биоритмов человека является сегодня одной из актуальных. Бездумное отношение человека к самому себе, как и к окружающей природе, часто является следствием незнания биологических законов, эволюционных предпосылок, адаптивных возможностей человека. Чтобы

сохранить здоровье человека, всесторонне и гармонично развивать его физические и духовные качества, необходима не только настойчивая и плодотворная научно-исследовательская работа, но и большая просветительская работа.

Цель данной работы: изучить влияние биологических ритмов на организм школьников, их адаптивную роль в антропогенных экосистемах.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить литературные данные по данной теме;

- определить хронобиологический тип одноклассников и учителей школы по опроснику-тесту;

- определить и сопоставить показатели индивидуальной минуты со стандартными величинами;

- изучить изменения в деятельности внутренних органов и систем в зависимости от времени суток;

- определить изменение умственной работоспособности у школьников в течение дня.

1.Обзор литературы и обоснование направления исследования

Все в природе подчиняется ритмам. Интуитивно это понимали многие передовые люди своего времени, но в среде ученых это явление долгое время не воспринималось всерьез. Положение начало меняться в начале двадцатого века, когда возникла новая наука – биоритмология. Одним из первых в нашей стране обратил внимание научной общественности на зависимость протекания различных жизненных процессов в земных организмах от космических факторов А. Чижевский.

Точность биологических ритмов, по которым живут цветы и птицы, растения и млекопитающие, занимали умы ученых задолго до наступления нашего века. Изучением биоритмов занимались К. Линней, Ч. Дарвин, К. Тимирязев и другие известные естествоиспытатели.(1)

Было выяснено, что в жизни всех биологических особей четко проявляются два суточных ритма – солнечный и лунный. Один зависит от вращения Земли вокруг своей оси и связан с Солнцем; периодичность его составляет 24 часа. Другой связан с лунными сутками, длительность которых 24 часа 50 минут.

В науке о биологических ритмах еще нет своего Эйнштейна. Первые попытки какого-либо достоверного объяснения природы этих ритмов были предприняты только в начале тридцатых годов прошлого века.

Теория биоритмов имеет двух основоположников. Одним был доктор Герман Свобода, профессор психологии Венского университета, другим – Вильгельм Фляйс, известный отоларинголог, проживающий в Берлине. Эти ученые ничего не знали друг о друге, но параллельно работали над одной и той же проблемой и пришли к одинаковым выводам.

В результате проведенных исследований Г. Свобода пришел к выводу, что физические и эмоциональные характеристики каждого человека обладают ритмичностью и циклы имеют продолжительность 23 и 28 дней. А если известна продолжительность цикла, значит, можно предсказать и его повторение. Таким образом, он выдвинул гипотезу о наличии двух основных ритмов, управляющих человеческой жизнью, ритмах физическом и эмоциональном. (4)

Кроме Г. Свободы и В. Фляйса над теорией биоритмов работал австрийский инженер Альфред Тельтшер. Знакомство с теорией биоритмов побудило его начать опыты по изучению интеллектуальной работоспособности студентов, чтобы выявить периоды их хорошей и плохой успеваемости. В результате статистической обработки материала Тельтшер пришел к выводу, что существует еще один вид ритма – интеллектуальный, цикличность которого равна 33 дням. (1)

После открытия основных биоритмов многочисленные последователи Свободы, Фляйса и Тельтшера продолжали развивать и совершенствовать теорию биоритмов. В настоящее время основные принципы ее выглядят следующим образом.

От рождения до смерти каждый человек подвержен воздействию трех основных циклов: физического, эмоционального и интеллектуального. Эти циклы протекают независимо друг от друга и имеют периоды: физический – 23 дня, эмоциональный – 28 дней и интеллектуальный – 33 дня.

Физический цикл оказывает влияние на основные физиологические функции человека: сопротивляемость организма внешним воздействиям, силу тела, координацию движений, хорошее физическое самочувствие и регулирует физиологические процессы, протекающие в различных органах и тканях. (8)

В течение первой половины все физические показатели находятся на подъеме. В это время организм наиболее силен физически. Человек может выполнять более тяжелую работу, меньше устает, сопротивляемость болезням резко повышена. Во второй половине физического цикла (11,5 дня) тело разряжается. В эти дни человек больше нуждается в отдыхе, быстрее утомляется, более подвержен болезням. Первая фаза физического цикла – активная, вторая фаза - пассивная. В этой фазе организм собирает (аккумулирует) энергию для последующего подъема физической активности. Если человек закален физически, то разница в фазах цикла будет не особенно заметна, наблюдается лишь небольшое снижение физического потенциала. Если человек ослаблен в физическом отношении, то разница будет более заметна, обычно наблюдается ухудшение самочувствия.

В критические дни цикла, когда кривая переходит из положительной фазы в отрицательную, физический ритм становится неуверенным и нестабильным. В это время надо соблюдать максимальную осторожность, особенно если дело касается физических упражнений и тяжелой физической работы. (8)

Через две недели позитивная фаза эмоционального цикла сменяется негативной. В течение этой фазы будет труднее достигнуть вершины проницаемости. Эмоциональный ритм гораздо легче контролировать, чем физический или интеллектуальный, - человек легче оценит свое самочувствие, чем физические возможности и силу мышления.

Интеллектуальный ритм имеет большее значение, чем физический и эмоциональный, так как жизнь человека – непрерывный процесс обучения. На течение этого ритма большое влияние оказывают железы внутренней секреции – щитовидная, шишковидная и гипофиз. Интеллектуальный ритм продолжается 33 дня и также разделен на две фазы – позитивную и негативную, каждая из которых длится по 16,5 дня. В течение первой фазы память человека лучше, способность к обобщению и пониманию наиболее высока. Позитивная фаза интеллектуального цикла – хорошее время для новых идей, быстрого усвоения информации, а также самообразования.(8)

Во второй, негативной фазе, все эти способности сглажены. У человека понижается восприятие всего нового и способность к обобщениям. В это время труднее сконцентрироваться и представить возникающие проблемы с максимальной ясностью. Если нужно принять жизненно важное решение, то лучше выбрать для этого другое время.

Относительная сила физического, эмоционального и интеллектуального ритмов у всех людей различна. Многое зависит от самого человека, его наследственности и привычек. Человек, с детства одаренный талантом художника или писателя, всегда будет иметь более ярко выраженный интеллектуальный цикл. Прирожденный атлет будет отличаться физическими достоинствами, артист – эмоциональными. (8)

Таким образом, либо вследствие унаследованных черт, либо при наличии определенных талантов, один из биоритмов может оказаться более сильным и будет иметь больше возможности влиять на поступки человека и на его жизнь.

Исследование этих двух типов людей позволили ученым сделать вывод о том, что различия в ритме трудоспособности между ними обусловлены различиями в гормональной и психической сферах. Эти особенности присущи любому организму, и с ними следует считаться при организации труда.

Основная же масса людей (35-50%) относится к третьему типу, для которого не характерно столь четкое, как у первых двух, наличие преимущественной активности в утренние или ночные часы. Для них типична наивысшая работоспособность в 10-12 и 16-18 часов, а самый низкий уровень активности – с 2 до 5 часов.

У каждого человека есть собственный эталон времени – индивидуальная минута.

Одним из критериев эндогенной организации биологических ритмов является длительность индивидуальной минуты (Приложение № 1). У здоровых людей величина индивидуальной минуты является относительно стойким показателем, характеризующим эндогенную организацию времени и адаптационные способности организма. У лиц с высокими способностями к адаптации индивидуальная минута превышает минуту физического времени, у лиц с невысокими способностями к адаптации индивидуальная минута в среднем 47,0 – 46,2 сек., у хорошо адаптирующихся – 62,90 – 69,71 сек. Индивидуальная минута имеет ципкасептальный ритм – ее величина максимальна во вторник и среду и минимальна в пятницу и субботу. По величине индивидуальной минуты можно судить также о наступлении утомления у учащихся и взрослых людей.(9)

С учетом этого величина индивидуальной минуты может быть исследована в начале и в конце занятия, в течение дня, недели, месяца, года. Эти данные позволяют выявить циркадные, недельные, сезонные ритмы индивидуальной минуты, функциональное состояние организма и его адаптированные возможности в любое время.

Таким образом, биоритмы не предсказывают будущего. Они могут только подсказать человеку, когда он будет в наилучшем или наихудшем состоянии, предсказать дни, когда могут возникнуть кризисные ситуации, чтобы успеть подготовиться к ним.

основные пути и механизмы адаптации организмов к неблагоприятным условиям; виды и типы биоритмов; роль нервной и эндокринной систем в регуляции биоритмов; связь биоритмов с приемом лекарств и действием токсических веществ; зависимость сопротивляемости организма человека и некоторых заболеваний от нарушения биоритмов;

учитывать естественные биоритмы организмов, а также индивидуальные биоритмы при распределении умственной и физической нагрузки в течении дня, приеме некоторых лекарственных препаратов; строить график эффективного труда, отдыха и лечения с учетом биоритмов.

Какова связь между погодой и здоровьем человека?

Почему изучение адаптационных возможностей человека имеет важное практическое значение?

Перечислите профессии и виды деятельности, где важно учитывать адаптивные возможности человека.

Что может сделать каждый из нас для улучшения собственного здоровья и здоровья окружающих людей?

Дайте определение понятия "здоровья". Как вы понимаете зависимость здоровья от образа жизни? Приведите примеры.

Читайте также: