Общество как мир культуры конспект урока 10 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цель занятия: обобщить материал по изученному разделу с целью подготовки к единому государственному экзамену
Задачи занятия:
систематизировать информацию по разделу в виде таблицы;
раскрыть объединяющую гуманистическую составляющую всех элементов культуры;
Планируемые результаты
Предметные УУД
применять знания при решении заданий о культуре и её составляющих; уметь характеризовать значение явлений культуры в жизни общества;
Личностные УУД
формирование личностной оценки понятия культуры и её составляющих; нравственная оценка научных достижений;
осознание гуманистической идеи культуры;
восприятие религии с позиции культурного наследия
Метапредметные УУД
Познавательные
объяснять сущность понятия духовная культура и ее элементы;
определять пути сохранения культурного наследия;
применять знания при составлении синхронизированной таблицы
Регулятивные
составлять план действий при решении учебной задачи;
определять уровень знаний по заданным темам
Коммуникативные
вступать в диалог, осуществлять сотрудничество со сверстниками при решении учебных задач в ходе фронтальной и групповой работы
Образовательные ресурсы
Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов; под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2017.; высказывания о культуре; дополнительный материал группам для составления таблицы

Предлагает ознакомиться с высказываниями:

Если мы мыслим о культуре, это уже значит – мы мыслим и о красоте, и о Книге как о создании прекрасном
Н.К. Рерих

Культура есть память. Поэтому она связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества
Ю.М. Лотман

Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным
А. Моруа

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

№ 28. Дата _________

Урок обществознания в 10 классе

Цели и задачи урока: обобщить материал по изученному разделу с целью подготовки к единому государственному экзамену, систематизировать информацию, полученную на протяжении изучения темы; продолжить формирование умения высказывать свою точку зрения, подбирать аргументы, решать задания ЕГЭ, воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: практикум.

Оборудование: учебник, тетради.

Организационный момент

Мы изучили с вами теоретический материал по данной теме. Как вы думаете, какие задачи мы будем решать?

Изучение новой темы.

1.заполнить таблицу:

Области и компоненты духовной культуры

1) духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию духовных продуктов;

2) духовные ценности, научные результаты, законы, обычаи и т. д.

Проявляется через различные формы общественного сознания (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, науку и философию), религию, науку, образование, искусство, язык, письменность и т. д.

Приведите характерные черты каждого типа общества. (работа по группам)

2. Задания В4

На этом давайте остановимся. При кажущейся простоте этой темы учащиеся довольно часто допускают ошибки. (работа по группам)

Укажите черты традиционного общества.

1) доминируют коллективистские ценности

2) темпы развития техники и технологии невысоки

3) увеличивается доля промышленности в национальном до­ходе

4) сохраняется строгая иерархическая организация

5) преобладает частная собственность на средства производ­ства

Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу.

1) приоритет коллективистских ценностей

2) рост численности рабочего класса

3) высокая социальная мобильность

4) использование информационных технологий

5) глобализация экономики и финансов

Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу

1) развитие сферы услуг

2) рост численности рабочего класса

3) отсутствие социальной стратификации

4) использование информационных технологий

5) новые интеллектуальные технологии

Итоги урока

Домашнее задание . § 10-16 повторить, повторить термины.

1. Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Получение коммерческой выгоды является целью создания произведений массового искусства. 2) Элитарная культура отражает насущные духовные потребности широких масс. 3) Элитарное искусство рассчитано на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений. 4) Произведения массовой культуры, как правило, анонимны. 5) Произведения народной культуры нередко передаются устно.

2. Выберите верные суждения о формах (областях) культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наука, в отличие от других форм духовной культуры, способна оказывать эмоциональное воздействие на человека. 2) Основой морали являются представления человека и добре и зле и готовность поступать в соответствии с этими представлениями. 3) Религия даёт верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций. 4) Система образования реализует определённый общественный и государственный заказ. 5) Искусству свойственны рациональность и системность.

1) архитектура 2) живопись 3) театр 4) кино 5) мораль 6) религия 7) музыка

4. Найдите в приведённом ниже списке признаки искусства как формы (области) духовной культуры. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) познание мира с помощью слова, цвета и звука 2) значимость художественного вымысла 3) образность и наглядность 4) получение достоверной картины мира 5) изучение закономерностей развития мира 6) объективность отражения реального мира

5. Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ: А) эстетические интерпретации объектов, явлений Б) аллегоричность В) обоснованность выводов Г) эмоциональность Д) выдвижение гипотез.

ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ: 1) искусство 2) наука

Прочитайте текст и выполните задания 6—8

Массовая культура — это сложный социальный феномен XX века, представляющий собой особый тип производства и потребления культурных ценностей, характерный для массового общества. Стоит выделить ключевой фактор формирования массовой культуры — увеличение времени для отдыха, вследствие сокращения количества рабочего времени под воздействием развития техники. В результате самые широкие слои общества также стали испытывать потребность в досуге. Заполнить этот досуг предстояло массовой культуре, которой удалось поставить практику развлечений на широкий поток.

Начало происходить сращивание культуры с миром развлечений, что предопределило ключевые особенности и предметное поле массовой культуры. Элементы массовой культуры должны были стать интересными по своему содержанию и иметь эффективную для быстрого восприятия зрителем форму, сочетать в себе чёткий сюжет с интригой. Такая специфика позволила предопределить основные черты, характеризующие массовую культуру. Во-первых, для неё характерна серийность предметов её потребления; во-вторых, трансляция примитивных стандартов жизни и отношений между людьми; в-третьих, развлекательность, забавность, сентиментальность; в-четвертых, пропаганда культа сильной личности, которой всегда сопутствует жизненный успех.

Массовая культура выступает также в качестве некоего фундамента мировой культуры, в результате чего происходит стирание и устранение национальных границ, в этом проявляется её роль в глобализации. В числе ключевых проявлений массовой культуры современности можно выделить такие как: индустрия детства, средства массовой информации, индустрия развлекательного досуга, индустрия оздоровительного досуга, реклама и мода и другие.

Критиками долгое время при оценке массовой культуры говорилось только об отрицательных её сторонах. Считалось, что она может быть востребована только невзыскательной и неразвитой публикой. Осуждалась её ориентация на потребление, а не на творчество, ей приписывался преимущественно развлекательный характер. Подчеркивалось, что в очень немногих произведениях рассматриваются вопросы о цели и смысле жизни, ценностях. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда произведения массовой культуры исполнены на достаточно низком профессиональном уровне, не обладают высокой эстетической ценностью и способны формировать только лишь массовое мировоззрение, которому присущи некритические убеждения и взгляды.

Данные рассуждения нельзя отвергать, как лишённые всякого смысла. Однако нужно сказать о положительных аспектах, которые несёт в себе развитие массовой культуры. Во-первых, появление массовой культуры способствовало достижению всеобщей грамотности населения. Во-вторых, массовой культуре принадлежит значительная роль в становлении современного рекреационного механизма снятия стрессов и напряжений. В-третьих, не следует углубляться в категорическое противопоставление массовой культуры высокой культуре предшествующих эпох. В те времена также существовали и средняя, и низовая культуры, однако с течением времени до нас дошли лишь её шедевры, которые представляют собой единичное явление любой эпохи, выделение которых всегда происходит лишь с течением времени. Также произойдет и с современной культурой, которая с течением времени отсеет большую часть произведений, оставив лишь настоящее искусство. (по А. Е. Сошникову)

7. Автор пишет о ключевых проявлениях массовой культуры. Назовите два любых проявления. Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из них. (Сначала указывайте проявление, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

1. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.

1) наглядность 2) пробуждение фантазии и воображения 3) образность 4) объективность 5) эмоциональность восприятия 6) доказательность

2. Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Искусство нацелено на открытие объективных закономерностей, действующих в природе и обществе. 2) Искусство отражает действительность в образно-символической форме. 3) Искусство, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, способно оказывать эмоциональное воздействие на человека. 4) Только искусство объясняет события, явления окружающего мира. 5) B искусстве огромную роль играет воображение художника и зрителя.

3. Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

4. Выберите верные суждения о функциях искусства и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Познавательная функция позволяет анализировать действительность при помощи художественных образов. 2) Эстетическая функция искусства проявляется в предвосхищении модных тенденций в искусстве. 3) Согласно гедонистической функции, искусство призвано доставлять удовольствие. 4) Воспитательная функция сопряжена с процессом социализации. 5) Компенсаторная функция отражает задачу прогноза негативных проявлений материальной культуры.

5. Установите соответствие между признаками и формами культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ: A) логическая стройность Б) аллегоричность B) обоснованность выводов Г) эмоциональность Д) выдвижение гипотез Е) гиперболизация.

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ: 1) искусство 2) наука

Прочитайте текст и выполните задания 6—8.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию.

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг.

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых. (Н. Смелзер)

7. Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.

8. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы.

Цель урока: выработать у учащихся философское понимание культуры, умение различать виды и типы культуры; рассмотреть процессы воспроизводства и развития культуры.

Основные понятия: культура, новация, российская культура, традиция.

1. Сущность культуры.

2. Виды и типы культуры.

3. Воспроизводство и развитие культуры в обществе.

4. Российская культура.

Рекомендуем урок по данной теме провести в форме лекции с элементами беседы.

Виды и типы культуры для наглядности можно представить на доске при помощи схем. Школьники должны усвоить, что всякая специфическая деятельность человека порождает особую культурную среду. Здесь будет уместным демонстрация (можно использовать изображения — рисунки, фотографии, иллюстрации из альбомов и т. д.) предметов быта разных цивилизаций, эпох, народов, а также предметов современной культуры.

Далее для сравнения можно использовать два любых памятника из истории русской или мировой архитектуры, например периодов Московской Руси и Российской империи (по усмотрению учителя советуем обратиться к местным достопримечательностям), наглядно показывающих разницу в их внешнем виде и внутреннем убранстве, продиктованную требованиями и задачами времени. Эта разница может быть прослежена и на других примерах: в быту, нравах, одежде, традициях и т. д. Таким образом, учащиеся смогут воочию осознать, что новации в культуре происходят постоянно. Соответственно изменения в духовной жизни формируют и духовную культуру общества, а вместе с ней — пути развития культуры той или иной цивилизации.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.


Форма проведения урока: урок с элементами школьной лекции.

Предметные – познакомиться с произведениями массовой культуры и научиться различать гениальные произведения и массовой культуры.

Знакомство с методом, рожденным в культуре ХХ века, для изображения перехода к массовой культуре.

Содержание массовой культуры.

Подведение итогов. Рефлексия учениками своего продвижения на уроке.

Оборудование:

Презентация (14 слайдов)

Домашнее задание:

§ 16. Подготовить примеры произведений массовой культуры.

I этап: Формулировка проблемы.

Вопросы и задания.

Назовите примеры массовой культурой.

Рассмотрим несколько произведений искусства.

II этап: Решение проблемы.

Для решения проблемы давайте проделаем следующую работу:

При изучении раздела "Общество как мир культуры" в курсе обществознания необходимо уяснить, кто это - МАССА, или, как говорит Х. Ортега-и-Гассет в своем произведении "Восстание масс" - ЧЕЛОВЕК-МАССА. Именно введение этого термина поможет нам объяснить понятие "МАССОВАЯ КУЛЬТУРА".

На этот вопрос нам поможет найти ответ философия ХХ века:

А. Камю: Философы отмечают, что события ХХ века были вызваны сложнейшими процессами, которые привели к подлинной метаморфозе, случившейся с человеком, когда он из народа превратился в массу.

Х. Ортега-и-Гассет: Человек-масса, как называют философы современного человека, не способен понять принципы, на которых держится цивилизация, отмечают интеллектуальную герметичную непроницаемость его души.

Антропологический кризис, сумма репрессивности в обществе не ослабевают. В начале XX века преобладала уверенность в том, что человек вскоре сумеет своим умом, освобожденным от мрака невежества и достигшим небывалых высот, обеспечить благополучие для всех и повести людей в светлое будущее. В конце XX столетия культура Запада ставит вопрос о тоталитарном человеке и тоталитарном обществе, об отказе личности от себя и о превращении ее в двуногое существо толпы или в повелителя этой толпы. Причины данного явления нужно видеть в отказе человека от собственного сознания (Г. Маркузе).

Один из ярчайших мыслителей ХХ века Ф. Кафка показал с особой убедительностью проблемы человека этого века: «Кафке удалось невозможное: представить человечность без личностности, продемонстрировать бессмысленность всего внеиндивидуального.

Вывод: Результатом борьбы за равенство всех людей на земле стал выход на историческую арену человека-массы. Проблемы ХХ века – это его проблемы. В живописи эту метаморфозу человека ХХ века отобразил Казимир Малевич.

Познакомимся с методом, рожденным в культуре ХХ века, для изображения перехода к массовой культуре.

При объяснении этого изменения обратимся к культуре периода начала ХХ века: Анри Барбюс "Огонь". Он был в окопах I мировой войны. Он был свидетелем того, что вызвало тяжелые последствия, происшедшие с человеком.

Для описания ситуации с человеком в период тяжелейшей мировой войны он берет картину XV века художника эпохи раннего Возрождения С. Боттичелли "Рождение Венеры" и говорит о ней в ХХ веке с учетом тех изменений, которые произошли с человеком:

Анри Барбюс "Огонь":

" - Я видел Эдокси. Он хочет вздохнуть; из его груди вылетает свист; уставившись в какое-то далекое страшное видение, Ламюз говорит:

- Она сгнила! Это было в том месте, которое захватили немцы, - продолжает Ламюз, - наши колониальные войска отбили его в штыковой атаке дней десять назад.

Сначала пробили дыру. Я работал вовсю. Я сделал больше других и оказался впереди. Остальные расширяли и укрепляли проход позади меня. Вдруг вижу груду балок: наверно, я попал в старую засыпанную траншею. Она была засыпана, но не совсем: были и пустые места. Я убирал один за другим наваленные куски дерева, и вот смотрю: стоит что-то вроде большого мешка, набитого землей; на нем что-то висит.

Вдруг балка подалась, и этот чудной мешок свалился на меня. Он меня придавил; я чуть не задохся от трупного запаха. Из этого мешка торчала голова, а то, что на нем висело, оказалось волосами. Понимаешь, было темно, плохо видно. Но я все-таки узнал эти волосы (других таких волос не сыщешь в целом свете), узнал и лицо, хотя оно совсем распухло и покрылось плесенью; вместо шеи какая-то каша; Эдокси умерла, может быть; месяц тому назад.

- Это была Эдокси; верно тебе говорю. Да, это была женщина, к которой я раньше никогда не мог подойти; ведь я смотрел на нее только издали и никогда не мог к ней прикоснуться: она была не для меня, как жемчужина. Помнишь? Эдокси бегала повсюду. Она шныряла даже по передовым позициям. Наверно, в нее угодила пуля. Эдокси, наверно, была убита и затерялась в траншее, и вот благодаря этому подкопу я случайно ее нашел.

Понимаешь, в чем дело? Мне пришлось кое-как поддерживать ее одной рукой, а другой работать. Эдокси валилась на меня всей тяжестью. Да, брат, она хотела меня поцеловать, а я не хотел. Это было страшно. Она как будто говорила:

"Ты меня хотел, что ж, целуй". У нее на. вот здесь был приколот букет цветов; он хлестал меня по носу, он тоже сгнил, как труп какого-то зверька. Пришлось поднять ее на руки и вместе с ней осторожно повернуться, чтобы сбросить ее по ту сторону насыпи. Было так тесно, что, поворачиваясь, я невольно прижал ее к груди изо всех сил, как прижал бы ее живую, если б она только пожелала. "

Как изобразить то, что описывает А. Барбюс?

Э. Хэмингуей был на войне и описал это в произведении "Прощай, оружие". Сепаратный мир главного героя произведения, который он заключил с войной, не спас его любоь. Погибла семья, не рожденные дети.

Э.М. Ремарк рассказывает о молодом поколении, которых "война смыла" - "потерянное поколение", которое еще ничего не успели в жизни, и уже не смогут ничего создать.

С. Дали изображает разложение живого, создает сюрреалистический метод рассказа о случившихся изменениях в человечестве.

Э. Мунк, Отто Дикс.

Анри Барбюс "Огонь"

"Внизу, среди множества неподвижных тел, бросаются в глаза зуавы, стрелки и солдаты Иностранного легиона, убитые во время майского наступления; их легко узнать: они разложились больше других.

В мае наши линии доходили до Бертонвальского леса, в пяти-шести километрах отсюда. Началась одна из страшнейших атак за время этой войны и всех войн вообще; солдаты единым духом добежали сюда. Они составляли тогда клин, который слишком выдался вперед, и попали под перекрестный огонь пулеметов, стоявших справа и слева от пройденной линии.

Вот уже несколько месяцев, как смерть выпила глаза и сожрала щеки убитых, но даже по этим останкам, разбросанным, развеянным непогодой и почти превращенным в пепел, мы представляем себе, как их крошили пулеметы; бока и спины продырявлены, тела разрублены надвое. Валяются черные и восковые головы, похожие на головы египетских мумий, усеянные личинками и остатками насекомых; в зияющих черных ртах еще белеют зубы; жалкие потемневшие обрубки раскиданы, как обнаженные корни, и среди них - голые желтые черепа в красных фесках с серым чехлом, истрепавшимся, как папирус.

Из кучи лохмотьев, слипшихся от красноватой грязи, торчат берцовые кости, а сквозь дыры в тканях, вымазанных чем-то вроде смолы, вылезают позвонки.

Землю устилают ребра, похожие на прутья старой, сломанной клетки, а рядом - измаранные, изодранные ремни, простреленные и расплющенные фляги и котелки. Вокруг разрубленного ранца, лежащего на костях и на охапке лоскутьев и предметов снаряжения, белеют ровные точки; если нагнуться, увидишь, что это суставы пальцев".

Это и сюрреализм, и кубизм, и экспрессионизм.

Казимир Малевич изобретает новый метод рассказа о времени: СУПРЕМАТИЗМ. Его самого потрясло это изобретение. Как он пишет - он не спал 3 суток, так сильно было потрясение этим открытием. Он предчувствовал другое время и создал метод рассказа о нем.

Все гениальные открытия имеют истоки. Не возникает гениальное искусство на пустом месте, из ничего. Также и с открытием К. Малевича. Его дневники говорят о том, что он очень серьезно изучал китайский алфавит Ба Гуа, в котором:

Небо – круг без начала и конца. Цвет синий – вода – источник жизни, и черным как сущность, свет, как его концентрация;

Земля – 4 времени года, стороны света – квадрат. Земля – желтый квадрат, земля – огонь – красный квадрат. Земля принимает на себя красный цвет – огонь, или черный цвет – цвет неба.

Выводы: новый метод изображения мира, созданный К. Малевичем, это супрематизм, метод перехода в новое пространство. Родилась новая эстетика массового сознания, индустриальной эпохи.

Эпоха индивидуального восприятия искусства закончилась.

В чем содержание массовой культуры.

Массовая культура или поп-культура, масскультура, культура большинства — культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (включая телевидение и радио), спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т. д.

III этап: Подведение итогов.

Рефлексия учениками своего продвижения на уроке:

Вернемся к примерам искусства, которые мы смотрели в начале урока. Можете ли вы увидеть разницу в изображениях? Можете определить ценность произведения искусства, место его в культуре?

Читайте также: