Образы симфонической музыки 6 класс конспект урока музыки

Обновлено: 06.07.2024

- познакомиться с историей создания произведения;

- посредством определения учащимися эстетических эмоций и способами их выражения, выявить признаки звучания и выразительность музыкальных инструментов в симфоническом оркестре;

- обратить внимание учащихся на форму произведения и приёмы развития музыки.

Планируемые результаты обучения: Личностные, предметные, метапредметные.

- Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;

- Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения; развивать умения слышать образное содержание; воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней; желание слушать её и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкус, нравственные качества личности;

- Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации; уметь работать в малых группах, выражать свою позицию, выяснить какую роль играет литература в музыке.

Компьютер, мультимедиа, музыкальный центр, фонотека, презентация.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ :

Ход УРОКА:

I. Организационный момент (2мин)

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть вас. Надеюсь, у вас хорошее рабочее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течении всего урока. В результате совместных усилий, мы с вами поставим и достигнем цели нашего урока. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки.

II. Основная часть (30мин)

- Ребята, перед вами портреты русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина и советского композитора Георгия Васильевича Свиридова. Как вы думаете, что объединяет этих людей?

Выслушиваю ответы детей.

- Понятно, что они создали, что - то совместно. Но Пушкин жил и творил в 19 веке, а Свиридов в веке 20-м. Значит, А. С. Пушкин сначала написал художественное произведение, а затем композитор Г. Свиридов создал музыкальное произведение. А вот, что за музыкальное произведение создал Свиридов, и какое художественное произведение А. С Пушкина было положено в основу, об этом я вам кратко расскажу.

Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале 19 века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей.

В начале повести мы видим обычную ситуацию. Девушка и юноша полюбили друг друга, но их брак не возможен по причине несогласия родителей из-за бедности жениха. И вот влюбленные решают бежать. Когда Марья Гавриловна бежит, ей мешает сама жизнь – плохая погода, метель. Она как бы не пускает Машу, ветер дует ей в лицо, силясь остановить ее.

Владимира же метель пытается запутать, увести его подальше от Жадрино.

Так природная стихия привела к алтарю двух незнакомых людей – Марью Гавриловну и Бурмина. И устранила третьего – Владимира.

В 1964 году композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ провинциальной России. Но, ребята, его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести.

Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей.

В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров стали иллюстрациями к пушкинской повести.

Выслушиваю ответы детей.

Сюита - (от французского - ряд, последовательность, инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей.

- А что такое иллюстрации?

Выслушиваю ответы детей.

- Правильно, иллюстрация - это изображение (рисунок, фотография, гравюра, поясняющее текст.

Художественная иллюстрация, это картина, которую можно увидеть глазами. И, ответьте мне сами, что такое музыкальные иллюстрации?

(дети рассуждают и приходят к единому мнению)

Запишите в тетради.

Открывает цикл музыкальных иллюстраций первая пьеса. Музыка Свиридова рассказывает вовсе не о капризах природы.

Эта пьеса иллюстрирует эпиграф к повести:

- Кони мчатся по буграм

Топчут снег глубокой…

Вот, в сторонке божий храм

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Вещий стон гласит печаль!

Чутко смотрят в темну даль,

Воздымая гривы (Жуковский)

- Ваша задача послушать пьесу, придумать ей название.

- Какое название подходит данному произведению?

Выслушиваю ответы детей.

Литературный отрывок и музыка Свиридова дают характеристику

Поэтому события, описанные в повести так нам близки и понятны. Созвучны они и строкам барда Александра Розенбаума:

«Любить, так любить.

Гулять, так гулять.

(звучит музыка, учитель комментирует, привлекая детей к выполнению поставленной цели)

0:00 - Мощно, фортиссимо, как бы с полуслова, аккордами медной группы инструментов, сопровождаемой непрерывной дробью малого барабана, чёткими ударами бубна, тремоло литавр началась эта пьеса.

0:26 - Вступили струнные активными скачками в ритме барабанной дроби. Но вот музыка внезапно стихает до пианиссимо, остаётся только непрерывная дробь барабана, да вторящие ей аккорды струнных инструментов. Тройка мчится издалека! Сквозь метель! Сквозь пургу!

0:52 - И на их фоне возникает раздольная песня (соло гобоя, чисто русские широкие распевы. Вот она - русская душа!

1:00 - Эта песня длится, переходит к кларнету, и, затем, её подхватывает фагот,

1:09 - наконец, скрипки.

1:50 - Обвивается подголосками

2:12 - и достигает кульминации, в которой вновь вступает мощно группа со своими аккордами, воспринимаемыми как естественное продолжение привольной мелодии.

2:30 - Теперь обе темы звучат одновременно, но постепенно стихает – удаляется тройка, напев растворяется в восходящей мелодии арфы.

(музыка закончилась)

III. Итог. (12мин)

- Ребята, скажите, на фортепиано или каком либо другом сольном инструменте возможно было бы так глубоко раскрыть образ, как это представил нам симфонический оркестр?

Выслушиваю ответы детей.

- Правильно. В оркестре около 80-ти музыкальных инструментов, бывает и больше. У каждого инструмента свой тембр. Динамическое звучание более мощнее. И, соответственно, исполнение пьесы симфоническим оркестром более выразительное.

Ну, что, ребята, справились мы с вами с поставленной задачей? Конечно, справились.

Выразительное исполнение песни

1. В мире, где кружится снег шальной, где моря грозят крутой волной,

Где подолгу добрую ждём порой мы весть,

Чтобы было легче в трудный час, нужно верить каждому из нас,

Нужно верить каждому в то, что счастье есть.

Припев: Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом,

Как солнце по утрам, пусть оно заходит в дом.

Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким,

Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.

2. В мире, где ветрам покоя нет, где бывает облачным рассвет,

Где в дороге дальней нам часто снится дом,

Нужно и в грозу, и в снегопад, чтобы чей-то очень добрый взгляд,

Чей-то очень добрый взгляд согревал теплом.

Припев: Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом,

Как солнце по утрам, пусть оно заходит в дом.

Мы желаем счастья вам, и оно должно быть таким,

Когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим.

Мы желаем счастья вам,

Мы желаем счастья вам,

Мы желаем счастья вам!

- Что нового вы для себя узнали на этом уроке? Выслушиваю ответы детей

- Какие открытия сделали для себя? Выслушиваю ответы детей

- Вам было интересно? Выслушиваю ответы детей

- А хотели бы вы узнать, какие дальше следуют пьесы в этой музыкальной иллюстрации Свиридова? Да.

- Сколько пьес нам осталось разобрать? 9

- Нас ждут ещё открытия нового и прекрасного. Мы с вами будем вальсировать, маршировать, сопереживать… Но это всё будет на следующем уроке.

- За активную работу на уроке получают оценки…

- А теперь всего доброго. До новых встреч!

Прикреплённые файлы:

Конспект урока музыки в 6 классе по теме "Образы симфонической музыки" составлен в соответствии с программой Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_v_6_klasse_.obrazy_simfonicheskoy_muzyki.doc 48 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Урок музыки в 6 классе

Через восприятие образного содержания музыкальных произведений способствовать формированию гармонического развития личности

  1. Способствовать развитию чувства эстетического сопереживания к произведениям искусства
  2. Учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека
  3. Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства
  4. Способствовать пониманию и различию лирических и драматических образов
  1. Способствовать развитию творческих способностей учащихся, образному и ассоциативному мышлению
  2. Способствовать развитию вокально-хоровых навыков
  3. Учить высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения
  4. Развивать представление о широких связях музыки и литературы
  1. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к русской поэзии и музыке
  2. Способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса учащихся, потребности в общении с музыкой.

Методы: словесно-индуктивный, наглядный, частично-поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление, междисциплинарных взаимодействий

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, фортепиано

Сегодня на уроке будет звучать музыка Г.В. Свиридова. Георгий Васильевич Свиридов (1915 – 1998), русский композитор. Жил в городе Курске. В детстве любил играть на балалайке. Играл в оркестре русских народных инструментов. В 1932 году приехал в Санкт-Петербург (Ленинград). Здесь учился в музыкальном техникуме, консерватории. Был учеником Д.Д. Шостаковича. Сочинял песни, романсы, кантаты, вокальные циклы, музыку для кинофильмов. Музыка Г.В. Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность.

Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова – это взгляд нашего современника на Россию 19 века. Ведь отделяет эти два шедевра русской культуры промежуток времени в 150 лет.

Музыка иллюстраций состоит из нескольких пьес, написанных для симфонического оркестра.

-Какие события сопровождает метель?

…Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла в мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землей. Владимир очутится в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу, лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались… Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось.

Вспомните, в каком эмоциональном состоянии пребывают главные герои?

Попробуем смоделировать музыкальный образ этой пьесы. Каков он будет – лирический или драматический?

-Как будет звучать ваша музыка? (ответы)

Слайд 7 (звучание музыки)

После прослушивания беседа о характере образа в музыке, о количестве тем.

Проигрывание мелодий. Мелодии напоминают русскую народную протяжную песню. Предложить классу пропеть мелодии.

-Всегда ли эти мелодии звучали тихо и протяжно?

-Как звучало вступление?

(громко, зловеще, подвижно, тревожно)

-Какой образ передает музыка?

- Какой принцип развития музыки применяет композитор для достижения драматизма?

-Что такое романс?

Сравнить нотную запись. Отметить интонационное сходство. Цитирование мелодии, как будто, приближает нас к эпохе в повести А. Пушкина.

После прослушивания беседа.

-Что напоминает мелодия?

-Каково направление мелодии?

-Какой образ передает музыка?

-Какой инструмент звучит особенно пронзительно в кульминации?

-Почему композитор исполнение главной темы в кульминации поручает трубе?

-Какой образ создает композитор? (лирический)

Труба была инструментом популярным в 19 веке, так как входила в состав духового оркестра.

В пушкинскую эпоху на придворных балах в домах помещиков и дворян играл духовой оркестр, который исполнял не только танцы, но и военные марши, мелодии из арий и песен.

Военная галерея 1812 года была торжественно открыта в 1826 году. На церемонии собралось много полководцев, а солдаты прошли торжественным маршем под звуки духового оркестра мимо портретов своих военных начальников. Владимир и Бурмин были участниками Отечественной войны 1812 года.

-Какими интонациями насыщена музыка?

- Что роднит две мелодии марша?

- Какова форма этой пьесы?

- Какой образ передает музыка?

Если трехчастная форма усиливает характер музыки, то какой образ создает композитор?

Сегодня мы убедились, что симфонический оркестр обладает способностью передать самые различные образы: лирические, драматические, эпические.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: овладение основами музыкальной грамотности, способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства;

Задачи урока:

развитие образного мышления, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства;

умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

осознание русской природы музыки Г. Свиридова;

расширение представлений о связях музыки и литературы, освоение возможностей симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: урок-размышление.

Планируемые результаты изучения:

Развитие музыкально-эстетического чувства, художественного вкуса. Стремление к художественному самообразованию.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.

Музыкальный материал:

Художественный материал:

Организационная часть.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний

2. Формулирование темы урока. (Слайд 5)

Прочтите на стр. 120 тему сегодняшнего урока:

- Определите цель нашего урока.

- Познакомиться с музыкой Г. Свиридова.

Планирование деятельности. Рассмотрите развороты учебника на стр. 120, 122, 124 и составьте план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?

ознакомление с музыкальными иллюстрациями Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина;

анализирование музыкальных произведений, определение приемов развития музыки Свиридова;

выявление средств музыкальной выразительности и изобразительности;

Работа над новым материалом.

Задание 1 ознакомление с музыкальными иллюстрациями Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина;

(Слайд 8) Георгий Васильевич Свиридов (1915 – 1998) русский композитор

создатель музыкальных иллюстраций. Отличительные черты его творчества вокальность, демократичность и выразительность музыкального языка, опора на русскую народную песенность.

Эти два шедевра русской культуры отделены друг от друга промежутком времени в 145 лет. Музыка впитала в себя разнообразные интонации и ритм пушкинского времени и выразила их в зарисовках природы.

(Слайд 11) Образ дороги, пути в метельную ночь нередко встречается в русской художественной литературе. Какие события в повести Пушкина сопровождает метель? Об этом прочтите фрагменты из повести на странице 121 (Чтение).

(Ответы уч-ся) Вступление начинается бурно, стремительно взволнованно, как бы предвещает, драматические события повести. Основная тема пьесы контрастна по характеру вступлению. Музыка выражает эмоциональное состояние (растерянность, волнение, беспокойство, страх), в котором пребывает герой повести – Владимир Бурмин.

- Выразительные интонации двух тем пьесы близки к русской протяжной песне, а изображение безостановочного движение в сопровождении создает ощущение смутной тревоги, волнения.

Прочтите на странице 122 как описывает Пушкин о восторженном отношение женщин к войнам-победителям, что и позволило Свиридову в своих музыкальных иллюстрациях создать образ бала. (Чтение)

(Ответы уч-ся) Пьеса начинается призывными фанфарами, после которых вступает мелодия с характерным для вальса аккомпанементом. Музыка по характеру торжественная, грациозная, праздничная, свободная, одухотворенная. Переносит нас в эпоху Пушкина на светский бал. Форма произведения трехчастная.

- Проанализируйте средства музыкальной выразительности.

(Ответы уч-ся) Разный тип мелодики основных тем вальса ((песенность, взлеты-падения, ритмическое разнообразие), тембровая окраска тем, динамические контрасты.

- Прочтите (124 стр.), как Пушкин рисует природу во время метели (Чтение)

(Слайд 15) А теперь послушайте эту часть и проанализируйте. Сравните их друг с другом, что в них общего, что их отличает друг от друга?

- А почему композитор поручает исполнение главных мелодий именно этим инструментам? (Ответы уч-ся)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тем а: Образы симфонической музыки

Цель: На примере симфонии №5 Л.В. Бетховена рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии музыкальных образов.

з адачи: - познакомиться с идеей произведения; 2. Развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения на основе восприятия и анализа музыкальных образов. 3. Воспитание у учащихся эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства. 4. Воспитание потребности в общении с музыкой Л. В. Бетховена для дальнейшего духовно-нравственного развития. - обратить внимание учащихся на форму произведения и приёмы развития музыки.

Виды деятельности на уроке:

1. Слушание музыки

2. Художественный анализ музыкального произведения (если раньше от учащихся требовался лишь анализ формы произведения, то сейчас, в рамках реализации идей ФГОС наибольшее значение приобретает худ.анализ (вербальное объяснение своих переживаний, смыслов путем рассуждений, затем – художественное прозрение), умение раскрывать художественное содержание музыкального произведения, его связи с жизнью. 3

4. Исполнение муз.произведения с использованием приёмов работы для формирования внутреннего музыкального слуха, осмысленной передачи чувств и эмоций, возникающих у учащихся .

- проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

Знать: - жизнь и творчество композитора Л.В. Бетховена ;- историю создания музыкального произведения; музыкальные термины: симфония, муз. образ, -музыкальные средства выразительности; - какими приёмами пользуется композитор для раскрытия образов в произведении

оборудование : Компьютер, мультимедиа, музыкальный центр, фонотека, презентация. Музыкальный материал: Симфония №5 оркестр, презентация, видео клип к симфонии 5, песня «Ты человек «

Ход урока: Организационный момент. Музыкальное приветствие

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. . Надеюсь, у вас хорошее рабочее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течении всего урока. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки. Итак, вы готовы, тогда вперёд! В страну музыки! Звучит музыка ( Лунная соната)

При слушании любого музыкального произведения, что мы представляем.

Правильно различные образы. Как вы думаете , что такое образ? Скажите, а где зарождается муз.образ?

Да, действительно, в сознании композитора под воздействием творческого воображения. Получается это творческая задумка композитора, которую он воплощает в жизнь при помощи музыкального языка. И мы с музыкой общаемся на музыкальном языке. А какие выразительные средства включает в себя муз. язык ? (Ответы: тембр, темп, ритм, динамика, лады, три кита, интонация)

откуда композиторы берут свои задумки. (Из жизни)

Да, действительно, жизнь наша разнообразна, значит и образы, отображающие жизнь разнообразны.

Любой человек, обладающий простым слухом может определить, где звучит музыка, а где просто шум. Но услышать в звуках музыки отражение серьезных, глубоких переживаний дано не каждому. Сегодня мы попытаемся это услышать, почувствовать и понять…

- Для того, чтобы обозначить тему сегодняшнего урока, послушайте, пожалуйста, начало одного муз. произведения и скажите, может быть, вы его где-то раньше слышали и знаете кто является его автором.

CЛАЙД 1 Звучит начало 5-й симфонии Л. В. Бетховена.

Симфонией называется крупная музыкальная композиция, написанная для оркестра.

Кто же попытается озвучить тему нашего урока исходя из ключевых слов. На доске два ключевых слова. (Образ, симфония)

Итак, цель нашего урока: Рассмотреть возможности симфонической музыки в раскрытии образов. А кто догадался кто написал эту симфониию.

ВИДЕО Давайте послушаем произведение Л.В. Бетховена Симфония №5 Слушание Задание: Ребята, во время слушания музыки постарайтесь понять: какое состояние, какие чувства вызвала в вас музыка и что хочет вам передать автор. Постарайтесь слушать очень внимательно, всем сердцем. . Молодцы вы хорошие слушатели. А сейчас я вас попрошу поработать в группах. Запишите, ваши ощущения. Какой образ вы представили. (работа в группах на листках).

Итак, расскажите мне, пожалуйста, какие чувства вы испытали, слушая эту симфонию? Что вы в ней услышали? Как развивалась музыка? Обратите внимание, что ответы ваши очень похожи, хотя группы друг с другом не общались. Как вы думаете почему?

Образ: борьбы, победы, драмы. Правильно эти образы в его произведениях очень характерны для данного композитора.

Слайд 7 РАБОТА С ТЕКСТОМ

Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в немецком городе Боне. Дед и отец были музыкантами, играли на скрипке и пели в хоре.. Свой музыкальный талант маленький Людвиг стал проявлять очень рано и отец сам занимался развитием таланта маленького музыканта, но делал это очень неумело и жестоко.

Слайд 8 ребенок

Но судьба, как будто бы вновь стучала в дверь и предупреждала о новой беде.

Большое горе испытал Людвиг, когда умерла его мама и все заботы, по воспитанию двух младших братьев, легли на его плечи… Отец пил и 15летний Людвиг вынужден был зарабатывать деньги. Семья Бетховеных переживала нелёгкие времена безденежья и голода, однако Людвиг сопротивлялся судьбе и не боялся ее. В его сознание, как будто, вкладывается главная черта его характера – Борьба и сопротивление злой судьбе назло.

И вновь судьба стучит в его дверь.

Новое испытание к нему приходит в тридцатилетнем возрасте . Развивается глухота и Бетховен, как музыкант испытывает страдание . Писать музыку и не слышать как она звучит – это настоящее испытание. У Бетховена был развит хорошо внутренний слух и поэтому он продолжал сочинять.

Но вдруг, вот оно счастье… счастье от встречи с юной аристократкой Джульеттой Гвиччарди.

Тогда ей не было и семнадцати. Молодая и очаровательная девушка покорила сердце тридцатилетнего композитора. Но счастье было не долгим. Из письма , которое получил Бетховен от нее, он узнаёт, что Джульетта не любит его и никогда не любила. Это было сильнейшим горем для композитора, но и с этими испытаниями он справляется. Единственной радостью в жизни Бетховена становится музыка, которую он любит, ей предан как самой достойной из женщин на земле.

Но борьба со злой судьбой не останавливает Бетховена.

Несмотря на свою глухоту, Бетховен пишет музыку.

Учитель:В 1824 году в венском театре симфонию №5 исполнили впервые. Будучи совершенно глухим, Бетховен дирижировал оркестром. Публика была в восторге. Зная о его глухоте, люди бросали шляпы и платки, чтобы Бетховен видел восторг, от его творения. От волнения и неописуемого счастья Бетховен даже упал в обморок.

Судьбе земли, судьбе человечества и своей судьбе посвятил композитор это произведение. Его музыка отразила всю его жизнь, слезы, тяготы, разочарование и борьбу за самого себя. Жизнь – вот, что заставляло бороться композитора с тяжелым недугом. Глухота не помешала ему писать музыку, дирижировать и жить назло судьбе. Как вы, думаете, актуальна музыка Бетховена в наши дни? Чему она нас учит? Можно ли сказать, что Бетховен остался победителем.

ПРОСМОТР ВИДЕО на мелодию симфонии №5 , ребята попытались отразить в видео сюжете те образы которые они представили под эту музыку.

Подготовка к пению. Дыхание,

Что нового вы для себя узнали на этом уроке? скрипичный ключ

Какие открытия сделали для себя? Что заинтересовало на уроке? Как вы думаете, достигли мы цели на уроке. На примере симфонии №5 Л.В. Бетховена рассмотреть возможности симфонической музыки в раскрытии музыкальных образов. А хотели бы вы узнать, какие еще произведения написал Л.В. Бетховен?

Д/з: знать тему урока, найти и записать в тетрадь произведения Л.В.Бетховена, если есть возможность прослушать их.

Оценивание по карточкам сами красный – 5, синий -4 , зеленый – 3

А теперь всего доброго. Мне очень приятно было с вами же поработать. До новых встреч!

РАБОТА С ТЕКСТОМ 1.Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в немецком городе Боне. Дед и отец были музыкантами, играли на скрипке и пели в хоре.. Свой музыкальный талант маленький Людвиг стал проявлять очень рано и отец сам занимался развитием таланта маленького музыканта, но делал это очень неумело и жестоко.

3. Большое горе испытал Людвиг, когда умерла его мама и все заботы, по воспитанию двух младших братьев, легли на его плечи… Отец пил и 15летний Людвиг вынужден был зарабатывать деньги. Семья Бетховеных переживала нелёгкие времена безденежья и голода, однако Людвиг сопротивлялся судьбе и не боялся ее. В его сознание, как будто, вкладывается главная черта его характера – Борьба и сопротивление злой судьбе назло.И вновь судьба стучит в его дверь.

4. Новое испытание к нему приходит в тридцатилетнем возрасте . Развивается глухота и Бетховен, как музыкант испытывает страдание . Писать музыку и не слышать как она звучит – это настоящее испытание. У Бетховена был развит хорошо внутренний слух и поэтому он продолжал сочинять.

5. Но вдруг, вот оно счастье… счастье от встречи с юной аристократкой Джульеттой Гвиччарди. Тогда ей не было и семнадцати. Молодая и очаровательная девушка покорила сердце тридцатилетнего композитора. Но счастье было не долгим. Из письма , которое получил Бетховен от нее, он узнаёт, что Джульетта не любит его и никогда не любила. Это было сильнейшим горем для композитора, но и с этими испытаниями он справляется.

6. Единственной радостью в жизни Бетховена становится музыка, которую он любит, ей предан как самой достойной из женщин на земле.

Но борьба со злой судьбой не останавливает Бетховена.

Несмотря на свою глухоту, Бетховен пишет музыку.

РАБОТА С ТЕКСТОМ 1. Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в немецком городе Боне. Дед и отец были музыкантами, играли на скрипке и пели в хоре.. Свой музыкальный талант маленький Людвиг стал проявлять очень рано и отец сам занимался развитием таланта маленького музыканта, но делал это очень неумело и жестоко.

3. Большое горе испытал Людвиг, когда умерла его мама и все заботы, по воспитанию двух младших братьев, легли на его плечи… Отец пил и 15летний Людвиг вынужден был зарабатывать деньги. Семья Бетховеных переживала нелёгкие времена безденежья и голода, однако Людвиг сопротивлялся судьбе и не боялся ее. В его сознание, как будто, вкладывается главная черта его характера – Борьба и сопротивление злой судьбе назло.И вновь судьба стучит в его дверь.

4. Новое испытание к нему приходит в тридцатилетнем возрасте . Развивается глухота и Бетховен, как музыкант испытывает страдание . Писать музыку и не слышать как она звучит – это настоящее испытание. У Бетховена был развит хорошо внутренний слух и поэтому он продолжал сочинять.

5 Но вдруг, вот оно счастье… счастье от встречи с юной аристократкой Джульеттой Гвиччарди. Тогда ей не было и семнадцати. Молодая и очаровательная девушка покорила сердце тридцатилетнего композитора. Но счастье было не долгим. Из письма , которое получил Бетховен от нее, он узнаёт, что Джульетта не любит его и никогда не любила. Это было сильнейшим горем для композитора, но и с этими испытаниями он справляется.

6. Единственной радостью в жизни Бетховена становится музыка, которую он любит, ей предан как самой достойной из женщин на земле.


Описание разработки

ЗАДАЧИ:

- познакомиться с историей создания произведения;

- посредством определения учащимися эстетических эмоций и способами их выражения, выявить признаки звучания и выразительность музыкальных инструментов в симфоническом оркестре;

- обратить внимание учащихся на форму произведения и приёмы развития музыки.

- проводить интонационно - образный анализ музыкального произведения;

- сопоставлять звучание инструментов в симфоническом оркестре.

- композитора Г. Свиридова;

- историю создания музыкального произведения;

- музыкальные термины: сюита, музыкальные иллюстрации;

- средства художественной выразительности;

- какими приёмами пользуется композитор для раскрытия образов литературного произведения симфоническим оркестром.

Компьютер, мультимедиа, музыкальный центр, фонотека, презентация.

ХОД УРОКА:

- Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть вас. Надеюсь, у вас хорошее рабочее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течении всего урока. В результате совместных усилий, мы с вами поставим и достигнем цели нашего урока. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки. Итак, вперёд! За свершениями!

- Ребята, перед вами портреты советского композитора Г. Свиридова и русского поэта и писателя А. С. Пушкина. Как вы думаете, что объединяет этих людей?

- Понятно, что они создали что то совместно. Пушкин жил и творил в 19 веке, а Свиридов в веке 20 - м. Значит, А. С. Пушкин сначала написал художественное произведение, а затем композитор Г. Свиридов создал музыкальное произведение. А вот, что за музыкальное произведение создал Свиридов, и какое художественное произведение А. С Пушкина было положено в основу , об этом я вам кратенько расскажу.

- Правильно: песня, романсы, арии, кантаты. А он писал романсы и песни. Но очень любил работать для театра и кино. Эта работа давала ему возможность воплощения конкретных образов и ситуаций в музыкальных произведениях.

А сейчас отправимся в 1830г.

Г. Свиридова привлекла идея воссоздать в музыке образ провинциальной России. Но, ребята, его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову , настроением. Музыка зазвучала, как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство, жизни.

- Так вот, её 9 номеров создали последовательный ряд, своего рода, иллюстраций к Пушкинской повести. Музыкальных иллюстраций… Ребята, давайте вспомним, что такое иллюстрации?

- Правильно, это изображение того, что было написано словами. Художественная иллюстрация, это картина, которую можно увидеть глазами. И, ответьте мне сами, что такое музыкальные иллюстрации.

(дети рассуждают и приходят к единому мнению)

(дети выдвигают свои гипотезы)

- В целом правильно. Только немного сформулировано не верно. Я вам помогу. Итак, цель нашего урока: Рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. А теперь, слушаем музыку и составляем синквейн.

(учащиеся выполняют поставленную задачу)

- Закончили. Ребята, картинка нарисовалась? Зачитывайте, что у вас получилось.

(учащиеся отвечают, анализируют собственные и другие ассоциации)

- А теперь вместе попробуем дать название первой иллюстрации.

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

ТЕМА: Образы симфонической музыки.

- познакомиться с историей создания произведения;

- посредством определения учащимися эстетических эмоций и способами их выражения, выявить признаки звучания и выразительность музыкальных инструментов в симфоническом оркестре;

- обратить внимание учащихся на форму произведения и приёмы развития музыки.

- проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

- сопоставлять звучание инструментов в симфоническом оркестре.

- композитора Г. Свиридова;

- историю создания музыкального произведения;

- музыкальные термины: сюита, музыкальные иллюстрации;

- средства художественной выразительности;

- какими приёмами пользуется композитор для раскрытия образов литературного произведения симфоническим оркестром.

Компьютер, мультимедиа, музыкальный центр, фонотека, презентация.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть вас. Надеюсь, у вас хорошее рабочее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течении всего урока. В результате совместных усилий, мы с вами поставим и достигнем цели нашего урока. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки. Итак, вперёд! За свершениями!

- Ребята, перед вами портреты советского композитора Г. Свиридова и русского поэта и писателя А. С. Пушкина. Как вы думаете, что объединяет этих людей?

- Понятно, что они создали что то совместно. Пушкин жил и творил в 19 веке, а Свиридов в веке 20-м. Значит, А.С. Пушкин сначала написал художественное произведение, а затем композитор Г. Свиридов создал музыкальное произведение. А вот, что за музыкальное произведение создал Свиридов, и какое художественное произведение А.С Пушкина было положено в основу , об этом я вам кратенько расскажу.

- Правильно: песня, романсы, арии, кантаты. А он писал романсы и песни. Но очень любил работать для театра и кино. Эта работа давала ему возможность воплощения конкретных образов и ситуаций в музыкальных произведениях.

А сейчас отправимся в 1830г.

Г. Свиридова привлекла идея воссоздать в музыке образ провинциальной России. Но, ребята, его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову , настроением. Музыка зазвучала, как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство, жизни.

- Так вот, её 9 номеров создали последовательный ряд, своего рода, иллюстраций к Пушкинской повести. Музыкальных иллюстраций… Ребята, давайте вспомним, что такое иллюстрации?

- Правильно, это изображение того, что было написано словами. Художественная иллюстрация, это картина, которую можно увидеть глазами. И, ответьте мне сами, что такое музыкальные иллюстрации.

(дети рассуждают и приходят к единому мнению)

(дети выдвигают свои гипотезы)

- В целом правильно. Только немного сформулировано не верно. Я вам помогу. Итак, цель нашего урока: Рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. А теперь, слушаем музыку и составляем синквейн.

(учащиеся выполняют поставленную задачу)

- Закончили. Ребята, картинка нарисовалась? Зачитывайте, что у вас получилось.

(учащиеся отвечают, анализируют собственные и другие ассоциации)

- А теперь вместе попробуем дать название первой иллюстрации.

- Как вы думаете , ребята, в этой пьесе рассказывается только о капризах природы?

(звучит музыка, учитель комментирует, привлекая детей к выполнению поставленной цели)

- Мощно, фортиссимо, как бы с полуслова, аккордами медной группы инструментов, сопровождаемой непрерывной дробью малого барабана, чёткими ударами бубна, тремоло литавр началась эта пьеса. Вступили струнные активными скачками в ритме барабанной дроби. Но вот музыка внезапно стихает до пианиссимо, остаётся только непрерывная дробь барабана, да вторящие ей аккорды струнных инструментов. Тройка мчится издалека. Сквозь метель. Сквозь пургу. И на их фоне возникает раздольная песня (соло гобоя), чисто русские широкие распевы. Вот она - русская душа! Эта песня длится, переходит к кларнету , и ,затем, её подхватывает фагот , наконец, скрипки. Обвивается подголосками и достигает кульминации, в которой вновь вступает мощно группа со своими аккордами, воспринимаемыми как естественное продолжение привольной мелодии. Теперь обе темы звучат одновременно, но постепенно стихает – удаляется тройка, напев растворяется в восходящей мелодии арфы.

Ребята, скажите, на фортепиано или каком либо другом сольном инструменте возможно было бы так глубоко раскрыть образ, как это представил нам симфонический оркестр?

- Правильно. В оркестре около 80-ти музыкальных инструментов, бывает и больше. У каждого инструмента свой тембр. Динамическое звучание более мощнее. И, соответственно, исполнение пьесы симфоническим оркестром более выразительное.

Ну, что, ребята, справились мы с вами с поставленной задачей? Конечно, справились.

Что нового вы для себя узнали на этом уроке?

Какие открытия сделали для себя?

Вам было интересно?

А хотели бы вы узнать, какие дальше следуют пьесы в этой музыкальной иллюстрации Свиридова?

Сколько пьес нам осталось разобрать?

Нас ждут ещё открытия нового и прекрасного. Мы с вами будем вальсировать, маршировать, сопереживать… Но это всё будет на следующем уроке.

За активную работу на уроке получают оценки…

А теперь всего доброго. До новых встреч!


-75%

Читайте также: