Образование слов с помощью суффиксов 5 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: сформировать понятие о вариантах морфем.

Образовательные:развить умение формулировать определение понятий; находить морфемы в слове; членить слова на морфемы; различать морфемы в слове;обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения.Развивающие:осуществление системно-деятельностного подхода;развитие внимания;формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;развивать умение применять новые знания;развитие творческих, речевых способностей учащихся;формирование логических умений;развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;развитие умения формулировать проблему;парной работы.Воспитательные:воспитание интереса и уважения к родному языку;воспитание ценностного отношения к слову;развитие коммуникативных УУД:создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.Оборудование:

ПК;мультимедийный проектор;мультимедийная презентация к уроку.Структура урока:

Организационный этап.Актуализация знаний.Постановка учебной задачи.Усвоение новых знаний и первичное закрепление.Физ. минутка.Закрепление изученного материала.Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя

Здравствуйте! Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

1. Какую роль выполняют приставки в слове, а какую суффиксы?

Выделите общие суффиксы в данных словах, запишите два своих слова с этими суффиксами.

Дождик, носик, кубик…

Учитель, строитель, испытатель,…

Козлёнок, лисёнок, львёнок….

Горнист, танкист, теннисист,…

- Как образованы данные слова?

Отвечают на вопросы, приводят примеры

Размышляют, обсуждают, предполагают

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Постановка учебной задачи.

- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

Тема: Суффиксальный способ образования новых слов.

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тема урока.

- В каком разделе изучаются способы образования слов?

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Правильно, мы должны выяснить как образуются слова, с помощью суффикса научится образовывать слова с

- Цель урока - понять, суффиксальный способ образования слов, уметь образовывать слова с помощью суффиксов

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

4.Углубление изученного и усвоение новых знаний

Наблюдение за суффиксальным способом образования слов, стр. 176., вопросы

Упр.74, стр.177. Прочитайте предложения. Выпишите однокоренные слова, покажите от какого слова, какое образовалось

Какую роль выполняют приставки, а какую суффиксы?

Музыка - музыкант - музыкальный

Читают, отвечают на вопрос, приводят примеры

.УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованностий).

5.Первичное закрепление знаний.

Образуйте от данных слов имена существительные суффиксальным способом. Запишите пары слов по образцу

(на доске и в тетради)

Обсуждают, предполагают. Образуют существительные суффиксальным способом.

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: регулятивные (работают со словами).

Физ. минутка (пауза релаксации) 1 минута

6.Закрепление изученного материала

2. Упр. 77 (работа в группе)

Выполняют задания Взаимопроверка.

К: учит, способам взаимодействия, сотрудничества)

Р: (опираются на уже известное).

Что нового вы узнали на уроке?

Если вы поняли тему урока, возьмите и поднимите этот смайл:

- А если не поняли – такой смайл:

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Стр.176, упр. 78 или 79,

Перечень используемых на уроке ЭОР

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрации, презентация, видеофрагменты. Тест, модель

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Способы образования слов

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема: Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса;

Задачи: 1.Образовательные: учить образовывать и разбирать по составу такие слова; 2. Коррекционно- развивающие: способствовать развитию орфографической зоркости, развивать внимание, мышление, речь.

3. Воспитательные: воспитывать доброту, взаимопомощь, интерес к предмету, культуру поведения.

Оборудование: учебники, ноутбук, карточки с корнями слов.

Организационный этап

Чистописание:

придумать слова, начинающиеся на букву д, о, м;

придумать предложение, в котором слова начинаются на эти буквы, например: Дайте Олегу машину.

Проверка: по вариантам.

Если нет скамеек – не беда!

Можно сесть на форточки всегда!

Какое слово не подходит по смыслу?

Какую букву нужно заменить? (Ф - К)

Прочитайте стихотворение с новым словом.

Какими звуками различаются слова форточки и корточки?

1 вариант - дать характеристику звуку, обозначенному буквой ф;

2 вариант - дать характеристику звуку, обозначенному буквой к.

Словарная работа

Повторение о корне и родственных словах.

Учитель читает стихотворение, дети выделяют на слух корень и находят его в списке корней на доске.

Так же, как и у кустов

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам

Отыщи в них корень сам:

Лес, лесок, лесной, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Летчик, самолет, полет.

Ледяной, ледовый, лед.

Сад, посадка, посадил.

Род, родители, родил.

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись, труды…

Как вы думаете, можно ли к этому списку добавить слово дом?

Образование родственных слов с корнем -дом-.

С помощью чего образовалось новое слово?

Как называются эти слова? (Родственные)

Если слова являются однокоренными родственными, надо хлопнуть в ладоши (да), если не является хлопать не нужно (нет).

Зима, зимний, зимушка, зимовка. (Да)

Борьба, борец, бороться, воевать. (Нет)

Час, часовщик, часики, часовая (Да)

Больница, боль, больной, большой (Нет)

Вода, водный, водитель, водяной (Нет)

Соль, солонка, солить, соленый (Да)

Повторение образования слов с помощью суффикса, приставки.

Работа с учебником

Задание: Образовать слова от данных слов. (стр. 55)

прочитать слова; пронаблюдать с помощью чего они образовались; на примере одного из слов показать как оно образовалось (у доски с комментированием).

С помощью чего образовалось это слово? (Суффикса)

Какая еще часть слова помогает образовывать новые слова? (Приставка)

Работа по теме урока.

Проблемный вопрос: - А как вы думаете, могут ли образовываться новые слова сразу с помощью и приставки и суффикса? Давайте проведем небольшое исследование.

б) Прочитайте тему нашего урока

Образование слов с помощью приставки и суффикса

беседа по содержанию: Как называется первый весенний цветок? (Подснежник) Почему его так называют? От какого слова оно образовалось?

2) под + снеж + ник +  = подснежник

С помощью чего образовалось это слово? (С помощью приставки под- и суффикса –ник-)

Задание: узнать слово по описанию: бывает медным, бронзовым, серебряным, стеклянным, керамическим, декоративным и … Подставка для свечи или свечей. Что это? (Подсвечник)

Слово записывается и аналогичным образом разбирается на доске с комментированием.

Вывод: С помощью чего могут образовываться слова? (С помощью приставки и суффикса) Подтвердилось ваше предположение? (Да)

Домашнее задание: учебник, стр. 86, упр. 56.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 359 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.10.2015 2858
  • DOCX 23.7 кбайт
  • 5 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Алексеева Светлана Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Организационный момент.

Отгадывание загадок. Дети отгадывают загадки .

«Ах, какие мы чистюли –

«Режет, чистит и скоблит,

«Из горячего колодца

«Держите крепче – разобьюсь,

Сегодня мы с вами поговорим о посуде, узнаем почему она так называется и для чего эти предметы нужны.

логопедического занятия в 5 классе.

УСКОШ-И VIII вида

Тема. Образование новых слов с помощью суффиксов.

2)научить образовывать слова, обозначающие предметы посуды, с помощью суффиксов -ник-, -ниц-;

3) уточнить лексическое значение суффиксов -ник-, -ниц-;

4) закрепить полученные навыки образования относительных прилагательных;

6) развивать коммуникативную сторону речи;

7) развивать внимание, память, мышление.

I. Организационный момент.

Отгадывание загадок. Дети отгадывают загадки .

«Ах, какие мы чистюли –

«Режет, чистит и скоблит,

«Из горячего колодца

«Держите крепче – разобьюсь,

Сегодня мы с вами поговорим о посуде, узнаем почему она так называется и для чего эти предметы нужны.


- Назовите предметы, которые вы видите на картинке

II. Основная часть занятия.

- Где находится эта посуда у нас дома? (На кухне). Для чего мы используем

кухонную посуду? (Для приготовления пищи).

- Для приготовления каких блюд мы используем сковороду, кастрюлю?

- Когда используется половник? (Половником разливают суп и другую

3.Образование новых слов.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела,

Пейте чай, вода вскипела. (Это чайник)

- Назовите предметы посуды, которые мы используем для того, чтобы пить чай? (чашка, блюдце, заварочный чайник, сахарница)

(С помощью суффикса – ник-).

Логопед: «Суффикс – ник- помогает получить нам новые слова, которые обозначают ёмкость для хранения чего-либо.

Подумайте, что и куда мы поместим. (На доске карточки со словами, обозначающими продукты, и картинки с изображением посуды. Дети должны определить, что и куда нужно положить).

кофе - в кофейник,

молоко - в молочник,

салат - в салатник,

соус - в соусник.

- Как мы используем кофейник, молочник, салатник, соусник?

(Эту посуду называют столовой).

Какую посуду мы относим к столовой?

(Тарелки глубокие и мелкие, супницу, салатник).

- А ещё у нас есть столовые приборы. Это ложки, вилки, ножи.

(Показываем картинки с изображением столовых приборов).

(На доске перемешаны карточки со словами).

- Для чего предназначен каждый из этих предметов. С помощью какого суффикса получились эти слова?

Учащиеся записывают слова в тетрадь, выделяют суффикс – ниц- .

Назови посуду, что в шкафу за дверцей:

Для соли и для сахара,

Для горчицы и для перца?

(Показываем картинки с изображением солонки, сахарницы, горчичницы, перечницы)

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

(Надули животик, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

(Присели, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

(Покружились, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

(Остановились, руки сомкнули над головой)

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принёс.

(Присели, руками изобразили овал)

7. Образование относительных прилагательных.

(Из стекла, из дерева, из металла, из пластмассы, из глины, из фарфора)

Детям выдаются карточки с заданием. Вставить вместо скобок слово, заменив предмет на признак предмета.

1) Бабушка налила молоко в ( …..) кувшин из глины. (глиняный)

2) ( …..) Ложки из серебра очень красивые. (серебряные)

3) В магазине продаётся красивая ( …..) ваза из фарфора. (фарфоровая)


Цель урока: учить разбирать слова по составу; образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов. Развивать умения распознавать однокоренные слова разных частей речи; сопоставлять словообразовательную роль приставок и суффиксов с формообразующей ролью окончания в слове; употреблять в речи слова с разными приставками и суффиксами. Воспитывать интерес к предмету, способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Содержимое разработки

Конспект урока

учителя начальных классов

Оберемко И.В.

Тема: Значения суффиксов. Образование слов с помощью суффиксов

Цель урока: учить разбирать слова по составу; образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов. Развивать умения распознавать однокоренные слова разных частей речи; сопоставлять словообразовательную роль приставок и суффиксов с формообразующей ролью окончания в слове; употреблять в речи слова с разными приставками и суффиксами. Воспитывать интерес к предмету, способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.

1. Организационный момент (0,5 мин.)

2. Начало урока (1 мин.)

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я от вас друзья не скрою

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Записываем число, классная работа

(ручки положили, сели красиво)

3. Самоопределение к деятельности (1 мин.)

Ребята, прочитайте слова Маша-Машенька, волк-волчище.

4. Каллиграфическая минутка (2,5 мин.)

* Упражнения для рук, массаж пальцев (3 раза).

Хх ХХ Хх ХхХ ххХХхх

Хо хл ах ох ух их хм

Хлеб холод сахар мох

5. Словарный диктант (3 мин.).

Аллея, библиотека, воробей, город, дорога, заяц, коллектив, Москва, одежда, помидор.

Надеюсь я останусь довольна вашим диктантом (10 мин.)

6. Повторение пройденного материала (10 мин.)

Прочитайте слова и выделите группы родственных слов. Запишите, выделите корень.

Лесник, ходить, переход, лесника, звонок, у лесника, звонить, походный, звон.

- Какие слова не записали? Почему?

- Как доказать, что это формы одного и того же слова? (не изменяется основа, изменяется

- Какие части слова изменяют основу, образуют новые слова?

Делаем вывод (схема)

(слова на доске, учитель показывает карточку с приставкой – учащиеся образовывают слова; показывает карточку с суффиксом – образовывают новые слова с суффиксом).

Ходил лист игра

Садит мост корм

7. Физкультминутка (1 мин.)

(на музыкальном фоне)

8. Наблюдение над смысловым значением суффиксов. (2 мин.)

1) Списать и разобрать слова по составу.

Осинка, подготовка, вход, походка, рыбка, берёза, ивушка.

Пользуйся памяткой.

Памятка

1. Найди окончание. Для этого измени слово по числам или по вопросам.

Окончание – это та часть, которая изменилась.

2. Найди корень. Для этого подбери родственные слова и найди их общую часть.

3. Найди приставку. Она стоит перед корнем.

4. Найди суффикс. Он стоит после корня.

9. Наблюдение над смысловым значением суффикса.

-еньк- -очк- -ечк- (ласковое обращение)

-ищ- -ющ- -ущ- (значение увеличения)

-оват- (неполнота качества)

-ист- -тель- -ик- -ник- -ир- -щик- -арь- (профессии м.рода)

(учитель показывает наглядно, приводит примеры)

10. Упражнение для глаз.

1) Сиди прямо – смотреть перед собой, часто мигая.

2) Смотреть на кончик пальца. Двигать пальчик к носу и вдаль на вытянутую руку.

3) Стоя – вытянуть руку и палец, двигать горизонтально, провожая глазами.

4) Сомкнуть веки крепко, открыть.(5 раз)

11. Работа с учебником.

Образование слов с новыми суффиксами и наблюдение за их значением.

Упражнение 168 (устно), упр. 169, упр. 170 (стр. 91-92)

Самостоятельная работа. (работа в парах)

Образуйте слова с помощью приставок и суффиксов.

морков смотр

12. Упражнения для снятия усталости.

13. Закрепление умения определять смысловое значение суффиксов.

Ласковое отношение – сесть

Неполнота качества – присесть

Значение увеличения – встать

Учитель называет слова, учащиеся выполняют команду.

Лисонька, хвостище, голубоватый, словечко, розоватый, лапища, котик, глазищи,

14. Итог урока ( 1,5 мин.)

- Как большой дом превратить в маленький?

дом + ик = домик

- Как рыбу превратить в человека?

рыба + к = рыбак

- Что нужно сделать трактористу, чтобы получить машину?

тракторист – ист = трактор

- Какие суффиксы используются с увеличительным значением?

- Какие суффиксы придают оттенок неполноты качества?

- Какие суффиксы передают ласковое отношение?

- Что понравилось на уроке?

А мне понравилось как вы работали.

Читайте также: