Обратная задача 2 класс конспект урока

Обновлено: 18.05.2024

Я.В.: - Посмотрите на доску. Что скажите? ( два личика: грустное и весёлое).

- В улыбке участву ет 18 лицевых мышц, а для не у довольствия приходится напрягать

на 25 мышц больше. Какое количество мышц мы используем для выражения свое го

плохого настроения? Какое значение имеет для человека хорошее настроение и

- Давайте улыбнёмся и я уверена, что в результате нашей совместной деятельности

на уроке у всех останется хорошее настроение от получе нной работоспособности.

- Что можете сказать? (это действие первой сту пени, сумма, называют компоненты при

- Можете назвать ещё действие первой сту пени? ( вычитание )

- Какое действие можно считать обратным действию сложения ? (вычитание).

- Запишите к этому выражению равенство с обратным действием, когда известно значение

Итак, какое же действие является обратным сложению? (вычитание)

- Вы вспомнили о действиях первой ступени, а какие действия вы знаете ещё? (действия

- Составьте и запишите на листах выражения второй сту пени, исполь з у я числа 9 и 5.

(записывают 9х5 5х9, могут ещё записать 9:5 или 5:9 , если нет, то сама спрошу )

- Почему никто из вас не записал выражение вида 9:5 или 5:9 ? (-)

- Возникла проблема. Можем мы с уверенностью ответить на поставленный вопрос?

- Нам надо ещё многому на у читься, эти выражения я оставлю, к ним мы ещё вернёмся на

следующих уроках и обязательно ответим на этот вопрос.

- Какое действие является обратным действию у множения? ( деле ние )

- Запишите к этому выражению равенства с обратным действием.

- Где ещё используются числовые вы ражения? ( в решении задач)

- Вот сегодня у нас цель провести исследование дву х задач: выявлять сходства, отличия,

выясним почему именно эти задачи решаем и сам ое главное мы должны в результате

совместной деятельности дать название этим зада чам.

* В эту з иму из 81 дня прож итых волжа нами 20 д ней являются х олодными.

* В эту зиму из прожитых в олжанам и дней 20 д ней являются х олодными, а

61 тёплыми. Ск олько д ней за этот пе риод прожит о волжана ми?

- Я в этом году провела наблюдение и составила на их основе текст задач .

- Прочтите. Что скажите? В чём сходство? В чём различие? Какая связь между задачами? (

в задачах говорится об одних и тех же предметах, но известное и неизвес тное меняется)

- Как вы думаете в связи с этим задачи будут иметь одинаковые решения? (дети

- О чём говорится в задачах? Какие главные слова можно вы делить?

- Сравните решения задач. Ес ть ли межд у ними связь? От чего она зависит?

Вывод : решение второй задачи является проверкой решения первой задачи.

- Как можно назвать эти задачи? Какие есть предположения?(обратите внимание на знаки

- Какой получили результат? ( Мы выявили название, но надо ещё….) .

- 1 ряд садится на корточки тогда, когда в частном получае тся результат равный 3,

- 2 ряд садится на корточки тогда, когда в частном получае тся результат равный 4,

- 3 ряд садится на корточки тогда, когда в частном получае тся результат равный 5,

- Где пригодится вам умение считать устно, зачем надо учит таблиц у умножения и

- Кто с уверенностью может сказать, что он всё понял и науч ился решать такие задачи? ( -)

Учитель выдаёт каждой паре конверт, содержащий в себе несколько зада ч.

Задание: - обведи номера обратных задач, докажите св ой выбор.

1. В классе 26 учеников. 17 из них мальчики. Сколько девочек в класс е?

2 . В классе 17 мальчиков, а девочек на 8 ме ньше. Сколько девочек в классе?

3. В классе 17 мальчиков и 9 девочек. Сколько все го детей в классе?

4. В классе 35 учеников, 17 из них мальчики. Сколько девочек в класс е?

( на слайде добавляется задача под номером 4) – А почему эта задача не является

обратной, ведь в условии есть сходство с номерами 1 и 3? ( числовые да нные разные в

- Давайте вернёмся к первым задачам о погоде. Отку да я взяла ч исло 81?

81=31+31+19 ( в декабре и январе по 31 дню, а в февра ле прожили 19 дней на

- Что записано? ( выражение ). Что можете сказать? (есть одинаковые слагаемые, их

можно заменить умножением) – (появляется запись на слайде)

- Пока вы был и на переме не, я наблю дала за одним м альчиком. О н торопился

со столовой на урок и пе решагивал п о две сту пеньки поднимаясь вверх, при

этом считая. Он с читал: один, два, т ри, четы ре и дальше осталась од на

ступенька. Скольк о всего он насчитал с ту пенек? (предпола гают )

- Что заметили ? (можно заме нить одина ковые слагаемые у множением)

- Почему резу льтат не поменялся? (знае м правило в ыполнения д е йствий)

- А если какой - ни будь у чен ик заб ыл правило, то чт о делать ?

(воспользоваться ис точником информации - учебник ом)

- Настало время сам остоятельн ой деяте льности по в ыбору.

Где можно б ыло допу стить ошибку? ( в выб оре действия, в вычислении)

- Что следует посов етовать своим т о вар ищам? ( дома в ыучить таблицу

- Провести исследо вание дву х задач, вы явить сходства, р азличия, да ть

- Какого достигл и резу льтата? Что пом огло достиже нию у спеха? (вера в св ои

- Чьей работой н а уроке вы м огли бы в осхититься ? ( нарису й те на поля х

настроение, ост авшееся п осле урока (к ружок с улыбкой или кружок с ду гой

- Как вы думаете р абота с о братными задача ми заверш илась? Есть д огадки ?

- Вот с ответа на эт от вопрос мы начнём наш следующий у р ок. С п роверки

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Задачи, обратные данной - считаются те задачи, в которых говорится об одних и тех же предметах, но известное и неизвестное меняются местами.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

2. Математика. Проверочные работы. 2 кл: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Волкова А.Д.-М.: Просвещение, 2017, с. 16, 17

3. Математика. Рабочая тетрадь. 2 кл. 1 часть: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Волкова С.И.-М.: Просвещение, 2017.-с.31

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Решим три задачи.

Составим по рисунку первую задачу.


В классе 10 девочек и 8 мальчиков. Сколько всего детей в классе?

Составим схематический рисунок.


10 + 8 = 18 (д.)

Ответ: 18 детей в классе.

Составим вторую задачу.


В классе 18 детей. Девочек 10, остальные-мальчики. Сколько мальчиков в классе?

18 – 10 = 8 (м.)

Ответ: 8 мальчиков в классе.

Составим третью задачу.


В классе 18 детей. Мальчиков 8, остальные - девочки. Сколько девочек в классе?


18 – 8 = 10 (д.)

Ответ: 10 девочек в классе.

Посмотрим еще раз на схемы к каждой задаче. Обратим внимание на то, что во всех задачах одинаковый сюжет, но то, о чем спрашивается в первой задаче стало известным во второй и третьей задачах, а узнать во второй задаче, сколько мальчиков и в третьей задаче сколько девочек в классе надо то, что известно в первой задаче.

Задачи, в которых известно то, о чем спрашивается в первой задаче и надо узнать то, что в первой задаче известно, называют обратными первой.

Сделаем вывод: задачи, обратные данной - считаются те задачи, в которых говорится об одних и тех же предметах, но известное и неизвестное меняются местами.

Тренировочные задания.

1. Решите задачу. Выберите задачи, обратные данной.

Кате подарили 8 воздушных шариков красного и синего цвета. Красных шариков было 5. Сколько синих шариков у Кати?

1. Кате подарили 5 шариков красного цвета и 3 шарика синего цвета. Сколько шариков у Кати?

2. У Кати было 8 шариков. 3 шарика она подарила. Сколько шариков осталось у Кати?

3. Кате подарили 8 воздушных шариков красного и синего цвета. Синих шариков было 3. Сколько красных шариков у Кати?

Правильные варианты:

1. Кате подарили 5 шариков красного цвета и 3 шарика синего цвета. Сколько шариков у Кати?

3. Кате подарили 8 воздушных шариков красного и синего цвета. Синих шариков было 3. Сколько красных шариков у Кати?

2 . Восстановите пропуски в задачах.

1.В июне было 10 пасмурных дней и 20 ясных дней. Сколько дней в ________?

2. В июне ____ дней. Из них 10 дней были пасмурными. Сколько______ дней было в июне?

3. В июне 30 дней. Ясными были ____ дней. Сколько ____ дней было в июне?

30, 20, ясных, пасмурных, июне

Правильный вариант:

1. В июне было 10 пасмурных дней и 20 ясных дней. Сколько дней в июне?

2. В июне 30 дней. Из них 10 дней были пасмурными. Сколько ясных дней было в июне?

3. В июне 30 дней. Ясными были 20 дней. Сколько пасмурных дней было в июне?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по математике 2 класс.

Личностных УУД:
— Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; позитивному отношению к уроку математики, учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Регулятивных УУД:
— Уметь учащимися принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правиль-ность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необхо-димые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; овладение умениями проговаривать последовательность действий на уроке, умение формулировать цель урока с помощью учителя.

Познавательные УУД:
— Уметь осуществлять логические операции; описывать математические объекты; ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания.

УУД Коммуникативные:
— Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.

Методы и формы работы: совместная с учителем учебно - познавательная деятельность, работа в парах, математическая игра, учебный (проблемный) диалог, самостоятельная работа, наблюдение за математическими объектами (моделирование (сравнение, анализ)).

Для учителя: конспект урока, учебник, карточки для индивидуальной работы у доски.

Когда на математике я вижу море рук,

Мне кажется, что в класс пришли

Все доктора наук.

Решат задания правильно,

Все будет без проблем,

И в нашем школьном здании

Приятно будет всем.

Задачки все решаются,

И дети улыбаются,

Хоть осень за окном.

А мячики, скакалочки,

Оставим на потом!

Девиз урока: Главное – внимание!
— Это девиз нашего урока. Как вы его понимаете? Чтобы понять новое или сделать научное открытие – надо быть внимательным!
— С каким настроением вы пришли на урок – покажите при помощи сигналов на парте.
— Откройте тетрадь и запишите число, классная работа.

Даст нам понять,

И что должны знать.

— Ну, что - вперед за знаниями!

II . Актуализация опорных знаний.

1. Каллиграфическая минутка.

В руки в ручки мы берём,

Числа мы писать начнём…

-Рассмотрите числа, записанные на доске:

– Как связаны между собой записанные вами числа?

-Как называются числа при сложении?

-Какое свойство лучше применить при сложении?

Внимание, девочка! Внимание, мальчики!

Устно мы теперь считаем, Навык счёта развиваем.

Приготовьте наши ручки Разомните пальчики

Сегодня новые задачи будем решать

Тогда устный счет пора начинать

2. Устный счёт

1. Работа с числами

Сейчас послушайте внимательно задачу:

Лебеди у нас в пруду

Я поближе подойду
9 черных, белых – 5

Кто успел их сосчитать?
Говорите поскорей
Сколько будет лебедей? (14)

– А теперь будьте внимательны. Я зачитаю вам слова-понятия, а вы должны назвать общее слово, которое их объединяет: условие, вопрос, данные числа, искомое число. (Задача.)

— Что вы знаете о задаче? Назовите основные части задачи (условие, вопрос, решение, ответ). СЛАЙД
III. Самоопределение к деятельности (постановка темы и цели урока)

— Как вы думаете, зачем мы выполняли эти задания? (повторили связь компонентов при сложении, вспомнили части задачи)

Посмотрите, кто сегодня снова к нам прилетел? Мудрая Сова.

-Почему она сегодня рассеянная, когда такое бывает? Я думаю, что вы вовремя ложитесь спать…

Ребята, давай те поможем , сами узнаем, что это за слово.

- Посмотрите на числа и расположите их в порядке возрастания. Каждому числу соответствует буква. Какое слово получилось? (Обратные).
— Итак, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Решать задачи).

Тема урока: Обратные задачи.(на доске)
— А обратные задачи, это какие?
— Попробуете сформулировать проблемный вопрос, который необходимо разрешить на уроке? (Узнать о том, что такое обратные задачи и проверить наши предположения).
— Вот сегодня мы будем исследователями, понаблюдаем и разрешим данную проблему, т.е. самостоятельно сделаем открытие.

Какие цели вы поставите на урок? Главная цель?
Цель: провести исследование задач, выявить сходства, отличия, дать определение этим задачам . КАРТОЧКУ НА ДОСКУ

Давайте распланируем нашу работу: что – сначала, а что потом.

1. Исследовать новое.

2. Сделать открытие.

Гимнастика для глаз.
— Сейчас мы изобразим глазками цифру,указывающую на ваш возраст, цифру, напоминающую букву з, ..сегодняшнее число.

Приступим к решению задач.

IV . Изучение нового материала.

– Сейчас мы поработаем в роли исследователей.

Прочитайте задачи 1 (с. 26)

- Это одна и та же задача? В чём сходство? О чем говорится в задачах? В чём отличие?
Задачи на карточках у детей, схемы краткой записи для заполнения учащимися.

Работаем над 1 задачей. Прочитайте первую задачу. О чем говориться в задаче? , не знаем, сколько всего рублей?
- Впишите самостоятельно на карточках данные, которые известны и неизвестны в задаче.
Блокнот - 6 р.>?

Проверка и чтение задачи по краткой записи.

Решите задачу № 1.
Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. Оценочный лист.

- Прочитайте вторую задачу. О чем говориться в задаче?
- Чем задача похожа на предыдущую? Чем отличается от неё?

Запишите кратко условие.

Блокнот - 6 р.>10 р.

Карандаш- ? р
Решите задачу № 2.
Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. Оценочный лист.


- Что вы можете сказать о решениях этих задач?
- Прочитайте третью задачу. Как изменилось ее условие?
- Что надо узнать? Запишите задачу кратко.

Блокнот - ? р.>10 р.

Решите задачу № 3.
Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. Оценочный лист.
- Внимательно посмотрите на условия этих трех задач. Что вы о них можете сказать? (Они похожи.)
- Что одинаково? (Данные, числа.)

— Чем отличаются?
- Внимательно посмотрите на решения задач. Что одинаково? (Числа.) — Чем отличаются? (Действиями: 1) + 2) - 3) - )
- Как назовем вторую и третью задачи? (Обратные первой.)
- Конечно, это обратные задачи.
— В какой форме мы записали задачи? (в форме краткой записи),а можно их оформить в виде схематического рисунка.
— Кто может поделиться с Математиком, как понял, что такое обратная задача? ( Задачи, в которых объект (число) и результат меняются местами (известное становится неизвестным, а неизвестное известным), называются обратными первой ).
— Какую цель ставили? (узнать, что такое обратные задачи)
— Какой получили результат? (мы выяснили, что такое обратная задача и решили их).
— Что ещё нового мы узнали? В каком виде можно оформить кратко задачу? (схематический рисунок).

hello_html_m32346ac3.jpg


— Проверили мы наши предположения? Сова говорит, что вы молодцы.
V. Физминутка.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз сюда, два туда,

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели — встали, сели — встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

Читает решение вслух. Дети сигнализируют смайликами. Оценочный лист.

— Составьте обратные задачи (устно). Работа в парах. 1 пара проверка вслух.

Дети сигнализируют смайликами.
VI I . Работа по теме урока (первичное закрепление знаний).
— Откройте учебник на стр. 26, № 2.

— Решение и ответ задачи запишите в тетрадь самостоятельно. Один ученик читает решение вслух. Дети сигнализируют смайликами. Оценочный лист.

— Составьте обратные задачи (устно). Работа в парах. 1 пара проверка вслух. Дети сигнализируют смайликами.

1 вариант: решает устно задачу с вопросом: Сколько поймал лещей?
2 вариант: решает устно задачу с вопросом: Сколько поймал окуней? Фронтальная проверка.
Эталон для взаимопроверки и взаимоконтроля. СЛАЙД

— Кому было легко решать задачи, покажите зелёный сигнал на парте.
— Кто затруднялся при работе с этим заданием, покажите жёлтый сигнал.
— С какой целью выполняли это упражнение из учебника? ( Закрепили умение решать задачи, учились устно составлять и решать обратные задачи).
VII I . Домашнее задание.
№ 3, 4 с. 26 ,5-устно по желанию.
IX . Итог урока
- Какая цель стояла в начале урока?

- Что нового вы узнали на уроке?
— Какие задачи называются обратными?
— Кто испытывал трудности при работе?
— Какие? Что нужно сделать, чтобы их устранить?
X. Рефлексия учебной деятельности.

Какие качества ученика вам помогали в работе?

Оцените свое отношение к результатам урока.

Вы довольны результатами? Работой на уроке?

Какое у вас настроение?

Оцените свою работу на уроке при помощи полосок.

Мы сегодня с вами хорошо поработали. Я вас благодарю: мне было с вами очень интересно!


Планируемы результаты: учащиеся научатся узнавать и составлять обратные задачи; рассуждать и делать выводы; контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Организационный момент.

Актуализация знаний

Логическая разминка

Два ученика договорились сесть в четвертый вагон электрички. Но один ученик сел в четвертый вагон от начала электрички, а другой - в четвертый вагон с конца.

В одном ли вагоне едут ученики, если всего вагонов восемь? (нет).

Как построить всех детей

Нам в спортивном зале?

Кто выше всех? Ниже всех? (выше - Аня, ниже – Оля)

Геометрический материал (на доске рисунок)

- Сколько на рисунке треугольников? (8).

3. Устный счёт

- Покажите ответы с помощью карточек.

Работа над задачами

(Учитель читает текст, учащиеся дополняют или исправляют этот текст так, чтобы он стал задачей.)

- В новой Петиной книге 30 страниц. Петя прочитал 22 страницы.

- Сколько мячей купили в школу?

- Сколько стоит тетрадь?

- У Маши в доме много цветов, 6 из них цветут. Сколько цветов цветёт?

- На пруду плавали 12 уток и 15 лебедей. Сколько гусей было на пруду?

(Учитель читает задачу, учащиеся называют решение и ответ.)

- У чёрной кошки родились 2 чёрных котёнка, а у белой кошки – 3 белых котёнка и 2 полосатых. Сколько котят родились у чёрной и белой кошек? (2+3+2=7.)

- В букете 15 роз и 9 ромашек. На сколько больше роз, чем васильков? (15-9=6.)

- Саша нашёл 10 бeлых грибов, а сыроежек на 6 больше. Сколько всего сыроежек нашёл Саша? (10-6=4)

- Из гаража уехали 16 легковых машин, а грузовых на 3 меньше. Сколько всего машин уехало из гаража?

III. Самоопределение к деятельности

Сегодня на урок пришёл Математик. Он торопиться познакомить нас с новой темой, но по дороге Математик потерял одно слово из названия темы урока. Ребята давайте догадаемся, какое слово потеряно.

- Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Решать задачи.)

- Ребята, мы умеем решать задачи. Зачем же тогда пришёл математик? (Ответы детей.)

(Задачи записаны га доске.)

Тетрадь стоит 5 руб., линейка – 3 руб. Сколько стоят вместе тетрадь и линейка?

Тетрадь и линейка стоят 8 руб. Тетрадь стоит 5 руб. Сколько стоит линейка?

Тетрадь и линейка стоят 8 руб. Линейка стоит 3 руб. Сколько стоит тетрадь?

- Прочитайте первую задачу. Что известно в задаче?

- Что нужно узнать?

- Составьте краткую запись задачи.

- Запишите решение задачи. (5+3=8 (руб.).)

- Прочитайте вторую задачу.

- Чем эта задача похожа на предыдущую и чем отличается?

- Составим краткую запись задачи.

- Что вы можете сказать о решениях этих задач?

- Прочитайте третью задачу и составьте к ней краткую запись. Запишите решение задачи.

- Внимательно посмотрев на условия этих трёх задач. Что можно сказать? (Они похожи.)

- Что они одинаково? (Данные, числа.)

- Чем отличаются? (Ответы детей.)

- Как назовём вторую и третью задачи? (Обратные.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

V. Физкультминутка

(Ученики повторяют движения за учителем)

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты сесть опять.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

- Прочитайте задачу. Запишите краткую запись. Решите задачу самостоятельно.

- Устно составьте обратные задачи и решите их.

- Какие задачи мы составляли?

- Какие задачи называются обратными?

VII. Рефлексия

- Прочитайте задачи. Устно реши их. Соедини линией задачу и карточку с выражением для её решения.

В классе 10 мальчиков и 13 девочек. Сколько всего учеников в классе?

В классе 23 ученика. 10 мальчиков и девочки. Сколько девочек в классе?

В классе 23 ученика 13 девочек и мальчики. Сколько мальчиков в классе?


- Оцените свою работу на уроке.

- Сегодня я узнал…

VII. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали о задачах?

- Какие задачи называют обратными?

Домашнее задание: Р.Т.с. 34.

- Молодцы! Спасибо за работу на уроке.


-75%

Читайте также: